Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль. 5 декабря 2005 года. № 154-ФЗ.
- Казачья вертикаль. «Южно-Сахалинск», 12.01.06.
- Казачья трагедия. «Советский Сахалин», 13.01.06.
- Казаки мы, евреи, значит... «Рыбак Сахалина», 26.01.06.
- Не только лампасы, не только нагайки... «Парламентская газета», 09.02.06.
- Донские казаки занялись топонимикой. «Независимая газета», 20.02.06.
ВЗГЛЯД
Известно, что совершенству нет предела. Стало быть, строительство по всем направлениям, в том числе и властных структур, можно вести бесконечно. Если кому-то кажется, что вертикаль власти построена и нуждается только в отладке – ошибается. Сначала частью вертикали стала законодательная ветвь большинством «Единой России», деятельность которой – последняя штамповка антинародных законов.
Следом исполнительная власть избавляется от региональных «отклонений» учреждением института представителей президентской власти в федеральных округах и отмены выборности губернаторов. Затем судебная власть доказывает свою преданность вертикали в угоду сигналам, посылаемым сверху. Рядом и гражданское общество успешно встраивается во властную конструкцию через общественную палату (ОП).
Но это не все. Строители вертикали обнаружили еще один объект, который и сам не прочь в нее вписаться – казачество. В ноябре минувшего года Государственной Думой принят закон «О государственной службе российского казачества». Впервые новая примета: «...если президент что-то обещает публично, сделано будет как раз наоборот» дала сбой. Вышло вдруг как бы опровержение ее – давно обещанный закон о казачестве принят.
Однако радоваться казакам не впрок. Закон, как ни странно, не содержит самого главного – определения статуса казака как такового. Действие его распространяется лишь на членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр и принявших обязательства по несению государственной и иной службы. Все остальные, значит, которые не «члены», как бы ни назывались казаками и сколько бы не было у них предков-казаков – «вне закона»!
Весь закон, по существу, сводится к одной фразе: «Реестровые казаки осуществляют государственную службу в соответствии с федеральными законами». Отныне принятые казачьи общества на реестровую государственную службу финансируются за счет бюджетов: федерального, региональных и муниципальных.
В свою очередь, российское казачество организует военно-патриотическое воспитание призывников по подобию ДОСААФ советских времен, принимает участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне, предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, в охране как государственной границы России, так и общественного порядка, а также помогает в борьбе с терроризмом.
Вероятно, с учетом традиционной приверженности казаков, как воинского сословия, к наградам– и чинопроизводству Путин подписал еще и указ, устанавливающий порядок присвоения так называемых главных чинов. Теперь чины от есаула до полковника присваиваются полномочными представителями в федеральных округах, остальные – атаманами.
Таким образом, с принятием закона и указа завершается выстраивание казачьей «властной вертикали» – рядовые казаки, урядники и младшие офицеры подчиняются своим реестровым атаманам, старшие офицеры – полпредам, а атаманы – лично президенту. В том же указе, между прочим, отмечено, что «главные казачьи чины» присваиваются лишь казакам, на момент присвоения не проходящим действительную военную службу. Похоже, в очередной раз казакам напомнили, что их чины-звания остаются как бы игрушечными, казачьими, одним словом! Дозволено, так сказать, свыше реестровому казаку с принятием обязательств по несению государственной службы на законном основании поиграть в «казаки-разбойники» в офицерских чинах под приглядом чиновника военкомата. Да и как иначе – без статуса казака с реестровым казачеством?
Известно, что появилось «реестровое казачество» не случайно. В 1996 году, когда позиции Ельцина были слабы, как никогда, власть крайне нуждалась в поддержке электората. Для привлечения голосов казачьих объединений, имевших определенное влияние в ряде регионов, была выдвинута идея создания государственного реестра, куда вносились имена тех, кто заявил о своем согласии нести государственную службу. Многие казаки вошли в реестр с определенной надеждой на признание государством. Было создано даже ГУКВ (Главное управление казачьих войск). Однако были и такие (большинство), кто не спешил давать какие-то невнятные обязательства – еще неизвестно, что там у власти на уме.
