VFF-S Шельф Сахалин-2 Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Планы и результаты.

Наблюдательный совет


Наблюдательный совет 07.02.02

НАВЕРХ НАВЕРХ

Второй этап.
Проблемы и решения

Шельф

      7 февраля 2002 года в офисе компании «Сахалинская энергия» прошло заседание наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2». Члены совета, в состав которого с российской стороны входят заместитель министра финансов России Михаил Моторин, замминистра энергетики РФ Геннадий Устюжанин, заместитель руководителя департамента ТЭКа Минэкономразвития Леонид Бондареко, губернатор области Игорь Фархутдинов, вице-губернатор Анатолий Холодин, директор департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа Галина Павлова, а со стороны компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.» – президент компании «Shell Exploration & Production Services (RF)» Рейн Тамбузер, директор «Shell International Gas Ltd.» Питер де Вит, директор Сахалинского отделения компании «Мицуи» Юкихиса Фуджики и другие, в течение всего дня обсуждали проблемы, связанные с реализацией второго этапа реализации проекта.
      Один из главных вопросов, стоявших на повестке дня, – утверждение сметы расходов и программы работ на текущий год.
      Работа совета закончилась глубоко заполночь, и сразу же Игорь Фархутдинов и Рейн Тамбузер провели пресс-конференцию по итогам заседания.[И.Фархутдинов и Р.Тамбузер] Фото Владимира Ко

      – По большинству вопросов, рассматриваемых сегодня советом, приняты решения, – сообщил журналистам губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. – Программа работ и смета расходов проекта «Сахалин-2» на 2002 год утверждены.
      Меня, как губернатора, удовлетворяют прежде всего результаты прошлого года. Компания добыла за 2001 год более двух миллионов тонн нефти. Это лучший результат добычи по области. В то же время не допущено сколь-нибудь значительных разливов сырья. «Сахалинская энергия» признана лидером в стране по вопросам обеспечения техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
      Для нас очень важным является вопрос маркетинга нефти и газа. К сожалению, мы не можем сказать, что удовлетворены складывающейся ситуацией. Сегодняшнее политико-экономическое положение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона внесло свои коррективы в планы компании. Но работа продолжается, хотя конкретных результатов пока не достигнуто.
      Также важным является принятие резолюции к смете по модернизации инфраструктуры.
      Это значит, что будут реконструироваться дороги, мосты. И в этом плане мы достигли согласованного решения.
      Смета комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений осталась неутвержденной, хотя практически на 97 процентов согласована, и ее решено рассмотреть на следующем заседании совета.
      Глава «Shell Exploration & Production Services (RF)» Рейн Тамбузер также выразил свое удовлетворение достигнутыми соглашениями и заверил журналистов, что компания и далее будет продолжать взятый курс, несмотря на некоторые неблагоприятные факторы на рынке энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
      Более подробный отчет о пресс-конференции читайте в ближайших номерах нашей газеты.

Дмитрий ДОНСКОЙ.
© «
Губернские ведомости», № 28(1429), 09.02.02.
Фото Владимира Ко.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Ищут рынки сбыта

Шельф

      Глубокой ночью завершилось вчера очередное заседание наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2». После заседания в офисе «Сахалинской энергии» – компании-оператора проекта – состоялась пресс-конференция.

      Это было, пожалуй, самое продолжительное заседание наблюдательного совета, сказал, открывая встречу, губернатор области И.Фархутдинов. Все вопросы, включенные в повестку, рассмотрены, по абсолютному большинству приняты решения.
      Для нас, членов наблюдательного совета, очень важным был вопрос маркетинга – не только по продаже нефти, но и газа. Этой проблеме мы уделили самое большое внимание. И здесь мы не можем сказать, что удовлетворены ситуацией.
      Совет, сказал далее И.Фархутдинов, утвердил программу и смету работ на 2002 год. Особенно важно для нас, что принята резолюция по модернизации инфраструктуры, без этого реализация проекта невозможна.
      А вот смета комплексного полномасштабного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений осталась неутвержденной, хотя 97 процентов ее согласовано. Предлагалось утвердить смету в усеченном варианте, но мы решили вернуться к вопросу в апреле, чтобы утвердить ее полностью.

      Сопредседатель наблюдательного совета, президент компании «Шелл эксплорэйшн энд продакшн сервисиз (РФ)» Р.Тамбузер объяснил, почему вопросы маркетинга СПГ (сжиженного природного газа) решаются так сложно.
      За последнее время ситуация в странах АТР оказалась немного не такой, какой мы ее представляли, сказал он, и выяснилось, что достичь положительных результатов по маркетингу довольно сложно. Однако мы надеемся, что они скоро будут. Акционеры проекта на сто цроцентов уверены в том, что в ближайшем будущем надо приступать к реализации комплексного плана «Сахалина-2».

      Какой вопрос на заседании был наиболее трудным? Конечно, о деньгах, ответил И.Фархутдинов. И это естественно. У российской стороны всегда есть желание сократить расходы, входящие в возмещаемые затраты. А компания-оператор, разумеется, отстаивает их уровень, ибо хочет нормального финансирования работ.
      Но еще более сложным был вопрос по маркетингу, ибо если не будет полной ясности в нем, не удастся заключить договоры на поставки СПГ, то и самого проекта просто не будет, в том числе и по нефти, ведь это очень связанные элементы проекта.

      На просьбу корреспондента «Советского Сахалина» конкретнее рассказать, как и почему изменилась ситуация на рынке СПГ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и не связано ли это с появлением альтернативных видов топлива, Р.Тамбузер ответил, что изменения вызваны в основном ухудшением экономической ситуации в этом регионе, и заключение долгосрочных соглашений стало проблематичным. Ведь такие соглашения надо заключать как минимум на 5 лет вперед, а при неблагоприятной экономической ситуации многие потребители не рискуют строить столь отдаленные планы.
      Тем не менее «Сахалинская энергия» принимает меры в этом направлении: у нее достаточно сильный и активный персонал работает над маркетингом в Токио, специалисты компании ведут интенсивные переговоры в Японии, Южной Корее, на Тайване, в КНР. Р.Тамбузер высказал надежду, что в ближайшем будущем конкретные результаты этой работы в виде соглашений о поставках будут получены.
      Что касается новых видов топлива, то, отметил он, таковых пока нет, и вообще – даже их появление не может оказать сегодня какого-либо воздействия на рынок СПГ.

П. КУРИЛОВ.
© «
Советский Сахалин», № 26(22357), 09.02.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Проект под угрозой?

Шельф

      Стрелки часов журналистов, собравшихся на пресс-конференцию в офисе компании «Сахалинская энергия», успешно перевалили за шесть часов ожидания. В конференц-зале компании с самого утра шло заседание наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2». Никто из пишущей братии особо не роптал на затянувшиеся дебаты, несмотря на позднее – второй час ночи – время.

