VFF-S Власть Вниз

Власть. Суди меня, судья неправедный.

Дело об электричестве


НАВЕРХ НАВЕРХ

КАК БОРОТЬСЯ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ПРОИЗВОЛОМ
У ГРАЖДАН ПОЯВИЛИСЬ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТКЛЮЧЕНИЯМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

РАССЛЕДОВАНИЕ

     Отключения электроэнергии стали для нас привычным явлением. Если в летние месяцы это случается относительно редко, то приближения зимы большинство жителей области ждут с содроганием - перебои с электричеством стали на Сахалине настоящим бедствием. «Плановые» отключения продолжаются уже почти десятилетие, из-за скачков напряжения у людей выходит из строя дорогая бытовая техника.
     И всякий раз у энергетиков находится тысяча оправданий: то топлива не хватает, то оборудование вышло из строя... А мы вынуждены все это оплачивать, ибо «Сахалинэнерго» - единственный поставщик электроэнергии в нашей области, и отказаться от его услуг мы не можем.
     Так можно ли бороться с произволом энергетиков? Оказывается, можно - и весьма эффективно.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ
     Отношения между поставщиком электроэнергии и потребителем регулируются статьей 539 Гражданского кодекса РФ:
     «По договору электроснабжения снабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)... энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...».
     А также п. 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ:
     «Качество подаваемой... энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами...».
     Пункт 2 этой же статьи гласит:
     «В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОПЛАТЫ такой энергии».
     Отношения между энергетиками и гражданами оформляются письменным договором. Как правило, его заключают в структурном подразделении «Сахалинэнерго» - ОП «Энергосбыт». Если у потребителя нет на руках договора, считается, что договор заключен автоматически в момент выдачи абоненту книжки или счета за электроэнергию.
     Несмотря на то что непосредственным поставщиком электроэнергии в квартиры горожан является одно из структурных подразделений, ответственность за количество и качество электроэнергии несет головная структура - ОАО «Сахалинэнерго».
     Практика показывает, что монополисты, пользуясь своим положением, часто не выполняют обязательств перед потребителями.
     Во многих цивилизованных странах созданы механизмы борьбы с этим злом. В России с этим сложнее. Но не все так безнадежно.

ЖИТЕЛИ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ДОБИЛИСЬ БОЛЬШИХ КОМПЕНСАЦИЙ ЗА СГОРЕВШУЮ БЫТОВУЮ ТЕХНИКУ
     Эта история началась в январе нынешнего года.
     - 28 января я вернулась домой около 16 часов, - рассказывает жительница улицы Садовой Южно-Сахалинска, пенсионерка Мара КРАСЛАВСКАЯ. - Обычный день, не было ни сильного мороза, ни метели. Когда зашла в подъезд, неожиданно стали лопаться лампочки на лестничной клетке. Уже в квартире заметила, что свет горит как-то необычно ярко. Сначала лопнула лампочка в прихожей, потом на кухне. Я от испуга выключила холодильник: поняла, что в сети напряжение больше, чем нужно. В подъезде в это время проводка уже гудела...
     Потом почувствовала запах гари и увидела, что дымится видеодвойка.
     Я отключила все электроприборы, попыталась предупредить соседей (хотя это было бесполезно, так как люди были на работе) и стала звонить. В ЖЭУ отпихнулись: не наше! Через час (!) смогла дозвониться до диспетчера городских электрических сетей. Пообещали приехать, правда, десять раз оговорились, что поломка может быть не на их сетях... Но в этот день так и не приехали!
     Пришлось позвонить дежурному в областную администрацию, и только поздно вечером приехали аварийные машины. Отключили рубильник на столбе, но энергия в дом продолжала поступать. А бригада, не разобравшись, в чем дело, уехала.
     Еще одна ремонтная бригада приехала к обеду на следующий день. Но и она ничего не сделала. И только к вечеру 30 января у нас появились люди из «Сахалинэнерго» и нашли причину: оказалось, что пробило кабель, но энергия в наш дом продолжала поступать.
     Перед тем как ремонтники уехали, я подробно расспросила старшего бригады, что случилось. Он мне и сказал, что кабель поврежден, скорее всего, от старости, так как до этого никаких раскопок около дома не было и повредить его не могли. И в том, что произошло, виноваты сами энергетики...
     Во время этой аварии в моей квартире сгорела видеодвойка и магнитофон. А у соседей испортился компьютер, музыкальный центр и дорогой телевизор.
     Я считаю себя человеком грамотным, поэтому в первую очередь внимательно прочла договор с «Сахалинэнерго». В нем как раз и написано, что энергетики обязаны поставлять мне электроэнергию определенного напряжения. В данном случае этот пункт договора был нарушен. И я, говоря юридическим языком, понесла материальный ущерб.
     Тогда я и мои соседи решили побороться за свои права и попробовать вернуть деньги за испорченное имущество.

