VFF-S Дума
Законы Программы
Вниз

Закон Сахалинской области

О патронатном воспитании

Принят Сахалинской областной Думой 6 октября 2005 года

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе
      Патронатное воспитание - форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при сохранении прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей) у учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      Учреждение, передающее ребенка (детей) на патронатное воспитание, - учреждение, осуществляющее содержание, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку к передаче ребенка (детей) в семьи на патронатное воспитание.
      Патронатный воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка (детей), при сохранении функций законного представителя ребенка (детей) у учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передающего ребенка (детей) на патронатное воспитание.
      Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
      Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статья 2. Лица, имеющие право быть патронатными воспитателями
      Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
      лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
      супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
      лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
      отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
      бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
      лиц, которые по состоянию здоровья согласно пункту 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Статья 3. Организация и порядок передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание
      1. На патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя передается ребенок-сирота (дети-сироты) или ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей, находящийся в учреждении, осуществляющем содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      2. Ребенок (дети), достигший возраста 10 лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его (их) согласия.
      3. Общее число детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, не должно превышать трех человек в возрасте до 18 лет, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.
      4. Передача ребенка (детей) патронатному воспитателю производится на основе договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание, заключенного между учреждением и патронатным воспитателем, при условии наличия вакантных должностей патронатных воспитателей.
      5. Договор о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание должен предусматривать срок, на который ребенок (дети) передается в семью патронатного воспитателя, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности по отношению к патронатной семье учреждения, передающего ребенка (детей), а также основания и последствия прекращения такого договора. Форма договора утверждается администрацией Сахалинской области.
      6. Договор о передаче ребенка (детей) патронатному воспитателю может быть расторгнут досрочно по инициативе патронатного воспитателя в случае его болезни, изменения семейного и имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми) и других причин, а также по инициативе учреждения в случае возникновения в семье патронатного воспитателя неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае усыновления ребенка (детей) либо возвращения его (их) родителям.
      7. Ребенок (дети), переданный на патронатное воспитание, продолжает числиться в контингенте данного учреждения.
      8. Личное дело ребенка (детей), переданного патронатному воспитателю, хранится в учреждении, передающем ребенка (детей) на патронатное воспитание.
      9. Патронатному воспитателю при передаче ребенка (детей) в семью передаются следующие документы:
      1) свидетельство о рождении или паспорт ребенка (детей);
      2) заключение о состоянии здоровья ребенка (детей);
      3) страховой медицинский полис;
      4) другие необходимые для обеспечения воспитания и обучения ребенка (детей) документы.

Статья 4. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни
      1. Ребенок (дети), находящийся в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть передан на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни.
      2. Передача ребенка (детей) патронатному воспитателю на каникулы, выходные и праздничные дни осуществляется на основании приказа руководителя учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      3. Лица, принимающие ребенка (детей) на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни, несут ответственность за его жизнь и здоровье в установленном законом порядке.
      4. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание в случаях, установленных настоящей статьей, производится без заключения трудового договора и оплаты труда.

Статья 5. Документы, представляемые лицом, желающим взять ребенка (детей) на патронатное воспитание
      1. Лицо, желающее взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, подает заявление в орган опеки и попечительства по месту жительства о намерении взять ребенка (детей) в семью на патронатное воспитание. В заявлении излагается просьба дать заключение о возможности быть патронатным воспитателем.
      К заявлению должны быть приложены:
      1) автобиография;
      2) документ об образовании;
      3) справка с основного места работы (для совместителей) с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке за предшествующий подаче заявления год;
      4) копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);
      5) медицинская справка, выданная государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением, о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на патронатное воспитание;
      6) справка с места жительства о составе семьи.
      2. Лицо, обратившееся в орган опеки и попечительства по месту жительства с просьбой дать заключение о возможности быть патронатным воспитателем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иной документ, удостоверяющий личность.
      3. В случае передачи ребенка (детей) в семью договор заключается с лицом (одним из супругов), получившим заключение о возможности быть патронатным воспитателем, при наличии письменного согласия второго супруга.

Статья 6. Заключение органа опеки и попечительства о возможности быть патронатным воспитателем
      1. Для подготовки заключения о возможности быть патронатным воспитателем орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание.
      2. На основании заявления, приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности быть патронатным воспитателем. При подготовке заключения должны быть приняты во внимание личные качества лица, желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, его состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ним.
      3. Заключение органа опеки и попечительства о возможности быть патронатным воспитателем должно быть подготовлено в течение одного месяца с момента подачи заявления и действительно в течение одного года с момента его выдачи.
      4. Заключение органа опеки и попечительства о возможности стать патронатным воспитателем является основанием для заключения трудового договора (контракта) между патронатным воспитателем и учреждением, передающим ребенка (детей) на патронатное воспитание.
      5. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на патронатное воспитание орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в десятидневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы. В случае несогласия заявителя с принятым решением ему разъясняется право обжалования решения в судебном порядке.

Статья 7. Срок передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание
      1. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание может осуществляться на следующие сроки:
      1) передача на короткий период времени без заключения договора - на период каникул, в праздничные и выходные дни;
      2) передача на срок, предусмотренный договором о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание.

Статья 8. Права патронатного воспитателя
      1. Патронатный воспитатель имеет право:
      1) запрашивать и получать от учреждения информацию о социальном статусе ребенка (детей), его физическом, умственном, эмоционально-психологическом развитии и другие необходимые для работы сведения;
      2) самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жизни ребенка (детей) в соответствии с договором о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание;
      3) получать от учреждения психолого-педагогическую помощь в организации воспитательной деятельности;
      4) вносить предложения по изменению и дополнению договора о патронатном воспитании ребенка (детей);
      5) принимать меры по обеспечению защиты прав и интересов ребенка (детей);
      6) в установленном порядке оформлять опеку (попечительство) или усыновлять ребенка (детей).

