VFF-S
Шельф Сахалин-2
Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Российские участники

  1. В Приморском крае подготовлена площадка для строительства ледостойких платформ морских буровых установок в рамках проекта «Сахалин-2». «Новости Сахалина и Курил», 20.09.02.
  2. Для освоения сахалинского шельфа создается консорциум дальневосточных предприятий. «Новости Сахалина и Курил», 26.09.02.
  3. Морские платформы сумеют сделать и в Приморье. «Советский Сахалин», 26.09.02.
  4. Всем докам док. «Советский Сахалин», 13.07.04.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Всем докам док

Шельф

      Когда опытный матрос, но еще очень начинающий велосипедист Леха Шумов «промазал» мимо сходней, ведущих на крышку второго трюма нашего теплохода, и зарулил на бетонный трап сухого дока корпорации «Исикавадзима-Харима», народ замер. Ибо смайнаться, на велике по такой крутизне, да еще без леерных ограждений (их уже сняли, готовя док к затоплению и выводу нашего судна на простор морской волны), да еще при том, что трап этот делал несколько поворотов на 180 градусов, как, скажем, лестница в жилом доме, – было не только полным безумием, но и совершенно невероятным делом в техническом отношении.
      Но Леха сумел собраться настолько, что достиг-таки дна этого 20-метровой высоты бетонного сооружения. Когда он начал свой исторический спуск, все молча и угрюмо ждали самого плохого. Но Шумов проявил лучшие черты советско-российского человека и благополучно финишировал, сорвав восхищенные возгласы и аплодисменты японцев, а также не менее эмоциональные, но со знаком «минус», выражения старпома и боцмана. Даже вечно невозмутимый скандинав, ллойд-инспектор Кристенсен, наблюдавший лишь заключительный этап шу-мовского спуска, помотал головой, перекрестился и, ни слова не говоря, поспешил по этому каменному трапу наверх. Потому что такое могло привидеться разве что в бреду или во сне, пояснил скандинав позднее.
      Этот довольно давний эпизод на «доковую» тему припомнился, когда наша команда островных журналистов и специалистов компании «Сахалинская энергия» прибыла в порт Восточный, что раскинулся на берегу бухты Врангеля, входящей в залив Находка – как раз напротив города-порта с одноименным названием. И припомнился потому, что открывшееся взгляду сооружение очень мало походило на классические сухие доки – бетонные или каменные коробки, врезанные в берег, неимоверно дорогие и капитальные, с вертикальными бортами и металлическими батопортами, то есть воротами, которые открываются для захода судна в док. После чего ворота герметично закрываются, насосы откачивают воду, а судно плавно опускается на кильблоки – специальные «подушки» для его устойчивого равновесия. Затем можно заняться ремонтом подводной части корабля – сдирать ракушку, красить днище и борта, менять листы обшивки, восстанавливать рулевое устройство, винт и прочее...
      В доке, специально сооруженном за какой-то год в порту Восточном, ничего такого очень капитального нет. Раньше на этом месте было обширное болото – обиталище всех комаров и лягушек региона. Строители – а это около двух десятков довольно крупных российских и зарубежных компаний – извлекли из болота более миллиона кубометров грунта, выровняли и отсыпали щебнем дно и пологие борта этого сооружения, по которым и впрямь хоть на велосипеде катайся, и дорожки для заезда любой колесной техники прямо по склонам-бортам забетонированы, и вообще – никакой опасности и глубины (а она составляет 18 метров) не ощущается.
      Удивляют простота и рациональность технических решений дока. Его проектировщики отказались от традиционного бетонирования всех стен этого сооружения, на что понадобилось бы, пожалуй, раза в три-четыре больше средств, чем затратили. А чтобы грунтовые воды не мешали работать и вообще – не затопили док, здесь предусмотрена система осушения, и весь дренаж, просочившийся в этот «водоем», регулярно откачивают насосы.
      И уж совсем удивило то, что в этой миллионнокубовой емкости, не дожидаясь окончания ее сооружения, подрядчики проекта начали еще в марте делать железобетонное основание буровой платформы для Лунского газового, а немного спустя – и для Пильтун-Астохского нефтяного месторождений, которые будет разрабатывать компания «Сахалинская энергия» на втором этапе проекта «Сахалин-2».
      К 28 июня – дню официального открытия дока (который во всех документах и пресс-релизах называется скромно специализированной площадкой) – одно основание, а точнее – та часть его, которая будет покоиться на дне, удерживать платформу на месте и нести основные нагрузки этой многотысячетонной махины, – было готово наполовину, другое – гораздо меньше. Но темпы, в которых работают строители, и количество занятых на всех операциях таковы, что никаких сомнений в реальности намеченных сроков постройки платформ не возникает.
      Специально для наблюдений за ходом работ и для демонстрации их людям, как-то связанным со стройкой, но не имеющим допуска приближаться к ней из соображений безопасности, здесь соорудили легкую эстакаду, своего рода смотровую площадку. С которой нам и позволили снимать на фото и видео, а также обозревать процесс созидания этих самых оснований. Здесь в «прицел» видоискателя моей цифровой «фотомыльницы» попал мужчина, державшийся совсем по-домащнему; чувствовалось, что на стройке он – свой человек. Познакомились. Уваров Константин Николаевич оказался заместителем гендиректора научно-производственного объединения «Порт» – специализированного предприятия по строительству и ремонту причалов и причальных сооружений. Обслуживает эта компания практически все порты Приморья, но приходится работать и в Хабаровском крае, и даже на Камчатке. Здесь «Порт» выполняет работы по сварке и монтажу арматуры, а также по бетонированию оснований платформ.
