VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

I. Проверка деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и администрации Сахалинской области по обеспечению защиты интересов Российской Федерации при реализации Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

2. Краткая информация по Соглашению о разделе продукции "Сахалин-2".

      2.1. Десятого августа 1991 года компании "Марафон петролеум Сахалин, Лтд.", "Мак-Дермотт интернешнл инвестмент К°, Лтд" и "Мицуи энд К°, Лтд." (консорциум "МММ") сделали российской стороне совместное предложение о разведке, освоении и эксплуатации морских углеводородных запасов, расположенных на шельфе острова Сахалин. В январе 1992 года указанные компании выиграли тендер на составление технико-экономического обоснования (ТЭО) на разведку и разработку нефтегазовых месторождений на шельфе о Сахалин, объявленный (Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 1991 г. № 179-р) Министерством нефтяной и газовой промышленности СССР и Государственным Комитетом РСФСР по геологии, топливной энергетике и использованию минеральных ресурсов.
      2.2. По результатам данного конкурса, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 марта 1992 года № 596-р между консорциумом "МММ", Российской Федерацией и ПО "Сахалинморнефтегаз" было заключено Соглашение "О подготовке технико-экономического обоснования" с целью определения технических, юридических, финансовых и коммерческих условий, на которых будут проводиться разведка и разработка запасов углеводородов Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, углеводородов, расположенных на северо-востоке шельфа острова Сахалин:
      – Пильтун-Астохское нефтегазоконденсатное месторождение находится на расстоянии 15-20 километров от береговой линии, глубина моря в районе месторождения 28-32 метра;
      – Лунское нефтегазоконденсатное месторождение находится в 12-15 километрах от береговой линии и в 25 километрах юго-восточнее разрабатываемого газонефтяного месторождения "Набиль", находящегося в пределах островной части, на глубинах моря 41-48 метров.
      2.3. В 1992 году, с согласия российской части Координационного комитета по выполнению технико-экономического обоснования, к консорциуму "МММ" присоединились и стали сторонами данного Соглашения фирмы "Шелл Девелопмент Б.В." (сентябрь) и "Мицубиси корпорэйшн" (декабрь). В результате был образован консорциум "ММММШ".
      2.4. Тридцать первого декабря 1992 г. ТЭО освоения Лунского и Пильтун-Астохского месторождений было представлено на рассмотрение Государственным экспертным комитетам Министерства экономики РФ и Министерства экологии РФ.
      В феврале – марте 1993 года данное ТЭО было одобрено администрацией Сахалинской области, Государственной экспертной комиссией Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственной экспертной комиссией Министерства экономики Российской Федерации.
      2.5. С 21 декабря 1993 г. компания "Мицуи энд К°. Лтд.", уведомив письмом от 24 декабря 1993 г. Министерство топлива и энергетики РФ, передала свои интересы по Соглашению "О подготовке технико-экономического обоснования" своему филиалу – фирме "Мицуи Сахалин Девелопмент К°. Лтд.".
      2.6. Аналогично поступила и компания "Марафон петролеум Сахалин Лтд.", передав с 1 января 1994 г. в пользу своего филиала ("Марафон Сахалин Лимитед.") свои интересы по Соглашению "О подготовке технико-экономического обоснования", уведомив об этом решении Министерство топлива и энергетики РФ письмом от 4 февраля 1994 года.
      2.7. По тому же алгоритму действовала и компания "МакДермотт интернешнл инвестментс Ко. Лтд.": с 1 марта 1994 г. в соответствии с уведомлением, переданным Министерству топлива и энергетики РФ письмом от 14 марта 1994 года, она передала свои интересы по Соглашению "О подготовке технико-экономического обоснования" своему филиалу – фирме "МакДермотт Сахалин, инк."
      2.8. Через три недели (22 марта 1994 г.) согласно уведомлению, направленному Министерству топлива и энергетики РФ письмом от 25 марта 1994 года, фирма "Мицубиси Корпорейшн" передала свои интересы по Соглашению "О подготовке технико-экономического обоснования" своему филиалу – фирме "Даймонд газ Сахалин Б.В."