     Через несколько дней после того, как мы отремонтировали технику (хотя многие вещи - например, компьютер у соседки -ремонту уже не подлежали), отнесли заявление в юридическую службу «Энергосбыта». Описали ситуацию, указали сгоревшую технику и потребовали возместить деньги.
     К заявлению приложили квитанции об оплате из мастерской и заключение мастеров о технике, которая из-за скачка напряжения испортилась.
     И стали ждать.
     Почти через два месяца, 21 марта, получили письменный ответ из комиссии «Сахалинэнерго» (приводится с сокращениями. - Авт.):
     «ОП «Энергосбыт» в ответ на ваше заявление направляет копию акта служебного расследования...
     Комиссия считает, что перенапряжение произошло в результате повреждения КЛ-0,4 кВ от ТП-58 до ВЛ-0,4 к дому по ул. Садовой.
     Виновной стороной является ОАО «Сахалинэнерго».

     По вопросу о возмещении ущерба вам будет сообщено дополнительно».

     Получив эту бумагу, мы возмутились: кто из нас может понять, что такое «КЛ» и «ТП»? Единственное, что мы поняли, - виноваты сами энергетики.
     Позже по телефону на мой вопрос, почему комиссия рассматривала наше дело почти два месяца, объяснили, что в этом огромном ведомстве подобными делами занимается только один человек - секретарь комиссии! И когда она уезжает в командировки, ее обязанности никто не выполняет...
     Еще через два месяца, 16 мая, пришло второе письмо:
     «Для рассмотрения вопроса о возмещении ущерба, причиненного перепадом напряжения 28 января 2003 года, просим вас предоставить в ОАО «Сахалинэнерго» паспорта на поврежденную бытовую технику».
     Мы предоставили...
     Прошло еще два с половиной месяца.
     1 августа наконец получаем ответ:
     «ОАО «Сахалинэнерго» удовлетворило вашу претензию на некачественное электроснабжение 28.01.03 (перенапряжение в сети) и возмещение вам нанесенного материального ущерба.
     Для получения денежных средств вам необходимо обратиться по адресу: Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 105, ОП «Южные электрические сети», к главному бухгалтеру».