Статья 9. Обязанности патронатного воспитателя
      1 Патронатный воспитатель в соответствии с договором несет ответственность за ребенка (детей) перед учреждением, передавшим ребенка (детей) на патронатное воспитание.
      2. Патронатный воспитатель обязан:
      1) воспитывать ребенка (детей), заботиться о его (их) здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им (ими) образования, готовить его (их) к самостоятельной жизни, принимать меры по обеспечению защиты прав и интересов ребенка (детей);
      2) не препятствовать лицам, наделенным надлежащими полномочиями, общаться с ребенком (детьми) в установленное время, оказывать содействие в организации проверок состояния здоровья, развития и воспитания ребенка (детей);
      3) сообщать учреждению, передающему ребенка (детей) на патронатное воспитание, об изменениях состояния его (их) здоровья, незапланированном уходе ребенка (детей) из дома воспитателя и иных событиях, связанных с жизнью ребенка (детей);
      4) незамедлительно информировать учреждение о перемене своего места жительства;
      5) не вывозить ребенка (детей) за пределы Сахалинской области без уведомления учреждения, передавшего ребенка (детей) на патронатное воспитание;
      6) вести учет прихода и расходования средств, полученных от учреждения на содержание ребенка (в денежном выражении), представлять отчеты об израсходованных средствах в бухгалтерию учреждения;
      7) соблюдать конфиденциальность информации о ребенке в соответствии с законодательством.
      3. В случае временного отсутствия патронатного воспитателя по уважительным причинам (отпуск, санаторно-курортное лечение, болезнь и иные случаи) ребенок (дети) находится в учреждении, передавшем ребенка (детей) на патронатное воспитание.

Статья 10. Права и обязанности учреждения, передающего ребенка (детей) на патронатное воспитание, и органа опеки и попечительства
      1. Учреждение осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка (детей) в течение всего времени пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя.
      2. Администрация учреждения обязана ознакомить лицо (лиц), желающее взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка (детей) и медицинским заключением о состоянии его (их) здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке (детях).
      3. Учреждение оказывает помощь патронатному воспитателю в осуществлении его функций, обеспечивает социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание.
      4. Учреждение осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя, за выполнением возложенных на патронатного воспитателя обязанностей, а также использованием средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Результаты контроля оформляются актом.
      5. Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание в соответствии с законодательством.

Статья 11. Нормы содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание
      1. На ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения, установленные для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      2. Учреждение обеспечивает содержание ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание. Содержание ребенка (детей) может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме, что указывается в договоре о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание.
      3. Ребенок (дети), передаваемый на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни, обеспечивается учреждением одеждой по сезону и питанием по нормам, установленным для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в денежной, так и в натуральной форме, что должно быть оговорено в приказе руководителя учреждения о передаче ребенка на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни.

Статья 12. Трудовые отношения и оплата труда патронатного воспитателя
      1. Патронатный воспитатель является работником учреждения на основании трудового договора (контракта), заключенного между патронатным воспитателем и учреждением, осуществляющем передачу ребенка (детей) на патронатное воспитание. Отношения между учреждением и патронатным воспитателем регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
      2. Введение ставок патронатных воспитателей в учреждении устанавливается решением органа исполнительной власти, осуществляющего управление образованием в Сахалинской области, на основании заявки учреждения, передающего ребенка (детей) на патронатное воспитание, и копии трудового договора (контракта).
      3. Оплата труда патронатного воспитателя устанавливается в размере оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета 1 ставка на троих детей.
      При условии передачи в семью патронатного воспитателя менее троих детей оплата труда патронатного воспитателя производится из расчета 1/3 ставки заработной платы за каждого ребенка, взятого на патронатное воспитание.

Статья 13. Источник финансирования деятельности учреждения, передающего ребенка (детей) на патронатное воспитание
      Расходы по содержанию ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, и оплата труда патронатного воспитателя осуществляются учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
      Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Губернатор Сахалинской области И.П.Малахов
г. Южно-Сахалинск. 14 октября 2005 года. № 71-ЗО.

Газета «Губернские ведомости», № 199(2424), 25.10.05; 200(2425), 26.10.05.


Комментарии

  1. Чтобы опустели детские дома. «Губернские ведомости», 31.01.06.
  2. Родители навсегда или напрокат. «АиФ. Сахалин – Курилы», 02.06.
  3. Сахалинцы, которые возьмут на временное воспитание детей из детского дома, будут получать около 10 тысяч рублей. «Наши острова», 01.02.06.
  4. С 1 января в Сахалинской области вступил в силу закон «О патронатном воспитании». «Свободный Сахалин», 08.02.06.
  5. Патронатный воспитатель? – Вакантно! «Южно-Сахалинск сегодня», 09.02.06.
  6. Гипноз доверия. Патронатное воспитание. «Советский Сахалин», 12.05.06.
  7. Сделан первый шаг. «Советский Сахалин», 16.05.06.

