VFF-S Шельф
Сахалин-2 Сахалин-1 Вниз

Сахалинский шельф. Оппоненты.
Экологическая вахта Сахалина

Анивский залив – 2. Боеприпасы

  • Начало темы: Анивский залив – 1. Отходы. (в другом файле)
    1. Страшная тайна Анивского залива. «Регион», 19-26.06.03. «Новая газета», 30.06.03.
    2. Заминированный океан. «Новая газета», 01.09.03.
    3. Заминированный океан. «Новая газета», 06.10.03.
    4. В Анивском заливе ищут затопленные боеприпасы. «Нефть и Море», 15.03.05.
    5. Боеприпасы были затоплены в Анивском заливе умышленно – руководитель Росприроднадзора по Сахалинской области. «Sakhalin.Info», 21.03.05.
    6. Разминирование Анивского залива велось с нарушениями. «Sakhalin.Info», 24.03.05.
    7. Нептун пересчитает. Сколько боеприпасов затоплено в Анивском заливе? «Российская газета», 29.03.05.
    8. «Регион» писал правду: боеприпасы топили прямо в заливе. «Регион», 30.03.05.
    9. Карты залива Анива:
      1. Общая карта Анивского залива с указанием рекомендаций СахНИРО по его категорийности на отдельном листе. (в отдельном окне, 120 К)
      2. Схема расположения планируемых объектов нефтегазового комплекса в заливе Анива на отдельном листе. (в отдельном окне, 120 К)

    Места сбрасывания боеприпасов. Загружается с сайта Sakhalin.Info


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    «РЕГИОН» ПИСАЛ ПРАВДУ: БОЕПРИПАСЫ ТОПИЛИ ПРЯМО В ЗАЛИВЕ

          19-26 июня 2003 г. в «Регионе» было опубликовано журналистское расследование «Страшная тайна Анивского залива». В нем рассказывалось о фактах незаконной утилизации списанных боеприпасов, которые, вопреки всем правилам и инструкциям, были затоплены в 1995 г. в Анивском заливе и теперь таят в себе немалую опасность – особенно в связи со строительством на берегу залива завода по производству СПГ. Затем эта же статья в сокращенном варианте была перепечатана в «Новой газете» (г.Москва) под заголовком «Заминированный океан».
          Почти два года и сахалинские, и центральные власти держали паузу, хотя «Новая газета» не раз обращалась в самые высокие инстанции, пытаясь обратить внимание военных и гражданских чиновников на эту публикацию. И лишь в начале марта из столицы пришло указание в Дальневосточное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – проверить факты, изложенные в статье. Из Хабаровска была прислана специальная комиссия, которая вместе с сахалинскими коллегами занялась тщательной проверкой.
          И вот – результат. Как сообщил на днях пресс-центр общественной организации «Зеленый патруль», расследование завершено.. Проверкой установлено, что списанные боеприпасы, оставшиеся после сокращения воинских частей, действительно были затоплены в Анивском заливе.
          По словам руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области С.Котельникова, этот факт установлен документально и найдены свидетели инцидента. Согласно инструкции военным предписывалось затопить снаряды в квадрате 132 в Охотском море. Это специально отведенное место, безопасное для рыболовства и судоходства. Однако по элементарной халатности их сбросили в Анивском заливе.
          Установить, сколько точно боеприпасов в заливе, не удалось. Военные топили снаряды в море в период с мая по июль 1995 года. Сколько раз команда сбрасывала снаряды в залив, а не в Охотское море, неизвестно. Однако подтверждается тот факт, что в июле ящики с боеприпасами вынесло на берег. Также найдено документальное подтверждение, что об этом происшествии знал достаточно широкий круг должностных лиц. Тогда эта проблема была вынесена на обсуждение на специальном совещании при губернаторе Сахалинской области. Прокуратура также сообщила, что располагает фактами затопления снарядов в Анивском заливе.
          Осталось неясным, почему боеприпасы не были найдены в 2002 году. Перед началом строительства завода СПГ по заказу компании «Сахалинская энергия» было обследовано дно Анивского залива. На запрос «Росприроднадзора» компания «Сахалинская энергия» официально сообщила, что об этом происшествии также знает и гарантирует безопасность, так как, по их мнению, работы были проведены качественно.
          Однако законность и эффективность проведения работ по разминированию залива можно поставить под сомнение. Эти работы осуществляла иностранная компания «Эмерком демайнинг, Лтд.», об этом сказано в письме «Сахалинской энергии».
          Как сообщил председатель совета Сахалинского отделения экологической партии «Зеленые» А.Нагибин, по информации, представленной Российским Агентством по боеприпасам, «...работы по разминированию не могут проводиться иностранными либо коммерческими компаниями, а только инженерными войсками Министерства обороны совместно с МЧС». Он также сообщил, что, скорее всего, разминирование Анивского залива осуществлялось по той же схеме, как и трассы будущего нефтепровода.
          По этому поводу областная Дума направила запрос в департамент нефтегазового комплекса Сахалинской области. В ответе сказано, что подряд на разминирование трассы нефтепровода был отдан «Сахалинской энергией» также иностранной компании «European Landmine Solutions, Ltd.» (Англия). Эта компания, в свою очередь, привлекла еще ряд российских субподрядных компаний. Кроме того, установлено значительное расхождение в суммах затрат на эти работы. С компанией «European Landmine Solutions Ltd.» заключен контракт «Поиск и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов» на сумму $21,7 млн., а российским компаниям перечислено около 29 млн. руб.
          Установленные факты выходят за компетенцию «Росприроднадзора» и тем более экологов. Здесь идет речь о защите населения Сахалинской области и экономическом преступлении. Все материалы по результатам проверки будут переданы в Сахалинское управление по делам ГО и ЧС, а также в прокуратуру. Им же предстоит принять решение о дальнейших действиях. А «Регион» обязательно будет следить за тем, как закончится эта история.

    © «Регион», № 13(386), 30.03.05.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Нептун пересчитает

    Сколько боеприпасов затоплено в Анивском заливе?

          Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области завершило расследование по факту незаконной утилизации снарядов в Анивском заливе в 1995 году. Проверкой установлено, что списанные боеприпасы, оставшиеся после сокращения воинских частей, действительно были затоплены в Анивском заливе.
          Именно в 1995 году несколько ящиков с боеприпасами вынесло штормом на побережье Сахалина. Сведения о страшном подарке моря просочились в печать.
          По словам руководителя управления Сергея Котельникова, сейчас этот факт установлен документально и найдены свидетели инцидента. Согласно инструкции военным предписывалось затопить снаряды в квадрате «132» в Охотском море. Это специально отведенное место, безопасное для рыболовства и судоходства. Однако по элементарной халатности ящики сбросили в Анивском заливе.
          Установить точное количество боеприпасов не удалось. Сколько раз команда сбрасывала снаряды в залив, а не в Охотское море – тоже неизвестно. Военные топили снаряды в море с мая по июль 1995 года. Но проверка обнаружила документы, подтверждающие, что об этом происшествии знал широкий круг должностных лиц: участники специального совещания при губернаторе Сахалинской области, обсуждавшие эту проблему.
          Осталось неясным, почему боеприпасы не были найдены в 2002 году, когда по заказу одной из компаний перед началом строительства завода по переработке газа было обследовано дно Анивского залива. На запрос «Росприроднадзора» компания официально сообщила, что знает об этих снарядах и гарантирует безопасность, так как работы по разминированию залива, по ее мнению, были проведены качественно.
          Однако местные «зеленые» в этом усомнились. Поскольку эти работы проводила иностранная компания. А по закону разминированием могут заниматься только инженерные войска Министерства обороны совместно с МЧС. К расследованию законности проведения работ по разминированию трассы нефтепровода подключились депутаты областной думы, Генеральная прокуратура, Российское агентство по боеприпасам.
          Все материалы по результатам проверки будут переданы в Сахалинское управление по делам ГО и ЧС, а также в прокуратуру.

    Виталий Дымов, Сахалинская область.
    © «
    Российская газета», 29.03.05.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Разминирование Анивского залива велось с нарушениями – «Зеленые»

          Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области завершило расследование по факту незаконной утилизации снарядов в Анивском заливе в 1995 году. Проверкой установлено, что списанные боеприпасы, оставшиеся после сокращения воинских частей, действительно были затоплены в Анивском заливе.
          По словам руководителя управления Сергея Котельникова, этот факт установлен документально и найдены свидетели инцидента. Согласно инструкции военным предписывалось затопить снаряды в квадрате «132» в Охотском море. Это специально отведенное место, безопасное для рыболовства и судоходства. Однако по элементарной халатности их сбросили в Анивском заливе. Установить, сколько точно боеприпасов в заливе, не удалось.
          Военные топили снаряды в море в период с мая по июль 1995 года. Сколько раз команда сбрасывала снаряды в залив, а не в Охотское море, неизвестно. Однако подтверждается тот факт, что в июле ящики с боеприпасами вынесло на берег. Также найдено документальное подтверждение, что об этом происшествии знал достаточно широкий круг должностных лиц.
          Тогда эта проблема была вынесена на обсуждение на специальном совещании при губернаторе Сахалинской области. Прокуратура также сообщила, что располагает фактами затопления снарядов в Анивском заливе.
          Осталось неясным, почему боеприпасы не были найдены в 2002 году. Перед началом строительства завода СПГ по заказу компании «Сахалинская энергия» было обследовано дно Анивского залива. На запрос «Росприроднадзора» компания «Сахалинская энергия» официально сообщила, что об этом происшествии также знает и гарантирует безопасность, так как, по их мнению, работы были проведены качественно.
          Однако законность и эффективность проведения работ по разминированию залива можно поставить под сомнение. Эти работы осуществляла иностранная компания «Эмерком демайнинг Лтд.», об этом сказано в письме «Сахалинской энергии». Как сообщил председатель совета Сахалинского отделения экологической партии «Зеленые» Андрей Нагибин, по информации представленной Российским Агентством по боеприпасам «…работы по разминированию не могут проводиться иностранными либо коммерческими компаниями, а только инженерными войсками Министерства обороны совместно с МЧС». А.Нагибин также сообщил, что, скорее всего, разминирование Анивского залива осуществлялось по той же схеме, как и трассы будущего нефтепровода.
          Как сообщил депутат Сахалинской областной думы Андрей Полуханов, Областная дума направила запрос в Департамент нефтегазового комплекса Сахалинской области. В ответе сказано, что подряд на разминирование трассы нефтепровода был отдан «Сахалинской энергией» также иностранной компании «European Landmine Solutions Ltd.» (Англия). Эта компания в свою очередь привлекла еще ряд российских субподрядных компаний. Кроме того, установлено значительное расхождение в суммах затрат на эти работы. С компанией «European Landmine Solutions Ltd.» заключен контракт «Поиск и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов» на сумму 21,7 млн. долларов США, а российским компаниям перечислено около 29 млн. руб.. По словам А.Полуханова, расследованием законности проведения работ по разминированию трассы нефтепровода занималась также Генеральная прокуратура, Российское Агентство по боеприпасам и депутат Государственной думы РФ Иван Ждакаев.
          Установленные факты выходят за компетенцию «Росприроднадзора» и тем более экологов. Здесь идет речь о защите населения Сахалинской области и экономическом преступлении. Все материалы по результатам проверки, будут переданы в Сахалинское управление по делам ГО и ЧС, а также в прокуратуру. Им же предстоит принять решение о дальнейших действиях. //Пресс-центр ОО «Зеленый патруль»

    ИА SAKH.COM.
    © «
    Sakhalin.Info», 24.03.2005 15:55.
    «Южно-Сахалинск сегодня», № 27(134), 26.03.05.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Боеприпасы были затоплены в Анивском заливе умышленно – руководитель Росприроднадзора по Сахалинской области

