VFF-S Татарский переход Вниз

Сахалинские проекты века
Татарский переход


Сахалинская железная дорога и ее люди

Спецвыпуск: «Губернские ведомости», 02.08.02.

«Мы жмем под сотню...». Интервью с начальником Сахалинской железной дороги Михаилом Михайловичем Заиченко. «АиФ. Сахалин – Курилы». 07.03.

Спецвыпуск: «Советский Сахалин», 02.08.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

«Мы жмем под сотню...»

НЕБОЛЬШАЯ ПРИБЫЛЬ – ЭТО ТОЖЕ ДОСТИЖЕНИЕ

      Накануне Дня железнодорожника наш корреспондент встретился с начальником Сахалинской железной дороги Михаилом Михайловичем Заиченко и попросил его ответить на несколько вопросов.
      – Михаил Михайлович, помнится, в прошлом году, когда Вы только возглавили Сахалинскую железную дорогу, Вы ошарашили нас, журналистов, массой задумок. Получается, успеваете?

      – Получается. Образно говоря, мы жмем под сотню...

      – Это как?
      – Мы за семь месяцев этого года перевезли грузов на сумму 1 млрд. 219 млн. рублей. Если эту цифру поделить на время, то получается 100 рубликов в секунду, либо около 300 тысяч в час.

      – Хотите сказать, что почти скорость света развили?!
      – А что, коллектив здоровый, работать и работать! (смеется).

      – Михаил Михайлович, шутки шутками, но что Вы можете сказать, или как раньше говорили – отрапортовать, в канун Дня железнодорожника?
      – Мы гордимся своими успехами. Как я уже сказал, идем с перевыполнением плана по погрузке на один месяц, а это наш основной фондообразующий показатель. Я думаю, что к концу года эта цифра вырастет до 2,5 млрд. рублей. Первое полугодие мы закончили с небольшой, но все-таки прибылью. Думаю, что и 70 млн. рублей на дороге не валяются! А если учесть, что дорога уже очень долгое время ее не получала, то это – показатель.

      – Но увеличить прибыль можно изменением тарифов...
      – ...А можно и интенсификацией труда. Мы почти вдвое – с 6,3 до 3,3 – сократили такой показатель, как оборот вагонов. Осталось довести его до плановой цифры «Пи» – 3,14 вагоно-суток, и выполнить очередную поставленную задачу.

      – Что-то Вы так бодро рапортуете?
      – А мы и работаем бодро.
      Сейчас у меня на столе лежат уже подписанные договора перевозок по шельфовым проектам. Они реально увеличат наш грузопоток на 15-20 процентов. А грузопоток – это деньги. Много было скептиков в прошлом году, но дело сделано.
      Так ведь не просто будем возить! Мы на 9-ти станциях построили тупики. Получили под это 11 млн. американских долларов в виде инвестиций. Сейчас на этих станциях проводим техническое перевооружение, а это еще 8 млн. долларов. И заметьте, это не бюджетные деньги, а деньги заработанные.
      Самое серьезное, конечно, это перешивка колеи под «материковский» стандарт -1520 мм. Это дорого – 5 лет и 15,5 млрд. рубликов. Но это надо. Пора уходить с японского эксклюзива на российский стандарт – всем дешевле будет.

      – А коллектив это понимает?
      – Мало того, желает. Люди устали выживать, они хотят работать. А как работают! Мы, кстати, и за первый, и за второй квартал завоевали первое место в России из 17-ти железных дорог. Все 6 месяцев – первые места. Это о чем-то говорит?
      Люди хотят работать и работают.

      – Все?
      – Все, а особенно могу отметить дирекцию по обслуживанию пассажиров, холмскую дистанцию пути с ее начальником Ким С.А., тепловозовагоноремонтный завод, возглавляемый Евгением Владимировичем Чеховским.
      И поэтому, пользуясь случаем, хочу поздравить с наступающим праздником и пожелать успехов в труде всех тружеников стальных магистралей. Удачи вам!

Беседовал Сергей ТАРСКИЙ.
© «
АиФ. Сахалин – Курилы», № 31(250), 07.03.



НАВЕРХ НАВЕРХ

Стальная магистраль Сахалина

      Сахалинская железная дорога – это 32 станции и целый комплекс предприятий, производственных подразделений, объектов социальной сферы. Депо подвижного состава, информационно-вычислительный центр, путевая машинная станция, дирекция по обслуживанию пассажиров, дорожная больница, спортивный клуб «Локомотив», детская железная дорога – это только часть большого хозяйства, в котором трудится почти 5000 человек. Сложные географические и климатические условия острова, узкая колея, отсутствие транзитных перевозок, количество искусственных сооружений на один километр пути не имеют аналогов в сети российских дорог.
      Сегодня эксплуатационная длина дороги 954 километра. Она соединяет север и юг острова от г.Корсакова до п.Ноглики, западное и восточное побережья. Она является единственной в области транспортной системой, работающей в любых погодных условиях и обеспечивающей жизнедеятельность острова при любых ударах стихии.
      Ежегодно дорога перевозит около 2 млн. тонн грузов. Их основу составляют уголь, лес, стройматериалы, нефтепродукты и продовольствие. Более миллиона пассажиров в пригородном и местном сообщении пользуются услугами железной дороги.
      Сегодня, накануне их профессионального праздника, в газете выступают труженики стальной магистрали.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Вперед, по новой колее

      К нашему профессиональному празднику – Дню железнодорожника – мы традиционно готовимся заранее. Подводим итоги проделанной работы, намечаем планы на будущее.
      Прошедший год был непростым, но интересным. Пришлось много и напряженно работать и решать не только текущие, но и стратегические задачи. Самое главное: нам удалось, несмотря на достаточно сложное финансово-экономическое положение, сохранить стабильность, превысить основные плановые показатели.
      Во-первых – нормализовать работу по наращиванию объемов перевозимых грузов. За первое полугодие мы перевезли 1066 тысяч тонн грузов, прирост составил почти 7 проц., а в пассажирском хозяйстве – 8,1 проц. Это сказалось на экономических показателях дороги, увеличились доходы от перевозок и, соответственно, прибыль.
      Увеличены и такие важные эксплуатационные показатели, как вес грузового поезда, техническая скорость, среднесуточная погрузка, производительность локомотива.
      И главное – удалось снизить себестоимость перевозок на 10,6 проц.
      Впервые за много лет наша дорога заняла первое место в отраслевом соревновании – по итогам первого полугодия текущего года. Это заслуга всего коллектива дороги и ее предприятий.

      Конечно, главное достояние Сахалинской дороги – ее люди. У нас трудится много высококвалифицированных специалистов, работников, преданных своей профессии и общему делу. Поэтому решению социальных вопросов мы отдаем приоритетное внимание.
      Часто говорят: «Социальная сфера «сидит на колесе» и увеличивает себестоимость перевозок». Но мы считаем, что если тысячи сахалинских железнодорожников получают приличную зарплату, имеют квалифицированное медицинское обслуживание для себя и членов семей, если их дети летом отдыхают в одном из лучших оздоровительных лагерей, а ветераны получают доплату к пенсиям и бесплатные лекарства, – значит, наше колесо крутится нормально. Вот, например, детская железная дорога убыточна и, если следовать законам экономической целесообразности, ее надо закрывать. Но мы не можем себе этого позволить! Это означает лишить город прекрасной достопримечательности, а сотни ребят -увлечения, которое может стать их судьбой и профессией. Наоборот, мы вложили деньги, и немалые, в ее обновление, и, надеюсь, в 2004 году отмечать ее 50-летний юбилей будут все сахалинцы.

