VFF-S
Шельф Сахалин-2
Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Российские участники

  1. Астраханские заводы будут делать нефтяные платформы для Сахалина. «Известия», 28.10.02.
  2. Металлурги добрались до платформ. «Эксперт», 04.11.02.
  3. В рамках реализации Второго этапа проекта «Сахалин-II» основания морских платформ будут построены в России. «Нефтегазовая вертикаль», 03.07.03.
  4. Основания двух морских платформ будут построены в России. «Советский Сахалин», 08.07.03.
  5. «Сахалин энергия» выделит $3.5 млн. на реконструкцию гидросооружений Приморья. «Финансовые известия», 17.02.04.
  6. Буровые платформы по проекту «Сахалин-2» продолжают строить в Приморье. «REGNUM.RU», 18.02.04.
  7. Хороший повод для фейерверка. «Советский Сахалин», 06.11.04.
  8. Основание получилось весьма основательным. «Советский Сахалин», 07.02.04.
  9. Платформа «Лунская» – made in Russia. «Наши островат», 08.12.04.
  10. Мы побывали на «Луне». «Советский Сахалин», 03.02.05.
  11. Салют, ЛУН-А! «Губернские ведомости», 09.02.05.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Салют, ЛУН-А!

Проекты

В порту Восточный, в бухте Врангеля
    Вечернее небо разрезали сполохи фейерверка, огни салюта ярко осветили гигантскую стройплощадку. И во всем этом пейзаже было нечто фантастическое: огромные бетонные колонны, краны, издали изящные, вздернувшие высоко, эдак метров на 130, свои стрелы, могучий док, вмещающий в себя всю технику и все сооружения. И чуть поодаль – море. Такую картинку мы увидели в бухте Врангеля в порту Восточный. А в это время в Южном уже вовсю бушевал циклон и здорово заметало.
    Вылетая чартерным рейсом в Находку, никто из нас абсолютно не беспокоился о погодных условиях родного острова. Нас интересовало другое: сколько часов лететь до Артема и как долго затем на автобусе добираться в порт. Необходимо было успеть застать последнюю заливку бетона на одном из оснований буровой платформы. Дело в том, а об этом писали не раз и наша газета, и другие издания, что в Приморье почти завершены все строительные работы по возведению двух железобетонных оснований гравитационного типа для морских платформ: Лунской и Пильтун-Астохской.
    Первое основание получило имя собственное ЛУН-А (причем произносят все это название как «луна», ничуть не беспокоясь о сходстве с небесным и овеянным романтикой светилом), а второе – ПА-Б. По этому поводу мой коллега Володя Кулешов, вернувшись совсем недавно из Египта (где, кстати, сухой закон), не без лукавства шутил: «Паб (пивной бар) – это нам знакомо». И тут же выяснил, что на объекте существует тест-контроль на алкоголь и в честь праздника разрешено выпить пивка, но не больше двух баночек.

Техника безопасности – на первом месте
    Иначе – голова с плеч и с глаз долой. Причем это требование -для всех без исключения. И между прочим, россияне нарушают не больше других.
    – В любом помещении, которое здесь находится, – поясняет нам инспектор по технике безопасности Василий Фокин, – вы можете увидеть обращение ко всем работающим главы компании – подрядчика «Эйкер Кваернер» Астора Ниборга. Он считает, что технике безопасности должно уделяться первовтепенное значение. Как мы это делаем? Когда человек идет через проходную, к нему подходит вежливый охранник и культурно предлагает пройти тест на алкоголь. И вот буквально позавчера мы попрощались с начальником смены Дени, он из Техаса, не так давно уволили одного англичанина, и тот тоже вернулся на родину, оба не прошли тест-контроль. Ведь от того, как себя будут вести супервайзеры, командиры производства, зависит дисциплина на объекте.
    – А сколько же всего на стройке работает российских специалистов при таких-то строгостях?
    – Больше 2 тысяч человек, представители 22 стран. Эту цифру я сам вычислил, но в основном возводят железобетонные основания россияне. Я местный и знаю, что два года назад здесь, в нашем регионе, была большая безработица. Народ в основном занимался сбором шишек и ловлей рыбы. Сейчас у людей есть работа, они это ценят, и альтернатива: пить пли работать, не стоит. Однозначно -работать!
    – Василий Иванович, но жизнь есть жизнь, мало ли что может случиться, травмы или сердце у кого прихватит, как быть?
    – Наша клиника работает 24 часа в сутки, врачи очень внимательные, обученные на оказание экстренной медицинской помощи, всегда помогают любому заболевшему, любому простывшему. Что касается бытовых условий, то они тоже на высоте. Работает столовая, питание производится по талонам, их цена невысока – 30-40 рублей, во всех офисах есть кофейни, где можно попить кофе, чай с бутербродами. Автобус ходит вокруг дочка каждые 30 минут, хорошо оборудованы раздевалки для рабочих, где им выдаются средства индивидуальной защиты: каска, очки, одежда со светоотражающими полосами и специальная обувь с защищенным носком. И все это как бы само собой, так положено, таковы правила.
    Но на нашем строительстве, должен похвастать, есть и исключение из правил. К примеру, здесь ведется обучение по многим направлениям, в том числе можно хорошо овладеть английским языком. Кто считает нужным, каждый вечер может сесть за парту. И, уверяю вас, это не будет лишним в жизни. И кстати, работаем мы под лозунгом:

Две платформы – одна команда
    Действительно, этого лозунга мы придерживаемся, все выполняем одну задачу. С Василием Ивановичем мы еще встретимся, а пока – за индивидуальными средствами защиты, чтобы разрешили спуститься в док, в сердце стройки. Замечу, что сами основания гравитационного типа, такие, как «ЛУН-А» и «ПА-Б», в России возводятся впервые, для нас это ноу-хау. Интересуюсь у исполнительного директора Дэвида Гриера:
    – Почему все-таки был выбран порт Восточный для столь эксклюзивного строительства?
    – Бухта Врангеля – бухта укрытия, – отвечает Дэвид на мой вопрос. – Это во-первых. Во-вторых, выход к морю – вот он, рукой подать. В-третьих, здесь хорошо развита инфраструктура. И самое главное – трудовые ресурсы. На этом объекте российское участие выражено в рекордном процентном отношении, то есть в основном на стройплощадке работают российские специалисты. В свое время и в Северном море, и в Азии такие конструкции уже были сооружены, но нигде в мире нет таких сложных погодных условий, как в Приморье.
    Вы спрашиваете, почему форма колонн столь несимметрична и они как бы искривлены. Это обстоятельство обусловлено тем, что на них будут давить льды. Колонны могут выдержать давление льда в 15 метров! И я считаю, что изменение геометрии опор ставит процесс по их изготовлению в один ряд с самыми сложными работами по бетонированию методом скользящей опалубки. Вот эти гигантские ноги основания несут на себе технологическую нагрузку, к тому же обеспечивают устойчивость всей платформы.

