VFF-S Шельф
Сахалин-2 Сахалин-1 Вниз

Сахалинский шельф. Оппоненты.
Экологическая вахта Сахалина

  1. Землетрясение на Аляске. ТрансАляскинский нефтепровод выдержал сильнейшие толчки только благодаря высоким технологиям, применявшимся при его строительстве. «ЭВС». 13.11.02.
  2. Проверка на прочность. Трубопровод сотрясался и раскачивался, но землетрясение выдержал. «Anchorage Daily News». 10.11.02.
  3. Как сыграет труба при пляске недр? «Советский Сахалин», 18.01.03.

НАВЕРХ НАВЕРХ

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ НА АЛЯСКЕ

ТрансАляскинский нефтепровод выдержал сильнейшие толчки только благодаря высоким технологиям, применявшимся при его строительстве

      Дорогие друзья!
      Предлагаем Вашему вниманию перевод статьи из газеты "Anchorage Daily News" от 11 ноября 2002 г. о землетрясении на Аляске, которое произошло 3 ноября 2002 г. ТрансАляскинский нефтепровод, построенный 25 лет назад, с честью выдержал это суровое испытание.
      Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что нефтепровод на Аляске сумел противостоять этому землетрясению только потому, что был установлен над землей на специальных стойках с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по ним и благодаря этому сохранять целостность при подвижках земной коры.
      Наша организация уже давно добивается, чтобы нефтяные компании на Сахалине в рамках проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 строили свои трубопроводы именно по примеру ТрансАляскинского трубопровода, считающегося самым безопасным в мире. И мы требуем, чтобы все трубопроводы на Сахалине сегодня были построены с применением тех технологий, которые были использованы на Аляске еще 25 лет назад для защиты трубопровода от разрывов при землетрясении. Ведь сейсмичность нашего острова такая же высокая, как и на Аляске.
      К сожалению, сегодня Эксон и Сахалинская Энергия планируют свои трубопроводы просто закапывать под землю, а единственная мера защиты трубы от разрыва – это применение такой стали, которая якобы будет позволять трубопроводу "растягиваться" на несколько миллиметров. И это все. Хотя Аляскинский опыт показывает, что трубопровод избежал разрывов при землетрясении именно благодаря тому, что был установлен над землей на специальных стойках.

      Чтобы сохранить наши нерестовые лососевые реки и богатые биоресурсами моря необходимо требовать от нефтяных компаний строительства такого же безопасного трубопровода, как на Аляске, – над землей и на специальных стойках, обеспечивающих подвижность трубы при землетрясении.
      Если Вы считаете нужным выразить свое мнение и выдвинуть свои требования нефтяным компаниям, сообщаем их адреса и факсы:

      "Эксон Нефтегаз Лтд" – Южно-Сахалинск, ул. Пушкина, 80, тел/факс 72-71-60.
      "Сахалин Энерджи" – Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 35, тел/факс 73-20-00
      Департамент нефтегазового комплекса Администрации Сахалинской области: Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 20, тел/факс 42-34-79

      С уважением,
      Наталия Баранникова, Дмитрий Лисицын,
      Экологическая вахта Сахалина.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Проверка на прочность

Трубопровод сотрясался и раскачивался, но землетрясение выдержал

      Трансаляскинский трубопровод был спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Но смог ли бы он его выдержать реально?
      Когда в начале 1970-х годов встала речь о проектировании трубопровода, то команда строительных инженеров и геологов не ожидала, что трубопроводу придется пройти проверку на прочность уже при их жизни. Но они ошибались.
      Случившееся 3 ноября землетрясение в 7,9 баллов – крупнейшее, когда либо зарегистрированное в Деналийском разломе в континентальной части Аляски – произошло в слабо населенном районе в 90 милях к югу от Фэрбенкса – второго по величине города штата. Землетрясение – рассматривающееся сейсмологами как событие, случающееся раз в 600 лет – оставило на поверхности земли 145-мильную трещину и было первым значительным испытанием, проверившим стойкость трубопровода.
      Как сказал Дуг Ниман, консультирующий инженер из Хьюстона, трубопровод выдержал сильный сейсмический толчок, как и было предусмотрено проектом – он оказался поврежден, но целостность трубы не нарушена. С 1973 по 1977 годы Ниман работал координатором сейсмических работ при проектировании трубопровода для компании обслуживания трубопровода "Alyeska" (ныне ведущей на нем операции).
      "Думаю, что один этот факт может много рассказать вам о том, какая была у нас 30 лет назад суперкоманда... при проектировании она сработала просто прекрасно," – сказал президент "Alyeska" Дэвид Уайт.
      Трубопровод, стоящий 8 миллиардов долларов и введенный в действие 31 мая 1977 года, перекачивает около 17% добываемой в США нефти. Через него прошли почти 14 миллиардов баррелей нефти.

