VFF-S Акты МиМ Вниз


К О Н Ц Е П Ц И Я
развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 2 сентября 2003 г. № 1265-р

Введение

      Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (далее именуется – Концепция) определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития отрасли на долгосрочный период. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы обеспечения интересов России в сфере эффективного использования водных биологических ресурсов.

      Разделы
1.Современное состояние рыбного хозяйства Российской Федерации и его роль в экономике государства
2.Основные проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе
3Цель и задачи развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года
4.Направления и этапы реализации Концепции
   Первый этап (2003-2005 годы)
   Второй этап (2006-2010 годы)
   Третий этап (2011-2020 годы)
5.Механизмы реализации Концепции и основные меры по совершенствованию использования водных биологических ресурсов
6.Правовое обеспечение реализации Концепции

1. Современное состояние
рыбного хозяйства Российской Федерации и его роль в экономике государства

      Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
      Со многими государствами заключены межправительственные соглашения об организации использования водных биологических ресурсов в их исключительных экономических зонах, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
      В рыбохозяйственном комплексе работают более 4 тыс. предприятий различных форм собственности.
      В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков составляет около 10 процентов, а в мясорыбном балансе – около 25 процентов.
      Предприятия рыбного хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны, обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов.
      Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биологических ресурсов, трудностью прогнозирования запасов водных биологических ресурсов, определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются специализированным научным, рыбопромысловым, рыбоохранным и вспомогательным флотами и объектами по воспроизводству рыбных запасов.
      С 1991 года по 2002 год общий объем вылова (добычи) водных биологических ресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,29 млн. тонн (на 52,5 процента). Объем вылова (добычи) сократился в исключительных экономических зонах иностранных государств на 58,5 процента и в открытых районах Мирового океана на 67 процентов. Существенно уменьшились запасы водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и др.).
      Это было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству.
      В результате значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации. Добывающие мощности этого флота превзошли объемы запасов основных промысловых объектов. В 2002 году в рыбохозяйственном комплексе насчитывалось около 2500 единиц добывающего, 46 единиц обрабатывающего, 366 единиц транспортного рефрижераторного и более 700 единиц вспомогательного флота. Кроме того, во внутренних водоемах работало более 5500 мелких судов различных типов.
      В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и др.). В водных экосистемах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.
      С 1991 года по 2002 год уловы водных биологических ресурсов во внутренних водоемах страны уменьшились почти в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину, производственный потенциал пресноводной аквакультуры используется не более чем на 40 процентов, на первоначальной стадии развития находится марикультура.
      Сокращение уловов водных биологических ресурсов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 2,8 млн. тонн. Значительно снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и кормов.
      Экспорт рыбных товаров в последние годы составляет 1,1 млн. тонн. Более 90 процентов его приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки.
      Импорт рыбной продукции в 2002 году увеличился по сравнению с 1991 годом в 2,8 раза и составил 610 тыс. тонн.
      Снизилось отечественное производство рыбной продукции, на российском рынке она замещается импортными аналогами.
      Потребление рыбной продукции в расчете на душу населения сократилось в 1,6 раза и составило 10 килограммов в год. Эта продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса.
      Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах, снизило загрузку отечественных рыбопромышленных предприятий.
      Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район потребления, как европейская часть России. Причинами этого являются отмена льгот по тарифам на железнодорожные перевозки, продолжающееся удорожание транспортных расходов и тарифов на обслуживание.
      Значительно замедлились темпы обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился. Физический износ основных производственных фондов составляет в среднем более 50 процентов. Истекли нормативные сроки эксплуатации свыше 60 процентов рыбопромысловых судов, 65 процентов добывающих судов. За последние годы приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами. Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.
      Капитальные вложения в 2000 году в целом по рыбохозяйственному комплексу составили около 30 процентов по сравнению с 1990 годом.
      Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах Европейского Севера и Дальнего Востока.
      За последние 10 лет численность работающих в рыбном хозяйстве сократилась на 33 процента и составляет около 370 тыс. человек.
      Система охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания требует совершенствования.
      Существенно возросли масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, и в первую очередь на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.
      За последние 10 лет не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами.

2. Основные проблемы
рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе

      Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:
      отсутствие комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации;
      отсутствие необходимой нормативной правовой базы, а также механизмов устойчивого и долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие рыбного хозяйства, в том числе прозрачность распределения этих ресурсов;
      рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;
      резкое снижение запасов водных биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в особенности ценных видов этих ресурсов;
      обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
      существенное несоответствие запасов отдельных видов водных биологических ресурсов мощностям рыбопромыслового флота, предназначенным для их вылова (добычи);
      высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств;
      структурные диспропорции и кризис в рыбохозяйственном комплексе, его дезинтеграция;
      сырьевая направленность экспорта рыбной продукции;
      слабое развитие финансово-кредитных отношений, отсутствие развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной инфраструктуры.
      Исходя из основных проблем отрасли, в Концепции определяются цель развития рыбного хозяйства в Российской Федерации, а также задачи по выводу его из кризисного состояния и обеспечению эффективного развития.