Тем не менее польщенные вниманием властных структур казаки проголосовали в основном за Ельцина , после чего планы привлечения казачества к госслужбе были положены под сукно, а ГУКВ благополучно упразднили. И это, конечно, не случайно. Настороженность небезосновательна.
Дело в том, что принятие закона о государственной службе казачества создает весьма опасный прецедент. Ведь казаки – это сословие как дворянство, мещанство или купечество. Казачество в российской империи использовалось для защиты границ государства и представляло собой особое привилегированное военное сословие, положение которого определялось тем, что за службу государству за каждым казачьим войском закреплялась земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам. Эта форма землепользования сохранялась вплоть до октябрьского переворота. Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск (позднее – казачьему отделу главного штаба Военного министерства) во главе с атаманом всех казачьих войск, которым являлся наследник престола.
Мужское население станиц было обязано нести военную службу, продолжавшуюся 20 лет На военную службу казак должен был являться со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. Казачество широко привлекалось к несению полицейской службы, использовалось для подавления протестных выступлений на всей территории России.
Численность войсковых казаков составляла около 3 млн. человек, или 2,3 процента всего населения Российской империи. К началу XX века в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел), а также небольшое число красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 году Енисейское казачье войско.
Безусловно, современное казачество, как и тогда, став государственной структурой, будет более управляемым, но вполне очевидно, что часть реестровых казаков будет стремиться к восстановлению сословных дореволюционных преимуществ. Подобные претензии о возвращении казакам всех земель высказывали казачьи организации России и зарубежья атамана Ратиева. На этой же позиции стоит и общероссийское объединение Союза казаков России. Отлично понимая это, госчиновники предпочли законом декларировать лишь госслужбу казачества, без определения статуса казака. Недаром оренбургские казаки, после сообщения о принятии Думой закона «О государственной службе российского казачества» в первом чтении, выступили с заявлением: «Этот законопроект ущемляет традиционный образ жизни казаков. Нас рассматривают в нем просто как еще одно подразделение ОМОНа. И ни слова не сказано о наших станицах, статусе наших жен и детей».
Несложно предсказать, к каким последствиям может привести новая роль казаков на поприще охраны общественного порядка или борьбы с терроризмом, охраны границ, особенно в районе горячих точек Кавказа.
Исполнительный директор общественного движения «3a права человека» Лев Пономарев полагает, что защита границ государства является разновидностью контрактной службы. …Но когда казакам будет дано право поддерживать правопорядок внутри этих границ, то это тревожит. Как показывает опыт, казаки понимают правопорядок по-своему, отметил он. И немудрено, что если речь идет о каких-то загадочных общественных дружинах, принятых на местных уровнях некоторых регионов, без социальной защиты и без единого слова о казаках – создается впечатление, что закон «О государственной службе российского казачества» несет в себе элементы дестабилизации властной вертикали, а не ее укрепление. Другое дело, если планируется создание на федеральном уровне специальных казачьих дружин с охранительными функциями защиты властной вертикали от угрозы, например, «цветной» революции или иных внутренних потрясений, то все правильно.
Закон именно для реестрового казачества весьма кстати, тем более без всяких обязательств. Картинные атаманы впереди конных реестровых дружин на страже властной вертикали – зрелище шикарное. За преданность надо платить. Как деньгами, так и привилегиями. Но для этого нужны потомственные казаки, а не реестровые наборы с 18 лет. Тогда и вертикаль власти казаками укрепится.
Виктор БОНДАРЕВ,
атаман отдельного казачьего округа Союза казаков России, казачий полковник.
© «Южно-Сахалинск», № 2, 12.01.06.
Далекое – близкое
24 января – черная дата в истории российского казачества. В этот день 87 лет назад вышла зловещая директива Якова Свердлова о расказачивании. Директива по сути предусматривала уничтожение целых казачьих областей. Результатом ее действия стало истребление более половины тогдашнего казачьего населения.
Ты, выкорчеванное начисто,
Ты, изведенное под корень,
Былое русское казачество –
Незаживающее горе.
И память о тебе всезнайками
Заплевана почти по брови –
Корят казачьими нагайками,
Не помня о казачьей крови.
Так выразил эту общенародную трагедию и боль профессор Московского государственного университета Р.Самарин.
За что и почему с таким остервенением уничтожалось и вытаптывалось в послереволюционной России многострадальное казачество?
