VFF-S Шельф Сахалин-2 Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Планы и результаты

  1. «Ведомости», 24.06.02. Ледниковый период обойдется Sakhalin Energy в $30 млн. И. Резник.
  2. «Советский Сахалин», 25.06.02. Ледовая вахта завершена.
  3. «Губернские ведомости», 26.06.02. Отгружена первая партия нефти, добытой на комплексе «Витязь» в Охотском море в рабочем сезоне 2002 года.
  4. «Советский Сахалин», 05.07.02. Первый рейс «Приморья».
  5. «Советский Сахалин», 15.10.02. Комплекс «Витязь» стал «неопознанным объектом».
  6. «Советский Сахалин», 17.10.02. Президент сахалинцев понимает.
  7. «Советский Сахалин», 17.11.02. Последний рейс «Приморья».
  8. «Правда.Ру», 02.12.02. «Сахалин Энерджи» «подвесили» на Сахалинском шельфе?
  9. «Губернские ведомости», 03.12.02. Сахалин не Япония, а часть России...
  10. «Советский Сахалин», 03.12.02. После Лондона и Москвы.
  11. «Советский Сахалин», 03.12.02. 7 дней. Итоги.
  12. Материалы о конференции в Лондоне «Нефть и газ Сахалина – 2002» . (в отдельном окне)
  13. Билет до Лондона дорогого стоит, или Откровенный разговор с губернатором. «Губернские ведомости», 29.11.02. (в отдельном окне)

Другие материалы04.02-09.0206.02-12.02
01.03-03.0304.03-05.0305.03-06.0306.03-09.0309.03-12.03
НАВЕРХ НАВЕРХ

7 дней

Итоги

     На минувшей неделе российские журналисты одержали небольшую победу в борьбе за гласность. После обращения руководителей ведущих газет и телерадиокомпаний страны к президенту В.Путин наложил вето на поправки к закону о СМИ, уже было принятые обеими палатами Федерального Собрания и ограничивающие свободу слова некими цензурными рамками.
     Попытки периодически одергивать и поучать прессу вообще характерны для властей всех калибров. Комментарий, идущий вразрез с точкой зрения того или иного «человека у власти», зачастую объявляют чьим-то политическим заказом либо объясняют его появление стремлением журналистов сделать себе рекламу. Вот и на обозреваемой неделе нечто подобное наблюдалось в нашей области после опубликованного многими СМИ «ультиматума Маквея», высказанного им на лондонской конференции «Нефть и газ Сахалина». Судя по всему, информагентство «Bloomberg» воспроизвело его дословно. «Мы не хотим продолжать проект («Сахалин-2». – Прим. авт.) в условиях неопределенности законодательства», – сказал глава «Сахалин энерджи». Многие издания, в том числе и «Советский Сахалин», перепечатали эту фразу. Никаких сомнений в точности цитаты ни у кого не возникло.
     Но вот появляется заявление для прессы, которым «Сахалин энерджи» объявляет сообщения СМИ не соответствующими действительности, хотя и подтверждает наличие противоречий между условиями СРП и некоторыми нормами российского законодательства. А затем следует и заявление губернатора И. Фархутдинова, озвученное его пресс-секретарем, с теми самыми обвинениями журналистов в ошибках, попытках сделать себе рекламу и т.п...
     Проблема соглашений о разделе продукции, действительно, существует. Они, по мнению некоторых оппонентов, крайне невыгодны для России и требуют корректировки в ее интересах. Сторонники СРП, напротив, говорят, что лишь за счет реализации этих соглашений наша область и держится еще на плаву. Но согласятся ли инвесторы проектов снова садиться за стол переговоров? Или лучше нам оставить в покое эти СРП, подписанные еще до принятия закона о них, и в ходе их реализации оттачивать «шельфовое» законодательство? Кто знает...
     Нет никакого единогласия в подходе к СРП и среди членов правительства, о чем можно было судить по странным высказываниям замминистра транспорта РФ В.Рукши,
побывавшего у нас в октябре: «Сахалинская энергия» так и не смогла мне ответить, что же такое нефтедобывающий комплекс «Витязь»... И если компания не объяснит это к следующему сезону, последуют выводы...». Страшно – аж жуть! К сожалению, за годы действия СРП у нас сменилось столько правительств, что каждое следующее не успевало вникнуть в суть соглашений. Вот и начинается всякий раз их ревизия, а в итоге наша область лишается и без того невеликих доходов, которые дает шельф.
     Последнее «новшество» – лишение сахалинцев львиной части платы за недра. Налогов на прибыль нам тоже долго еще не видать. А там, глядишь, какой-нибудь очередной господин Рукша лишит Сахалинскую область и этих налогов, и причитающейся доли продукции, поскольку (тут прав С.Маквей!) наблюдается у нас полная и хроническая неопределенность законодательства... Если же второй этап проекта «Сахалин-2» действительно затормозится, то не видать нам в ближайшем будущем и тех тысяч рабочих мест, на которые все так надеялись.
     Было бы очень хорошо, если бы журналист на сей раз очень ошибся в своих предположениях...

А.ЛАШКАЕВ.
© «Советский Сахалин», № 223(22554), 03.12.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

После Лондона и Москвы

Пресс-конференция

     Вчера губернатор И.Фархутдинов провел пресс-конференцию, на которой рассказал об итогах поездки в Лондон и Москву.