          Списанные в 90-х годах, после сокращения воинских частей Сахалинской области, боеприпасы действительно были затоплены в Анивском заливе, а не в специально отведенном месте (в 132-м квадрате Охотского моря), безопасном с точки зрения судоходства и рыболовства. Об этом корреспонденту ТИА «Острова» сообщил руководитель Росприроднадзора по Сахалинской области Сергей Котельников.
          Опасный груз был спущен в воду с самоходной баржи «Красногорец-11» в ночь с 28 на 29 июня 1995 г. Данный факт подтверждается в ходе расследования дела специалистами управления Росприроднадзора по Сахалинской области, которое продолжается вторую неделю. Проверку предполагается завершить к концу марта 2005 г. Информация о ее результатах будет доведена до сведения всех заинтересованных ведомств Сахалинской области (администрации, МЧС, СахБАСУ), а также федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым предстоит принять решение.
          По словам С.Котельникова, о том, что боеприпасы были затоплены с нарушением установленных правил, как выясняется, знали почти все органы власти, имеющие отношение к данному вопросу. «Почему разбирательство по делу при невыясненных обстоятельствах было прекращено 10 лет назад, предстоит выяснить управлению Росприроднадзора по Сахалинской области», – заключил С.Котельников.

    Наталья Примака. ТИА «Острова».
    © «
    Sakhalin.Info», 21.03.2005 09:51.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    В Анивском заливе ищут затопленные боеприпасы

          Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области начала проверку информации, опубликованной в московском издании «Новая газета». Автор статьи «Заминированный океан» утверждает, что в 1995 году в Анивском заливе было затоплено от трех до пяти тонн списанных боеприпасов. Проверка продлиться до конца марта, однако уже сегодня можно утверждать, что часть фактов, указанных в публикации, соответствует действительности.
          Как сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области Сергей Котельников, в середине 90-х годов военные действительно проводили работы по утилизации боеприпасов, оставшихся после сокращения воинских частей. Попросту снаряды топили в море в специально отведенных местах, безопасных с точки зрения судоходства и рыболовства. Однако очевидно, что летом 1995 года они были затоплены с нарушением установленных правил. Штормом снаряды вынесло на побережье.
          Тогда эта информация не получила широкой огласки. Слухи о появлении снарядов на побережье никто официально не подтвердил. Тем более никто не сообщил, проводилось ли расследование по данному факту, были ли установлены виновные и главное, какова вероятность, что снаряды вновь вынесет на берег. Все это предстоит выяснить сегодня.
          По словам С.Котельникова, соответствующие запросы уже направлены Федеральной службой по природопользованию во все государственные контролирующие органы. Они также обратились за информацией к военным и в администрацию Сахалинской области. Пока поступил ответ только из управления ГО и ЧС, в котором сказано что у них нет официальной информации об утилизации снарядов в Анивском заливе. Однако расследование продолжается. Специалисты Федеральной службы проверяют любую информацию, включая слухи или сведения очевидцев событий.
          Специальный запрос направлен в компанию «Сахалинская энергия». Дело в том, что их подрядчики проводили работы по поиску взрывчатых материалов в Анивском заливе и по трассе будущего нефтепровода. «Если факт сброса снарядов в заливе будет установлен документально, потребуется целый комплекс мероприятий по их извлечению со дна залива и транспортировке в безопасное место», сообщил С.Котельников.
          К проведению расследования подключились и сахалинские «зеленые». Как сообщил Председатель совета Сахалинского отделения экологической партии «Зеленые» Андрей Нагибин, этой весной в Пригородном, где ведется строительство завода СПГ, начнется возведение причалов, один из них длиной 700 метров. После завершения работ сюда будут подходить танкеры водоизмещением до 100 тысяч тонн.
          «Это вопрос не только экологической безопасности, а безопасности вообще. Если информация о снарядах подтвердиться, получается, что завод по сжижению природного газа и терминал по отгрузке нефти строится на пороховой бочке. В наших интересах как можно скорее обнаружить место утилизации боеприпасов», сообщил А.Нагибин.

    Пресс-центр ОО «Зеленый патруль».
    т\ф (4242) 42 41 53 green-sakhalin@mail.ru
    © «Бюллетень «Нефть и Море», № 57, 15.03.05.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    ЗАМИНИРОВАННЫЙ ОКЕАН

          На статью под таким названием («Новая газета» № 46) первым откликнулся первый заместитель главкома ВМФ. Его письмо мы опубликовали в № 66. Сегодня публикуем ответ и.о. губернатора Сахалинской области, надеясь при этом, что военные и гражданские власти, решая важную проблему, будут впредь общаться не только на страницах газеты.

          Опубликованный в «Новой газете» материал администрацией области рассмотрен.
          Сложившаяся ситуация с затопленными в Анивском заливе боеприпасами находится на контроле в администрации области. Этой проблемой занимаются специальные органы управления Федеральной службы безопасности РФ, Главное управление по делам ГО и ЧС, Управление внутренних дел Сахалинской области.
          В соответствии с договором с компанией «Армор Груп» в акватории залива Анива, в том числе в районе строительства завода СПГ, силами специалистов компании «Эмерком Демайнинг», МЧС России проводятся работы по обследованию дна залива на предмет наличия потенциально опасных веществ, в том числе взрывоопасных предметов, с последующим производством работ по их извлечению и уничтожению.
          Дополнительную информацию по этому вопросу может дать командование Тихоокеанского флота.
          Исполняющий обязанности губернатора области И.П. Малахов.