      Все понимали, насколько важна встреча там, наверху. От собравшихся в зале во многом зависела жизнь области на предстоящие лет десять. И вот двери распахнулись, и на давно приготовленные места прошли столь долго ожидаемые ключевые фигуры – губернатор области Игорь Павлович Фархутдинов и Рейн Тамбузер. Журналисты забросили уже надоевший «надцатый» разгаданный кроссворд (надо ж было чем-то заняться!) и приготовились атаковать вопросами членов наблюдательного совета.
      Наблюдательный совет – постоянный совещательный орган, в состав которого входят представители правительства России, администрации области и иностранного партнера по проекту «Сахалин-2». Важнейшей его функцией является утверждение планов и смет расходов освоения, порядка организации материально-технического снабжения и подрядных работ, программ подготовки и использования российских кадров по проектам освоения в рамках Соглашения о разделе продукции.
      В повестку дня заседания наблюдательного совета 7 февраля были включены вопросы утверждения программы работ и сметы расходов на 2002 год, анализ изучения рынка, правовая стабилизация и другие. Но самое главное, пожалуй, что с этого момента проект вступает во второй этап, который продлится до 2006 года и включает в себя столь обширные и значимые стройки, как строительство нефтегазопровода и первого в России, причем одного из крупнейших в мире, завода по сжижению природного газа в Пригородном.
      Реализация этого этапа позволит создать 16 тысяч рабочих мест, даст работу сахалинским предприятиям, позволит развивать инфраструктуру области.

      – Мы подвели некоторые итоги на совещании, – отметил губернатор области Игорь Фархутдинов, – и я могу с удовлетворением отметить, что за 2001 год компанией «Сахалинская энергия» добыто на шельфе Сахалина более двух миллионов тонн нефти. Это лучший результат среди нефтедобывающих компаний, работающих на территории Сахалинской области. При всем этом благодаря пристальному вниманию компании к вопросам безопасности, в том числе и экологической, не допущено существенньгх разливов нефтепродуктов.
      – Мы очень гордимся полученными результатами, – сказан во вступительном слове Рейн Тамбузер. – При двух добытых миллионах тонн нефти в море попало всего лишь 30 миллилитров сырья. Это поместится в небольшом стакане...

      Но, пожалуй, самым важным вопросом, обсуждаемым на заседании совета, было утверждение сметы расходов первого года второго этапа проекта. Именно этот вопрос, по мнению губернатора, был наиболее тяжелым.
      – Программа работ и смета расходов на 2002 год утверждены, – сказал Игорь Фархутдинов, – и особенно важно для нас, для области, что принята резолюция по модернизации инфраструктуры. Цель ее – реконструкция объектов дорожного строительства, мостов и других объектов.
      Некоторые опасения вызывает нестабильная обстановка на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на который, собственно, и направлен проект «Сахалин-2». Вопросы маркетинга также попали в поле зрения наблюдательного совета. Эти сложности могут привести к менее интенсивному развитию проекта.
      – Нельзя сказать, что такое положение дел нас устраивает, – прокомментировал ситуацию губернатор. – Мы прекрасно понимаем, что без результатов в маркетинге газа проекта попросту не будет. Все планы останутся нереализованными. Вопросы маркетинга в компетенции компании.
      Рейн Тамбузер объяснил:
      – Над маркетингом газа в компании работает большой персонал. Мы ведем переговоры с потенциальными покупателями в Японии, Корее, на Тайване и в КНР. Пока, к сожалению, не достигнуто каких-либо конкретных показателей, но говорить о неудаче еще рано.
      Иностранные партнеры объявили также о снижении темпов добычи нефти на платформе «Моликпак» в этом году на треть.
      Это связано прежде всего с установкой нового оборудования для нагнетания воды в пласт, других работ на платформе. Но уже со следующего года объемы добычи будут восстановлены.
      В завершение пресс-конференции губернатор подытожил результаты заседания:
      – В целом смета комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений осталась неутвержденной, хотя по 97 процентам приняты решения. Требуются доработки. Надеемся, что в апреле этот план будет принят.

Дмитрий ДОНСКОЙ.
© «
Губернские ведомости», № 29(1430), 12.02.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Кто готов к победе в конкурсах?

Шельф

      В октябре 2002 года будут подведены окончательные итоги тендеров на участие российских и иностранных компаний в заключительном этапе комплексного освоения нефтегазовых месторождений в рамках проекта «Сахалин-2». Об этом стало известно в ходе состоявшегося 7-8 февраля в Южно-Сахалинске заседания наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2».

      Как отметили губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов и президент компании «Shell Exploration & Production Services (RF)» Рейн Тамбузер, конкурсные предложения рассмотрят уже в апреле этого года. По словам Рейна Тамбузера, планируется объявить ряд крупных тендеров на строительство завода СПГ в поселке Пригородное, на участие компаний в возведении береговых технологических комплексов и переоборудовании морских платформ под одновременную добычу природного газа и нефти.
      «В 2002 году мы снизим добычу нефти на платформе «Моликпак» с 15 миллионов баррелей нефти до десяти, – сказал глава «Shell Exploration & Production Services (RF)», – но это связано как раз с переоборудованием платформы для крупномасштабной добычи природного газа».
      Напомним, что в рамках основного этапа реализации проекта «Сахалин-2» планируется прокладка магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и газа на юг острова, строительство двух морских платформ, сооружение береговых технологических терминалов и строительство первого в России завода по сжижению природного газа.
      Общий объем капиталовложений, требуемых для комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, составляет 8,9 млрд. долларов США. Как подчеркивалось на пресс-конференции, привлечение средств начнется в конце нынешнего года после подведения окончательных итогов тендеров.

Андрей ХАПОЧКИН.
Пресс-центр администрации области.

© «
Губернские ведомости», № 29(1430), 12.02.02.


Наблюдательный совет 03.04.02

НАВЕРХ НАВЕРХ

Заветная планка

Шельф

      В Москве 3 апреля состоялось заседание Наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2». Заседание очень важное, поскольку на нем утверждалась смета плана полного освоения проекта объемом свыше восьми миллиардов долларов.
      На этом же заседании Наблюдательного совета рассмотрен вопрос расширения реконструкции инфраструктуры на Сахалине. Это прежде всего автомобильные дороги, мосты, водопропускные сооружения, поддержание в надлежащем состоянии дорожного покрытия; асфальтирование в пределах населенных пунктов, которые расположены вдоль трасс.
      Кроме того, наша сторона подняла вопрос о расширении российского участия в реализации проекта, поскольку и на федеральном уровне, и у администрации области есть обеспокоенность тем, что сейчас нет тенденции к приближению доли участия России в реализации проекта к заветной планке в 70 процентов. Иностранные участники не очень-то хотят выполнять эти договоренности.
      В заседании Наблюдательного совета примут участие губернатор И.Фархутдинов, вице-губернаторы В.Шаповал, А.Холодин, начальник департамента нефтегазового комплекса Г.Павлова. Кроме этого, с российской стороны в Совете будут участвовать зам. министра Минэкономразвития Белецкий, первый заместитель министра Министерства по налогам и сборам Гусев и другие.

