VFF-S Шельф
Сахалин-2 Сахалин-1
Вниз

Сахалинский шельф. Оппоненты.
Экологическая вахта Сахалина

  1. Сообщение для средств массовой информации. «ЭВС». 08.01.03.
  2. Требования общественных экологических организаций в отношении нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». 08.01.03.
  3. Фауна черной реки. «Еженедельный Журнал». 14.10.03.
  4. Экологический тупик. Для кого законы писаны? «АиФ. Сахалин – Курилы», 11.03.
  5. «Разрешите вас немного попикетировать?» «Регион», 12.11.03.
  6. Американские экологи требуют не давать кредита Sakhalin Energy. «Нефтегазовая вертикаль», 09.12.03.
  7. Прокуратура умывает руки. «Парламентская газета», 10.12.03. Игра без правил, или Кому выгодно, чтобы российские водоемы были бесхозными. «Регион», 17.12.03.
  8. Европейский банк реконструкции и развития не удовлетворен проектом «Сахалин-2». «Южно-Сахалинск сегодня», 24.04.04.
  9. Ответ «Сахалин Энерджи» на «Требования общественных экологических организаций в отношении нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и Комментарии к Ответу авторов Требований. «ЭВС», 02.07.03. (в другом файле)

НАВЕРХ НАВЕРХ

Европейский банк реконструкции и развития не удовлетворен проектом «Сахалин-2»

ЭКОЛОГИЯ

      С 18 по 20 апреля в Лондоне проходила ежегодная встреча управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), на которой присутствовали делегации со всех стран – участников банка. Были представлены все секторы общества – правительство, бизнес, пресса и общественность. 20 апреля состоялась встреча президента ЕБРР Жана Лемьера с природоохранными общественными организациями.
      Большое внимание на встрече было уделено экологическим, социальным и экономическим аспектам нефтегазового проекта «Сахалин-2». На замечания экологов президент ЕБРР ответил:
      «Существует очень много проблем с этим проектом... Мы не удовлетворены им... Мы требуем дополнительной информации от компании-оператора... Управляющие ЕБРР разделяют эти обеспокоенности... Есть определенные юридические трудности с этим проектом. Мы постоянно консультируемся по второй фазе проекта «Сахалин-2» с другими потенциальными банками-заемщиками, и они разделяют наши беспокойства».
      Днем раньше на заключительной пресс-конференции ежегодной встречи ЕБРР президент Лемьер заявил, что по проекту «Сахалин-1» «есть много проблем, относительно которых мы не имеем ясного представления сегодня, потому что, хотя проект уже реализуется, но экологические вопросы остаются крайне важными». Он также отметил, что ЕБРР не удовлетворен существующей ситуацией и ответами, которые получены от оператора проекта – «Сахалинской энергии».
      Таким образом, впервые в истории существования ЕБРР его президент открыто высказывает критику проекта, который финансируется банком.
      Напомним, что Европейский банк в 1998 году выдал кредит компании «Сахалинская энергия» в размере 116 миллионов долларов на реализацию первого этапа проекта «Сахалин-2». В 2002 году компания обратилась в банк за получением 150 миллионов долларов для финансирования второго этапа. Однако ЕБРР не спешит пока выдавать кредит и уже второй год изучает проектные материалы и запрашивает дополнительную информацию у «Сахалинской энергии». По отзывам сотрудников Экологического департамента банка, наибольшее количество вопросов вызывает недостаточность фоновой информации о рыбных ресурсах и проработки предотвращения нефтяных разливов и плана ЛАРН, проблема обращения с отходами и высокий риск для популяции серых китов.
      Международная общественность также обеспокоена влиянием проекта «Сахалин-2» на природу Сахалина и омывающие его моря.
      16 апреля британская организация «Друзья Земли» провела акцию у здания ЕБРР под названием «Похороны серых китов». Похоронная процессия, состоящая из мужчин в черных смокингах и цилиндрах, прошла по улицам Лондона с огромным скелетом серого кита в натуральную величину с надписью «Сделано ЕБРР и «Шелл». Но, несмотря на название акции, экологи предъявили претензии ЕБРР не только в отношении серых китов. Общественные организации обратились к нему с просьбой не финансировать второй этап проекта «Сахалин-2» до тех пор, пока компания не выполнит требования защитников природы. Вот лишь самые главные из них:
      – морской трубопровод с платформы «Моликпак» на берег должен быть проложен в обход пастбища серых китов;
      – сухопутные трубопроводы с севера на юг острова должны быть проложены над землей на специальных опорах, что соответствует мировому опыту строительства подобных объектов в сейсмоопасной зоне;
      – нерестовые реки должны пересекаться трубопроводом над руслом на специальных стойках, а не траншейным способом, как это предполагает делать компания;
      – грунт, образовавшийся при дноуглубительных работах в заливе Анива, не должен сбрасываться в центральной части залива и должен быть вывезен за его пределы;
      – «Сахалинская энергия» должна разделить с судовладельцем ответственность за разлив нефти с танкера в заливе Анива и проливе Лаперуза.
      Персонал Европейского банка не меньше озабочен масштабным воздействием проекта «Сахалин-2» на окружающую среду и не рискует пока рекомендовать совету директоров банка рассматривать возможность его кредитования.

Дмитрий ЛИСИЦЫН,
«Экологическая вахта Сахалина».

© «
Южно-Сахалинск сегодня», № 18(19), 24.04.04.


НАВЕРХ НАВЕРХ

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ, или КОМУ ВЫГОДНО, ЧТОБЫ РОССИЙСКИЕ ВОДОЕМЫ БЫЛИ БЕСХОЗНЫМИ

ЭКОЛОГИЯ

      Имя журналиста Виталия Гулия прекрасно известно старшему и среднему поколению жителей нашей области. Он долгое время работал в газете «Советский Сахалин», его острые материалы вызывали горячий интерес читателей. В 1989 году на первых альтернативных выборах делегатов съезда КПСС В.Гулий победил первого секретаря Сахалинского обкома партии В.Бондарчука и стал народным депутатом от нашей области. Позже около 10 лет работал на руководящих постах в администрации президента. Сейчас В.Гулий – собкор «Парламентской газеты».
      Передавая в «Регион» эту статью, Виталий сказал: «Душой я по-прежнему на Сахалине и хочу принять участие в справедливой борьбе за благо простых людей, которую, ведет, ваша газета».