    © «Новая газета», 06.10.03.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    ЗАМИНИРОВАННЫЙ ОКЕАН

          На статью под таким названием («Новая газета» № 46) откликнулся первый заместитель главкома ВМФ. В письме, в частности, говорится:
          «Расследованием установлено, что в июне 1995 г. в районе о.Сахалин с самоходной баржи «Красногорец» затопление части боеприпасов было проведено с нарушениями требований «Руководства по эксплуатации артиллерийских боеприпасов на кораблях и береговых батареях ВМФ» и условий, указанных в разрешении Государственной дальневосточной природоохранной морской службы – в штатной укупорке, вне пределов установленного района.
          Непосредственные виновники нарушения порядка и правил утилизации боеприпасов методом затопления были представлены к увольнению с военной службы, остальные должностные лица, не обеспечившие соблюдение требований руководящих документов, были привлечены к дисциплинарной ответственности.
          По фактам, изложенным в статье «Заминированный океан», в 1999-2000 годах проводилось разбирательство прокуратурой Сахалинской области и Главной военной прокуратурой, нарушений российского законодательства не выявлено.
          Вместе с тем, учитывая общественную значимость проблемы, изложенной в «Новой газете», командование Военно-морского флота готово к сотрудничеству с органами исполнительной власти Сахалинской области по нахождению взаимоприемлемых решений, обеспечивающих безопасность мореплавания в заливе Анива.
          С уважением
          первый заместитель главнокомандующего
          Военно-морским флотом В. Кравченко
    »

          От редакции:
          Остается надеяться, что диалог военных и местной власти все же состоится и залив будет очищен от боеприпасов. Хотя удивительно, почему Главная военная прокуратура посчитала, что утилизация смертоносного груза в судоходной зоне не является преступлением.
          Как бы там ни было, общество должно быть уверено в том, что подобные «дисциплинарные нарушения» больше нигде не будут допущены. Следовательно, Министерство обороны должно публично дать на этот счет твердые гарантии.

    © «Новая газета», 01.09.03.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    СТРАШНАЯ ТАЙНА АНИВСКОГО ЗАЛИВА

    МОМЕНТ ИСТИНЫ

    Боеприпасы сбрасывали прямо в порту. (Фото Сергея Агличеева). Загружается с сайта НоГа

          Анивский залив – самая освоенная часть прибрежной акватории Сахалина. Здесь уже полтора столетия добывают в промышленных масштабах рыбу и морепродукты, несколько лет с шельфа качают природный газ, запасы которого, правда, невелики. На берегу расположены рыбный и торговый порты, города Корсаков и Анива, десяток поселков, множество рыболовецких станов и рыбцехов. Кроме того, на анивском побережье настоящее раздолье для рыбаков-любителей, ловцов креветок и крабов, собирателей ракушек и морской капусты. А местные пляжи считаются лучшими на острове – в теплые летние дни на них порой песка не видно от любителей купанья и загара.
          Если бы капитаны судов и беззаботные купальщики знали, что таится на дне залива, их бы отсюда, наверное, как ветром сдуло...

    Места сбрасывания боеприпасов. Загружается с сайта Sakhalin.Info

    СНАРЯДЫ НА БЕРЕГУ

          Из приказа командира Совгаванской военно-морской базы вице-адмирала В.А. Васильева (№ 227 от 18 июля 1995 г.):
          «...в 23.00 7.07.95 г. от начальника погранзаставы «Южная» (полуостров Анива, к югу от поселка Новиково Корсаковского района. – B.C.) была получена информация об обнаружении у уреза береговой черты обломков ящиков и 31 снаряда калибра 57, 25 мм. Позже, 10.01.95 г., обломки ящиков и 10 снарядов калибра 25 мм были обнаружены в районе погранзаставы Атласова (б. Морж) и в районе заставы «Южная» – 6 снарядов калибра 57 мм, а 15.07.95 г. там же еще 22 снаряда калибра 25 мм. Всего – 69 снарядов. Все обнаруженные снаряды были уничтожены высланными подрывными партиями на месте».

          Обратите внимание на дату приказа – 1995 год. То есть в стране давно «разгул гласности», и, если в местах боев второй мировой вдруг обнаруживались боеприпасы, падкие на сенсации СМИ трубили об этом на все лады. А тут – лишь крохотная заметка в одной из местных газет, хотя о страшной находке на анивском побережье знал довольно большой круг лиц: пограничники, военные моряки, руководители Корсаковского района и Сахалинской области. Но слухи о снарядах постарались пресечь в корне.
          На острове как раз шла операция «Путина-95», и это стало удобным поводом, чтобы полностью перекрыть доступ в районы, где были найдены снаряды. А чтобы оцепление сделать по-настоящему надежным, было принято решение о передислокации с севера на юг Сахалина нескольких спецподразделений ОМОНа, которые как раз занимались ликвидацией последствий разрушительного нефтегорского землетрясения, случившегося в ночь на 29 мая 1995 г.
          Почему же военные и гражданские власти так старались скрыть эту находку от сахалинцев? Отчего за 8 лет вокруг нее по-прежнему сохраняется заговор молчания?
          Прежде чем ответить на эти вопросы, проведем небольшой историко-географический экскурс. Когда советские войска в августе 1945 г. освободили Южный Сахалин от японцев, на берегу Анивского залива было найдено немало укрепленных пунктов обороны и тайных складов с боеприпасами. Большая часть снарядов и патронов была уничтожена, хотя до сих пор волны и паводки иногда вымывают из прибрежного грунта смертоносные «подарки», оставленные японцами. Не раз торпеды, снаряды и глубинные бомбы попадали и в тралы рыболовецких судов.
          Но все это были единичные находки – а тут вдруг за неделю сразу 69 снарядов! Причем не ржавых и покрытых водорослями, а словно вчера с артиллерийского склада. Да еще и очень далеко друг от друга. Застава Атласова находится неподалеку от мыса Крильон, а застава «Южная» – на противоположном берегу залива, ближе к мысу Анива.
          Снаряды, как известно, тяжелее воды, и сами по себе из глубины выплыть не могут, тем более в таком количестве. Вывод напрашивался сам собой: их кто-то «обронил», причем совсем недавно.

    УТИЛИЗАЦИЯ ПУТЕМ ЗАТОПЛЕНИЯ

          Из доклада начальника Корсаковского гарнизона полковника В.Н. Музыченко (июль 1995 г.):
          «В Корсаковском гарнизоне в соответствии с решением МО РФ, ГК ВМФ производится сокращение, реформирование воинских частей. Для утилизации боеприпасов командованием в/ч 40011 были арендованы 2 баржи СПП-11, 23 Красногорского морского порта.
          С конца мая по настоящее время этими баржами было затоплено около 1300 тонн снарядов различных калибров. (...) По условиям договора затопление снарядов осуществляется силами экипажей. Местом затопления выбран 132-й район, восточнее 26 миль от мыса Анива».