      – Мы таких темпов строительства еще не видели, – признается Уваров. – Когда сооружался док, то людей было занято не так много, зато техника была в изобилии. А сейчас – наоборот: машины только подвозят бетон, да еще краны работают, зато людей задействовано великое множество – в цехах подготовки арматуры, на бетонно-смесительных узлах, на монтаже арматуры и укладке бетона. Только от нашей организации в мае, например, на бетонировании платформ работало 250 человек, а всех, насколько мне известно, тысячи две будет.
      – За две недели, по моим подсчетам, – добавляет подключившийся к беседе гендиректор НПО «Порт» Николай Петрович Стрижак, – мы сообща с другими компаниями уложили 3200 кубов бетона и 1400 тонн арматуры. Это же очень большой объем, требующий от наших опалубщиков, сварщиков, арматурщиков, бетонщиков огромных усилий, собранности и умения. Пришлось им, да и всем нам, на первых порах очень непросто. Дело в том, что генподрядчик этих объектов (оснований платформ) – финская компания «Кваттроджемини» – применил на них совершенно новую для нас технику: скользящую опалубку австрийской фирмы из Зальцбурга. Это металлические щиты, которые непрерывно поднимаются гидравлическими домкратами со скоростью 190 сантиметров в сутки. И наши рабочие должны успевать монтировать арматуру и укладывать бетон. Это конвейер, и психологически первые дни было очень тяжело. Техника ведь не признает никаких человеческих слабостей, она неумолимо движет эти самые щиты, и некоторые не выдерживали такого темпа, приходилось их срочно заменять другими.
      Для чего применяется такая «бесчеловечная» технология? Как пояснил мне один из специалистов по бетонным работам, для того, чтобы достичь максимальной однородности, монолитности бетона, учитывая особо повышенные требования к прочности оснований платформ. Ведь бетон высоких марок – а только такой и годится для работы под водой – «схватывается» очень быстро, и здесь наша традиционная технология опалубки -с частыми перерывами на ее демонтаж-монтаж – не подходит: из-за этих «перекуров» могут появиться трещины на местах прерываний процесса заливки бетона, а этого допустить было нельзя.
      – Да, было трудно, – подытожил Н.Стрижак. – Но мы – победили, вписались-таки в ритм техники! Вторую «четвертинку» основания было делать проще, чем первую, а на третью я уже не приезжал: ведь объектов у нас по краю много, да и люди вполне освоились. Научились у австрийских специалистов собирать и эксплуатировать опалубку не хуже их самих.
      О трудностях иного рода рассказал генеральный менеджер «Сахалинской энергии» по строительству Анатолий Холодин, хорошо знакомый многим островитянам как бывший вице-губернатор области, курировавший строительную отрасль, в том числе объекты шельфа.
      – Когда мы создадим технологические инфраструктуры шельфа, а этот док – одна из них, то другие проекты «Сахалин» пойдут быстрее, – уверен он. – И мало кто знает, какой путь мы прошли за это десятилетие в совершенствовании нормативно-правовой базы проекта. Обкатывали ее и на федеральном, и на региональном уровнях, адаптируя иностранные нормативы и правила к российским, и наоборот.
      – Однажды на Аляске, – продолжал Анатолий Алексеевич, – мне довелось услышать от известного зарубежного юриста, что в России эта база несовершенна. На что я резко возразил: специалистам иностранных компаний надо бы знать нормативно-правовую базу того государства, куда они приходят работать. Она, конечно, должна постоянно совершенствоваться, приспосабливаться к новым мировым технологиям, к новым для России экономическим условиям рынка, делаться более гибкой, быстро реагирующей на всевозрастающие технические и экономические требования. Но в любом случае международные нормы надо обязательно согласовывать с российской стороной, с ее надзорными органами. И, разумеется, если зарубежные требования к строительству выше, то обязательно должны применяться более строгие, жесткие. Этого, кстати, требуют и международные финансовые институты, заинтересованные в полной безопасности проектов, а значит – и их денег. И на все эти «притирки», поправки и согласования ушла масса времени. Зато будет легче двигать следующие «Сахалины».
      Наконец подъехал губернатор Приморья Сергей Дарькин, и торжественное мероприятие началось. Директор проекта, он же заместитель главного исполнительного директора «Сахалинской энергии» Дэвид Гриер, приветствуя подрядчиков и гостей, руководителей края и города, не скрывал радости по поводу успешного завершения строительства дока и высоких темпов сооружения платформ:
      – За моей спиной вы видите огромную конструкцию – гравитационное основание платформы для Лунского газового месторождения. Если вы приедете сюда к концу года, то увидите, что на этой конструкции выросли четыре круглые бетонные опоры высотой по 55 метров, и с них можно будет разглядеть лампочки внизу, на мачтах этих кранов. И я очень рад тому, что работа, идущая здесь и на всех других объектах «Сахалинской энергии», принесет и уже приносит пользу не только нашей компании, но и всему местному населению, всей России. Только на этой площадке работает 2040 человек, и они добились потрясающего результата – от-pa6oтали 2 миллиона человеко-часов без потерь рабочего времени из-за травм, без единого несчастного случая с нанесением увечья. И мы надеемся еще много раз отмечать такие же достижения – главные для нашей компании.
      Отличное партнерство, сказал далее Д.Гриер, между замечательными тружениками Приморья, компаниями «Сахалинская энергия», «Эйкер Кваернер», «Кваттроджемини» и многих субподрядных организаций доказывает, что это место – порт Восточный – является прекрасной рекламой того, что в России можно делать бизнес.
      – В России есть бизнес! – добавил он по-русски.
      Губернатор СДарькин поблагодарил «Сахалинскую энергию» за то, что Приморье, далеко не нефтяной Кувейт, оказалось втянутым в «большую нефтяную игру» и показывает всему деловому миру, что этот край сегодня является самым дешевым и благоприятным местом для строительства буровых платформ в мире.
      (Эту же мысль «расшифровал» позднее Д.Гриер на пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента японской телекомпании NHK: почему выбрали именно это место для строительства дока и платформ? Площадка, по понятным причинам, должна быть на берегу моря – это раз. Во-вторых, она должна быть обеспечена транспортной инфраструктурой, а здесь рядом и порт, и железная дорога, выходящая на общероссийскую сеть РЖД. В-третьих: в Приморье много квалифицированных специалистов по портовым сооружениям и судостроению, которым можно было поручить столь ответственные работы. В-четвертых, берег бухты Врангеля – достаточно безопасное место, не подверженное сильным ветрам и разрушительному действию морских волн. Наконец, надо было найти таких представителей региональной госвласти, которые бы не мешали, а помогали строительству. Все эти критерии имеют, как говорится, место).
      – У нас есть свободная земля, квалифицированные рабочие и инженеры, есть желание властей и всего населения края для развития таких проектов, которые направлены на пользу и при-морцам, и всей России, – сказал глава приморской администрации. – И я сделаю все возможное, чтобы соединить комфорт для бизнеса в Приморье с поддержкой социальных программ и, конечно, экологической безопасностью.
      Директор проекта дока со стороны подрядчика Астор Ниборг первостепенной задачей на стройке назвал то, «чтобы люди, работающие на этой площадке, возвращались домой, к своим родным и близким, с тем же количеством пальцев, ног, рук, глаз и ушей, с каким уходили на работу». Он выразил признательность местным властям всех уровней за поддержку проекту, особенно в начале строительства дока. Это место еще покажет, что оно -лучшее в мире для сооружения таких платформ. Потому что здесь бок о бок, не считаясь со временем, и в выходные, и в праздничные дни, работают люди, показывающие свой энтузиазм в достижении каждого ключевого этапа строительства.
      Звучит музыка. С.Дарькин и Д.Гриер перерезают красную ленточку. Новый док официально пущен в строй. А такие его объекты, как бетонно-смесительные узлы и цех подготовки арматуры, работают уже несколько месяцев.
      На пресс-конференции, посвященной этому событию, вопросы в основном задавали находкинские журналисты. И не случайно: их город все больше приобщается к нашим шельфовым проектам. Здесь базируется единственная на Дальнем Востоке России судоходная компания, специализированная на танкерных перевозках, – Приморское морское пароходство, или PRISCO. Его флагман, афрамакс «Приморье», открывший серию первых в истории нашего Дальневосточного бассейна танкеров-стотысячников, сахалинцы знают, пожалуй, лучше, чем сами приморцы: вот уже четвертый промысловый сезон он доставляет нефть, добываемую морским комплексом «Витязь», в Японию, Китай и Корею. А теперь вот и поселок Врангель с его портом Восточным, входящие в черту города Находки, оказались как бы привязаны незримыми нитями к Сахалину, к его большим созидательным делам по разработке шельфа.
      – Мы знаем, – говорила девушка из телекомпании «Находка», – что этот док – объект временный, что уже в будущем году эти бетонные основания уйдут на шельф Сахалина. Но нельзя ли будет использовать док и после этого?
      – Все зависит от спроса на подобные платформы со стороны остальных проектов «Сахалин», – ответил Д.Гриер. – Губернатор Сергей Дарькин правильно заметил, что перспектива дальнейшего использования дока есть. Что успех нашего проекта будет прекрасной рекламой для других заказчиков, и не только на Сахалине, но и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. И конечно, все это послужит на благо жителям Приморья и труженикам порта.
      (В тот же день я узнал, что для одних проектов нашего шельфа надо построить десять платформ, так что перспективы у дока есть).
      На вопрос: много ли россиян в числе строителей дока и платформ? – Д.Гриер ответил:
      – Мы – гости в вашей стране, работали и во многих других странах. И мы уже оценили способности и возможности ваших рабочих. Для нас очень важно достичь максимального российского участия в проекте. На данный момент оно на этой стройке составляет 92 процента – пока это рекорд для «Сахалинской энергии».