Более тысячи лет казачество известно на Руси как особая организация приграничного населения. Суровые природные условия и воинственные соседи определили образ жизни казаков в форме военизированного сообщества. Казак с детских лет через игры, обычаи обучался военному делу и обхождению с лошадьми, владению оружием и ориентированию, умению перехитрить врага, неприхотливости, способности выжить в самых суровых условиях. В нем с малолетства воспитывались честь и достоинство, верность товарищу, военная доблесть и трудолюбие, беззаветная любовь к своему народу, его истории и культуре.
Стихия казака – воинская служба. Казачьи военные поселения содержали сами себя, покупали за свой счет вооружение, лошадей и амуницию. Такие войска не требовали расходов и вместе с тем непрерывно несли военную службу. В течение двух часов после объявления войны полк выходил из станицы в боевой поход и насмерть стоял «за землю русскую, за веру православную». Дети вольницы, казаки во все времена исповедовали и пуще жизни берегли главные основы своего общежития: свободу и братство. Все проблемы и спорные вопросы решали общенародно – сходом, говоря по-казачьи, кругом. Атамана избирали всем обществом. Выбирали самого храброго и авторитетного казака, не раз достойно проявившего себя в критических ситуациях, на поле брани. В случае неудовольствия атаманом его переизбирали на круге большинством голосов.
Устройство казачьего общества примечательно было не только его демократическим характером, но и силой духа, как ранее выражались – «моральной упругостью». А проще говоря – человеколюбием, милосердием и праведностью. Скажем, военная добыча казаков во все самые жестокие времена делилась на десять равных частей: одна часть – на церковь, одна на войсковой круг, одна себе и семь (!) – семьям погибших в бою. Кроме того, дети погибших брались на обеспечение войскового круга до совершеннолетия.
Стойкость казаков в бою была выше всех войск. Сравнивая, например, «моральную упругость» в различных родах войск в первую мировую войну с точки зрения кровавых потерь и количества попавших в плен, приходим к выводу – наименьший процент дают именно казаки и гвардия.
Самобытные вековые традиции добровольной общественной организации самоуправления, хозяйствования, культурные обычаи, исторически сложившиеся территории и многие другие особенности выделяют казачество как самостоятельную культурно-этническую общность на территории России.
Именно эти особенности казачества, а в первую очередь приверженность к твердому государственному порядку, и послужили причиной чудовищного истребления казачьего населения в 1919 году. Решавшие судьбу казачества тогда, в горячке гражданской войны, как и некоторые ныне рассуждающие об этом, не отдавали и не отдают себе полного отчета в том, что оно собою представляло.
За спиной казаков многовековой, с XV столетия, исторический путь. В большинстве своем выходцы из российских губерний, эти вольные люди, порвавшие со своей социальной средой, представляли собой лихих, выносливых и изобретательных воинов. Они группировались на южной окраине Дикого поля, вдоль многоводного, величавого и рыбного Дона. «Благородные работники» на быстрых конях и легких стругах не давали покоя своим соседям...
О трагедии расказачивания невозможно говорить без содрогания. Новая власть прошлась по казакам кровавым катком. Известно, что у казачества в силу исторических причин было свое особое положение в землепользовании. И так просто «взять все да поделить» казакам было, разумеется, не с руки. Так же, как и «интернационализироваться», потерять самобытность уклада, культуры. Власть же со свойственной ей привычкой к унификации всех и вся терпеть уникум казачества не желала. А уж иметь казаков в качестве военной силы (а кто же казаки без этого?) тем более.
Впрочем, все доводы «за» и «против» отступают на второй план, когда вчитываешься в леденящие душу строки той страшной директивы. Вот они: «Последние события на различных фронтах и в казачьих районах, наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение казачьих войск заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы в данных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления...».
Это с верхами-то, с избранными казачьим людом любимцами? К остальному казачеству директива требовала «всего-навсего» применять меры, ограждающие от каких бы то ни было посягательств на новую власть, что на местах, как и следовало ожидать, расшифровали на свой беспощадный лад. И пошло-поехало.