      В начале года в руки мне попался доклад сахалинских экологов. Они били тревогу по поводу строительства завода по сжижению природного газа (СПГ) на берегу богатейшего сахалинского залива Анива. Островная область известна своими уникальными местами. Анивский залив – одно из них. Чего там только не водится: лосось, палтус, креветки, крабы, гребешок, трепанг... Все перечислить – страницу исписать.
      А тут, по утверждению защитников флоры и фауны, беда грядет большая, в ближайшем будущем всего богатства можно лишиться. Дело в том, что оператор проекта «Сахалин-2» – компания «Сахалин Энерджи» (общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное тремя физическими лицами на Бермудских островах) запланировала ежегодный сброс в Анивский залив в общей сложности более полумиллиона кубометров различных сточных вод, содержащих нефтепродукты в концентрации, превышающей предельно допустимую для рыбохозяйственных водоемов в сто (!) раз. Это означает, что только в ходе «нормальной» эксплуатации завода СПГ ежегодно в залив будет поступать несколько тысяч тонн нефти. Кроме того, в центральной части залива (на глубине около 60 метров) «Сахалин Энерджи» планирует сбросить в морскую среду свыше миллиона тонн грунта, вынутого при строительстве причальных сооружений.
      Даже если приведенные экологами факты соответствуют действительности только наполовину – все равно впору бить во все колокола, ломиться в двери соответствующих инстанций с требованием остановить беспредел. Вопрос, кто это должен сделать – общественность или органы власти? Первая (в лице «Экологической вахты Сахалина») обозначила свою позицию громко и эмоционально. Следов реакции областной администрации в официальных источниках, к сожалению, обнаружить не удалось. Скорее всего, каких-либо заметных движений с этой стороны и не происходило.
      Авторы доклада заявили о недобросовестности ученых СахНИРО, которые рекомендовали отнести большую часть залива Анива к первой рыбохозяйственной категории. Поскольку высшая категория подразумевает полный запрет на сброс в залив сточных вод и грунта, то снижение категорийности на один пункт открывает путь строительству экологически опасного объекта и значительно (на миллионы долларов) уменьшает затраты заказчика. С капиталистами все ясно. Им прибыль превыше всего. Но каким боком с ними связаны сахалинские ученые?, Они что – тоже в бизнес ударились?
      Депутат Госдумы И.Ждакаев.в обращении к председателю Госкомрыболовства А.Моисееву проясняет ситуацию. Он утверждает, что специалисты СахНИРО разработали обоснование для перевода части залива Анива в первую категорию на деньги нефтегазовых компаний. То есть следует понимать: кто платит, тот и заказывает музыку.
      Тень подозрения в нечистоплотности (что уж тут деликатничать в выборе определений) брошена также и в адрес Минприроды. Точнее – руководителя департамента экспертизы – Н.Онищенко (она, кстати, была назначена на эту должность с поста начальника государственной природоохранной службы Сахалинской области). Не случайно-де чиновница из провинции получила высокую должность в столице. Теперь отрабатывает ее.
      На первый взгляд – классическая формула коррупции получается. Нефтегазовые «бароны» в целях экономии собственных средств на строительстве экологически рискованного объекта оплачивают научно-исследовательскую работу не финансируемых государством ученых, а те в знак благодарности делают нужные заключения. Дальше – еще проще. Заинтересованные чиновники на основании представленных им заключений принимают положительное решение. Все понятно в этой схеме. Тем не менее пока это только предположение и не более.
      Если экологи в своем эмоциональном докладе, не найдя достаточных аргументов, начинают толковать отдельные положения ГОСТа с помощью словаря С.Ожегова, то их оппоненты-ученые подготовлены гораздо основательнее.
      Ответ директора СахНИРО В.Радченко если не полностью, то в значительной мере опровергает предъявленные обвинения. Например, утверждение авторов доклада о том, что статус высшей рыбохозяйственной категории запрещает сброс в морскую воду грунта, директор института парирует следующим: «Запрет на сброс грунта (дампинг) в морские воды может быть запрещен только в водоемах (частях водоемов), имеющих статус «особо охраняемых»... Статус «особо охраняемых природных территорий» не присваивается водоемам (частям водоемов) высшей рыбохозяйственной категории автоматически. Решение об установлении такого статуса принимается правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»...
      А как же тогда быть с рекомендациями ФГУ «Сахалинрыбвод», который выступает против сброса отходов в залив и за отнесение оного к высшей категории?
      – Когда письмо ФГУ «Сахалинрыбвод», – признается В.Радченко, – поступило в СахНИРО, понадеялся – а вдруг это действительно так? Тогда нет необходимости институту продолжать начатую работу по доработке предварительных рекомендаций, что является делом хлопотным, плохо финансируемым, да еще вызывающим шельмование «Экологической вахтой Сахалина». К сожалению... «Сахалинрыбвод» не уполномочен определять рыбохозяйственную ценность водных объектов...
      Кто же тогда может быть арбитром в подобных ситуациях? На какую законодательную базу и правила можно опираться в защите интересов россиян вообще и сахалинцев в частности?
      Оказывается, что даже и генпрокурор, если очень захочет, все равно не сможет тут расставить точки. Ведь главная роль прокуратуры в том, чтобы осуществлять надзор за соблюдением законов. Но когда последние де-факто отсутствуют, то за чем надзирать?
      Юридическая компания «Экоправо» сделала анализ российского законодательства на предмет компетенции органов государственной власти по вопросам определения и установления рыбохозяйственной ценности водных объектов.
      Вывод: федеральные законы обходят этот вопрос.
      – Почему такой пробел в российском законодательстве? – поинтересовался я у бывшего заместителя председателя комитета Госдумы В.Лунцевича.
      – За все годы работы Госдумы не было принято конкретных законов, которые регулируют деятельность на шельфе, связанную с добычей полезных ископаемых и даже водных биоресурсов, – сказал В.Лунцевич. – Сегодня все регламентируется разными ведомственными и межведомственными документами. Поэтому возникает благодатная почва для злоупотреблений чиновников. С другой стороны, правоохранительным органам сложно разобраться в том, каков же механизм предоставления того иди иного ресурса, того или иного вида деятельности. Надо принимать специальный закон об экологическом регулировании, в котором четко прописать, как делается экологическая экспертиза, кто ее выполняет, каковы сроки, стоимость этой работы, ее соответствие международным требованиям.
      Что же мешало нашим депутатам все эти годы принимать соответствующие законы о рыболовстве и охране водных биоресурсов? История, надо сказать, чрезвычайно запутанная и имеет самые разные объяснения. С одной стороны, судя по имеющимся в Госдуме законопроектам, предпринимались неоднократные попытки провести тот или иной закон, а то и целый пакет законодательных актов. Однако в решающий момент находились какие-нибудь «веские» причины для того, чтобы положить наработанное «под сукно». И так созыв за созывом. В думских кабинетах и не скрывали, что нефтяное лобби в российском парламенте – самое мощное. Перед ним (читай перед его деньгами) вянут как «патриоты», так и «демократы».
      Странную позицию занимает в этом вопросе и правительство. По логике оно должно быть прямо заинтересовано в установлении четких правил охраны водных биоресурсов. На деле инициативы законодателей расцениваются им как попытки вмешательства в свою компетенцию. В то же время в недавно принятой Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года правительство не планирует подготовку законодателъных актов, определяющих рыбохозяйственную ценность морских водоемов. Правда, следом за Концепцией наконец-то было утверждено Положение о Госкомрыболовства, но функции, которыми наделен комитет по рыболовству, далеко не решают обсуждаемую проблему. Где же выход?
      Мировая практика показывает, что пока государство не возьмет на себя регулирование отношений в вопросах сохранения среды обитания и хозяйственной деятельности – оно обрекает себя на медленное самоуничтожение. Сахалин – яркий тому пример. В результате деятельности нефтяных компаний, которые прокладывают нефтепровод по западному побережью острова, под угрозой экологической катастрофы оказались обширные оленеводческие пастбища и долины двух крупных рек – Тымь и Поронай. В свою очередь, уничтожение пастбищ и тундры может привести к вымиранию коренных малочисленных народов, жизнедеятельность которых во многом зависит от оленеводства и охоты. Долины рек заболочены, и в случаях утечки нефти из нефтепровода экологическое поражение возрастет в десятки раз.
      В мире пока не разработаны эффективные технологии очистки заболоченных местностей от нефтяных загрязнений. Зато имеется и широко практикуется другой опыт: применение жестких мер к промышленникам по снижению экологических рисков. От 30 и более процентов стоимости объекта выкладывают промышленники на удовлетворение экологических требований. У нас же все происходит ровно наоборот.
      Оператор проекта «Сахалин-2» заявляет, что у него нет средств на финансирование экологического риска – и областная власть, а за ней и федеральные органы с «пониманием» относятся к проблемам «бедных» иностранных миллионеров. Более того, во многих случаях идут на поводу у последних. Например, иностранные компании, занимающиеся нефтегазовыми проектами, составляют смету расходов на предстоящий год. Они туда включают все, что им заблагорассудится. Но только не то, что касается улучшения жизни населения или экологической защищенности островов.
      Резонно возникает вопрос: на кого работает областная администрация? Для большинства сахалинцев этот вопрос уже давно стал риторическим. Поэтому именно сейчас – самое время хорошенько подумать и принять решение, как и с кем жить дальше.

Виталий ГУЛИЙ, г.Москва (специально для «Региона»).
© «
Регион», № 54(319), 17.12.03.
© «Парламентская газета». № 32(99), 10.12.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Американские экологи требуют не давать кредита Sakhalin Energy

      11 американских природоохранных организаций потребовали от Американского Экспортно-Импортного банка (USA ExIm) провести тщательную экологическую экспертизу проекта перед принятием решения о выделении кредита консорциуму «Сахалин Энерджи» (SEIC – Sakhalin Energy Investment Company). В состав консорциума, лидером которого является компания «Шелл» (Shell), входят также японские «Мицубиси» (Mitsubishi) и «Мицуи» (Mitsui), сообщает ИА Regnum.
      В настоящее время консорциум ведет активные работы по добыче на шельфе Сахалина нефти и газа, прокладке трубопроводов, а также строительству одного из крупнейших в мире заводов по производству сжиженного газа. Вся эта деятельность не только угрожает существованию стада 130 серых китов, но и приведет к образованию 500 тыс. т сточных вод и многим другим неблагоприятным экологическим последствиям.
      Среди поддержавших это требование – такие крупнейшие американские организации, как NRDC, Environmental Defence, Friends of the Earth, IFAW, Greenpeace, WWF и другие, сообщает «Эхо-ДВ».

ИА НГВ.
© «
Нефтегазовая вертикаль». 09.12.03 17:25.


НАВЕРХ НАВЕРХ

«РАЗРЕШИТЕ ВАС НЕМНОГО ПОПИКЕТИРОВАТЬ?»

СЕВЕРНЫЙ САХАЛИН

      Региональная национально-культурная автономия под названием «Эвенки Сахалинской области» обратилась к главе администрации Ногликского района с довольно необычной просьбой – разрешить провести пикетирование на пути строительства трубопровода по проекту «Сахалин-1».
      Необычность заключается не в самом факте пикетирования, а в том, как оно будет выглядеть. В течение года, начиная с 10 ноября, круглосуточно над стойбищем эвенков будут выставлены транспаранты с требованиями: «Руки прочь от эвенкийских оленей», «Долой политику экономического геноцида эвенков Сахалина» и «Природные богатства земли принадлежат народу, на ней проживающему». В пикетировании примут участие 50 человек.
      Как нам пояснил юрисконсульт автономии Владимир Денисов, цель пикетирования – добиться прекращения политики экономического геноцида против эвенков Сахалина, которую проводят администрация области и компания «Эксон Нефтегаз Лимитед».
      – Происходит ухудшение жизни эвенкийского народа, – заявил В.Денисов. – Земли, которые ему выделило правительство, до сих пор не поставлены на кадастровый учет. Чиновники областной и районных администраций из Ноглики Охи выносят свои постановления, которыми лишают эвенков земли. Одновременно нам не дают и квот на вылов рыбы. За свои права мы боремся в суде. И если сейчас получим от главы Ногликской администрации отказ на нашу просьбу о пикетировании, то опять подадим в суд.
      Глава администрации Г.Сусенко отказал национальной автономии эвенков в реализации их желания пикетировать трассу строящегося трубопровода. И что дальше?

