VFF-S Шельф Сахалин-2 Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Планы и результаты

  1. «Южно-Сахалинск», 27.07.01. Состоялась презентация завода СПГ в Пригородном.
  2. «Советский Сахалин», 24.08.01. Для нас сейчас нет более важного проекта, чем «Сахалин-2».
  3. «Советский Сахалин», 18.06.03. Завод СПГ будет строить команда лучших специалистов.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Завод СПГ будет строить команда лучших специалистов

Шельф

       На Сахалин прибыла и приступила к работе менеджер по строительству завода сжиженного природного газа (СПГ) X.МЕРСЕР. Она любезно согласилась ответить на вопросы журналистов.

      – Представьте, пожалуйста, компании, с которыми «Сахалинская энергия» подписала контракт. Почему выбраны именно они?

      – Мы начали процедуру тендера еще в июле 2001 года. Разослали пакет конкурсной документации в ряд российских и зарубежных компаний, прошедших предварительный отбор. Они сформировали два консорциума, отвечающие всем требованиям, а именно: большой опыт работы в крупных проектах, а также в проектах СПГ, наличие российских партнеров. Мы провели очень тщательный анализ представленных ими предложений, дали оценку как технических, так и коммерческих достоинств каждого предложения. И победителем был признан консорциум японских компаний «Чийода корпорейшн», «Тойо инжиниринг» и российских ОАО «НИПИгазпереработка» и «ХимЭнерго».
      Вот их «визитные карточки». Корпорация «Чийода» участвовала ранее в строительстве заводов в Катаре и Омане, а также в других мегапроектах. «Тойо инжиниринг» хотя и не имеет опыта строительства объектов СПГ, зато реализовала ряд крупных проектов в России – возводила заводы по производству удобрений и знает российский рынок. «НИПИгазпереработка», или просто «НИПИгаз», – один из ведущих российских институтов в сфере проектирования объектов нефтегазовой отрасли. Он участвовал в разработке технических требований по заводу в п. Пригородном, поэтому хорошо знаком с проектом. Наконец, «ХимЭнерго». Это консорциум, в который входит несколько российских строительных компаний, в частности «Трансстрой», «Спецмонтажстрой», «Ангарское управление строительства».
      Таким образом, у нас собралась очень хорошая команда, «в сумме» отвечающая всем требованиям тендера и способная реализовать проект наилучшим образом.

      – Какие работы будут выполнять японские, а какие – российские компании?
      – Пока что об этом можно говорить только в общих чертах, ибо по каждому объекту завода будут проводиться тендеры уже внутри консорциума. Как вы уже, вероятно, знаете, в рамках контракта российскими предприятиями будут выполнены работы, общая стоимость которых составит свыше 700 млн. долларов США. Могу лишь сказать, что подготовкой стройплощадки, сооружением временного причала для приемки крупногабаритных грузов и мест складирования поступающего оборудования и материалов займется «Трансстрой». А на долю «НИПИгаза», естественно, приходятся проектные работы.
      Другой крупный элемент в подготовке к строительству – поставка оборудования в рамках контракта. Если вспомогательные механизмы и материалы могут поставлять любые компании, то основное оборудование – емкости для хранения СПГ, главные компрессоры, холодильные машины, газовые турбины и т. п. – будет в основном идти через компанию «Чийода» и ее представителей на заводах-изготовителях. Это связано с тем, что речь идет об оборудовании специальном и весьма ответственном, а «Чийода» имеет немалый опыт его монтажа и хорошо знает все требования, предъявляемые к нему.

      – А российские предприятия не выпускают такое оборудование?
      – Некоторое – выпускают, и мы будем частично закупать его в России. В настоящее время проводится тендер на поставку оборудования для очистки сточных вод. Помимо иностранных компаний в нем участвуют и российские предприятия.
      Что же касается, например, главных компрессоров для линий сжижения газа – а их нам надо четыре, по два на каждую линию, – то мы исследовали весь перечень выпускаемых в России компрессоров, но, к сожалению, не нашли машин такой большой мощности, какая требуется для нашего завода. Это не должно удивлять, поскольку и за рубежом такие компрессоры способны изготовлять лишь немногие предприятия. На тендерной основе была выбрана японо-американская «Эбара-Элиот». Она оснастила подобным оборудованием, например, заводы в Катаре. Там оно работает безукоризненно.