3. Цель и задачи
развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года

      Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква– и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.
      Достижение этой цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации, создания эффективной системы управления и предусматривает решение следующих задач:
      разработка нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей задачам его эффективного развития;
      формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающего прозрачность системы их распределения;
      сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, уменьшение промысловой нагрузки на эти ресурсы, в том числе путем стимулирования передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, в районы действия международных конвенций по рыболовству и в открытые районы Мирового океана;
      обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов;
      расширение проведения научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства, совершенствование методов определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений рыбохозяйственного комплекса;
      совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного государственного контроля за использованием и охраной водных биологических ресурсов в целях предотвращения и пресечения браконьерства и нарушений установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;
      четкое разграничение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования водных биологических ресурсов;
      разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими охрану водных биологических ресурсов;
      развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, формирование генофондовых коллекций и маточных стад ценных видов этих ресурсов;
      разработка комплексных мер по развитию аква– и марикультуры;
      приоритетное развитие рыболовства в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее именуется – прибрежное рыболовство);
      развитие береговой инфраструктуры рыбопромышленного комплекса;
      разработка мер государственной поддержки отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового флота;
      создание условий для формирования развитого внутреннего рынка рыбной продукции, его эффективной функциональной инфраструктуры;
      развитие системы информационного обеспечения рыбного хозяйства;
      разработка государственной социальной стратегии в области рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающей оптимальную занятость и доходы населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.

4. Направления и этапы
реализации Концепции

      Основными направлениями реализации Концепции являются:
      совершенствование управления водными биологическими ресурсами;
      регулирование промысловой деятельности и создание условий для поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации;
      организация и развитие прибрежного рыболовства, аква– и марикультуры;
      создание условий для работы российского рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана;
      совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и их сохранение;
      совершенствование проведения отраслевых научных исследований и системы образования.

      
Первый этап (2003-2005 годы)
      На этом этапе будут решаться в основном первоочередные задачи по созданию нормативной правовой базы, охватывающей все аспекты рыбохозяйственной деятельности и структурных преобразований, осуществляемых в период подготовки и проведения административной реформы.
      Будет разработан механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности, связанной с использованием водных биологических ресурсов. Имеются в виду организация прибрежного рыболовства, разработка правил распределения промышленных квот на вылов (добычу) указанных ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, определение объемов квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях. Предусматривается разработка документации о конкурсах по распределению квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых в соответствии с межправительственными соглашениями по рыболовству, предложений по отбору пользователей для работы в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству, принятие мер по совершенствованию деятельности и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану этих ресурсов.
      Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
      разработка нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в области рыбохозяйственного комплекса;
      проведение инвентаризации объектов рыбохозяйственного комплекса;
      создание эффективной и прозрачной системы распределения водных биологических ресурсов на долгосрочной основе;
      введение в полном объеме платы за пользование водными биологическими ресурсами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
      создание условий для стимулирования продажи рыбных товаров на территории Российской Федерации, захода российских рыбопромысловых судов в отечественные порты для выгрузки рыбной продукции на береговые перерабатывающие предприятия;
      содействие формированию рыночных механизмов и развитию конкуренции на внутреннем рынке рыбной продукции;
      совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, разработка мер по усилению ответственности за организацию браконьерского лова и незаконного предпринимательства в сфере рыбного промысла;
      создание условий для возрождения экспедиционного промысла в открытой части Мирового океана и разработка системы его научного сопровождения;
      создание условий для разработки и реализации высокоэффективных проектов строительства в Российской Федерации рыбопромысловых судов;
      разработка и осуществление мер по улучшению экологической и эпизоотической обстановки на рыбохозяйственных водоемах и в товарных рыбоводных хозяйствах;
      разработка системы мер по стимулированию развития аква– и марикультуры на индустриальной основе, оптимизация территориального размещения и видовой специализации племенных рыбоводных хозяйств;
      реорганизация подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству организаций в рамках проводимой административной реформы;
      разработка мер по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота;
      создание условий для ускоренного развития прибрежного рыболовства;
      разработка и введение защитных мер в отношении отечественной рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях подготовки к вступлению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
      Завершение первого этапа предполагает создание условий для выхода рыбохозяйственного комплекса из кризиса, перехода к рыночным механизмам управления отраслью, формирование соответствующей рыночной инфраструктуры, создание эффективной системы распределения водных биологических ресурсов.