Светлана КРАВЧЕНКО. п.Ноглики.
© «
Регион», № 48(313), 12.11.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Экологический тупик

ДЛЯ КОГО ЗАКОНЫ ПИСАНЫ?

      Развитие нефтяных проектов на Сахалине идет вразрез с российским законодательством. Такое мнение высказано в сообщении Всемирного фонда дикой природы.
      Что называется, приехали. «Мы строили-строили, и наконец, построили», – как говорил один очень известный персонаж известного мультфильма. И что теперь?
      Как отмечает Всемирный фонд дикой природы, или сокращенно WWF, коалиция неправительственных организаций добивается отмены заключения государственной экологической экспертизы и выступает против финансирования проекта компании «Сахалинская энергия» при невыполнении требований экологической безопасности. По мнению коалиции, экологические, экономические и социальные проблемы выходят далеко за рамки Сахалинской области.
      Так что же случилось? Из-за чего весь сыр-бор? Нас – сахалинцев – несколько лет приучали, что нефтегазовые проекты – благо, которое, как манна небесная, свалилось нам на голову и вот теперь в эту подготовленную бочку меда начинает вливаться ложка дегтя?
      Экологи считают, и это тоже по словам WWF, что действия нефтяников могут привести к серьезному ущербу природе Сахалина и экологической катастрофе на острове. Компания «Сахалинская энергия», не желая соответствовать более дорогостоящим экологическим стандартам мирового уровня, идет на грубейшие нарушения российского законодательства и норм природопользования. По данным WWF, в залив Анива уже сброшено 60 тысяч тонн грунта, более одной тысячи человек работает на строительстве завода по сжижению природного газа при отсутствии четкой позитивной оценки проекта государственной экологической экспертизой.
      Требований коалиции, по словам информагентста «Regions.ru», четыре, но только при их выполнении мы сможем и дальше любоваться природой островного края. В противном случае только вороны будут летать над некогда красивой землей, которую мы можем погубить собственными руками, которым, как известно, не дает покоя дурная голова.

Анатолий АЛЕХИН.
© «
АиФ. Сахалин – Курилы», № 46(265), 11.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

ФАУНА ЧЕРНОЙ РЕКИ

Очень скоро Сахалин станет крупнейшим нефтегазовым регионом россии. но не всем его обитателям это пойдет на пользу

С башни пильтунского маяка зоологи из группы Дэвида Уэллера с тревогой глядят на кормящихся серых китов. Загружается с сайта ЕЖ.

      Название «Сахалин» происходит от маньчжурского «Сахалин-улла» – «Черная река». Так назывался Амур, от устья которого лежит самый короткий путь на этот остров. Однако имя обрело новый смысл, когда выяснилось, что практически по всему периметру остров окружен гигантскими месторождениями нефти и природного газа. Крупнейшие корпорации мира стоят в очереди на участки сахалинского шельфа. В середине 90-х заключены соглашения о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Оба они касаются разработки месторождений у северо-восточного побережья острова.

      Первый этап «Сахалина-2» начался еще в 1998 г., когда оператор проекта, компания Sakhalin Energy, поставила в 15 километрах от берега платформу «Моликпак», к тому времени уже отработавшую 14 лет в море Бофорта. Летом следующего года «Моликпак» начал промышленную добычу и ежегодно выкачивает из морского дна более 1,5 млн тонн нефти. Впрочем, добыча ведется только летом.
      Однако уже в будущем году должно начаться сооружение второй платформы – севернее и ближе к берегу. От нее через «Моликпак» на берег пойдет подводный трубопровод – это позволит добывать нефть круглогодично. Выбравшись на сушу, он устремится к югу. В сотне с лишним километров южнее в него вольется трубопровод от Лунского газоконденсатного месторождения, где к этому времени уже будет своя платформа. Пройдя две трети острова, Черная река снова выйдет на берег на самом юге его – в поселке Пригородное у залива Анива. Там к этому времени уже встанут нефтехранилища, завод сжиженного природного газа (СПГ), терминал для танкеров. Оттуда нефть и газ «Сахалина-2» поплывут к потребителям – в Японию, Китай, Южную Корею и Тайвань.
      А еще через год начнутся работы по проекту «Сахалин-1». На берегу острова встанут буровые, которые дотянутся наклонными скважинами к подводным месторождениям Одопту и Чайво. Впрочем, последнее будет также разрабатываться с морской платформы «Орлан». От них тоже пойдет магистральный трубопровод, но не на юг, а на запад, к Татарскому проливу и по его дну на материк, к поселку Лазаревское и далее к порту Де-Кастри, куда тоже будут приходить супертанкеры. Две огромные трубы перечеркнут весь остров гигантским косым крестом.

КИТЫ

      Северо-восточное побережье Сахалина – место летнего нагула западной (охотско-корейской) популяции серых китов. Они считались полностью выбитыми в годы безудержного китобойного промысла. Однако в середине 70-х киты – всего несколько десятков – вдруг нашлись здесь, возле залива Пильтун. Серый кит кормится на мелководье, поскольку в отличие от других усатых китов питается не планктоном, а бентосом – донными организмами (в основном рачками). Впрочем, киты, как и «Моликпак», «работают» только летом, приходя к сахалинским берегам в мае и покидая их перед ледоставом. Где они проводят остальные полгода, никто не знает (считается, что где-то у южных берегов Китая), но известно, что на зимовке они почти ничего не едят. Во всех отчетах и информационных материалах компании Sakhalin Energy можно прочесть, что проведенные в течение ряда лет исследования не выявили никакого влияния «Моликпака» на реликтовое стадо. Штатная работа платформы действительно мало волнует китов, спокойно кормящихся между ней и берегом. В последние годы численность стада устойчиво переваливает за сотню голов.
      Однако Дэвид Уэллер, руководитель российско-американской группы зоологов, говорит об этом неохотно. В 1997-98 гг., когда на пильтунском рейде гремели акустические пушки, в дно вбивались гигантские лапы-опоры основания «Моликпака», и взбаламученный песок и ил, оседая, хоронили под собой подводные пастбища, киты бросили эту часть угодий и ушли к северу. Когда все стихло, они вернулись, но именно с тех пор в популяции ежегодно можно видеть истощенных китов, которым даже к концу сезона не удается нагулять необходимый слой жира.
      Тогда группа доктора Уэллера работала по контракту с Sakhalin Energy. Однако представленные ею данные компания сочла конфиденциальными. А когда исследователи с этим не согласились, обратилась к их более покладистым коллегам, быстренько объяснившим, что поскольку в процветающей восточной популяции серых китов тоже встречаются истощенные особи, этот феномен не может считаться результатом воздействия нефтепромыслов. А начальнику Ногликской районной инспекции охраны природы Льву Поздееву с разных сторон стали поступать прозрачные намеки: мол, надо бы проверить американцев, что это они такое делают с нашими китами, что те вдруг отощали...
      Дело, конечно, не в старых обидах и не в обвинениях в духе бессмертной формулы «замучили, гады, слона в зоопарке». Просто с началом работ по второму этапу «Сахалина-2» все повторится снова. Ну разве что за исключением сейсморазведки. Зато работы по прокладке донного трубопровода перекроют для китов коридор между платформами и берегом. Да и уйти на север теперь им будет непросто: Exxon Neftegas Ltd как раз приступили там к строительству временных пирсов для подготовительного этапа разработки месторождения Одопту.
      Проект «Сахалин-2» уже получил одобрение федеральной экологической экспертизы. «Сахалин-1» должен вот-вот ее пройти. Ни в том, ни в другом проекте не рассматривается кумулятивный эффект от их одновременной реализации. Заявители резонно объясняют, что не имеют достаточной информации о планах конкурентов. А органа или процедуры, позволяющих спрогнозировать их совместное влияние на окружающую среду, просто не существует. Да и в любом случае странно было бы просить компанию подождать с реализацией своего проекта годик-другой, пока конкуренты закончат строительство и выйдут на рынок с добытым продуктом.

РЫБА

Нерпы на берегу лагуны пока совершенно безмятежны. Загружается с сайта ЕЖ.