О ШЕЛЬФОВЫХ ПРОЕКТАХ

     На шестой ежегодной конференции «Нефть и газ Сахалина», прошедшей недавно в Лондоне, речь шла, по словам губернатора, как об уже работающих углеводородных проектах «Сахалин-1», «Сахалин-2», так и о последующих, которые только готовятся к реализации.
     – Мы очень удовлетворены тем, что было много известных ученых, специалистов, которых мы называем экономическими географами. Что же касается замечаний о необходимости совершенствования российского законодательства по части работы проектов, то их высказывали как руководители компании «Сахалинская энергия», так и глава «Эксон Нефтегаз Лимитед».
     И.Фархутдинов напомнил, что нынешний закон о соглашениях о разделе продукции (СРП) действует в РФ с января 1996 года. С 1998 года вступил в силу другой закон – о поправках к 12 федеральным нормативным актам, тоже затрагивающим интересы инвесторов по СРП. Тем не менее операторы проектов полной правовой стабилизации в РФ еще не почувствовали.
     – Мы же считаем, она есть, – подчеркнул губернатор. – Но жизнь показывает – по большим инвестиционным проектам подчас необходима законодательная доработка.

     Ваш корреспондент напомнил о скандале, который вызвала публикация информации из Лондона, и привел слова руководителя «Сахалинской энергии» С.Маквея, произнесенные им, по данным агентства Рейтер, на конференции: «Мы не можем инвестировать в то, что не можем контролировать. В контракте записаны эти права, однако нам нужна уверенность в том, что к нам не придут и не скажут, что есть закон, перевешивающий условия СРП».
     Аналогичную информацию распространило и другое западное агентство «Блумберг», но потом эти сообщения дезавуировала пресс-секретарь губернатора... Кому же верить?
     Отвечая, губернатор повторил известный тезис о словах, вырванных из контекста, и при этом добавил:
     – Конференция – не то место, где оператор может заявить о возможной приостановке проекта. Да и не его это задача, а учредителей, совета директоров Речь, повторю, касалась ряда замечаний по части нашего законодательства. Сам же проект никто останавливать не собирается. Я понимаю журналистов, которые информируют, задают вопросы, докапываясь до сути. Но не понимаю злорадства некоторых наших деятелей, выступивших с комментариями. Им-то что радоваться?
     Губернатор напомнил, что если в первый этап «Сахалина-2» уже вложено порядка двух миллиардов, то в следующую фазу, рассчитанную на шесть лет, планируется инвестировать уже до 9 миллиардов долларов США.
     – Причем 140 миллионов долларов в рамках этого проекта инвесторы готовы потратить на модернизацию наших дорог. Спрашивается, кто может выступать против этого? Так что мы – за ускоренные темпы развития шельфа.

     Касаясь итогов наблюдательного совета по «Сахалину-2», также прошедшего в Лондоне, он сказал, что там согласован бюджет будущего года, составивший более 1,7 млрд. долларов США.
     Но почему только согласован, а не утвержден? Потому, пояснил губернатор, что это уже функции совета директоров, т. е. учредителей – компаний «Шелл», «Мицуи и Мицубиси».
     – Этап всех согласований пройдет до 15 декабря, а непосредственно утверждение состоится до 31 декабря – на видеоконференции учредителей, – добавил он. – И не все проходило в Лондоне гладко. В частности, российская сторона выступила против участия в «Сахалинс-2» двух иностранных проектных фирм, настаивая на привлечении отечественных специалистов. Впрочем, в январе к этому вопросу вернемся на очередном наблюдательном совете.
     Затронут был в Лондоне и вопрос о трубопроводе, который проведут с севера на юг острова. Этот трубопровод входит в т.н. возмещаемые инвестору затраты.
     – Лет через сорок, когда проект закончится, трубопровод продолжит работу. И он должен перейти в собственность России. И об этом тоже надо думать уже сейчас, – подчеркнул губернатор.
     И.Фархутдинов сообщил также, что «Сахалинская энергия» собирается вложить 13 миллионов долларов США в модернизацию островных железнодорожных станций и тупиков.
     Отвечая на вопрос о перспективах продажи газа, губернатор повторил известный тезис о конфиденциальном характере этих переговоров – любая утечка информации по данной теме может сказаться на цене «голубого топлива». Это тем более актуально, что в Индонезии тоже решили строить завод СПГ, подобный сахалинскому проекту, множа конкуренцию.
     Интересовали журналистов и финансовые институты, согласившиеся инвестировать свои средства в «Сахалин-2».
     – Это банк международного сотрудничества и Европейский банк реконструкции и развития.

СТОЛИЧНЫЕ ВСТРЕЧИ

     Во второй части своей пресс-конференции губернатор рассказал об участии в заседании Совета безопасности РФ, которое вел президент РФ В.Путин. На нем, в частности, глава островной администрации затронул проблему переселения людей с Дальнего Востока.
     – Это ошибочная задача, когда у человека, выходящего на заслуженный отдых, не остается особого выбора – либо продолжать жить на маленькую пенсию здесь, на острове, либо добиваться субсидии и переезжать, допустим, в Кострому, – заметил губернатор. – Да, кто хочет – пусть уезжает. Но ведь многие желают остаться с детьми-внуками, переехав с Курил, севера Сахалина на юг острова. И надо им в этом всемерно помогать. Исчезнет тогда и дух временщика – люди станут больше заботиться о своем поселке, городе, экологии. Вот об этом я и говорил на Совете безопасности, подчеркивая, что проще повысить пенсию тем, кто остается на островах, для начала хотя бы на 600 рублей каждому. Выиграют и регион, и государство, и, главное, сами люди. Судя по всему, такой подход должен найти поддержку в правительстве и у президента.
     В Москве И.Фархутдинов встречался также с вице-премьером В.Матвиенко, министром путей сообщения Г.Фадеевым, главой РАО «ЕЭС России» А.Чубайсом.