      
Второй этап (2006-2010 годы)
      В этот период предполагается создать условия для стабилизации развития рыбного хозяйства на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств. Предусматриваются увеличение океанических уловов водных биологических ресурсов и рост объемов продукции, выпускаемой аква– и марихозяйствами, повышение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли. Предполагается, что развитие рыночной инфраструктуры отрасли будет стимулировать инвестиционную активность отечественных и иностранных товаропроизводителей.
      Особая роль отводится развитию международного сотрудничества на взаимовыгодной основе, что обеспечит работу российских рыбаков в исключительных экономических зонах иностранных государств и будет способствовать расширению участия России в международных организациях по рыболовству.
      В целом на этапе рыночной стабилизации будут определены приоритеты политики государства в области добычи и переработки водных биологических ресурсов. Будут развиваться транснациональные интеграционные отношения в области рыбного хозяйства как с государствами – членами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья.
      Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
      расширение сотрудничества с иностранными государствами в области рыболовства и рыбоводства на взаимовыгодной основе;
      активизация участия Российской Федерации в работе международных организаций по рыболовству с дальнейшим развитием процессов международной кооперации;
      совершенствование мер государственной поддержки строительства на отечественных судоверфях современных рыбопромысловых судов, а также механизмов кредитования рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий с учетом специфических особенностей рыбохозяйственного комплекса;
      достижение равновесия между объемами запасов водных биологических ресурсов и добывающими мощностями рыбопромыслового флота;
      расширение деятельности отечественного рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана;
      увеличение объемов товарного выращивания водных биологических ресурсов путем развития различных форм их культивирования;
      развитие биржевой, опционной и фьючерсной торговли рыбной продукцией;
      дальнейшее развитие производственной инфраструктуры рыбного хозяйства (порты, судостроение, судоремонт, сетеснастное, тарное производства и др.);
      реализация мер по комплексной подготовке и переподготовке специалистов в целях обеспечения нужд рыбного хозяйства.
      На втором этапе будут созданы условия для устойчивого расширенного воспроизводства в рыбохозяйственном комплексе на базе внутренних накоплений и привлечения заемных средств. Это послужит основой существенного увеличения поставок рыбной продукции на внутренний рынок страны, расширения ее ассортимента, повышения качества и конкурентоспособности.

      
Третий этап (2011-2020 годы)
      На третьем этапе будет завершено создание условий для устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации. Охрана, регулирование использования и воспроизводства, мониторинг запасов водных биологических ресурсов в целях определения общего допустимого улова этих ресурсов, система кадрового обеспечения рыбохозяйственного комплекса сохранятся в сфере ответственности государства. Развитие аква– и марикультуры, освоение новых объектов и районов промысла, вопросы модернизации флота и разработки новых технологий будут осуществляться на основе рыночных механизмов.
      Меры по развитию рыбного хозяйства позволят решить проблему занятости, обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в отдаленных приморских регионах, создать в этих регионах условия для устойчивого социально-экономического развития.
      Продолжится работа по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с российскими и международными требованиями к качеству образования и потребностями рыбохозяйственного комплекса в квалифицированных специалистах.
      Наращивание вылова водных биологических ресурсов и выпуска рыбной продукции, сбалансированная структура ее экспорта, а также стабильное налоговое и гражданское законодательство создадут объективные предпосылки для укрепления финансового положения рыбохозяйственных организаций. При условии дальнейшей стабилизации финансово-кредитной системы в стране ожидается увеличение доли долгосрочных кредитов, используемых для обновления флота. Будет расширяться использование средств страховых институтов, активизироваться процесс эмиссии акций, будут развиваться другие формы привлечения средств в рыбохозяйственный комплекс.
      При осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов будут широко использоваться научно-технические достижения, передовой отечественный и мировой опыт.
      Механизм устойчивого долгосрочного управления водными биологическими ресурсами, в том числе механизм их распределения между пользователями, позволит ликвидировать несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота запасам водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Расширение исследования водных биологических ресурсов позволит включить в промысловый оборот малоизученные и недоиспользуемые их виды, освоить новые промысловые районы в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за ее пределами.
      Прибрежное рыболовство обеспечит расширение сырьевой базы за счет недоиспользуемых видов водных биологических ресурсов и станет одной из важнейших составляющих экономики прибрежных регионов Российской Федерации.
      В результате использования морских прибрежных зон для культивирования водных биологических ресурсов и организации любительского и спортивного рыболовства будут обеспечены условия для развития в отрасли малого предпринимательства.
      Будут развиваться рыболовство и рыбоводство во внутренних водоемах России. Существенно возрастет доля высокопродуктивных видов рыб, выращиваемых в рыбоводных хозяйствах.
      Политика в области научно-технического прогресса будет направлена на повышение эффективности добычи и переработки водных биологических ресурсов за счет внедрения новой техники и технологии, глубокой и комплексной переработки сырья, совершенствования методов хранения и транспортировки рыбной продукции.
      Будут созданы условия, обеспечивающие рост производства и поставок кормовой, а также технической рыбной продукции.

5. Механизмы реализации Концепции
и основные меры по совершенствованию использования водных биологических ресурсов

      Реализация Концепции предполагает:
      государственное регулирование и контроль в сфере управления водными биологическими ресурсами;
      разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции;
      координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного хозяйства Российской Федерации;
      систематизацию анализа и оценки информации о текущем состоянии отрасли.
      Намеченные пути развития рыбного хозяйства Российской Федерации в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли России как ведущей морской рыбопромышленной державы.

