НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Вчерашнее заседание правительства закончилось блистательной победой главы Минэкономразвития Германа Грефа над монополистами. Ему удалось ограничить повышение их тарифов даже более низким уровнем, чем записано в бюджете на 2002 г.
Тарифы "Газпрома" и РАО ЕЭС увеличатся на 20% с 1 марта, тарифы МПС - на 16% с 1 февраля. Хотя наибольшей катастрофой решение кабинета стало для МПС, рынок акций остальных монополий тоже среагировал - по итогам торгов в РТС "Газпром" упал на 3,4%, РАО ЕЭС - на 4,6%.
На заседании Греф - основной докладчик - предложил согласованные с вице-премьером Виктором Христенко цифры: тарифы "Газпрома" повысить на 30% (в два этапа), тарифы энергетиков на ФОРЭМе - на 24,1% (в два этапа), тарифы МПС - на 14% (в один этап). Премьер Михаил Касьянов принял еще более несимпатичное монополистам решение: "Газпром" и РАО ЕЭС получат по 20% с 1 марта (что для их доходов за весь год означает прибавку всего на 16,5%), а МПС - 16% с 15 февраля (т.е. 14% по году). При этом только у "Газпрома" остался шанс получить два повышения за год, если компания сумеет доказать необходимость этого шага при обсуждении своего бюджета в правительстве.
Руководство МПС пребывает в шоке. Оно запланировало потратить 420 млрд руб., а доходы отрасли в результате вчерашнего решения Касьянова составят всего 170 млрд руб. При этом, как говорит один из руководителей министерства, экономить уже не на чем: железнодорожники не могут отказаться от 50%-ного годового повышения зарплат, потому что это обещание закреплено в соглашении между МПС и Минтрудом, а обязательная инвестпрограмма отрасли и так понижена с первоначальных 161 млрд руб. до 93,7 млрд руб.
Однако в Минэкономразвития предполагают, что железнодорожники прибедняются: "Они исходят из того, что при втором этапе унификации, который перенесен с марта на август, объем внутренних перевозок резко упадет и они получат 45 млрд руб. убытка от этой меры, - объясняет замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. - А мы рассчитываем внести изменения во внутренний тариф, в результате чего они получат 24 млрд руб. прибыли"…
Булат Столяров.
© «Ведомости», 25.01.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В четверг правительство прописало трем естественным монополиям касторку и оздоровительную голодную диету. Один и тот же универсальный рецепт - сдерживание роста тарифов, - прописанный очень разным корпорациям, и эффект будет иметь тоже разный:
пока толстый сохнет, худой сдохнет.
Аппетиты РАО "ЕЭС России", "Газпрома" и МПС изначально были очевидно завышенными. Что вполне логично и естественно. Здесь действовал обычный принцип: проси у начальства больше - в итоге получишь столько, сколько тебе надо. Осенью МПС просило у правительства повышения своих тарифов в 2002 году на 66 процентов (это была нехорошая для Аксененко цифра: слишком много шестерок), РАО "ЕЭС России" - на 44 процента, "Газпром" - на 37,6 процента.
Премьер-министр довольно скоро дал понять, что монополиям за глаза хватит и 35-процентного повышения. В "Газпроме" на это тактично промолчали, в МПС закричали о невозможности выполнения в таком случае масштабной инвестиционной программы, а РАО "ЕЭС России" назвали такое предложение катастрофой и для отрасли, и для экономики в целом.
Дальше было еще хуже: накануне заседания правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф стал настаивать на 30-процентном росте тарифов для "Газпрома", 14-процентном росте для МПС, а РАО "ЕЭС России" было предложено удовлетвориться ростом на 24,1 процента. На этот раз две монополии скромно промолчали, а Анатолий Чубайс, как говорят, был вне себя от непонимания Грефом насущных проблем российской энергетики. Чубайсу в итоге и не повезло больше других. Окончательный вердикт Грефа, оглашенный им на заседании правительства, шокировал многих - даже он сам назвал его "жестким". Чубайсу - 18 процентов, Миллеру - 20 процентов, Фадееву - 16 процентов.