     Г.Фадеев, в частности, подтвердил программу готовящейся «перешивки» островной дороги на широкую колею. При этом губернатор напомнил министру о необходимости скорейшего завершения экономических расчетов, касающихся железнодорожного мостоперехода между островом и материком.
     – Для начала нам всем надо знать, насколько этот проект окупаем, – заметил И.Фархутдинов. – И уже потом принимать решение. Ведь если окажется, что мостопереход сулит одни убытки, тогда будем думать о паромной переправе, ее развитии. Но, повторю, сначала нужно получить все необходимые расчеты. На это осталось затратить 50-70 млн. рублей, которых у области нет. Так что надо добиваться помощи Москвы.
     Что же касается встречи с А.Чубайсом, то речь в основном шла о реформе островной энергетики.
     – В целом достигнуто взаимопонимание, что мы не будем входить в федеральную сетевую компанию. Создадим свой холдинг. Какой? Предстоит еще решить, – сказал губернатор.
     А В.Матвиенко обещала рассмотреть в правительстве вопрос поднятия пенсий для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему регионов, в т.ч. нашей области.
     В завершение конференции И.Фархутдинов сообщил, что не только у полпреда президента в Дальневосточном округе, но и у руководства погранслужбы страны и госкомрыболовства вызрело стремление изменить существующий порядок распределения квот на рыбу и морепродукты через аукционы.
     – Данный путь, – заметил губернатор, – бесперспективен. И В.Путин впервые согласился с этим на Совбезе, предложив искать другие варианты.

В. КУЛЬБАКОВ.
© «
Советский Сахалин», № 223(22554), 03.12.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Сахалин не Япония, а часть России
напомнил федеральным министрам РФ губернатор области Игорь Фархутдинов на заседании Совета Безопасности

Пресс-конференция

     В конце прошлой недели Игорь Павлович прибыл из Москвы, а до этого принимал участие в работе шестой ежегодной конференции «Нефть и газ Сахалина». По итогам рабочих встреч в Москве и Лондоне губернатор области провел пресс-конференцию для местных журналистов и японской телекомпании «Эн Эйч Кей».
     Наша газета подробно писала о ходе конференции «Нефть и газ Сахалина», поэтому нет смысла повторяться. Начну сразу с вопроса журналиста. Он спросил примерно следующее: «Информационные зарубежные агентства «Блюмберг» и «Рейтер» опубликовали в своих сообщениях цитаты из выступления исполнительного директора компании «Сахалинская энергия» Стивена Маквея, который, если сформулировать коротко, подчеркнул следующую мысль: «Мы не можем инвестировать то, что не можем контролировать». Кому верить, этим информагентствам или пресс-секретарю губернатора М.Цой, опровергнувшей на брифинге информацию о приостановлении работ по проекту «Сахалин-2»?
     – Конечно, Маргарите Цой, – ответил И.П. Фархутдинов. – А если говорить более детально, то на конференции «Нефть и газ Сахалина» выступали как представители компании «Сахалинская энергия», так и «Эксон Нефтегаз Лимитед». Почему цитируют, вырывая из контекста только Стивена Маквея? Считаю, журналисты этих изданий опубликовали «жареную утку», а не реальные факты.
     Собственно говоря, о правовой стабилизации шельфовых проектов наши иностранные партнеры говорят давно. На сей раз их беспокоит, например, закон РФ о магистральном трубопроводе. Проект «Сахалин-2» рассчитан на 40 лет, и мы не можем по их истечении выполнить супертребование нашего инвестора – считать трубопровод его собственностью. Он должен быть собственностью РФ.
     Или такой момент. Оператор проекта «Сахалин-2» уже дал двум крупнейшим проектным иностранным фирмам добро на два контракта. А где же российское участие?
     То есть я хочу сказать, что на конференции идет работа, и серьезная, не бывает все гладко, но здесь не время и не место для закрытия того или другого проекта. К тому же после конференции на заседании уже наблюдательного совета по проекту «Сахалин-2» был согласован более чем 1,7-миллиардный бюджет на 2003 год, которым и начинается второй этап работ.

     На вопрос о маркетинге газа: есть ли у нас потребители и когда будет заключен первый контракт на его поставку, губернатор ответил:
     – Один из протоколов намерений будет подписан в ближайшем будущем. А вообще эта информация конфиденциальная, держится в тайне, на уровне технических секретов, т.к. в мире идет жесткая конкуренция за рынки сбыта сжиженного природного газа.

     Вторую часть пресс-конференции губернатор посвятил отчету о своем выступлении на Совете Безопасности, где рассматривались все аспекты обеспечения национальной безопасности Дальнего Востока.
     В частности, на нем шла речь о программе переселения пенсионеров-дальневосточников в центральную Россию. И.П. Фархутдинов считает, что рассматривать наш регион как место временного пребывания специалистов нельзя. Человек, живущий здесь временно, не будет обустраивать эту землю на века. Поэтому надо делать наши острова более привлекательными для постоянного места жительства, развивать ипотеку, кредитование для тех, кто хочет строить здесь свой дом.
     В Москве И.П. Фархутдинов встретился с заместителем председателя правительства В.И. Матвиенко. Речь на встрече шла не просто об очередном повышении пенсии нашим пенсионерам, а о том, что необходим закон, регламентирующий начисление пенсий в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Кроме того, губернатору удалось решить ряд вопросов, касающихся системы жизнеобеспечения нашего региона. Так, в РАО «ЕЭС России» принята сахалинская концепция реформирования энергосистемы Сахалина и Курильских островов! «К тому же, – сказал И.П. Фархутдинов, – затянулся вопрос о назначении руководителя АО «Сахалинэнерго».
     Осведомленные журналисты тут же назвали фамилию Евгения Тришина. Губернатор подтвердил эту информацию.

Светлана СЕРГЕЕВА.
© «
Губернские ведомости», № 230(1631), 03.12.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

«Сахалин Энерджи» «подвесили» на Сахалинском шельфе?