К примеру, руководитель Донбюро Сырцов телеграфировал предревкому станицы Вешенской: «Свяжитесь с отрядом 8-й армии т.Малаховского, выделенным для подавления контрреволюционеров, примите руководство политической стороной. За каждого убитого красноармейца расстреливайте сотню казаков. Приготовьте этапные пункты для отправки на принудительные работы в Воронежскую губернию, Павловск и другие места всего мужского населения в возрасте от 18 до 55 лет включительно. Караульным командам приказать за каждого сбежавшего расстреливать пятерых, обязав круговой порукой казаков следить друг за другом». И параллельно тот же Сырцов докладывал в вышестоящие органы: «Крестьяне начинают расправу над казачеством. Станицы и хутора ревкомами переименовываются в волости и деревни. Выводится из обихода слово «казак».
Письмо оргбюро ЦК партии от 24 января 1919 года ставило казачество в положение поверженного врага и фактически вне закона. Приказом по Южному фронту от 16 февраля 1919 года объявлялось об отмене войсковой собственности на землю, о преобразовании помещичьих хозяйств в советские, создании сельскохозяйственных коммун и артелей, отменялись все старые деньги, а хранящие их подлежали суду как враги советской власти.
Приказы, инструкции, письма, указания сыпались на головы казаков как из рога изобилия. Весь смысл их сводился к одному: жестче, круче, беспощаднее, бескомпромисснее. Циркулярное письмо оргбюро трансформировалось уже в директиву самого ЦК РКП(б). Именно в таком виде оно рассылалось на места. Началось своеобразное соревнование в ретивости. Трибунал, как свидетельствуют документы, разбирал в день по 50 дел. Смертные приговоры выносились пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи и дети. Расстрелы производились часто днем на глазах у всей станицы, по 30-40 человек сразу. Бессудные расправы обрели массовый характер. Гремели залпы, сверкали окровавленные клинки.
Над Верхним Доном нависла невиданная беда, занесенная не внешним супостатом, а теми, кто пришел под знаменем советской власти. Ее с доверием встретило подавляющее большинство населения. Оно рассчитывало на великодушие и снисходительность, а оказалось под угрозой уничтожения. Казаков зафлажили, как загнанных зверей. Давление военно-коммунистического пресса на Верхнем Дону, усугублявшееся массовыми репрессиями, становилось невыносимым.
Ответом на антинародную политику центра стало Вешенское восстание весной 1919 года. В восстание втянулась большая масса казачьего населения Верхнедонья. Полки и дивизии, мобилизовавшие казаков от 19 до 45 лет, насчитывали в своем составе около 30 тысяч штыков и сабель. Станицы и хутора были опоясаны окопами и траншеями. Такие казачьи крепости создавали серьезную угрозу тылу Красной Армии, рвавшейся в этот момент к Новочеркасску и Ростову. В связи с этим из реввоенсовета Южного фронта 16-17 марта 1919 года войскам поступили приказы – разгромить восстание «путем применения самых суровых мер, вплоть до сжигания восставших хуторов, беспощадного расстрела всех без исключения принимавших прямое или косвенное участие, расстрела каждого пятого или десятого взрослого мужчины, массового взятия заложников». Предполагалось также применение химического оружия.
Начавшийся тогда же поиск политических средств разрешения конфликта необходимого эффекта не дал. Маховик уничтожения заработал в полную силу... Широк и волен Тихий Дон, плыви по нему куда хочешь, но... С обоих берегов секут пули, и нет благого исхода.
В ходе расказачивания, подлинной вакханалии, погибли тысячи невинных людей. Сколько – точно сегодня уже невозможно и подсчитать. Но и того, что известно, достаточно, чтобы характеризовать происшедшее как трагедию и казачества, и народа в целом.
На съезде ЦК РКП(б) хотя и указывалось, что одними террористическими методами делу не пособить, тем не менее решение проблемы, по сути, свели именно к жестким мерам, к призывам к экспроприации и массовому переселению казачества в глубь России и перемещению на его место пришлых трудовых элементов, чтобы среди них растворить оставшихся.