      – Что сегодня происходит на территории будущего завода в Пригородном?
      – Уже выполнен ряд работ по подготовке стройплощадки и экологическому мониторингу местности. До начала строительства надо выполнить серию фоновых исследований, а затем проводить экологический мониторинг и в ходе строительства, и по его окончании, чтобы убедиться, что наш завод не оказывает какого-либо негативного воздействия на окружающую среду этого района. Для этого мы изучаем и технологию самого строительства, чтобы оно было безопасным для окружающей среды.
      С территории площадки перенесена за ее пределы проходившая здесь ЛЭП, скоро переместим и телефонный кабель. В Корсакове откроется офис консорциума-подрядчика, в который перееду и я, чтобы быть ближе к месту работ.
      Однако все это – лишь подготовка к основному строительству. А оно начнется только после получения всех необходимых согласований от российских властей. Тогда и будет дан старт строительству.

      – Какие работы предстоят в этом году?
      – Как только получим согласования, начнем строить водопровод до водозабора, который находится в семи километрах от завода. Приступим также к разравниванию и планировке стройплощадки, перенесем за ее границы дорогу, которая сейчас проходит вдоль побережья, пересекая отведенную под завод территорию. Но автомобильное движение при этом прервано не будет: пока не построим новую дорогу – не закроем старую.
      Следующий объект – жилой поселок строителей. В этом году он сможет принять примерно 400 человек, а позже будет расширен до 5 – 6 тысяч мест. Наконец, построим небольшой причал для приемки крупногабаритного оборудования (более мелкое будем возить, вероятно, через Корсаковский порт). Вот, собственно, и все работы, которые планируем начать в этом году.

      – На одной из презентаций проекта шла речь о том, что в производственных процессах на вашем заводе будут внедрены некоторые технологические новшества, до сих пор не применявшиеся нигде в мире. Что это за новшества?
      – Да, действительно, на данном заводе будет применено несколько технологических новшеств по сравнению с предыдущими заводами СПГ группы «Шелл». Я остановлюсь на главных.
      Одной из важнейших составных частей завода СПГ являются главные криогенные теплообменники. Это оборудование относится к ряду крупногабаритных объектов данного завода. На предыдущих заводах СПГ «Шелл» устанавливал главные криогенные теплообменники одной из американских компаний. Но для сахалинского проекта мы выбрали на конкурсной основе теплообменники германской компании «Линде инжиниринг» как наиболее отвечающие технологическим параметрам нашего завода. Я с большим доверием отношусь к компании «Линде», ибо ее основал человек, сумевший первым в мире, еще в конце XIX века, сжать газ до его жидкого состояния. Я посетила этот завод и лично убедилась в высоком качестве его продукции.
      Еще одно новшество. Ранее на всех заводах СПГ группы Шелл использовались хладагенты двух контуров сжижения природного газа для территорий, где температура окружающей среды варьируется в пределах положительных значений. Для данного завода будут применяться более эффективные хладагенты, которые позволят сохранить энергию на сжижение природного газа в совокупности с преимущественно низкими температурами окружающей среды на Сахалине, что в конечном итоге позволит увеличить производительность завода СПГ и оделить его самым мощным в мире.

      – Будет ли до получения согласований поставляться какое-либо оборудование для стройки?
      – Пока мы мобилизуем различную технику, в основном – землеройную. Завозим ее и концентрируем в Корсакове, чтобы потом не тратить драгоценное время на это. Сейчас уже в пути пластиковые трубы для водопровода, они тоже придут, по нашим прикидкам, к моменту получения согласований.

      – Готовы ли будут к началу строительства кадры? Ведь на такие ответственные, можно сказать, ювелирные работы нужны очень опытные специалисты...
      – Мы уже прорабатываем совместно с консорциумом-подрядчиком систему подготовки персонала. Подрядчик обязался привлекать в ряды своих компаний местные трудовые ресурсы, обучать их необходимым видам работ. Я уже не говорю о тех, кто служит в офисах. У нас недавно открылся офис в Южно-Сахалинске, в районе «Славянского базара», и в нем уже больше местных сотрудников, чем иностранцев. И вообще постараемся привлечь максимум сахалинцев.
      Разумеется, такие компании, как «Трансстрой» или «Ангарское управление строительства», привезут своих высококвалифицированных специалистов. Не обойтись нам и без опытных зарубежных кадров, ранее участвовавших в монтаже наиболее ответственного оборудования заводов СПГ. Таким образом, персонал стройки будет сочетанием опытных зарубежных и российских работников с обученными из числа местных жителей. Есть и программы переподготовки, например, сварщиков. Дело в том, что значительная часть оборудования будет изготовлена из нержавеющей стали, поэтому и сварщики нужны те, кто умеет работать с «нержавейкой». Ничего, научим...

