VFF-S Шельф Сахалин-2 Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Планы и результаты

Российская добыча проста и традиционна

Экономика

      О трудностях, с которыми сталкиваются работающие в России западные компании, рассказывает главный исполнительный директор компании «Сахалинская Энергия» (Sakhalin Energy) Стив МАКВЕЙ.

      – Разделяете ли вы мнение о том, что иностранным компаниям трудно занять место на российском нефтегазовом рынке?

      – Ситуация с проектом «Сахалин-2», оператором которого является «Сахалинская Энергия», несколько отличается от попыток других западных компаний завоевать российский нефтяной рынок. Мы ведем хозяйственную деятельность на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), переговоры о заключении которого состоялись еще в 1993 году. В соответствии с ним мы получили лицензии на разработку двух крупных месторождений нефти и газа на сахалинском шельфе – Пильтун-Астохского и Лунского.
      СРП предоставляет «Сахалинской Энергии» исключительное право на разведку и разработку месторождений, транспортировку добываемых углеводородов и производство сжиженного природного газа. Таким образом, наш проект по сути является комплексным, и нам не приходится конкурировать с другими компаниями в России.
      Тем не менее трудности у других иностранных компаний действительно есть. И это связано с тем, что в России заключено слишком мало СРП. Иностранные компании хотят инвестировать в российский ТЭК, однако для этого им необходимы правовая база и стабильность, и ключом к решению этой проблемы является СРП.

      – В чем, на ваш взгляд, главные отличия в бизнесе российских и иностранных нефтегазовых компаний?
      – В западных компаниях все решения принимаются с учетом экономических факторов и в зависимости от того, что приносит больший доход для акционеров. В российских же компаниях при принятии решений политические соображения могут преобладать над экономическими.
      Другое отличие – технологическое. Российские нефтегазовые компании располагают значительными техническими возможностями. Однако им пока не приходилось сталкиваться с рeшением сверхсложных задач, например, таких, как разработка месторождений на глубоководном шельфе. Все проекты, осуществляемые российскими компаниями, более простые и традиционные.

      – В проекте «Сахалин-2» нет ни одной российской компании. Что мешает российским нефтяникам и газовикам стать полноправными партнерами иностранных компаний?
      – Я не вижу никаких прямых препятствий. Так исторически сложилось, что в переговорах по заключению соглашения по «Сахалину-2» не участвовала ни одна российская компания. Но сегодня мы работаем со многими российскими компаниями-подрядчиками. За последние четыре года мы заключили около 2 тыс. договоров с российскими компаниями на общую сумму около $500 млн.
      Кроме того, в рамках проекта «Сахалин-2» большой упор делается на развитие инфраструктуры на Сахалине. Общая сумма инвестиций «Сахалинской Энергии» с учетом бонусов и социальных программ составляет около $2 млрд. И если рассматривать совокупный эффект от создания такой инфраструктуры с точки зрения контрактов, заключенных с российскими предприятиями, это должно сыграть важную роль для развития экономики всего Дальнего Востока России.

      – Сколько денег ваша компания вложила в «Сахалин-2»?
      – С учетом бонусов и прочих выплат – около $2 млрд. Кроме того, СРП, в рамках которого мы работаем, предусматривает обязательства «Сахалинской Энергии» по выплате ежегодных взносов в размере $20 млн. в фонд развития Сахалина, пока накопленная сумма платежей не составит $100 млн. Эти деньги используются по решению сахалинских властей.
      Мы также активно участвуем в благотворительных акциях и общественной жизни Сахалина. Объем предусмотренных бюджетом «Сахалинской Энергии» средств на благотворительные выплаты увеличился, в нынешнем году эта сумма составит $400 тыс. Мы считаем, что «Сахалинская Энергия» – это часть Сахалина, и чем успешней будет наша работа, тем быстрее будет развиваться экономика и общественная жизнь на острове.

      – «Сахалинская Энергия» вместе с оператором проекта «Сахалин-1» – компанией Exxon – обсуждали проект совместного строительства трубопровода с Сахалина до Де-Кастри в Хабаровском крае. Однако вы так и не приняли это решение. Почему?
      – Мы с Exxon рассмотрели все возможные варианты создания совместной инфраструктуры транспортировки. Вывод, к которому пришли специалисты Exxon, таков: поскольку в проекте «Сахалин-1» речь пока идет только о нефтяной составляющей, то наименее затратный вариант для него – это транспортировка нефти до Де-Кастри.
      Наш же проект в отличие от «Сахалина-1» предусматривает транспортировку как нефти, так и газа. Поэтому единственный практически осуществимый для нас вариант – это прокладка обоих трубопроводов на юг острова и строительство терминала отгрузки нефти в районе Пригородного.
      Тем не менее, насколько я понимаю, российская сторона пришла к заключению о целесообразности строительства трубопроводов по двум независимым маршрутам экспорта нефти (до Де-Кастри и до Пригородного) по причине того, что в этом случае увеличиваются инвестиции в инфраструктуру Сахалина и Дальнего Востока России и повышается эксплуатационная надежность систем отгрузки нефти из этого региона.

      – После того как заработают трубопроводы, будете ли вы по-прежнему использовать танкеры для перевозки нефти?
      – Да, танкерные поставки нефти будут осуществляться из южной части острова на Дальний Восток, а также в другие страны, которые захотят покупать нашу нефть. Терминал по отгрузке нефти, который мы будем строить в Пригородном, будет расположен на побережье незамерзающего Анивского залива, значит, поставки не будут прерываться зимой.

      – Сколько нефти можно перевозить танкерами сейчас?
      – До конца года мы отгрузим около 1,6 млн. тонн нефти. Нашим основным покупателем сегодня является Южная Корея. В этом году мы начали поставлять нефть и в Японию.
      В страны Азиатско-тихоокеанского региона планируем поставлять и сжиженный природный газ, который будет поступать по газопроводу с месторождений «Сахалина-2» на юг острова, где мы построим завод по производству сжиженного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год. Мы считаем, что продажа сжиженного газа – это самый быстрый способ получить деньги от реализации газового проекта.
      Этот проект выгоден и России, так как в этом случае открываются возможности для налаживания новых торговых отношений между Россией и странами Дальнего Востока, где Россия пока представлена слабо.
      План освоения сахалинских месторождений предусматривает поставки газа на внутренний рынок, прежде всего на Сахалин и, возможно, на материк. Но чтобы оправдать инвестиции, нам необходим экспорт газа.

      – Во сколько вам обойдется строительство трубопроводов и когда они смогут заработать?
      – Их общая стоимость около $1,5 млрд. В феврале следующего года планируем представить технико-экономическое обоснование строительства на утверждение российской стороне.
      Если ТЭО будет утверждено в третьем квартале следующего года и наши акционеры примут решение об инвестициях, то к декабрю 2005 года мы перейдем на круглогодичный режим добычи нефти. Что касается сжиженного газа, то мы планируем приступить к его поставкам в ноябре 2006 года.

Елена РЫБАЛЬЧЕНКО
© «
Наши острова», № 12(12), 29.11.01.


НАВЕРХ I — КАРТА САЙТА — II ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/s2/p09.htm
Реклама:
Hosted by uCoz