      2.9. В апреле 1994 г. филиалы вышеупомянутых компаний, а также компания "Шелл девелопмент Сахалин Б.В." (правопреемником которой в соответствии с условиями Соглашения 31 января 1995 г. стала фирма "Шелл Сахалин холдинг Б.В.") в соответствии с законодательством Бермудских островов создали фирму "Сахалин Энерджи Ивестмент Компани Лтд" с целью заключения Соглашения о разделе продукции и получения лицензий для Пильтун-Астохского и Лунского участков нефтегазовых месторождений.
      Капитал "Сахалин Энерджи" был сформирован за счет средств вышеперечисленных акционеров, которые вместе со своими филиалами принадлежат к числу ведущих мировых компаний, занимающихся разведкой и добычей сырой нефти и природного газа, а также сжижением природного газа.
      2.10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1994 г. № 672 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией и компанией "Сахалин Энерджи инвестмент компани, Лтд." о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции" был одобрен, как сказано, согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами проект Соглашения между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрацией Сахалинской области, с одной стороны, и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд." (далее – "Сахалин Энерджи"), с другой стороны.
      Этим же Постановлением Министерству топлива и энергетики Российской Федерации было дано поручение подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации, а Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр – выдать в установленном порядке лицензию на право разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях, предусмотренных в Соглашении после вступления его в силу.
      2.11. Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (Соглашение, Проект, проект "Сахалин-2") подписано 22 июня 1994 года и вступило в силу 15 июня 1996 года.
      Конкурс на право пользования недрами на условиях Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2" не проводился.
      2.12. В настоящее время, после распределения доли участия выбывшей из Проекта фирмы "Мак-Дермотт интернешнл инвестмент К°, инк", доли участия иностранных компаний – инвесторов и их филиалов в проекте "Сахалин-2" распределяются следующим образом:
      "Марафон петролеум Сахалин, Лтд." – 37,5%;
      "Мицуи Сахалин девелопмент К°, Лтд." – 25,0%;
      "Шелл девелопмент Сахалин Б.В." – 25,0%;
      "Мицубиси корпорэйшн" – 12,5 процента.
      Лицензии на право пользования недрами на нефтегазоконденсатные месторождения:
      Пильтун-Астохское (серия ШОМ № 10409 вид лицензии – НР) и Лунское (серия ШОМ № 10408 вид лицензии – НР) выданы Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр в 1996 году и имеют статус горного отвода. Целевое назначение лицензий – разведка и добыча углеводородов. Границы лицензионных участков установлены в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 г. № 3314-1.
      Начальный срок действия лицензий, предоставленных компании "Сахалин Энерджи" по Соглашению о разделе продукции "Сахалин-2" для осуществления разработки (разведки, добычи) углеводородов, составляет 25 лет.
      Оператором Соглашения "Сахалин-2" является компания "Сахалин Энерджи", которая имеет представительство и филиал, расположенные в городах Москве и Южно-Сахалинске.
      2.13. Соглашение о разделе продукции "Сахалин-2" призвано регулировать вопросы разведки, освоения и разработки запасов углеводородов на Пильтун-Астохском и Луньском лицензионных участках, в том числе бурения, а также заканчивания, испытания и использования поисково-разведочных, эксплуатационных, нагнетательных скважин, проектирования, строительства, монтажа и использования морских платформ и сооружений, установок разделения продукции, хранилищ, сборных и магистральных трубопроводов, завода сжиженного природного газа (СПГ) и других работ (включая административно-управленческую деятельность) и объектов, необходимых для разведки, освоения запасов, добычи, подготовки, переработки и транспортировки углеводородов до пунктов получения продукции, организации сбыта углеводородов, использования продукции, добываемой на лицензионных участках, и дополнительной выручки для покрытия расходов и издержек, а также распределения остальной такой продукции и выручки между сторонами.