      Серые киты – самая знаменитая, но не единственная экологическая проблема проекта «Сахалин-2». Строительство порта для супертанкеров в мелководном заливе Анива потребует вынуть из будущего фарватера около миллиона кубометров грунта. Который просто отвезут подальше от берега и свалят кучей в том же заливе. Значительную часть этого грунта будет составлять богатый органикой ил. Именно благодаря ему Анива сегодня представляет собой естественный питомник для ценных промысловых видов рыб и морских беспозвоночных: гребешка, краба-стригуна, морского ежа, лососевых. Но этот же ил, плавая в виде мути в толще воды или оседая на водоросли, резко уменьшит количество кислорода в воде. Это может вызвать образование сероводорода, что угрожает гибелью всей экосистемы залива. Вдобавок по проекту в залив пойдут технологические стоки с терминала и завода СПГ. Конечно, специалисты Sakhalin Energy клянутся, что их сточные воды будут чище, чем вода залива. («Почему бы тогда не использовать их повторно, ничего не сбрасывая?» – ехидно спрашивают экологи.) Но закон исключает сброс каких бы то ни было стоков в водоемы высшей рыбохозяйственной категории – к каковой относится залив Анива.
      Пока относится. Институт СахНИРО уже рекомендовал сохранить высшую категорию только для прибрежной части залива, а центральную часть перевести в первую, сбросы в которую ограничены, но в принципе допустимы. (Непонятно только, как объяснить уже слитым помоям, что они не должны распространяться в сторону берега.) Правда, управление «Сахалинрыбвод», уполномоченное решать такие вопросы, пока не спешит согласиться с рекомендациями своего научного подразделения. Однако прибрежные воды в районе залива Пильтун тоже имели высшую категорию, которая теперь осталась только за самой лагуной. А акватория над самим месторождением переведена в первую – дабы не мешать буровикам «Моликпака» сливать буровые растворы прямо в море.
      Но и помимо стоков и дампинга (сброса грунта) нефтегазовый терминал представляет прямую угрозу Аниве: одного серьезного разлива нефти с танкера хватит, чтобы убить уникальный залив. Деваться некуда: Анива – единственная незамерзающая акватория у сахалинских берегов. И экологи, и нефтяники согласны, что водить супертанкеры в тяжелых льдах Охотского моря – чистое безумие.
      Впрочем, и переброска нефти из моря в море по суше тоже угрожает рыбным богатствам острова. 600-километровый трубопровод пересекает 1103 водотока, почти все из которых – место нереста или прохода на нерест лососевых рыб. А еще он пересекает 24 тектонических разлома. Сахалин – один из самых сейсмичных регионов России. Проект трубопровода Sakhalin Energy предусматривает задвижки, автоматически срабатывающие при падении давления в трубе. Причем стоять они будут через каждые 30 километров -чаще, чем на любом действующем российском трубопроводе сходного размера. Но даже при мгновенном срабатывании задвижек между ними останется 8,5 тыс. кубометров (т.е. около 7тыс. тонн) нефти, которая при разрыве неизбежно выльется – прямо в нерестовые реки.
      «В 1977 г. был построен Трансаляскинский трубопровод, – говорит сотрудник общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Наталья Баранникова. – В местах пересечения тектонических разломов он проложен над землей – труба просто свободно лежит на горизонтальных стойках. В прошлом ноябре там было сильное землетрясение, почти 8 баллов. Где-то сломались сами стойки, где-то труба съехала к краю. Но трубопровод нигде не порвался».
      На предложение «Вахты» рассмотреть такой вариант хотя бы для пересечения рек специалисты Sakhalin Energy вежливо ответили, что это повышает угрозу «доступа к трубопроводу третьих лиц». Главное, что скрывается за вежливым эвфемизмом, – это самовольные врезки. «В Нигерии мы очень сильно от этого страдаем. Там разрывы трубы не редкость, и почти все они ручками сделаны. Иногда просто для того, чтобы украсть нефти. А чаще – потому, что компания платит компенсации за разливы, в том числе и окрестным деревням, и нанимает по авральным ставкам местных жителей для ликвидации этих разливов», – неофициально пояснил корреспонденту «Журнала» работавший ранее в сахалинском проекте ответственный сотрудник Shell. Впрочем, реальность этой угрозы ясна и без нигерийского опыта – на некоторых российских «нитках» счет нелегальным врезкам идет на тысячи в год.
      Столь безответственные действия возмутят кого угодно. Но не удивят того, кто знает об отношениях местного населения с крупными нефтяными проектами.

ЛЮДИ

Загружается с сайта ЕЖ.

      Когда экологические активисты выступают против какого-нибудь крупного промышленного проекта, рано или поздно обязательно звучит фраза: мол, все прибыли от проекта достанутся транснациональным корпорациям, а местное население не получит ничего. Применительно к сахалинским нефтегазовым проектам это даже не полу правда – это четверть или пятая часть правды.
      В Южно-Сахалинске бурно строятся новые гостиницы и офисные здания. Вырос целый поселок «Зима», прозванный сахалинцами «американской деревней», – полностью автономный, со своей системой теплообеспечения, артезианской скважиной и охраной.
      Фактически рядом с коммунальной инфраструктурой, допотопной и обветшавшей, как и почти везде в российской глубинке, возникает новая, параллельная ей и не имеющая никакого отношения к населению. Даже реконструкция главной автомагистрали острова на участке Ноглики-Оха не предусматривает асфальтирования. Ее, конечно, выровняют и отгрейдеруют – но и только. И миллиарды кубометров природного газа будут проноситься по новенькой трубе в нескольких сотнях метров от так и не газифицированных поселков...
      Жизнь местного населения вообще никак не соприкасается с проектами и всем, что происходит вокруг них. Кроме, конечно, вновь возникающих ограничений и препятствий. Речь идет не только о рыбных промыслах и оленьих пастбищах, через которые протянется труба. (Хотя, к примеру, Exxon Neftegas Ltd, в отличие от Sakhalin Energy, до сих пор отказывается даже обсуждать вопрос о компенсациях коренным жителям за отчуждаемые родовые земли.) Но и о том, скажем, что цена однокомнатной квартиры новой планировки в Южно-Сахалинске за два года скакнула с 7,5 тыс. долл. до 25.

      Конечно, глупо упрекать солидные компании в том, что они могут хорошо платить за жилье. Или что они не хотят, чтобы быт их сотрудников зависел от местного коммунхоза. Речь вообще не о том, кто виноват, а о самом факте: освоение Сахалина идет так, как если бы он был вовсе не обитаемой территорией. Ее обитатели рассматриваются не как население, а как фауна, вроде каких-нибудь бурундуков или дятлов. Которым никто зла не желает и специально обижать не будет – но не обсуждать же с ними, в самом деле, технические решения? Может, еще и на работу их взять?
      Конечно, кое-кого берут. Масштабная стройка требует немало водителей, сварщиков, бульдозеристов и иного рабочего люда (не говоря уж о буровиках – с начала реализации «Сахалина-2» южно-сахалинский нефтяной техникум увеличил прием втрое). Правда, найти их в нужном количестве на самом острове невозможно. За годы, прошедшие между крахом экономики советского Сахалина и началом нефтяных проектов, 750-тысячное население острова уменьшилось на одну пятую – прежде всего за счет наиболее энергичных, квалифицированных, уверенных в себе людей.
      «Мы вычесали частым гребнем всех, кто что-то умеет делать и при этом не пьет до беспамятства, – сказал корреспонденту «Журнала» один из сотрудников Sakhalin Energy. – И их оказалась примерно половина от того, что нам надо. Остальных приходится завозить с материка. Не знаю, кого тут сможет нанять Exxon.
      Впрочем, строителей нанимает не Sakhalin Energy и даже не ее генеральный подрядчик, а какие-нибудь субсубподрядчики. Однако компания-заказчик инспектирует конечное исполнение.
      «Самое трудное при этом – заставить российских строителей выполнять российские же законы», – говорит сотрудник отдела реконструкции инфраструктуры, специалист по охране окружающей среды Алексей Кляшторин. Ему самому регулярно случается проводить подобные инспекции, ведя с прорабами примерно такие диалоги:
      – А как вы будете делать рекультивацию почвы?
      – Какую рекультивацию?
      – Ну вот у вас в проекте написано: рекультивация почвы согласно российским стандартам.
      – Мы об этом как-то не думали...
      – Как же так? Во всех стандартах сказано: перед началом работ плодородный слой должен быть собран...
      – Чего?!
      – ...а по их окончании он должен быть надвинут, произведен посев многолетних трав в соответствии с утвержденными схемами, удобрение, полив, то-се, пятое-десятое, и наблюдение в течение трех лет!
      – Мы никогда так не делали!
      – Но извините, у вас же в проекте все это написано!
      – Ну, знаете, в проекте много чего написано!..
      – Но мы же с вас этого потребуем!
      – У нас в сметах не заложено...
      Затем следуют уверения – «здесь вообще нет никакого плодородного слоя – одна тайга!», возмущенные апелляции – «да ты же знаешь, что через три года все это само зарастет!» и т.д. В особо тяжелых случаях Алексею приходилось просто останавливать работы – например, чтобы отучить дорожников мыть бульдозеры в нерестовой реке.
      «Вся беда в том, – говорит Кляшторин, – что окончательно они понимают, как надо было работать, только к концу работы. И потом уже не идут на такие субподряды. Приходят новые дураки, которые просто считают: мол, можем мы за такое-то время положить столько-то кубов?»