      – Как вам Сахалин?
      – Я очень рада, что попала сюда, и очень горжусь, что мне доверена такая важная и замечательная стройка!

А. ЛАШКАЕВ.

      ДОСЬЕ

      Менеджер Хилари Мерсер окончила Оксфордский университет по специальности «инженер-механик». Семь лет работала на НПЗ компании «Шелл» в Великобритании. Затем три года – в проектном офисе в Гааге, где занималась разработкой документации для строительства завода СПГ, и, наконец, была главным инженером строительства такого завода в Омане. После чего три года вела проектирование завода для п. Пригородного.
      По характеру очень строгая, ответственная. Главное внимание уделяет качеству строительства, безопасности работ и экологическим вопросам. Ее требовательность, принципиальность и приносят успех общему делу. Ни дать ни взять – «железная леди».
      А в быту – веселый, общительный человек и просто обаятельная женщина...

© «Советский Сахалин», № 103(22675), 18.06.03.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Для нас сейчас нет более важного проекта, чем «Сахалин-2»

Пресс-конференция

      Как мы уже сообщали, 17 июля в южно-сахалинском офисе компании «Сахалинская энергия состоялась пресс-конференция по случаю визита на наш остров руководителей компаний – акционеров шельфового проекта «Сахалин-2», послов Великобритании, Японии и Нидерландов в Российской Федерации, а также представителей ряда российских министерств. Они поделились впечатлениями от знакомства с ходом реализации проекта, в частности, от планов строительства завода СПГ в п.Пригородное, которое начнется в будущем году и на месте которого в тот же день был открыт памятный знак.

Памятный камень

      Я избран председателем совета директоров группы «Роял-Датч Шелл» в начале июля, и это моя первая зарубежная командировка в новом качестве, сказал Ф.Уотс. Лучшего места для начала своей деятельности, чем Сахалин, я не могу себе представить. «Шелл» – это большая компания, но даже по нашим стандартам «Сахалин-2» является наиболее грандиозным нашим проектом за последние 30 лет.
      Проект крупнейшего в мире завода по производству сжиженного газа (СПГ), который будет строиться на вашем острове, очень важен и для компаний-участниц, и для России, и для Сахалинской области. Мы гордимся тем, что вносим свой вклад в развитие нефтегазовой отрасли в России, которая становится все более важной как для экономики самой России, так для экономики Европы и Азии.
      Те, кто живет в Европе, часто воспринимают Сахалин как очень далекое место. Да, он находится далеко от Лондона и Москвы, но если посмотреть с другой стороны – Сахалин находится прямо на пороге Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), стран со стремительно развивающейся экономикой.
      И компания «Сахалинская энергия» готова справиться с задачей поставки экологически чистых и надежных энергоресурсов из этого нового и близкого их источника в страны АТР, открывать новые рынки сбыта российских природных ресурсов. Выгодное географическое расположение острова в сочетании с темпами и гибкостью производства СПГ дает проекту много преимуществ по сравнению с другими потенциальными источниками поставок газа.
      Впереди большая работа, сказал далее Ф.Уотс, но мы к ней готовы и с нетерпением ждем ее начала. У компании «Шелл» есть уникальный опыт реализации пяти крупных проектов строительства заводов по производству СПГ. И мы уже не раз убеждались, какой мощный импульс и движущую силу дают проекты СПГ тем странам и регионам, где они реализуются.
      Уверен, что и второй этап «Сахалина-2», при поддержке наших партнеров в российском правительстве, администрации области и акционеров скоро также воплотится в жизнь.