      2.14. По условиям Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2" право собственности на запасы нефти и газа принадлежит Российской Федерации. Компания "Сахалин Энерджи" несет все расходы, связанные с освоением месторождений, должна выплатить российской стороне, в федеральный бюджет и фонд Сахалина, бонусы в общей сумме 150 млн. долларов США, приуроченные к основным этапам реализации Проекта. После начала добычи российская сторона, в первую очередь, должна получать 6% от реализованной продукции в качестве платы за недра, а затем производится компенсация затрат инвестора. Оставшаяся часть доходов должна распределяться между российской стороной и компанией "Сахалин Энерджи". Согласно схеме распределения доходов, принятой в Соглашении, компания должна выплачивать российской стороне налог на прибыль в размере 32 процента.
      Кроме того, должны также производиться последовательные выплаты по возмещению затрат на геологоразведочные работы в общей сумме 160 млн. долларов США, понесенных российской стороной до даты заключения Соглашения.
      2.15. Запасы углеводородов по Лунскому месторождению утверждены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР в 1990 году (протокол от 30.11.91 г. № 10968), по Пильтун-Астохскому – Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Минприроды России в 1993 году (протокол от 22.06.93 г. № 166).
      На момент вступления Соглашения в силу на государственном балансе по Лунскому и Пильтун-Астохскому месторождениям в целом числились первоначальные геологические запасы нефти 336 млн. тонн, газа – 461 млрд. кубических метров. (Отчеты по подсчету запасов выполнены институтом "СахалинНИПИморнефть" и АООТ "Сахалинморнефтегаз").
      2.16. В 1996 году по Астохскому участку Пильтун-Астохского месторождения компания "Сахалин Энерджи" выполнила обработку данных, полученных разведочной скважиной № 15, пробуренной в 1992 году консорциумом "ММММШ", и провела переинтерпретацию данных сейсморазведки 2Д которые практически не использовались при подсчете запасов в 1992-1993 годах. Пересчет запасов нефти, газа и конденсата проведен по трем основным продуктивным горизонтам и выделены запасы в пределах Астохского участка.
      2.17. Компанией "Сахалин Энерджи" выполнен и представлен на рассмотрение в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр Геологический отчет "Уточнение геологического строения и пересчет запасов нефти, газа и конденсата Астохского участка, включая ТЭО коэффициентов извлечения нефти".
      Согласно протоколу заседания ГКЗ Роскомнедра от 11.10.96 г. № 401 балансовые/извлекаемые запасы нефти по категории С1 увеличились на 1770/4401 тыс. тонн, балансовые/извлекаемые запасы категории С2 увеличились на 5256/1283 тыс. тонн. После корректировки оперативная оценка геологических запасов Пильтун-Астохского и Лунского месторождений составила по нефти – 590 млн. тонн, по газу – 636 млрд. кубических метров Новая оценка запасов и сдача отчета "Уточнение геологического строения и пересчет запасов нефти, газа и конденсата Лунского месторождения" планируются в IV квартале 1999 года.
      2.18. Окончательный подсчет запасов по Пильтун-Астохскому и Лунскому месторождениям в настоящее время компанией "Сахалин Энерджи" ведется в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкциями "По применению классификации запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов" и "О содержании, оформлении и порядке представления в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ СССР) материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов" по графикам, утвержденным на заседании наблюдательного совета 8 июня 1999 года. Представление на утверждение в ГКЗ России отчета по подсчету запасов по Лунскому месторождению запланировано на 1 октября 1999 года, а по Пильтун-Астохскому месторождению – в IV квартале 2000 года.
      2.19. Для разработки технико-экономического обоснования освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений была использована информация о геологическом строении указанных месторождений и запасах углеводородов, где доля участия ПО "Сахалинморнефтегаз" составляла 50 процентов.


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_12.htm
Реклама:
Hosted by uCoz