VFF-S Шельф
Сахалин-2 Вниз

Сахалинский шельф. Проект «Сахалин-2»
       Оппоненты. Экологическая вахта Сахалина

  1. Краткое изложение материалов предварительной Оценки воздействия на окружающую среду...
  2. Комментарии и предложения общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» по реализации Второго этапа проекта «Сахалин-2»...

НАВЕРХ НАВЕРХ

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
материалов предварительной Оценки воздействия на окружающую среду проекта «Сахалин II» (Этап 2) компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, ЛТД»,
Южно-Сахалинск, ноябрь 2001г.

      Краткое изложение подготовлено общественной организацией «Экологическая вахта Сахалина» и не является официальным документом компании «Сахалин энерджи»
      Комментарии «Вахты» выделены в тексте вот таким курсивом. Остальное – изложение материалов ОВОС.
      С оригиналом ОВОС можно ознакомиться в Областной универсальной научной библиотеке или в общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» (42-41-53)

      
      Компания «Сахалин Энерджи» реализует поэтапный план полномасштабного освоения морских нефтегазовых месторождений:

      Этап 1 проекта уже осуществлен – в 1998 г. установлена платформа «Моликпак» для освоения Астохской площади, с июля 1999 г. на производственно-добывающем комплексе «Витязь» (включающем также плавучее нефтехранилище) добывается нефть и вывозится танкерами за рубеж.

      Описание Этапа 2. В целом, Этап 2 включает:

1. Установка добывающей платформы для освоения Пильтунского участка

      Платформа ПА-Б будет установлена на стальном гравитационном основании с четырьмя опорами в месте, где глубина моря составляет 32 м. Начало добычи запланировано на 1 квартал 2006г. Платформа будет иметь 44 буровых окна и систему закачки в пласт бурового раствора и шлама. Проектная производительность 3,2 млн. тонн нефти в год и 2,7 млн.м3 попутного газа в сутки.
      При бурении первой скважины и бурении под кондуктор во всех последующих скважинах 6000 мЗ бурового шлама и бурового раствора будут сброшены в море. Далее отходы бурения планируется закачивать в подземные пласты.
      Воздействия и риски. При установке платформы будет проведен большой объем строительных работ, связанный с перемещением огромного количества грунта, интенсивным движением судов, сбросом льяльных нефтесодержащих вод, шумом от судовых двигателей и производимых работ по выемке и засыпке грунта.
      В результате дноуглубительных работ будет нарушена флора и фауна морского дна, произойдет его взмучивание в месте работ и в месте свала грунта, что крайне отрицательно повлияет на планктон и молодь рыб. Более всего могут пострадать беспозвоночные – крабы, креветки, которые не способны быстро покинуть район строительства и будут погребены под слоем оседающих взвешенных частиц.
      Шум от работ и загрязнение воды возможно отпугнут рыб из этого района, что может отрицательно сказаться на рыбном промысле. Укладка скального материала вокруг всех опор платформы для защиты от размыва вызовет сильный шум и беспокойство для китов. Крайне важно, что в период работ в этом районе будет проходить миграция на нерест стад лососевых в реки Сахалина и Хабаровского края, и нагул молоди лососевых, скатившейся из рек северо-востока острова.

      Этот район представляет ценность с точки зрения рыбных запасов промыслового значения. Здесь с мая по ноябрь нагуливается исчезающая охотско-корейская популяция серых китов, которые занесены в Красную Книгу РФ и МСОП.
      Работы могут вызвать сокращение и загрязнение кормовых ресурсов китов (донных организмов) и оказать прямое воздействие на этих млекопитающих за счет загрязнения воды и шума.

2. Система морских трубопроводов Пильтун-Астохского месторождения

      Нефть с платформы ПА-Б по морским трубопроводам будет поступать на платформу «Моликпак» и оттуда вместе с нефтью, добытой на «Моликпаке», будет транспортироваться по трубопроводу, проложенному по дну моря, на берег и далее на юг острова. Длина морских трубопроводов составляет 41 км.
      Воздействия и риски. Главную опасность для морских трубопроводов представляют стамухи – огромные торосы, пропахивающие дно на участках с глубиной до 30-32 м. Стамухи способны оставлять борозды до 6 м глубиной.
      В целях защиты от льдов трубопровод будет укладываться в траншеи глубиной до 5 м на некоторых участках и закапываться. Между платформами возможна прокладка и более мелких траншей, так как Компания «Сахалин Энерджи» считает, что этот район находится вне зоны воздействия торосов, однако может потребоваться защита от траулера или судового якоря.
      Воздействие на донную биоту связано с нарушением дна, отвалом грунта и дополнительным повышением мутности. Если стамухи заденут трубопровод, то разрыва трубы и разлива нефти не избежать.