Входим, как в пирамиду Хеопса
    Ну а теперь продолжим экскурсию уже с помощью наших проводников – менеджера по охране окружающей среды Макса Уоттса и начальника гражданского строительства Стайнера Мюрсета.
    – Первая арматура, – рассказывает Стайнер, – была заложена в прошлом году 31 января. А сегодня мы заканчиваем последний участок вертикального бетонирования, последнюю колонну. Оба основания были построены менее чем за один год.
    – Это хороший срок, – обращаюсь к Стайнеру. – Никогда и нигде в мире не строили быстрее одновременно две такие гигантские железобетонные конструкции в одном сухом доке. Как работают российские подрядчики, насколько вы, как иностранные партнеры, ими довольны?
    – Назову лишь некоторые подрядные организации. Это «Порт», «Фарватер», «Дальгидрострой», «Эра», «Дальмехмонтаж». Мы очень довольны нашим сотрудничеством, без труда нашли общий язык, специалистам это нетрудно.
    – Технические характеристики этих грандиозных сооружений поражают воображение. Смотрю на них и думаю, неужели это смогли построить человеческие руки?
    – Вот смогли (смеется). Их размеры зависят от положения на морском шельфе и, конечно, от предназначения. Вся сложность их строительства заключается в вертикальном бетонировании шахт. Сама кривая колонн очень сложная, и технические допуски здесь очень малы -речь идет о нескольких миллиметрах по каждому параметру. Мы привлекли к этой ювелирной работе именно тех субподрядчиков, которые смогли придерживаться точно всех технических допусков, отклонений и параметров.
    – А что же будет внутри этих махин?
    – Дальняя от нас шахта – это как раз шахта бурения. И та, которую мы заканчиваем сегодня, это тоже шахта бурения. В которую мы сейчас спустимся, это шахта стояков, райдеров, рядом – шахтохранилище, там будут расположены цистерны, танки для хранения топлива, есть еще колонна инженерных коммуникаций.
    – В этот период, – вступает в разговор Макс, – а также в течение всего проекта мы уделяем очень большое внимание охране труда, здоровья, окружающей среды, и фактически мы достигли такого уровня – 3 млн. человеко-часов обошлись без потери трудоспособности. Но жизнь есть жизнь, всякое бывает.
    – И, как говорится, береженого Бог бережет.
    – Так что будьте внимательны и осторожны, – говорит он нам, -мы сейчас идем на верхнюю плиту Луны, потом вновь поднимемся на лифте на верх шахты, затем спустимся до самого ее основания и увидим, как смонтированы там трубы.
    Чуть позже при спуске в одну из колонн Володя Кулешов воскликнет: «Входим в пирамиду Хеопса». А Анатолий Лашкаев, еще один представитель журналистского сахалинского десанта, пошутит: «Мы побывали на Луне». И тема космических масштабов как-то всеми нами была обыграна и прочувствована. Впрочем, судите сами о размерах сделанного.

С чего все начиналось
    – Полтора года назад, – говорит Василий Фокин, – здесь было болото, несколько деревцев и чуть подальше – озерцо, где я ловил обычно рыбу. Приехали иностранные специалисты из Финляндии, организовали местный народ и стали рыть большую яму. Никто не верил, конечно, что из этого что-нибудь получится. У нас здесь, в Восточном порту, было около 15 грандиозных проектов, деньги разворовывались, фирмы исчезали. Но теперь в соответствии с графиком, даже опережая его на 15 дней, строительство железобетонных оснований для проекта «Сахалин II» ведется по плану.
    Почему выбрали наш порт? Все просто: это самая южная точка Приморья, имеющая глубоководный выход в океан. Не надо было изменять фарватер, кроме того, железнодорожная ветка, аэропорт, другие коммуникации – все рядом.
    – А вам когда-нибудь доводилось участвовать в таком грандиозном строительстве?
    – Нет. С иностранными специалистами я работал и раньше, доводилось жить за границей, но чтобы коллектив, где собрались представители почти 80 национальностей, был таким сплоченным – такого не было, во всяком случае на моей памяти. Финны, норвежцы, американцы... И пошло – Эстония, Латвия, Австрия, Германия, Азербайджан, Канада, Англия и т.д. Одним словом, интернационал (смеется).
    – О, так наверняка кто-то успел из них составить свое счастье?
    – Конечно, у нас были уже заключены совместные браки, дети появились в этих семьях. И это здорово. Стройка дружная, все работают на равных, и все должны следовать политике компании. Таковы правила игры.