     Однако там нам сказали, что вину признают, но платить не будут, потому что денег нет! И предложили такой выход: мы не будем ежемесячно оплачивать электроэнергию, пока не погасится наша компенсация. А в общем она составила около 60 тысяч рублей -это сумма ущерба моя и моих соседей.
     На этот вариант мы не согласились и продолжали требовать компенсацию. Однако и через месяц обивания порогов результат оставался нулевым. Поэтому в сентябре мы вновь обратились в головную контору - «Сахалинэнерго».
     Надо сказать, что пробиться к чиновникам этого ведомства практически невозможно: нас не только не хотели соединять с начальником по телефону, но даже на вахте не пропускали!
     Потом я услышала, что в «Сахалинэнерго» сменилось руководство. Мне удалось пробиться к новому начальнику по телефону. После того как я пригрозила обратиться в суд, он пообещал заплатить деньги.
     Однако прошел еще почти месяц, и ничего не изменилось.
     Честно говоря, мы уже не надеялись что-то получить. Но в конце сентября услышали, что в «Сахалинэнерго» будет проводиться «прямая линия». Я позвонила, и самый высокий начальник в присутствии многочисленных свидетелей - участников «прямой линии» и журналистов - во всеуслышание приказал «Южным сетям» вернуть нам наши деньги - в срок до 10 октября включительно.
     6 октября я наконец получила свои деньги - 1610 рублей. А моей соседке (ей «Сахалинэнерго» должно выплатить 55 тысяч рублей) пообещали позвонить дополнительно...
     ***
     Таким образом, тяжба женщин с энергетиками длилась почти девять месяцев - и пока не закончилась. Но, как выяснилось, существует более надежный и быстрый способ не только вернуть потерянные деньги, но и получить компенсацию морального вреда в связи с отключениями электроэнергии. Этот способ - обращение в суд.

ИДЕМ В СУД
     - Получить денежную компенсацию за испорченную в результате перепадов напряжения электротехнику можно и через суд, - рассказала пресс-секретарь управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Сахалинской области Татьяна РОДИНА. - Для этого необходимо:
     1. Составить исковое заявление. В нем указать причину поломки (перепады напряжения), точное время события, виновную сторону и свои требования к ответчику - оплатить стоимость испорченной бытовой техники.
     2. К иску приложить письменное заключение специалиста из ремонтной мастерской, куда вы обращались по поводу ремонта испорченной техники, и квитанцию об оплате услуг мастера.
     Если техника после скачка напряжения ремонту не подлежит, мастер должен составить дефектную ведомость или акт экспертизы - это официальные документы о порче. Так как составление дефектной ведомости - платная услуга, также сохраните квитанцию об оплате и приложите ее к исковому заявлению.
     Образец искового заявления можно найти на стенде в холле Южно-Сахалинского городского суда.

     Надо отметить, что суд рассматривает около двух десятков подобных заявлений в год. Как правило, решение выносится в пользу истца, то есть пострадавшего человека. Срок рассмотрения таких дел обычно составляет два месяца.
     Подобный иск можно будет подать и мировому судье, в Южно-Сахалинске они начнут рассматривать иски по таким делам с января следующего года. Мировые судьи рассмотрят такие дела быстрее - как правило, в срок не более месяца.
     В суд можно обратиться не только за компенсацией материального ущерба, но и в том случае, если вы считаете, что отсутствие электроэнергии причинило вам моральный вред.
     Например, из-за хронического отключения света хозяйки не могут приготовить обед и постирать, ученики не в состоянии делать уроки.
     Различного рода внутренние причины, на которые ссылаются энергетики, не считаются законным основанием для отключения электричества. С точки зрения закона, необходимость ремонтных работ и сбои изношенного оборудования - это проблемы самих энергетиков, а никак не потребителей, ежемесячно оплачивающих эти услуги. Все аварийные ситуации руководители «Сахалинэнерго» должны предвидеть и устранять вовремя, не доводя до отключений. И даже публикуемые в прессе графики плановых отключений не могут служить оправданием, так как эти действия являются незаконными.
     Гражданин; который считает, что в период отсутствия электроэнергии пострадал морально, может подать исковое заявление, в котором четко указать, какие именно нравственные страдания он перенес в период отключений света.
     Например, в связи с тем что по вечерам в доме нет электричества, ребенок не может выучить уроки и стал хуже учиться (желательно взять в школе справку об успеваемости ученика); ухудшилось состояние здоровья или обострилось хроническое заболевание(например, гипертония или язвенная болезнь) из-за того, что нет возможности вовремя пройти процедуры в поликлинике; и т.д.