          – Утилизация боеприпасов путем их затопления для нас вполне обычное дело, – объяснил бывший командир пограничного корабля, капитан первого ранга в отставке Сергей Стожков (в обмен на откровенность я обещал изменить его имя и фамилию). – А куда их девать, если, допустим, приказано целый артиллерийский склад ликвидировать? Представляете, что значит взорвать тысячи тонн снарядов и патронов? Дорого, опасно, да и не всегда есть поблизости обустроенные полигоны. Вот и топим в море. Есть лишь несколько условий – чтобы глубина в пункте сброса была не меньше 1 км, расстояние до берега – минимум 10 миль, а поблизости не отмечалось сильных течений.
          – Но ведь вообще-то слово «утилизация» означает, скорее, процесс разборки ненужных предметов на составные части с целью их дальнейшего использования...
          – Это вы на «гражданке» так считаете, – снисходительно улыбнулся Стожков. – А наши штабные уверены, что море большое и глубокое, там все само собой переработается. Вон на Балтике в 1950-х годах даже химические бомбы, захваченные у фрицев, затопили – и ничего, селедка до сих пор ловится...
          Возражать я не стал. Селедка в Балтийском море, и правда, пока еще ловится. Но, кстати, там сейчас ведут и активный поиск затопленных боеприпасов. С целью их подъема на поверхность и настоящей утилизации принята специальная международная программа. А на Сахалине, похоже, проблема ржавеющих на дне Анивского залива снарядов никого особенно не волнует.

    ЗА БОРТ – И КОНЦЫ В ВОДУ

          Из акта Административного расследования полковника В.Н. Музыченко (июль 1995 г.):
          «Установлено: 7 июля 1995 г. при осмотре участка берега начальником заставы были обнаружены фрагменты тары и снаряды... Установлено, что снаряды принадлежат 1063 АС ВИБ (АС – артиллерийский склад. – В.С.).
          Обоснование: маркировка снарядов совпадает с данными учета склада. Расхождения имеются только в одной цифре маркировки – партии капсулъной втулки. Выброс снарядов совпадает по времени с утилизацией БП 1063 АС ВИБ. Должностные лица склада опознали нештатные ящики, в которые были помещены снаряды 57 мм из-за отсутствия штатной укупорки.
          Затопление снарядов, выброшенных на берег, производилось в ночь с 28 на 29 июня с баржи «Краснагорец-11», капитан Базайкин В.Н. Это подтверждает анализ загрузки. Именно в этот день, 28 июня, на баржу были поставлены снаряды калибров: 25, 30, 35, 57 мм, общим весом 76,4 тонны. Потопление снарядов производилось не в районе, хотя это отрицает капитан баржи Базайкин В.Н. (...) Сброс снарядов производился по пути следования на подходе к мысу Анива и далее до района».


          Поясним: согласно полученному заданию баржа «Красногорец-11» должна была, приняв на борт взрывоопасный груз и намертво закрепив его на палубе, выйти из порта Корсаков, отправиться на юго-восток, пройти 90 миль по заливу и обогнуть мыс Анива. Затем выйти в Охотское море и, отойдя на восток 26 миль, разгрузиться в заданной точке, именуемой «район 132». Глубина там – около 2 километров. Время в пути – примерно 8 часов.
          Обязательное условие: перед затоплением снаряды, необходимо было вынуть из ящиков. За тем, как экипаж соблюдает правила следования и разгрузки, должен был пристально следить представитель военной части № 25107 мичман В.Н. Лыков.
          Но в данном рейсе инструкция потопления так называемых «разрядных грузов» была грубейшим образом нарушена. Очевидно, капитан баржи и члены ее экипажа решили облегчить себе работу, а заодно сэкономить время и топливо. Зачем тащиться черт знает куда, искать нужный район и там еще долго стоять, выбрасывая за борт 76 тонн тяжелых латунных цилиндров, если можно выполнить «разгрузку» по пути? Чем Анивский залив особо отличается от заданной точки Охотского моря? Глубина меньше, только и всего! Так снаряды все равно песком да илом занесет. За борт их – и концы в воду!
          Не знаю, так или не так рассуждал капитан Базайкин, но груз, судя по всему, начали майнать за борт вскоре после отхода от причала. Хотя официальные данные рисуют несколько иную картину.

    МИЧМАН ЛЫКОВ РАЗГРУЗКУ ПРОСПАЛ

          Из акта Административного расследования полковника В.Н. Музыченко (июль 1995 г.):
          «...28 июня в 23.00 баржа «Красногорец-11» вышла из Корсакова, имея на борту снаряды:
          25 мм – 28121 шт.
          30 мм – 3626 шт.
          37 мм – 3460 шт.
          57 мм – 5378 шт.
          На подходе к мысу Анива, приблизительно за 10-15 миль, команда начала сброс снарядов. Мичман Лыков в это время спал. Снаряды частично топились в укупорке. Отдельные гнилые ящики от удара об воду разваливались, в обломках тары иногда оставались снаряды. Отдельные виды БП (боеприпасов. – В.С.) хранились в цинковой укупорке. При условии, что некоторые ящики были неполные, они не тонули.
          В притопленном состоянии и фрагменты тары, и цинки под воздействием ветра и течения выносились на побережье з.Анива.
          Приблизительно в этом районе было затоплено около 70-100 ящиков (3-5 тонн). Представитель части мичман Лыков обязанности по контролю за выполнением требований инструкции по потоплению снарядов не выполнил, не предотвратил сброс снарядов не в районе».