Юрий САШИН, соб. корр. Москва.
© «
Губернские ведомости», № 64(1465), 04.04.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Обсуждалось в Москве

Шельф

      Как мы уже сообщали, в Москве состоялось заседание Наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2». Обычно Наблюдательный совет собирался в Южно-Сахалинске, но на сей раз по настоятельной просьбе Министерства экономического развития и торговли члены совета собрались в столице.
      В нем приняли участие губернатор И.П.Фархутдинов, вице-губернаторы В.И.Шаповал, А.А.Холодин, начальник департамента нефтегазового комплекса Г.Н.Павлова, а также многие высокие чины различных министерств и ведомств. Присутствовали все первые лица компании «Сахалинская энергия».


      Напомним читателям, что на апрельском заседании совета коммерческий директор компании сообщил, в частности, такие данные.
      В течение 2001 года компанией была отгружена 21 партия нефти шести покупателям в Южной Корее и впервые – покупателям Японии. В результате колебаний цен на нефть цена реализованного компанией топлива составила 28 долларов США за баррель в начале года и снизилась до 18 долларов США за баррель в конце года. Средняя цена– 23,8 доллара США, общий доход, полученный от реализации нефти в 2001 году, – 360 миллионов долларов США. В транспортировке нефти, добываемой на ПДК «Витязь», участвовало несколько танкеров, однако особую роль в организации поставок сыграл фрахт танкера «Приморье».
      В 2001 году вопрос сжигания газа вызывал серьезную обеспокоенность у компании и у российской стороны. На сегодняшний день удалось сократить объем газа, сжигаемого на факеле, на 50 проц. компания намерена улучшить данный показатель в этом году.

      И вот очередное заседание. О чем на нем шел разговор, нашему корреспонденту рассказал вице-губернатор В.И.ШАПОВАЛ.
      – Дискуссии были очень и очень жаркими. Но по стратегии деятельности компании у нас особых разногласий нет. По смете комплексного освоения и развития проекта, и это где-то около восьми с половиной миллиарда долларов США, практически все параметры согласованы, за исключением одного. Мы настаиваем либо на фиксированной, либо на каком-то прогнозируемом снижении доли управленческих расходов по проектам. Вот эта тема была очень спорной. По ней вопрос остался открытым. Он будет обсуждаться далее в рабочем порядке.
      Теперь о главном для сахалинцев. Наблюдательный совет принял решение о том, что компания должна в ближайшее время, в течение нескольких месяцев, разработать и представить ТЭО строительства по развитию дорожной инфраструктуры острова Сахалина. Это ТЭО должно включить в себя замену всех деревянных мостов, реконструкцию либо ремонт бетонных мостов, а таковых то ли шесть, то ли восемь (эксперты это должны будут дополнительно исследовать); это замена всех водопропускных труб по трассе, по которым будут провозиться грузы для проекта.
      Мы настаиваем на обустройстве асфальтобетонного покрытия во всех населенных пунктах, расположенных на трассе, а также на реконструкции значительной части дорожного полотна: кривых участков и уклонов, которые не соответствуют нормам эксплуатации дорог, по которым перевозятся большегрузные контейнеры и крупногабаритные грузы.

      – На какой цифре настаивает наша сторона, говоря о снижении доли управленческих расходов?
      – На цифре в два процента.
      Но наши инвесторы пока не могут дать конкретный ответ, ссылаясь на то, что такого аналогичного проекта нигде в мире нет и сравнить пока не с чем. Тем не менее этот вопрос, как говорится, остается на повестке дня.

      – А сколько денег потребуется на строительство и модернизацию дорог Сахалина, которые будут служить этому проекту? Хотя бы приблизительно можно назвать цифру расходов?
      – ТЭО строительства для того и нужно, чтобы это подсчитать. Оценочно, по мнению наших специалистов, это может 150-180 миллионов долларов США.

Юрий САШИН, соб. корр. Москва.
© «
Губернские ведомости», № 67(1468), 09.04.02.


Наблюдательный совет 07.08.02

НАВЕРХ НАВЕРХ

БОЛЬШАЯ НЕФТЕГАЗОВАЯ СТИРКА

Соглашения о разделе продукции ждет ревизия

      Наблюдательный совет "Сахалина-2" в среду одобрил бюджет второй фазы этого проекта.
      До середины следующего года Минэкономразвития собирается провести ревизию почти 30 проектов, занесенных в перечень соглашений о разделе продукции (СРП). Помогать ему будут уполномоченные компании "Роснефть", с которой министерство уже подписало соответствующее соглашение, и "Зарубежнефть".
      Как рассказали "Известиям" в компании Sakhalin Energy (оператор проекта "Сахалин-2"), на заседании в среду была утверждена смета комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на Сахалине.
      Для воплощения в жизнь своих планов акционерам Sakhalin Energy придется потратить более $8,5 млрд. Совет также утвердил изменения в бюджете проекта на этот год. В результате расходы были увеличены на $200 млн (они составят более $700 млн).
      До конца этого года Sakhalin Energy собирается объявить тендер на подрядчиков строительства второй фазы (возведение двух добывающих платформ, нефтегазопровода длиной 800 километров, завода по сжижению природного газа и т.д.) и получить одобрение технико-экономического обоснования строительства.

      По степени развития "Сахалин-2" - самый продвинутый из почти трех десятков
проектов, включенных в перечень СРП (то есть тех, кому предоставляются налоговые льготы при освоении залежей полезных ископаемых). Но кроме "Сахалина-2", реально действуют еще только два СРП - на "Сахалине-1" и Харьягинском месторождении.
      По словам источника "Известий" в Минэкономразвития (курирует вопросы СРП), проблемы с остальными проектами возникли в основном по двум причинам.
      Во-первых, потенциальные инвесторы уже пытаются "торговать нашими правами в проектах СРП".
      Во-вторых, "большинство инвесторов рассорилось с субъектами федерации и не могут сформировать комиссии" для заключения конкретных договоров по СРП. Чтобы ускорить процесс, в конце прошлой недели министерство направило в администрацию некоторых субъектов письма "с погонялкой".

      Впрочем, теперь министерство может немного устраниться от непосредственного контроля над проектами СРП.
      Еще в прошлом году правительство назначило две уполномоченные компании, которые будут помогать Минэкономразвития решать проблемы, связанные с СРП. Ими стали госкомпании "Роснефть" и "Зарубежнефть". Долгое время министерство не могло заключить с ними соглашений, прописывающих новые полномочия. "В конце июля мы подписали договор с "Роснефтью", чуть попозже заключим с "Зарубежнефтью", - говорит источник в Минэкономразвития.
      Две компании уже давно распределили между собой проекты. Теперь они будут инспектировать каждого своего подопечного. В Минэкономразвития говорят, что этот процесс будет проходить до середины следующего года. Раньше министерство довольно лояльно относилось к претендентам на СРП и давало им возможность подождать. Теперь, если после годовой ревизии с инвесторами договориться не удастся, "проекты порциями будут исключаться из перечня СРП", - обещают в министерстве.