Детская железная дорога

      Мы и в дальнейшем, уже в условиях акционерного общества, будем выполнять все социальные обязательства перед своими работниками. Это способствует поддержанию нормального психологического климата в коллективе, закреплению и привлечению молодых кадров, а значит – бесперебойному и надежному функционированию магистрали.
      На протяжении предыдущих лет темпы роста заработной платы железнодорожников отставали от основных отраслей островной экономики, что привело не только к ухудшению материального положения железнодорожников, но и к утрате престижности профессии. Сейчас на дороге производится регулярная индексация заработной платы с учетом роста производительности труда. По итогам I полугодия текущего года мы занимаем 5-е место в области, и средняя зарплата составляет 10934 рубля.

      Но наша экономическая стабильность может опираться только на эффективные перевозочные технологии, на полноценное обеспечение спроса на грузовые и пассажирские перевозки. Главное наше стремление – увеличить объемы перевозок. Сейчас, в условиях конкуренции с другими видами транспорта, нам важно сохранить «своих» грузоотправителей и привлечь новых выгодными и качественными услугами. Сожалею, что еще не всегда нам удается преодолеть некоторую неповоротливость и косность в работе с клиентами, мы должны еще многому научиться, в том числе и адаптации к рыночной среде. В ближайшем будущем нам предстоит трудиться в новых организационно-правовых условиях – создается ОАО «Российские железные дороги», и я уверен, что труженики островной магистрали смогут эффективно работать в новой структуре.
      Производственная деятельность дороги напрямую зависит от состояния и развития экономики области. Номенклатура грузов отражает потребности области и служит своеобразным индикатором экономической активности. Например, начало работ над проектом «Сахалин-2» сопровождается увеличением перевозки стройматериалов. Реализация шельфовых проектов, по прогнозам специалистов, в ближайшее время увеличит объемы перевозок на дороге на 15-20 процентов. А наш договор с «Сахалинской энергией» о строительстве на девяти станциях площадок для доставки и дальнейшей транспортировки технологического оборудования уже принес дороге более 11 миллионов долларов инвестиций.
      Ко Дню железнодорожника мы пришли с грандиозным проектом реконструкции дороги – перешивки японской колеи на общесетевую. Планируется завершить все работы в течение 5 лет. Предварительная стоимость проекта – 15 млрд. рублей. Уже в нынешнем году нам предстоит освоить более 1 млрд. рублей, завершить реконструкцию искусственных сооружений на участке Холмск – Ильинский.
      Часто спрашивают: «А что эта реконструкция даст дороге?».
      На мой взгляд, было бы правильнее спросить, что она даст экономике области. И ответ очевиден: она позволит значительно снизить тарифы на перевозки. Сегодня весь подвижной состав и оборудование Сахалинской дороги специфичны и уникальны, изготавливаются по специальным заказам и, естественно, стоят дороже. Переход на стандартную колею предусматривает унификацию всех сооружении, подвижного состава и техники, а следовательно, и унификацию тарифов. Предстоит вывести из технологического процесса холмский пункт перестановки вагонов, увеличивающий себестоимость перевозок. С началом эксплуатации новой стандартной колеи станет возможным увеличить скорость поездов, повысить безопасность движения, следовательно – сделать железнодорожные перевозки более конкурентоспособными. Все работы по реконструкции будут проводиться без остановки магистрали.
      Как и в прежние годы, мы постоянно работаем над повышением качества пассажирских перевозок. За год услугами железной дороги пользуется более миллиона сахалинцев. То есть в среднем каждый житель области, включая курильчан, два раза в году покупает билеты в железнодорожной кассе.
      В 2002 году парк пассажирских вагонов пополнился семью новыми вагонами повышенной комфортности – с кондиционерами, душевыми кабинами, видеоаппаратурой. В этом году ожидаем поступления еще 12 вагонов нового поколения. Уже третий год эксплуатируется автоматизированная система по продаже билетов «Экспресс-2». За 45 суток житель области может приобрести билет до любой станции России, а также стран СНГ и Балтии.
      Безусловно, нас беспокоит конкуренция автомобильного транспорта – часть пассажиров, особенно в пригородном сообщении, мы потеряли. Автотранспорт оказался мобильнее, быстрее реагировал на возрастающий спрос, активизировав перевозки пассажиров по экономически выгодным для себя маршрутам. Мы стараемся как-то поправить такое положение, учитываем пожелания глав администраций районов области по изменению графика движения, числа остановок в пути следования, а при повышении пассажиропотока увеличиваем длину состава и вводим дополнительные поезда.

      Сегодня, накануне праздника, не хочется говорить о проблемах, о нерешенных вопросах, – для этого есть будни. Мы готовы меняться, учиться и много трудиться, поэтому, я уверен, преодолеем все препятствия, сделаем Сахалинскую железную дорогу современным, преуспевающим предприятием.
      Хочу поблагодарить всех тружеников Сахалинской магистрали за честный и напряженный труд. Здоровья вам, счастья! Спасибо нашим ветеранам за их самоотверженное служение общему делу, за то, что не оставляют дорогу и передают свой опыт и знания молодым. Новых успехов!

М. ЗАИЧЕНКО,
начальник Сахалинской железной дороги.

В депо подвижного состава


НАВЕРХ НАВЕРХ

Пассажир всегда прав

      Я закончила торговый техникум, на дорогу попала случайно, решила немного подработать. Но очень часто случайность определяет всю дальнейшую судьбу. И сама не заметила, как сначала втянулась в новую, непривычную для себя работу, а потом она мне стала все больше и больше по душе.
      Мне нравится каждый день встречать новых людей, помогать им. Ведь ни одна поездка не похожа на предыдущую, каждый раз – новые люди, новые впечатления. На этой работе, хочешь не хочешь, а неизбежно становишься психологом. Пассажира, как правило, сразу видно, сразу «читается» не только его характер, но и степень воспитанности – вне зависимости от размера его кошелька.
      Когда я только пришла на дорогу, еще в 80-е годы, мы работали весело, дружно, – может, потому, что были молодыми? Тогда было распространено социалистическое соревнование, и наша комсомольско-молодежная бригада во главе с Тамарой Николаевной Беляевой ходила в передовиках. Даже «висели» на областной доске почета.
      Я сразу стала ездить на дальние маршруты, до Ноглик. Тогда еще не было фирменного поезда, но мы все равно старались обслуживать пассажиров по высшему разряду, относились к работе с душой, за что получали и почетные грамоты, и денежные премии.
      Конечно, поощрение от начальства – вещь очень приятная. Но главное – мы чувствовали благодарность пассажиров. Сейчас другая жизнь, люди меняются, становятся жестче, прагматичнее, требовательнее. Я не хочу сказать, что это плохо, но жаль, что нередко уходят из человеческих взаимоотношений теплота и доверительность, уважение к честному труду. Для нас это было всегда самым ценным в работе с людьми.
      И все равно я свою работу люблю, хотя она труднее, чем может показаться на первый взгляд. Я говорю не столько о физических нагрузках, сколько об эмоциональных, поскольку пассажиры порой попадаются довольно «трудные». Но наше главное правило: клиент всегда прав, так что порой приходится делать над собой усилие – не сорваться, не обидеть, не выйти за рамки. И все же какие бы трудные ситуации в моей практике ни возникали, никогда и мысли не было все бросить, поискать какую-нибудь более спокойную работу.
      В День железнодорожника хочу пожелать всем своим коллегам и всем своим любимым пассажирам здоровья, терпимости, удачи.