      Не будем преувеличивать законопослушность Sakhalin Energy – за время работы на Сахалине компания не раз давала понять, что российские нормы легче изменить, чем выполнить. Выше уже говорилось о том, как любая понадобившаяся ей акватория тут же теряла свою рыбохозяйственную ценность. Также решались проблемы сброса в море буровых растворов с «Моликпака» (что прямо запрещено Водным кодексом РФ – но Sakhalin Energy получила на это специальное разрешение «в порядке исключения»), с сжиганием попутного газа и т.д. А когда ихтиологи владивостокского ТИНРО-центра, выполняя заказ компании, насчитали слишком большой ущерб рыболовству от ее деятельности, она просто не приняла их отчет, перезаказав эту работу чуткому к ее нуждам СахНИРО.
      Тем не менее даже ее оппоненты-экологи признают, что уровень открытости и экологической ответственности Sakhalin Energy выше, чем, скажем, у Exxon Neftegas Ltd. Не говоря уж о «Роснефти» или «Сахалинморнефтегазе»: десятилетия работы этих компаний подарили острову рукотворные нефтяные озера, а на их трубопроводах утечка в 1-2% от прокачиваемого объема считается «нормативной».
      Просто всякое бизнес-предприятие по природе своей неизбежно будет использовать все возможности для повышения своей рентабельности – как газ заполняет весь предоставленный ему объем. И точно так же, как экспансию газа может ограничить только упругая и непроницаемая оболочка, экспансию бизнеса может ограничить только эффективное и ответственное перед населением государство. Которого нет и не предвидится – не только в Сахалинской области, но и во всей современной России. Свидетельством чему хотя бы тот факт, что полномочным представителем Российской Федерации в проекте «Сахалин-2» первоначально должна была выступать компания «Роснефть» – прямой конкурент участников консорциума. Впоследствии российское правительство отказалось от этой идеи, но, похоже, так и не почувствовало ее неприличности.

      Отсутствие государства пытаются компенсировать экологи – российские, иностранные и международные. Их коалиция, включающая российские отделения таких авторитетных международных организаций, как Всемирный фонд дикой природы и «Гринпис», выдвинула единые требования к нефтегазовым проектам на Сахалине. Эти требования и анализ соответствия им проекта «Сахалин-2» представлены сейчас в Европейский банк реконструкции и развития, рассматривающий вопрос о выделении кредитов на реализацию второго этапа проекта.
      На огромном пространстве между Охотским морем и лондонской штаб-квартирой ЕБРР не нашлось никого, с кем можно всерьез обсудить эти проблемы.

      Редакция благодарит Павла Арсеньева (Фонд гражданских свобод) за помощь в подготовке материала.
      Фотографии Александра Сорина.

Борис ЖУКОВ.
© «Еженедельный Журнал», № 093, 14.10.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Сообщение для средств массовой информации


50 общественных экологических организаций
из четырех стран предъявили объединенные
Требования к шельфовым нефтегазовым проектам
"Сахалин-1" и "Сахалин-2"
Южно-Сахалинск, 08 января 2003 г.

      Документ, представляющий собой объединенный список требований 50 сахалинских, дальневосточных, всероссийских и международных общественных экологических организаций относительно реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на Сахалине и его шельфе, а также в Хабаровском крае был направлен сегодня компаниям "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" (оператор проекта "Сахалин-2", зарегистрирована на Бермудских островах) и "Эксон Нефтегаз Лимитед" (оператор проекта "Сахалин-1", зарегистрирована на Багамских островах), а также ряду российских и международных государственных и финансовых организаций.
      Экологи предлагают нефтяным компаниям принять ряд обязательств как необходимые гарантии того, что опасные для природы нефтегазовые разработки в крайне чувствительных экосистемах, богатых рыбой и морепродуктами, с высоким уровнем биоразнообразия и редких исчезающих видов будут проходить экологически и социально ответственным образом. Для этого, по мнению присоединившихся к Требованиям организаций, необходимо применять наиболее чистые и безопасные известные на сегодня технологии, соблюдать наивысшие существующие в мире экологические стандарты и полностью выполнять все требования природоохранного законодательства, что в настоящее время происходит далеко не в полной мере (как, например, в случае с продолжающимися и планируемыми сбросами в богатое рыбой Охотское море буровых отходов с платформы "Моликпак" по проекту "Сахалин-2").
      Экологи требуют отказаться от планируемой подземной прокладки нефтепроводов в таком высокосейсмичном регионе, каким является Сахалин и, по примеру Аляски, строить их над землей на специальных компенсирующих стойках, способных предотвратить разрывы труб (и, соответственно, нефтяные разливы) в случае колебаний земной поверхности. Список включает требование "мостовых" переходов трубопроводов через все реки и ручьи, в которых нерестится лосось, вместо планируемой укладки труб в траншеи, выкопанные прямо в руслах; отказа от зимней транспортировки нефти во льдах в Татарском проливе по проекту "Сахалин-1"; полного прекращения всех текущих и отказа от всех планируемых сбросов промышленных отходов по проекту "Сахалин-2", особенно в Анивский залив, где развивается интенсивное рыболовство.
      Ряд требований касается серьезного улучшения системы предотвращения нефтяных разливов (включая принятие на себя иностранными нефтяными компаниями обязательств гражданской ответственности по полной компенсации всех расходов на очистку и ущербов от возможной аварии, подобной инциденту с танкером "Престиж"). Затронуты также вопросы рыболовства (в частности, необходимость исследования резкого снижения уловов наваги у берегов северо-восточного Сахалина в районе производственных операций нефтяных компаний), сохранения исчезающей популяции западных серых китов (в том числе, перенос подводного трубопровода, проектируемого компанией "Сахалин Энерджи" прямо через важнейший кормовой район китов),доступа общественности к экологической информации и согласования всех планов и проектов с представителями рыбной отрасли региона.
      Отдельный раздел Требований посвящен также проблеме увеличения выгод от нефтяных проектов местному сообществу, для чего экологи, в частности, предлагают нефтяным компаниям согласиться выплачивать областные налоги в бюджет Сахалинской области и продавать природный газ на местном рынке для целей энергообеспечения региона не по мировым, а по внутренним, приемлемым для потребителей ценам.
      50 национальных и представительств международных организаций из России, США, Японии и Кореи, среди которых такие, как Гринпис (Greenpeace), Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный фонд защиты животных (IFAW), Международный Социально-экологический союз, Центр экологической политики России, дальневосточная коалиция "Живое Море", Друзья Земли - Япония и многие другие, считают, что до того, как нефтяные компании примут к полному соблюдению эти требования, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не должны быть разрешены к продвижению федеральными или региональными властями, и не должны быть поддержаны национальными и международными финансовыми учреждениями, потребителями и другими заинтересованными сторонами.
      Главной целью выдвижения Требований является стремление сократить до минимума угрозы окружающей среде и рыболовству от сахалинских шельфовых проектов, а никак не их остановка или, тем более, прекращение. Широта географии и количество присоединившихся организаций лишний раз показывают всю беспочвенность утверждений некоторых политиков, что за любыми действиями природоохранного сообщества стоят конкуренты операторов сахалинских проектов.

      "Сахалин-1" и "Сахалин-2" действительно имеют множество экологических проблем, как текущих, так и, в особенности, потенциальных. Не случайно о наличии серьезных экологических проблем в нефтедобыче на шельфе Сахалина говорил Президент России В.В. Путин 27 августа 2002 г. на встрече с дальневосточными учеными во Владивостоке, в Дальневосточном государственном морском заповеднике, особо отметив необходимость минимизации риска нефтяных разливов и полного исключения сбросов отходов в море, по примеру российских нефтяных компаний, работающих на Каспии, где, по словам Президента: "Они все забирают, все пакетируют, все в контейнеры и вывозят на захоронение на берег.
      Понимаете? И так мы должны ставить такие условия для наших партнеров, которые работают на нашем шельфе. Обязательно."
      Полная стенограмма встречи Президента РФ В.В. Путина с дальневосточными учеными 27 августа 2002 г. находится в свободном доступе на официальном интернет-сайте Президента России по адресу
http://kremlin.ru/text/appears/2002/08/18893.shtml

      Полный текст документа "Требования общественных экологических организаций в отношении нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" можно получить в общественной организации "Экологическая вахта Сахалина", обратившись по тел./факсу (4242) 747518 или e-mail: watch@dsc.ru

Областная общественная организация
"Экологическая вахта Сахалина",
Южно-Сахалинск, тел/факс (4242) 747518
e-mail: watch@dsc.ru
Дмитрий Лисицын, Наталия Баранникова


НАВЕРХ НАВЕРХ

Требования общественных экологических организаций в отношении нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»

08 января 2003

Настоящий документ представляет собой объединенный список требований сахалинских, дальневосточных, всероссийских и международных экологических общественных организаций относительно нефтегазовых разработок на Сахалине и прилегающем к нему шельфе, а также на шельфе и береговой части Хабаровского края в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Экологические организации считают, что сахалинские нефтегазовые проекты, включая:

могут развиваться только после того, как участвующие компании принимают все нижеперечисленные обязательства, необходимые для сохранения окружающей среды и биологических ресурсов, а также для гарантии того, что нефтегазовые разработки на суше Сахалина, Хабаровского края и в омывающих их морях будут проходить экологически и социально ответственным образом.

Экологические организации считают, что до того, как нефтяные компании примут к полному соблюдению эти минимальные требования, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не должны быть разрешены к продвижению федеральными или региональными властями и не должны быть поддержаны национальными и международными финансовыми учреждениями, потребителями и другими заинтересованными сторонами.

  1. Общие требования:
     
    • Все компании должны применять в своей деятельности только наилучшие доступные технологии в мире, например, технологию закачки буровых отходов под землю.
       