Мария ИГНАТОВА.
© «Известия.Ru», 21:45 07.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Sakhalin Energy планирует довести долю российского участия в строительных работах по проекту "Сахалин-2" до 70%

      Компания Sakhalin Energy Investment Co. (оператор нефтегазового проекта "Сахалин-2") планирует довести долю участия российских подрядчиков в строительстве промышленной инфраструктуры по проекту "Сахалин-2" до 70%, сообщил журналистам президент компании Shell Exploration and Production Services (Russia), сопредседатель наблюдательного совета по проекту Рейн Тамбузер.
      В то же время, он считает, что участие российских компаний в создании высокотехнологичных объектов будет ограниченным, так как Россия не имеет такого опыта работ.
      В частности, предполагается участие российских предприятий в строительстве завода по сжижению природного газа в п.Пригородное (юг Сахалина) и поставках части оборудования для него, но лишь в составе консорциумов, в которые войдут иностранные компании, обладающие достаточным опытом работы с высокотехнологичными объектами.
      "Даже на этом этапе работ мы делаем все возможное, чтобы повысить долю участия России. Так, например, изготовление железобетонных оснований для морских добывающих платформ, которые ранее никогда не изготавливались в России, ведется на территории РФ. Среди компаний, подавших заявки на участие в конкурсе на строительство магистрального нефте- и газопровода до п.Пригородное, присутствуют два российских предприятия", - добавил Р.Тамбузер.
      Компания Sakhalin Energy намерена в 2002 году начать строительство завода по сжижению природного газа в п.Пригородное (юг Сахалина). Его первая продукция может быть получена в 2006 году. Планируется, что завод будет выпускать до 25 тыс. тонн сжиженного газа в сутки.
      Под строительство завода по выпуску сжиженного природного газа выделен участок в 500 га. Завод будет состоять из двух технологических линий, четырех резервуаров и причала, с которого сжиженный газ будет загружаться в танкеры. Погрузка будет осуществляться в 4 км от берега.
      Проект "Сахалин-2" реализуется на условиях раздела продукции и предусматривает освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина. Их суммарные запасы нефти и газа составляют 140 млн. тонн и 408 млрд. кубометров, соответственно. Добыча нефти в рамках проекта началась летом 1999 года.
      Учредителями Sakhalin Energy являются RD/Shell (55%), Mitsui (25%), Mitsubishi (20%).

ИНТЕРФАКС-АНИ
© «
Opec.Ru», 14:52 08.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Нефтегазовый консорциум "Сахалин-2" доверился российским подрядчикам.
Но кредитоваться предпочел у Японии, Великобритании, Нидерландов и США

      "Сахалин-2" может стать крупнейшим из проектов, в которых будут участвовать промышленные предприятия России, пишет "Коммерсантъ". Как заявил вчера сопредседатель наблюдательного совета консорциума "Сахалин-2" Рейн Тамбузер, доля российских подрядчиков в нем достигнет 70%.
      А вот российским банкам выступить в роли инвесторов крупнейшего нефтегазового проекта РФ вряд ли удастся: консорциум отдает предпочтение кредиторам Японии, Великобритании, Нидерландов и США.
      Проект "Сахалин-2" предусматривает освоение Пильтун-Астохского нефтегазового (140 млн т нефти) и Лунского газоконденсатного (550 млрд кубометров газа) месторождений на континентальном шельфе Сахалина в Охотском море. Оператором проекта является Sakhalin Energy (SE); ее акционеры -- англо-голландская RoyalDutch/Shell (55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Проект осуществляется на условиях СРП с 1994 года, инвестиции в него составят более $10 млрд.
      Напомним, наблюдательный совет консорциума "Сахалин-2" утвердил смету второго этапа проекта в размере $8,6 млрд. Менеджер по связям с общественностью SE Иван Черняховский пояснил, что деньги пойдут на модернизацию портов, строительство терминала по отгрузке нефти и сжиженного природного газа (СПГ), прокладку магистральных трубопроводов общей протяженностью 1640 км от месторождений до поселка Пригородное на юге острова и сооружение берегового технологического комплекса в Ногликском районе.
      Ожидается, что доля российских подрядчиков в проекте достигнет 70%. Правда, сопредседатель наблюдательного совета консорциума "Сахалин-2" Рейн Тамбузер (Rein Tamboezer) уточнил, что российские предприятия могут участвовать в строительстве завода по СПГ и поставках оборудования для него лишь в составе консорциумов с иностранными компаниями, поскольку "Россия не обладает достаточным опытом".
      Интерес к проекту проявляют ЗАО "Объединенная металлургическая компания", Челябинский трубопрокатный завод, Выксунский металлургический завод, Трубная металлургическая компания, Волжский трубный завод и Северский трубный завод (по данным SE, для строительства трубопроводов потребуется около 500 тыс. т труб, завод будет выпускать до 25 тыс. т СПГ в сутки). После утверждения технико-экономических обоснований будут объявлены тендеры на выполнение работ в рамках проекта.

      Российским банкам повезло меньше. Господин Тамбузер считает, что в России нет финансовых институтов, которые могли бы финансировать проекты такого масштаба: "Это сфера деятельности международных банков".
      SE уже ведет переговоры о предоставлении кредита на $8,6 млрд с американским Eximbank, японским JBIC, ЕБРР и американской Overseas Private Investment Corporation.
      Впрочем, губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов призвал российские банки не терять надежды: "Если кто-то все-таки найдется, пусть заявляет о своей кредитной линии. Ведь победит тот, у кого будет наименьший процент".

      Но независимо от того, кто станет победителем тендеров, российский и сахалинский бюджеты окажутся в выигрыше: по данным департамента нефтегазового комплекса Сахалинской области, в 2003 году от проекта "Сахалин-2" в федеральный бюджет поступит $20,2 млн, в областной -- $18,2 млн, во внебюджетный фонд Сахалинской области -- $8 млн.