«ПРАВДА.Ру» уже сообщала о непростых взаимоотношения между российскими властями и иностранными инвесторами, сложившимися на почве разработки нефтегазового проекта «Сахалин-2». Депутаты Госдумы обвинили оператора проекта компанию «Сахалин Энерджи» в нарушении условий СПР. В ответ руководство «Сахалин Энерджи» фактически объявило забастовку - заявило о невозможности начала второго этапа проекта. Игры вокруг Сахалинского шельфа продолжаются. И все больше запутываются.
     В схватку под ковром сегодня включился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Он провел для российских и иностранных журналистов пресс-конференцию. На ней он рассказал о том, как прошла недавняя конференция по нефти и газу в Лондоне.
     Напомним, что как раз на шестой лондонской конференции по нефти и газу исполнительный директор «Сахалин Энерджи» Стивен Маквей заявил о том, что из-за неконструктивной позиции российских властей и, особенно, из-за несовершенства российского законодательства по СПР весь проект оказался под угрозой. Он утверждал, что если позиция российской стороны (особенно в части корректировки законов) не изменится, его компания не станет начинать второй этап проекта «Сахалин-2». Игорь Фархутдинов объяснил сегодня, что некоторые зарубежные информационные агентства передали неверную информацию. По его словам, такие заявления далеки от действительности.
     Игорь Фархутдинов заявил, что на конференции в Лондоне просто состоялся обмен мнениями. Операторы проекта хотели бы ускорить ход работ, что вполне естественно. Причем российская сторона придерживается точно такого же мнения. Но несколько с другой позиции. В отличие от иностранцев, российская сторона уверена, что существующее законодательство по СПР очень хорошее и вполне подходит для того, чтобы продолжать работы на шельфе. О «дальнейшем всегда можно договориться», - подчеркнул сахалинский губернатор.
     Похоже, и исполнительный директор «Сахалин Энерджи» Стивен Маквей немного поостыл и подтвердил, что в рамках проекта «Сахалин-2» его компания готовится к объявлению даты начала освоения Лунского газового месторождения. Эти сведения также подтвердила RusEnergy и директор департамента нефтегазового комплекса администрации Сахалинской области Галина Павлова. Она сказала, что начало разработки этого месторождения запланировано на первый квартал 2003 г. Предполагается, что первая партия сжиженного природного газа в Пригородном будет произведена уже 2006 году. Впрочем, Галина Павлова подтвердила и тот факт, что начало реализации второго этапа проекта явно не начнется в запланированные сроки. Однако причина тут вовсе не в какой-то собой позиции местной власти. Все намного проще.
     Дело в том, что еще два месяца назад «Сахалин Энерджи» передала на госэкспертизу в Министерство природных ресурсов РФ 300 томов ТЭО строительства объектов промышленной инфраструктуры. Однако Минприроды до сих пор даже не приняло решения о создании экспертной комиссии для проведения экспертизы этих материалов. «Если ТЭО строительства не будет принято в первом квартале 2003 г., реализацию второго этапа проекта никак не удастся начать вовремя - у операторов просто не будет разрешения на выполнение необходимых работ», - объяснила Галина Павлова.

     В российских чиновничьих кругах такую ситуацию называют «подвесить клиента». Сначала инвестору дают поглубже залезть в проект, не обращая внимания на факты мелких и не очень нарушений им, к примеру, российских законов и различных ведомственных инструкций. Если инвестор нервничает, его всячески успокаивают, ссылаясь на то, что в России принято работать не «по бумаге», а «как удобнее». Когда инвестор, как следует, увязает в проекте, отношение к нему резко меняется.
     Чиновники, которые еще вчера по-товарищески улыбались и приглашали в баню или на рыбалку, как бы перестают узнавать надоедливого непонятливого иностранца, говорят с ним сквозь зубы, предъявляют задокументированные факты нарушения инвестором российских законов, письменные жалобы тех или иных официальных лиц. Появляются все новые и новые причины, из-за которых работать дальше нельзя.
     Если иностранец начинает от всего этого свирепеть, меры воздействия еще более ужесточаются. Чиновники перестают подходить к телефону, отменяют, ссылаясь на занятость, запланированные встречи. В ход идут неуступчивые низкооплачиваемые государственные эксперты, непонятные мелкие чиновники, которые вдруг отказываются визировать документы, уже завизированные более высоким начальством. Причем почему-то с ними совершенно никак нельзя сладить - они никого не слушаются.
     В результате, инвестор попадает в весьма нелегкую ситуацию. На него начинают давить собственные акционеры, которые требуют срочно «наладить отношения» с российскими чиновниками и продолжать работы, либо отчитаться за уже бесцельно потраченные средства.
     Как ни странно, «наладить отношения» удается намного легче, чем поначалу с перепугу казалось. Расходы при этом (по понятиям инвесторов) самые, что ни на есть минимальные.
     В общем, после некоторых усилий с обеих сторон дело снова начинает идти на лад. О чем, собственно, и намекнул на пресс-конференции губернатор Сахалина.
     Поэтому, по мнению, экспертов, нет никаких оснований тревожиться о судьбе проекта «Сахалин-2». Хотя, признаться, такой способ работы с иностранными инвесторами в Росси сегодня уже кажется совершенно архаичным. Может быть именно поэтому, нашей стране этих самых инвестиций так не хватает?

© «Правда.Ру», 16:43 02.12.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Последний рейс «Приморья»

Платформа «Моликпак»     Танкер-гигант "Приморье" выполняет последний рейс по первозке нефти, добытой в этом сезоне на сахалинском шельфе.
    В сложных штормовых условиях судно длиной 245 метров смогло подойти к нефтеналивному терминалу "Витязь" и начать прием углеводородного топлива. Оно будет доставлено в одну из стран Юго-Восточной Азии.
    За летне-осенний сезон добычи нефти на шельфе Сахалина танкер совершил 9 рейсов между терминалом "Витязь" и портами Японии и Республики Корея. Общий объем перевезенного топлива составил почти 900 тысяч тонн.
    На зимний период "Витязь" прекратит работу. Плавучий причал, к которому швартовались танкеры, притопят до самого дна, а нефтеналивные суда, приходившие на шельф Сахалина, отправятся в Персидский залив. Будут оттуда перевозить углеводородное топливо в азиатские страны.