Уже никогда не вычеркнуть из истории гибели тысяч людей, попавших под пресс расказачивания. Через много десятилетий после гражданской войны в проекте «Основных принципов и направлений деятельности Союза казаков» (лето 1990 года) будет отмечено, что «антинародная политика расказачивания, раскулачивания, волюнтаристского передела казачьих территорий, отмена демократического казачьего управления и традиционного землепользования, переселения с земель праотцов в период становления советской власти лишила казаков этнической самобытности, корневой связи с землей, историей и культурой предков, экономически закрепостила их, привела к духовному опустошению народа, физическому вырождению». Медленно и трудно предстоит возрождаться вытоптанному революцией и войной казачеству.
Основатели Всероссийского казачьего движения, патриотически настроенные потомки родовых казаков, ратовали за возрождение казачества как реальной военной силы, за подготовку его к переходу в традиционное для казаков состояние служивого сословия. Однако оказалось, не то что казаки, а сама армия стала обузой, подлежащей сокращению.
Остается добавить, что историческая трагедия повторяется. После распада СССР новая российская демократия испугалась консолидирующей силы казачества и его патриотизма. Брошенные, словно кости, пустые указы о госреестре ничего не дали. Более того, они привели к раздвоению казачьего движения на реестровиков и общественников, что, в свою очередь, повлекло за собой в среде казаков угасание казачьего движения и тем самым уронило значимость патриотического народного движения казачества в глазах общества.
А родившийся в недрах кремлевской канцелярии и принятый Государственной Думой федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года по сути продолжает политику расказачивания на современном этапе. Закон не содержит статуса казака как такового. Действие его распространяется только на реестровые казачьи общества, что умаляет все российское казачье движение, увеличивает число проблем в деле казачьего возрождения.
Закон не отвечает всем чаяниям казачества. В нем даже с самой главной казачьей службой – военной – вышел казус. Пункт 3 статьи 5 закона гласит: «Российское казачество для прохождения военной службы направляется по возможности в соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования».
Выходит, чиновник военкомата будет определять эту возможность – служить в казачьей части или в стройбате.
Впрочем, не следует забывать и того, что части, коим как бы уже присвоены казачьи наименования, на деле таковыми вовсе не стали. Если бы хотели создать особые казачьи части, в которых только и проходили бы службу казаки, как это было при царе, то был бы -с точки зрения казаков -хоть какой-то смысл в данном законе.
Ни слова в законе не сказано о репрессиях и геноциде казачества. Видимо, в планы нынешнего государства Российского настоящее возрождение казачества с его традициями вольнолюбия, патриотизма и истинной демократии не входит.
По случаю принятия закона президентский генерал-советник «по вопросам казачества» Г.Трошев, в частности, заявил: «Мы сознательно избежали в этом законопроекте формулировки о казачестве как о репрессированном народе».
Действительно, зачем им народ? Народ, глядишь, еще о своих законных правах вспомнит.
В. БОНДАРЕВ,
атаман отдельного Сахалинского казачьего округа Союза казаков России, казачий полковник.
© «Советский Сахалин», № 4(23277), 13.01.06.
Это уже потом историю казачества подогнали под каноны «Самодержавие, православие, народность»
ЕФИМА ПОДОКСИКА сегодня многие знают как садовода-любителя и одного из инициаторов создания в Костроме казачьей станицы. Но задолго до этого Ефим Давыдович воевал в Манчжурии с японцами, в Венгрии в 1945-м ходил в последнюю кавалерий скую атаку Второй мировой войны и строил под Костромой так называемые старты ракетно-ядерного щита СССР первого поколения.
– Ефим Давыдович, сколько вас помню, вы всегда приносили в редакцию какие-нибудь сенсационные до гадки о происхождении казачества. Но ведь Кострома – не Краснодар...
– Думаете, под Костромой не было казаков?
– Может, и были... как временно расквартированные для какой-нибудь всенародной порки.
– Вот, вот. С юности я это слышал: казаки – сатрапы, душители, мучители. И большевики нас расказачивали, и до них городские мамки казаками детей пугали...
– Я слышал, в мещерском крае Подокса впадает в Оку.
– Верно. Меня мещерские казаки в части тоже Подоксой звали. А Подоксик – это ручей, ручеек... Так вот, в смуту часть мещерских казаков – иудеев по вере пошла с самозванцем, а другие доверились Михаилу Романову. Тем не менее вернувшийся в Москву митрополит Филарет велел всех мещерских из Московии изгнать. Привязанные к иудаизму ушли в Литву, к караимам, частью осев по дороге на Березине.