© «Opec.Ru», 10:46 09.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Близится время освоения

Развитие

      На заседании наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2», которое состоялось 7 августа, утверждена смета второго этапа комплексного освоения проекта в размере почти 9 млрд, долларов. А в дополнение к смете текущего года прибавляется 225 млн. долларов.
      Как сказал на заседании губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, можно выразить соболезнование оппонентам и недоброжелателям, которые утверждают, что проект тормозится.
      Среди 16 рассмотренных вопросов был и о модернизации инфраструктуры общего пользования. Более 100 млн. долларов запланировано вложить в строительство дорог и мостов.
      Качество сахалинских трасс – давняя проблема и предмет невеселых шуток островитян. Для нас каждый километр отреставрированного дорожного полотна, каждый новый или модернизированный мост – уже достижение. Именно поэтому областная администрация, губернатор так заботились о том, чтобы в числе объектов проекта были дороги. И понятна радость, с которой И.Фархутдинов сообщил журналистам, что наши дорожники без работы не останутся. Непременное условие нашей стороны – участки дорог, проходящих через населенные пункты, обязательно должны быть асфальтированы.
      Президент компании «Shell Exploration & Production Services» Рейн Тамбузер, сопредседатель наблюдательного совета, подчеркнул, что население Сахалинской области должно иметь возможность ощутить выгоды от реализации проекта. Кроме инфраструктуры, это еще и хорошо оплачиваемые рабочие места. «Компания намерена добиться 70-процентного российского участия», – сказал г-н Тамбузер.
      На конец текущего – начало будущего года намечены работы полномасштабного освоения проекта. В ноябре будут проанализированы предложения потенциальных участников работ и состоится выбор подрядчиков.

      Как было сообщено на пресс-конференции после заседания наблюдательного совета, российская и иностранная стороны удовлетворены темпами разрешения возникающих в ходе реализации проекта «Сахалин-2» вопросов. Можно считать, что мы стоим у самого порога второго этапа проекта – это освоение газового (Лунского) месторождения и строительство завода СНГ. Состоявшееся заседание наблюдательного совета приблизило время заявления об освоении Лунского месторождения.

Софья ЛУБНИНА.
© «
Губернские ведомости», № 150(1551), 09.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Такие финансы не поют романсы

Пресс-конференция

      Самым важным решением очередного заседания наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2», прошедшего в Южно-Сахалинске 7 августа, стало утверждение сметы комплексного плана освоения проекта в объеме почти 9 миллиардов долларов.
      Об этом сообщил, открывая пресс-конференцию по итогам заседания, губернатор И.Фархутдинов. Это решение дает «зеленый свет» развитию проекта на много лет, вплоть до полного освоения Пильтун-Астохского и Лунского морских месторождений. А для дел текущих весьма существенным было решение дополнить предварительную смету 2002 года 225 миллионами долларов, что позволит полностью реализовать программу работ на этот год.
      Очень сложным был вопрос о модернизации инфраструктуры общего пользования.
      Как известно, ранее между оператором проекта и администрацией области существовало разногласие в том, кто должен финансировать подобные работы. Операторы считали, что раз эти объекты нужны не только проекту, но и всем сахалинцам, то и средства на них следует брать из областного бюджета. Администрация же области настаивала на включении работ по модернизации дорог, мостов, аэропортов в смету проекта. Ибо наш бюджет такой ноши не потянет, да и львиную долю нагрузок на эти объекты в ближайшие годы будут давать перевозки материалов и оборудования именно для обеспечения работ на шельфе.
      И вот решение принято: статья расходов на модернизацию инфраструктуры включена в общую смету проекта «Сахалин-2», и уже в ближайшие 3 года, начиная с нынешнего, только в развитие автодороги от Взморья до Ноглик будет вложено около 100 млн. долларов.

      Наконец, наблюдательный свет обсуждал, как и на многих предыдущих заседаниях, вопросы маркетинга газа, российского участия в проекте, а также проблемы экологии, в частности, изучения серых китов.
      Сегодня мы рассеяли любые предположения о замедлении темпов развития проекта «Сахалин-2», заявил сопредседатель наблюдательного совета, президент компании «Шелл эксплорэйшн энд продакшн сервисиз (РФ)» Р.Тамбузер.
      Утверждение сметы комплексного плана освоения говорит о том, что российская сторона в полном объеме утвердила всю документацию по этому плану. Сделан очень серьезный шаг вперед, дающий возможность перейти ко второму этапу проекта, начать реализацию его газовой составляющей. А дополнительная смета расходов на текущий год – это те средства, которые нам необходимы, чтобы поддержать взятые темпы развития проекта и успешно продолжить работы первого этапа. Все это поможет нам приблизиться к моменту объявления даты начала освоения Лунского лицензионного участка, т.е. газовой составляющей. Это будет, вероятно, в начале 2003 года.
      Модернизация инфраструктуры, сказал далее Р.Тамбузер, будет одним из тех преимуществ проекта, которые население Сахалина сможет увидеть, использовать и которые наглядно покажут, какие выгоды получает оно от реализации «Сахалина-2».
      Кроме того, после завершения строительства магистрального газопровода на юг острова появится возможность газифицировать многие его районы – и это также будет сделано во благо самих сахалинцев. Не говоря уже о вторичных, дополнительных эффектах проекта – создании рабочих мест, развитии вспомогательных производств...

А. ЛАШКАЕВ.
© «
Советский Сахалин», № 143(22474), 09.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Слухи о моей смерти сильно преувеличены...

Чем запомнилась неделя

      Такими словами могли бы начать пресс-конференцию сопредседатели наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2» после заседания, состоявшегося в среду.
      Утвержденная почти в 9 млрд. долларов смета второго этапа освоения проекта, дополнение к смете этого года 225 млн. долларов говорят не о крахе проекта, как кричат некоторые резвунчики от политики и их пиарщики, а явно наоборот – об успешном его развитии. Как, впрочем, и визит на Сахалин представителей японского банка, предлагающего выгодные условия финансирования проекта.
      И хотя всю эту неделю, как и предыдущую, лили дожди и было прохладно, воспаленное воображение они не остудили. Впрочем, это вполне нормальное явление – конкуренция, господа.
      Но, как говорят, собака лает, а караван идет...

Лидия ВЯТКИНА.
© «
Губернские ведомости», № 151(1552), 10.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Активные начинают и побеждают

Сахалинские проекты

      Как уже сообщала наша газета, в Южно-Сахалинске состоялось очередное заседание наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2», на котором была утверждена смета второго этапа проекта в размере 8,6 млрд. долларов.
      Как сказал сопредседатель наблюдательного совета Рейн Тамбузер на прошедшей после заседания пресс-конференции, в России не существует финансово-кредитных организаций, которые могли бы быть привлечены для финансирования этого проекта. Это крупнейший проект такого масштаба, который кредитуется на условиях проектного финансирования, в мире. К финансированию его будут привлечены крупнейшие международные банки, имеющие подобный опыт.
      Другое немаловажное решение наблюдательного совета – к смете проекта на текущий год прибавлено 225 млн. долларов.