Источник: АСТВ-Информ, 28.11.2002
© «
Новости Сахалина и Курил», 28.11.02.


Восхождение

      С отправкой потребителю за границей танкера с нефтью, взятой с морской платформы «Моликпак», установленной у северо-восточного берега Сахалина, на Аркутун-Дагинском месторождении, завершил третий по счету летний сезон добычи углеводородов комплекс «Витязь».
      Нынче извлечено со дна Охотского моря в рамках проекта «Сахалин-2» более 900 тыс. тонн Нефти. Это почти на треть меньше прошлогоднего, но в два раза больше, чем в первый сезон работы «Витязя».
      С начала эксплуатации этого первого в России морского добывающего комплекса, состоящего из платформы «Моликпак», двухкилометрового подводного трубопровода и стационарно стоящего весь сезон на якорях нефтеналивного танкера водоизмещением более 25 тыс. тонн и длинною более 240 метров, по проекту «Сахалин-2» добыто более 3 млн. тонн морской нефти.
      Комплекс «Витязь» сооружен за счет иностранных инвестиций российскими, американскими и корейскими специалистами: Основание платформы «Моликпак» – самого ответственного узла размером с два футбольных поля, изготовлено специалистами Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода, который, кстати, сейчас выполняет аналогичный заказ в рамках проекта «Сахалин-1» для добывающего комплекса «Орлан».
      Успешное завершение текущего сезона по добычи морской нефти, утвержденная смета работ на следующий год в сумме более одного миллиарда долларов США, только по проекту «Сахалин-2», лишний раз подтверждают, что реализация освоения нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина за счет иностранных инвестиций будет расширяться, а не сворачиваться, как пытаются утверждать представители определенных кругов, что изначально были категорически против добычи углеводородов на шельфе острова с помощью зарубежных компаний.
      Последний рейс танкера нынче – это ворота во второй этап работ на шельфе.

Илья АРТАМОНОВ.
© «
АиФ. Сахалин – Курилы», № 49, 2002.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Президент сахалинцев понимает

Наши интервью

      В минувший понедельник губернатор области И.Фархутдинов встретился с президентом В.Путиным.
      О чем шел разговор на этой встрече и как президент смотрит на проблемы, волнующие региональные власти, И.ФАРХУТДИНОВ рассказал нам по телефону из Москвы.

      – Игорь Павлович, какой по счету была эта встреча?

      – Губернаторы с глазу на глаз встречаются с президентом примерно раз в год. Самое длительное мое общение с В.Путиным состоялось два года назад, во время его визита в Сахалинскую область. Вот тогда мы разговаривали целый день. А как член госсовета я могу перекинуться словом с президентом после заседаний в течение пары минут. Вряд ли это можно назвать серьезным разговором. Поэтому к этой встрече я тщательно готовился. Мне было важно, чтобы она прошла максимально конструктивно.

      – Ваши ожидания оправдались?
      – Думаю, что да. Главное, я увидел, что президент понимает наши проблемы.

      – И о каких проблемах шла речь?
      – В большей степени меня интересовали три основных вопроса – дальнейшее развитие нефтяных проектов, транспортной инфраструктуры и пенсионное обеспечение северян, к которым относятся и сахалинцы.

      – Известно, что федеральный центр пытается лишить субъекты львиной доли доходов, получаемых от использования недр. Вы говорили об этом с президентом?
      – Конечно. Сахалинские шельфовые проекты начинают приносить реальные доходы, вопреки заявлениям некоторых критиков, которые уверяют, что разработка шельфа для нас невыгодна. Самым перспективным сегодня для нас является проект «Сахалин-2». И очень важно сделать все, чтобы область в связи с этим получила толчок для дальнейшего развития. Я убедился, что В. Путин хорошо понимает это.
      Но есть еще и точка зрения правительства, которое за счет шельфа хочет решить свои проблемы. В субботу на совещании правительства этот вопрос будет подниматься еще раз. Я не жду мгновенных положительных результатов, позиции Минфина, распределяющего доходы от разработки шельфа, сильны, но и мы будем отстаивать свои интересы.

      – А что с проектом строительства мостового перехода Сахалин – материк? Этот вопрос вы также обговаривали с президентом?
      – Да, и полагаю, что достигнуты положительные результаты. Главное, что сама идея мостового перехода не похоронена, проектные работы продолжаются.
      Президент согласен с тем, что устойчивая связь острова с материком необходима. Но только комплексное изучение проблемы может дать ответ на вопрос о целесообразности его строительства.
      Есть противники этого проекта, но и мы тоже не безгласны. Я еще раз объяснил В.Путину, какую роль может сыграть переход для развития экономики всего дальневосточного региона. Думаю, он меня услышал.

      – А теперь порадуйте, пожалуйста, сахалинских пенсионеров – президент пообещал им, что их пенсия по сравнению с материковской будет увеличена?
      – Это было бы замечательно, но президент не может своим распоряжением это сделать. Для того, чтобы северяне получали повышенную пенсию, необходим соответствующий закон, который ориентировал бы пенсионное пособие на прожиточный уровень в северных регионах.
      Согласитесь, что это несправедливо, когда где-нибудь в Туле прожиточный минимум значительно меньше, чем на Сахалине, а пенсию жители этих регионов получают фактически одинаковую.
      Я еще раз показал президенту наши расчеты, объяснил ситуацию. В.Путин сказал, что даст поручение рассмотреть эту проблему.
      Очень надеюсь на поддержку депутатов Госдумы. По этому вопросу мы работаем в тесном контакте с заместителем председателя Госдумы А.Чилингаровым, депутатом от Хабаровского края Е.Галичаниным, нас поддерживает также фракция «Единая Россия».
      Но мы нуждаемся в поддержке и понимании пенсионного фонда, а вот он-то как раз не согласен с нашими предложениями. Поэтому сказать, что в ближайшее время мы сумеем достигнуть положительных результатов, пока не могу. Что ж, будем бороться за сахалинских пенсионеров дальше.

