VFF-S Акты Вниз

Федеральный закон

О гражданстве Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 11.11.03 № 151-ФЗ; от 02.11.04 № 127-ФЗ; от 03.01.06 № 5-ФЗ, от 18.07.06 № 121-ФЗ), от 01.12.07 № 296-ФЗ, от 04.12.07 № 328-ФЗ, от 01.10.08 № 163-ФЗ)

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
Статья 3. Основные понятия
Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
Статья 5. Граждане Российской Федерации
Статья 6. Двойное гражданство
Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
Статья 9. Гражданство детей
Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации 
Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов
Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
Глава IX. Заключительные положения
Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона
№ 1948-I от 28.11.91. Действующие нормы

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
      Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия
      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
      гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;
      иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;
      двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;
      иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;
      лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;
      ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
      проживание - проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;
      территория Российской Федерации - территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
      общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
      упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
      изменение гражданства - приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;
      вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
      1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
      2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
      3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
      4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
      5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
      6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
      7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статья 5. Граждане Российской Федерации
      Гражданами Российской Федерации являются:
      а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
      б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Двойное гражданство
      1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
      2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
      1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.
      2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Статья 8. Гражданство Российской Федерации и брак
      1. Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
      2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
      3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Статья 9. Гражданство детей
      1. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
      2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.
      3. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.
      4. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Статья 10. Документы, удостоверяющие гражданство Российской Федерации
      Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.
      Гражданство Российской Федерации приобретается:
      а) по рождению;
      б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
      в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
      г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению
      1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:
      а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
      б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
      в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
      г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      
2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке
      
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
      а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных
частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
      в) имеют законный источник средств к существованию;
      г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
      д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
      2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      (бывшие пункты "а"-"в" исключены Федеральным законом от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
      б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
      в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
      3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
      4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, или воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство. (часть введена Федеральным законом от 11.11.03 № 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.07 № 328-ФЗ)

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (статья в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а"
части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
      а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
      б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
      в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
      2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
      а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
      б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
      в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
      3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.
      4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 20069 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 03.01.06 № 5-ФЗ, от 01.12.07 № 296-ФЗ)
      5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в", "г" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
      6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
      а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
      б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
      в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
      7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. (введена Федеральныи законом от 01.10.08 № 163-ФЗ)

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
      Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с
частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
      Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
      а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
      б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
      в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
      г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
      д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
      е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
      ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
      з) (исключен Федеральным законом от 11.11.03 № 151-ФЗ)

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации
      При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
      Гражданство Российской Федерации прекращается:
      а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
      б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации
      1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 20 настоящего Федерального закона.
      2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
      3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации
      Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
      а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
      б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
      в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации
      При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации
      Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены
      1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
      2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со
статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей.
Гражданство недееспособных лиц

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей
      1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
      2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей
      1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
      2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
      3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.
      4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.
      5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Статья 26. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)
      
1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
      
2. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.
      
3. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.
      
4. В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории Российской Федерации.

Статья 27. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство
      1. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.
      2. Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.
      3. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению.
      4. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации

Статья 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
      1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
      Президент Российской Федерации;
      федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних делуполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)
      федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
      2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации
      1. Президент Российской Федерации решает вопросы:
      а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со
статьей 13 настоящего Федерального закона;
      б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;
      в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;
      г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
      2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
      3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.
      4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
      5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)

Статья 30. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних делуполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)
      Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних делуполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)
      а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
      б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
      в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
      г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой
статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
      д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
      е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних делуполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)
      з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;
      и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статья 31. Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации
      Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:
      а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
      б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
      в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
      г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой
статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
      д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
      е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
      з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;
      и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
      1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:
      а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних делуполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)
      б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
      2. Заявление подается заявителем лично.
      3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
      4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица. (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)

Статья 33. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
      1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.
      2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
      3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
      4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Статья 34. Взимание государственной пошлины и консульских сборов
      1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина, а за пределами Российской Федерации - консульский сбор в размерах и порядке, которые установленномы законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.11.04 № 127-ФЗ)
      2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями
16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

Статья 35. Порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации
      1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.
      2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. (в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со
статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних делуполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)
      Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой и шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации. (часть в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. (часть в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ)
      5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Статья 36. Принятие к рассмотрению повторных заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации
      1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
      2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