КСТАТИ
      Основные материалы для постройки сухого дока и оснований платформ – цемент, песок, щебень и др. – полностью производятся на приморских предприятиях. Таким образом, «Сахалинская энергия» постепенно начинает выполнять и даже перевыполнять одно из условий соглашения о разделе продукции: 70-процентное российское участие.


      Будущей весной строители пророют канал в перемычке, отделяющей этот огромный котлован, и первое железобетонное основание для газовой платформы «Лунская-А» (Лун-А) оторвется под воздействием специальной гидравлической подушки ото дна дока, всплывет на поверхность. Мощные буксиры доставят эту махину на заданную точку Лунской площади, здесь откроют кингстоны основания, и оно плавно сядет на заранее подготовленную площадку на дне моря. Останется поставить на опоры так называемую интегрированную палубу, отладить на ней все оборудование и начинать бурение. Такую же процедуру предстоит пройти и основанию платформы «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б).
      А в начале 2007-го на обеих новых буровых «Сахалинская энергия» получит первые углеводороды. В этом, думается, уже ни у кого сомнений не осталось.

А. ЛАШКАЕВ, наш спец. корр.
порт Восточный.

© «
Советский Сахалин», № 120(22927), 13.07.04.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Морские платформы сумеют сделать и в Приморье

Шельф

      Российские специалисты предлагают строить морские платформы для добычи нефти и газа по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в Приморском крае в бухте Чажма. Здесь еще в советское время был построен сухой док для ремонта авианесущих крейсеров, который сейчас может с успехом использоваться для сборки морских платформ размерами 100 на 100 метров. В этой же бухте расположены судоремонтный завод и предприятие по производству железобетонных изделий.
      Как считают приморские специалисты, реализация этого проекта была бы очень выгодна для всего Дальнего Востока. Она обеспечила бы занятость жителей близлежащих поселков, а собранные в Приморье платформы по своей стоимости были бы значительно дешевле построенных на иностранных заводах.
      Как сообщили корр. ИТАР-ТАСС в пресс-центре администрации края, предприятие «Приморский нефтегазовый комплекс» подало заявку на участие в конкурсе на строительство двух морских платформ для компании «Сахалинская энергия» – оператора проекта «Сахалин-2».