3. Установка газодобывающей платформы на Лунском месторождении

      Разработка Лунского газового месторождения начнется с установки морской трехопорной платформы на участке с глубиной моря 47 м. Газ будет транспортироваться на берег по двум трубопроводам. Начало добычи запланировано на 1 кв. 2006 г. Платформа будет иметь 30 буровых окон. Проектная производительность составит 52 млн. мЗ газа в сутки.
      При бурении первых скважин (максимум 4) и бурении под кондуктор последующих скважин примерно 23000 мЗ бурового раствора и шлама будет сброшено в море. Изучается возможность обратного закачивания в пласт бурового раствора и шлама из нижних интервалов скважин (127000 мЗ).
      Воздействие и риски. Все воздействия и риски при проведении дноуглубительных работ на Пильтунском участке, характерны и для Лунского месторождения. Район представляет большую рыбопромысловую ценность, здесь ведется активное прибрежное рыболовство. Кроме того, любой сброс отходов крайне отрицательно повлияет на морскую экосистему и биоресурсы.

4. Система морских трубопроводов Лунского месторождения

      От платформы Лун-А до Объединенного Берегового Технологического Комплекса (ОБТК) будет проложен газопровод длиной 13 км.
      Воздействия и риски при прокладке трубопроводов такие же, как и на Пильтун-Астохском месторождении. Следует отметить, что в этих районах обитают многочисленные китообразные, 9 видов из которых занесены в Красную книгу РФ, ластоногие, беспозвоночные (креветки, крабы, трубач и др.), ценные виды рыб – горбуша, кета, кижуч. Здесь также гнездится и мигрирует огромное количество птиц, включая краснокнижные виды.

5. Объединенный Береговой Технологический комплекс (ОБТК)

      ОБТК будет расположен на восточном побережье Сахалина в 40 км к юго-юго-востоку от п.Ноглики и в 40 км к востоку-юго-востоку от п.Ныш.
      Основная задача ОБТК – подготовка газа, нефти и конденсата для их транспортировки по трубопроводам на юг Сахалина на терминал отгрузки нефти и завод СПГ в п.Пригородное. На участке ОБТК будут расположены компрессорная и дожимная насосная станции.

6. Два береговых трубопровода для нефти и газа

      Протяженность каждого из двух трубопроводов составляет приблизительно 834 км. Полоса отвода трассы под строительные работы составляет 55м по ширине и может быть увеличена в пересечениях.
      Трубопроводы будут укладываться в траншеи и засыпаться. Трасса расчищается от деревьев, подлеска, кустарников. При необходимости верхний слой почвы перемещается в отвал для временного хранения. Если грунт непригоден для обратной засыпки, его вывозят с участка и заменяют пригодным. При наличии скальных пород могут проводиться взрывные работы.
      Трасса будет пересекать 1113 водоемов, из них по данным компании «Сахалин Энерджи» – 58 водоемов большого рыбохозяйственного значения, 60 – небольшого, а также не имеющих рыбохозяйственного значения – 161 протока, 494 ручья, 8 озер, 251 канал, 3 источника и ключа, 78 небольших проток с нерестом.
      Переходы трубопровода через реки будут осуществлены преимущественно траншейным способом (копанием канавы поперек русла). Лишь несколько крупных рек будут пройдены методом подземного горизонтально-направленного бурения. Мониторинг и управление эксплуатацией трубопроводов будут осуществляться через компьютерную систему, центр управления которой находится на территории завода СПГ. Резервный центр – на Объединенном береговом технологическом комплексе (ОБТК).
      Для блокирования потока углеводородов в случае аварии задействована система аварийного отключения. Для этого через определенные расстояния на трубопроводах встроены клапаны, автоматически перекрывающие поток нефти и газа при утечке.
      При пересечении трубопроводом нескольких тектонических разломов на шельфе и на суше будут использованы траншеи определенной конфигурации для прокладки труб и засыпки сыпучего грунта. В местах пересечения наиболее крупных разломов будут установлены клапаны аварийного отключения. Трубопроводы будут снабжены системой обнаружения утечек.
      Воздействие и риски: Для строительства трубопроводов и сооружений предполагается удаление растительного покрова площадью 6000 га. В результате расчистки образуются 20-100 тыс. тонн отходов, а цепи прибрежных дюн становятся уязвимы к ветровой эрозии.
      Траншейный способ перехода трубопроводов через реки нанесет значительный ущерб лососевым – горбуше, кете, симе, кижучу. Муть в реках, вызванная строительными работами, приведет к заилению значительных участков нерестилищ лососевых и сильно затруднит нерест. Взвешенные вещества покроют нерестовые бугры, и часть икры лососевых может погибнуть.
      Учитывая сейсмическую активность Сахалина и пересечение тектонических разломов, риск аварии от землетрясения и, соответственно, разлива нефти или взрыва газа чрезвычайно высок. Поскольку остров весь пронизан сетью рек и ручьев, попадание нефти в результате порыва трубопровода в водотоки неизбежно. Это дополнительная угроза лососевым и источник загрязнения прибрежной зоны.