      Использование водных биологических ресурсов предусматривается осуществлять для следующих целей:
      обеспечение собственных потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле водных биологических ресурсов;
      научные исследования;
      рыбоводство;
      прибрежное рыболовство в промышленных целях;
      рыболовство во внутренних водоемах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в промышленных целях;
      выполнение международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и рыбного хозяйства;
      любительское и спортивное рыболовство.

      Объемы квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для использования в научно-исследовательских целях предполагается уменьшить на величину квот, выделяемых для проведения в районах традиционного промысла контрольного лова отдельных видов водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке. Контрольный лов в этих районах должен осуществляться с участием специализированных научных организаций в пределах установленных промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
      Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и рыбоводных целях должны использоваться для проведения ресурсных исследований и контрольного лова в районах, запрещенных для промышленного рыболовства, тех видов ресурсов, которые не осваиваются либо промышленный промысел которых запрещен, для изучения анадромных видов рыб в морской период их жизни, для целей воспроизводства. Эти квоты должны осваиваться специализированными научно-исследовательскими и рыбоводными организациями.

      Прибрежное рыболовство предполагается осуществлять маломерными рыбопромысловыми судами, стационарными и береговыми орудиями лова. Выловленная (добытая) при этом рыбная продукция должна поставляться на территорию Российской Федерации.
      Организация прибрежного рыболовства предусматривает предоставление пользователям на долгосрочной и конкурсной основах рыбопромысловых участков в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Предполагается устанавливать предельно допустимые объемы вылова водных биологических ресурсов по участкам и видам ресурсов в процентном отношении от объемов их общего допустимого улова с учетом специфики прибрежных регионов.
      В кратчайшие сроки должна быть организована работа по проведению инвентаризации и паспортизации рыбопромысловых участков, находящихся в пользовании рыбопромысловых предприятий.
      При невозможности или нецелесообразности организации прибрежного рыболовства на основе предоставления рыбопромысловых участков распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов между пользователями предполагается организовать на долгосрочной и конкурсной основах.
      Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства предусматривается осуществлять совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, и с привлечением общественных объединений рыбаков.
      Организация прибрежного рыболовства будет стимулировать развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, социальной сферы населенных пунктов приморских регионов, создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.
      Использование различных форм культивирования водных биологических ресурсов в целях развития прибрежного рыболовства также должно способствовать увеличению объемов производства рыбной продукции.

      При организации вылова (добычи) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях предусматривается предоставление права пользования водными биологическими ресурсами на долгосрочной и долевой основах. Доли пользователей предполагается устанавливать в процентном отношении от ежегодных объемов общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов исходя из выделенных пользователям в последние годы объемов квот на вылов (добычу) этих ресурсов.
      Предусматривается возможность последующей реализации указанных долей на рыночной основе, а также их залога для получения ссуд в кредитных организациях.
      Учитывая несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов водных биологических ресурсов, предполагается количество находящихся на рыбном промысле судов различных типов ограничить уровнем, обеспечивающим полное освоение общего допустимого улова отдельных видов водных биологических ресурсов.
      При распределении квот на вылов (добычу) недоиспользуемых, перспективных и вновь разрешаемых к использованию видов водных биологических ресурсов, а также квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах будет использоваться конкурсный порядок их выделения пользователям.
      Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации для иностранных государств должны выделяться в соответствии с межправительственными соглашениями в области рыболовства.
      Необходимо создать организационные и правовые предпосылки для стимулирования работы российского промыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана.
      Плата за квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемые Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству, должна взиматься в соответствии с нормами международного права и условиями международных договоров Российской Федерации. Распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в указанных зонах и районах между российскими пользователями предполагается осуществлять на конкурсной основе.

      В целях совершенствования системы охраны водных биологических ресурсов следует расширить и укрепить взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля за использованием водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
      Предусматривается активизация переговорного процесса по заключению с иностранными государствами соглашений о взаимном обмене информацией о выгрузках рыбной продукции в портах и о других мерах противодействия незаконному вывозу этой продукции.
      Должны быть внесены в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие усиление ответственности за нарушение правил рыболовства, а также использование данных системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыбопромысловых судов в качестве доказательств при рассмотрении соответствующих правонарушений.

      Совершенствование системы отраслевого образования и научного обеспечения будет направлено на оптимизацию структуры образовательных и научных организаций, сокращение их количества и формирование соответствующих центров на основных рыбопромысловых бассейнах. Следует усилить взаимодействие образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих научные разработки в области рыбного хозяйства.
      Деятельность специализированных научно-исследовательских организаций предполагается сосредоточить на проведении ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов. Эти организации будут освобождены от несвойственных им функций.