      – Удалось ли вам поднять еще какие-либо вопросы сверх утвержденных?
      – Встреча планировалась заранее, время очень ограниченное, поэтому ни о каких посиделках с президентом речи быть не может. Представьте, если 89 руководителей субъектов будут болтать с президентом «за жизнь», ему просто делами заниматься будет некогда. Поэтому все было по-деловому.
      Единственное, что в конце встречи я рассказал президенту – чего удалось достичь рабочей группе при госсовете, которая разрабатывает политику развития банковской системы в Российской Федерации. Я эту группу возглавляю, поэтому и отчитывался перед В.Путиным.

      – Президент не намекнул, что планирует очередную поездку в нашу область?
      – Он и так очень активно ездит по стране, стараясь своими глазами увидеть, как живут регионы. И думаю, что мы пока не можем злоупотреблять его вниманием.
      О том, что волнует сахалинцев и курильчан, он представление имеет. И наши точки зрения во многом совпадают. Другое дело, что придется много работать, чтобы найти баланс интересов региона и центра. Надеюсь, наша встреча поможет этому.

Е. АВЕРИН.
© «
Советский Сахалин», № 192(22523), 17.10.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Комплекс «Витязь» стал «неопознанным объектом»

Пресс-конференция

      В конце прошлой недели на Сахалине побывал первый заместитель министра транспорта, руководитель службы «Росморфлота» В.Рукша.
      После знакомства с рядом объектов на севере острова он провел 11 октября в Южно-Сахалинске пресс-конференцию, на которой с сожалением констатировал, что в течение 30 лет практически ничего не делалось для развития морских портов области. И настало время менять такое положение. Во всяком случае, высокий столичный чиновник пообещал содействие в дальнейшем развитии Шахтерского порта, который специализируется на перевозках местного угля.
      Остановился он и на необходимости создания аварийно-спасательной службы на море, которая бы оперативно реагировала на возможные ЧП, связанные с дальнейшей реализацией шельфовых проектов.
      – В этом направлении нам необходимо скоординировать план действий с другими министерствами, – заметил он.
      Достаточно резко гость отозвался о нефтедобывающем комплексе «Витязь».
      – У меня очень много вопросов. И главный – по так называемому «Витязю»: на сегодня по таможенным документам есть ввезенная платформа. И иностранный танкер «Оха», ввезенный временно, на 6 месяцев, в территориальное море нашей Родины. «Сахалинская энергия» так и не смогла мне ответить, что же такое нефтедобывающий комплекс «Витязь». Лично я его не знаю, – подчеркнул оратор. – И если компания не объяснит это к следующему сезону, последуют выводы... Ведь ни одной лицензии он не получает, контроль – непонятный. Кроме того, мастер-швартовщик – гражданин Америки, командует в территориальном море России. А пункт пропуска – на каком-то неопознанном объекте. Ни в одной стране мира такого нет!
      На вопрос о возможности открытия там пограничного досмотрового пункта заместитель министра ответил, что он даже не видел соответствующего проекта.

      Ваш корреспондент поинтересовался перспективой развития паромной переправы между островом и материком – ведь не секрет, что износ Холмского морского портового комплекса достигает 80 процентов. В то же время дизель-электроходов «Сахалин» на линии все меньше – из десяти осталось четыре (последний был продан на Черное море, где, по свидетельству прессы, бездарно ржавеет).
      В.Рукша ответил так: – Если раньше грузопоток на переправе достигал девяти миллионов тонн в год, то теперь – всего около одного миллиона. И держать дополнительные суда нет смысла. Тем более что дорогой материковский уголь на остров уже не завозится – у вас достаточно своего. И оставшихся паромов ледового класса вполне достаточно. Они способны работать 40 лет – при соответствующем ремонте и модернизации. Другое дело, что сейчас нам надо заасфальтировать дорогу, идущую в порт Ванино, чтобы поступало больше грузов мелкими партиями для Сахалина.

      Зато одобрительно отозвался заместитель министра о перспективах строительства мостоперехода между островом и материком, добавив, что это вопрос отдаленной перспективы. А сегодня главная проблема – старение отечественного флота, на долю которого ныне приходятся жалкие четыре процента внешнеторговых перевозок (раньше было до 70 процентов).
      Правда, как именно собирается минтранс решать проблему, осталось загадкой. Потому что В.Рукша, помянув былую мощь СССР, заметил, что сегодня «нет своей банковской системы», которая давала бы кредиты в сотни миллионов долларов под 1,5-2 процента годовых. И, значит, путь обновления российского флота по-прежнему в тумане...

