VFF-S Шельф Сахалин-2 Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
Российские участники

ЛУКойлНефтегазстрой

  1. «Лукойл» поможет «Сахалину-2». Построить самый длинный трубопровод в России. «Ведомости», 31.07.03.
  2. Островная экономика прирастает заводами. «Губернские ведомости», 11.12.03.
НАВЕРХ НАВЕРХ

ОСТРОВНАЯ ЭКОНОМИКА ПРИРАСТАЕТ ЗАВОДАМИ

НЕФТЬ И ТАЗ САХАЛИНА

      На севере зима уже давно чувствует себя хозяйкой: снежный наст мерцает на солнце так, что больно глазам. Ноглики принарядился и заметно обустроился: такие добротные дома, принадлежащие частникам, на Сахалине увидишь не часто.

НОГЛИКИ – НЫШ – ЮЖНАЯ ПОДЪЕЗДНАЯ ДОРОГА

      Короткая остановка в вахтовом поселке, и группа журналистов на российских китайской сборки «Нивах» отправляется к месту назначения – в поселок Ныш, а затем к строящемуся объединенному береговому комплексу (ОБТК). Весной прошлого года мы уже проходили этот маршрут, останавливаясь по дороге почти на всех строящихся мостах, дорогах, водотоках, железнодорожных переездах. Один из моих коллег во время этой поездки все время хотел убедиться в том, что ранее намеченные планы все-таки обрели свои реальные очертания и прогресс стал заметен. Что ж, как поется в известной песне, «я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика», так и наш север, который не ограничивается Ногликским, Тымовским и Смирныховским районами, где мы успели побывать за время командировки.
      Итак, мы следуем в Ныш. Новенький мост через реку Вервили стоит, судя по всему, уже давно, а железнодорожный тупик, который обустраивали в довольно тяжелых климатических условиях, встретил нас огнями современной сигнальной системы, надежно уложенными железнодорожными путями, светофорами и модулем, из которого оператор руководит всем процессом. Чуть поодаль – строительный вагончик, тяжелая техника и огромные, весом в тонну каждый, мешки с цементом, предназначенные к отгрузке на ОБТК на бетонный завод. Для мощных японских кранов переместить столь габаритный груз – не проблема, они проделывают эту работу элегантно и точно.
      К слову сказать, столько красивой строительной техники, сколько сейчас на ОБТК, мы видели только в Пригородном, где идет интенсивное строительство завода по сжижению природного газа. Работы идут в любое время суток, и когда на тебя движутся сотни огней, картина делается очень масштабной, объемной, она просто завораживает. Так оно и есть на самом деле, масштабы второго этапа проекта «Сахалин-2», образно говоря, космические.
      Однако вернемся все же на землю. Вот уже нулевая отметка южной подъездной дороги, до 23-го километра ее возводили строители «ЗапБамстроймеханизации», а уже к ОБТК по тайге и болотам путь длиной в 57 километров прокладывала совместная российско-канадская компания «СУ-4 «Фергюсон Симек Кларк». «СУ-4» – это сахалинские специалисты, прекрасно себя зарекомендовавшие на строительстве дороги, сейчас они занимаются землеройными работами на береговом комплексе. Иностранные партнеры справедливо считают этих российских участников одними из самых высокопрофессиональных. Так что можем, когда захотим.