7. Завод сжиженного природного газа (СПГ)

      Завод СПГ будет расположен на побережье Анивского залива недалеко от п.Пригородное, в 13 км от Корсакова и в 53 км от Южно-Сахалинска. Комплекс СПГ содержит две технологические линии, производительность каждой 4,8 млн. тонн СПГ в год.
      Предусмотрен ввод вспомогательного оборудования:

      Воздействие и риски: Годовой объем выбросов в атмосферу при работе двух технологических линий СПГ, включая выбросы с танкеров, буксиров и ледоколов:

 Выброс (тонн/год)
ПоказательМаксимальныйОжидаемый
СО2 -2 450 0002 450 000
SO2 -886886
Nox -30632195
СО -72001007
СхНу -3232

      Всего со всех объектов проекта (завод СПГ, ОБТК, две платформы) ежегодно в атмосферу будет поступать 5 млн. тонн углекислого газа, 2 тыс. тонн SO2, 5 тыс. тонн NOx, 2 тыс. тонн угарного газа (СО), и свыше ста тонн паров углеводородов (СхНу).
      Эти выбросы внесут значительный вклад в глобальное изменение климата на планете. Кроме того, двуокись азота (NO2), диоксид серы (SO2) взаимодействуя с водой, образуют кислоту. Это значит, что при эксплуатации завода СПГ негативное воздействие на почву, реки, прибрежную зону, растительность в результате кислотных дождей неизбежно.
      Серьезным источником шума будут являться газовые турбины и компрессоры. Предполагается использовать оснащение для снижения этого негативного фактора. Ближайшее жилища – это дачи, находящиеся в 1 км западнее площадки.
      Территория завода СПГ займет значительную площадь, включая 700 метров береговой полосы – общедоступного пляжа, на котором постоянно летом отдыхают жители Южно-Сахалинска, Корсакова и др. городов и поселков, а в прибрежной полосе идет лицензионный лов горбуши. Отдыхать на пляже, прилегающем к территории завода, будет вряд ли возможно из-за ухудшения качества воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ с завода, а также сбросов сточных вод в Анивский залив.

      Комплекс СПГ будет иметь два пункта сброса сточных вод:

  1. Сброс «чистых стоков», незагрязненных нефтепродуктами, производится через водоемы противопожарного запаса и бетонный желоб, идущий к береговому водосбору у залива Анива.
  2. Очищенные стоки из систем стоков, периодически загрязняемых нефтепродуктами, стоки, постоянно загрязненные нефтепродуктами, и канализационные стоки сбрасываются по трубопроводу в залив Анива.

      Сбросы сточных вод в Анивский залив с завода СПГ, строительство нефтеналивного терминала и причала для отгрузки СПГ, а также их эксплуатация, потенциальные утечки нефти при загрузке танкеров приведут к загрязнению вод залива и ухудшению качества морских биоресурсов.
      Существует и потенциальная опасность большого разлива нефти и загрязнения побережий полуостровов Тонино-Анивского и Крильона. Это значит, что пострадают десятки рыболовных фирм, ловящих горбушу на этой территории. Кроме того, все это может сказаться на покупательском спросе рыбы из Анивского залива.