      "Говоря о потенциальном воздействии сейсмокатастроф на трубопровод, мы можем говорить о трещине, открывшейся частично или об общем гильотинном разрыве. В нашу задачу входило сделать так, чтобы не произошло разрыва трубы и утечки нефти, – сказал Ниман. – Я очень, очень доволен, что в реальности все сработало так, как и было должно".
      Мощное землетрясение, случившееся в это воскресенье, как ничто другое показывает, что трубопровод может выдержать и больше, добавил он.

      Одной из первых задач при проектировании трубопровода было выявление и картирование мест потенциальной сейсмической активности вдоль предполагающегося маршрута, который пересекает три горных хребта, 800 рек и ручьев, и три активных геологических разлома.
      Ниман рассказал, что при проектных работах были собраны несколько ведущих сейсмологов и геологов страны. Они определили, что самая большая угроза трубопроводу от землетрясения имеется на том участке, где он пересекает разлом Денали – место воскресного землетрясения – а также около порта Валдиз, где 800-мильный трубопровод заканчивается терминалами, на которых нефть погружается на танкеры.
      Разлом близ Валдиза – как раз тот разлом, что явился причиной землетрясения силой 9,2 балла, происшедшего 27 марта 1964 года. Это было сильнейше землетрясение, когда либо регистрировавшееся в Северной Америке.
      На разломе Денали инженеры учли в проекте возможные движения трубопровода при движениях земной коры. Труба была проложена близко к поверхности на гравийную подушку и поддерживалась "башмаками", скользящими по металлическим балкам. Такое устройство позволяло трубе двигаться на 6 метров горизонтально и на 1,5 метра вертикально.
      "Такой прием позволяет при расколовшемся разломе удерживать трубу, "плавающую" на балках. А "башмаки" служат для приспособления трубы к новой форме поверхности," – объяснил Ниман.
      Воскресный толчок сдвинул трубу горизонтально на 2 с лишним метра и вертикально на 75 см. "Учитывая случившееся, мы имеем еще большой потенциал безопасности," – заявил Ниман.

      По данным Геологической службы США, разлом Денали – один из длиннейших в мире надвиговых разломов, сходный по величине с разломом Сан-Андреас в Калифорнии. Надвиговые разломы, то есть когда одна из плит сдвигается горизонтально относительно другой, генерируют мелкие землетрясения.
      Несмотря на то, что Деналийский разлом уже в историческое время был довольно активным, до случившегося землетрясения сейсмологи не думали, что он может генерировать по-настоящему мощные толчки, сказал Роджер Хансен, сейсмолог из Геофизического института (при Университете штата Аляска): "На самом деле до сих пор этот разлом был спящим гигантом".
      Но после случившегося в воскресенье землетрясения разлом уже не затихал. Сейсмологи зарегистрировали свыше 550 толчков после основного землетрясения, причем сильнейший из них – силой в 5,8 баллов случился спустя 20 минут после первоначального сотрясения.

      Необходимый тип трубы 48-дюймового диаметра (120 см) инженеры нашли в Японии. Ниман рассказал, что они искали такую трубу, которая была бы достаточно эластична и упруга: чтобы под давлением расширяться, а после снятия нагрузки возвращаться в исходное положение. Кроме того, она должна была стойко переносить деформации и не разрываться при натяжении.
      Сделанные на трубе около 70 тысяч сварных швов были все просвечены рентгеном, так как они должны были быть достаточно прочны, согласуясь со свойствами трубы.
      Испытания трубы были проведены в 1972 году в Университете штата Калифорния в Беркли. Были установлены огромные металлические конструкции, в которые вертикально были положены восемь секций трубы, к концам их прикладывался груз.
      Ниман рассказал, что при проверках применялось достаточно сильное давление. Труба сморщивалась, сгибалась и даже при максимальном давлении сложилась сама на себя, однако не разрывалась.