НА МОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ

      От курорта это место все же отличается, хотя находится буквально в пяти километрах от пляжа. Интересуюсь у Сергея, водителя компании, чем же здесь, вдали от цивилизации, народ занимается в свободное время. Оказалось, что такового у них просто не имеется. Контракт на строительство берегового технологического комплекса в тяжелой конкурентной борьбе выиграло СП «БЭТС», в состав которого входят российская компания «ЛУКойлНефтегазстрой», турецкая – «Энка», американская – «Бектель». Знакомимся с руководителем проекта ОБТК, его зовут под стать сахалинскому природному колориту – Тайфун Танлак.
      – Сумма заказа, – рассказывает г-н Танлак, – составляет где-то 150 миллионов американских долларов. Помимо строительных работ, БЭТС поставляет материалы, что согласовано с компанией «Сахалинская энергия». Сейчас на сайте работает около 600 человек, и к июлю следующего года мы ожидаем пик населенности нашего вахтового лагеря – 1800 человек. И по соглашению с оператором проекта 70 процентов будут составлять русские специалисты. Согласно контракту, стройка ОБТК рассчитана на 36 месяцев, то есть мы планируем к концу 2006 года завершить все работы.
      На сахалинском строительном рынке компания «БЭТС» известна узкому кругу специалистов, и поэтому мы просим г-на Танлака немного рассказать о совместном предприятии. Оказывается, 50 процентов акций принадлежит российской стороне, остальные поровну делятся между американской и турецкой фирмами. БЭТС зарегистрирована в Голландии, в мае она была специально создана для реализации этого проекта. Тендер был очень трудным, соревнование за получение заказа тяжелым, добивались его почти год.
      Интересуюсь у руководителя проекта ОБТК, как же представители столь разных национальностей – американцы, русские, турки – находят между собой общий язык.
      – Конечно, это очень нелегко, – улыбается Тайфун, – но бывают иногда и очень приятные сюрпризы в общении. Сам я раньше в России не работал, но довелось строить в Тенгизе, в Казахстане, там у нас тоже был очень многонациональный коллектив. Что касается Сахалина, то его удаленность от материка, от крупных индустриальных центров накладывает свой отпечаток, и если мы исчерпаем здешний рынок рабочей силы, будем продвигаться дальше.
      Небольшая ремарка. На вопрос о том, какая задача стоит перед всеми этими компаниями, г-н Танлак ответил абсолютно откровенно: закрепиться на нашем острове с тем, чтобы и в дальнейшем работать в рамках столь привлекательных инвестиционных шельфовых проектов.

СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ

      Здесь, на побережье Охотского моря, мы были рады встретить наших старых знакомых по другому, не менее важному и масштабному проекту – проекту поддержания пластового давления – Родиона Русина и Брюса Литтермана. Сейчас Родион работает инспектором по охране труда и технике безопасности, а Брюс руководит работами на площадке. Наша газета в свое время достаточно много и подробно писала о строительстве двух модулей на Амурском судостроительном заводе, предназначенных для «Моликпака». Вот как раз Брюс Литтерман курировал не только их изготовление, а весь процесс – от нуля и до транспортировки этих важнейших инженерных сооружений к морской платформе. И вот сейчас – новый масштабный проект.
      – Я очень рад видеть вас сегодня снова, – начал интервью г-н Литтерман, – сейчас мы находимся с вами в нескольких километрах от Лунского залива. Рядом с ним расположен природный заповедник, место очень красивое, и мы гордимся, что нам выпала честь здесь работать (а в это время дует пронзительный ветер, 12 градусов по Цельсию равны всем 20, близость с морем дает о себе знать. Природа-матушка блистательно хороша, но уж очень сурова. – Прим. авт.).
      – Мы здесь уже примерно пять месяцев, – продолжает вести репортаж со стройки Брюс Литтерман, – первые три из них работали на строительстве временных сооружений: как раз за моей спиной расположены жилые блоки нашего лагеря, а впереди – здание офиса и все вспомогательные службы. Предлагаю вам совершить объезд всей площадки, чтобы осмотреть стройку во всем ее масштабе. Кстати, и отсюда вы можете видеть большое новое здание, это наша столовая, не могу дождаться, когда она откроется.
      Брюс, конечно же, шутит, но, как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки, сейчас в действующих точках питания тесновато, а новая столовая сможет принять сразу аж 1000 человек. Таких мне, например, не доводилось посещать, причем все кухонное оборудование шведское, фирмы «Электролюкс», а значит, сделано с умом.
      Быт, конечно, дело важное, но свободного времени у специалистов, задействованных на строительстве, как я уже говорила, не так уж много. Рабочий день начинается с семи часов утра и длится до семи вечера. Вахта – две недели через две либо месяц через месяц. Сам г-н Литтерман так любит свою работу, что не покидает сайт семь месяцев, и только потом отдыхает. Стройку ОБТК можно назвать образцово-показательной: все продумано, все учтено. К примеру, установлен собственный модуль, производящий бетон до 150 кубометров в день, со временем к нему прибавится еще один собрат, что увеличит производительность в два раза.
      – Мы достаточно заметно продвинулись вперед, – говорит Брюс, – сейчас начали бурить обсадные скважины. Это очень важный этап, начало которому было положено 21 октября. Сделано уже 250 свай, осталось всего ничего – 4 тысячи. Наш проект рассчитан на три года напряженной работы, и мы стараемся каждый день шаг за шагом двигаться вперед, не забывая при этом о безопасности труда.