Статья 37. Дата приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации
      1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
      в соответствии со
статьей 12 настоящего Федерального закона - со дня рождения ребенка;
      в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;
      в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.
      2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Статья 38. Исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации
      1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.
      2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних делуполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.06 № 121-ФЗ)

Глава VIII. Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, и действий их должностных лиц.
Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации
      Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации
      Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица
      Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 42. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации
      Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 43. Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
      1. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным заявлениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
      2. В случае, если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
      1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
      Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 26, ст. 903);
      Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1981 года "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета РСФСР вопросов, связанных с приемом в гражданство РСФСР";
      Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "О порядке приема в гражданство РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 982);
      Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 6, ст. 243), за исключением пунктов "а"-"в"
статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41, предусматривающих более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона;
      пункты 2-4, 7-18 Закона Российской Федерации от 17 июня 1993 года № 5206-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 29, ст. 1112);
      Федеральный закон от 6 февраля 1995 года № 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 7, ст. 496);
      статью 11 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670).
      2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона
      Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН.
Москва, Кремль. 31 мая 2002 года. № 62-ФЗ.


Закон Российской Федерации

О гражданстве Российской Федерации

Действующие нормы в соответствии со статьей 44 Федерального закона
"О гражданстве Российской Федерации"
от 31.05.02 № 62-ФЗ

Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации
      В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:
      а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
      б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
      в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации
      3. Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство Российской Федерации, то есть дающими право на сокращение вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи, являются:
      а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;
      б) усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации;
      в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
      г) наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении Российской Федерации, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;
      д) получение убежища на территории Российской Федерации.
      е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Статья 20. Восстановление в гражданстве Российской Федерации
      1. В гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации:
      а) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;
      б) лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с изменением гражданства родителей, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.
      2. Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации.
      3. Лицу, ранее состоявшему в гражданстве Российской Федерации и на которое не распространяется действие частей первой и второй настоящей статьи, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по его ходатайству.

Статья 41. Сроки подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации
      1. Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.
      2. Срок подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Б.Н.ЕЛЬЦИН.
Москва, Дом Советов России. 28 ноября 1991 года. № 1948-1.

В Россию без проблем

Власти упрощают получение гражданства соотечественникам

Загружается с сайта РГ      В упрощенном порядке теперь будут выдавать российское гражданство людям, переехавшим в нашу страну из других государств по госпрограмме переселения соотечественников. Соответствующие поправки в федеральное законодательство публикуются сегодня в «РГ».
     Вообще по Закону «О гражданстве Российской Федерации» прежде чем получить гражданство, человеку, претендующему на этот статус, нужно было, во-первых, непрерывно прожить в нашей стране 5 лет. Во-вторых, обязательно иметь законный источник к существованию. В-третьих, владеть русским языком. Теперь, в соответствии с принятыми поправками, эти три пункта будут для соотечественников необязательными.
     Эксперты полагают, что такие меры сделают программу более привлекательной. Не секрет, что реально она заинтересовала в десятки раз меньше переселенцев, чем предполагалось. Только в 2007 году в Россию ждали 100 тысяч соотечественников. Реально же с начала действия программы (с сентября 2007 года) в Россию въехало около трех тысяч семей, более половины из них – в Калининградскую область. Там, по мнению экспертов, созданы наиболее благоприятные условия для соотечественников – открыты центры временного размещения, заключены договоры более чем с 50 предприятиями, которые готовы принять на работу переселенцев. К тому же местные власти проводят наиболее активную информационно-разъяснительную работу за рубежом. Наиболее «неприкрытым» остается Дальний Восток. В Хабаровский и Приморский края, Амурскую область за это же время перебралось около 30 семей.
     Теперь, после того как правительство стало корректировать законодательство, ожидается, что поток соотечественников увеличится.