По закону Архимеда
    Уже сейчас на стройке многие заключают пари: поплывут или не поплывут эти столь громоздкие конструкции, совсем непохожие на морские суда. Исполнительный директор компании «Сахалин Энерджи» Дэвид Гриер смеется:
    – Все будет так, как еще рассказал нам Архимед. Возьмите коробку, положите ее в ванну с водой, и она всплывет.
    Так то коробка, а тут такие параметры, что дух захватывает.
    Размеры Лунского основания для платформы несколько отличаются от своего собрата, вес – 145000 тонн, высота – 68 метров при площади 99 на 105. Основание для Пильтун-Астохской платформы тоже не слабое: площадь – 105 на 99 метров, высота 55, вес – 110000 тонн. Скорее всего, к весне будет закончен канал, соединяющий котлован стройки с морем. Понтоны расположатся рядом с объектами транспортировки, вода зайдет в док, платформы поднимутся еще на 14 метров. Кстати, и сами основания тоже будут заполнены балластной водой через отсеки в кингстонах, ЛУН-А, к примеру, имеет их 214. Кроме того, оказывается, есть специальные норвежские суда, способные взять на буксир эти громадины и провести их по всему морскому пути.
    Время буксировки еще точно неизвестно, многое зависит от погодных условий. А сейчас уже часть железобетонных конструкций упаковывается защитным материалом, чтобы уберечь от штормов в будущем. Куда же поплывут ЛУН-А и ПА-Б?
    Первое основание предназначено для платформы, которая пропишется на Лунском газовом месторождении. Она-то и будет добывать основной объем голубого топлива для завода СПГ в Пригородном.
    Место прописки ПА-Б – Пильтун-Астохское месторождение.
    В целом вся конструкция, а ее дополнит еще верхний этаж, будет представлять собой буровую технологическую и эксплуатационную платформу. На ней будут производиться работы по добыче и отгрузке нефти и попутного газа. Но это дело будущего.
    Сейчас же параллельно с окончанием строительства железобетонных оснований идет сооружение их верхних строений в Южной Корее. Они тоже, как и нижние, отличаются друг от друга. Наверху разместится различное технологическое оборудование, инженерные коммуникации, а на другой стороне – жилые помещения. Но в Южную Корею, думается, наш дружный журналистский десант не будет сброшен, а вот у себя, здесь, хотелось бы все-таки посмотреть, как новенькие, буквально с нуля платформы покажут себя в деле.

Светлана СЕРГЕЕВА. Бухта Врангеля – Южно-Сахалинск.
© «
Губернские ведомости», № 21(2246), 09.02.05.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Мы побывали на «Луне»