Чтобы опустели детские дома

НОВЫЙ ЗАКОН

      «О патронатном воспитании» – так называется новый закон Сахалинской области, который вступил в силу. Надо сказать, что аналогичного федерального закона пока нет, так что этот документ возник не по указанию «сверху», а потому, что стал необходимым именно в нашем регионе.
      Читатели нашей газеты знают, какое внимание уделяется проблеме усыновления детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, созданию приемных семей. Этот процесс получил развитие. Если в июне прошлого года было три приемные семьи, в которых воспитывалось четверо детей, то сейчас их 51 и воспитываются в них 69 детей.
      Но, как правило, приемные родители выбирают в детских домах малышей. Они легче воспринимают традиции семьи, привыкают к новому стилю жизни, чем подростки, личность которых уже сложилась: есть собственные вкусы, представления, они хорошо помнят своих родителей, и соответственно «притирка характеров» происходит более сложно. Но эти дети тоже мечтают о семье. К тому же любому ребенку необходимо семейное воспитание – это основа социальной адаптации каждого человека. Вот так и появилась идея создать патронатные семьи на Сахалине.
      Департамент образования Сахалинской области разработал соответствующий закон, принятый областной Думой в конце прошлого года, а с 1 января он стал действовать.
      Чем отличается патронатная семья от приемной? Прежде всего тем, что в нее передаются дети от 10 до 18 лет. А патронатный воспитатель принимается на работу в то детское социальное учреждение, в котором эти дети воспитываются. То есть он становится сотрудником детского дома или интерната, только работает в своей собственной семье.
      Как видим, возникают несколько иные правила взаимоотношений между взрослыми и подростками. Главное, что они находятся не в учреждении, где 30-80 человек, а в семье, с ее укладом, традициями, обязанностями, привыкают к обычной жизни, не ограниченной стенами детского дома. Кроме того, решается еще и проблема создания новых рабочих мест, что для глубинки немаловажно. Ребенок числится в контингенте учреждения, которое обеспечивает его содержание, защищает права и интересы. А патронатный воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание и защиту этих прав.
      Как показывает практика, особенно эффективна такая форма воспитания в сельской местности и небольших городах.
      Идея эта не нова, такая форма устройства детей, как патронат, была в свое время введена постановлением Совета народных комиссаров в 1942 году. Война сделала сиротами многих. Сегодня остро встала проблема социального сиротства И даже в больших размерах, чем в военное время. Первая экспериментальная площадка по патронату в наши дни возникла на базе московского детского дома №19. Около 80 воспитанников, а это практически все дети учреждения, за четыре с половиной года оказались в патронатных семьях. Эта форма успешно развивается в Москве, Владимирской, Калининградской, Курганской, Новгородской, Ленинградской, Псковской и многих других областях России.
      Наступило время, когда эти вопросы решаются и у нас. Департамент образования провел пресс-конференцию, посвященную патронату, потому что на первом этапе необходимо, чтобы о новом законе узнало как можно большее число людей. У журналистов сразу возникли вопросы, и первый из них – чем отличается приемная семья от патронатной? Начнем с договора, который заключается в обоих случаях. Только приемный родитель подписывает его с органами опеки и попечительства, а патронатный – с учреждением, которое осуществляет воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, патронатная семья может заключить договор на период каникул, праздничных и выходных дней.
      Есть различия и в суммах, которые выделяются на содержание ребенка. Приемные семьи получают на содержание одного ребенка 4482 рубля. А в патронатных – на детей выделяется сумма по нормам материального обеспечения, установленным для воспитанников образовательных учреждений. В данный момент для школьников она составляет 134,85 рубля в день (4045,50 в месяц), а для дошкольников – 110,51 рубля в день (3315 рублей в месяц). Оплата труда приемного родителя начисляется в размере прожиточного минимума за каждого ребенка, который определяется ежеквартально. В четвертом квартале 2005 года эта сумма составляла 5084 рубля. Патронатный воспитатель получает зарплату в соответствии с разрядом. Ставка на трех детей составляет 6164 рубля, на одного ребенка – 2055 рублей (расчет по 11-му разряду ETC).
      Во многих приемных семьях задумываются об усыновлении. Это самый лучший вариант для ребенка. Ведь он приобретает родителей и семью навсегда. Возможно, и в патронатных семьях наступит момент, когда ребята станут называть воспитателя не по имени-отчеству, а мамой. Но для этого необходимо, чтобы они стали друг для друга близкими людьми.
      Скорее всего, далеко не во всех патронатных семьях возникнут подобные отношения, ведь путь от сердца к сердцу очень сложен. Но как бы ни сложилась ситуация, дети получат любовь и тепло, научатся жить, заботясь о себе и окружающих, узнают, как делать покупки, экономить деньги, готовить обед, чинить одежду и обувь, словом, поймут, какая жизнь течет вне стен государственного учреждения. Они научатся, как общаться с людьми, как отстаивать свои интересы и дарить тепло другим людям. И будут благодарны своему воспитателю за все это.
      Задача, поставленная департаментом образования Сахалинской области, – добиться, чтобы опустели детские дома и интернаты, чтобы детдомовцы превратились в сыновей и дочерей, а слово «сирота» исчезло из обихода. О том, как идет этот процесс, расскажут подготовленные пресс-центром департамента диаграммы. Сейчас, с началом жизни нового Закона области «О патронатном воспитании», можно сделать прогноз, что число устроенных в семьи детей станет намного больше.

Диана ЮРИНА.
© «
Губернские ведомости», № 15(2492), 31.01.06.


Родители навсегда или напрокат

В ДЕТСКИХ ДОМАХ ОБЛАСТИ ЖИВУТ 1043 РЕБЕНКА

      Сегодня сиротами становятся при живых родителях. После прощания с детдомом эти дети не могут решить самые банальные бытовые проблемы, ждут, что кто-то им выдаст чистые носки и приготовит покушать. Девочки обычно выходят замуж за таких же бессребреников, рожают детей, сдают их в те же приюты, где воспитывались сами. Педагоги знают, что это печальная закономерность.