      Что стоит за этими решениями?
      Второй этап – это полномасштабное освоение газового месторождения, строительство нефтегазопровода, завода СПГ, терминала отгрузки нефти, модернизация инфраструктуры и т.д. Только в дороги Сахалинской области, начиная уже с этого года, будет вложено порядка 100 млн. долларов. Причем все работы производятся дорожниками области. Это тем более важно, что дорожный фонд в России сокращается. Благодаря проекту это не коснется Сахалина, наоборот, на острове появится возможность модернизировать транспортные артерии.
      По словам г-на Тамбузера, принятые на заседании наблюдательного совета решения позволяют приблизить момент, когда будет объявлено о дате начала освоения Лунского газового месторождения.
      «Сахалин-2», судя по всему, надолго останется крупнейшим в России проектом с привлечением иностранных инвестиций, ведь суммы кредитования, которые пойдут в Сахалинскую область, превышают даже государственные кредиты. Дата объявления начала освоения намечается на начало будущего, 2003 года.
      Г-н Тамбузер подтвердил готовность компании довести долю российского участия в проекте до 70 процентов. Уже сегодня многие крупнейшие российские компании подают заявки на участие в подрядных работах по проекту. Например, основания ледостойких морских платформ, которые раньше никогда не производились в России, будут изготавливаться на территории Российской Федерации. Это очень значительный контракт.
      Второй этап развития проекта связан и с визитом на Сахалин специалистов крупнейшего японского банка, компании «Токио Газ». Это свидетельство большой заинтересованности проектом.
      Разумеется, сахалинцам, наряду с иностранными и отечественными участниками, хотелось бы быть максимально задействованными в реализации столь масштабных работ. Насколько они готовы к этому? Ведь речь идет об очень высоком качестве исполнения подрядов. Этот вопрос мы задали начальнику департамента континентального шельфа Галине Николаевне Павловой.
      – Наши сахалинские предприятия, – сказала она, – все, кто может, все, кто обладает определенным уровнем, принимают участие в конкурсах. Это многие сервисные, геологоразведочные компании, «Дальморнефтегеофизика», являющаяся разработчиком эксклюзивных программ геологоразведки и сейсморазведки, «Сахалинморнефтегаз» с его подразделениями.
      Нашему департаменту много приходится работать не только с сахалинскими, но и вообще с российскими подрядчиками. На федеральном уровне много говорилось о координации, но никто не координирует. Амурский судостроительный завод, Волжский трубный завод, Челябинский машиностроительный завод, Чувашия обращаются к нам. А ведь это уровень работы федеральных органов. Если бы Федерация делала то, что делаем мы, уровень российских подрядчиков повысился бы процентов на тридцать. Но и сами российские подрядчики должны не ждать у моря погоды, а активно внедряться в проекты, как это делают Чувашия, Амурский судостроительный завод, который уже получил контракты на 150 млн. долларов. Мы были на этом заводе и видели, как меняются команда, менеджмент, цеха. Думаю, через пару лет это будет весьма высокоорганизованное предприятие.
      Немалые трудности связаны и с огромным российским бюрократическим маховиком. В связи с принятием новых законов приходится вносить поправки и в СПР. Причем основные усилия прилагает команда областной администрации, но отнюдь не федеральные чиновники. Но когда речь идет о рентных доходах, заметила Галина Николаевна, все громче звучат голоса об уходе их в федеральный бюджет. А области какой интерес ежедневно выполнять огромную работу, зачастую ту, которой должен заниматься центр?
      Впрочем, без проблем никогда не бывает-стоит решить одни, как тут же появляются другие. В этом плане работа с проектом «Сахалин-2» является постоянно изменяющимся творческим процессом. И вряд ли когда-нибудь можно будет сказать – ноу проблем. Главное все же то, что «Сахалин-2» не стоит на месте, и уже совсем скоро, уже в первой половине будущего года, можно будет воочию увидеть плоды того, к чему долго и настойчиво шли сахалинцы, веря в свой шельф, в востребованность того потенциала, который давно притягивает взгляды деловых людей и нашей области.
      В 2003 году от проекта «Сахалин-2» планируется получить в областной бюджет 18,2 млн. долларов, в федеральный – 20,2 млн. долларов. Бонус при начале освоения Лунского месторождения составит 20 млн. долларов, а платежи за пользование недрами по проекту оцениваются в 10,4 миллиона.
      И это только часть того, что он несет области и России.

Софья ЛУБНИНА.
© «
Губернские ведомости», № 154(1555), 15.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Приглашения получат лучшие

Шельф

      Российское участие в реализации проектов разработки недр на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) никак не может приблизиться к 70 процентам, хотя этот уровень определен федеральным законом. Скорее – напротив: наметилась тенденция к его снижению. Такую тревогу высказал вице-премьер России В. Христенко, комментируя ход заседания правительственной комиссии, координирующей деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации СРП.
      Особенно заметна эта тенденция в поставках российских материалов и оборудования. Если в 2000 г. по проекту «Сахалин-1» такие поставки равнялись 63 проц., то в 2001 г. они упали до 44, а по «Сахалину-2» – с 59 до 25 проц. Вопрос о причинах такого спада был первым и наиболее важным для журналистов на встрече 7 августа в компании «Сахалинская энергия», посвященной итогам заседания наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2».
      Отвечая на этот вопрос, сопредседатель совета, президент компании «Шелл эксплорэйшн энд продакшн сервисиз (РФ)» Р.Тамбузер сказал, что руководство проекта полностью разделяет мнение правительства России и администрации области, что надо добиваться максимального участия россиян в работах по проекту, «и мы делаем все возможное для этого». «Сахалинская энергия» намерена разработать перспективный план такого участия и следовать ему. Компания имеет базу данных по всем потенциальным российским подрядчикам, способным выполнять работы по проекту.
      Конечно, когда потребуются технологии, которые еще не применялись на территории РФ, например, технология сжижения природного газа, в этом процент российского участия будет невысоким. Но это касается только специального высокотехнологичного оборудования. В остальном же – даже при строительстве завода СПГ – ваши подрядчики, подчеркнул Р.Тамбузер, будут активно участвовать и в поставке оборудования, и в самих работах. Вероятнее всего, и генподрядчиком по заводу будет совместное предприятие иностранной компании, имеющей опыт строительства таких сложных и ответственных объектов, и российских фирм. Думаю, наибольшую часть подрядов получат именно такие СП. (А оборудование общего назначения, добавил И.Фархутдинов, вполне может быть и российским).
      Или взять такие объекты, как морские платформы. Их массивные железобетонные основания, подобные ранее завезенным из-за рубежа «Моликпака», впредь будут изготавливаться на российских предприятиях. Стоимость этих сооружений весьма значительна. Кроме того, добавил сопредседатель проекта, сейчас у нас продолжается конкурс на право заключения контракта по прокладке магистральных трубопроводов от месторождений на юг острова. И в списке участников этого тендера есть два российских предприятия, которые претендуют и на поставку труб, и на их монтаж.
      На вопрос о том, когда будут объявлены тендеры на строительство завода СПГ, Р.Тамбузер ответил, что в ближайшие месяцы «Сахалинская энергия» направит приглашения на участие в тендере потенциальным подрядчикам, затем рассмотрит их предложения и выберет лучшие. А о присуждении контрактов сообщит сразу после объявления даты начала освоения второго этапа.
      Но до этого надо еще заключить соглашения на необходимые объемы поставок газа – и в этом достигнут ощутимый прогресс, а также добиться правовой стабилизации, сочетания положений СРП и российского законодательства.
      Когда зашла речь о том, какие банки будут финансировать проект, ваш корреспондент спросил: а нельзя ли привлечь к этому наши, российские банки? Или, допустим, выпустить акции для населения, чтобы оно ощутило себя участником этой большой стройки? Р.Тамбузер считает, что в России нет такой финансово-кредитной организации, которую можно было бы привлечь для финансирования проекта такого масштаба. Средства населения тоже незначительны. Если бы нашлись у нас такие банки, добавил И.Фархутдинов, то это было бы выгодно и нам, и самому проекту. К сожалению, российские финансовые организации не располагают капиталами таких объемов и не могут предоставлять свои кредитные ресурсы на длительные, даже очень длительные сроки. Хотя такая задача перед ними поставлена самим президентом России – кредитовать реальный сектор экономики. А проекты «Сахалин» – самый что ни на есть реальный ее сектор.