      Необходимо совершенствование системы управления деятельностью морских рыбных портов в целях обеспечения их конкурентоспособности по отношению к зарубежным портам, увеличения объема услуг, предоставляемых судам рыбопромыслового флота, а также поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации.
      Развитие производственной инфраструктуры рыбных портов, обновление аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота должны осуществляться в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Необходимо разработать меры по восстановлению и обновлению аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота, связанного с обслуживанием рыбопромысловых судов.
      Должны осуществляться оптимизация использования имущества морских рыбных портов с учетом совершенствования технологического процесса в рыбопромышленном комплексе и паспортизация этого имущества.

6. Правовое обеспечение реализации Концепции

      Реализация Концепции предполагает разработку целостной нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование рыбохозяйственного комплекса на основе обеспечения последовательности и преемственности развития, а также унификации законодательства в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов.
      В этих целях потребуются разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, и в первую очередь закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, регулирующего многоплановые проблемы в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования этих ресурсов. На законодательном уровне должны быть закреплены нормы, касающиеся квотирования и лицензирования в области рыболовства, установлены основные права и обязанности пользователей этих ресурсов, а также полномочия органов государственной власти.
      С принятием закона станет возможным единообразное понимание и применение правовых норм в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов.
      Необходимо законодательно закрепить систему мер, стимулирующих промышленное выращивание ценных видов водных биологических ресурсов.
      Потребуется внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в части усиления мер ответственности за правонарушения в области использования водных биологических ресурсов, а также охраны и государственного контроля за использованием этих ресурсов.

      Необходимо в первоочередном порядке разработать и принять нормативные правовые акты по вопросам:
      усиления государственного контроля за деятельностью юридических и физических лиц при осуществлении вылова рыб осетровых и лососевых видов, хранения, оборота и экспорта производимой из них продукции, включая икру;
      распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
      организации прибрежного рыболовства в Российской Федерации;
      распределения выделяемых Российской Федерации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству;
      вывоза продукции, произведенной из водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, за их пределы;
      государственной регламентации и экспертизы проектов судов рыбопромыслового флота.

Правительство РФ, 08.09.2003 10:01. № 1518.


П О Л О Ж Е Н И Е
о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 сентября 2003 г. № 557

      Разделы
I.Общие положения
II.Основные задачи
IIIОсновные функции
IV.Полномочия
V.Организация деятельности

I. Общие положения

      1. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.
      Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране, контролю и регулированию использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также в области охраны окружающей среды (в соответствующей сфере управления).
      2. В ведении Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству находятся бассейновые органы по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, образовательные, научные и иные организации, администрации морских рыбных портов, представительства Комитета за рубежом.
      3. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
      4. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству организует в пределах своих полномочий исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации.
      5. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Основные задачи

      6. Основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству являются:
      1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики и осуществление государственного управления в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания в поверхностных водных объектах, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытой части Мирового океана (с учетом международных договоров Российской Федерации);
      2) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания;
      3) осуществление в пределах своей компетенции охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания;
      4) организация и координация в установленном порядке выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета;
      5) обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по мобилизации и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Основные функции