      От лица трех послов, присутствовавших на пресс-конференции, посол Японии в РФ М.Тамба изложил отношение правительств трех стран к проекту «Сахалин-2».
      В нем, сказал дипломат, в качестве партнеров выступают крупнейшая европейская компания «Шелл» и две крупнейшие японские корпорации – «Мицуи» и «Мицубиси». И этому проекту оказывают всестороннюю поддержку правительства Японии, Великобритании и Нидерландов. Мы ведем обсуждение этого проекта на самом высоком уровне, включая президента Путина.
      Мы считаем, что данный проект может представлять собой новую и беспрецедентную форму сотрудничества между странами Азии и Европы. Верим, что реализация «Сахалина-2» будет выгодна как для вашей области, так и для России в целом и мы сможем этим проектом открыть путь для новых нефтегазовых разработок на шельфе Сахалина и служить им примером. Уверены, подчеркнул посол, что Россия является страной, привлекательной для иностранных инвестиций, которые помогут ее экономике.

      «Мицуи», будучи ведущим торговым домом Японии, сказал президент и главный исполнительный директор этой корпорации С.Симидзу, предоставляет широкий спектр услуг. Однако среди всех своих производств «Мицуи» придает приоритетное значение развитию энергетического сектора. И, вне всякого сомнения, проект «Сахалин-2» является одним из первоочередных для нас.
      Компания уже более 10 лет участвует в нем в качестве одного из инициаторов. Мы занимаемся этим проектом благодаря характерным его преимуществам – близости к рынкам сбыта и богатым минерально-сырьевым запасам. Эти факторы позволят обеспечить стабильные поставки энергоносителей не только в Японию, но и в другие страны АТР.
      Стратегическая значимость проекта определяет и активную заинтересованность потенциальных покупателей в его успешной реализации.
      Продолжая добычу нефти в рамках этапа I и получив подтверждение комплексного плана этапа II, «Сахалинская энергия» предусматривает переход на круглогодичную добычу нефти к концу 2005 и начало поставок СПГ к концу 2006 гг. Уверен, что успешная реализация проекта будет способствовать улучшению жизни населения Дальнего Востока и, разумеется, Сахалинской области.

      В Японии говорят: путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Такую пословицу привел в своем выступлении М.Сасаки – президент и главный исполнительный директор корпорации «Мицубиси». В этом смысле, продолжил он, я глубоко удовлетворен тем, что многие первые шаги, сделанные в ходе реализации проекта «Сахалин-2», привели нас к сегодняшнему успеху.
      «Мицубиси» участвует во многих проектах разработки природных ресурсов в мире. Мы, например, реализовали первые поставки СПГ в Японию с Аляски в 1969 г. А последние 30 лет «Мицубиси» обеспечивает наибольшую часть поставок СПГ на японский рынок, что представляет собой важнейшую сферу деятельности нашей энергетической группы. Реализация же поставок СПГ из России позволит разнообразить азиатский рынок энергоносителей.
      Поскольку природный газ более безопасен экологически, чем другие энергоносители, ожидается, что спрос на него в Японии и других странах в будущем значительно возрастет.
      Известно, что проект СПГ – это непрерывная цепь: от обустройства месторождений, добычи и сжижения газа до морской транспортировки его и получения покупателями. Поэтому такой проект может осуществляться лишь при тесном сотрудничестве принимающей стороны, акционеров и покупателей. К счастью, такое сотрудничество и налажено у «Сахалинской энергии» с российским правительством и администрацией вашей области.

      Губернатор области, сопредседатель наблюдательного совета проекта И.Фархутдинов в своем выступлении заметил, что проект «Сахалин-2» с первых его дней окружен множеством домыслов и вымыслов.
      Один из них – тот, что никаких экономических выгод для России и нашей области проект не принесет. Но уже сейчас, на первом этапе реализации «Сахалина-2», каждый десятый рубль, поступающий в консолидированный бюджет области, идет от этого проекта. А внебюджетный фонд полностью формируется из доходов, идущих от «Сахалина-2».
      Вымысел второй: оператор проекта будет пренебрегать экологическими нормами и требованиями. Однако мы уже убедились, что «Сахалинская энергия» не только не пренебрегает ими, но и может служить примером соблюдения экологических норм и правил техники безопасности.
      Еще один миф: разрабатывать месторождения шельфа отдали непонятно каким компаниям, зарегистрированным в какой-то оффшорной зоне. Лучшим опровержением этого вымысла служит то, что сегодня мы имеем возможность не только увидеть рядом, но и «потрогать руками» руководителей крупнейших компаний «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» – акционеров «Сахалинской энергии». И их превосходительства, послы трех держав, признают, что их правительства поддерживают проект, поддерживают эти компании.
      Наконец, остался «тезис» о том, что проект никогда не будет реализован. Чтобы опровергнуть этот «тезис», мы, учитывая опыт этапа I, должны сделать все, чтобы реализовать весь проект, причем в полном соответствии с подписанным когда-то соглашением.