          Когда проводилось расследование этого ЧП, у всех его участников брали объяснительные. Проштрафившийся мичман Лыков написал, что его разбудили только утром, в 6 или 7 часов, и на палубе к этому времени не осталось ни одного снаряда. Где было в этот момент судно, он выяснить не удосужился, на слово поверил, что оно стоит в заданном районе. И не глядя подмахнул акт, подтверждающий, что задание экипаж баржи выполнил как полагается.
          Очевидно, Лыкову спросонья (а возможно, и с похмелья) было не до арифметики. Иначе он легко произвел бы элементарный расчет: баржа вышла в 23.00, время в пути – 8 часов, на разгрузку требуется часа четыре... Значит, ее должны были закончить не раньше 11 часов утра. А если к рассвету груза уже не осталось, это значило, что снаряды сбросили во время движения. С какого места их начали «рассеивать» по заливу, установить так и не удалось. Показаниям членов экипажа доверять не следует – какой же идиот станет наговаривать сам на себя? Можно со стопроцентной уверенностью предположить, что об этом преступлении (именно преступлении – ведь за загрязнение моря предусмотрено наказание по ст. 223 УК РФ) вообще никто не узнал бы. Если бы сильный юго-западный ветер и морское течение не вынесли ящики со снарядами на анивское побережье.
          Но на берегу оказалась лишь крохотная часть смертоносного груза. А тысячи снарядов так и лежат на дне моря, на глубинах 20-50 метров.

    «СУРОВОЕ» НАКАЗАНИЕ

          Естественно, виновные в чрезвычайном происшествии были наказаны. Правда, не слишком сурово.
          Больше всех досталось начальнику хранилища в/ч 25107 мичману Лыкову, проспавшему несанкционированную разгрузку боеприпасов. Его «за личную недисциплинированность, халатное исполнение должности» по приказу вице-адмирала Васильева подвергли суду чести мичманского состава и уволили из вооруженных сил.
          Непосредственным начальникам мичмана, капитанам 2-го ранга В.В. Калясникову и А.И. Данилову, «за неудовлетворительное руководство и организацию контроля» влепили по строгому выговору и представили их к увольнению в запас.
          Начальник тыла Совгаванской ВМБ капитан 1-го ранга И.А. Козлов получил просто выговор. А командир в/ч 25107 капитан 3-го ранга А.А. Симон и начальник вооружения Корсаковского отдела тыла флота капитан 3-го ранга В.А Марочкин вообще отделались легким испугом: их лишь предупредили о неполном служебном соответствии.
          Правда, самого главного виновника – капитана баржи Базайкина – военные предлагали привлечь к уголовной и материальной ответственности за загрязнение залива.
          И на совещании у губернатора Игоря Фархутдинова, состоявшемся 21 июля 1995 года, было принято решение направить материалы служебного расследования в областную прокуратуру. Но широкой огласке это дело предавать не стали. Похоже, уже тогда у властей было одно желание – спустить все на тормозах.

    СКОЛЬКО НА ДНЕ СНАРЯДОВ – НЕИЗВЕСТНО

    Места сбрасывания боеприпасов. Загружается с сайта НоГа       Восемь лет в Анивском заливе на малых глубинах лежат тысячи боевых снарядов. Сколько их – никто установить так и не удосужился. Даже по горячим следам ЧП, проведя расследование единственного зафиксированного случая несанкционированной выгрузки в ночь с 28-го на 29 июня 1995 г., военные назвали весьма приблизительную цифру: 3-5 тонн. Но есть все основания предполагать, что она занижена в десятки, если не в сотни раз.
          Ведь еще до ЧП баржи, арендованные в Красногорском морском порту, с 24 мая по 2 июля 1995 г. сделали 14 рейсов и затопили 1300 тонн боеприпасов (50% от запланированного). Примерно половину этого количества перевозил экипаж капитана В.Базайкина, а ему, как подтвердило расследование, было наплевать на инструкции по затоплению снарядов – главное, поскорее разгрузиться. Значит, этот экипаж и в предыдущих рейсах мог рассеивать смертоносный груз прямо в заливе, не довозя его до нужного района. Тем более что российская армия и флот переживали тогда не лучшие времена. Не получая нормальной зарплаты, увольнялись в запас лучшие офицеры, то есть контроль за соблюдением правил утилизации боеприпасов был, конечно же ослаблен.
          Как рассказал мне капитан первого ранга в отставке Владимир Антонович Терещенко, в 1988-1992 гг. служивший командиром бригады десантных катеров в г.Корсакове, он сам не раз участвовал в перевозке и затоплении снарядов, бомб и мин, у которых истек срок годности. По его словам, в среднем тогда списывали с военных складов относительно немного – 50-60 тонн в год.
          Требования были жесткие. Боеприпасы грузили на катера только в целых ящиках, прочно закрепляли их на борту в три-четыре яруса. В море разрешалось выходить только в спокойную погоду. На катере обязательно присутствовала комиссия минимум из трех человек – представители военного склада и штаба части. Район № 132, где проводилось затопление, – это около 80 кв. км, он обозначен на всех международных морских картах, в целях безопасности там запрещены постановка на якорь, траление, плавание подводных лодок и посадка их на грунт. По приходе на место команда катера, перед тем как затопить опасный груз, обязательно освобождала его из ящиков, а тару потом возвращали на берег. Этапы затопления фиксировались в судовом журнале, акт подписывали все члены комиссии.
          В 1995 году на гражданской барже уже не трое – а лишь один представитель военной части наблюдал за разгрузкой. А с одним человеком значительно проще договориться, чтобы он «не заметил» нарушений. И, скорее всего, так происходило не раз. По крайней мере, бывшие военные моряки, с которыми я встречался, когда готовил этот материал, честно признавались: да, снаряды часто топили прямо в заливе, ни для кого это не было особым секретом. Капитану баржи было выгодно сэкономить время и дизтопливо, а чтобы все прошло тихо, для представителя в/ч «накрывалась поляна». Кстати, по словам бывших моряков, кроме барж на потоплении работали и военные «танковозы», которые по своим тактико-техническим данным не могли ходить в район № 132, следовательно, они тоже разгружались под покровом ночи недалеко от берега.
          Есть и другие подтверждения тому, что Анивский залив буквально усеян затопленными снарядами. Вот что рассказал бывший командир сахалинского саперного батальона, а сейчас начальник отряда спецработ областной поисково-спасательной службы управления по делам ГО и ЧС Владимир Аркадьевич Ампилов:
          – Мы несколько лет назад обследовали дно в районе поселка Пригородное, где планировалось выполнять буровые работы, и обнаружили очень много магнитных аномалий. Значит, на дне лежит большое количество каких-то металлических предметов. Это могут быть, конечно, и якоря, и какие-то части затонувших судов, но я уверен, что там полным-полно именно боеприпасов. Потому что в заливе высаживался наш десант в 1945-м, позже не раз проходили учения. Кроме того, из разговоров с водолазами я знаю, что там много раз находили торпеды, мины и снаряды – причем именно в районе Пригородного.