8. Отгрузочной причал СПГ в Пригородном

      Причальные сооружения рассчитаны на прием танкеров для транспортировки СПГ грузоподъемностью от 20000 до 145000 мЗ. В течение года будут загружаться примерно 160 таких судов.
      Общая длина причала составит 850м. В конце причала будут проведены дноуглубительные работы в подводящем канале и бассейне разворота судна (диаметром 600м). Для загрузки танкеров будут применяться стационарные погрузочные рукава с аварийной системой отключения потока СПГ.
      Опасность представляют загрязненные стоки с танкеров и обслуживающих судов. Дноуглубительные и другие строительные работы отрицательно повлияют на молодь и взрослое поколение лососей на нерестовой миграции в прибрежной зоне.

9. Терминал отгрузки нефти (ТОН) в Пригородном

      ТОН расположится близ пос. Пригородное, в 18 км от Корсакова и вблизи завода СПГ. На ТОН будет поступать сырая нефть и смешанный конденсат с Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, а также конденсат с завода СПГ.
      На ТОН будут расположены три наземных нефтехранилища с плавающей крышей (с двойным уплотнением и понтоном), по 600 тысяч барр. каждый (95400 тонн). Трубопровод для отгрузки нефти длиной 6 км идет от ТОН в направлении моря к выносному причальному устройству, которое будет принимать танкеры грузоподъемностью от 80000 до 150000 тонн при помощи наливных шлангов длиной 70 м.
      Опасности те же, что и в отношении причала СПГ, кроме того, здесь большая угроза аварийных разливов нефти и хронического нефтяного загрязнения от небольших утечек.

10. Танкеры СПГ

      Танкеры будут преимущественно вместимостью 125000-145000 мЗ, хотя причальные устройства рассчитаны на прием судов вместимостью 30000 мЗ. Интенсивность движения танкеров связана с уровнем производства СПГ, на пике – предполагается загрузка одного судна раз в два дня, длительность цикла загрузки – 16 часов.
      Будет разработана специальная система утверждения судна к использованию, которая будет гарантировать, что все танкеры управляются с соблюдением стандартов и совместимы с загрузочными устройствами терминала, отвечают требованиям судов для зимней эксплуатации и ледостойкости – т.е. способны при отрицательных температурах пересекать покрытые льдом залив Анива и пролив Лаперуза. Возле причала находятся один или два ледокола, два буксира, небольшие катера, которые оснащаются противопожарным оборудованием и спецсредствами для локализации разливов.
      На стадии производства, загрузки и транспортировки СПГ несет высокую опасность аварийного взрыва.

11. Маршруты следования танкеров с нефтью и СПГ

      Маршруты следования танкеров с нефтью и СПГ зависят от месторасположения заказчика, преимущественно будут проходить к югу от о.Сахалин.
      Во внеледовый период суда могут направляться западнее или восточнее о.Хоккайдо. В ледовый период суда направляются исключительно западнее о.Хоккайдо, во избежание встреч с мощными морскими льдами и торосами.
      Большую опасность аварии и, соответственно, разлива нефти или взрыва СПГ представляет транспортировка в ледовых условиях, а также проход танкеров через пролив Лаперуза, где крайне сложные природно-климатические и навигационные условия, а также высокая интенсивность судоходства.

Источники крупных разливов нефти


НАВЕРХ НАВЕРХ

      Приводимые ниже «Комментарии и предложения...» были направлены в компанию «Сахалин Энерджи», Министерство природных ресурсов РФ, экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Второму этапу проекта «Сахалин-2» 18 января 2002 г.

Комментарии и предложения
общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» по реализации Второго этапа проекта «Сахалин-2», подготовленные в рамках программы консультаций с общественностью по вопросам оценки воздействия на окружающую среду комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.»

      Общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» внимательно ознакомилась с Материалами предварительной оценки воздействия на окружающую среду комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков, проект «Сахалин-2», компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.».

Принимая во внимание, что:

      Эксплуатация завода по сжижению природного газа представляет большую опасность для окружающей природной среды, т.к.:
      Ежегодно с завода СПГ в атмосферу будет выбрасываться 2450000 тонн углекислого газа, тысячи тонн соединений серы, азота, угарного газа, углеводородов, а также водяного пара.
      Помимо ухудшения качества воздуха на южном Сахалине, эти выбросы внесут значительный вклад в глобальное изменение климата на планете. Как известно, причиной парникового эффекта служит увеличение содержания в атмосфере углекислого газа и некоторых других газов, в первую очередь диоксида азота и метана, что сопровождается повышением средней температуры Земли. Кроме того, двуокись азота (NO2), диоксид серы (SO2) взаимодействуя с водой образуют кислоту. Это значит, что при эксплуатации завода СПГ негативное воздействие на почву, реки, прибрежную зону, растительность в результате кислотных дождей неизбежно.
      Сбросы сточных вод в Анивский залив с завода СПГ, строительство нефтеналивного терминала и причала для отгрузки сжиженного газа, а также их эксплуатация, потенциальные небольшие утечки нефти при загрузке танкеров приведут к загрязнению вод залива и ухудшению качества морских биоресурсов. Существует и потенциальная опасность большого разлива нефти и загрязнения побережий полуостровов Тонино-Анивского и Крильона. Это значит, что пострадают десятки рыболовных фирм, ловящих горбушу на этой территории. Кроме того, все это может сказаться на покупательском спросе рыбы из Анивского залива.
      Площадка для строительства завода СПГ в Пригородном захватывает значительную территорию пляжа, где в течение всего лета отдыхает большая часть населения юга Сахалина, а в прибрежной зоне идет лицензионный лов горбуши. В хорошую погоду можно наблюдать несколько десятков (более 40) надувных лодок с рыбаками, а пляж полностью занят отдыхающими. Строительство завода СПГ отберет эту возможность у населения и рыбаков. Отдыхать на пляже, прилегающем к территории завода, будет вряд ли возможно, из-за ухудшения качества воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ с завода, а также сбросов сточных вод в Анивский залив.
      Весь цикл производства и отгрузки, а также транспортировки СПГ представляет огромную опасность с точки зрения возможного взрыва газа.

      Проект «Сахалин-2» экономически невыгоден для Сахалинской области и России:
      К этому выводу пришла Счетная Палата РФ при комплексной проверке проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
      Первый этап проекта «Сахалин-2» по добыче и транспортировке нефти с платформы «Моликпак» уже признан нерентабельным самой компанией «Сахалин Энерджи».
      Учитывая, что затраты на реализацию Второго этапа проекта «Сахалин-2» (строительство завода СПГ и причалов для отгрузки нефти и газа, установка еще двух платформ, прокладка двух трубопроводов) будут значительно выше, чем на Первый этап проекта (установка платформы «Моликпак», строительство офиса и поселка для сотрудников компании), а также, что у компании «Сахалин Энерджи» отсутствуют реальные ограничения на состав и объем затрат, возмещаемых сырьем, то нет никакой гарантии, что Второй этап окажется рентабельным и принесет выгоду Сахалинской области и России.
      Численность сахалинских рабочих, которых компания планирует привлечь на этапе строительных работ (всего на несколько лет) составляет лишь 3000 человек из 12400 необходимых. А на этапе эксплуатации компания создаст лишь 600-850 новых рабочих мест.
      Областная Дума Сахалинской области 27.05.1997 года приняла
закон Сахалинской области, освобождающий компанию «Сахалин Энерджи», а также всех подрядчиков и субподрядчиков по проекту Сахалин-2 от областных налогов, сборов и других обязательных платежей на весь период реализации проекта. Т.е. уже сегодня областной бюджет теряет миллионы долларов в год от неполучения областных налогов.
      Обещаемая газификация юга Сахалина обойдется слишком дорого в первую очередь для местного населения. Компания будет продавать газ Сахалину по ценам не ниже мировых, а они более чем в 10 раз выше внутренних цен на газ в России. Это означает, что стоимость электроэнергии и тепла, которые уже сегодня непомерно высоки, поднимется гораздо выше. Т.е. население не только не получит никаких выгод от проекта, но еще и может понести огромные убытки.
      На сегодняшний день не заключено ни одного долгосрочного контракта и не подписано ни одного протокола о намерениях на поставку сахалинского сжиженного природного газа с потенциальными покупателями. Япония обеспечена СПГ до 2008г., который поставляется из Австралии. Китай не имеет инфраструктуры для приема СПГ и, кроме того, по последним данным в Синьцзян-Уйгурском районе Китая открыто огромное газовое месторождение, от которого в ближайшее время начнется строительство газопровода до Шанхая. Потребности в СПГ Кореи и Тайваня недостаточно велики, чтобы принять весь производимый на Сахалине СПГ. Следовательно, эти страны не пойдут на заключение долгосрочных контрактов на поставку газа. Из вышесказанного следует, что поскольку нет покупателей на сахалинский сжиженный природный газ, то нет смысла строить завод по сжижению газа.
      При производстве СПГ огромное количество газа неразумно тратится на сжижение
, такие потери неприемлемы, это устаревшая, высокоэнергоемкая технология.