      Мы тоже сделаем все для этого, заверил и председатель совета директоров «Сахалинской энергии» Р.Тамбузер. Он объявил о решении глав компаний – акционеров проекта перевести благотворительный взнос в размере 300 тыс. долларов США для осуществления двух социальных проектов на территории нашей области (об этом «Советский Сахалин» уже рассказывал. – Прим. авт.).

      Затем гости и устроители пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.
      Один из них прозвучал так: первый ли это опыт совместной работы компаний-акционеров?
      Ф.Уотс ответил, что такой опыт они приобрели на северо-западе Австралии, где осуществили совместный проект завода СПГ. Теперь это очень пригодится.

      А И.Фархутдинову вновь пришлось рассказывать, что дает проект жителям области. Он привел несколько красноречивых цифр.
      Так, в 2004-2005 гг. проект предполагает создание до 16 тысяч дополнительных рабочих мест. А это не только решение проблемы занятости населения, но и солидные налоговые поступления в бюджет области.

      На вопрос о трудностях, возникающих у инвесторов, главный исполнительный директор «Сахалинской энергии» С.Маквей ответил, что сегодня это – получение соглашений от потребителей на поставки СПГ.
      Однако в этом деле мы уже достигли некоторого прогресса.

      Корреспондент «Советского Сахалина» спросил: в связи с появлением альтернативного топлива – диметилового эфира (ДМЭ) не возникают ли у руководителей компаний-акционеров, а также у администрации области сомнения в правильности выбранного пути? И не лучше ли было строить сразу завод по производству ДМЭ, а не сжиженного природного газа?
      Ф.Уотс ответил, что проект строительства такого предприятия очень дорог, и прежде чем к нему приступить, консорциум взвесил все «за» и «против». «Мы люди деловые и абсолютно уверены в правильности избранного пути», – подытожил он.
      Эту мысль более подробно развернул И. Фархутдинов. Такие разработки – по ДМЭ – действительно существуют, сказал он. Но это опытные, лабораторные установки производительностью 50 кг в сутки. Промышленных же разработок ДМЭ пока нет. А завод СПГ в Пригородном будет выпускать 25 тыс. тонн продукции в сутки.
      Когда я был еще студентом, добавил губернатор, нам говорили, что уже в XX веке появятся и произведут переворот в энергетике так называемые МГД-генераторы (магнитогидродинамические). Я давно уже не студент, но ни одного МГД-генератора пока не существует. Буду очень благодарен, если нам когда-либо, скажем, японские компании помогут построить завод по производству диметилового эфира. Одно другому не мешает.
      (После пресс-конференции губернатор продолжил разговор на эту тему: «Даже если бы мы сейчас же построили завод ДМЭ – на какого потребителя, на какой рынок стал бы он выпускать продукцию, если нет еще ни двигателей, работающих на этом топливе, ни транспортных средств? А ведь от опытных разработок до промышленного производства бывает очень долгий путь, и далеко не все они оказываются жизнеспособными». С чем трудно не согласиться).

      Были также заданы вопросы о доле японского оборудования в проекте, о том, насколько крупными покупателями СПГ станут японские компании «Мицуи» и «Мицубиси».
      Ответы были такие: закупки оборудования и материалов осуществляются по тендерам, и в них участвуют все, кто может участвовать, в том числе и компании-акционеры, однако на равных условиях с другими. А «Сахалинская энергия» выбирает лучшие предложения – по цене, качеству и срокам поставок.
      Что касается покупок СПГ, то руководители японских компаний-акционеров разъяснили, что роль «Мицуи» и «Мицубиси» – не покупать, а продавать газ. Участвовать в его маркетинге, искать рынки сбыта, делать все, чтобы «Сахалин-2» стал самым конкурентоспособным проектом.

      Какое значение придает компания «Шелл» этому проекту?
      Самое первостепенное, ответил на последний вопрос Ф.Уотс.
      Ибо «Сахалин-2» требует, во-первых, очень крупных капиталовложений.
      Во-вторых, для «Шелл» важно увеличить газовую составляющую проекта.
      В-третьих, Россия и в частности Сахалин, является крупным владельцем запасов газа. А близость острова к потенциальным рынкам сбыта делает проект особенно интересным.