          Начало нашему расследованию положило письмо, которое передали в «Регион» из Сахалинской областной Думы. Оно было отправлено в островной парламент и губернатору области 28.02.03 директором Сахалинского филиала Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» Вячеславом Леонидовичем Федорченко. Он вкратце привел в письме факты, уже изложенные в этой статье, а затем сообщил, что специалисты их НИИ в августе 2001 г. проводили в акватории Пригородного магнитометрическое обследование и обнаружили множество магнитных аномалий различной величины. С большой вероятностью можно предполагать наличие среди этих аномалий затопленных боеприпасов.
          Из письма В.Федорченко губернатору и в облдуму:
          «После изучения документов, опроса военных пенсионеров выяснилось, что акватория на траверзе п.Пригородное в 60-80-х годах использовалась для проведения боевых стрельб, подготовки корабельного оружия, аварийного сброса снарядов при их заклинивании в системах. (...) Кроме того, согласно лоции, в Анивском заливе, в районе № 72-а, после войны был затоплен боезапас японской береговой батареи, а в 60-х годах боезапас российской береговой батареи. Потенциальная опасность затопленных боеприпасов с годами увеличивается. При планируемых заходах под погрузку танкеров, газовозов с грузоподъемностью до 100000 тонн есть вероятность техногенной катастрофы».

    ВЕЛИКА ЛИ ОПАСНОСТЬ?

          – Неужели ситуация в заливе настолько критическая, что необходимо вмешательство губернатора? – спрашиваю В.Федорченко.
          – Опасность очень серьезная, особенно для судоходства. По сути, залив сейчас – как пороховая бочка, которая может взорваться в любой момент. Тем более что в ближайшее время в Пригородном должно начаться строительство завода по сжижению природного газа, то есть будут строиться и причальные сооружения, запланированы большие объемы дноуглубительных работ. При выемке грунта в ковш землечерпалки наверняка попадут снаряды, и взорваться они могут в принципе от любого сильного удара.
          Но если по счастливой случайности этого удастся избежать в период строительства причалов, то, когда по мелководью пойдут груженные сжиженным газом танкеры с осадкой до 18 метров, они даже на малых оборотах двигателя будут все сметать со дна, вымывая даже заиленные и занесенные песком снаряды. И где те окажутся, как себя поведут – одному богу известно. Их могут и якорем зацепить, и тралом, глубинное течение может вынести совсем близко к берегу. Надо проводить тщательное обследование акватории, если мы не хотим, чтобы случилась катастрофа.
          Более подробно о потенциальной угрозе, которая таится на дне Анивского залива, я расспрашивал В.Ампилова, опытнейшего сапера, который за свою жизнь обезвредил тысячи бомб, мин и снарядов.
          – Поскольку снаряды в нарушение инструкции сбрасывались в цинковых ящиках, некоторые из них до сих пор могут иметь нулевую плавучесть, – объяснил В.Ампилов. – То есть, пока они погружены в ил, они не всплывают, но стоит их потревожить, стронуть с места – и они могут быть запросто выброшены штормом на побережье. Кто их там найдет – туристы, рыбаки, дети? Хорошо, если в милицию сразу сообщат, а если, допустим, пацаны попробуют расковырять из любопытства или в костер бросить? Такое бывало не раз...
          Самое страшное, что снаряды и на дне моря не портятся – они остаются боевыми до конца. Чтобы под воздействием морской воды они полностью разложились, должно пройти, пожалуй, не менее сотни лет. Вот пример: когда мы в 1991 году разминировали порт в Холмске, нашли там более 500 минометных мин, пролежавших на дне еще с войны. Взрыватели у них сгнили, но ударники – они нержавеющие – оставались целыми и могли сработать от малейшего удара. Взрывчатое вещество тоже прекрасно сохранилось. Поэтому мы вывозили эти мины на полигон с максимальной осторожностью. И все они оказались в боевом состоянии, все до единой взорвались.
          Проблема очень серьезная. И с течением времени опасность усиливается. Если сейчас снаряды еще целые, то их можно просто поднять на поверхность и уничтожить, специалисты справятся с этим без особого риска. Но если корпуса подвергнутся коррозии, то могут сгнить и специальные шарики в верхней части снаряда, которые предохраняют взрыватель и держат боек. После этого боек от удара может стукнуть по капсюлю-воспламенителю, сработает капсюль-детонатор – и произойдет взрыв. Поэтому, прежде чем заниматься в заливе дноуглубительными работами, а потом возить танкерами сжиженный газ, надо сначала тщательно обследовать и разминировать акваторию залива.

    СТРАННАЯ БЕСПЕЧНОСТЬ ВЛАСТЕЙ

          Из письма начальника штаба Тихоокеанского флота К.С. Сиденко на имя губернатора Сахалинской области (от 21.04.03 № 17/922/4):
          «Уважаемый Игорь Павлович!
          Изучив направленное в наш адрес письмо (...) В.Л. Федорченко (по факту затопления боеприпасов в заливе Анива), мы полностью разделяем те опасения, которые могут возникнуть при движении судов в заливе Анива. Рассмотрев наши возможности, мы готовы в летнем периоде 2003 года оказать содействие на договорных условиях в обследовании акватории залива Анива, (...) выделить специалистов МТУ ТОФ для классификации затопленных изделий».