В. КУЛЬБАКОВ.
© «
Советский Сахалин», № 190(22521), 15.10.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Первый рейс «Приморья»

Шельф

      Вчера ночью, в 2 часа 30 минут, снялся с якоря и взял курс на южнокорейский порт Ульсан супертанкер «Приморье». В его «чреве» – 102 тысячи тонн сырой нефти, добытой морским производственным комплексом «Витязь» на северо-восточном шельфе Сахалина.
      Это первый в нынешнем промысловом сезоне рейс самого крупного на Дальнем Востоке судна, специализирующегося на перевозке углеводородного топлива, которое добывает компания «Сахалинская энергия» на Пильтун-Астохском месторождении. А для компании отгрузка нефти на «Приморье» стала второй в навигации этого года:
открыл ее канадский танкер «Шила спирит», доставивший в Республику Корею около 88 тыс. тонн сырца.
      Директор южно-сахалинского представительства ОАО «Приморское морское пароходство» Ю.Синев сообщил корреспонденту «Советского Сахалина», что за летне-осеннюю навигацию 2002 года «Приморье», по предварительным прикидкам, сделает около десяти рейсов. Супертанкер доставит с комплекса «Витязь» в порты стран Юго-Восточной Азии порядка миллиона тонн нефти, то есть львиную долю того, что успеют добыть до начала зимы промысловики «Сахалинской энергии» с платформы «Моликпак».
      Юрий Станиславович рассказал также, что островная нефть идет на экспорт и по второму каналу – через порт Де-Кастри Хабаровского края, куда она поступает по нефтепроводу с сухопутных промыслов северного Сахалина. Уже два рейса в Китай сделал в нынешнем сезоне 40-тысячник Приморского пароходства «Азия», а всего через Де-Кастри отгружено за рубеж в мае-июне 276 тысяч тонн островной нефти.

П. КУРИЛОВ.
© «Советский Сахалин», № 119(22450), 05.07.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Отгружена первая партия нефти, добытой на комплексе «Витязь» в Охотском море в рабочем сезоне 2002 года

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      Южно-Сахалинск, Россия – 24 июня 2002 – Компания «Сахалин Энерджи» объявляет, что 23 июня с комплекса «Витязь» была отгружена первая в рабочем сезоне 2002 года партия нефти. Нефть будет доставлена покупателю в Южной Корее танкером, предоставленным заказчиком.
      Добыча нефти ведется на Астохской площади Пильтун-Астохского (ПА) месторождения с использованием производственного добывающего комплекса «Витязь». В связи с суровыми климатическими условиями в этой части Охотского моря продолжительность производственного сезона на комплексе «Витязь» составляет в настоящее время около шести месяцев в году, в течение которых море свободно ото льда.
      С буровой и эксплуатационной платформы «Моликпак», являющейся основным элементом комплекса «Витязь», добываемая нефть по морскому трубопроводу подается в плавучее нефтехранилище «Оха», с которого она затем отгружается в транспортные танкеры, зафрахтованные «Сахалин Энерджи» или предоставленные заказчиками, для последующей доставки покупателям в Азиатско-тихоокеанском и других регионах.

      В течение трех предыдущих производственных сезонов нефть поставлялась покупателям в Южной Корее, КНР, Японии и США.
      Общий объем нефти, полученной «Сахалин Энерджи» с начала промышленной добычи в июле 1999 г., составил по итогам рабочего сезона 2001 г. около 4 млн. тонн.
      В текущем году плановый показатель добычи нефти ниже, чем в 2001 г., – 1,2 млн. тонн. Снижение уровня добычи связано с естественным падением давления в пластовом коллекторе. В настоящее время ведутся работы по проекту поддержания давления – закачки воды в пласт; заказ на изготовление оборудования для этого проекта размещен на российских предприятиях. Реализация проекта поддержания давления позволит увеличить ежегодный объем производства и достичь максимальных показателей извлечения нефти в долгосрочной перспективе.

      Сезонная добыча нефти на комплексе «Витязь» – результат осуществления Первого этапа освоения по проекту «Сахалин-2». Многомиллиардный проект «Сахалин-2» стал первым работающим Соглашением о разделе продукции в России, равно как и первым работающим проектом по добыче нефти на континентальном шельфе страны.
      Сейчас «Сахалин Энерджи» работает над осуществлением Второго этапа, который представляет собой, возможно, самый крупный из когда-либо осуществлявшихся в мире комплексных нефтегазовых проектов. Его стоимость оценивается в сумму свыше 8,5 миллиарда долларов США. В ходе Второго этапа будут установлены две дополнительные платформы – на Пильтунском участке ПА месторождения и на Лунском газовом месторождении, что обеспечит полное освоение обоих месторождений. Реализация Второго этапа позволит также перейти на круглогодичную добычу нефти с платформы «Моликпак».
      Добываемые нефть и газ будут транспортироваться в южную часть Сахалина, на побережье залива Анива, где «Сахалин Энерджи» построит терминал отгрузки нефти и завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Выбор этого местоположения обусловлен тем, что море здесь практически не замерзает зимой и имеет приемлемую глубину. Эти условия позволяют осуществлять круглогодичную отгрузку нефти и СПГ. Переход на круглогодичный режим добычи нефти запланирован на 2005 год, а начало коммерческих поставок СПГ – на конец 2006 года.

      «Мы уверены, что производственный сезон этого года будет также успешным, – сказал Стив Маквей, главный исполнительный директор «Сахалин Энерджи», – и мы еще раз подтвердим нашу репутацию надежного поставщика нефти российского шельфа покупателям, большинство которых находится в Азиатско-тихоокеанском регионе. Реализация Первого этапа уже показала, что «Сахалин Энерджи» способна поставлять нефть на рынки стран АТР. В ходе осуществления следующего этапа проекта мы намерены закрепить достигнутые успехи и предоставить возможность покупателям в странах этого региона получать из России и газ, и нефть сахалинского шельфа на круглогодичной основе».

      Акционерная компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.» создана в апреле 1994 года для реализации комплексного нефтегазового проекта «Сахалин-2».
      Штаб-квартира компании находится в г. Южно-Сахалинске, Российская Федерация.
      Акционерами «Сахалин Энерджи» являются
      «Шелл Сахалин Холдингс Б.В.» – 55% (компания-учредитель – «Роял Датч/Шелл»),
      «Мицуи Сахалин Холдингс Б.В.» – 25% (учредитель – «Мицуи энд Ко Лтд.») и
      «Даймонд Гэс Сахалин Б.В.» – 20% (учредитель – «Мицубиси Корпорейшн»).