      Я не могу назвать другого такого проекта сейчас, более важного для «Шелл», чем «Сахалин-2», подчеркнул глава компании.

А. ЛАШКАЕВ.
© «
Советский Сахалин», № 154(22242), 24.08.01.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Состоялась презентация завода СПГ в Пригородном

      17 июля стал на Сахалине большим нефтяным и дипломатическим днем: на остров с визитом прибыло сразу столько высокопоставленных персон, сколько он еще, наверное, и не видел. Это – главы компаний-акционеров "Сахалинской энергии" "Шелл", Мицуи" и "Мицубиси" Ф.Уотс, С.Симидзу и М.Сасаки, а также послы Нидерландов, Великобритании и Японии в РФ Хофсти, Р.Лайн и М.Тамба. Все эти крупнейшие компании и, соответственно, страны, в которых они "живут", участвуют в разработке проекта "Сахалин-2".

      Причиной прибытия на Сахалин столь представительной делегации стала презентация завода по сжижению газа в поселке Пригородном Корсаковского района. Расстояние от офиса "Сахалинской энергии" до места будущей стройки века – ровно 65 километров. День был солнечный – гостей впечатлила эта сахалинская яркость, когда на зеленых лугах полыхали цветы самых разнообразных оттенков – от бледно-розового до оранжевого и фиолетового. А сразу за Корсаковом упал густой туман, и краски сразу потухли. Что, впрочем, не помешало местным пляжникам совершать морские заплывы: Пригородное – любимое место отдыха корсаковцев. Тут же были установлены и рыбацкие сети...
      Пока ждали гостей, успели перекинуться парой слов с мэром Корсакова Валерием Осадчим. Оказалось, что та самая зацементированная площадка, где и проводилась презентация, – бывшая тырловка совхоза "Корсаковский". После перестройки за отсутствием коров летняя дойка развалилась, но совхоз тем не менее получит от "Сахалинской энергии" компенсацию за отчуждение земель. А что касается проходящей в аккурат по территории будущего завода дороги на Озерский, то первое, чем займутся строители, – сооружение объездного пути в рыбацкий поселок. Вообще Пригородное было выбрано в качестве места строительства по следующим причинам: во-первых, уже в 800 метрах от берега морская глубина достигает здесь 800 метров, что позволит танкерам без проблем подходить к нефтеналивному терминалу (загрузка нефти в танкеры будет происходить в четырех километрах от берега); во-вторых, поселок стоит на берегу бухты, которая защищена от ветров; в-третьих, окружающий рельеф довольно ровный, что важно для строительства завода.
      Работы по проекту начнутся в будущем году, а в нынешнем Валерий Николаевич связывает все надежды на пополнение бюджета прежде всего с рыбой. Но открывающимся нефтегазовым перспективам корсаковский мэр, безусловно, рад, о чем совершенно искренне и сообщил высокой делегации, от имени жителей подчеркнув, что корсаковцы надеются на экономический подъем. Также он выразил уверенность, что при строительстве завода СПГ будут соблюдены все необходимые природоохранные и экологические меры, и сахалинцы смогут по-прежнему собирать в этих местах морскую капусту. Уверенность эта основана на том, что подобные сооружения уже прошли испытания в разных странах: ведь, например, для "Шелл" сахалинский завод СПГ – шестой по счету. И компания на собственном опыте убедилась, какой мощный импульс заводы СПГ дали тем территориям, на которых расположены.
      А сахалинский завод – самый крупный из всех существующих в мире. План предполагает строительство нефтяного и газового экспортных терминалов, которые позволят осуществлять круглогодичную отгрузку нефти и СПГ, а вообще проектная мощность завода составляет 9,6 миллиона тонн сжиженного газа в год.