Родная Даша
      Решить эти проблемы, по мнению чиновников департамента образования, должен закон «О патронатном воспитании». С помощью него дети на время попадут в семьи сахалинцев, хотя и будут продолжать числиться в детдоме. Все желающие воспитывать чужого ребенка получат статус воспитателя детского дома и станут получать зарплату. Для жителей небольших городков – это порой единственный шанс найти работу. В этом году 154 детдомовца гостили летом в семьях островитян.
      Елена и Александр Фроловы в ноябре 2004 года приняли в семью тринадцатилетнюю Дашу. Родная мать бросила девочку, когда ей исполнился год. Дарья поменяла три детских дома. Не все знакомые одобрили поступок Фроловых. Они уже воспитывают собственную десятилетнюю дочь Кристину. Живут в двухкомнатной квартире вместе с девяностолетней бабушкой.
      Даша попала в эту семью с улицы. После встречи с девочкой женщина поняла, что не может оставить ребенка. Стала забирать ее из приюта на выходные. Спустя полгода у Даши появились новые мама и папа. Ее биологическая родительница живет в соседнем микрорайоне. Но судьбой дочери не интересуется.
      Трудности начались с первых дней. Даша была замкнутая, обидчивая. Доверительные отношения складывались непросто. Через несколько месяцев она рассказала родителям, что знакома с алкоголем и наркотиками. Чуть позже началась ревность между девочками. Даша требовала всего и сразу: сотовый телефон, новую одежду – лучше, чем у Кристины. Но дети и родители преодолели все. Сейчас учителя считают Дашу очень способной, яркой девочкой. Елена и Александр запланировали рождение третьего ребенка. Лена призналась, что долго привыкала относиться ровно к обеим дочерям. Родная – все же ближе. Но она уже никому не отдаст Дашу.
      Богатые сахалинцы не спешат усыновлять детей. В приюты обращаются пары со средним достатком, в возрасте от 40 до 50 лет, у которых выросли собственные дети. Они берут детишек от 3 лет. С ними не надо находиться дома, их легче устроить в садик.

Моя прекрасная мама
      Пока система патронатного воспитания набирает обороты, детей продолжают усыновлять иностранцы. Они готовы ехать за малышом на край света. 28 января Пол и Эмми прилетели на остров знакомиться с будущей дочерью. В США им пришлось бы годами ждать окончания проверок во всех инстанциях. Кроме того, за океаном биологическая мать имеет право спустя несколько лет отобрать свое чадо у приемной. В отличие от россиян, бездетные иностранцы берут малышей даже из Александровск-Сахалинского детского дома, куда отправляют ребят со страшными патологиями.
      Сегодня всего два агентства по усыновлению, аккредитованные Министерством образования РФ, работают в Южно-Сахалинске, их контролирует департамент образования области. В прошлом году 15 малышей уехали на новую Родину с помощью местного представительства американского агентства.
      Снимки четырехлетней Кати из Тымовского совсем недавно пришли из-за океана. У девочки вместо ступни на левой ножке была лишь культя, органы «перевернуты»: сердце – с правой стороны. Требовались сложные операции. На Сахалине ее ждал дом инвалидов. Американская мама сразу выделила ее. Так у Кати появилась семья, дом в Нью-Джерси и старший брат. Спустя несколько месяцев малышку прооперировали, сформировали на больной ноге пальчики. Девочка начала полноценно ходить.

Лариса КОТИКОВА.
© «
АиФ. Сахалин – Курилы», № 5(379), 02.06.


СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ РОДИТЕЛИ

Сахалинцы, которые возьмут на временное воспитание детей из детского дома, будут получать около 10 тысяч рублей

      С 11 января 2006 года в Сахалинской области вступил в силу закон «О патронатном воспитании». Об этом на пресс-конференции 26 января сообщил заместитель начальника департамента образования Сахалинской области Александр Иванов.
      По его словам, теперь любая сахалинская семья сможет брать ребенка от трех лет из детского дома не только на выходные, праздники, каникулы, но и на более длительный срок. Патронатные родители сами смогут решать, на какое время они будут брать чужих детей: это может быть пара месяцев, год или даже несколько лет. По сравнению с усыновлением патронат более простая процедура: не нужно предоставлять огромный пакет документов (возраст, зарплата, квадратные метры и т.д.), участвовать в судебных разбирательствах. Достаточно быть психически здоровым, физически крепким и иметь большое желание подарить сироте свою любовь и ласку.
      С людьми, которые на время примут ребенка в свою семью, будут заключать трехсторонний договор с участием детского учреждения и органом опеки и попечительства района. После этого патронатные семьи смогут получать деньги на содержание малыша. Ожидается, что для детей дошкольного возраста эта сумма составит 3315 рублей в месяц, для школьников – 4045 рублей. Кроме этих денег патронатный родитель, как педагог, будет получать еще и заработную плату, которая будет начисляться по единой тарифной сетке. Так, к примеру, за воспитание одного ребенка из детского дома патронатный родитель будет получать ежемесячно 2055 рублей, зарплата за трех детей – 6164 рубля (расчет по 11-му разряду ETC).
      Деньги – деньгами, а интересы детей превыше всего. Те, кто захочет поправить свой семейный бюджет за счет сирот, могут отдыхать: кому попало детей отдавать не будут. А при детских домах, кроме прочего, создадут специальные группы, в которые войдут психолог, социальный педагог и один из сотрудников. Они станут работать с родителями и наблюдать за жизнью детей в патронатных семьях.
      В том случае, если впоследствии патронатные семьи захотят усыновить приемного ребенка, сделать это будет намного проще, чем при обычной процедуре.

      Евгения КОЛЕСНИКОВА.
      Если вы решили принять ребенка из детского дома на временное воспитание в свою семью, вам достаточно обратиться в муниципальный орган опеки и попечительства при отделе образования вашего района. Помните, что как патронатные родители вы можете взять из детского дома не больше трех детей в возрасте от 3 до 18 лет на любой срок.

© «Наши острова». № 5(229), 01.02.06.