Вернуться ли в Россию староверцы?
     Почти целый век эти русские люди, гонимые за веру, скитались по чужбине: Китай, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Боливия...
     Сменялись поколения, но мечта вернуться в Россию вместе с крепкой верой передавалась от отца к сыну. Объявленная два года назад программа добровольного переселения соотечественников, которая пока что, к сожалению, буксует и только ленивый ее не ругает, как ни странно, взволновала дальнее зарубежье куда сильнее, чем наших бывших советских сограждан. Задумались о возвращении и староверы в Латинской Америке.
     Статья «Приключение русского иностранца в России» («РГ» N113 от 28.05.2008 г.) рассказывала, как неприветливо встретили старовера-первопроходца Данилу Зайцева в одном из 12 так называемых «пилотных» регионов. Оказалось, что староверы с их крестьянско-общинным образом жизни в программу не вмещаются.
     По просьбе «РГ» Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин позвонил губернатору Белгородской области, которая издавна славится доброжелательным приемом переселенцев. Хоть эта область в число «пилотов» не входит, вслед за Данилой на Белгородщину приехали еще 30 староверов. Могут, как он утверждает, приехать в Россию и тысячи. Но вот приедут ли – большой вопрос. Его решение ни от уполномоченного, ни от губернатора не зависит. Дело в том, что даже на гостеприимной белгородской земле приключения русских иностранцев не кончились.

Пришельцы из утраченного прошлого
     «...Я уверен, уважаемый Дмитрий Николаевич, что поддержка переселения русских семей старообрядцев будет способствовать не только экономическому подъему сельского хозяйства, но и нравственному возрождению России.
     На мой взгляд, было бы целесообразно создать специальный координирующий орган по переселению данной категории соотечественников...»
     (Из письма губернатора Белгородской области Е. Савченко министру регионального развития РФ Д. Козаку)
     Первый визит в Белгороде – к губернатору Савченко. Идем вместе с Данилой Зайцевым. Это он договорился, чтобы Евгений Степанович принял меня сразу после поезда. Данила с губернатором на «ты». У староверов просто не принято обращаться на «вы», тем более к людям, которых они считают «своими». Потом, посещая с Зайцевым многие другие кабинеты, я видела, что этого бородача, приехавшего в Россию с другого конца света, и чиновники тоже принимают как своего. С внимательным уважением. Что ж, губернатор распорядился быстро и «по уму» решать все вопросы старообрядческой артели имени А.И. Солженицына.
     – Больше двухсот староверов мы пока принять не готовы, – объясняет Евгений Савченко. – Надо же попробовать: приживутся ли они. Создать прецедент. Если у нас хорошо получится, думаю, многие регионы их позовут – Россия большая.
     Данила:
     – Мне каждый день звонят наши, – уточняет Данила, – из Латинов (так он, по-свойски, называет Латинскую Америку. – Л.Г.). Тысячи готовы приехать на родину. Но я буду строго смотреть. Ни одного непорядочного человека в Белгородскую область не привезу.
     Спрашиваю: «Значит, и среди староверов есть непорядочные?»
     – А как же. Есть, конечно, такие, что развратились в миру. Например в Соединенных Штатах. Там много наших, и соблазнов тоже много. А мы в Латинах жили замкнуто, старались сохранить самое дорогое – веру, строгие законы и русскую культуру. Ничего не потеряли из того, что передали нам отцы и деды. Получается, мы – живая история и должны жить в России исторически.
     – Это как, Данила?
     За него отвечает губернатор:
     – Действительно, староверы – как пришельцы из того утраченного российского прошлого, когда человек еще был сроднен с землей. А у нас за советские годы три поколения прошло, уважение к крестьянскому труду выветрилось. Если эти сохраненные русские крестьяне, трудолюбивые и непьющие, смогут осуществить свою мечту о хорошей жизни на родине, наши местные тоже встрепенутся. Этот поселок будет как духоносный источник. И не только для Белгородской области.