      7. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
      1) разрабатывает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения:
      об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в них рек;
      о квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в пределах общих допустимых уловов;
      2) разрабатывает в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях и утверждает в установленном порядке:
      общие допустимые уловы водных биологических ресурсов в поверхностных водных объектах, а также объемы товарного выращивания рыб и других водных животных в прудах, озерах и садковых хозяйствах;
      правила рыболовства;
      районы и сроки промысла водных биологических ресурсов;
      устав службы на судах рыбопромыслового флота;
      устав службы органов рыбоохраны;
      научные программы и ежегодные планы морских ресурсных исследований;
      нормативы и правила в области использования и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания (в пределах своей компетенции);
      перечень промысловых видов водных биологических ресурсов;
      правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах;
      контрольные цифры приема граждан на обучение в подведомственные образовательные учреждения профессионального образования за счет средств федерального бюджета;
      3) осуществляет в установленном порядке:
      организацию и ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга состояния водных биологических ресурсов;
      организацию выполнения научных программ и ежегодных планов морских ресурсных исследований, изучения состояния водных биологических ресурсов;
      разработку проектов технических регламентов;
      руководство работами по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также улучшению состояния водных объектов рыбохозяйственного значения;
      выдачу и аннулирование лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов;
      лицензирование отдельных видов деятельности в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
      общее руководство деятельностью администраций морских рыбных портов;
      предоставление права плавания под Государственным флагом Российской Федерации судам рыбопромыслового флота, зарегистрированным в реестре судов иностранного государства;
      работу по обеспечению безопасности судоходства рыбопромыслового флота;
      организацию оформления прихода (выхода) судов в морские рыбные порты (в случае если морской рыбный порт и морской торговый порт имеют смежные акватории, – оформления прихода (выхода) в морской рыбный порт судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов);
      организацию работы по дипломированию членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, оформление и выдачу им паспорта моряка;
      в пределах своей компетенции международное сотрудничество, изучение, обобщение и распространение международного опыта, обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации в области рыболовства, рыбного хозяйства и торгового мореплавания (в отношении судов рыбопромыслового флота);
      функции административного органа в Российской Федерации по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в отношении осетровых видов рыб;
      регулирование в пределах своей компетенции вопросов найма и трудоустройства членов экипажей судов, плавающих под иностранным флагом;
      разработку и организацию выполнения программ использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания;
      разработку и реализацию мер по улучшению экологической и эпизоотической обстановки в водных объектах рыбохозяйственного значения;
      функции государственного заказчика в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
      государственную регламентацию и экспертизу проектов и типов судов рыбопромыслового флота;
      руководство в пределах своих полномочий деятельностью организаций, находящихся в ведении Комитета, а также представительств Комитета за рубежом;
      разработку и реализацию отраслевой программы улучшения условий охраны труда, отраслевых правил и положений организационно-методических документов по охране труда;
      организацию проведения аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях отрасли, обучения и проверки знаний в области охраны труда;
      разработку предложений по вопросам социальной защиты работников отрасли и оплаты их труда;
      разработку порядка и форм статистической отчетности в соответствующей сфере деятельности;
      сбор и обработку бухгалтерских отчетов организаций, находящихся в его ведении, составление сводной бухгалтерской отчетности и представление ее в соответствующие органы;
      выполнение совместно с государственными заказчиками государственного оборонного заказа в рыбной отрасли;
      организацию в пределах своей компетенции мобилизационной и военно-морской подготовки, гражданской обороны, работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
      подготовку средств и объектов рыбопромыслового флота для передачи в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или совместного с ними использования согласно мобилизационным заданиям, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
      проведение мероприятий по защите информации, составляющей государственную тайну, и информации ограниченного доступа;
      организацию в подведомственных образовательных учреждениях подготовки специалистов для флота и береговых предприятий рыбного хозяйства;
      4) участвует в установленном порядке:
      в разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год, прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
      в разработке, заключении и выполнении отраслевых тарифных соглашений;
      в расследовании несчастных случаев на производстве и причин возникновения профессиональных заболеваний;
      5) осуществляет в установленном порядке в пределах своей компетенции:
      государственный контроль за состоянием, использованием и воспроизводством водных биологических ресурсов, обеспечением их охраны, а также за состоянием среды их обитания;
      контроль за выполнением работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, мелиорации водных объектов рыбохозяйственного значения и акклиматизации водных биологических ресурсов;
      контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
      контроль за целевым использованием средств федерального бюджета организациями, находящимися в ведении Комитета;
      контроль за качеством подготовки специалистов для флота и береговых предприятий рыбного хозяйства в соответствии с государственными образовательными стандартами и международными требованиями;
      государственный надзор за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;
      государственный надзор за охраной человеческой жизни на море;
      государственный надзор за дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
      государственный надзор за государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;
      государственный надзор за работой лоцманской службы и системы управления движением судов в морских рыбных портах;
      6) выполняет другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

IV. Полномочия

      8. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству имеет право в установленном порядке:
      1) рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов и налагать на виновных лиц административные взыскания, а также предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам;
      2) принимать меры по прекращению работ, при проведении которых нарушаются правила, нормы и иные требования по охране и использованию водных биологических ресурсов и среды их обитания;
      3) контролировать работу рыбопропускных и рыбозащитных устройств;
      4) вносить предложения об открытии и закрытии представительств Комитета за рубежом;
      5) вносить предложения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в его ведении федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
      6) проводить и участвовать в проведении аттестации и государственной аккредитации подведомственных образовательных учреждений, разработке для них государственных образовательных стандартов;
      7) разрабатывать проекты федеральных законов, других нормативных правовых актов и вносить их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, издавать по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета, нормативные правовые акты (с последующей государственной регистрацией их в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях), а также методические и другие документы;
      8) заключать с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ассоциациями, союзами, другими объединениями рыбохозяйственных организаций соглашения о взаимодействии в области рыболовства, рыбоводства и охраны водных биологических ресурсов;
      9) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций информацию по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
      10) образовывать научно-консультативные, экспертные и иные советы, временные рабочие комиссии и группы;
      11) осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Организация деятельности

      9. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
      Председатель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и функций.
      Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
      Количество заместителей председателя устанавливается Правительством Российской Федерации.
      10. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству:
      1) распределяет обязанности между своими заместителями;
      2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
      3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата;
      4) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Комитета;
      5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Комитете;
      6) утверждает в установленном порядке уставы (положения) организаций, находящихся в ведении Комитета, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с ними;
      7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Комитета в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
      8) утверждает численность и фонд оплаты труда работников учреждений, находящихся в ведении Комитета, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
      9) утверждает положения о научно-консультативных, экспертных и иных советах, временных рабочих комиссиях и группах, образуемых для рассмотрения вопросов, находящихся в ведении Комитета, и их составы;
      10) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата Комитета и находящихся в ведении Комитета организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
      11) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      11. В Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Комитета, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.
      Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению председателя Комитета.
      Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с использованием, изучением, сохранением и воспроизводством водных биологических ресурсов и среды их обитания.
      Решения коллегии реализуются, как правило, приказами председателя Комитета.
      В случае разногласий между председателем и коллегией решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение.
      12. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.