С 1 ЯНВАРЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН «О ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ»

     26 января в областном департаменте образования прошла пресс-конференция «Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, действующие на территории Сахалинской области». Речь шла о законе Сахалинской области «О патронатном воспитании» (от 6.10.2005 г. №3.2.362-4), который вступил в силу с 1 января 2006 года.
     Закон «О патронатном воспитании» регламентирует передачу детей на воспитание в семьи на определенный срок, что является первой ступенью дальнейшего устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью, под опеку (попечительство) либо на усыновление (удочерение).
     Форма патронатного воспитания предполагает оформление отношений через трудовое соглашение, гарантирует возможность обучения, воспитания и развития ребенка в нормальных семейных условиях. Особенно эффективной такая форма может оказаться для сельской местности и небольших городов.
     Патронат над детьми как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был введен еще в 1942 году. Это означало передачу ребенка в семью на основании договора, заключаемого с органом опеки и попечительства.
     Первой экспериментальной площадкой по внедрению этой формы стал московский детский дом №19, где за 4,5 года в семьи патронатных воспитателей были устроены 80 воспитанников – фактически все дети из этого детского дома. В настоящее время эта форма успешно развивается в Москве, Владимирской, Пермской, Калининградской, Курганской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Саратовской областях, Алтайском и Приморском краях, республиках Башкортостан и Карелия.
     Законодательная база патронатного воспитания на федеральном уровне отсутствует, поэтому и возникла необходимость разработки закона Сахалинской области.
     ***
     Патронатное воспитание – форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при сохранении прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Патронатный воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка при сохранении функций законного представителя ребенка у учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание. Патронатный воспитатель является работником учреждения на основании трудового договора (контракта), заключенного между патронатным воспитателем и учреждением, осуществляющим передачу ребенка на патронатное воспитание. Ребенок, переданный на патронатное воспитание, продолжает числиться в контингенте учреждения, осуществляющего содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение осуществляет защиту прав и законных интересов ребенка в течение всего времени пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя.
     Общее количество детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, не должно превышать трех человек в возрасте до 18 лет, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.
     Лицо, желающее взять ребенка на патронатное воспитание, подает заявление в орган опеки и попечительства по месту жительства о намерении взять ребенка в семью на патронатное воспитание, с просьбой дать заключение о возможности быть патронатным воспитателем. К заявлению должны быть приложены документы, перечень которых определен
статьей 5 закона.
     Для подготовки заключения о возможности быть патронатным воспитателем орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лица, желающего взять ребенка н» патронатное воспитание.
     На основании заявления, приложенных к нему документов и акта обследования условий жизни орган опеки и попечительства в течение месяца с момента подачи заявления готовит заключение о возможности быть патронатным воспитателем, оно действительно в течение одного года.
     Заключение о возможности стать патронатным воспитателем является основанием для подбора ребенка с целью передачи его патронатному воспитателю и заключения трудового договора (контракта) между кандидатом в патронатные воспитатели и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание. Введение ставок патронатных воспитателей в учреждении устанавливается решением органов исполнительной власти Сахалинской области на основании заявки учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, и копии трудового договора (контракта).
     Передача ребенка на патронатное воспитание может осуществляться на короткий период без заключения договора – каникулы, праздничные и выходные дни, а также на длительный срок, предусмотренный договором о передаче ребенка на патронатное воспитание.
     На ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, распространяются нормы материального обеспечения, установленные для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждение обеспечивает содержание ребенка, переданного на патронатное воспитание. Содержание ребенка может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме, что оговаривается в договоре о передаче ребенка на патронатное воспитание.
     Оплата труда патронатного воспитателя устанавливается в размере оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета одна ставка на троих детей. При условии передачи в семью патронатного воспитателя менее трех детей оплата труда патронатного воспитателя производится из расчета 1/3 ставки заработной платы на каждого ребенка, взятого на патронатное воспитание.
     Передача ребенка на патронатное воспитание на период каникул, в праздничные и выходные дни производится без заключения трудового договора и оплаты труда.

© «Свободный Сахалин», № 5(943), 01.02.06; № 6(944), 08.02.06.


Патронатный воспитатель? – ВАКАНТНО!