      "Повреждение трубопровода от землетрясения произошло как раз по той линии, что и было предсказано", – сказал Джим Лашер, руководитель бригады инженеров из Совместного офиса ТАТ в Анкоридже (консорциума, ведущего мониторинг за трубопроводом и состоящего из представителей 13 ведомств федерального и штатовского уровней).
      Сейсмический толчок вызвал разрыв пяти надземных балок, поддерживающих трубопровод, и по крайней мере двух вертикальных поддерживающих стоек. По словам Лашера, были выворочены пять якорей, помогающих ограничивать горизонтальные движения трубы, и в нескольких местах был нарушена пористая ткань теплоизоляционного материала, однако никаких вмятин или разрывов на самой трубе не обнаружено.
      "Вообще говоря, трубопровод – это кокон из поглощающих энергию компонентов, – сказал Лашер. – Я доволен, что система функционирует так, как и была спроектирована".

      В следующие две недели, чтобы проверить, нет ли в трубе каких-либо вмятин, трещин, выбоин и подземных утечек, компания "Alyeska" собирается запустить по всей трубе устройство, называемое "свинья".
      Перед повторным запуском трубы утром 6 ноября (который возобновил движение нефти, остановленное на 66 часов), "Alyeska" провела испытания трубы на давление. Первые танкеры начали грузить нефть 8 ноября около 2 часов ночи.

      Информацию можно найти на сайтах:
      
aeic.alaska.edu
      alyeska-pipe.com
      jpo.doi.gov/index.htm

Мэри Пембертон.
«Anchorage Daily News». 10.11.02.


      ПЕРЕВОД: Copyright (с) 2002 Staff Ink
      ТИХООКЕАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ: Copyright (с) 2002 Pacific Environment
      PACIFIC ENVIRONMENT
      1440 Broadway, Suite 306
      Oakland, CA 94612
      Ph: 510/251-8800
      Fax: 1-510-251-8838
      pacificenvironment.org

© Бюллетень «Нефть и Море». № 38, 13.11.02.
Экологическая вахта Сахалина, Южно-Сахалинск.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Как сыграет труба при пляске недр?

Проблемы и суждения

      3 ноября прошлого года на Аляске произошло мощное землетрясение в 7,9 балла по шкале Рихтера, которое, по статистике, могло произойти на тектоническом разломе Денали лишь раз в 600 лет. Этот разлом, считавшийся «спящим гигантом» Аляски, неожиданно проснулся. Земную поверхность рассекла впечатляющая трещина длиной в 232 километра.
      Благодаря отсутствию постоянного населения в зоне землетрясения человеческих жертв и разрушений не последовало. Однако событие это оказалось в центре внимания мировой прессы и экологов. Жаль, что на нашем острове о нем мало кто знал, а ведь именно для Сахалина подобные катаклизмы особенно чреваты последствиями...

БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ НА СЛОВАХ

      В 1970 году нефтяные компании, осваивающие гигантские месторождения на Северном склоне Аляски, создали компанию «Алиеска» для строительства и эксплуатации одного из крупнейших в мире Трансаляскинского трубопровода (ТАТ). Он потребовался для переброски нефти с сурового арктического побережья на юг штата, откуда океанские танкеры могли круглый год беспрепятственно снабжать углеводородным сырьем промышленность страны.
      Аляска – район в сейсмическом отношении неспокойный, при этом активность его земных недр в основном проявляется в зонах тектонических разломов. Наглядный пример того, на что способна в этом районе матушка-Земля, она показала 27 марта 1964 года, когда разлом близ Валдиза стал причиной землетрясения силой 9,2 балла по шкале Рихтера. Это было одно из сильнейших землетрясений, зарегистрированных когда-либо в Северной Америке, и произошло оно как раз в районе трассы будущего трубопровода.
      Для проектирования ТАТ собрали ведущих сейсмологов и геологов США. Первейшей их задачей стало выявление и картирование мест потенциальной сейсмической активности вдоль маршрута трубы, пересекавшего три активных тектонических разлома. Проектировщики определили, что самая большая угроза нефтепроводу от землетрясения находится на участке разлома Денали, а также около порта Валдиз, где 1300-километровую трубу планировали завершить терминалом для перекачки нефти в танкеры.
      Самые тщательные оценки показали, что во избежание серьезных катастроф ТАТ должен выдерживать землетрясения силой до 8,5 балла. Но никакая, даже самая прочная труба не может противостоять движениям участков земной коры, если только... не будет двигаться вместе с ними. «Сильный тайфун ломает мощную сосну, но гибкий бамбук остается цел».
      Используя эту старую японскую мудрость, американские инженеры смогли обеспечить в районе разлома Денали особую подвижность трубопровода. Он был проложен над землей на специальных вертикальных стойках с компенсаторами, позволяющими трубе при необходимости скользить по поперечной металлической балке. В некоторых местах трубопровод лежал почти на земле, на длинных металлических рельсах, по которым труба могла перемещаться почти на 6 метров по горизонтали и – при помощи специальной гравийной подушки – на 1,5 метра по вертикали. Кроме того, зигзагообразная трасса трубы позволяла ей «растягиваться» и «сжиматься» при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также при температурном расширении и сжатии металла.
      Такие технологии позволили трубопроводу двигаться вместе с подвижками земной коры и оставаться целым.
      Кроме специальных подставок, для трубопровода подобрали достаточно эластичную и упругую сталь, которая под давлением могла расширяться, а после снятия нагрузки возвращаться в исходное положение, стойко перенося деформации. При проверках трубопровода применялось достаточно высокое давление. Труба сморщивалась, сгибалась и даже при максимальном давлении ложилась сама на себя, однако не разрывалась.

ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

      В начале 70-х, когда началось проектирование ТАТ, команда инженеров и геологов не ожидала, что трубопроводу придется пройти самую жесткую реальную проверку на прочность уже при их жизни. Но они ошибались. 3 ноября 2002 года мощный удар, сопровождаемый подземным гулом, сдвинул трубу на 2 с лишним метра по горизонтали и на 75 сантиметров по вертикали. Несмотря на то, что разлом Денали уже в историческое время был довольно активным, до случившегося землетрясения сейсмологи не думали, что он может генерировать по-настоящему сильные толчки. Начавшие бушевать недра долго не могли успокоиться – было зарегистрировано свыше 550 толчков, причем сильнейший из них случился спустя 20 минут после первоначального удара.
      Землетрясение 3 ноября разорвало пять наземных балок, на которых покоился трубопровод, и две вертикальные поддерживающие стойки. Ходящая ходуном гигантская труба выворотила из земли пять якорей, ограничивавших ее горизонтальные смещения. В нескольких местах была нарушена пористая ткань теплоизоляционного материала, однако никаких вмятин или разрывов на самой трубе так и не было обнаружено.
      Уже 8 ноября танкеры начали вновь принимать нефть на наливном терминале в Валдизе. Благодаря по-настоящему ответственному подходу к делу своих создателей Трансаляскинский трубопровод, построенный 25 лет назад и перекачивающий в год около 70 миллионов тонн нефти, с честью выдержал суровое испытание подземной стихией. Сильнейшие толчки не смогли разрушить целостность трубы и пролить хоть каплю нефти.

УСТОЯТ ЛИ ТРАНССАХАЛИНСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ?