Шельф

     В сухом доке приморского порта Восточного завершено сооружение второго ледостойкого основания будущей платформы «Пильтун-Астохская-Б» (ПА-Б). Таким образом, основные работы на строительстве обоих оснований закончены. Первое из них – для буровой платформы «Лунская-А» (Лун-А) – будет отбуксировано на одноименное газовое месторождение сахалинского шельфа в первой половине лета, второе – для Пильтунской нефтяной структуры – после того как встанет на точку Лун-А.
     Поздравить многонациональный коллектив строителей с достойной трудовой победой в п. Восточный выезжала группа руководителей и специалистов компании «Сахалинская энергия» – операторы проекта «Сахалин-2» и заказчика платформ, а также несколько островных журналистов. Предлагаем вашему вниманию репортаж нашего корреспондента.
     ...Кабина лифта слегка вздрогнула и поплыла вверх. Поднявшись на четырнадцать метров со дна дока, мы вышли на палубу нижней, прямоугольной части основания. Менеджер по охране труда и защите окружающей среды Макс Уоттс пригласил проследовать за ним в другой лифт, ажурная «шахта» которого стремительно взметнулась по одной из бетонных опор. Задрав головы, мы не без внутреннего трепета глядели вверх. Однако в подъемник вошли, лифтер Максим Колесник закрыл двери, и мы поехали...
     Наконец кабина поднимается до высшей точки опоры. Здесь, на 70-метровой верхотуре, гуляет ледяной ветер, зато обзор просто великолепный. И даже остальные три опоры кажутся ниже той, на которую вознесло нас. К краю подходить страшновато, хотя там есть ограждение, да и нельзя – М.Уоттс следит за этим.
     – Мы уже достигли отличного результата – отработали 3 миллиона 800 тысяч человеко-часов без потерь трудоспособности, – рассказал он.
     Наверху нам стало понятным то, казалось бы, чересчур пристальное внимание к безопасности труда, которое на этой стройке стало законом. Инспектор по ТБ Василий Фокин, проводивший короткий инструктаж для прессы перед тем, как нас повели в док и повезли на опору, показал обращение руководителя проекта на этом строительстве, главы компании-подрядчика «Эйкер Кваернер» Астора Ниборга. Этот специалист по проектированию буровых платформ считает, что при строительстве тех «монстров», которые он проектирует, надо особенно тщательно соблюдать все требования техники безопасности, что именно она должна быть превыше всего. Не случайно в разных местах на стройке мы видели зеленые ящики, в которые любой работающий здесь может опустить письма с предложениями по улучшению охраны труда и повышению безопасности работ. Наиболее активные в этом поощряются.
     В.Фокин рассказал, как у них относятся к любителям спиртного. Охранники на проходной выбирают из приезжающих на смену несколько человек и очень вежливо, но неукоснительно предлагают им пройти тест на алкоголь. Малейшее превышение нормативных промилле – и следует немедленное увольнение.
     – Позавчера мы распрощались с начальником смены, который не прошел этот контроль, – говорит Василий Иванович. – А не так давно отправили домой другого специалиста, англичанина. Он после смены выпил бутылочку пива и решил вернуться на территорию стройки поужинать: все кафе и столовые в городе уже были закрыты. «Допинг-контроль показал превышение дозы спиртного. И это не излишняя строгость. На стройке работает около двух тысяч человек из 22 стран, представляющих почти 80 национальностей. И, оказывается, этот грех водится не только за россиянами, но и за многими другими. Я бы даже сказал, что наши попадаются на этом тесте гораздо реже прочих. Я сам из местных, находкинских. Года полтора назад, до начала строительства, здесь была большая безработица, классные судоремонтники и механизаторы собирали кедровые шишки и ловили рыбу, чтобы хоть как-то поддержать семьи. А сейчас у них есть самое главное для мужчины – работа. И когда с ними беседуешь «за жизнь», то люди убежденно говорят: лучше мы совсем бросим выпивать, чем потеряем такую работу, которая достойно оплачивается и кормит наши семьи. А сами они бесплатно питаются в круглосуточной столовой и получают медпомощь, если необходимо, в клинике -тоже круглосуточной – оба учреждения работают прямо на территории стройки.
     Рассказал инспектор и о том, как они воспитывали у людей уважительное отношение к технике безопасности. Любой спускающийся в док обязан облачиться в средства индивидуальной защиты: каску, очки, ботинки с твердыми (металлическими) носками, робу со светоотражающими полосками (нашу «команду», кстати, тоже заставили надеть всю эту «амуницию», прежде чем вести на экскурсию). Кто замечен в пренебрежении этим правилом, получает одно, другое предупреждение, а потом следует увольнение.
     Все это, повторюсь, особенно остро понимаешь там, на верхнем торце опоры, где с непривычки и просто находиться страшновато, не то что работать. Хотя, конечно, на стройке приняты исчерпывающие меры страховки, да и подбирают сюда тех, кто не страдает высотобоязнью.
     Внизу начальник гражданского строительства Стайнер Мюрсет и Макс Уоттс с помощью молоденькой переводчицы Наташи Федотовой рассказали нам, что они очень хорошо сотрудничают с российскими субподрядчиками, которых здесь большинство, в том числе с приморскими компаниями «Порт», «Фарватер», ЭРА, Дальгидрострой, Дальмеханомонтаж и другими. А 800 человек работают по прямому найму – это местные жители, о которых ранее говорил В.Фокин.
     Иностранцы быстро нашли общий язык с нашими, обучили их новым технологиям – это было не очень сложно, ибо строительство в принципе во всем мире одинаково, а россияне – легко обучаемый народ, все схватывают на лету. Хотя, конечно, времени на это было в обрез, и старались привлечь в первую очередь тех подрядчиков, которые в состоянии точно придерживаться всех допусков и параметров при бетонировании основания по новым, технологиям и при монтаже различного оборудования.
     Платформу «Лун-А» наши панибратски зовут «Луной», намеренно игнорируя дефис, а «ПА-Б» – «Пабом»: это в разговоре гораздо проще. Так что можно сказать: мы побывали на «Луне»...
     Сооружение это потрясает не только габаритами (99x105x68 метров) и весом (145 тысяч тонн), но и тем, что опоры имеют очень сложную конфигурацию – внизу это конус, выше – цилиндр, который затем вновь утолщается и становится какой-то асимметричной бульбой. Зачем?
     – Чтобы максимально снизить ледовую нагрузку, которая на Лунском месторождении достигает огромных величин, – пояснил С.Мюрсет. – Этот усиленный пояс находится как раз в месте наибольшего напора многометрового ледяного поля, которое к тому же активно дрейфует под воздействием северного течения. Можете представить то давление, что действует на опоры.
     – А они выдержат? – засомневался я.
     – Выдержат, – пообещал строитель. – «Эйкер Кваернер» рассчитала опоры на движущийся лед 15-метровой толщины. Надеемся, все будет о'кей.
     С.Мюрсету можно верить. Это уже девятая или десятая платформа, которые ему приходилось строить. Одна из них – близ канадского острова Ньюфаундленд, где ее довольно часто атакуют огромные айсберги, отрывающиеся от ледяного массива Гренландии. И ничего, уже несколько лет стоит.
     Затем мы вошли внутрь одной из опор. Здесь довольно просторно. В центре шахты – целый пучок труб весьма солидных диаметров, уходящий ввысь. Это шахта райзеров, или стояков. По ним газ и газоконденсат пойдут в подводные трубопроводы, а затем – на завод СПГ в п. Пригородное. Шахта другой колонны предназначена для бурения скважин, третьей -для хранилища дизтоплива, четвертой – для инженерных коммуникаций.
     Я поинтересовался: как такие тяжеленные трубы, каждая из которых весит до 80 тонн, умудрились затащить в шахту высотою в 54 метра? Оказывается, помог уникальный кран, своего рода знаменитость: это тот самый «Mammoth» («Мамонт»), который участвовал в разборе завалов башен ВТО, рухнувших в результате терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Вылет его стрелы – 130 метров, так что для него «какие-то» 68 метров – не высота. Монтировали трубы по частям: поднял «Мамонт» и опустил в шахту один кусок, потом второй, их сварили, потом третий.
     Выйдя из шахты, мы уже с уважением осмотрели этот замечательный кран. Знать, не только люди бывают трудягами и богатырями, но и техника...
     На обратном пути директор проекта «Сахалин-2», он же – заместитель главного исполнительного директора «Сахалинской энергии» Дэвид Гриер подробно рассказал о том, как будет проходить буксировка платформ на сахалинский шельф, как их установят на заданные точки дна, а затем начнут монтировать верхнюю палубу и различное технологическое оборудование, которое сейчас готовят на заводах Южной Кореи. Но... может, и эти уникальные операции нам, журналистам, удастся увидеть самим и рассказать о них. Подождем до лета.

А.ЛАШКАЕВ, наш спецкор. п.Восточный, Приморский край.
© «
Советский Сахалин», № 17(23060), 03.02.05.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Платформа «Лунская» – made in Russia

В порту Восточный завершено строительство гигантского железобетонного основания для новой морской платформы, предназначенной для работы на сахалинском шельфе

      Третьего декабря над четырьмя колоннами опорного основания платформы «Лунская» громыхал праздничный фейерверк – компания «Сахалин Энерджи» объявила о завершении основных работ по строительству гигантского железобетонного основания газодобывающей морской платформы для Лунского месторождения.
      Такая же платформа, «Пильтун-Астохское-Б», появится неподалеку. Уже изготовлена опорная плита и возведены две колонны этого сооружения. Фейерверк в его честь запланирован на февраль следующего года. Четыре колонны платформ послужат опорой для строительства их верхних строений. В дальнейшем оба основания будут отбуксированы к месту остановки, сбалансированы и установлены на морское дно.
      В строительстве самых крупных опорных сооружений для нефтедобывающих платформ, когда-либо возводившихся в нашей стране, принимают участие около двух тысяч российских специалистов. Заместитель главного исполнительного директора «Сахалин Энерджи» и директор II этапа проекта Дэвид Гриер заявил:
      – На этих громадных основаниях для платформ можно с гордостью написать: «Сделано в России».
      Лидирующая (более 85 процентов) роль будет принадлежать российским специалистам и дальше. Впереди работы по изготовлению и монтажу необходимого механического оборудования, обеспечивающего добычу газа. Большая его часть будет изготовлена ОАО «Астраханский корабел» и ОАО «Находкинский судоремонтный завод». Этот завод также выполнит и некоторый, объем монтажных работ.
      Железобетонное основание платформы «Лунская» вполне могло бы побить мировые рекорды по своим параметрам: опорная плита с четырьмя колоннами конической формы, которые будут поддерживать верхние строения, весит 116000 тонн. Топить такое будет жалко...