Правительство РФ, 10.09.2003 11:47. № 1548.


Постановление
Правительства Российской Федерации
О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов

      В целях совершенствования государственного управления водными биологическими ресурсами Правительство Российской Федерации постановляет:
      1. Установить, что общие объемы квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в моря рек, а также в районах регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией по рыболовству по районам вылова (добычи) и видам этих ресурсов и по направлениям их использования утверждаются ежегодно Правительством Российской Федерации в пределах установленных общих допустимых уловов указанных ресурсов.
      2. Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству представлять ежегодно, до 20 ноября, в Правительство Российской Федерации предложения о следующих общих объемах квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов по направлениям их использования во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в моря рек, а также в районах регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией по рыболовству на предстоящий год:
      а) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для обеспечения собственных потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле этих ресурсов, с распределением по субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
      б) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Балтийском и Черном морях, а также в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в моря рек (далее - прибрежное рыболовство) с распределением по субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
      в) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также в районах регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией по рыболовству;
      г) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для иностранных государств, устанавливаемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации по рыболовству;
      д) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительских целях;
      е) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в целях их воспроизводства и акклиматизации;
      ж) общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства с распределением по субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
      3. Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству создать межведомственную комиссию по определению долей, закрепляемых за российскими заявителями, определяемыми в установленном порядке законодательством Российской Федерации, подавшими заявки на их получение (далее - заявители), в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству, если иное не предусмотрено указанными договорами (далее - комиссия), предусмотрев включение в состав комиссии представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, и общественных организаций в области рыболовства.
      4. Доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству (далее - доли) определяются комиссией в отношении водных биологических ресурсов:
      континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей) - как отношение суммы квот на вылов (добычу) каждого вида водных биологических ресурсов, выделенных заявителю в промышленных целях, в целях реализации научных программ и планов ресурсных исследований, а также квот, приобретенных заявителем на аукционах, к общему объему квот, выделенных всем заявителям для использования в указанных целях в тех же районах промысла за предыдущие 3 года;
      исключительных экономических зон иностранных государств и районов действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству - как отношение суммы квот на вылов (добычу) каждого вида водных биологических ресурсов, выделенных заявителю, к общему объему квот, выделенных всем заявителям в указанных зонах и районах за предыдущие 3 года.
      5. Определение долей осуществляется на основании:
      а) лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в промышленных целях во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за исключением Балтийского и Черного морей), а также в районах регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией по рыболовству, выданных за предыдущие 3 года в установленном порядке на основании приказов Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству;
      б) лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству, выданных за предыдущие 3 года;
      в) лицензий (разрешений) на изъятие водных биологических ресурсов, выданных на основании планов-графиков ресурсных исследований и мониторинга водных биологических ресурсов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, за предыдущие 3 года;
      г) информации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации за предыдущие 3 года о победителях аукционов, оплативших в полном объеме приобретенные лоты на вылов водных биологических ресурсов.
      6. Заявитель, претендующий на закрепление за ним долей, представляет в комиссию следующие документы:
      а) заявка по установленной форме, в которой указываются:
      наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица;
      фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
      юридический и почтовый адрес;
      банковские реквизиты;
      б) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя;
      в) документы, подтверждающие имущественные права заявителя на собственные или арендованные суда, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, используемые для промысла водных биологических ресурсов (далее - суда);
      г) документы, подтверждающие наличие на судах технических средств, необходимых для обеспечения функционирования отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов;
      д) справка соответствующего налогового органа об отсутствии у заявителя неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней.
      7. Комиссия не рассматривает заявки о закреплении долей в случае, если заявитель:
      а) не представил документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего постановления;
      б) предоставил недостоверные сведения;
      в) не уплатил штрафы и не возместил в установленном законодательством Российской Федерации порядке ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в связи с нарушением им законодательства или международных договоров Российской Федерации по рыболовству.
      8. Определенные комиссией доли заявителя оформляются протоколами ее заседаний.
      9. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству на основании протоколов заседаний комиссии заключает с заявителями договоры о закреплении за ними долей на 5 лет, в которых в качестве обязательного условия предусматривается их расторжение в случае:
      а) причинения заявителем, заключившим договор с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству на получение долей, получившим лицензию (разрешение) на промысел водных биологических ресурсов (далее - пользователь), ущерба водным биологическим ресурсам на сумму более 1,8 млн. рублей, доказанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
      б) неподчинения законным требованиям должностных лиц об остановке судна в море для проверки, а также воспрепятствования выполнению этими должностными лицами своих обязанностей;
      в) нарушения условий международных договоров Российской Федерации в области сохранения и использования водных биологических ресурсов;
      г) нарушения пользователем обязательства о приеме на борт судна и оплате расходов на пребывание на борту не более 2 сотрудников научно-исследовательских организаций Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, осуществляющих мониторинг состояния запасов водных биологических ресурсов в пределах не более 10 процентов общего времени ведения промысловых операций в районе, где пользователь осуществляет промысел в соответствии с выданными лицензиями (разрешениями);