    • Все компании должны соблюдать самые высокие известные в мире экологические стандарты, нормы и правила. Например, стандарт «нулевого сброса», стандарты предотвращения и ликвидации разливов, которые применяются на Аляске и в Северном море.
       

    • Все компании должны соблюдать российское законодательство, особенно природоохранительное. Недопустимо нарушать российские законы так, как это делает Сахалин Энерджи – Шелл, сбрасывая буровые отходы в морскую среду, хотя Водный Кодекс и другие российские правовые акты это прямо запрещают.
       

  2. Сохранение популяции западно-тихоокеанских серых китов
     
    • Любая антропогенная деятельность, которая потенциально может отрицательно воздействовать на серых китов или районы их питания и миграции, должна в полной мере обеспечить сохранение мест обитания серых китов и должна быть реформирована настолько, чтобы не ухудшать кормовую базу и сохранить этот вид, который находится под угрозой исчезновения. Нефтяные компании должны использовать «принцип предосторожности» для того, чтобы предотвратить любые возможные влияния на этот вид.
       

    • Любая новая нефтяная платформа должна быть установлена достаточно далеко от мест нагула серых китов для уменьшения потенциального акустического и любого другого влияния. Конкретно, точка постановки новой предлагаемой платформы на Пильтун-Астохском месторождении для этапа II проекта «Сахалин-2» (Сахалин Энерджи – Шелл) должна быть отнесена как минимум на 12 морских миль от побережья для того, чтобы свести к минимуму ущерб местам нагула серых китов и самой популяции. «Эксон НЛ» должен гарантировать с помощью предварительных научных исследований, открытых для общественности, что буровые установки на побережье Пильтунской косы в районе основного китового пастбища не будут иметь отрицательное акустическое влияние на серых китов.
       

    • Маршруты всех подводных трубопроводов должны проходить вне мест нагула серых китов, а также на достаточном расстоянии, чтобы обеспечить их сохранение. В частности, Сахалин Энерджи – Шелл должна изменить маршрут подводных трубопроводов от существующей платформы «Моликпак» на побережье и перенести их дальше на юг, на расстояние не ближе 12 миль от мест нагула серых китов.
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл должна немедленно прекратить любые сбросы бурового раствора и шлама, а также любых других сточных вод с платформы «Моликпак» и должна полностью отказаться от любых подобных сбросов с любых новых платформ для предотвращения возможных отрицательных влияний на бентос и токсического влияния на самих китов.
       

    • Должно быть исключено любое нарушение целостности грунта в любое время года в местах кормления серых китов и на расстоянии 6 миль от границ пастбища.
       

    • Эксон НЛ должен отказаться от прокладки любых трубопроводов через залив Пильтун и от любого другого вмешательства в экосистему залива Пильтун (в качестве альтернативы, Эксон НЛ должен построить свой трубопровод по суше, в обход залива Пильтун с севера).
       

    • Эксон НЛ должен отказаться от строительства пирсов на Пильтунской косе в местах нагула серых китов и на расстоянии 6-и миль от мест их обитания, а также от любых погрузочно-разгрузочных операций в направлении с моря на берег и обратно (в качестве альтернативы, Эксон НЛ должен доставлять все грузы на буровые площадки на Пильтунской косе по суше).
       

    • Все компании не должны проводить любую сейсморазведку на расстоянии менее чем за 30 км от мест нагула серых китов и миграционных коридоров во время нахождения китов в этих местах.
       

    • Все компании не должны проводить любые строительные работы в районах нагула китов и в 30-ти километровой зоне вокруг них, а также на путях миграции в то время года, когда серые киты там находятся.
       

    • Все компании должны отказаться от любой добычи грунта из подводных карьеров, а также от площадного нарушения дна (как это было сделано при установке «Моликпака»); компании должны производить работы, связанные с нарушением донного грунта только в точечных местах инфраструктуры.
       

    • Все компании должны подготовить оценку кумулятивных влияний на серых китов и среду их обитания от всех нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина в совокупности за все время всего периода планируемого развития.
       

    • Все компании должны обеспечить финансирование независимых научных исследований, оцененных коллегами извне, с полной открытостью информации всех исследовательских проектов для широкой общественности.
       

  3. Трубопроводы
     
    • Трубопроводы с платформ на берег не должны пересекать как места обитания и кормления серых китов, так и залив Пильтун. Эти трубопроводы должны быть построены таким образом, чтобы гарантировать отсутствие воздействие от шума на места обитания серых китов.
       

    • Хотя есть определенные проблемы даже с Транс-Аляскинским трубопроводом (ТАТ), уровень безопасности и экологические стандарты любых трубопроводов по проектам должны быть не ниже, чем уровень, использованный при строительстве ТАТ.
       

    • Все трубопроводы по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» должны быть построены со всеми необходимыми мерами безопасности от сейсмической активности, гарантирующими отсутствие разрывов при любом 9-балльном (по шкале Рихтера) землетрясении. Для этого обязательным является строительство трубопроводов по всей их длине на Сахалине над землей на специальных стойках, обеспечивающих достаточную подвижность трубы без разрывов при любых смещениях участков земной коры.
       

    • Переходы трубопроводов через все нерестовые реки и ручьи на Сахалине и Хабаровском побережье должны быть сделаны «мостом» над рекой, на специальных подвесных системах, без повреждения донного грунта. Экологические организации выступают категорически против траншейных переходов трубопровода через любые нерестовые реки и ручьи.
       

    • При строительстве новой трубопроводной инфраструктуры должна быть минимизирована экологическая деградация окружающей среды и максимально сохранены нерестовые реки, рыбные запасы и леса. Поэтому, экологические организации требуют, чтобы нефтяные компании, которые участвуют в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», использовали общую инфраструктуру для транспорта нефти (комплексы подготовки, трубопроводы, отгрузочные терминалы). Прежде всего, это должно включать улучшение существующего трубопровода на материк компании «Роснефть – Сахалинморнефтегаз» и использование этого трубопровода для транспортировки всей нефти по обоим шельфовым проектам на единый отгрузочный терминал на материке.
       

  4. Опасность нефтяных разливов
     
    • Экологические организации считают, что Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ должны предпринять намного более эффективные меры для предотвращения нефтяных разливов и для готовности к их ликвидации. Основой для этого должны стать главные рекомендации доклада «Сахалинская нефть: как обеспечить безопасность» (Южно-Сахалинск, 1999), включающие установление обязательных, наиболее безопасных танкерных маршрутов вблизи любого побережья, обязательные проверки каждого танкера независимыми инспекторами, введение сопровождения танкеров буксирами на наиболее опасных участках, установление непрерывного диспетчерского контроля за движением танкеров на всем их маршруте в прибрежных водах и непрерывной связи диспетчеров с ними, значительное увеличение объема оборудования для ликвидации разливов и размещение его на специальных базах на пути следования танкеров именно в тех местах, которые находятся под наибольшей угрозой (например, у входов в заливы на северо-восточном Сахалине) или являются наиболее опасными с точки зрения возможных аварий (например, пролив Лаперуза) и т.д. (см. «Сахалинская нефть: как обеспечить безопасность», Южно-Сахалинск, 1999).
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ должны провести тренинги по реагированию на разливы в открытом море и в прибрежных водах в различных погодных условиях.
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ должны полностью отказаться от использования диспергентов для рассеивания нефтяного пятна в местах обитания серых китов и в 30-ти километровой зоне вокруг них, а также в ключевых районах для рыбных запасов или около них. Диспергенты ни при каких условиях не должны быть использованы в водах с глубиной менее 40 метров.
       

    • Экологические организации выражают категорический протест любой зимней транспортировке нефти во льдах, как это сейчас планирует Эксон НЛ из порта Де-Кастри, и требуют, чтобы были разработаны альтернативы, которые не включают транспортировку нефти через моря, покрытые льдом. Любые текущие транспортные операции с нефтью в районе платформы «Моликпак» также должны вестись только при отсутствии ледовых полей.
       

  5. Сбросы буровых отходов
     
    • Сахалин Энерджи – Шелл должна обеспечить «нулевой сброс», т.е. 100%-ную закачку под землю всех производственных и бытовых отходов (включая буровые растворы на водной основе, буровой шлам, любые другие технологические жидкости, а также пластовые воды). Стандарт «нулевого сброса» должен применяться к «Моликпаку» и к любым другим платформам. Экологические организации полностью одобряют и поддерживают решение компании Эксон НЛ ввести стандарт «нулевого сброса», основанное на 100%-ной закачке всех отходов под землю для всех будущих платформ и буровых установок.
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл должна полностью отказаться от своих планов по сбросу производственных и бытовых отходов в Анивский залив на юге Сахалина. Все отходы от деятельности предполагаемых завода СПГ, терминала отгрузки СПГ и терминала отгрузки нефти в районе поселка Пригородное на берегу Анивского залива должны на 100% закачиваться под землю либо удаляться и размещаться столь же безопасным для окружающей среды способом, как закачка под землю. Сброс любых отходов в Анивский залив является категорически недопустимым.
       

    • Существующие сбросы с платформы «Моликпак» должны быть немедленно прекращены.
       