Антонина МАНСУРОВА.
© «
Наши острова». № 50(169), 08.12.04.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Основание получилось весьма основательным

Шельф

      В специализированном доке порта Восточного, что в Приморском крае, завершено строительство четвертой, последней колонны железобетонного основания гравитационного типа для морской газодобывающей платформы «Лунская» (проект «Сахалин-2»).
      Основание представляет собой опорную плиту с четырьмя колоннами, которые будут поддерживать верхние строения платформы. Общий вес основания – 116 тысяч тонн, площадь опорной плиты – 105 на 88 метров, ее высота – 13,5 метра. Каждая колонна имеет высоту 56, а все основание – 69,5 метра. Это не только одно из самых крупных, но и вообще первое сооружение подобного рода, изготовленное в России.
      На той же площадке в сухом спецдоке порта Восточного близится к концу строительство второго железобетонного «монстра» – основания для морской платформы «Пильтун-Астохская-Б».
      Уже готовы опорная плита и две колонны этого сооружения, которое завершится предположительно в феврале 2005 г.
      В строительстве оснований платформ участвуют около двух тысяч россиян. В процессе этой уникальной работы они приобретают опыт новейших мировых технологий изготовления крупных железобетонных конструкций особой прочности, что открывает перспективы строительства подобных платформ для других шельфовых проектов.
      – На этих громадных основаниях для платформ можно с гордостью написать: «Сделано в России», – сказал на торжестве по случаю окончания основных работ заместитель главного исполнительного директора компании «Сахалинская энергия» Д.Гриер. – Они построены российскими специалистами, и для их возведения использованы огромные объемы бетона и стали российского производства.
      Он отметил также, что уровень российского участия в этих работах превысил 85 проц., и это яркий пример того высокого уровня, на который может подниматься промышленность страны, выполняя столь сложные заказы.
      На этапе окончательного оснащения железобетонного основания платформы «Лунская» будут выполнены работы по изготовлению и монтажу необходимого механического оборудования, в том числе трубопроводной обвязки, манифольдов и других устройств, обеспечивающих добычу газа. При проведении этих работ лидирующая роль также будет принадлежать российским промышленным предприятиям. Так, большая часть упомянутого оборудования будет изготовлена ОАО «Астраханский корабел» и ОАО «Находкинский судоремонтный завод». Этот завод выполнит и некоторый объем монтажных работ.

А. МОРЕВ.
© «
Советский Сахалин», № 219(23026), 07.12.04.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Хороший повод для фейерверка

Шельф

      В Приморье, в порту Восточном, строители завершили сооружение первой из четырех колонн основания платформы Лун-А (проект «Сахалин-2»).
      Начав бетонирование нижней, гравитационной части платформы в марте с.г., рабочие и инженерно-технические специалисты нескольких российских и иностранных компаний летом закончили эту операцию объемом в десятки тысяч кубометров бетона и тысячи тонн арматурной стали. А с пуском сухого дока, специально построенного для изготовления буровых стационарных платформ проекта «Сахалин-2», опалубщики, арматурщики и бетонщики начали возводить эту самую первую колонну. На нее ушло 2124 кубометра бетона и 1100 тонн арматуры.
      Колонна высотой 57 метров обладает сложнейшей формой и не имеет, как и вся платформа, аналогов на Дальнем Востоке. Кроме своей опорной функции, она будет использоваться для подачи добытых газа и газоконденсата с верхнего строения платформы через систему труб в подводный газопровод и далее – на берег.
      Будущей весной в одной из стен дока проделают канал, платформа всплывет, ее отбуксируют на сахалинский шельф и установят на заданную точку Лунского газового месторождения. А еще через некоторое время смонтируют верхнее строение этого громадного объекта и начнут бурение промысловых скважин.

A. MOPЕВ.
© «
Советский Сахалин», № 200(23007), 06.11.04.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Буровые платформы по проекту «Сахалин-2» продолжают строить в Приморье

      На территории Находки в районе Восточного порта продолжается строительство бетонных основания буровых платформ для добычи нефти и газа по проекту «Сахалин-2».
      Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Находки, крупномасштабные строительные работы, развернувшиеся в районе Восточного порта, уникальны. Впервые в мировой практике бетонные основания гравитационного типа будут построены в России. Эти морские опорные сооружения из бетона спроектированы с учетом повышенной сейсмической опасности сложных ледовых условий, существующих у побережья Сахалина.
      На сегодняшний день завершено оборудование сухого дока, в котором одновременно будут выливаться из бетона два основания платформ. Док представляет собой вырытый в земле котлован размерами 355 на 244 метра. Стенки дока покрыты дробленой скальной породой, что обеспечивает фильтрацию всех стоков, направляемых затем в специальный коллектор. Стройка такого уровня имеет важное значение для экономики Находки и всего края. Руководитель проекта подчеркнул большую роль в сотрудничестве с компанией «Сахалин Энерджи» администраций Приморского края, Находки и Восточного порта.
      Инвестиции в реализацию проекта составят в общей сложности 3,6 миллиарда рублей. Налоговых платежей будет заплачено 690 миллионов рублей, из которых 155 миллионов уже перечислены. Важно и то, что к строительным работам максимально привлечены российские компании.
      Сейчас на стройке работают 814 человек, в том числе 84 процента – это приморские специалисты, три процента – из других регионов России, остальные – зарубежные работники. В пиковый момент работ здесь будет более 1600 российских специалистов, и это должно составить около 90 процентов от всех занятых на объекте.