Т. КОШЕЛЕВА,
проводник, ветеран производства.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Когда работа в радость

      На Сахалин я приехал по распределению после окончания Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта в 1984 году. Начинал тоннельно-мостовым мастером в холмской дистанции пути.
      Наша дорога эксплуатируется в таких сложнейших географических и природно-климатических условиях, что приходится постоянно обновлять и реконструировать не только сам путь, но и искусственные сооружения – мосты, тоннели, водопропускные трубы. А это всегда новые технологии, новая техника, новые инженерные решения. За то время, что я работаю, мы реконструировали больше трети всех искусственных сооружений, десятки объектов.
      Мне нравится моя работа, потому что результаты труда всегда конкретны и ощутимы. Когда достигнута цель, испытываешь чувство гордости: вот тоннель, который перестал считаться аварийным, вот старый японский мост, на котором машинисту теперь не придется снижать скорость.
      Работа только тогда идет четко, уверенно и доставляет радость, когда рядом с тобой трудятся единомышленники, профессионалы. А таких у нас на дороге большинство. Железная дорога – это особая монолитная структура, которая немыслима без железной дисциплины и четкой организации работы, иначе невозможно обеспечить безопасность движения. Поэтому каждое, даже самое крошечное ее подразделение всегда «под напряжением», всегда несет ответственность за общее дело. Наверное, поэтому у нас работают особые, «коллективные» люди.
      Мало кто задумывается над тем, сколько людей, сколько предприятий должны работать для того, чтобы отправился в рейс обычный поезд. Мы, путейцы, – не последние в этом списке. Вот в самое ближайшее время начнется перешивка колеи на широкую. Это огромная по объему и степени ответственности задача. Предстоит фактически построить новую магистраль, ни на минуту не прекращая движения грузовых и пассажирских поездов. Над этим проектом работало множество высокопрофессиональных специалистов из отраслевых научных институтов. Но конечный результат реконструкции зависит от конкретных людей, от инженеров и простых рабочих-путейцев, от их умения и добросовестного отношения к делу.
      Я хотел бы пожелать своим коллегам в канун профессионального праздника здоровья, уверенности в завтрашнем дне, счастья и благополучия в семье. Это – самое главное. И, конечно, нормального психологического климата в коллективе и на рабочем месте. Тогда и работа, даже самая тяжелая, будет в радость.

С. МАТВЕЕВ,
главный инженер службы пути.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Дисциплина должна быть железной

      После окончания в 1974 году железнодорожного училища я пришел в депо помощником машиниста. Профессию выбрал не случайно: отец, мать и старший брат – железнодорожники. И младший сын решил продолжить эту семейную традицию – поступил в Дальневосточный университет путей сообщения.
      Ни для кого не секрет, что профессия машиниста на дороге – особая. Я уже не говорю об огромной ответственности за жизни людей, с которой всегда связано движение поездов. На дороге с таким постоянным напряжением внимания, всей нервной системы трудятся главным образом диспетчеры и машинисты. Мы должны уметь мгновенно принимать и реализовывать единственно правильное решение. А для этого необходимо обладать профессиональными знаниями, опытом и способностью владеть собой в любой ситуации.
      У нас говорят: машинист – не столько профессия, сколько образ жизни.
      Каждый рабочий день расписан по минутам, не только поезд ведешь по графику, но и сам по графику отдыхаешь, питаешься, снова выходишь на смену. Никакие отклонения не допустимы, потому что эмоциональные и психофизические нагрузки на машиниста очень высоки, и к такой работе пригодны только очень сильные и дисциплинированные люди. Вот недавно произошел совершенно дикий случай, когда машинисту пришлось пережить сильнейшее душевное потрясение: во время движения в районе села Костромское он увидел на рельсах... конверт с младенцем! Конечно, применил экстренное торможение, хотя тяжелый состав сразу не остановишь. В эти несколько секунд человек испытал такой стресс, что ему впоследствии пришлось обращаться за помощью к психологу (есть у нас в депо и такие специалисты). А «младенец» оказался куклой, тщательно завернутой в пеленки. Пошутил кто-то...
      И вообще, в последние годы люди стали странно развлекаться: кладут на рельсы то бревна, то ящики, то камни насыпают. Каждый раз приходится тормозить, освобождать путь, а на это уходит время и выбиваешься из графика, пережигаешь топливо. Да и нервничаешь всякий раз. А у нас и без «шутников» хватает неожиданностей в пути. Слава Богу, на дороге ни сходов, ни крушений в последние годы не было. А вот происшествий достаточно: то автомобиль на переезде застрянет, то автокран на пути опрокинется, то задумчивая барышня по путям идет, не обращая внимания на сигналы тепловоза. Мы иногда летчикам завидуем: поставят управление на автопилот, и пьют себе кофе. Машинисту нельзя расслабиться даже на минуту.
      У нас в депо это хорошо понимают, коллектив крепкий, стабильный, и работы никто не боится.
      Всем железнодорожникам желаю оставаться преданными профессии, гордиться ею и никогда не отступать ни перед какими трудностями.

В. ПАНОВ,
машинист Южно-Сахалинского локомотивного депо.

Страницу подготовила
пресс-служба Сахалинской железной дороги.

© «
Советский Сахалин», № 134(22706), 02.08.03.



НАВЕРХ НАВЕРХ

Сахалинская железная дорога и ее люди

      Сахалинскую железную дорогу с полным правом можно назвать уникальной среди дорог России – узкая, 1067 мм, рельсовая колея, изолированность магистрали от материка, исключительно неблагоприятные климатические и природные условия функционирования с частыми тайфунами, снежными циклонами, лавинами, оползнями, селями, а в последние годы – и землетрясениями. Все это вынуждает железнодорожников почти круглый год трудиться в экстремальных условиях, вести постоянную борьбу с коварной островной стихией. И одерживать победу. Только за четыре месяца прошедшей зимы Сахалин девять раз подвергся ударам снежных циклонов, но на островной магистрали не прерывалось движение поездов.
      Посетивший в начале этой недели Сахалин министр путей сообщения Геннадий Фадеев внимательно изучил условия жизни и труда сахалинских железнодорожников и на встрече с руководящим составом СахЖД признал, что здесь работают настоящие и преданные своему делу специалисты – путейцы, машинисты, связисты – все, кто обеспечивает безопасное и бесперебойное движение поездов. Лучшим из них министр лично вручил высокие правительственные награды. А еще более полутора сотен сахалинских железнодорожников будут награждены в ходу торжественного собрания, которое состоится сегодня вечером в здании Чехов-центра.