Все не даром
     «...На новом месте жительства староверы будут сеять зерновые и заготавливать корма, развивать мясное и молочное животноводство по современным технологиям, разводить коз и овец, выращивать экологически чистые овощи, фрукты и ягоды без химикатов. А также обустраивать в местных прудах рыбники».
     (Из «Концепции развития фермерской старообрядческой артели им. А.И. Солженицына»)
     В день, когда я приехала, у староверов был большой праздник – к ним прибыла техника. Чудо-техника: циклопических размеров трактор фирмы «Джондир» (на 305 лошадиных сил), дискатор, глубокий рыхлитель, сеялка... Сами выбирали на выставке именно те марки, с которыми привыкли работать в Латинах. И теперь со знанием дела проверяли механизмы. Общая стоимость – 11 миллионов 660 тысяч рублей. Это кредит области на пять лет под 11 процентов. «Успеете расплатиться?» – «А как же? Разве можно опозорить доверие! Это был бы большой грех. У староверов строгое правило: ничего даром никогда не берем, только взаймы».
     Каждую субботу в Белгороде – совещание у начальника АПК (департамент агропромышленного комплекса). Приезжают руководители Шебекинского района, там в селе Кошлаково временно обосновались переселенцы. Их пустили под свои крыши местные староверы (это староверческое село). Я присутствовала на совещании и все удивлялась: неужели чиновники могут быть такими заботливыми? Данилу спрашивали: когда же артель заберет с фермы коров для домашних хозяйств? Каждой семье дают по две дойные коровы. Недоумевали: зачем ваши женщины закупают сахар на рынке, когда можно без всяких накруток по госцене купить? Данила отвечал: «Неловко без конца вас беспокоить. Надо же совесть иметь».
     А есть ли у вас мука? И что ваши семьи будут есть зимой? (Староверы готовых покупных продуктов не употребляют.) Данила отвечал, что картошку они с сыном успели посадить. Хорошая уродилась. И морковь, лук, капуста тоже зреют. (Я видела эти ухоженные грядки.) Обсуждали чертеж с планом поселения и угодий. Им дают по три га на семью и тысячу га для общих посевов.
     Когда мы приехали в Кошлаково, Данилу уже ждали зам. главы района и руководитель отдела образования. Долго ломали голову, как лучше организовать обучение староверческих детей. Они ведь все разных возрастов, но в школу в Латинах не ходили, грамоте обучались в семьях. Испанскую школу окончила только одна Татьяна, дочь Зайцевых. Для этого ей пришлось уйти из дома, пережив конфликт с родителями. Те боялись, что «в миру» дочь нахватается вредных привычек. Но Татьяна осталась верна староверческим строгостям. Теперь Данила ею гордится, просит своих новых друзей из Белгородской переселенческой организации «Вера» (здесь квалифицированные тренеры по предпринимательству и малому бизнесу) выучить Татьяну на экономиста. Очень нужен артели свой экономист.

Заколдованный круг
     Только один раз за все время наблюдала я Данилу в гневе. Обычно он светится навстречу каждому человеку, все для него – хорошие добрые люди. Вообще для старовера осуждать кого-то большой грех, второй после гордыни. А тут мы пришли в миграционную службу, и ему в очередной раз вернули документы невестки: при переводе фамилии пропущена одна буква. Опять нужно к нотариусу идти. И он вдруг вскипел:
     – Да что ж это за издевательство?! Нам пахать и сеять надо, и так уже с озимыми запаздываем, а я должен без конца ездить в город бултыхаться с этими бумажками. Ну разве мы виноваты, что судьба нас по свету гоняла? От кровопролития, от тюрем наши предки бежали. Один мой дед бесследно в Сибири сгинул. Ну, родился я в Китае, там мне на китайском метрику дали, потом в Аргентине переиначили, а в Уругвае – по-своему. У нас у каждого по две-три разные фамилии. Имена перевернуты, а отчеств там вообще не празднуют. Я записан то как Даниил, то Даниэль. Но какое все это имеет значение, когда вот он я, Данила Терентьевич Зайцев, живой перед вами стою?!
     Потом он сожалел, что напустился на девушку. Она ж правильно сказала: если мы с ошибкой документы примем, Москва обратно вернет, только время затянется. Местные паспортисты делают все возможное, чтобы облегчить староверам муторную процедуру легализации. Если в других регионах переселенцы годами добиваются РВП – разрешения на временное проживание, то в Белгороде большинство приехавших получили разрешение в течение месяца. Вне всяких квот. А вот сам Данила-первопроходец застрял.
     Пока он обустраивал других, ходил насчет земли, техники и прочих общих нужд, его собственная виза закончилась и срок паспорта истек. Хоть сдал вовремя все требуемые анализы – на СПИД, лепру и прочие стыдные болезни, про которые староверы и не слыхивали, РВП ему не успели оформить. Не было справки об отсутствии судимости. Тогда его семья еще была в Уругвае, и быстро взяли эту справку, послали по почте. А она до сих пор не пришла. Уже семья в Россию приехала, ксерокопию привезли. Но нужен только подлинник. В общем, нежданно-негаданно превратился Данила в нелегала и по российским законам его надо депортировать и пять лет не впускать в Россию.
     Вот недавно Госдума послабления для соотечественников в закон о гражданстве приняла, много по этому поводу в газетах шума было. Но к староверам новая льгота не относится. Она – только для участников программы переселения. За три месяца они могут гражданство получить. Это главная приманка буксующей программы. А староверы, получается, не соотечественники. Им в лучшем случае пять лет гражданства ждать.
     У Данилы теперь один выход – просить транзитную визу и ехать в Уругвай «выправлять бумажки». Тот самый знаменитый добрый совет наших чиновников: «выедьте, получите новую миграционную карту и опять въедьте». Чего, мол, вам стоит. Действительно, почему бы Даниле не прогуляться – 17 часов полета над океаном до Латинов, 17 – обратно.
     Он взял билет в Монтевидео.