          Как сообщили из штаба ТОФ, никакой реакции на это предложение от И.Фархутдинова пока не последовало, хотя прошло уже два месяца. А В.Федорченко послал свое письмо губернатору и в облдуму четыре месяца назад – и тоже не получил никакого ответа.
          Чем же объясняется странная беспечность властей? Может быть, письма не попали на глаза Игорю Павловичу, и он вообще не в курсе этой проблемы?
          Да нет, губернатор прекрасно обо всем осведомлен – на то он и высшее должностное лицо области. И знает он о проблеме с самого ее возникновения.

          Из протокола совещания у губернатора Сахалинской области по фактам выброса артиллерийских боеприпасов на прибрежной полосе Анивского залива и в районе м. Лесной залива Мордвинова (г.Южно-Сахалинск. 21 июля 1995 г.):
          «СЛУШАЛИ: О нарушениях технологии затопления боеприпасов, произошедших в результате сброса их в таре, о местах выброса снарядов в районах залива Анива, пос. Лесное, Муравьева, Атласово, Парусное, Новикова и о количестве снарядов, выброшенных на прибрежную полосу (129 штук).
          (...) По итогам проведенного совещания РЕШИЛИ:
          8.1. Временно прекратить утилизацию боеприпасов затоплением.
          8.2. Командиру военно-морской базы вице-адмиралу Васильеву В.А. в срок до 01.08.95 г. провести обследование прибрежной полосы предполагаемого места затопления, произведенного командой баржи «Красногорец-11» (...). Предоставить в отдел административных органов администрации области информацию о результатах проведенного обследования и прогноз о возможности повторных выбросов, для принятия решения о возобновлении затопления боеприпасов».


          О чем говорит последняя фраза приведенной цитаты? О том, что случившееся не так уж сильно потревожило военных и гражданских руководителей, собравшихся на совещание, и они уже тогда ГОТОВЫ БЫЛИ И ДАЛЬШЕ ТОПИТЬ СНАРЯДЫ В МОРЕ. Вместо того, чтобы бить тревогу и срочно искать рассеянный по Анивскому заливу смертоносный груз – пока он не сработал и не погубил человеческие жизни.
          Правда, через неделю было подписано постановление губернатора Сахалинской области (№ 225 от 28.07.95 г.) «О мерах по обеспечению безопасности и контроля за ликвидацией последствий выброса боеприпасов». В нем, кроме решений, принятых на совещании 21 июля, есть и такой пункт: «1.4. Извлечь затопленные боеприпасы в ковше центрального порта г.Корсакова».
          Что же выходит: снаряды каким-то образом оказались даже в ковше порта?! Тогда с какого места в заливе их начинали сбрасывать за борт? Извлекли на поверхность хотя бы те, что затопили вблизи берега, или так и бросили лежать – авось пронесет?..
          Увы, и здесь сработала не лучшая привычка – во всем надеяться на этот самый «авось». Насколько известно, пункт 1.4. постановления № 225 не выполнен до сих пор. Возможно, еще и потому, что в этом документе, подписанном первым вице-губернатором В.Е. Гомилевским, нет стандартного последнего пункта: «контроль за исполнением постановления возложить на...».
          Подписали – и забыли. Зато вскоре начали планировать на берегу залива, начиненного боеприпасами, завод СПГ, а в самом заливе – бурное судоходство... Чем объяснить такую беспечность – честное слово, не знаю.

    ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ...

          Как всегда, возникают два вечных российских вопроса – «Кто виноват?» и «Что делать?»
          На второй ответить несложно: необходимо срочно обследовать дно Анивского залива, в первую очередь, в районе Пригородного. Тем более что помощь в этом предлагает руководство Тихоокеанского флота, да и на Сахалине есть техника и специалисты, способные выполнить эту работу. В том же филиале Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» давно внедрена технология поиска параметрическим локатором. Этот прибор способен обнаруживать и распознавать на глубинах до 200 м любые инородные предметы, даже такие, которые занесены слоем песка или ила до 6 м высотой. На съемку 1 кв. км требуется всего лишь 4-5 световых дней, зато гарантия обнаружения – стопроцентная. Обследование 1 кв. км обойдется примерно в 1 млн. руб. – сумма небольшая по сравнению с возможными последствиями техногенной катастрофы.
          К сожалению, от руководителей компании «Сахалин Энерджи», которая полным ходом ведет подготовку к строительству завода СПГ, мне так и не удалось получить внятных объяснений – знают ли они о проблеме затопленных боеприпасов и что предпринимают для обеспечения безопасности работ. Тем не менее нам стало известно, что подряд на обследование и разминирование акватории Пригородного получила... охранная фирма «Армор групп», и заниматься этой работой должны четыре десятка привезенных из Москвы водолазов.
          Но с их помощью 1 кв. км придется исследовать целых полгода! Кроме того, водолазы не могут увидеть то, что занесено илом, следовательно, и гарантии, что все снаряды найдены, они не дадут. И, наконец, стоимость водолазных работ выше в десятки раз, чем исследование параметрическим локатором. Впрочем, похоже, «Сахалин Энерджи» и в данном случае не волнует сумма затрат – ведь по договору об СРП любые расходы компенсируются за счет добытых на шельфе углеводородов.
          Остается вопрос – кто виноват? Отвечаю: те, кто 8 лет ничего не делал, чтобы оградить от опасности людей. Кто скрывал от нас правду. Кто даже пальцем не пошевелил, чтобы найти средства на обследование и разминирование залива. Хотя сахалинские власти давно могли обратиться с этой проблемой в правительство РФ, которое обязано выделить деньги, как это предусмотрено в федеральном законе (№ 68-ФЗ от 21.12.94 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
          Вот уж воистину – пока гром не грянет, начальство не перекрестится...

    Владимир СЕМЕНЧИК,
    г. Южно-Сахалинск.
    © «Регион», № 24(289), 19.06.03; № 25(290), 26.06.03.
    Заминированный океан. «Новая газета», 30.06.03.


  • Смотрите также: «ArmorGroup» на Сахалине.
    НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
    /sh/w/s10a.htm
    Реклама:
    Hosted by uCoz