Можно нисколько не сомневаться в том, что естественные монополисты будут всячески лоббировать изменение этого решения правительства. Собственно, процесс уже начался: в начале недели сахалинский и якутский начальники прислали Касьянову слезное письмо о недопустимости сокращения инвестиционной программы МПС. Новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев первым делом резко сократил инвестпрограмму своего оскандалившегося предшественника, известного своими аппетитами.
Фадеева можно понять - он в принципе не мог поступить иначе хотя бы по политическим мотивам. С другой стороны, термин "инвестиции федерального ведомства" куда бы то ни было в переводе на общепринятый бытовой язык обычно означает не столько инвестиции, сколько воровство. А в лучшем случае "инвестиции федерального ведомства" просто помогают чиновникам и губернаторам отчитываться вышестоящим товарищам о расцвете подведомственных хозяйств, что тоже приятно - несмотря на то, что успехи достигаются исключительно за счет налогоплательщиков.
Поэтому вполне естественно, что многие заинтересованные лица не побоялись высказать протест по поводу резкого сокращения инвестпрограммы МПС. Есть версия, что жалобщики на министра Фадеева оказали новому главному путейцу неоценимую услугу: поругав его перед Касьяновым, они сняли с Фадеева подозрения, что инициатором челобитной был именно он сам. Правда, челобитная пока не помогла, да ведь и курочка по зернышку клюет, а вода камень точит. Глядишь, через какое-то время и это письмо, и наверняка последующие слезные обращения сделают свое дело. Правда, правительство на всякий случай постращало тех, кто позабыл о неумеренности предыдущего министра путей сообщения: Аксененко на том же, "тарифном" заседании правительства был исключен из состава комиссии по реформе железнодорожного транспорта…
Есть и другие, более завуалированные приемы - обратите внимание на резко возросшее в последнюю неделю количество публикаций о том, что 2002 и 2003 год будут в России годами катастроф в связи с крайней изношенностью основных производственных фондов. Проблема эта была и остается, но интерес к ней идет волнами, совпадающими с принятием правительственных решений по тарифам. Причем и назвать-то эти публикации "черным пиаром" никак нельзя. Фонды действительно крайне изношены, и действительно катастрофы вовсе не исключены. Так что понять естественных монополистов, требующих повышения тарифов, можно. Более того: далеко не факт, что рост тарифов губителен для экономики.
Он может быть губителен в краткосрочном плане, но в долгосрочном он скорее лекарство, нежели гильотина. Тарифы нуждаются в ускоренном повышении хотя бы потому, что их уровень в долларовом эквиваленте заметно ниже как докризисного уровня, так и мирового. А подобные перекосы в экономике дорого обходятся всей стране.
Можно, однако, понять и правительство: во-первых, оно борется за снижение издержек естественных монополий (а то, что монополисты ни в чем себе, любимым, не отказывают, всем известно), а во-вторых, правительство борется с инфляцией, которая никак не хочет войти в запланированные в бюджете рамки.
Так на то она и экономика, чтобы ее тонко настраивать и регулировать. С ней всегда так - хвост вытащишь, грива увязнет.
Впрочем, экономикой заниматься - это не ишака купить. Решение правительства будет, очевидно, со временем пересмотрено в пользу повышения тарифов. Главное, не упустить момент, не дать гриве увязнуть вместе с забубенной головушкой.
Ольга Романова.
© «Вести.ru», 24.01.02 14:49.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Вчера на заседании правительства члены кабинета окончательно решили спор между естественными монополистами и потребителями в пользу последних. Цены на услуги естественных монополий повышены, но не так сильно, как того требовали энергетики, газовики и железнодорожники
Тем не менее вышедший к журналистам новый глава Министерства путей сообщения Геннадий Фадеев выглядел чрезвычайно уверенным, если не сказать окрыленным. И можно понять, почему.