Контактные телефоны:
      «Сахалин Энерджи» (г. Южно-Сахалинск)
      Елена Успенская +74242732000

      «Сахалин Энерджи» (г. Москва)
      Иван Черняховский +70959561750

© «Губернские ведомости», № 117(1518), 26.06.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

ЛЕДОВАЯ ВАХТА ЗАВЕРШЕНА

      Завершил многомесячную вахту у северо-восточного побережья Сахалина ледокол «Магадан».
      Поставленную задачу – охранять от дрейфующих льдов нефтедобывающую платформу «Моликпак», стоящую на сахалинском шельфе, – экипаж судна выполнил успешно. Хотя, по свидетельству капитана судна Л.Будриса, порой морякам приходилось нелегко. «Магадану» довелось не один раз разрушать внушительные ледовые поля, которые Восточно-Сахалинское течение выносило прямиком на нефтедобывающий комплекс «Витязь», в состав которого и входит «Моликпак».

КУРЬЕР. 22 июня.
© «
Советский Сахалин», № 111(22442), 25.06.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Ледниковый период обойдется Sakhalin Energy в $30 млн

      Международный консорциум Sakhalin Energy, работающий в России на условиях СРП, опять стал жертвой природной стихии. Едва оправившись от атаки активистов-экологов, требующих закрыть проект "Сахалин-2", как вредный для серых китов, компания столкнулась с айсбергами. Неожиданно приплывшие в мае гигантские льдины заблокировали добычу нефти на шельфе почти на месяц.
      Консорциум Sakhalin Energy создан семь лет назад для осуществления первого в России проекта СРП - "Сахалин-2" стоимостью более $10 млрд.
      55% его акций принадлежит англо-голландской Shell, а 25% и 20% - соответственно Mitsui и Mitsubishi.
      Суммарные запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, расположенных на сахалинском шельфе в 16 км от северо-восточного побережья острова, - 140 млн т нефти и 408 млрд куб. м газа.
      На месторождениях ведется сезонная добыча: с конца мая по конец ноября - начало декабря.
      В 2000 г. Sakhalin Energy добыла 12,4 млн барр. нефти, в 2001 г. - 15 млн барр. , в этом году планируется 9 млн барр.

      "В 20-х числах мая мы уже почти приступили к добыче нефти, как на горизонте показались гигантские льды, как в фильме "Титаник", - рассказывает представитель одной из компаний, входящих в консорциум Sakhalin Energy. - По рассказам местных жителей, таких льдов не было последние 40 лет. Мы сразу же приостановили все подготовительные работы. И нам оставалось в прямом смысле ждать у моря погоды".
      Льды растаяли только через три недели. Начать добычу, по словам сотрудника Sakhalin Energy, консорциум смог только на прошлой неделе и первый танкер с нефтью на экспорт отправится со дня на день. Из-за того что Sakhalin Energy не начал работу в срок, упущенная выгода от продажи нефти (1,4 млн барр. ) может составить около $30 млн.
      Впрочем, менеджер по связям с общественностью компании Shell Максим Шуб не считает ситуацию катастрофической. "Против стихии сражаться трудно, - говорит он. - Сюрпризы природы невозможно предусмотреть даже в таком хорошо спланированном проекте, как "Сахалин-2". По-видимому, природа отыгралась на нас за то, что в прошлом году наш сезон добычи, наоборот, закончился позже на три недели. И может быть, в этом году мы также закончим добычу позже".
      Сотрудники Минэкономразвития, курирующего соглашения о разделе продукции, относятся к происшедшему философски. По словам одного из них, контракт СРП по "Сахалину-2" составлен таким образом, что государство будет получать свою долю только после выхода проекта на самоокупаемость, а пока вся добываемая на сахалинском шельфе нефть идет на возмещение затрат Sakhalin Energy. "Просто период наступления окупаемости проекта будет растянут", - предполагает он.
      "Подумаешь, льдины, - рассуждает аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Главное, что начал таять лед со стороны инвестиционного сообщества. Невзирая на досадные неудачи, интерес иностранных инвесторов к России растет".
      "Компания может потерпеть убытки из-за упущенной выгоды от нереализованных объемов нефти, - говорит Михаил Перфилов из Petroleum Argus. - Однако она вполне может увеличить объемы экспорта, или сезон добычи закончится позже. Могут быть разные причины: а вдруг приплывут киты и разломают весь лед".

      Впрочем, серые киты, обитающие неподалеку от месторождений сахалинского шельфа, пугают участников консорциума гораздо больше, чем ледовый натиск. Киты чуть не стали причиной закрытия сахалинского проекта. Экологи
пытались добиться в суде прекращения проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", угрожающих, по их мнению, редкой популяции китов. Однако успеха так и не добились.

НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ТРУДНОСТИ.

      Крупные инвестиционные проекты в России не раз наталкивались на неожиданные препятствия.
      Например, в день торжественного открытия нефтепровода КТК, обошедшегося в $2,6 млрд, бесследно и необъяснимо исчезли нефтеналивные шланги для загрузки танкеров нефтью. Торжество отложили. А шланги нашлись через несколько дней плавающими в море.
      Амбициозный проект Юрия Лужкова о "присоединении" Крыма к России железнодорожно-паромной переправой потерпел крах из-за недальновидности чиновников. После того как дальневосточный паром "Сахалин-6", обошедшийся столичному бюджету в $4,4 млн, прибыл из Владивостока в Феодосию, выяснилось, что он слишком велик для работы в проливе между Керчью и Кубанью.

Ирина Резник.
© «Ведомости», 24.06.02.

Другие материалы04.02-09.0206.02-12.02
01.03-03.0304.03-05.0305.03-06.0306.03-09.0309.03-12.03


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/s2/p13.htm
Реклама:
Hosted by uCoz