© «REGNUM.RU». 07:53 18.02.2004.
НАВЕРХ НАВЕРХ

«Сахалин энергия» выделит $3.5 млн. на реконструкцию гидросооружений Приморья

      Компания «Сахалин энергия» заявила о выделении $3.5 млн. на реконструкцию гидросооружений Приморья. Предполагается средства направить на модернизацию и развитие Штыковского гидроузла. Информацию об этом сегодня сообщил губернатор Приморья Сергей Дарькин во время поездки по городам и поселкам юга края.
      Реконструкция старых и строительство новых гидросооружений Приморья требует около 2-3 млрд. руб. Среди главных этапов вывода края из водного кризиса, который сложился в крае летом 2003 года, называются Шкотовский гидроузел, Штыковский водозабор и месторождение подземных вод «Пушкинская депрессия».
      Первая очередь Штыковского водозабора начала подавать воду в города южного Приморья 1 декабря 2003 года. Однако из-за маловодности рек мощность ее не превышает 5 тыс. кубометров в сутки, вместо 20 тыс. - проектной мощности. Сегодня на режимном водоснабжении находятся жители крупнейших городов Приморья - Владивосток и Артем, а также близ расположенных поселков.
      Из-за обмелевших водохранилищ половина жителей Владивостока получает воду один раз в сутки на 4 часа, либо дважды в сутки. На снабжение влагой из подземных скважин переведены практически все промышленные предприятия. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

© «Финансовые известия», 17.02.2004 09:14.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Основания двух морских платформ будут построены в России

Проект "Сахалин-2"

      В рамках реализации второго этапа проекта «Сахалин-2» компания «Сахалин Энерджи» 3 июля подписала контракты с компаниями «Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс» и «Кваттроджемини Оу-Вай» на проектирование и строительство оснований морских платформ «Пильтун-Астохская-Б» («ПА-Б») и «Лунская-А» («Лун-А»). Общая стоимость контрактов составляет около 250 млн. долларов.
      По двум контрактам финская компания «Кваттроджемини Оу-Вай» будет отвечать за строительство оснований платформ «ПА-Б» и «Лун-А» в российском сухом доке в порту Восточный, что в Приморском крае. Ожидается, что из общей стоимости контрактов более 120 миллионов долларов будет освоено непосредственно российскими предприятиями. Норвежская компания «Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс» специализируется на изготовлении железобетонных оснований для морских платформ и будет предоставлять услуги по проектированию из Норвегии.
      Обе платформы будут находиться в Охотском море к северо-востоку от острова Сахалина, при этом основание платформы «Лун-А» будет установлено на глубине около 48 метров, а основание платформы «ПА-Б» – на глубине около 30 метров. По плану произойдет это в третьем квартале 2005 года.

© «Советский Сахалин», 116(22688), 08.07.03.
НАВЕРХ НАВЕРХ

В рамках реализации Второго этапа проекта «Сахалин-II» основания морских платформ будут построены в России

      В рамках реализации Второго этапа проекта "Сахалин-II" компания "Сахалин Энерджи" сегодня подписала контракты с компаниями "Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс" и "Кваттроджемини Оу-Вай" на проектирование и строительство оснований морских платформ "Пильтун-Астохская-Б" ("ПА-Б") и "Лунская-А" ("Лун-А"). Общая стоимость контрактов составляет около 250 млн.
      По двум контрактам компания "Кваттроджемини Оу-Вай" будет отвечать за строительство оснований платформ "ПА-Б" и "Лун-А" в российском сухом доке в порту Восточный, Приморский край. Ожидается, что из общей стоимости контрактов более 120 миллионов долларов будет освоено непосредственно российскими предприятиями. Норвежская компания "Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс" специализируется на изготовлении железобетонных оснований для морских платформ и будет предоставлять услуги по проектированию из Норвегии.
      Менеджер компании "Сахалин Энерджи" по плану развития морских проектов Пер-Олаф Хустад отметил: "Строительство данных оснований представляет собой важное событие для России и российской промышленности, так как эти основания морских платформ будут первыми сооружениями подобного типа, построенными в Российской Федерации. За счёт передачи знаний и технологий в рамках этого проекта местная промышленность сможет приобрести большой опыт, а также будет создано значительное количество рабочих мест для россиян, проживающих в Приморском крае, в частности, в районе порта Восточный. Мы ожидаем начала работы с компаниями "Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс" и "Кваттроджемини Оу-Вай" по данному важному проекту и хотим приступить к ней как можно скорее".
      По контракту компания "Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс" будет предоставлять услуги по рабочему проектированию оснований. Особое внимание при проектировании будет уделено суровым ледовым условиям зимнего периода, а также сейсмическим нагрузкам, характерным для этого региона. Обе платформы будут находится в Охотском море к северо-востоку от о.Сахалина, при этом основание платформы "Лун-А" будет установлено на глубине около 48 метров, а основание платформы "ПА-Б" - на глубине около 30 метров.
      "Данное событие является важной вехой, так как российский рынок имеет стратегическое значение для компании "Эйкер Кваернер". Новый подряд укрепит наши позиции для участия в тендерах, проводимых по другим проектам как на Сахалине, так и в других регионах России", - сказал главный исполнительный директор компании "Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс" Хелдж Лунд.
      Компания "Кваттроджемини Оу-Вай" - это финская инженерно-строительная компания, имеющая договор субподряда с компанией "РР Офшор", в которой большинство акций принадлежит российским партнерам.
      Компания "Кваттроджемини Оу-Вай" осуществит строительство сухого дока и сопутствующей инфрастуктуры (временные офисные здания, бетонный завод, дороги и оборудование) в порту Восточный, Приморский край. Первоначально ей предстоит осуществить выемку грунта в объеме около 1,2 млн. куб. метров в ходе подготовки к строительству двух железобетонных оснований гравитационного типа.
      Председатель правления компании "РР Офшор" Дмитрий Пальцев сказал: "Мы очень рады присуждению субподряда на доставку и установку механического оборудования морских платформ "Пильтун-Астохская-Б" и "Лунская-А". Этот контракт представляет собой крупное достижение для России, Приморского края и порта Восточный. Основания морских платформ будут первыми основаниями такого типа, построенными в России и работа над ними будет захватывающим прорывом в новые и передовые технологические области строительства. Надеемся сразу же приступить к работам по проекту в порту Восточный".
      Генеральный директор ОАО "Восточный порт" Владимир Попов сказал: "Проект "Сахалин-II" признал возможности порта Восточный обеспечить мощности, необходимые для строительства железобетонных оснований морских платформ, которые никогда не сооружались в России. Тот факт, что именно порт Восточный был выбран для выполнения этих работ, а не иностранные верфи, имеющие опыт в данной сфере, является значительным проявлением уверенности в мастерстве и возможностях российской промышленности.
      Работы уже начались строительством громадного сухого дока, который потребуется для сооружения этих оснований. Мы рады играть главную роль как в освоении этого проекта мирового класса, так и во внедрении новых строительных технологий, которые могут привести в будущем к развитию новых деловых возможностей России в морской нефтегазовой отрасли."
      Второй этап проекта "Сахалин-II" включает дальнейшее освоение Пильтун-Астохского месторождения на континентальном шельфе о.Сахалина. Для данной цели необходимо установить еще одну платформу ("ПА-Б") в северной части Пильтунского участка месторождения. Второй этап также предусматривает освоение Лунского месторождения, которое является в основном газовым месторождением с сопутствующим конденсатом и небольшими нефтяными оторочками в некоторых частях пласта. Платформа на Лунском месторождении будет добывать газ, конденсат и, возможно, нефть.
      Платформа "ПА-Б" будет комплексной платформой для добычи нефти и газа с оборудованием для бурения. Производительность платформы будет составлять приблизительно 70 000 баррелей нефти в сутки (11 000 куб. метров в сутки).
      На Лунской платформе будет установлено буровое оборудование, жилой модуль и минимальное количество технологического оборудования. Производительность платформы будет составлять около 50 миллионов куб. метров газа в сутки (1 800 млн. стандартных куб. футов в сутки) и приблизительно 50 000 баррелей нефти в сутки (8 000 куб. метров в сутки).
      В рамках первичных краткосрочных соглашений "Кваттроджемини Оу-Вай" и "Эйкер Кваернер Текнолоджи Эй-Эс" уже приступили к производству подготовительных работ. При условии начала основных работ незамедлительно после получения окончательных согласований от российских государственных органов ожидается, что установка двух железобетонных оснований гравитационного типа начнется в 3-ем квартале 2005 года.