А. ЛАШКАЕВ.
© «
Советский Сахалин», № 147(22478), 15.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

«САХАЛИН-2». СКОРО ОЩУТИМ ВЫГОДЫ

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
«НЕФТЬ И ГАЗ САХАЛИНА»

      7 августа Наблюдательный совет по нефтегазовому проекту «Сахалин-2» окончательно утвердил смету расходов в размере почти 9 миллиардов долларов США на реализацию второго этапа проекта - комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений.
      «Могу выразить соболезнования оппонентам и злопыхателям, которые говорят, что проект «Сахалин-2» тормозится», - заявил 7 августа на пресс-конференции губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, участвовавший в работе совета в качестве сопредседателя с российской стороны.


      Как сообщил на пресс-конференции президент компании «Shell Exploration & Production Services (РФ)», он же сопредседатель Наблюдательного совета со стороны консорциума, Рейн Тамбузер, в конце 2002 года - в начале 2003 года консорциум планирует объявить о дате начала освоения Лунского газового лицензионного участка. В это же время предполагается подписание контрактов на строительство всех крупных объектов промышленной инфраструктуры: завода СПГ в поселке Пригородном, морского терминала, магистральных нефте- и газопроводов и других.
      Наблюдательный совет утвердил дополнительную сумму расходов в размере 225 миллионов долларов США к смете расходов по проекту на 2002 год. В ближайшие три года в строительство и модернизацию дорожной инфраструктуры области (прежде всего строительство автомагистрали Взморье-Ноглики и асфальтирование населенных пунктов, через которые проходит эта автострада) консорциум «Сахалинская энергия» вложит более 100 миллионов долларов США. «С 2003 года дорожный фонд в России существенно сокращается, но у наших дорожников появится работы гораздо больше, чем было раньше», - отметил И.Фархутдинов.
      По словам Р.Тамбузера, работы по модернизации объектов инфраструктуры будут одним из очевидных преимуществ от реализации «Сахалин-2», которое население Сахалина сможет увидеть, использовать и убедиться в том, что реализация проекта выгодна Сахалинской области. Завершение строительства магистрального газопровода с севера на юг острова позволит газифицировать районы области. «Реализация проекта такого масштаба даст много так называемых вторичных эффектов для создания новых рабочих мест. Это еще один важный шаг на пути реализации такого масштабного проекта», - заявил Р.Тамбузер.

Подготовила Елена ТРЕТЬЯКОВА.
© «
Наши острова», № 32(48), 15.08.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

НЕФТЯНИКИ ПРИСМОТРЯТ ЗА СЕРЫМИ КИТАМИ

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
«НЕФТЬ И ГАЗ САХАЛИНА»

      О некоторых итогах последнего заседания Наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2» наше эксклюзивное интервью с директором департамента нефтегазового комплекса Сахалинской области (она же член Наблюдательного совета от администрации Сахалинской области) Галиной Павловой.

      - На что будут направлены утвержденные советом дополнительные 225 миллионов долларов США сметы расходов 2002 года?
      - Эти деньги предусмотрено направить на деятельность платформы «Моликпак» и развитие газового проекта: на исследования, реализацию контрактов, подготовку ТЭО строительства промышленных объектов инфраструктуры.

      - Влияет ли проблема заключения контрактов на поставки сжиженного природного газа (СПГ) на переговоры консорциума с банками о финансировании второго этапа реализации «Сахалин-2»?
      - Определенный прогресс по маркетингу СПГ уже есть, к нам постоянно приезжают крупнейшие компании Японии, Республики Кореи, с которыми мы в ближайшее время планируем заключить необходимые соглашения.
      Проект финансирования комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений тоже движется. Об этом свидетельствует визит на Сахалин руководства крупнейшего банка Японии - Банка международного сотрудничества. Есть определенные сложности с нашей бюрократической волокитой на федеральном уровне.

      - Какие проблемы по проекту остаются нерешенными?
      - Проблемы правовой стабилизации. До сих пор не решен вопрос возмещения российской стороной НДС, который сейчас высчитывается из платы за пользование недрами. На федеральном уровне этот вопрос решается на протяжении двух лет: федеральные органы решают его частями - частично возместят долги по НДС операторам, потом снова решают данную проблему вплоть до ареста счетов компании «Сахалинская энергия».
      Необходимо решать еще ряд вопросов, которые связаны с проблемами российского законодательства: любой принимаемый основополагающий федеральный закон вызывает необходимость вносить коррективы в два наших проекта СРП, особенно это касается налогового законодательства.
      Минэкономразвития - главный координатор СРП, постоянно меняет руководство своего курирующего СРП департамента, там постоянно идет какая-то реорганизация. На это заседание Наблюдательного совета мы ждали г-на Белецкого, который уже более полугода является сопредседателем Наблюдательного совета от федеральных органов и Минэкономразвития, но он не принимал участия ни в одном заседании. Это говорит о том, что Минэкономразвития не занимается соглашением о разделе продукции в той мере, в которой необходимо. Мы ежедневно и ежеминутно решаем проблемы проектов, иногда приходится брать на себя решение тех вопросов, которые относятся к компетенции РФ. Но когда речь идет о распределении доходов от проектов, в правительстве РФ все громче звучат голоса о централизации рентных платежей в пользу федерального бюджета.
      Мы не раз поднимали вопрос о необходимости координации на федеральном уровне потенциальных российских подрядчиков, которые могли бы быть задействованы в рамках сахалинских проектов. Но эти вопросы опять же на наших плечах. Ну и сами российские подрядчики не должны ждать у моря погоды, а активно внедряться в проекты, как это делает Чувашия, Амурский судостроительный завод.
      Наш департамент является «брачной конторой», которая сводит иностранные и сахалинские компании. И наши сахалинские компании вышли на востребованный уровень. Во многих контрактах проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» участвуют практически все известные сахалинские строительные компании. ФГУП «Дальморнефтегеофизика» является эксклюзивным разработчиком программ геологоразведки и сейсморазведки.