  6. Вопросы рыболовства и рыбных ресурсов
     
    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ перед началом работ должны полностью рассчитать ущерб промысловым и непромысловым морским биоресурсам, нерестилищам, речным проходным рыбам (лососевым), наземной флоре и фауне от строительства и эксплуатации объектов. Весь ущерб должен быть компенсирован заинтересованным сторонам, (государству, рыбакам, коренным народам, охотникам, муниципальным образованиям и др.).
       

    • Для танкеров, транспортирующих нефть вдоль восточного побережья Сахалина и по Татарскому проливу, а также в Японском море должны быть установлены специальные маршруты и коридоры безопасности, в которых не должно находиться любое другое судно. Ущерб, нанесенный рыбному промыслу в результате изъятия рыболовных участков под танкерные коридоры, должен быть компенсирован рыбацкому сообществу.
       

    • Любые технические планы и решения, реализация которых может оказать негативное воздействие на рыбный промысел, должны согласовываться со всеми объединениями рыболовных организаций и лично с руководителями 10-ти крупнейших рыболовных компаний в регионе, промысел которых в результате может быть затронут.
       

  7. Доступ к информации и участие общественности
     
    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон должны обеспечить полную открытость любой информации, связанной с состоянием и охраной окружающей среды, в особенности всех данных по экологическому мониторингу. Информация должна предоставляться по первому запросу общественности на бумажных и электронных носителях. Экологические организации считают, что ответственность за существующие огромные трудности с получением экологической информации по сахалинским проектам лежит на Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ.
       

    • Нефтяные компании должны согласовывать свои планы, проекты и деятельность со всеми заинтересованными сторонами и, в частности, со всеми коренными народами, на традиционных землях которых развиваются проекты, что до сих пор полностью не было сделано. Необходимо также полностью исследовать все потенциальные влияния на все группы населения совместно с их представителями.
       

    • Все ученые, проводящие исследования в рамках сахалинских проектов, должны иметь возможность свободно использовать и распространять всю полученную информацию. Нефтяные компании должны исключить из контрактов условия конфиденциальности научных исследований, ученые должны сохранять свое авторское право на них. Право окончательной редакции всех отчетов о научных исследованиях должно принадлежать только авторам этих исследований, а не нанятой нефтяными компаниями иностранной консалтинговой фирме или им самим, как это часто происходит сейчас.
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон должны обеспечить и гарантировать возможность намного более эффективного и справедливого участия общественности, чем в настоящее время. Например, возможности для участия общественности по «Сахалин-2» в консультациях по этапу II проекта, и в общественных обсуждениях Плана по сохранению западных серых китов были крайне ограничены и не позволили делать существенные рекомендации по улучшению работы. Общественные консультации Эксона НЛ по первому этапу своего проекта также были крайне недостаточны.
       

    • Поскольку проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» затрагивают интересы практически всего населения Российской Федерации и представляют непосредственную экологическую угрозу Японии, общественные слушания не должны ограничиваться Сахалинской областью. Они должны проводиться в других городах Российского Дальнего Востока, в Москве, а также в Японии.
       

  8. Социально-экономические аспекты и финансовая ответственность
     
    • Вызывают большую озабоченность исследования Счетной палаты РФ 2000 – 2001 гг., показывающие, что люди Сахалина не получат свою справедливую долю от развития проектов. Поэтому необходимо, чтобы Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ согласились на немедленное восстановление всех сахалинских областных и муниципальных налогов на проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и на всех подрядчиков и субподрядчиков по проектам.
       

    • Экологические организации считают, что для решения очень остро стоящих перед Сахалином энергетических проблем нефтяные компании должны продавать добываемый сахалинский природный газ на местном рынке для целей получения тепловой и электроэнергии по внутренним российским ценам, а не по мировым, как это планирует сейчас Сахалин Энерджи – Шелл.
       

    • Соглашения о разделе продукции по обоим проектам должны быть открыты для общественности (за исключением сведений, которые по российскому законодательству должны быть секретными). Бюджеты проектов и сметы всех очередных этапов освоения должны быть также открытыми, чтобы избежать финансовых сделок типа «Энрон», необоснованного завышения затратной части проектов и ущемления интересов сахалинских и российских подрядчиков.
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ должны в полной мере осуществлять платежи за нормативные и сверхнормативные сбросы и выбросы в окружающую среду, как того требует Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды». В настоящее время Эксон НЛ отказывается это делать, что недопустимо.
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл и Эксон НЛ должны взять на себя полную финансовую ответственность за ликвидацию любого, без ограничения, нефтяного разлива, который может случиться в результате их производственных операций (в т.ч. в результате аварии танкера, груженого нефтью с терминалов по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2»). Эта ответственность должна включать обязательство оплатить все расходы на очистку загрязненных территорий, выплату компенсаций и возмещение ущерба пострадавшим от разлива природным экосистемам и заинтересованным сторонам (местным жителям, коренным народам, рыболовным предприятиям, туристическим фирмам, муниципальным образованиям и др.).
       

    • Сахалин Энерджи – Шелл должна немедленно прекратить сжигание попутного газа на платформе «Моликпак», что не предусмотрено проектом, не получило одобрения государственной экологической экспертизы и российских властей и следовательно – является незаконным. Такое безответственное обращение с ценными ресурсами приводит к бессмысленному загрязнению окружающей среды и к убыткам российской стороне, которая могла бы получать этот газ в качестве топлива.

С данными требованиями согласились и их подписали следующие экологические организации:
 

Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»,
Председатель совета Дмитрий Васильевич Лисицын,
Россия, 693007, Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 27А, оф.301,
Тел/факс +7 4242 747518, e-mail: watch@dsc.ru

Тихоокеанский центр охраны окружающей среды и природных ресурсов (Pacific Environment),
Исполнительный директор Девид Гордон,
1440 Broadway, Suite 306 Oakland, CA 94612, USA,
tel. +1 510 2518800, fax 510 2518838, e-mail: dkgordon@pacificenvironment.org

Международный Фонд защиты животных (IFAW),
Директор Российского представительства Воронцова Мария Николаевна,
Россия, 121069, Москва, Хлебный переулок 19-Б, 7-й этаж.
Тел. +7 095 9333411, факс 9333414, e-mail: mvorontsova@ifaw.org

Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF),
Директор Российского представительства Игорь Евгеньевич Честин,
Россия, 109240, г. Москва, ул. Николоямская, 19-3,
Тел. +7 095 7270939, факс +7 095 7270938, e-mail: ichestin@wwf.ru

Центр экологической политики России,
Президент Алексей Владимирович Яблоков,
Россия, 119991, г. Москва, ул. Вавилова, 26,
Тел/факс +7 095 9528019; e-mail: anzuz@online.ru

Гринпис России,
Директор по кампаниям Блоков Иван Павлович,
Россия, 101428, Москва, ГСП-4, ул. Новая Башиловка, д.6.
Тел. +7 095 257-4118, 257-4122, 257-4124, факс +7 095 257-4110, e-mail: iblokov@diala.greenpeace.org

Международный Cоциально-экологический союз,
со-председатель совета Святослав Игоревич Забелин,
Россия, 119019 г. Москва а/я 211 или 117312 Москва ул.Вавилова, 41 оф.3,
Тел.+7 095 1247934, e-mail: svet@seu.ru

Институт «Экоюрис»,
Президент Вера Леонидовна Мищенко,
Россия, 125009 Москва, а/я 172,
Тел./факс +7 095 244004, 9215174, E-mail: ecojuris@online.ru

«Правовой центр «Родник»,
Председатель Правления Ольга Алексеевна Яковлева,
Россия, 115 573, Москва, а/я 204,
Тел./факс +7 095 3445335, e-mail: rodnik@orc.ru

Неправительственная организация «Экологическая защита» (Environmental Defense)
Президент Фред Крупп,
257 Park Avenue South, New York, NY 10010, USA
Tel: (212) 505-2100, Fax: (212) 505-2375, e-mail: waterway@monitor.net

Коалиция природоохранных общественных организаций «Живое море» в составе:
       Фонд Дикой Природы Сахалина,
Председатель Сергей Степанович Макеев,
Россия, 694030, Сахалинская обл., г. Анива, ул. Рабочая, 9,
Тел. +7 42441 52807, e-mail: Smak02@mail.ru

СРОО «ТКК «Пилигрим»,
Руководитель Сергей Михайлович Первухин,
Россия, 694046, Сахалинская обл., с. Троицкое, ул. Центральная, 16 а,
Тел.: +7 4242 794556, e-mail: piligrim555@mail.ru

Бюро региональных общественных кампаний,
Председатель Анатолий Викторович Лебедев,
Россия, 690091 Владивосток, ул. Пологая, 22,
Тел./факс +7 4232 405132, e-mail: swan1@marine.su

МОБО Дальневосточный Ресурсный Центр И.С.А.Р.,
Директор Валентина Иннокентьевна Дмитриева,
Россия, 690091 Владивосток, ул. Светланская, 197, кв. 79-80,
Тел./факс +7 4232 211096, e-mail: isarrfe@marine.su

Центр Защиты Дикой природы «Зов Тайги»,
Директор Василий Анатольевич Солкин,
Россия, 690091 Владивосток, ул. Радио, 7,
Тел./факс +7 4232 320666, e-mail: editor@zovtaigi.ru