ИА НГВ.
© «
Нефтегазовая вертикаль», 03.07.03 11:58.
НАВЕРХ НАВЕРХ

Металлурги добрались до платформ

Новая корпорация по производству морских буровых платформ создана бывшими собственниками Северского трубного завода

      В конце октября на предприятии "Астраханский корабел" было торжественно спущено на воду судно "Pannon Sun". Вообще-то спуск не самого большого судна не повод для очерка, однако было в этом рядовом в общем-то событии нечто особенное. Параллельно публике был представлен проект создания новой крупной машкорпорации. Проект заявлен под вывеской финской RR Offshore (RRO), однако слово "финская" не должно вводить в заблуждение: предприятие на свои средства организовали российские металлурги. Их бизнес-идея проста: создать международную компанию, специализирующуюся на производстве морских буровых платформ, оборудования для освоения шельфа, морских и речных судов. Если задумку удастся реализовать, глава "Объединенных машиностроительных заводов" (ОМЗ) Каха Бендукидзе может поставить крест на планах по производству собственных морских буровых платформ (см. "Эксперт" № 21, № 31 за 2002 год).

За что надо платить

      "Астраханский корабел" и "Красные баррикады" - два важнейших предприятия для строительства буровых платформ на Каспии. Они расположены практически на побережье Каспийского моря, располагают уникальными тысячетонными плавкранами, наконец, имеют опыт строительства платформ. Купив хотя бы один из этих заводов, компания ОМЗ получила бы все средства для реализации своих планов. Однако переговоры о выкупе акций с нынешними собственниками застопорились, в том числе и из-за того, что региональные власти поставили условием продажи выполнение инвестиционного плана - достройки сухогруза "Pannon Sun" (в рамках погашения российского долга перед Венгрией). По мнению высокопоставленного сотрудника ОМЗ, вместе со стоимостью акций это требование потянуло примерно на два десятка миллионов долларов за один завод. Такая цена за относительно небольшое предприятие показалась группе завышенной.
      Но нашлись бизнесмены, которые не сочли названную сумму запредельной. Судя по появившимся данным, контроль над "Астраханским корабелом" и "Красными баррикадами" установили бывшие металлурги, в частности, Илья Кокорев и Дмитрий Пальцев, которые пару лет назад владели и управляли Северским трубным заводом, а затем были вынуждены продать акции Группе МДМ и вышли из бизнеса. Крупнейшие внутренние потребители труб - нефтяники, поэтому у металлургов с последними традиционно тесные связи. В частности, у бывших собственников Северского завода оказались тесные связи с банком "Петрокоммерц" и "ЛУКойлом", что и сыграло роковую для ОМЗ роль. По словам Ильи Кокорева, после продажи акций Северского завода был проведен тщательный анализ планов разработки шельфа Каспия и на его основе принято решение об инвестировании в шельфовое судостроение.