     Для примера приводим дело гражданина К., рассмотренное Южно-Сахалинским городским судом.
     7 декабря 2000 года в суд обратился житель областного центра с заявлением, в котором просил компенсировать моральный вред, причиненный неправомерными действиями ОАО «Сахалинэнерго».
     В заявлении К. указал, что в течение трех последних лет в его квартире систематически отключали электроэнергию на длительное время - от 4 до 16 часов в сутки.
     Вот цитаты из искового заявления гражданина К.:
     «1. 
Статья 29 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин имеет право свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом. Отключения электроэнергии лишили меня возможности посмотреть интересную телепередачу, прочитать статью в газете и т.д. Считаю, что в этом случае было нарушено мое законное право на получение информации.
     2. В статье 37 Конституции говорится, что граждане имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
     Отключение электроэнергии, особенно в вечернее время суток, автоматически приводит к отсутствию освещенности в моей квартире, что вызывает дополнительную нагрузку на зрение, и оно ухудшается.
     Из-за отсутствия света в квартире я постоянно получал микротравмы, так как не мог передвигаться в темноте; я не мог питаться полноценно, так как без света не имел возможности приготовить себе горячую еду и соблюдать необходимый для моего здоровья режим питания.
     3. Статья 43 Конституции закрепляет за каждым гражданином России право на образование.
     Как студент-заочник обычно я занимаюсь самоподготовкой по вечерам. Однако из-за систематического отключения электроэнергии я был лишен возможности заниматься, либо мне приходилось заниматься при свечах, что подорвало мое зрение. Кроме того, по этой причине я стал отставать в успеваемости, поэтому считаю, что в течение трех лет нарушалось мое конституционное право на образование.
     4. Статья 41 Конституции гласит, что каждый человек имеет право на жизнь.
     Отключения электроэнергии в темное время суток приводят к обострению криминогенной обстановки в городе, порождают страх за свою жизнь и за жизнь близких.
     Поэтому считаю, что систематические отключения электроэнергии угрожают моей жизни, здоровью, приносят мне огромные нравственные и физические страдания и умаляют мое человеческое достоинство.
     В связи с этим прошу суд взыскать с ОАО «Сахалинэнерго» 100000 рублей в качестве компенсации морального вреда».
     Суд счел доводы истца правомерными.

     В частности, суд установил (решение приводится с сокращениями. - Авт.):
     «Согласно статье 546 ГК РФ перерыв в подаче электроэнергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического контроля неудовлетворительное состояние энергетических установок создает угрозу жизни и безопасности граждан.
     Перерыв в подаче электроэнергии без согласования с абонентом и без его предупреждения допускается в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента.
     В судебном заседании представители ответчика обосновали отключение электроэнергии большими долгами потребителей по оплате, забастовками шахтеров и как следствие этого нехваткой топлива для ритмичной работы электростанций.
     Данных о том, что отключения производились ввиду неудовлетворительного состояния энергетических установок, удостоверенного органом государственного контроля, угрожающего жизни и безопасности граждан, представители истца не представили.
     При таком положении суд приходит к выводу, что ответчик НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЛ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЮ ИСТЦА. При этом ненадлежащее исполнение не было обусловлено обстоятельствами, указанными в законе. Поэтому доводы, что вынужденность отключений была обусловлена нехваткой средств для приобретения топлива, текущего ремонта оборудования, задолженностями потребителей по оплате электроэнергии, не имеют правового значения для разрешения дела.
     На основании изложенного суд РЕШИЛ:
     Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» в пользу К. компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей».
     ***
     Кассационная жалоба ОАО «Сахалинэнерго» в областной суд была отклонена как необоснованная, и коллегия областного суда оставила решение без изменений. И таким образом гражданин К. получил если и не ту сумму, какую требовал, но все же приличные деньги, которых вполне хватит на несколько месяцев платежей за ту же электроэнергию.