Общественная экологическая детско-юношеская организация «Росток»,
Президент Любовь Павловна Самчинская,
Россия, 692880 Приморский край, г. Партизанск, ул. Центральная 15-19,
Тел. +7 2630 3222, e-mail: rostok@partizansk.com

НП «Экопатруль»,
Председатель общественного Совета Галина Михайловна Стецкая,
Россия, 690048 г. Владивосток, ул. Стрельникова, 3-Б,
Тел. +7 4232 277630, e-mail: mermaid888@mail.ru

Магаданский центр окружающей среды,
Исполнительный директор Савченко Тимофей Ильич,
Россия, 685000, г Магадан, а/я 0/10
Тел. +7 41322 21289, e-mail: mace@online.magadan.su

МРОО «СоДействие – Team Work»
Председатель правления Ольга Ярославна Москвина,
Россия, 684000, г. Магадан, ул. Пролетарская, 12, к. 151
Тел. +7 41322 29795, e-mail: ivmark@kolyma.ru

Чукотское экологическое объединение «Кайра-клуб»,
Председатель Геннадий Павлович Смирнов
Россия, 689000, г. Анадырь, а/я 83
Тел./факс +7 42722 26041, e-mail: kaira@anadyr.ru

МРОО «Страж Тайги»,
Председатель совета Людмила Валерьевна Чурикова,
Россия, 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Сидоренко, 1а,
Тел. +7 42172 33070, e-mail: kedr@kmscom.ru

Камчатская Лига Независимых Экспертов,
Президент Ольга Андреевна Чернягина,
Россия, 683000 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Партизанская, 56,
Тел. +7 4152 120996, факс +7 4152 120747, e-mail: defens@mail.kamchatka.ru

ЭЭ ИЦ «Лач»,
Директор Нина Никитична Запороцкая,
Россия, 683009, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Королева, 11, офис 2.
Тел/факс +7 4152 190132, e-mail: lach@mail.kamchatka.ru

Камчатская областная Ассоциация общественных объединений КМНС,
Президент Валерий Анатольевич Санькович,
Россия, 683000, г. Петропавловск Камчатский, пр. Карла Маркса, 29/1, оф. 316,
Тел. +7 41522 90972, e-mail: ansval@mail.kamchatka.ru

Совет ительменов Камчатки «Тхсаном»,
Президент Олег Никитович Запороцкий,
Россия, 688621, Корякский АО, Тигильский район, с. Ковран, ул. 50 лет Октября, 26 – 10,
Тел. +7 41539 26629, e-mail: zprco@palana.ru

Союз общественных организаций (общин) коренных малочисленных народов Севера Камчатской области «ЯЯР»,
Руководитель Людмила Григорьевна Игнатенко,
Россия, 684020, Камчатская обл., Елизовский р-н, пос. Раздольный, ул. 60 лет Октября 1 – 17;
Тел. +7 41531 97216; e-mail: yupik@elrus.kamchatka.su

АНО «Ресурсный Центр «ПИЛОТ»
Директор Дмитрий Викторович Панов,
Россия , 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 35, офис 139,
Тел. +7 4152 123 432, e-mail: pilot@mail.kamchatka.ru
**************************************

Дружина охраны природы «Ворон»,
Руководитель Екатерина Владимировна Борт,
Россия, 683000 г. Южно-Сахалинск, ул. Тихоокеанская,
Тел. +7 4242 730969, e-mail: sakhwatch@narod.ru

Общественное информационное агентство «Свободное слово»,
Руководитель Олег Витальевич Баишев,
Россия, 693000 г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69а,
Тел. +7 4242 744223, e-mail: slovo@sakh.com

Неправительственная организация «Друзья Земли – Япония» (Friends of the Earth-Japan),
Директор Токихару Оказаки,
2nd fl. 3-17-24 Mejiro, Toshima-ku, Tokyo171-0031 Japan
Tel +81-3-3951-1081 Fax +81-3-3951-1084, e-mail: okazaki@foejapan.org

Неправительственная организация «Союз Зеленых Кореи» (Green Korea United)
Директор международного отдела Юджин Ли,
#113-34 Seongbuk-dong, Seongbuk-gu, Seoul, Korea 136-821
Tel. +82-2-747-8500 Fax. +82-2-766-4180, e-mail: leeyj@greenkorea.org

Неправительственная организация «Форум Аляски за экологическую ответственность»
(Alaska Forum for Environmental Responsibility)
Президент Стэн Стефенс
P.O. Box 188, Valdez, AK 99686, USA
Tel. 907.223.3448, e-mail: afervdz@alaskaforum.org

Неправительственная организация «Хранители бухты Кука» (Cook Inlet Keepers)
Исполнительный директор Боб Шевелсон,
Главный инженер/специалист по нефтегазовой индустрии Лоис Эпстейн,
P.O. Box 3269
Homer, AK 99603 USA
Tel. +1-907-235-4068, Fax +1-907-235-4069, e-mail: bob@inletkeeper.org

Неправительственная организация «Центр дикого лосося»,
Президент Гвидо Рар, руководитель программы по Российскому Дальнему Востоку Дэйв Мартин,
721 NW 9th Ave., Suite 290, Portland, OR 97209, USA
Tel. +1-503-222-1804, Fax +1-503-222-1805, email: dmartin@wildsalmoncenter.org xaugerot@wildsalmoncenter.org

Неправительственная организация «Институт Острова Земля»
Гэри Кук, директор проекта «Вахта Байкала»
300 Broadway, Suite 28, San Francisco, CA 94133 USA
Tel.(415) 788-3666, Fax.(415) 788-7324, e-mail: baikalwatch@earthisland.org

Центр общественных инициатив «Трионикс»,
Председатель совета Ирина Владимировна Белова,
Россия, 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, Комшоссе, 59,
Тел/факс +7 42172 21823, e-mail: trionyx_center@mail.ru

Дружина по охране природы «Нижне-Амурская экологическая инспекция»,
Председатель совета Антон Владимирович Сафонов,
Россия, 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, Комшоссе, 59,
Тел/факс +7 42172 21823, e-mail: gorin@kmscom.ru

Бурятское региональное объединение по Байкалу,
Директор Сергей Герасимович Шапхаев,
Россия, 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 «А»,
Тел./факс: +7 3012 210288, e-mail: shap@esstu.ru

«Проект мониторинга БТС»,
Руководитель Александр Николаевич Сутягин,
Россия, 198215, Санкт-.Петербург, ул. Счастливая, 15-26,
Тел. +7 812 3767770, e-mail: greenalex99@mail.ru

ИСАР-Москва,
Координатор Каспийской программы Алексей Юрьевич Книжников,
Россия, 121019 Москва, (Г-19) а/я 210,
Тел./факс +7 095 2517617, e-mail: clearh@online.ru

Межрегиональный общественный экологический фонд «ИСАР-Сибирь»
Президент Юрий Романович Широков,
Россия, 630004 г. Новосибирск-4, а/я 130,
Тел/факс +7 3832 218924, isarsib@mail.cis.ru

Общественный институт «Ученые Сибири за глобальную ответственность»,
Директор Сергей Эдуардович Пащенко,
Россия, 630117 г. Новосибирск, а/я – 498
Тел. +7 3832 329181, email pashenko@ecolog.nsk.ru

РОО «Байкальская Экологическая Волна»,
сопредседатель Марина Петровна Рихванова,
Россия, 664033 г. Иркутск, а/я 21,
Тел. +7 3952 514369, факс +7 3952 514370, e-mail: marina@baikalwave.eu.org

Союз «За химическую Безопасность»,
Президент Лев Александрович Федоров,
Россия, 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83
Тел: + 7 095 129-05-96, e-mail: lefed@online.ru

ТРОО «Роза ветров»,
Председатель Совета Владислав Евгеньевич Урбановский,
Россия, 634034, г. Томск, пр. Кирова, 14,
Тел. +7 3822 426697, e-mail: ecocentr@green.tsu.ru

ТРОО «Оберег»,
Председатель Совета Олег Александрович Котиков,
Россия, 645508, Томская область, Томский район, Кисловка, а\я 49,
Тел/факс +7 3822 953809, e-mail: koa@keva.tusur.ru

Некоммерческое партнерство «Экологический комитет»,
Председатель правления Сергей Владимирович Костарев,
Россия, 644047, г. Омск-47, а/я 5433,
Тел. +7 3812 251750, e-mail: ecocomsk@yandex.ru

Общественный Фонд «Алтай 21 век»
Руководитель Шишин Михаил Юрьевич,
Россия, Барнаул, ул. Матровсова, 120
Тел. +7 3852 44-3567, e-mail: katun@ab.ru

Региональное общественное учреждение «Экоцентр Даурия»,
Руководитель Зиновьева Инга Геннадьенва,
Россия, 672090, г. Чита, а/я 1041,
Тел/факс: +7 8302-2 23-26-19, e-mail: root@ecology.chita.ru

Региональная общественная организация «Эко-фактор»,
Председатель правления Липаткина Ольга Орестовна,
Россия, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина д.170, кв. 61
Тел. +7 (390-22)5-97-27, e-mail: ecofaktor@yandex.ru

© Экологическая вахта Сахалина,
Южно-Сахалинск. 08.01.03.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/w/s08.htm
Реклама:
Hosted by uCoz