М. ШАТИЛОВА.
© «
Советский Сахалин», № 177(22508), 26.09.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Для освоения сахалинского шельфа создается консорциум дальневосточных предприятий

      В Хабаровском крае создается Консорциум Дальневосточных предприятий с целью более активного вовлечения предприятий и организаций края в освоение Сахалинского шельфа. Об этом было заявлено на очередном заседании совета директоров промышленных предприятий и организаций Хабаровского края, передает информационно-справочный сервер "Хабаровск.Новости".
      Управляющая структура Консорциума будет располагаться на ОАО "Амурский судостроительный завод". Генеральному директору этого предприятия поручено ускорить создание соответствующих структур Консорциума и максимально привлекать предприятия и организации Хабаровского края к выполнению заказов по модернизации буровой платформы "Орлан" в рамках программы "Сахалин-1".
      Предполагается, что создание Консорциума поможет предприятиям края адаптироваться к требованиям иностранных заказчиков и лучше координировать разделение труда в условиях жесткой конкуренции со стороны российских и иностранных компаний. За последние два года работы по реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" заметно активизировались. Увеличилась доля участия предприятий края в работах по Сахалинским проектам. С ними заключено 6 контрактов на сумму более 200 млн. долларов США.
      Кроме Амурского судостроительного завода в выполнении разного вида работ и услуг в рамках проекта "Сахалин-1" участвуют ОАО "Дальмостострой", Авиакомпания "Восток", институты "Дальаэропроект", "ДальТИСИз", "Дальгипроводхоз". Операторам проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Сахалин-3" и администрации Сахалинской области, которые занимаются отбором предприятий к участию в конкурсах и тендерах, направлены анкеты еще 60 предприятий края.
      С целью широкого привлечения предприятий края к реализации проекта освоения Сахалинского шельфа, проектов газификации Хабаровского края Совет директоров промышленных предприятий края решил оказать поддержку министерству топлива, энергетики и ЖКХ Хабаровского края в решении задач, связанных с реализацией проектов "Сахалин-1","Сахалин-2", и выполнению Федеральной программы "Газификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев".

Источник: REGIONS.RU / Россия.Регионы, 26.09.2002
© «
Новости Сахалина и Курил», 26.09.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

В Приморском крае подготовлена площадка для строительства ледостойких платформ морских буровых установок в рамках проекта "Сахалин-2"

      В районе приморского поселка Дунай подготовлена площадка для осуществления уникального в России производства – строительства ледостойких платформ для морских буровых установок в рамках проекта "Сахалин-2". Занимается осуществлением этого проекта компания "Приморский нефтегазовый комплекс" (ПНК). Как сообщил "Восток-Медиа" генеральный директор ОАО "ПНК" Валерий Цымбал, площадка выставляется на международный конкурс и имеет все шансы на победу.
      Производство платформ (гигантов размером 100 на 100 метров, стоимость строительства 10-15 млн. долларов) намечается развернуть в сухом доке, который в советское время предназначался для строительства авианесущих крейсеров. Еще тогда в бухте Чажма был проложен подводный канал глубиной 14-16 метров для их выхода в открытое море. Рядом располагается судоремонтный завод и завод железобетонных изделий. Одним словом вся необходимая инфраструктура для производства платформ.
      Количество подобных площадок во всем мире можно пересчитать по пальцам одной руки. Ближайший конкурент наших производственных мощностей располагается на Филиппинах. При практически равных технических условиях у приморского проекта имеется большое неоспоримое преимущество – стоимость буксировки на Сахалин значительно меньше. Гораздо меньше и риск возникающий при транспортировке.
      Как сообщил вице-губернатор Приморского края Юрий Лихойда, краевая администрация заинтересована в осуществлении проекта – ведь это рабочие места для жителей поселков, ранее обслуживающих суда Тихоокеанского флота. А за выполнением заказа на две платформы для "Сахалина-2" могут последовать другие – для "Сахалина-1".
      Одним из главных аргументов против размещения заказа в Приморье был страх радиационного заражения. Ведь неподалеку от сухого дока в 1985 году произошла авария на атомной подводной лодке. Радиоактивный след краем зацепил и площадку сухого дока. Основу выброса составлял кобальт, активность которого падает вдвое каждые пять лет. Кроме того организацией "Дальвоенморстрой" была проведена дезактивация территории. Зараженный грунт (слой почвы от 5 до 20 сантиметров) был собран в спецконтейнеры и вывезен в хранилище твердых радиоактивный отходов. Сейчас, как заявил начальник службы радиологической, химической и биологической защиты ТОФ Александр Максимов, радиация участка находится в пределах безопасных для здоровья норм. Этот факт подтверждает документ выданный СЭС Приморского края, проверявших работу военных строителей.

Источник: Восток-Медиа, 20.09.2002
© «
Новости Сахалина и Курил», 20.09.02.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/s2/r11.htm
Реклама:
Hosted by uCoz