      Сахалинская железная дорога – это целый комплекс производственных подразделений и сопутствующих объектов инфраструктуры. Основные из них: Южно-Сахалинское депо подвижного состава, оборотное депо станции Холмск, службы вагонного, путевого хозяйства, сигнализации, связи и вычислительной техники, гражданских сооружений. Общее число работающих – 5211 человек.
      Эксплуатационная длина дороги – 1072 км. Ширина колеи – 1067 мм. Ежегодно дорога перевозит около 1 млн. 200 тыс. пассажиров и свыше 2 млн. тонн грузов. Перевозимые грузы: уголь – 55 проц., стройматериалы – 11 проц., лесопромышленная продукция – 12 проц., нефтепродукты – 5 проц., продовольствие и другие виды грузов – 17 проц.
      С 6 июня 1954 года работает детская железная дорога. Ее называют «кузницей железнодорожных кадров», т.е. немало нынешних профессионалов начинали свой путь на детской железной дороге в парке им. Ю.Гагарина. Каждый сезон здесь работают и получают практические навыки 250-280 школьников. Ежегодно детская дорога перевозит примерно 17 тыс. пассажиров.
      Спортивное общество «Локомотив» культивирует 15 видов спорта. Спортсмены успешно выступают в областных, республиканских и международных соревнованиях. Регулярно проводятся массовые спортивно-оздоровительные мероприятия. А детская бейсбольная команда заняла призовое место и в международных соревнованиях в зоне Дальнего Востока.
      Оздоровительный лагерь «Юный железнодорожник» ежегодно принимает около 800 детей и в прошлом году признан комиссией администрации области лучшим на Сахалине.
      Дорожная больница на 260 коек ежедневно расходует на одного больного 101 руб. на медикаменты и 33 рубля на питание. Ремонт реабилитационно-восстановительного корпуса больницы обошелся в 11,5 млн. рублей. В больнице работают высококвалифицированные специалисты.


НАВЕРХ НАВЕРХ

О тарифах и перспективах

      В ходе рабочей командировки на Сахалине министр путей сообщения России Геннадий Фадеев встретился с журналистами.
      – За время деятельности вас на посту министра 12 руководителей железных дорог России из 15 сменили место работы. С чем связана такая тотальная «чистка рядов»?
      – Далеко не все из этих двенадцати являются «наказанными», – сказал Геннадий Матвеевич. – Ряд руководителей, и таких большинство, напротив пошли на повышение в министерство, направлены на другие, более ответственные участки работы. Проблемы, связанные с финансовой деятельностью, были, пожалуй, только на Дальневосточной железной дороге. Огромные кредиты, огромные задолженности по налогам... На сегодня часть этих вопросов уже снята. Хочу отметить, что назначаются не те люди, которые удобны, а те, кто имеет высокий профессиональный уровень. Поступать по другому в нашей отрасли – смерти подобно...
      Надеюсь, что и новое назначение руководителя Сахалинской железной дороги, знающего все в железнодорожном хозяйстве, принесет свои результаты. Думаю, ему под силу решение проблем, которые сегодня имеют место на СахЖД.

      Не осталась без внимания идея создания железнодорожного перехода Сахалин – материк.
      – Я поддерживаю идею соединения острова надежной транспортной связью с материком, – сказал министр Фадеев. – Тем более, что здесь просматривается очень хорошая перспектива. Но необходимо финансирование. Думаю, если бы к проекту подключились другие министерства, Минэкономразвития прежде всего, привлекались бы инвесторы реализовать этот проект было бы реально. Одного ТЭО явно недостаточно. Требуется тщательная проработка этого вопроса на всех уровнях. Уверен, что рано или поздно переход будет, но сегодняшняя ситуация пока не позволяет заняться этой стройкой. Я ознакомился с материалами прошедшей на Сахалине конференции, там есть интересные проекты, выкладки. В целом, я голосую «за» этот проект... Но прежде всего я – министр путей сообщения и должен обеспечить бесперебойное и безопасное передвижение грузов и пассажиров по существующей железной дороге.

      – Какие еще цели, кроме представления нового начальника Сахалинской железной дороги, имеет ваш визит?
      – Я нуждаюсь, как министр, в таких встречах непосредственно на месте, а не в Москве. На июль месяц у меня было запланировано восемь командировок. Сахалинская – уже седьмая. Мне важно знать о том, что на самом деле беспокоит наших тружеников. Надо отметить, что администрация области выполняет свои обязательства и по приемке объектов ЖКХ, принадлежащих ранее дороге и приносящих огромные убытки, которые в свою очередь влияют на тарифную политику. Важны вопросы о выполнении коллективного договора на СахЖД, компенсации расходов пригородных перевозок, кадровых, структурных преобразований и др. Весь этот круг проблем и обсуждался здесь, в Южно-Сахалинске.

      Затронули журналисты вопросы тарифной политики островной «железки».
      – Действительно, действующие на СахЖД тарифы выше материковских примерно в 2,5 раза, по некоторым видам грузов даже больше. Это связано со многими факторами. Одна из задач министра – влиять на понижение тарифов, поэтому я приветствую возникающую на острове конкуренцию с автомобильным транспортом по перевозке угля, инертных грузов. Это подстегнет руководство дороги более внимательно относиться к расходной части, модернизировать и развивать структуры железнодорожного транспорта, активизировать работу с грузоотправителями. Арифметика проста – чем больше объемы перевозок, тем дешевле тарифы. Сахалинским жедезнодорожникам следует наращивать их объемы, что скажется и на уровне тарифов. Тем не менее сегодня министерство не вправе самовольно устанавливать тарифы. В правительстве действует специальная комиссия. МПС является лишь участником обсуждения предложений.

Дмитрий ДОНСКОЙ.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Все силы на реконструкцию

      Владимир Викторович Кривозубов, главный инженер Сахалинской железной дороги. Считает, что без поддержки Министерства путей сообщения дороге решить вопросы технического перевооружения и оснащения современными техническими средствами чрезвычайно сложно. На эти цели в текущем году предполагается израсходовать 906 миллионов рублей.

      Для приведения технических средств в соответствие среднесетевому уровню разработана и осуществляется программа по оптимизации эксплуатационной работы Сахалинской железной дороги на 2001-2010 годы общей стоимостью 4,5 млрд. рублей. Экономический эффект от ее реализации составит 384 миллиона рублей в год, срок окупаемости – около восьми лет. Ввод в действие технико-диагностического центра в рамках этой программы позволит почти в три раза увеличить межремонтные пробеги и значительно снизить ежегодные затраты на ремонт грузовых тележек.
      Разработка и внедрение автоматизированной системы управления перевозками станет первым этапом в создании единого диспетчерского центра управления на нашей дороге и обеспечит его стыковку с Российским центром диспетчерского управления.
      Сейчас полным ходом идет реконструкция и переустройство под общесетевые габариты искусственных инженерных сооружений, на которых действуют ограничения скорости движения поездов – мостов, галерей, тоннелей. Существенно увеличить нагрузку на ось позволит укладка бесстыкового пути: сварка рельсовых плетей длиной от 350 м до 800 м. Она уже внедряется на СахЖД, на 1 августа 2002 г. новые пути на железобетонных шпалах уже проложены от станции Христофоровка до станции Сокол.
      Строительство волоконно-оптической линии и модернизация оперативной технической связи на дороге в ближайшие два года позволит создать цифровую сеть передачи информации и включить Сахалинскую железную дорогу в единую цифровую сеть МПС. Уникальные возможности внедрения цифровых технологий и спутниковых систем связи обеспечат доступ населения и предприятий области к новым и эффективным видам коммуникаций.
      В течение последних двух лет мы заменили все деревянные мосты на металлические, что позволило снять ограничения скорости движения и увеличить все поезда. Завершена прокладка ЛЭП-35 Ильинск – Взморье и проблемы с обеспечением населения электроэнергией на участке Советское – Пугачево практически сняты.
      В связи с возрастающими объемами работ по освоению нефтегазового комплекса сахалинского шельфа и строительства газопровода «север-юг» значительно возрастет и объем перевозок. Под эти объемы дорога рассмотрит вопрос о модернизации тепловозов ТГ-16.
      Свое будущее дорога связывает с эксплуатацией ресурсов сахалинского шельфа, строительством второй очереди Ногликской газоэлектростанции. В связи с реализацией проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-1» появились резервы по увеличению в 2002 г. объемов грузоперевозок в полтора раза. За последний год по сравнению с 98-м вырос грузооборот на 32 проц., а с годом предыдущим – на 3 проц. Реализация этих и других проектов позволит сахалинским железнодорожникам в текущем десятилетии существенно увеличить объемы перевозок продовольственных товаров, металлоконструкций, труб, строительных материалов и других грузов.
      Три года назад дорога впервые пополнила свой парк новыми комфортабельными пассажирскими вагонами материкового габарита (в том числе купейными) производства Тверского вагоностроительного завода. Стремясь повысить качество и культуру обслуживания пассажиров, и учитывая многочисленные пожелания населения, мы пустили по острову фирменный поезд до станции Ноглики и планируем приобрести в текущем году пять купейных вагонов с буфетами для организации горячего питания пассажиров в пути следования. А в начале года за счет средств МПС дорога получила четыре вагона «СВ», три купейных вагона с кондиционированием воздуха и один служебный вагон. За последние два года парк пассажирских вагонов обновился на 55 проц., что в значительной мере способствовало повышению качества обслуживания пассажиров. Считаем это обстоятельство немаловажным, так как только в прошлом году дорога перевезла 1 млн. 144 тыс. сахалинцев и полагаем, что в нынешнем году объем пассажирских перевозок увеличится.
      Внедрена первая очередь АСУ «Экспресс-2», что уже сегодня позволяет оформлять пассажирам проездные документы на любой поезд, курсирующий на железных дорогах России, стран СНГ и Балтии, улучшить информационно-справочное обслуживание населения. На очереди – система «Экспресс-3». Словом, работы впереди много и в будущее мы смотрим с оптимизмом.