Если работать «спихнярук», то не получится «классно»
     Сообщаю Даниле и Савченко хорошее известие: в минрегионе советуют Белгородской области заново написать региональную программу добровольного переселения (их первый вариант был отвергнут) и включить туда переселение староверов. Губернатор почему-то не радуется. Ему хорошо известно: по критериям программы общинное обустройство вписать нельзя. Говорю, что эти критерии скоро должны быть расширены. «Но когда это станет и кто нам официально это объяснил?» И вообще Белгородчина от демографического кризиса не страдает, за последние годы прирост населения – 105 тысяч. Да, в основном за счет мигрантов. «Главный капитал мигрантов – их пассионарная активность. Мы и без этой программы принимали соотечественников и принимать будем». У области множество своих социальных программ. Но как же обидно, что к такому золотому генофонду, как староверы, формальное отношение.
     Знаю, что в Белгород приезжали 11 очень богатых староверов из Боливии. Тоже были у губернатора. И что? «Уехали и ждут, что у Данилы получится. Присматриваются к миграционной политике России. Да что говорить, всем соотечественникам не белгородское гостеприимство важно, а серьезное отношение страны к их судьбам».
     Данила, конечно, вернется. Привыкший в любой ситуации видеть Божью волю, он находит «пользительность» в своем вынужденном вояже: « По всем староверческим деревням пробегусь, посмотрю, что думают наши в Аргентине, Боливии, Бразилии. Ну, про Уругвай можно не волноваться – там только моего сигнала ждут».
     На прощанье говорит: «Пожелай нам подвига». – «Что-то высоко берешь, Данила. Про какой ты подвиг?» – «Мы – первые. Кто за нами пойдет, тем будет легче. Но правду скажу: мы, староверы, к трудностям привыкшие. В Латинах нам давали землю в джунглях, там такие заросли, что ползком не проберешься. А мы к труду жадные, не умеем работать спихнярук (это его любимое, может быть, лично изобретенное словечко. – Л.Г.), мы сотни тысяч га превратили в цветущие сады и пышные нивы. Так и в России, посмотришь, будет. Это ж родная наша земля, тут нам и климат, и люди по душе. Знаешь, моя жена Марфа говорит: как сошла с самолета, думала, что это сон – люди ходят в таких же одежках, как в Латинах, но все говорят по-русски. Мы ж там в миру старались говорить по-испански или по-португальски. Приходилось скрывать, что мы русские.
     P.S. Общественная организация «Вера» сделала для артели им. Солженицына сайт.

СПРАВКА «РГ»
     Старообрядцы в России и в мире
     Несмотря на то что официальной статистики о количестве старообрядцев нет, в мире, по мнению экспертов, проживают около миллиона старообрядцев. В основном они живут в Румынии, Австралии, США, Венесуэле, Чили, Перу. Небольшие общины есть в Германии и Испании, но их появление связано с современной миграцией.
     Напомним, что в 1917 году в России было примерно 15 миллионов старообрядцев.
     После революции и сталинских репрессий только небольшая часть населения считает себя староверами. Число староверов в современной России примерно 2-2,5 миллиона человек. Староверы разделены на четыре основных «согласия». Самые большие из них – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкого согласия) – примерно 1 миллион человек и христиане-староверы «часовенного» согласия (ближе к беспоповцам) – около 700 000 человек. Уругвайские староверы принадлежат часовенному согласию.