ВСЕ БУДЕТ О'КЕЙ

      Немного о ближайшем будущем. Через два месяца начнется закладка фундамента завода, а ОБТК по сути, является таковым. Трудно даже представить себе, сколько потребуется для этих целей бетона, два завода будут ежедневно выдавать до 300 кубометров в сутки.
      Впечатляет и вся умнейшая техника, которая без устали трудится на площадке, кстати, все механизмы тоже, образно говоря, разных национальностей: российские, турецкие, японские. Один из грузовых «Мерседесов» напоминает слона с длиннейшим хоботом, это нагнетатель бетона. Раствор поступает дозированно, в точно указанное место, так что лопаты здесь не нужны, хотя без ручного труда все еще не обойтись. А рядом гидравлический молот, его поднимает кран, захватывает трубу, и она, вонзаясь в мерзлую землю, бурит ее, порода извлекается на поверхность, а затем уже заливается цемент. Идет подготовка под будущий фундамент.
      Надо сказать, что здесь очень строго относятся к качеству материалов, бетон постоянно проходит контрольные тесты в лаборатории.
      Эта подготовительная работа продлится еще два месяца. А летом начнется, как говорят специалисты, морской подъем, к причалу подойдут мощнейшие краны грузоподъемностью не меньше 600-800 тонн, они будут перегружать доставленные морским путем стальные конструкции, трубопроводы, газовые турбины, массу всевозможного оборудования. Главное – не подвела бы природа, надо успеть поймать ясное окно, чтобы справиться со всей этой техникой. На «Моликпаке» Брюсу и его команде это удалось. И, судя по слаженной работе всех звеньев стройки, поступательному движению вперед, выполнению графика, на ОБТК все тоже должно быть о'кей.
      И все-таки предстоящий 2004 год будет этапным и очень непростым, а значит, почивать на лаврах не приходится.

СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВА.
© «
Губернские ведомости», № 263-264(1915-1916), 11.12.03.
НАВЕРХ НАВЕРХ

"ЛУКОЙЛ" поможет "Сахалину-2"