     ***
     Безусловно, процесс защиты своих прав - дело хлопотное, а главное - долгое. Но, похоже, другого выхода просто не существует. Может быть, если таких обращений будет больше, монополисты все же поймут, что и на них есть управа?

Елена ЛБОВА.
© «Свободный Сахалин», № 41(823), 09.10.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗМЕЩЕНИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА

В Южно-Сахалинский городской суд
Истец: Иванова Мария Ивановна,
Проживает: г. Южно-Сахалинск, ул. , кв.
Ответчик: ОАО «Сахалинэнерго»,
г. Южно-Сахалинск, Коммунистический пр., 43

Исковое заявление

     В период с 1 октября по 3 октября 2003 года в моей квартире имели место периодические отключения электроэнергии, которые происходили по нескольку раз в день, продолжительностью до 3 часов.
     В указанные дни отключения электроэнергии имели место в утренние часы, когда мне надо было собираться на работу и собирать ребенка в детсад, в результате чего я не смогла принять душ (в доме нет горячей воды), накормить себя и ребенка горячей пищей, погладить вещи себе и ребенку.
     В вечерние часы, когда я возвращалась с работы, в квартире вновь отсутствовала электроэнергия, в связи с чем я не могла приготовить себе и ребенку горячую пищу, нормально пообщаться с ребенком, соблюсти элементарные нормы гигиены для ребенка, так как в 21 час его надо было уже укладывать спать. Вечернее сидение в темноте привело к тому, что ребенок стал нервным и беспокойным, плохо спит.
     Учитывая, что указанные отключения имели место в дошкольном учреждении и по месту работы, это внесло дополнительные неудобства. Так, в детском саду меня сразу предупредили, что, если не прекратятся отключения, ребенка принимать в сад не будут, так как у них тоже отключают энергию и приготовить еду детям они не могут. Я воспитываю ребенка одна, в силу характера работы ребенка на работу с собой брать не могу, данные обстоятельства могли негативно отразиться на моей профессиональной деятельности, в связи с чем я перенесла сильный нервный стресс.
     Кроме того, я страдаю хроническим гастритом. Нервные переживания, отсутствие нормального питания и гигиенических условий привели к обострению заболевания, негативно сказались на моем психологическом состоянии и состоянии ребенка.
     Об отключениях электроэнергии я предупреждена не была, в связи с чем в указанный период испытала большие моральные и нравственные страдания.
     Между мной и ответчиком заключен договор энергоснабжения, согласно которому ответчик обязан бесперебойно подавать электроэнергию, а я своевременно оплачивать потребленную электроэнергию. Свои обязательства я выполняю добросовестно, задолженности по оплате не имею. Ответчик же, в свою очередь, свои обязанности не выполняет, безосновательно отключает подачу электроэнергии.
     Таким образом, недобросовестным выполнением обязанностей ответчиком мне были причинены нравственные и физические страдания, которые должны быть компенсированы мне в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
     Моральный вред, заключающийся в физических и нравственных страданиях, связанных с ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств, ставших причиной длительного дискомфортного состояния, ухудшения здоровья и психологического состояния меня и ребенка, вынужденном обращении в суд, я оцениваю в 50000 рублей.
     На основании изложенного, руководствуясь ст. 151, 539 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»,
     прошу:
     1. Взыскать с ОАО «Сахалинэнерго» в мою пользу компенсацию причиненного мне морального вреда в размере 50000 рублей.
          Приложение:
     1. Копия искового заявления.
     2. Выписки из лицевого счета об оплате электроэнергии.
     3. Справки из поликлиники.
     4. Копия свидетельства о рождении ребенка.
     5. Справка из ЖЭУ о составе семьи.
     6. Справка из дошкольного учреждения.

6 октября
Иванова
© «
Свободный Сахалин», № 41(823), 09.10.03.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/gov/c/c03.html
Реклама:
Hosted by uCoz