      д) вылова (добычи) водных биологических ресурсов в течение 2 лет подряд в объеме менее 50 процентов квот, установленных пользователю в соответствии с закрепленной за ним долей.
      10. Доли для прибрежного рыболовства определяются на 5 лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с типовым положением о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилагают к морскому побережью, закрепляемых за заявителем долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства, при наличии условий обязательной поставки продукции из водных биологических ресурсов на территорию Российской Федерации.
      11. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству в соответствии с настоящим постановлением ежегодно:
      а) распределяет:
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для иностранных государств, устанавливаемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации по рыболовству;
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительских целях;
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в целях их воспроизводства и акклиматизации;
      б) распределяет между заявителями в соответствии с настоящим постановлением:
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в районах регулирования рыболовства Российско-Норвежской смешанной комиссией по рыболовству, а также общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству в соответствии с закрепленными за ними долями в общем объеме указанных квот;
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в промышленных целях для прибрежного рыболовства в соответствии с долями в общем объеме указанных квот, закрепляемыми за заявителями на 5 лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
      в) утверждает распределяемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, между заявителями:
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для обеспечения собственных потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле этих ресурсов;
      общий объем квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства.
      12. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов с учетом заключенных договоров, предусмотренных пунктом 9 настоящего постановления.
      Лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов с использованием судов, не обеспеченных квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в минимальных объемах, предусмотренных подпунктом "е" пункта 16 настоящего постановления, не выдаются.
      13. Установить, что доли в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах промысла распределяются между заявителями на аукционах и закрепляются за ними на 5 лет.
      Квоты на вылов (добычу) этих ресурсов распределяются ежегодно Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству между заявителями в соответствии с указанными долями.
      14. Распределение рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства между заявителями осуществляется на конкурсной основе в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, с заключением Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству соответствующих договоров с заявителями на 5 лет.
      15. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству определяет ежегодно расчетную долю по субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в моря рек, а также в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству.
      Указанная расчетная доля по субъекту Российской Федерации определяется как сумма соответствующих долей заявителей, зарегистрированных на территории этого субъекта Российской Федерации.
      16. Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству:
      а) утвердить в 2-недельный срок по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти положение о комиссии и ее состав;
      б) утвердить порядок распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для иностранных государств, устанавливаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации по рыболовству;
      в) утвердить порядок распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, учебных, культурно-просветительских целях, а также в целях их воспроизводства и акклиматизации;
      г) провести до 15 декабря 2003 г. совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации инвентаризацию рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства, составить реестр этих участков и определить порядок его ведения;
      д) утвердить перечень типов судов, используемых для прибрежного рыболовства;
      е) утвердить минимальные объемы обеспечения квотами на вылов (добычу) водных биологических ресурсов судов по типам, орудиям лова и видам ресурсов.
      17. Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства:
      а) разработать и утвердить:
      порядок и условия проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах промысла;
      порядок распределения между заявителями квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых Российской Федерации в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству (там, где невозможно применение долевого принципа распределения), предусмотрев приоритетное право на пользование этими квотами для заявителей, ранее осуществлявших промысел в указанных зонах и районах (если иное не предусмотрено указанными договорами);
      типовое положение о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного, любительского и спортивного рыболовства;
      типовое положение о порядке и условиях проведения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, конкурсов по распределению рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства;
      б) подготовить и представить до 1 июля 2004 г. в Правительство Российской Федерации предложения:
      об увеличении поставок на территорию Российской Федерации продукции, произведенной из водных биологических ресурсов, выловленных (добытых) на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
      о предоставлении права вылова (добычи) водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации заявителям, владеющим судами на праве собственности;
      о запрещении с 1 января 2005 г. использования при промысле водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации судов, находящихся в собственности нерезидентов Российской Федерации, за исключением судов, ведущих промысел в соответствии с международными договорами Российской Федерации по рыболовству.
      18. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству утвердить порядок конкурсного отбора биржи для продажи долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во вновь осваиваемых районах промысла и провести до 1 января 2004 г. указанный конкурсный отбор.
      19. Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2004 г. нормы, правила и порядок ведения единого реестра пользователей.
      Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству составляет, ведет и публикует указанный реестр с 1 января 2004 г.
      20. Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации подготовить и представить в Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2004 г. согласованные предложения о рыночном механизме оборота долей.
      21. Признать утратившими силу:
      постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 1, ст.136);
      постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. № 851 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1010" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 49, ст.4884).

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов
20 ноября 2003 г. № 704.
Правительство РФ, Москва, 24 ноября 2003 г., № 1959.


НаверхПочтаПодписка – Главная
/fz/pp/03-1265r.html
Реклама:
Hosted by uCoz