– Вы ведь там родились?
– Да. В Борисове, в 1925-м. А другая часть мещерских казаков попала на костромскую землю, в том числе и под Нерехту, где их за крутой нрав и смуглую масть прозвали татарами. Есть и в Кологривском районе Ватаманово – от «атаман». Когда в 60-м я приехал в Кострому, то нашел здесь у деревни Фролино возле Берендеевой церкви на могилах меноры – верный признак казачьих еврейских могил.
– Стало быть, «когда еврейское казачество восстало» – это не шутка?
– Увы. К сожалению, позже историю казачества подгоняли под каноны «Самодержавие, православие, народность». А между тем «хазака» – хазарское слово, да и один из центров казачьей культуры – Кагальницкий городок – от хазарского «кагал». Об этом хорошо знал Михаил Шолохов, но преднамеренно помалкивал.
Впервые я увидел Шолохова в Каменской, в расположении 37-го казачьего полка. Шел 48-й год, писатель избирался в Верховный Совет, и я оказался одним из его доверенных лиц. Об обратил внимание на то, что многие казаки не славяне. Спросил: «Субботники есть?». Позвали меня. Спросил: «Что читал?». Я назвал «Донские рассказы», «Тихий Дон». Он опять вопрос: «Из мещерских?». «Подоксик», – говорю. Он обрадовался: «Ну тогда ты и первого казачьего атамана назовешь!». Я говорю: «Мещерский казак Шари Азман». Тут Шолохов обратился к окружению: «Учитесь у мещерских. Эти ничего не забывают, они – книжники». После этого я получил от замполита приказ ходить по полку и рассказывать историю казачества.
– А в чем же лукавство-то Шолохова?
– Позже в Новочеркасске, в музее Донского казачества, Шолохов спрашивал меня: «Откуда у тебя сведения про Кагальницкий городок?». Я сослался на бабушку Федору Давыдовну и другую еврейскую родню. Шолохов то ли хитро, то ли виновато улыбнулся и говорит: «Пока есть противостояние между православием и иудаизмом, правды не будет».
– Но сегодня уже не спросишь, о чем он промолчал в «Тихом Доне».
– Почему промолчал? Самый главный, самый любимый и искренне написанный им герой Григорий Мелехов – «похожий на турку». Между прочим, «мелех» на иврите – «царь». Кстати, Шолохову я благодарен. Это по его указу меня послали в высшее военное училище в Питер с сохранением оклада сверхсрочника. А на прощание Шолохов сказал: «Ищи, казак», истину. Может, найдешь...».
В. СБИТНЕВ. «Костромские ведомости».
© «Рыбак Сахалина», № 4(1200), 26.01.06.
Уже стало ясно, что подписанный Президентом в конце прошлого года Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» станет одним из наиболее действенных законов РФ. Как говорится, не успели ещё обсохнуть на этом законе чернила, как казаки начали активно воплощать его в жизнь. Собственно говоря, они и до этого значимого для них момента активно участвовали в общественной жизни России. Президент, поставив подпись, лишь узаконил начинания казаков и дал им добро на дальнейшие начинания.
Конечно, не обошлось и без опасений. Но предположения некоторых депутатов ГД, что закон о госслужбе казачества может привести к появлению «черных сотников», к примеру на Кавказе, пока что не оправдывается. Существуют еще в обществе сомнения: не маскарад ли всё это – современное казачье воинство? Но и они, похоже, отходят на задний план. Так как всё чаще в последнее время о сегодняшних казаках судят не только по действительно несколько театральным лампасам и нагайкам, но и по делам. А дела уже есть.
Казаки буквально отвоевали нынешние права своим служением России. Называлось это уклончиво: «эксперименты». Так, в ходе «эксперимента» по охране госграницы ими была задержана контрабанда на десятки миллионов рублей, перекрыты каналы ввоза наркотиков, угоны скота, преступления против личности. В Астраханской области вместе с милицией казаки уничтожали коноплю. В Мурманске не побоялись в помощь экологам заняться грязным, но жизненно необходимым делом: инспектируют город и окрестности в поисках несанкционированных свалок, а также в установлении «авторства» этих непотребств. Саратовское городское казачье общество выступило с инициативой стать «опекунами» малообеспеченных семей: передали многодетным семьям продуктовые наборы и одежду, детям из неблагополучных семей оплатили школьное питание, также помогают ветеранам-блокадникам и учителям, проработавшим в школе более 30 лет. Уже никто не удивляется, когда видит казаков, охраняющих школы или патрулирующих улицы. Думается, эксперимент показал не самые худшие результаты. Правда, вся эта деятельность была формально как бы вне закона. Сейчас же казакам и закон в руки.