      На новой карте сейсмического районирования России северо-восточный Сахалин и прилегающие к нему участки шельфа, где ведутся нефтеразработки, отмечены как высокосейсмичные.
      И у нас, как в 70-х годах на Аляске, стоит задача перекачки нефти туда, где ее круглый год смогут забирать танкеры, не опасаясь тяжелых льдов. «Эксон нефтегаз лимитед» предполагает строить нефтепровод с месторождения Чайво поперек северной части острова и Татарского пролива на материк – в порт Де-Кастри. «Сахалин энерджи» решила проложить две трубы (с нефтью и газом) с севера на юг Сахалина до поселка Пригородное на побережье Анивского залива. При этом на севере их трассы пройдут по территории с сейсмичностью 9-10 баллов! В этих условиях защита трубы от разрывов при подвижках земной коры представляет первостепенную задачу.
      Сахалинцы никогда не забудут страшную трагедию Нефтегорска. Тогда землетрясение не только принесло невосполнимую боль человеческих утрат, но и оставило долго не заживающие раны на теле земли. Около 200 порывов трубопроводов компании «Сахалинморнефтегаз», пронизывающих весь север Сахалина, залили нефтью огромные пространства. По нерестовым рекам она шла в заливы и Охотское море. Природе был нанесен огромный ущерб – вполне закономерный, поскольку все нефтепроводы были традиционно закопаны в грунт и не рассчитаны на сейсмические потрясения.
      Годовые объемы нефти, перекачиваемой сегодня по всем трубопроводам на севере Сахалина, составляют около 1,5 млн. тонн. По шельфовым проектам планируется много больше. Нефтепровод компании ЭНЛ рассчитан на 12 млн. тонн в год, а «Сахалин энерджи» – на 6-8 млн. тонн. При этом обе компании имеют опыт работы на Аляске и не понаслышке знают, как надо строить безопасные трубопроводы в сейсмичных районах.
      Однако, насколько нам известно, по обоим проектам ни специальных стоек, ни рельсов, ни вообще надземной прокладки и многого другого, обеспечивающего безопасность транспортировки нефти при землетрясениях, не планируется. Трубопроводы будут, как указано в проектных материалах, просто закопаны в землю, в том числе – и на участках активных тектонических разломов, которые только трубопровод «Сахалина-1» пересечет, судя по всему, не менее трех раз. И любые колебания почвы при землетрясениях смогут вызвать множество разрывов, как это было в 1995 г.
      Вся надежда на аварийные задвижки -но ведь они не спасают от разливов, а лишь ограничивают их размеры. А много ли надо нашим нерестовым рекам и главному богатству островной фауны – лососевым?
      При этом есть одна «маленькая» деталь: чувствительность аппаратуры, следящей за утечками и перекрывающей подачу нефти в случае чего, на нефтепроводе компании ЭНЛ такова, что запорные клапаны будут срабатывать лишь тогда, когда объем потерянной нефти достигнет 1 процента. При планируемом годовом объеме этого трубопровода в 12 млн. тонн ежедневно будет прокачиваться около 33 тыс. тонн. Иными словами, если землетрясение повредит проложенную под землей трубу, то 300 тонн в сутки могут спокойно утекать до тех пор, пока не выйдут где-нибудь на поверхность и не будут визуально замечены.
      Чего же тогда стоят многолетние заверения иностранных разработчиков нашего шельфа о сведении к минимуму любых рисков? Быть может, на самом деле речь идет о минимизации затрат на строительство за счет нашей природы и безопасности?

      Строительство трубопровода на Аляске обошлось в 8 млрд. долларов, по нынешним ценам – это около 22 млрд. С тех пор он уже многократно окупился, не допустив за 25 лет прокачки колоссальных объемов нефти ни одного существенного разлива и по праву считаясь самым безаварийным в мире. На один сахалинский трубопровод отводится всего несколько сот миллионов долларов. Видимо, стремление сэкономить – это и есть причина того, почему на Сахалине опытные нефтяники мирового класса не хотят использовать высокие технологии и стандарты, позволяющие, например, аляскинцам не бояться за свою природу в случае сейсмических потрясений.
      Мы серьезно озабочены воздействием шельфовых проектов на островную хрупкую природу.
      Наша организация неоднократно выступала против подземной прокладки трубопроводов, поднимала и другие экологические проблемы в органах государственной власти, обращалась к нефтяным компаниям, проводила общественную экологическую экспертизу, общественные слушания, активно участвовала в консультациях, проводимых компаниями.
      Мы видим большую обеспокоенность местного населения проблемами воздействия на окружающую среду не только потенциально опасных трубопроводов, но и других объектов нефтяной отрасли.
      Однако создается впечатление, что наши областные и федеральные власти предпочитают просто отмалчиваться, тем самым как бы признавая, что трубопроводы будут обеспечивать нас гарантированными нефтяными разливами.
      Разве же можно с этим смириться?

Н. БАРАННИКОВА, Д. ЛИСИЦЫН.
(«Экологическая вахта Сахалина»).
© «
Советский Сахалин», № 9(22581), 18.01.03.
Материал о землетрясении на Аляске подготовлен по публикациям в американских СМИ


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/w/s07.htm
Реклама:
Hosted by uCoz