Печали конкурента

      Мы уже писали о том, что потенциальная емкость рынка буровых платформ на Каспии оценивается в 15 млрд долларов. Понятно, что рано или поздно за него должна развернуться борьба. У кого в ней будут лучшие шансы?
      Уже сейчас RR Offshore совместно с иностранными партнерами участвует в нескольких проектах по поставкам уникального оборудования для освоения углеводородных месторождений каспийского шельфа и побережья Сахалина. Для его основного конкурента, корпорации ОМЗ, активизация в ключевых регионах еще одного претендента на "платформенный" бизнес - кость в горле.
      В ОМЗ рассчитывали строить морские буровые платформы блоками в Нижнем Новгороде (на заводах "Красное Сормово" и "Нижегородский теплоход"), а достраивать и собирать их в Астрахани. Но наиболее приспособленные и к тому же находящиеся ближе всего к каспийской нефти заводы - "Красные баррикады" и "Астраханский корабел" - оказались в руках конкурента. Они монопольно владеют всеми гигантскими плавкранами. Без таких кранов на Каспии вести достройку морских буровых платформ будет невозможно.
      Однако, по утверждениям специалистов ОМЗ, производственные и конструкторские возможности заводов и компаний RR Offshore недостаточны. В качестве примера они приводят строительство в советские времена на "Астраханском корабеле" полупогружных буровых установок типа "Шельф" (см. фото). В разработке проекта участвовало украинское ЦКБ "Коралл" (в настоящее время принадлежит ОМЗ). Астраханская группа заводов самостоятельно не могла справиться с задачей. Поэтому была налажена кооперация с рядом судостроительных заводов России и Украины. Все блоки доставлялись водными путями в Астрахань, где и производилась окончательная сборка.

Как завербовали финнов

      RR Offshore была необходима конструкторская и дизайнерская поддержка. Решили эту проблему довольно просто - переманив нескольких сотрудников одной из ведущих мировых судостроительных компаний, Aker Maritime, штаб-квартира которой находится там же, где и RR Offshore, в финском городе Пори. Кстати, Aker Maritime, как крупнейший игрок на рынке морских буровых платформ, когда-то входила в число акционеров СП "Астраханский корабел", управлявшего в числе прочих "Красными баррикадами" и "Астраханским корабелом". По какой-то причине Aker Maritime неожиданно решила свернуть свой бизнес в России и распродала акции менеджерам и российским металлургам. Теперь ее сотрудники снова будут работать на тех же астраханских заводах.
      "В рамках проекта RRO удалось объединить все компании производственного цикла - от проектирования и управления проектом, привлечения инвестиций в проект до производства и инсталляции оборудования по добыче минерального сырья на шельфе", - заявил на презентации международного проекта исполнительный директор RR Offshore Пекка Лаксел.
      Теперь, с конструкторской и дизайнерской поддержкой финнов, с достроечными мощностями на Каспии и со связями со всеми потенциальными покупателями буровых платформ (в первую очередь с "ЛУКойлом" и казахскими заказчиками, разрабатывающими шельфовое месторождение Кашаган) у RR Offshore явно больше конкурентных преимуществ по сравнению с ОМЗ.

Андрей Виньков, Дмитрий Сиваков.
© «
Эксперт», № 41(348), 04.11.02.
НАВЕРХ НАВЕРХ

ВОЛГА ВПАДАЕТ В ТИХИЙ ОКЕАН

Астраханские заводы будут делать нефтяные платформы для Сахалина

      Крупномасштабный проект по разработке и производству морских буровых платформ был представлен в пятницу в Астрахани. В рамках проекта финская компания RR Offshore Oy планирует создание вертикально-интегрированного холдинга из местных судостроительных предприятий, консолидировать активы которых будет российская "Группа Содействия Росту" ("СОРОС").
      RR Offshore со штаб-квартирой в финском городе Улвила, имеющая представительства в Москве, Хьюстоне, Находке и Астрахани, была основана полтора года назад. Для выполнения проекта она объединила ведущих специалистов в управлении оффшорными проектами финской компании Deltamarin и нижегородское КБ "Вымпел", предоставляющее услуги в области проектирования и инжиниринга, а также астраханские предприятия специального судостроения "Астраханский корабел" и "Красные баррикады". Оба предприятия специализируются на производстве буровых платформ и крупногабаритного оборудования для добычи нефти на Каспии.
      Сейчас заканчивается формирование структуры проекта и отношений собственности. В RR Offshor заявили, что портфель их заказов для Каспия и проекта "Сахалин-2" на 2003 год составляет 230 млн долларов.
      Как рассказал управляющий директор RR Offshore Пека Лаксел, первоначально они ориентировались на Азербайджан, но потом получили небольшой контракт от итальянской "Аджип ККО", выступающей оператором проекта одного из крупнейших на Каспии казахстанского месторождения Кашаган. Поскольку у Казахстана нет производственной базы для сборки крупногабаритных буровых судов, ледоколов, барж ледовой защиты, компания обратила внимание на Астрахань. Там она видит "большие возможности в развитии производства, которое окажется полезным для Казахстана и всего Северного Каспия".
      "Мы не входим в число акционеров ни RR Offshore, ни "Астраханского корабела" и имеем небольшой уставный капитал, - сказал "Известиям" генеральный директор консолидатора проекта компании "СОРОС" Илья Кокарев. - За нами авторство самой конструкции, которая будет задействована в обеспечении крупногабаритным оборудованием каспийских проектов и проекта "Сахалин-2", где мы остались сейчас одними из трех участников тендера".
      "Астраханский корабел" начал работать на Кашаган еще в 1998 году. Тогда здесь модернизировали самую большую в мире буровую баржу, которая работала до этого на мелководье Мексиканского залива. В рамках "соросовского" холдинга "Красные баррикады" должны переделать в буровое судно гигантский плавучий кран "Исполин" (грузоподъемностью 1200 тонн). В советские годы он строился для Азербайджана, но так и остался на заводе.
      К презентации проекта RR Offshore была приурочена передача построенного на "Астраханском корабеле" по заказу венгерской фирмы "Махарт" морского контейнеровоза PANNON SUN. Это последнее из серии трех судов, созданных астраханскими судостроителями в счет погашения государственного долга России перед Венгрией. Достройка судна осуществлялась на кредит банка "Петрокоммерц", участвующего и в нынешнем проекте финской компании.

Рафаэль ИЖБЕРДЕЕВ, Астрахань.
© «
Известия.Ru», 21:32 27.10.02.


НАВЕРХ I — КАРТА САЙТА — II ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/s2/r14.htm
Реклама:
Hosted by uCoz