Теперь деятельность их будет осуществляться на основе официальных договоров о передаче полномочий, заключаемых между министерствами, ведомствами и казаками, включенными в государственный реестр казачьих обществ. Первым же ведомством, подписавшим соглашение с Всевеликим войском Донским, стало Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Собственно, опыт по борьбе с теневой заготовкой древесины в «дозаконный период» у казаков уже был: агентством лесного хозяйства Красноярского края в конце прошлого года уже было подписано соглашение с представителями енисейского казачества по взаимодействию в сфере борьбы с незаконными вырубками леса. Ведь когда мы говорим о казаках, то мы в первую очередь подразумеваем лошадь. А лошадь в лесу – лучше всякого вездехода. Поэтому вполне резонно, что лесники вместе с казаками организовывают совместные обходы. Здесь эффект даже не в физической силе, но в психологическом факторе. Ведь общественное сознание воспринимает казачество как неподкупную, не связанную ни с коррупцией, ни с криминалитетом силу. И пока что не случалось каких-либо серьезных происшествий, которые поколебали бы это народное мнение.
Под соглашением о совместной охране лесного фонда свои подписи поставили руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин и атаман казачьего войска Виктор Водолацкий. В пресс-службе Министерства природных ресурсов России так прокомментировали это событие:
– В соответствии с соглашением донские казаки будут участвовать в мероприятиях по борьбе с незаконными рубками леса, ликвидации лесных пожаров, в борьбе с вредителями и болезнями. Кроме того, предполагается привлечение сил казачьего войска к охране объектов, находящихся в федеральной собственности, и сопровождении грузов. Все перечисленные направления сотрудничества будут реализовываться на территории государственного лесного фонда в границах расположения войскового казачьего общества Всевеликое войско Донское.
Атаман Водолацкий считает, что данное соглашение является логичным продолжением того, чем уже давно занимаются его казаки. Так, ежедневно 2,5 тысячи человек в его войске охраняют общественный правопорядок. Волжское казачье войско уже в январе заключило соглашение о сотрудничестве с администрацией Самары: казаки вместо милиции возьмут на себя охрану администрации Самары и городской Думы, а также школ и больниц. Речь идет примерно о трех сотнях казаков. Всего же на госслужбу в Самарской области в этом году зачислят 500 казаков.
Казаки считают, что теперь, взяв под свою опеку не только станичные и хуторские улицы, но и леса, они охраняют исконные казачьи земли. Не в том ли всегда была их сила, что стояли они на защите прежде всего своих домов, семей, соседей и родственников? Водолацкий не скрывает, как сам говорит, свою «хотелку»: строительство казачьих городков. И еще: чтобы часть сельскохозяйственных земель была передана в войсковой земельный фонд (ведь казачье землепользование всегда было общинным). В этом случае казачество действительно вернется к своим традиционным формам существования как «военного крестьянства».
В рамках реализации Федерального закона «О государственной службе российского казачества» казаки намерены наладить также совместную работу с Министерством обороны, МЧС России, Федеральной пограничной службой, Федеральным агентством водных ресурсов, Росприроднадзором. Инициативу головного казачьего войска Донского готовы поддержать остальные девять войсковых казачьих обществ России, внесенные в государственный реестр.
Впрочем, законом казаки ограничиваться не хотят. Уже в стадии разработки находится федеральная целевая программа. В числе основных её направлений также сохранение казачьей культуры, развитие экономического сектора, поддержка «казачьих средств массовой информации», педагогическое. Помню, как удивительно было смотреть на мальчишек, вышагивавших передо мной в Новочеркасском кадетском корпусе. Это были те самые ребята, о чьих тяжелых судьбах мне только что рассказывали их воспитатели. Это были они и в то же время не они. Горящие глаза и гордость на лицах: за себя, за своих друзей, за свою землю. Сколько мальчишеских судеб по всей России было спасено в таких казачьих корпусах, школах, классах. Так что не только лампасы и не только нагайка...
КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТА
Зоя СТЕПАНОВА
заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре
Я знаю, существуют разные мнения насчет этого закона. Но ведь «казак» в переводе значит «вольный человек», то есть вне зависимости от сословия, от национальности. Казаком может быть и русский человек, и еврей, и армянин. Ведь, если вспомнить историю, обратило же русское государство когда-то внимание на этих, можно сказать, тогда «полубандитов», на вольных, независимых людей, которыми трудно управлять. Именно к этим смелым людям обратилась Россия для защиты своих рубежей от набегов.
И сегодня, мне кажется, необходимо привлекать казачество в помощь правоохранительным органам. Это, по сути, те же «народные дружины», которые были раньше. Мало того, мы возродили кадетские корпуса. Сегодня это очень востребовано, особенно когда мать должна пирожки печь и стоять продавать их на трассе, а парнишка растет непонятно чей. Вот эти ребята и учатся в кадетских корпусах. Семья, если она социально незащищенная, в Ростове платит за такого ребенка на питание всего 400 рублей. Эти дети уже подготовлены. Почему бы этих ребят не привлекать к государственной службе?
Время ряженых (90-е годы) уже прошло. Люди ничем не занимались. Сегодня их организуют. Например, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Петрович Водолацкий – заместитель губернатора Ростовской области. С одной стороны, здесь государственная служба, с другой – самодеятельное управление граждан, со своей культурой, с воспитанием подрастающего поколения.
Николай НИКОНОРОВ.
© «Парламентская газета», 09.02.06.
В Ростовской области начали борьбу с революционными улицами
Если казаки Волгограда только инициируют переименование улиц с «революционными» названиями (см. «НГ» за 14.02.06), то их донские коллеги уже приступили к топонимической революции. На днях атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий обратился к главам городских и районных администраций с предложением «переименовать населенные пункты, улицы, площади и скверы, носящие имя Якова Свердлова и других палачей казачьего народа».
«Октябрьский переворот 1917 года в России стал началом массового террора, прокатившегося по всей стране, – говорится в обращении Всевеликого войска Донского. – Не секрет, что особую жестокость большевики проявили именно к носителям казачьего генофонда. Политика геноцида была направлена на поголовное истребление казачества и подкреплена циркуляром «О расказачивании» от 24 января 1919 года, подписанным председателем оргбюро Яковом Свердловым».
Так как атаман является еще и вице-губернатором Ростовской области, власти на местах в ряде случаев уже отреагировали на данный призыв. В городе Белая Калитва улица Свердлова уже переименована в Российскую. В довесок к этому мэр города решил восстановить историческую справедливость, вернув улице и площади Ленина их первоначальные названия – улица Большая и площадь Майдан.
Впрочем, как сообщил «НГ» начальник управления идеологии Всевеликого войска Донского Владимир Воронин, «это только первая ласточка, за которой последуют и другие». В настоящее время донские казаки заняты сбором информации о количестве и местонахождении улиц, названных в честь известного соратника Ленина.
«Так, например, в Азове имя Свердлова носит одна из центральных улиц, – заявил Воронин. – Это равносильно тому, если бы в Израиле называли улицы именем Гитлера. Ведь после выхода «директивы Свердлова» только на Дону было уничтожено более миллиона казаков».
Есть улица Свердловская и в донской столице. Однако, как сообщили «НГ» в ростовской мэрии, к ним подобных предложений от казаков пока не поступало. «Даже если такая заявка поступит, то, учитывая предыдущий опыт подобных обращений, она вряд ли будет рассмотрена, – сказал «НГ» сотрудник пресс-службы ростовской мэрии Виталий Колбасин. – Любое переименование связано с большими финансовыми затратами. К тому же необходимо учитывать и мнение населения, которое в этом случае столкнется с множеством проблем, включая замену паспортов. Да и коммунисты, позиции которых на Дону традиционно сильны, наверняка выступят против».
Ростов-на-Дону
Александр Шаповалов.
© «Независимая газета», 20.02.06.
/fz/03/05_154.html