НАВЕРХ НАВЕРХ

У нас особая профессия

      Ирина Валерьевна Морозова, проводник дирекции по обслуживанию пассажиров. Победительница профессионального конкурса проводников Сахалинской железной дороги «Лучшая по профессии» 2002 года. Влюблена в свою работу, хотя в юности хотела посвятить себя деятельности в иной сфере. Но в конце концов пошла по стопам мамы, которая много лет работала проводником.

      Когда закончила школу, то под влиянием родителей подала документы в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала вступительные экзамены и проучилась полтора года по специальности «организация процесса перевозок». А потом ушла, подумала, что это не мое: какой из меня железнодорожник? Решила пойти в торговлю. Закончила торговое училище и некоторое время работала по специальности. И только тогда стала понимать, что завидую маме. Ведь железная дорога – очень ответственная, серьезная и, как оказалось, для меня привлекательная сфера деятельности: все время в движении, новые люди, новые впечатления, даже ощущение собственной значимости, полезности людям.
      В общем, пошла работать в резерв проводников Сахалинской железной дороги, что называется, «созрела» для работы на магистрали. Вот уже тринадцать лет прошло с того дня, как надела форменную одежду с молоточками в петлицах, и ни разу за эти годы не пожалела: это уже на всю жизнь. А вот, что по глупости не доучилась тогда в ХабИЖТ, жалею. Собираюсь опять поступать на заочное обучение по той же, когда-то выбранной специальности – «организация процесса перевозок».
      На конкурсе проводников «Лучшая по профессии», где я заняла первое место, главным критерием оценки профессионального уровня была способность анализировать и разрешать конфликтные ситуации. По-моему, это справедливо. В работе с пассажирами очень важно уметь избежать конфликта, если не получится -испортишь настроение не только пассажиру, который имеет право в пути и на психологический комфорт, но и самой себе. А это потом непременно спроецируется и на других пассажиров. Вот, представьте, в вагоне оказываются «двойники» (так мы называем пассажиров с двумя билетами на одно место). Если спокойно, а главное, быстро не разрядить обстановку, минимум у троих будет испорчено настроение на всю поездку. А выход в подобной ситуации всегда можно найти, устроив одного из «двойников» на свободное место в твоем или соседнем вагоне. Такое случается не часто, но, увы, бывает.
      Иногда, случается, пассажир увлекся спиртным и агрессивно реагирует на окружающую обстановку, замечания соседей или просьбы вести себя потише. Конечно, можно пойти на скандал, пригрозить милицией, высадкой хулигана на первой же станции. Но это лишь обострит конфликтную ситуацию. Психология да и логика выпившего человека общеизвестна. Грубостью и оскорблениями тут ничего не добьешься. По собственному опыту знаю: спокойный разговор «по душам» чаще всего дает желаемый результат.
      Реформу мы ощутили на себе. После создания ДОПа (дирекция по обслуживанию пассажиров) у нас, проводников, многое изменилось к лучшему: не стало проблем с оплатой сверхурочных, за вредность стали выдавать молоко, наладилось положение с форменной одеждой. В общем, – заметные перемены к лучшему...
      Меня иногда спрашивают люди, далекие от нашей профессии: «Ну что ты нашла в этой работе – и тяжела она для женщины, и полгода в году семьи не видишь, все время на колесах!..» Знаете, что я им говорю? Когда тылы крепкие, с любой работой справишься. А у меня – крепкие. Муж, он работает водителем в пожарной службе, относится с пониманием к специфике моей работы, в мое отсутствие берет на себя все заботы о детях и практически заменяет меня во всех домашних делах. Поэтому в поездке я ни о чем не беспокоюсь, знаю, что дома все в порядке, дети накормлены и в надежных папиных руках.
      Мы никогда не забываем, что у нас особая профессия: проводник – это лицо железной дороги. И оценка пассажиром качества нашей работы – это оценка всей дороге. Конечно, бывает, что к нам попадают случайные люди – грубые, равнодушные, а порой и корыстные. Но, к счастью, они здесь не задерживаются.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Без реформы в рынок не впишешься

      Валентина Васильевна Коренева, заместитель начальника Сахалинской железной дороги по реализации реформы на СахЖД. Твердо убеждена, что реформы необходимы, но при реализации программ надо действовать с исключительной осторожностью, учитывая негативный опыт реформирования других отраслей и специфику каждой железной дороги.