Областная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» выступает против строительства завода по сжижению природного газа.

      В качестве альтернативы мы предлагаем компании «Сахалин Энерджи» рассмотреть следующие варианты:
      1. Отказ от строительства завода СПГ на юге Сахалина и прокладку газопровода до Японии (в случае заключение долгосрочного контракта на поставку газа) для поставки природного газа напрямую потребителям, без сжижения. Т.к. экономически нецелесообразно сжижать газ на юге Сахалина, везти его несколько десятков километров до Японии и снова разжижать.
      2. Строительство завода по производству диметилового эфира, который гораздо более безопасен для окружающей среды.
      3. Полный отказ от добычи нефти и газа, а развитие ветровой и солнечной энергетики.

Помимо требования отказаться от строительства завода СПГ, мы требуем от компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» учесть при реализации Второго этапа проекта «Сахалин-2» следующие предложения нашей организации:

      1. Общественные слушания, проведенные компанией в Южно-Сахалинске 11 декабря 2001 года фактически были не общественными слушаниями, а презентацией Второго этапа проекта «Сахалин-2». В течение полутора часов представители компании делали презентацию проекта со слайдами. И лишь 30-40 минут осталось на вопросы жителей Южно-Сахалинска. При этом разрешалось задать лишь не более двух вопросов каждому человеку и в течение не более 3-х минут. Многие люди так и не смогли задать очень важные и серьезные вопросы. А на высказывание мнения или предложений и замечаний по проекту времени предоставлено не было вообще.
      Поэтому мы требуем проведения полноценных общественных слушаний, во время которых общественности будет предоставлена возможность задать все волнующие вопросы и высказать замечания и предложения по проекту.
      Кроме того, мы требуем, чтобы до проведения общественных слушаний на рассмотрение общественности был предоставлен полный и окончательный вариант ОВОС. То, что было представлено компанией в областной научной библиотеке крайне недостаточно для адекватной оценки воздействия проекта на окружающую среду
. Например, во время общественных консультаций в 1997 году по первому этапу проекта Сахалин-2 (установка платформы «Моликпак») на рассмотрение общественности был предоставлен в несколько раз больший объем информации, чем сейчас по второму этапу проекта, гораздо более масштабному.

      2. Поскольку работы по проекту могут оказать потенциальное воздействие на другие Дальневосточные регионы – Приморье, Хабаровский край, Магаданская и Камчатская области, т.к. рыболовецкие фирмы из этих регионов промышляют рыбу в основном в Охотском море, мы требуем проведения общественных консультаций с населением, проживающим в этих регионах.

      3. В рамках проекта планируется установка новой нефтедобывающей платформы на Пильтун-Астохском месторождении в непосредственной близости от места нагула серых китов, занесенных в Красные Книги РФ и МСОП. Поэтому мы требуем, чтобы новая платформа компании «Сахалин Энерджи» была установлена за пределами 12 миль от берега, т.к. именно граница в 12 миль необходима для сохранения и выживания серых китов, и в пределах этой зоны будет создаваться заказник для охраны китов. Кроме того, мы категорически требуем отказаться от прокладки морских трубопроводов через южную границу нагульного ареала серых китов, а сместить коридор прокладки трубопроводов за пределы китового пастбища.