      – "Шелл" – большая компания, – заметил на пресс-конференции ее президент и главный исполнительный директор Ф.Уотс. – Но даже по нашим стандартам этот проект является весьма крупным. Тем не менее лучшего места для начала своей деятельности в России, чем Сахалин, просто не найти. Те из нас, кто живет в Европе, часто воспринимают Сахалин как очень далекое место. Да, он находится далеко от Лондона или Москвы, но совсем близко – буквально на пороге стремительно развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона. Я полагаю, что выгодное географическое расположение острова в сочетании с темпами и гибкостью производства СПГ имеет много преимуществ по сравнению с другими потенциальными источниками поставок.
      С.Симидзу и М.Сасаки, исполнительные директора крупнейших японских корпораций "Мицуи" и "Мицубиси", выразили уверенность, что реализация "Сахалина-2" позволит разнообразить источники поставок энергоносителей в страны АТР, тем более что наш богатый минерально-сырьевыми ресурсами остров находится в непосредственной близости от рынков сбыта. К тому же, по мнению инвесторов, реализация проекта будет способствовать улучшению экономических и социальных условий жизни не только в Сахалинской области, но на всем Дальнем Востоке. Тем более что "Сахалин-2" уже приносит России прямые выгоды как на федеральном, так и на региональном уровне. Размер уже выплаченных бонусов составил 30 млн. долларов. Еще 20 миллионов будет выплачено в виде бонусов в дальнейшем. Кроме того, в 1997 – 2000 гг. "Сахалинская энергия" перечислила в Фонд развития Сахалина 80 млн. долларов (по 20 миллионов каждый год); общая же сумма выплат в Фонд составит 100 миллионов долларов. А с начала работ на шельфе компания ежеквартально выплачивает российской стороне по 4 миллиона долларов – в качестве компенсации затрат на проведенные ранее геологоразведочные работы (общая сумма компенсации составляет 160 млн. долларов).
      По мнению губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова, это опровергает досужие домыслы вокруг "Сахалина-2", которые возникли еще задолго до его реализации.

      – Основных мифов было четыре, – заявил губернатор. – Первый – никаких экономических выгод проект не принесет; второй – оператор будет пренебрегать всеми экологическими нормами; третий – проект отдали на откуп непонятно кому, каким-то фирмам, зарегистрированным в оффшорных зонах; четвертый – проект вообще никогда не будет реализован. Но уже сейчас, на самом первом этапе, каждый десятый рубль в консолидированный бюджет области поступает от "Сахалина-2", а внебюджетный фонд, который соизмерим с бюджетом области, формируется из шельфовых денег на сто процентов. Что касается второго мифа, то на первом этапе разработки проекта мы в полной мере убедились, что "Сахалинская энергия" не только не пренебрегает, но может даже служить примером в вопросах охраны окружающей среды и соблюдения техники безопасности при производстве работ. А сегодня мы получили возможность буквально потрогать руководителей компаний-акционеров "Сахалинской энергии", и таким образом развеялся третий миф. Осталось только реализовать проект строго в соответствии с подписанным семь лет назад соглашением.

      
Президент "Сахалинской энергии" Р.Тамбоезер подтвердил, что его компания и компании-акционеры сделают все возможное, чтобы было именно так, а потом сделал сахалинцам дорогой подарок, сообщив о намерении глав компаний-акционеров перевести благотворительный взнос в размере 300 тысяч долларов США для осуществления двух социальных проектов на территории Сахалинской области. Таким образом, часть денег – 200 тысяч долларов – по согласованию с администрацией области будет направлена на приобретение медицинского оборудования для сети районных больниц Сахалинской области, а другая часть – 100 тысяч долларов – на приобретение спортивного инвентаря и реконструкцию областной комплексной детско-юношеской спортивной школы зимних видов спорта, что позволит увеличить количество юных спортсменов с 200 до 600 человек.
      В заключение присутствующие ответили на вопросы журналистов, в ходе которых выяснилось, что "Шелл", "Мицуи" и "Мицубиси" уже не в первый раз работают вместе – у консорциума есть опыт, и весьма удачный, совместной работы в Западной Австралии. Что же касается России, то "Сахалинская энергия" прикладывает все усилия к тому, чтобы предприятия и страны, и области были обеспечены наиболее благоприятными возможностями для участия в работах по проекту. Реализация этих возможностей приведет к росту занятости, появлению новых специальностей и повышению квалификации работников, а наличие квалифицированной рабочей силы, в свою очередь, создаст условия для развития новых производств. Каждый инвестируемый доллар, таким образом, создаст несколько долларов дополнительной прибыли в смежных отраслях.

Елена МЕЧИНСКАЯ.
© «
Южно-Сахалинск», № 107(383), 27.07.01.


Смотрите также: Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.

НАВЕРХ I — КАРТА САЙТА — II ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/s2/p04.htm
Реклама:
Hosted by uCoz