      Общеизвестно, что правительство Российской Федерации еще в прошлом году одобрило Программу реформирования железнодорожного транспорта. Главная цель структурной реформы – привести отрасль в соответствие с новыми экономическими отношениями в обществе, «вписать» ее в рынок. На Сахалинской дороге создана хорошая база для реализации реформы, хотя и есть свои сложности.
      В этом году была проделана очень важная и трудоемкая работа по инвентаризации (в том числе и технической) всего имущества дороги и обязательств ее предприятий. Это необходимо для определения реальной стоимости активов создаваемого ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Продолжаем работу по инвентаризации земель, принадлежащих Сахалинской дороге. Уже заключены договоры с проектными организациями, коим будет поручено проведение этой акции.
      В последнее время много говорят о высоких тарифах на Сахалинской железной дороге, что по этой причине дорога теряет потенциальных клиентов, снижаются объемы грузоперевозок. Безусловно, в силу своей географической изолированности тарифы на СахЖД в три раза выше среднесетевых. Но дорога в настоящее время не имеет ни возможности, ни права эти тарифы регулировать по своему усмотрению.
      Уже в этом году планируется создать обособленное структурное подразделение – дирекция по грузовым перевозкам, в состав которой войдут объекты инфраструктуры грузового хозяйства (товарные конторы, грузовые дворы, контейнерные площадки), механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ. Аналогичная структура уже создана и действует в сфере пассажирских перевозок – дирекция по обслуживанию пассажиров (ДОП). В настоящее время отрабатывается механизм финансово-экономических отношений между дорогой и ДОПом на основе внутрихозяйственных расчетов за оказанные услуги.
      Пассажирские перевозки, особенно в пригородном сообщении, во всем мире убыточны и дотируются государством. У нас же практикуется перекрестное субсидирование, когда убытки от пассажирских перевозок компенсируются за счет грузовых. В бюджете области отсутствует статья по компенсации финансовых потерь Сахалинской дороги от пассажирских пригородных перевозок и провоза ветеранов и льготников. Возмещение этих убытков идет неравномерно и, как правило, не достигает даже 50 проц.
      Коснется реформа и структур путевого хозяйства. Путевая машинная станция № 322 по лечению земляного полотна и ремонту искусственных сооружений с путевыми колоннами по ремонту пути (кроме капитального) выведена из состава дороги и преобразована во вновь созданное ООО по ремонту пути, искусственных сооружений и земполотна. Разрабатывается положение о создании дирекции по ремонту пути.
      В настоящее время существуют две структуры, занимающиеся капитальным ремонтом объектов дороги – СМП-368 (Строительно-монтажный поезд) и НГЧ (Дистанция гражданских сооружений). Уже разрабатывается техническая документация нового строительно-ремонтного комплекса, который позволит улучшить и технологии работ и повысить их качество.
      В соответствии с Программой структурной реформы продолжается работа по выводу из состава железной дороги жилья, объектов ЖКХ и социальной сферы, подготовлено обоснование для включения в ОАО «РЖД» единственных на дороге Дома культуры, спортивного клуба «Локомотив», детского оздоровительного лагеря, детской железной дороги и дорожной больницы.
      Но главное на дороге – это люди, без самоотверженного труда которых немыслима реализация никаких реформ. Поэтому важным моментом в законопроекте «Об открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» является положение, что ОАО «РЖД» полностью отвечает по обязательствам, предусмотренным «Отраслевым тарифным соглашением» и коллективными договорами, действующими на предприятиях. Все трудовые отношения работников предприятия оформляются с их согласия и не могут быть изменены или прекращены иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
      Принята и действует Целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001 – 2010 годы, ведется разработка специальной отраслевой Программы социальной защищенности, системы мотивации труда работников отрасли.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Главное – сознание ответственности

      Сергей Греков, машинист тепловоза Южно-Сахалинского депо подвижного состава. Кавалер знака «Почетный железнодорожник РФ». Указом Президента России от 17 июня 2002 года награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. За последние годы трижды предотвратил аварийные ситуации, вовремя заметив деформацию рельсового полотна. Стаж работы на Сахалинской железной дороге – 21 год.

      Я стал железнодорожником еще в детстве. С 12 лет и до окончания школы трудился на детской железной дороге. Мой портрет висел даже на Доске почета: «Сережа Греков, машинист». Сначала думал: так, детское увлечение. А оказалось профессией на всю жизнь. После школы поступил в Хабаровский же-лезнодорожный техникум, получил диплом техника-механика локомотивного хозяйства. Год проработал помощником машиниста на Комсомольском отделении Дальневосточной железной дороги. Потом служба в армии, между прочим, в железнодорожных войсках, где приобрел первый самостоятельный опыт управления тепловозом. После увольнения в запас летом 1981 года пришел работать в Южно-Сахалинское локомотивное депо. Что называется «с корабля на бал»: тут как раз шла интенсивная работа по ликвидации последствий тайфуна «Филлис» и всем путейцам, связистам и локомотивщикам пришлось немало потрудиться. Надо было в самые короткие сроки восстановить пути, мосты, линии связи... Тогда я был еще помощником машиниста, самостоятельно стал водить поезда с 1985 года.
      Еще двенадцатилетним пацаном понял – на машинисте лежит огромная ответственность, к этой работе надо относиться исключительно добросовестно, иначе и не стоит идти на железную дорогу. Самое главное в профессии железнодорожника – сознание ответственности. Тебе люди доверяют сложную и дорогостоящую технику, а пассажиры – свое здоровье и свои жизни.
      Помню в 1994 году вел я пассажирский состав из Поронайска на юг. В районе станции Дудино смотрю: с путями что-то не так – искривление рельсов, у железнодорожников это называется «выброс», когда под действием большого перепада ночной и дневной температур нарушается геометрия, параллельность пути. Если этого вовремя не заметить, могут быть самые трагические последствия... Четыре часа тогда простояли, пока прибывшие по вызову путейцы не отремонтировали путь. Меня тогда за проявленную бдительность наградили именными часами, хотя перед товарищами было неловко – никакого подвига я не совершал, а просто исполнял предусмотренные инструкцией обязанности машиниста. Потом зимой 1995 года на участке Советское – Долинск мы заметили три разрыва рельсовых стыков и тоже смогли предотвратить аварийную ситуацию. Собственно, так же ответственно работают и другие машинисты – ведь на Сахалинской железной дороге уже много лет не было ни аварий, ни (упаси, боже!) крушений поездов...
      Сейчас много говорят и пишут о предстоящей реформе в нашей отрасли. Честно говоря, у меня о ней самые общие представления, а люди говорят разное. Во всяком случае, меня будущие перемены не беспокоят: я машинист, а не чиновник, машинистом и останусь. А реформа... Главное – чтобы на благо железной дороге и железнодорожникам.


НАВЕРХ НАВЕРХ

На дороге равнодушных нет

      Казакова Эльвина Ивановна уже 36 лет трудится на узле телефонно-телеграфной связи Сахалинской железной дороги. С 1987 года – начальник ТТС. Специалист высочайшего класса, талантливый руководитель большого и дружного коллектива связистов. Можно немало хорошего рассказать о ее профессиональной деятельности на этом важнейшем участке СахЖД, обеспечивающем устойчивую и бесперебойную связь не только на территории Сахалина, но и по всей сети дорог России и с Министерством путей сообщения. Но в канун Дня железнодорожника мы попросили Эльвину Казакову рассказать о не самом значительном, на первый взгляд, эпизоде из ее жизни. Но лишь на первый взгляд. Ее поступок в тот январский ненастный вечер высоко оценен правительством страны. Указом президента России от 17 июня 2002 года она награждена медалью «За спасение погибавшего».