МИГРАЦИЯ
     Какие бы программы ни принимали наши власти, поток мигрантов в Россию все равно будет увеличиваться. Об этом шла речь на «круглом столе», посвященном проблемам миграционной политики России и Европы.
     Как отметил директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский, процессы постоянного переселения людей из одной страны в другую неизбежны. По его словам, в последние годы наметился явный демографический дисбаланс между так называемым севером – странами Европы, России, США и югом – Китаем, Индией, Филиппинами, многими азиатскими государствами. Сегодня «северяне» составляют всего 20 процентов населения планеты, но при этом занимают значительные территории. Так что неудивительно, что жители густонаселенных государств стараются их потеснить. Тем более что уровень жизни в развитых странах намного выше, считает профессор.
     Россия в этом плане не исключение. По словам экспертов, европейская часть страны занимает всего четверть площади государства, но проживают в ней 80 процентов населения. «В одном только Центральном федеральном округе размещаются более четверти россиян, при том что он занимает всего 4 процента территории страны», – уточняет профессор Вишневский. При таком раскладе, считает он, остальные территории остаются совсем неприкрытыми, и одним из самых «безболезненных» источников их заполнения являются мигранты. За последние несколько лет россиян стало меньше на 12,3 миллиона человек. За счет мигрантов удалось восполнить чуть меньше половины – 5,3 миллиона.
     При этом, добавляет профессор, они играют важнейшую роль в экономическом развитии страны, ибо заполняют самые низкие профессиональные пласты, на которых базируется даже элементарное жизнеобеспечение.
     «Немаловажную роль играют и нелегалы, – полагает профессор. – Их дешевый труд широко используется, к примеру, сельскохозяйственниками США. Популярен он и в России. Несмотря на то, что власти всех государств постоянно стараются с ним бороться». Между тем, продолжает профессор, есть отрасли и предприятия, которые вообще не могли бы без них существовать, да и мы, потребители, негласно их поощряем, покупая подешевле продукцию или услуги.
     Так или иначе, зарабатывая на мигрантах, государства вместе с тем и теряют немалые деньги. Так, из стран Евросоюза ежегодно в другие государства перекочевывает более 14 миллиардов долларов – суммы, которые гастарбайтеры отправляют своим родным и близким. Примерно столько же уплывает каждый год и из России. По некоторым экспертным оценкам, доходы, получаемые, к примеру, таджикскими работниками, равны двум национальным бюджетам Таджикистана.
     При этом нет однозначных ответов на вопросы, как бороться с нелегальной миграцией и сделать процесс переселения граждан «прозрачным». В Европе на протяжении нескольких десятилетий пытались полностью закрывать внешние границы, но поощрять при этом миграцию внутри стран Евросоюза, выделяли немалые деньги на оплату проезда домой мигрантов, но ни эти, ни другие меры не дали результатов. Государства по-прежнему переполнены выходцами из африканских и других слаборазвитых стран.
     Нет решений и в России. «Самое опасное в этой ситуации то, что чем сильнее ужесточается законодательство по отношению к гастарбайтерам, тем более беззащитными они становятся и тем сильнее на них пресс со стороны властей и работодателей, и тем больше их попадает в теневой сектор экономики. А это значит, что наряду с силовыми мерами необходимо искать и другие, более мирные рычаги регулирования миграции», – говорит Анатолий Вишневский.

Лидия Графова, Марина Грицюк.
© «Российская газета», 03.10.08


Федеральные законы
  • 62-ФЗ 31.05.02 «О гражданстве Российской Федерации»
  • 109-ФЗ 18.07.06 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • 115-ФЗ 25.07.02 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  • 99-ФЗ 24.05.99 «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»
  • 114-ФЗ 15.08.96 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
  • 4530-1 19.02.93 «О вынужденных переселенцах»
  • 4528-1 19.02.93 «О беженцах»

  • НаверхПочтаПодписка - Главная
    /fz/06/06_109.html
    Реклама:
    Hosted by uCoz