      - Наблюдательный совет также принял решение о постоянных (на все время работы проектов) исследованиях серых китов. Это сделано по настоянию зеленых?
      - Вопрос минимизации воздействия на серых китов был поставлен российской стороной совета и мной персонально. Вы, наверное, знаете, что МПР и московский суд, в который обращались зеленые, установили, что никакого воздействия на серых китов на данный момент не происходит Поэтому мы решили, что вопрос изучения серых китов будет рассматриваться на каждом заседании Наблюдательного совета.
      Мы также настояли на том, чтобы консорциумом было принято решение о передаче полномочий генерального подрядчика по проведению данных исследований от иностранных институтов российскому ВНИРО. Мы должны иметь информацию от наших российских ученых, которые «болеют» этой проблемой. ВНИРО - головной институт в РФ, занимающийся изучением китов. Как уже было озвучено на пресс-конференции губернатором Игорем Фархутдиновым, на изучение серых китов «Сахалинской энергией» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» затрачено 5 миллионов долларов, планируется затратить еще 7 миллионов долларов.
      У нас сложилась такая политика, что многие люди очень громко кричат об истреблении серых китов, но в свою очередь не хотят ничего делать для их изучения и мониторинга. А мы заставляем операторов проектов целенаправленно готовить программу по серым китам, осуществлять мониторинг, изучать места нагула китов, траекторий-миграций и ареал обитания.

Подготовила Елена ТРЕТЬЯКОВА.
© «
Наши острова», № 32(48), 15.08.02.


Наблюдательный совет 18.03.03

НАВЕРХ НАВЕРХ

$8,5 млрд в Сахалин

Обещают вложить участники проекта "Сахалин-2"

      Неопределенность российского законодательства об СРП, похоже, уже не пугает иностранных инвесторов. Примеру Exxon, объявившей о готовности вложить $10,5 млрд в проект "Сахалин-1", последовал ее основной конкурент. Учредители консорциума Sakhalin Energy, оператора "Сахалина-2", намерены вложить $8,5 млрд во второй этап этого проекта.
      Компания Sakhalin Energy создана в 1995 г. для осуществления проекта "Сахалин-2" стоимостью $10 млрд. 55% акций компании принадлежат англо-голландской Shell, 25% и 20% - соответственно японским Mitsui и Mitsubishi. Суммарные запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, разрабатываемых в рамках проекта, - 140 млн т нефти и 408 млрд куб. м газа.
      Еще в конце прошлого года Sakhalin Energy угрожала российскому правительству заявлениями о том, что
может заморозить проект. Компания требовала от чиновников гарантий того, что правительство не станет препятствовать строительству трубопровода на юг Сахалина и впоследствии не будет утверждать тарифы на прокачку топлива по этой трубе.
      Обеспечить эти гарантии могли только поправки в законы "О естественных монополиях", "О конкуренции на товарных рынках" и "О газоснабжении". Эти законы были приняты уже после подписания СРП по "Сахалину-2", и теперь в них необходимо добавить ту же оговорку, что существует во всех соглашениях, - о том, что позднее принятые законы не должны распространяться на работу операторов СРП.
      В начале марта правительство прислушалось к требованиям нефтяников и рассмотрело поправки. Однако, как сообщил "Ведомостям" представитель Минэкономразвития, они пока так и не приняты. Но инвесторов эта неопределенность, похоже, не испугала.
      Ободренные вниманием Касьянова, вчера на наблюдательном совете участники проекта "Сахалин-2" утвердили бюджет второго этапа проекта. Он превышает $8,5 млрд.

      Второй этап проекта "Сахалин-2" предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 9,6 млн т в год, трубопровода протяженностью 800 км, терминала отгрузки нефти, терминала СПГ, а также завода по осушению газа. Этот этап планируется завершить в 2007 г.
      Помимо $8,5 млрд, потраченных на создание инфраструктуры, участники "Сахалина-2" планируют еще эксплуатационные затраты в $26 млрд, которые будут освоены в период до 2042 г.
      Реализация этапа должна начаться до конца июня 2003 г.
      Несмотря на то что цифра $8,5 млрд была запланирована еще при подписании договора о проекте "Сахалин-2", официально его участники долго не решались озвучить свою готовность освоить эти деньги.
      Эту осторожность можно объяснить несовершенством российского законодательства по разработке проектов на условиях СРП. Так, в рамках проекта "Сахалин-2" планируется строительство трубопровода. Но по закону об антимонопольном регулировании право доступа к трубе имеют не только его владельцы, но и все остальные участники рынка. Поправки в закон, которые ограждали бы участников СРП, до сих пор не приняты.
      Впрочем, пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский сказал "Ведомостям", что компания тянула с оглашением размера инвестиций в $8,5 млрд совсем не из-за того, что боялась несовершенства российских законов в области СРП.
      "Наше руководство высказывало критические замечания по этому поводу, но желания затормозить инвестиции никогда не возникало", - уверяет Черняховский. По его словам, от того, чтобы трубой могли воспользоваться другие добывающие компании, акционеров "Сахалина-2" ограждает федеральный закон об СРП. Этот же закон, говорит Черняховский, гарантирует, что "Сахалин-2" не подпадет и под новые ставки налога на прибыль и на добычу полезных ископаемых (их повышение предусмотрено в одном из вариантов налоговой реформы).
      "Соглашение о разделе продукции ограждает его участников от изменений - как в худшую, так и в лучшую стороны", - говорит Черняховский. Например, напоминает он, при заключении СРП по "Сахалину-2" в России действовала ставка налога на прибыль в 32% и участники соглашения планируют свои налоговые платежи исходя из этой цифры - несмотря на то, что сегодня ставка снижена до 24%.

      Однако вчера наблюдательный совет "Сахалина-2" не решился назвать дату старта второго этапа. "Неизвестно, когда будет озвучена официальная позиция правительства относительно СРП", - говорит представитель Минэкономразвития.
      Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров согласен с тем, что проект "Сахалин-2" защищен от каких-либо изменений законодательства федеральным законом об СРП. Однако он напоминает о том, что у режима СРП есть влиятельные противники. Например, компания "ЮКОС", которая регулярно выступает против таких соглашений, доказывая, что бюджет недополучает большие деньги от разработки недр на основе СРП.

Татьяна Голубович.
© «Ведомости», 19.03.03.

Схема с сайта Sakhalin Energy


Смотрите также:
  • Остров покроется "зеленью"...

    НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
    /sh/s2/p11.htm
    Реклама:
    Hosted by uCoz