      Эта награда стала, пожалуй, самой большой в моей жизни неожиданностью. Поверьте, эти слова – никакое не кокетство, я это говорю совершенно искренне.
      ...В середине января я возвращалась домой от подруги, было девять часов вечера, разыгралась метель. Во дворе дома у перекрестка улиц Ленина и Поповича я увидела лежавшего на снегу мужчину. Сначала подумала – пьяный. Не оставлять же человека, пусть даже пьяного или бомжа, в такую погоду на снегу – умрет от переохлаждения. Помню, хотела перетащить его в какой-нибудь теплый подъезд поблизости. Наклонилась к нему – нет, спиртным не пахнет, трезвый. Сам в сознании, глаза жалобные-жалобные и шепчет что-то. С трудом разобрала под вой ветра: «Валидол... в боковом кармане...». С сердцем у человека плохо. Достала лекарство, положила ему под язык, а сама побежала искать ближайший телефон, вызывать «скорую». Приехала бригада, записали они мои данные и увезли мужчину.
      Прошло месяца два, является ко мне незнакомый человек с огромным букетом в руках. Стоит в дверях и улыбается. Я еще подумала, что он дверью ошибся. «Здравствуйте, – говорит, – Эльвина Ивановна, здравствуйте, спасительница моя!» Оказалось – он! Совсем молодой, не больше сорока. Назвался Сергеем, водителем одного из автопредприятий областного центра. Семья у него, дети, а вот с сердцем случаются нелады. Ну, посидели, попили чаю. «Я, – говорит, -вас теперь подарками завалю. Ведь если бы не вы...». С трудом отговорила – не надо мне никаких подарков. Ничего геройского я не совершила, многие люди на моем месте поступили бы точно так же. А что Сергей жив остался, дети его не осиротели – это уже подарок. И мне, и всем нам. Людей надо беречь и надо помогать друг другу в трудную минуту.
      В наше непростое время, когда в обществе еще не все устроено, когда большинству людей живется несладко, как бы нам хотелось спасти страну и самих себя. Это можно сделать только вниманием друг к другу. Да, тебе сегодня трудно, но соседу – еще хуже. Так помоги ему, поддержи, ну хотя бы морально, душевным теплом, что ли. С тобой случится беда – сосед придет на помощь. Ведь когда-то на Руси все это было: и взаимовыручка, и помощь ближнему. Тем и сильны были! Тогда ведь выражения «моя хата с краю» или «своя рубашка ближе к телу» – осуждающе звучали. А «поможем всем миром» в народе было неписаным законом.
      Вот за десятки лет работы на железной дороге я редко встречала равнодушных людей. Может, потому, что специфика такая, не терпит их дорога, отторгает от себя. И в канун праздника я хочу пожелать своим коллегам-железнодорожникам всегда оставаться такими же неравнодушными, добрыми и отзывчивыми к чужой беде.


НАВЕРХ НАВЕРХ

У железки огромный потенциал

      Надежда Петровна Важничая, заместитель начальника дороги по экономике. На ее рабочий стол ежедневно стекается информация по финансово-экономической деятельности дороги и коммерческим отношениям с основными клиентами СахЖД. Здесь данные подвергаются скрупулезной проверке и качественному анализу, на основе которого вырабатывается проект разрешения той или иной финансовой или экономической ситуации. Без преувеличения: именно в этом кабинете определяется судьба всех новых коммерческих идей и инициатив. По мнению подчиненных, Надежда Петровна высокий профессионал, способный отстоять интересы дороги в любой сложной ситуации.

      В канун очередного профессионального праздника мы традиционно подводим итоги сделанному за год – чего достигли, что не доработали. Отчитываемся и перед населением региона, и перед нашими железнодорожниками. И хотя в преддверии праздника хочется скорее говорить о достижениях, чем о недостатках и упущениях, считаю излишним лакировать действительность и скрывать то, что не может нас не беспокоить. Сначала, все-таки, о хорошем.
      Ко Дню железнодорожника Сахалинская железная дорога полностью обеспечила потребность островной области в грузовых и пассажирских перевозках. За семь месяцев текущего года перевезено 1058 тыс. тонн грузов и 617 тыс. пассажиров. Увеличив объемы перевозок в июле месяце, дорога смогла добиться улучшения основных технико-экономических показателей. Так, грузооборот против плана выполнен на 100,1 проц., увеличена участковая скорость на 0,2 часа, а в сравнении с прошлым годом – на 1,1 часа. Темп роста производительности труда выдерживается на уровне 110,7 проц. На сегодняшний день обеспечены стабильной работой 5365 железнодорожников, уровень их среднемесячной заработной платы в июле составил 8740 рублей. Однако железнодорожники по этому показателю занимают лишь восьмое место среди отраслей всех видов деятельности в Сахалинской области.
      За последние два года дорогой проведена значительная работа по обновлению основных фондов. Судите сами: если в 1999 году железнодорожники Сахалина освоили 78 млн. рублей, то в 2000 г. – уже 328 млн., а в 2001 г. эта цифра возросла до 763 миллионов рублей. Эти немалые средства вкладываются в текущий и капитальный ремонт пути, обновление старых, еще японской постройки, мостовых конструкций, модернизацию средств связи, ремонт и замену подвижного состава, реконструкцию вокзального хозяйства и депо, а также в социальную сферу. Эти затраты неизбежно повысят эффективность работы дороги.
      К сожалению, из-за невыполнения доходной ставки по грузовым перевозкам (а это связано с перевозками низкотарифных грузов) дорога недополучила выручки в сумме 20 млн. рублей. Но и в этой ситуации с помощью МПС дорога выдерживает условия реструктуризации задолженности по налогам и за семь месяцев перечислила налогов в региональный и местный бюджеты 91,5 млн. рублей (за семь месяцев 2001 г. – 45,1 млн. руб.).
      Мы вынуждены констатировать, что непросто складываются взаимоотношения дороги с администрацией области в деле компенсирования финансовых потерь СахЖД: до настоящего времени не решен вопрос по погашению в полном объеме убытков от пригородных перевозок, которые за семь месяцев текущего года составили уже 24 млн. рублей, а также по возмещению убытков от проезда пассажиров, пользующихся льготами. Несмотря на то, что эти проблемы относятся к сугубо социальной сфере региона, администрация области компенсировала убытки от пригородных перевозок лишь на 39 проц.
      Перед руководством дороги стоит и проблема тарифной политики. Анализ показывает, что с 1995 года Сахалинская железная дорога стала терять свою конкурентоспособность на транспортном рынке области из-за существующих грузовых тарифов. В результате доля железной дороги в общем объеме транспортных перевозок на Сахалине сократилась с 32,1 проц. в 1995 г. до 24,8 проц. в 2001 г., а доля перевозок автомобильным транспортом возросла с 25,7 проц. в 1995 г. до 39,8 проц. в 2001 г.
      Разрешение вопроса снижения тарифов позволило бы переключить с автомобильного и привлечь на железнодорожный транспорт более 1100 тыс. тонн груза в год. Это, в свою очередь, улучшило бы показатели работы дороги и обеспечило стабильность объемов перевозки.
      Да, проблем и трудности у дороги еще немало и их предстоит безотлагательно решать не только в интересах СахЖД, но и всей островной экономики. У дороги огромный потенциал, коллектив постоянно проявляет высокий профессионализм, ответственное отношение к выполнению своих обязанностей и в дальнейшем будет обеспечивать безопасность и четкую организацию грузовых и пассажирских перевозок для населения области.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Поезда ходят в любую работу

      Виктор Александрович Ворончихин, монтер пути Южно-Сахалинской дистанции. Считается на СахЖД одним из лучших рабочих-путейцев. В советские годы – «Ударник коммунистического труда», награжден десятком почетных грамот. В армии служил танкистом. Впрочем, любит и понимает хорошую шутку. Стаж работы на железной дороге – 34 года. Указом Правительства РФ за добросовестный труд награжден медалью «100 лет Транссиба» которую вручил министр путей сообщения Геннадий Фадеев.