ШАГ НАВСТРЕЧУ

     С 1 января этого года начал действовать закон Сахалинской области «О патронатном воспитании'. К существовавшим ранее четырем формам устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – опека(попечительство), усыновление (удочерение), приемная семья и детский дом семейного типа – прибавилась пятая форма – патронатная семья.
     Каждому ребенку нужна семья. Пусть не всегда существует в ней полное взаимопонимание между взрослыми и детьми, но есть забота друг о друге, есть домашний уют. Когда сильны семейные корни и родственные связи, человеку не уготована роль перекати-поля. А ведь скольких мальчишек и девчонок, оставшихся без родительской ласки и внимания, несет по ухабам жизни! Трудно выстоять в одиночку, оттого скользят и падают они, оттого и суицид, и убийства, и попадания в тюрьмы... А ведь этих ребят можно спасти, попадись им хороший человек, который взял бы на себя ответственность за чужого ребенка.
     Возможно, для кого-то из потенциальных патронатных воспитателей именно этот аргумент станет главным. А возможно, повлияют другие факторы, например отсутствие достойной работы в сахалинских городах и селах. В данном случае это действительно благородная и неплохо оплачиваемая работа.
     – Во-первых, патронатный воспитатель будет получать зарплату в учреждении, осуществляющем содержание и воспитание сирот и ребят, оставшихся без попечения родителей, – говорит заместитель начальника областного департамента образования Александр Иванов. – Во-вторых, пойдет трудовой стаж. В-третьих, будет перераспределение средств, заложенных на содержание ребенка: они поступят в семью. Так, в детдоме на школьника в день положено 134 рубля. А еще одежда по сезону – около 15 тысяч за год.
     Главный специалист департамента Людмила Меркушева, разрабатывавшая положения закона, постаралась учесть многие стороны. Ребенок, переданный на патронатное воспитание, по-прежнему числится в контингенте детского учреждения, которое продолжает осуществлять защиту его прав и законных интересов. На, патронат можно взять не более трех детей в возрасте до 18 лет. Как исключение – семья может разрастись за счет устройства в нее нескольких братьев и сестер, если они в этом заинтересованы. Оплата труда патронатного воспитателя трех ребят – это ставка педагогического работника по одиннадцатому разряду ETC. При условии передачи в семью патронатного воспитателя менее трех детей оплата труда производится из расчета трети ставки за каждого ребенка.
     – Впрочем, зарплата может быть неодинаковой, – говорит Александр Иванов. – Патронатным воспитателем могут стать педагогические работники с более высоким разрядом – двенадцатым, тринадцатым...
     Вполне вероятно, что это заинтересует кого-то из наших читателей. Поэтому обращайтесь с заявлениями в органы опеки и попечительства по месту своего жительства. В течение месяца вам дадут заключение, предварительно оценив ваши условия проживания, личностные качества. Такое заключение, выданное кандидату в патронатные воспитатели, будет действительно в течение года.
     Патронатная семья – это возможность за какой-то срок привыкнуть друг к другу, притереться. А в дальнейшем, если есть намерение, можно перейти на вторую ступень – опека ребенка, усыновление, приемная семья. То есть это время – своего рода испытательный срок, когда обе стороны оценивают свои реальные возможности: быть или не быть семье дальше.
     Возможна и краткосрочная передача ребят на патронатное воспитание – на период каникул, праздничные и выходные дни. В данном случае трудовой договор не заключают. Соответственно, не идет и зарплата. А вот питание и одежда по сезону – это положено.
     Собственно, это делалось и раньше. Так, на прошлогодних летних каникулах 154 воспитанника сахалинских детских домов и школ-интернатов и 111 учащихся учреждений начального профессионального образования отдыхали в семьях. Но теперь эта форма закреплена законом Сахалинской области и определена термином «патронатное воспитание».
     Пребывание детей в детдомах и школах-интернатах – не лучший способ устройства ребят, оставшихся без попечения родителей. Выпускники этих учреждений зачастую выходят в самостоятельную жизнь, имея о ней смутное представление. Живя как бы за забором, среди взрослых, которые обеспечивали их всем необходимым и несли ответственность за детдомовцев, ребята вырастают по типу «кукушат». Не имея собственного дома и необходимого жизненного опыта, они не знают, где получить нужную справку, как беречь деньги, как рационально хозяйствовать, и т.д. и т.п.
     Поэтому областной департамент образования делает упор на семейное воспитание, большое внимание уделяет приемным семьям.
     На июль 2005 года в Сахалинской области было три приемные семьи. А на нынешний январь уже 51 семья. С четырех ребят, находящихся на воспитании в приемных семьях, число детей выросло до 69.
     Кстати, именно экономический стимул дал увеличение у нас приемных семей. Приемный родитель помимо материального обеспечения на ребенка (4482 рубля) получает и зарплату в размере прожиточного минимума, определяемого ежеквартально по Сахалинской области. В четвертом квартале прошлого года этот минимум составляет 5084 рубля. Это за каждого ребенка. А детей можно брать в семью от одного до восьми.
     Так что для порядочных людей, способных растить детей добрыми и честными, это хороший выход из материальных затруднений. Да, хлопот будет больше, но и радостей на старость лет – тоже.
     Департамент провел два совещания специалистов органов опеки и попечительства, руководителей детских домов, на которых рассматривались вопросы развития форм семейного устройства, повышения эффективности работы органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних.
     В итоге в области увеличилось количество детей, переданных в семьи. Так, из выявленных в 2005 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 510 ребят (на 30 больше, чем в предыдущем году) обрели близких людей. Хоть и не намного, но все же больше ребят возвращено родителям (разумеется, изменившим к лучшему образ жизни) – 156 детей. Еще 310 – у опекунов (в 2004 году – 290 детей). Граждане России оформили усыновление 32 детей (на два больше, чем в 2004 году), а иностранцами усыновлено 34 ребенка (в 2004 году – 55).
     На сегодня в области действует лишь один детский дом семейного типа: это дом Силаевых во Взморье. А детский дом семейного типа Зарудневой (в Александровске-Сахалинском) изменил статус, теперь это приемная семья: так оказалось выгоднее.

Ведущая страницы – корреспондент «ЮС СЕГОДНЯ» Людмила ГОРБУНОВА.
© «
Южно-Сахалинск сегодня», № 10(240), 09.02.06.


Гипноз доверия

Патронатное воспитание

     Такие банальные слова – «каждому ребенку нужна семья». И такое непростое решение застарелой проблемы российского социального сиротства. Детские дома переполнены, а их воспитанники чувствуют себя глубоко одинокими. Потому что действительно каждый ребенок любого возраста – годовалый несмышленыш, кругом обиженный подросток, все понимающий выпускник школы – каждый из них должен расти и воспитываться дома, с родными добрыми людьми. Государство, вкладывая в эту систему огромные средства, сдает позиции, потому что ему все труднее совладать с армией детдомовцев и обитателей приютов, реабилитационных центров, спецшкол и колоний. Именно по такой цепочке зачастую проходит подросток, которого предала и бросила родная мать. Проходит, потому что не умеет жить иначе, потому что его не научили быть хорошим, целеустремленным, счастливым. Что же делать? Сообща вытаскивать «ничейных» детей из госучреждений и учить их быть нужными и любимыми. Трудное дело? Безусловно. Но ведь не безнадежное. Патронатное воспитание – универсальная форма надомной работы по воспитанию детей, лишенных семьи. Кого-то из взрослых, неравнодушных и очень ответственных людей она обязательно заинтересует. Поэтому мы предлагаем сегодня интервью с руководителем программы по семейному устройству детей, которую осуществляют облдепартамент образования и международная организация «Кидсейв», психологом Е.МАНОЙЛЕНКО.