Построить самый длинный трубопровод в России

      Сервисная "дочка" "ЛУКОЙЛа" в составе международного консорциума победила в тендере на строительство нефтепровода для проекта "Сахалин-2" стоимостью $1,2 млрд. Одни эксперты считают, что выгодный контракт поможет "ЛУКОЙЛу" удачно продать подразделение, а другие уже почти не верят в серьезность намерений нефтяного гиганта избавиться от непрофильных активов.
      "Сахалин-2" - первый в России проект, разрабатываемый в режиме СРП. Оператор проекта - компания Sakhalin Energy, ее участники - Shell Sakhalin Holdings (55%), Mitsyi Sakhalin Holdings (25%) и Diamond Gas Sakhalin, "дочка" Mitsubishi, (20%).
      В рамках проекта разрабатываются нефтяное Пильтун-Астохское и газовое Лунское месторождения. Их суммарные запасы - около 600 млн т нефти и 700 млрд куб. м газа. В рамках первого этапа проекта с июня 1999 г. ведется добыча нефти на Пильтун-Астохском месторождении. В 2006 г. планируется начать добычу газа и конденсата на Лунском месторождении. Добываемый газ планируется сжижать и экспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
      Пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский рассказал "Ведомостям", что вчера был подписан уникальный контракт, предполагающий строительство на Сахалине двух параллельных трубопроводов, газового и нефтяного, общей стоимостью $1,2 млрд и длиной по 800 км каждый. Таких проектов в России не было давно: 1600 км трубы строится впервые со времен СССР, не без гордости отмечает Черняховский. Протяженность нефтепровода, соединяющего месторождение Тенгиз с Новороссийским портом, строительство которого в 2001 г. завершил Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), составляет 1580 км.

      Строить самый длинный российский трубопровод будет международный консорциум из четырех компаний: итальянской Saipem ("дочки" газового концерна ENI), английской AMEC и двух российских участников - "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстроя" и "Старстроя". Назвать их менее удачливых соперников Черняховский отказался. Однако источник, близкий к тендеру, сообщил, что на последнем этапе за бортом оказался альянс российского "Стройтрансгаза" и американской Fluor, где получить комментарии "Ведомостям" не удалось.
      Генподрядчиком по контракту выбрана Saipem. Как говорится в сообщении пресс-службы этой компании, она станет основным подрядчиком строительства трубопроводов и освоит около $600 млн из $1,2 млрд.
      Еще один участник консорциума - фирма "Старстрой" является совместным предприятием Saipem и "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстроя", 100% -ной строительной "дочки" "ЛУКОЙЛа". "Вместе с нефтяным сектором растет и рынок сервисных услуг. Наше сервисное подразделение активно работает на сторонних заказах, тем более что "ЛУКОЙЛ" поставил своей целью постепенно выходить из непрофильных активов", - говорит начальник отдела по связям с инвесторами НК "ЛУКОЙЛ" Геннадий Красовский. По его данным, "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой" также участвует в строительстве инфраструктуры для "Сахалина-1", а со "Старстроем" вместе помогал в реализации проекта КТК.
      Эксперты отмечают относительно низкую стоимость проекта: для сравнения, КТК обошелся инвесторам примерно на $1 млрд дороже. "Может, они и хорошо КТК построили, но очень уж дорого. Мы считали, и получилось, что удельные затраты на строительство километра трубы по КТК получились вдвое выше, чем у нас по Приморску", - говорит вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Интересно, что, по сообщению пресс-службы КТК, трубопровод консорциума также строила компания "Старстрой". Представители консорциума затруднились объяснить, почему стоимость проектов отличается настолько существенно.
      Взгляды экспертов на то, насколько полезным участие в проекте будет для "ЛУКОЙЛа", расходятся. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров считает это позитивным фактом для "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстроя" и головного "ЛУКОЙЛа", который ведет четкую линию на продажу непрофильных подразделений. По мнению Нестерова, это поможет "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрою" стать более самостоятельным, а также привлечет к нему потенциальных покупателей. Как известно, "ЛУКОЙЛ" декларировал желание избавляться от непрофильных видов бизнеса, в том числе сервисных компаний. Однако аналитики Объединенной финансовой группы, напротив, сомневаются в твердости этих намерений. В своем отчете они пишут, что менеджмент "ЛУКОЙЛа" в условиях высоких цен на нефть не заинтересован в реформах, а обещание избавиться от непрофильного бизнеса не заходит дальше многократных заявлений и вялотекущих переговоров по продаже "ЛУКОЙЛ-Бурения".

Илья Хренников.
© «
Ведомости», 31.07.03.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/s2/r16.htm
Реклама:
Hosted by uCoz