      Я еще в школе для себя определил – буду железнодорожником. Не мечтал, как другие, стать космонавтом или там киноартистом. Да и не представляю я себя ни в какой другой профессии – видно, родился путейцем.
      В 1966 году шестнадцатилетним пацаном поступил в Южно-Сахалинское железнодорожное училище, окончил и прямо сюда, в дистанцию пути. Сначала работал старшим рабочим по 3 разряду, потом, уже после службы в армии, вернулся сюда же и стал монтером пути.
      На первый взгляд работа путейца может показаться простой, даже примитивной: старые шпалы снял, новые положил, рельс поменял. А если присмотреться или поработать у нас месяц-другой, то поймешь, сколько в нашем труде тонкостей, как дорого может стоить любая ошибка или даже равнодушное отношение к регламенту работ. Ежедневно поезда перевозят тысячи людей, важные государственные грузы. И безопасность движения на железной дороге в первую очередь зависит от качества работы путейцев. А в условиях Сахалина с нашими метелями, тайфунами, землетрясениями, селями и наводнениями – и подавно.
      В 60-е годы, когда не было современной снегоуборочной техники, на расчистку снежных заносов мы нередко выходили лишь с лопатой в руках. Бывало, своих сил не хватало, привлекали и горожан, и военнослужащих. Работали и днем, и ночью, зато поезда ходили в любую погоду. Не зря губернатор Сахалина прошлой зимой назвал железную дорогу «самым надежным видом сахалинского транспорта». И это справедливо: как пурга, или сильный тайфун с ливневыми дождями – все останавливается: автотранспорт, паром, авиация. А железная дорога «едет». Ну, бывали, конечно, задержки движения, когда снега наметало на 2-3 метра, но это – скорее, исключение, чем правило.
      Работа путейцев раньше была связана с большим физическим напряжением. Это в последние годы появилась техника, которая экономит и наши силы, и время. Вот совсем недавно укладывали новые рельсовые решетки на железобетонных шпалах. Вы бы видели, как работает путеукладочный комплекс! За считанные минуты снимает старый путь и кладет новый. Никакого ручного труда: мы только потом подгоняем и соединяем стыки. Не техника, а чудо. Эти шпалы сто лет прослужат, хотя и за таким путем присмотр нужен: гайки вовремя подтянуть, земполотно укрепить. А потом, когда на твоем участке мчатся поезда, как-то светло на душе. Наверное, что-то похожее испытывает строитель, когда люди заселяют дом, построенный его руками...
      В свободное время зимой увлекаюсь подледным ловом, ездим с ребятами в Охотское или за Стародубское. Летом, в основном, копаюсь на даче. Дети у меня уже взрослые, естественно, помогают. О чем мечтаю? Мечтаю, как и все сахалинцы: чтобы наша железная дорога соединилась с материком. Слышал, вопрос этот правительством решается, Бог даст, доживу.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Мы не дискутировали, а работали

      Владимир Григорьевич Жамский, председатель дорожного совета ветеранов. Работает на Сахалинской железной дороге уже больше полувека. Тем не менее, его энергии, неиссякаемому трудолюбию и оптимизму могут позавидовать и молодые сотрудники аппарата управления дороги. К нему охотно идут с разными нуждами ушедшие на отдых пенсионеры. Знают: ни одна просьба не останется без конкретной помощи, если Жамский обещал, то сделает. Как у любого человека, есть у Владимира Григорьевича свои симпатии и антипатии. К первому он относит классическую русскую литературу, труд на земле; ко второму – засилье рекламы и голливудских боевиков на телеканалах и современную поп-музыку. Награжден высшей отраслевой наградой – знаком «Почетному железнодорожнику», именными часами министра путей сообщения, а в канун профессионального праздника – медалью «100 лет Транссиба», которую вручил лично министр путей сообщения Геннадий Фадеев.

      На Сахалинской дороге я работаю уже 51 год. После окончания Хабаровской школы военных техников приехал на Сахалин. Начинал помощником машиниста паровоза в Поронайском депо, потом работал машинистом и не собирался расставаться с этой профессией: ведь машинист на дороге – самый первый человек. Но время было такое, что не особо нас спрашивали, какие у тебя там планы на будущее. Вызвало начальство: «Будешь работать ревизором депо по безопасности движения». Не скажу, что меня эта новость обрадовала, расставание с паровозом было, можно сказать, душевной травмой. Но потом, поразмыслив, понял: мне доверяют очень важный и ответственный участок работы. И не всякому такое предложат, гордиться надо, а не рыдать. Тем более, что у меня к этому времени и опыт кое-какой накопился. И справился. Работал с большим увлечением – безопасность движения на дороге, пожалуй, самое главное.
      Потом меня направили на Южно-Сахалинский ТВРЗ, где трудился начальником отдела технического контроля, после чего вернулся к любимому делу – работал машинистом локомотивного депо, затем – машинистом-инструктором. Думал, теперь уж меня отсюда никто не сдернет. Но судьба рассудила иначе. Вызывает как-то меня Виктор Григорьевич Пономаренко, начальник Сахалинского отделения ДВЖД, и говорит: «Мы тут решили, переводим тебя на должность ревизора по безопасности движения. Надо нам наладить этот участок работы в локомотивном депо. Лучшей кандидатуры нет». Ну, что я мог? Дискутировать с начальством тогда не было принято, и в итоге проработал ревизором целых 15 лет...
      Потом годы взяли сове, в возрасте 70 лет ушел, что называется, «на почетный отдых». Понятно, надо уступать дорогу молодым. Но я и на пенсии не собирался валяться на диване перед телевизором: и дома всегда много дел найдется, и на даче.
      Отдохнул примерно с полгода, вызывает начальство: «Надо организовать на дороге ветеранскую организацию. Ты справишься». Эта организация на бумаге существовала и до меня, но работа как-то не шла. В совете ветеранов сегодня работает 21 человек, представители всех узлов и предприятий дороги. А на учете у нас состоит 2590 неработающих пенсионеров. Из них 170 человек – участники войны, 280 – участники трудового фронта и 820 человек – ветераны труда. Основная задача нашего совета – оказание всемерной помощи пожилым людям. Во всех сферах их жизни – материальной, бытовой, социальной. Мы добились внесения в коллективные договоры предприятий пунктов о постоянной материальной помощи ветеранам. Не на всех дорогах, например, компенсируются затраты пенсионеров на лечение и приобретение медикаментов или оплачиваются счета за проведение операций. А это – немалые деньги. Руководство дороги находит возможности изыскивать такие средства. Берет на себя и затраты на ритуальные услуги.
      Обращаются к нам очень часто. Вот в этом году поступило 82 заявления с просьбой о материальной поддержке. Причем пенсионеры с аналогичными просьбами обращаются не только к нам, но и в профкомы по прежнему месту работы. И, насколько мне известно, там тоже всегда помогают.
      Например, в настоящее время всем пенсионерам в возрасте 70 лет и более выплачивается ежемесячно прибавка к пенсии в размере 150 рублей, с августа такие выплаты будут полагаться пенсионерам и с 64 лет, а с октября – всем старше 60. Словом, помогаем нашим старикам в это трудное время, чем можем. Хотелось, чтобы и правительство проявило, наконец, настоящую заботу о ветеранах.
      Идет время, уходит из жизни старое поколение, ему на смену приходит молодежь. Что бы мне хотелось ей пожелать? Прежде всего, не начинать свой трудовой путь с раздумий о зарплате. Им стоит поучиться у старшего поколения отношению к труду, к своему предприятию, к железной дороге в целом? Тогда и дела пойдут как надо, и заработки повысятся.
      Я вот читал в какой-то газете, что у соседей-японцев перед началом рабочего дня в фирме все поют гимн во славу этой фирмы. Ну, гимны, может, петь и не надо, но проникнуться интересами своего предприятия, не жалеть сил для его процветания – вот этого я и хочу пожелать нашей молодежи в канун профессионального праздника. А старикам – доброго здоровья и долгих лет жизни. Они это заслужили.

Страницу подготовила
пресс-служба Сахалинской железной дороги.

© «
Губернские ведомости», № 145(1546), 02.08.02.


НаверхПочтаПодписка – Главная
/sakh/tp/i05.htm
Реклама:
Hosted by uCoz