     – Елена Геннадьевна, патронатное воспитание – новая форма трудоустройства в нашей области. Давайте напомним читателям, в чем его суть.
     – Если говорить популярным языком, то это выглядит следующим образом. Патронатные родители (или одинокие мама, папа) формально устраиваются на работу в детский дом воспитателем, но выполняют ее дома. То есть забирают одного-двух-трех подростков в свою семью, заботятся о них, воспитывают, передают простейшие навыки домашнего хозяйства. И получают за это зарплату и, соответственно, накапливают трудовой стаж.
     Ответственность за таких детей делится между патронатным воспитателем и детским домом. На такую работу можно устроиться на три месяца, полгода, год и более. А начать можно с малого: пригласить ребенка к себе в гости на выходные, праздничные дни, на недельные каникулы, правда, за эти дни зарплата не положена.
     Цель такой работы – показать ребенку, вышедшему из неблагополучной семьи, что есть другая жизнь, другие отношения. Воспитанник детского дома, особенно из тех, кто с раннего детства пристроен в госучреждение, уверен, что хлеб всегда существует в виде разрезанных кусков, чай всегда находится в чайнике, а одежда сама собой появляется на складе. В его жизни нет ничего, что принадлежит лично ему, поэтому не требуется его собственных усилий, чтобы все это получить и сберечь.
     Воспитатель приходит на смену и уходит после ее окончания; он может вообще уволиться и бесследно уйти из жизни ребенка. Какой вывод делает подросток? В мире нет ни одного надежного человека, к которому можно привязаться. Да и сам он никому не нужен.

     – Вероятно, поэтому так ужасно выглядит общероссийская статистика по выпускникам детских домов и спецшкол: каждый третий становится алкоголиком или наркоманом, около 40 проц. – преступниками, 10 проц. кончают жизнь самоубийством. И только каждый десятый более-менее удачно устраивается в современном сообществе.
     – Да, статистика безжалостна, но ведь мы ничего не сделали для того, чтобы изменить ее. Общественность знает, что проблема социального сиротства обостряется. Но в то же время большинство россиян (согласно различным социологическим опросам, до 92 проц.) считают, что забота о детях-сиротах – обязанность государства. Более того, каждые четверо из пяти опрошенных уверены в том, что государство хорошо заботится о сиротах, поэтому простые граждане могут и не участвовать в подобной заботе. Так вот, глобальная цель программы – развернуть общественное мнение к таким детям. Доказать, что воспитанники детских домов не являются людьми второго сорта. Это обычные подростки. Патронатная семья как раз и дает возможность в этом убедиться.

     – Насколько я знаю, вы уже работаете с группой взрослых, желающих стать патронатными воспитателями. Что это за люди? Как они узнали о программе? Почему они хотят работать с сиротами, причем из числа подростков? Со своими-то порой трудно справиться, когда они переживают психологические и эмоциональные нагрузки переходного возраста, а тут чужие, некровные...
     – Вы правы, у нас уже практически подготовлена первая группа потенциальных патронатных воспитателей. О программе они узнали из интернета и специальных листовок, которые были развешаны в центре города и в планировочных микрорайонах, в автобусах с помощью сотрудников Южно-Сахалинской администрации. Нам позвонили 20 человек, на занятия с психологом пришли 10 (девять женщин и один мужчина), к концу подготовительного курса осталось семь человек, трое уже оформили или оформляют соответствующие документы, чтобы взять домой детей из Троицкого детдома на летние каникулы. И мы считаем это очень хорошим результатом.
     Что за люди? Женщины с активной жизненной позицией, среднего достатка. У всех есть собственные дети. Кстати, многодетные идут на эту работу без страха, потому что у них родительский опыт и уверенность в собственных силах. А вот бездетные к нам не обращались и вряд ли обратятся, поскольку, они считают, подростковый возраст действительно не для них. Их родительский опыт и привязанность должны расти вместе с малышом. А мы с малышами не работаем.
     Главная наша забота – дети от 7 до 18 лет, им надо дать навыки благополучной семейной жизни, найти родителей или наставников.
     Мотивация у женщин в чем-то схожа, а в чем-то различна. У одних дети выросли, разъехались, и у матерей появился синдром «пустого гнезда». Они стремятся заполнить пустоту, тем более что чувствуют в себе душевные силы, нерастраченное материнство. Другие ищут товарища для своих детей. Не удивляйтесь, есть взрослые, которые любят именно этот подростковый возраст.

     – Все они жительницы Южно-Сахалинска?
     – Да. Мы очень надеялись на отклики из сел. Объездили с презентацией программы весь Анивский район – и только два робких телефонных звонка спустя месяц. Мы понимаем, в чем дело: в.деревне боятся осуждения, того, что скажут соседи. Боятся, что их обвинят в корысти (из-за денег взяли сироту в дом, да еще заимели бесплатную рабочую силу для своего подворья). Но мы знаем и другое: как только появятся такие примеры, селяне обязательно изменят свое отношение к патронатному воспитанию. В одной из деревень Коми-Пермяцкого округа несколько лет назад женщина взяла на лето двоих сирот, так сегодня все село занимается этим, в каждой избе живут воспитанники детдома.
     В ближайшее время планируем работать в Синегорске. Недавно в нашей группе появился священнослужитель из тамошнего православного прихода, тоже хочет взять подростков на патронатное воспитание. Он попросил специалистов организации «Кидсейв» побывать в Синегорске с презентацией программы. По его мнению, успешная ее реализация в этом населенном пункте решила бы массу проблем. Во-первых, многие безработные решили бы проблему занятости, получали бы зарплату. Во-вторых, начался бы приток детей, молодежи, которых уже не хватает в местной школе. В Синегорске много пустующих квартир, домов – их можно восстановить и жить. Если у детей-сирот появится семья, свой кров, они обязательно останутся здесь, прирастут душой. И так в любом селе.