      4. Планируемые нефте- и газопроводы с северо-восточного шельфа Сахалина до пос. Пригородное на юге острова компания «Сахалин Энерджи» предполагает целиком закопать под землю. Мы считаем, что это сильно затруднит контроль за состоянием трубопроводов и значительно снизит возможность быстро выявить порыв и ликвидировать его в случае аварийной утечки. Кроме того, подземный трубопровод значительно более уязвим для землетрясений, чем надземный. Тем более, что трасса трубопровода проходит через сейсмические зоны высокой активности над несколькими тектоническими разломами.
      В связи с этим, мы считаем, что для надежного предохранения трубы от разрывов при смещениях земной коры необходимо прокладывать весь нефтепровод над землей, причем использовать для этого специальные стойки со скользящими компенсаторами, как это сделано на Аляске
(к трубопроводу крепится металлическая подставка, которая в случае землетрясения может скользить вдоль горизонтальной перекладины опор, предотвращая разрыв трубы). За много лет эксплуатации эти устройства много раз спасали аляскинский трубопровод от разрывов, а окружающую среду от ядовитого воздействия нефти.
      Кроме того, мы считаем необходимым прокладывать нефтепровод зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы, по аналогии с ТрансАляскинским трубопроводом, что также зарекомендовало себя как важная мера безопасности на Аляске.
      Обращаем Ваше внимание, что требование прокладывать трубопровод над землей в сейсмических районах содержится в СниП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»:
      «п. 5.27. На участках пересечения трассой трубопровода активных тектонических разломов необходимо применять надземную прокладку.
      п. 5.39. Конструкции опор надземных трубопроводов должны обеспечивать возможность перемещения трубопроводов, возникающих во время землетрясения.
      п. 5.40. Для гашения колебаний надземных трубопроводов следует предусматривать в каждом пролете установку демпферов, которые не препятствовали бы перемещениям трубопровода при изменении температуры трубы и давления транспортируемого продукта.
      п. 5.41. На наиболее опасных в сейсмическом отношении участках трассы следует предусматривать автоматическую систему контроля и отключения аварийных участков трубопровода.
      п. 5.42. Для трубопроводов диаметром свыше 1000 мм, а также в районах переходов трубопроводов через реки и другие препятствия необходимо предусматривать установку инженерно-сейсмометрических станций для записи колебаний трубопровода и окружающего грунтового массива при землетрясениях».

      5. Для пересечения большинства рек трубопроводами компания «Сахалин Энерджи» намерена просто копать траншею (канаву) поперек русла каждой реки, укладывать в нее трубу и закапывать. Совершенно очевидно, что эти работы вызовут значительное замутнение реки, и слоем ила будет покрыта большая часть нерестилищ лососевых. Хоть компания и заявляет, что работы будут проводиться во «вненерестовый период», это не спасает положения. Осенью и зимой, когда в реке нет лосося, в ней есть икра, а весной идет скат мальков в море. Взвешенные вещества, покрыв нерестовые бугры, погубят икру, и будет потеряна значительная часть поколения лососевых. При этом качество нерестилищ серьезно ухудшится, и они надолго будут выведены из естественного оборота.
      Поэтому наша организация требует, чтобы при переходе трубопровода через водотоки применялся более безопасный для речных экосистем способ – над руслом реки на специальных стойках. Такой способ прокладки трубы минимально влияет на реку и ее обитателей, а в случае утечки позволяет моментально обнаружить нефтяной разлив.

      6. Мы требуем, чтобы отходы, образующиеся при бурении и добыче нефти, НЕ сбрасывались в море, а закачивались обратно в подземные пласты, либо утилизировались иным, столь же безопасным для природы способом, как подземная закачка.

      7. Мы требуем, чтобы компания «Сахалин Энерджи» прекратила сжигать добываемый попутный газ, а закачивала его обратно в пласты, как это предусмотрено проектом еще по первому этапу Сахалин-2.

      8. Мы требуем, чтобы все результаты и материалы научных исследований, проводимых или финансируемых компанией «Сахалин Энерджи» (например, исследования серых китов охотско-корейской популяции, экологический мониторинг у районе платформы, исследования о фоновом состоянии и другое) были доступны для общественности.
В настоящее время, компания не дает возможности населению и общественным организациям ознакомиться и оценить материалы проводимых компанией научных исследований.

      9. Мы требуем предоставления возможности для заинтересованной и обеспокоенной общественности периодически посещать комплекс «Витязь» и будущие объекты проекта, а также проводить мониторинг строящихся объектов. Например, мы требуем предоставить общественности возможность наблюдать за прокладкой трубопроводов для того, чтобы увидеть лично какое воздействие оказывается на речные, лесные и земельные ресурсы острова.

      10. Мы требуем от компании «Сахалин Энерджи» добровольно принять на себя обязательство по выплате налогов, сборов и других обязательных платежей и областной бюджет и бюджеты районов.

      11. Требуем учесть при разработке проекта рекомендации по предотвращению и реагированию на нефтяные разливы, опубликованные в докладе «Сахалинская нефть: как обеспечить безопасность?» экспертами Риком Штейнером и Дэном Лоаном (Аляска), и Джонатаном Уиллсом (Шетландские острова).


Смотрите также:
НАВЕРХ I — КАРТА САЙТА — II ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/w/s01a.htm
Реклама:
Hosted by uCoz