     – Елена Геннадьевна, вы как психолог лучше меня знаете, что соотечественники очень сочувствуют брошенным и сирым, они помогли бы им и без зарплаты воспитателей. Но останавливает страх: вдруг не смогу? Если не получится контакта, привязанности, куда потом девать ребенка?
     – Стоит напомнить, что дети из патронатных семей формально остаются воспитанниками детского дома, им есть куда вернуться. Но дело в том, что к этой работе мы готовим людей. И в дальнейшем они, конечно же, не останутся один на один со своими обязанностями. Во-первых, мы обещаем консультативное и психологическое сопровождение. Во-вторых, участники курсов познакомились, некоторые подружились. Они будут продолжать общаться друг с другом, обмениваться опытом. В-третьих, как штатные воспитатели они могут постоянно повышать свою квалификацию при помощи департамента образования.

     – Остаются и другие страхи: дурная наследственность у этих детей, хронические заболевания, психологические травмы, которые могут спровоцировать неадекватное поведение в чужой семье. И если у нового воспитателя не сложатся отношения с подростком, его надо будет отправить в детдом, а это опять травма, боль в душе ребенка.
     – Скажу о главном: детей мы тоже готовим. В Троицком детском доме мы работаем с группой из 15 ребят. Мы сразу определили цель занятий – учимся ходить в гости. То есть настраиваем детей, что они на короткое время – день, два, неделю – могут пойти в семью, а если понравятся друг другу, то останутся в том доме с новыми воспитателями на более длительный период. У каждого из них в душе теплится мечта – вырваться из этих стен, теплых, привычных, но все же однообразных. Они хотят ходить в гости, хотят понравиться чужой семье, посмотреть другую жизнь. Поверьте мне, в каждом ребенке есть позитив, его только надо вытащить наружу и поддерживать.
     Что касается наследственности, то она есть у всех. И у нас с вами. Но в основном все зависит от условий жизни, воспитания, от среды. Именно в ней человек меняется. Мы с вами тоже когда-то были трудными подростками. При добрых отношениях, при постоянной эмоциональной поддержке («какой ты все-таки у меня молодец») любой ребенок меняется в лучшую сторону. Кроме того, в нашей программе нет детей с тяжелыми заболеваниями, только те, кто относительно здоров, как, кстати, все домашние дети.А психологические травмы у них, конечно, есть. Есть и отрицательный опыт. Но сотрудники детдома скорректировали его, и теперь этим детям необходимо набираться положительного опыта. Это уже аксиома: в семье, где возникает привязанность, дети начинают лучше учиться, меньше болеют, потому что появляется ощущение стабильности и безопасности.

     – Но наверняка на воспитание стараются взять ребят помладше?
     – Да, семи-восьми и одиннадцати лет, т.е. докризисного возраста (у девочек он начинается в 12 лет, у мальчиков в 13). Обижаются наши старшеклассники, их на патронатное воспитание брать вроде как уже поздно. Для них мы стараемся найти наставника – человека, который приезжал бы в детский дом только к этому подростку, с которым можно дружить, советоваться, делиться дальнейшими планами на самостоятельную жизнь.
     Вариантов сотрудничества масса. Главное, чтобы люди откликнулись, чтобы поняли, что завтра эти дети вырастут и придут к нам, будут жить где-то по соседству, общаться с нашими сыновьями, дочерьми, внуками. Поэтому общими усилиями надо сделать так, чтобы мы не боялись их (вспомните приведенную выше статистику) и не пренебрегали их проблемами.
     Беседовала Н. ДВОРКИНА.

НАША СПРАВКА

     На начало 2006 года на Сахалине зарегистрировано более 2500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них около полутора тысяч передано под опеку и в приемные семьи.
     Год назад на территории области были оформлены 3 приемные семьи, в которых воспитывалось 4 ребенка из детских домов. На май 2006 г. приемных семей уже 76, принявших на воспитание 103 ребенка разного возраста, что по численности составляет целый детский дом. По информации департамента образования области, в настоящее время в стадии ликвидации находится детский дом №9 г.Невельска.
     В интернатных учреждениях сегодня еще остается 1074 ребенка. По данным облстата, в январе прошлого года численность трудоспособного населения составляла 358811 человек. Это означает, что (примерно) на 330 взрослых приходится 1 сирота, которому еще можно помочь. Звоните по тел.: 72-71-25, 72-71-24 в Южно-Сахалинске.

© «Советский Сахалин», № 81(23354), 12.05.06.


Сделан первый шаг

     В прошедшую субботу в Южно-Сахалинске состоялось торжество по поводу выпуска первой группы патронатных воспитателей.
     «Первыми ласточками» назвала их вице-губернатор Л.Шубина. «Ласточек» пока немного, всего трое: южносахалинки Н.Мавлеткулова, Е.Лемдяева и Г.Марцинкевич, отважившиеся взять на воспитание в свои семьи пятерых социальных сирот из Троицкого детского дома. Но, как сказала в напутственном слове Любовь Федоровна, это только начало большого пути.
     Сегодня на курсах патронатных воспитателей, которые проводят сотрудники международной общественной организации «Кидсейв», занимается еще семь человек. Уже около двух лет при личном участии Л.Шубиной в области разрабатывается программа, девиз которой известен, пожалуй, уже всем сахалинцам: «Каждому ребенку нужна семья!». В январе нынешнего года вступил в силу областной закон о патронатном воспитании, которому, кстати, нет аналога в федеральном законодательстве.
     Весьма значительную материальную и моральную, поддержку программе оказывают спонсоры: «Сахалин Энерджи» и ее партнер компания «Старстрой», «Агентство по международному сотрудничеству США» и французская компания «Universal Sodexho». На выпускной вечер французы приехали не с пустыми руками, а с подарками для именинниц торжества, главный из которых-большой шоколадный торт. После речей по случаю состоялось чаепитие и отчасти шуточный, отчасти серьезный экзамен для начинающих воспитателей.

Н.ДВОРКИНА.
© «
Советский Сахалин», № 83(23356), 16.05.06.


НаверхПочтаПодписка – Главная
/sb/b51/5071.html
Реклама:
Hosted by uCoz