Буквально накануне заседания предполагалось, что после урезания инвестпрограмма МПС "похудеет" с 161 млрд руб. (из них 123 млрд собственные и 38 млрд - привлеченные) до 94 млрд. Однако правительство приятно удивило железнодорожников - был утвержден инвестплан в 114,7 млрд., о чем с удовольствием сообщил прессе министр. 94 млрд из этой суммы - средства самого МПС, а дополнительные 20,7 млрд будут привлечены со стороны. Впрочем, при ближайшем рассмотрении с последней цифрой возникают некоторые неурядицы.
Например, Фадеев говорит о том, что 9 млрд рублей инвестиционной программы будут получены от так называемых компаний-операторов. Означает это следующее.
Существует около 30 компаний-операторов, имеющих деловые отношения с МПС.
Например, одна из таких компаний - "Северстальтранс", является дочерней структурой "Северстали" и занимается перевозкой сырья и готовой продукции этого комбината. "Северстальтранс" закупает вагоны, необходимые ей для осуществления ее работы. Однако непонятно, почему средства, вложенные в вагоны, скажем, компанией "Северстальтранс" или другой компанией-оператором, будут числиться в качестве привлеченных средств инвестиционной программы МПС, в то время как эти вагоны являются собственностью "Северстали"?
Еще 4 миллиарда рублей железнодорожники получат от ЗАО "Транстелеком", 51% акций которого принадлежит МПС. Министерство вложило в эту компанию 1 млрд долларов и, судя по словам своего министра, собирается полностью вернуть ее российским железным дорогам. Проект "Транстелекома" действительно должен принести неплохие дивиденды его владельцу. Уже в текущем году предполагается, используя инфраструктуру МПС, проложить 48 тыс. км оптоволоконных кабелей, после чего сдача в аренду этих современных каналов связи позволит МПС заработать 4 миллиарда рублей.
Кроме того, правительство Карелии грозится раскошелиться на электрификацию республиканских железных дорог на 2 млрд рублей.
Тем не менее МПС придется отказаться от планов инвестирования ряда дорогостоящих проектов. Например, от строительства железнодорожного моста, который должен был соединить остров Сахалин с материком, а также строительства подъездных путей к Эльгинскому угольному месторождению и Чинейскому рудному месторождению.
Впрочем, урезание этих инвестпланов, судя по бодрым заявлениям Фадеева, ничуть его не огорчило его.
"Я министр путей сообщения, - заявил он, - а не министр развития страны".
Но вряд ли так же довольны результатами заседания правительства остальные монополисты. Хотя с 1 марта тарифы на газ и электроэнергию повысятся на 20%, а с 15 февраля - на грузовые железнодорожные перевозки на 16%, однако это совсем не тот результат, на который рассчитывали "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Первоначально РАО "ЕЭС" предлагало повысить цены на свою продукцию на 44%, "Газпром" - на 37,5%. Минэкономразвития 6 декабря 2001 г. согласилось на повышение тарифов на 32,5% и 27% соответственно. Однако за полтора месяца произошла трансформация во взглядах Германа Грефа. По крайней мере, об этом свидетельствуют итоги вчерашнего заседания.
Дело в том, что независимые эксперты настоятельно предлагали, прежде чем повышать тарифы, просчитать, как они скажутся на росте инфляции, на экономическом росте и насколько вообще эффективно их повышение. Финансовая деятельность естественных монополий до сих пор остается непрозрачной. Однако выводы независимых экспертов достаточно четко свидетельствуют, что цены на продукцию МПС и РАО "ЕЭС" скорее завышены, а у "Газпрома" - занижены. Финансовое положение монополистов в течение последнего десятилетия неуклонно улучшалось за счет государственного регулирования тарифов. Но чем больше денег получали естественные монополии, тем менее эффективно они работали. Завышенные тарифы и растущий реальный валютный курс, как считают эксперты, негативно повлияли на экономический рост в прошлом году. Как известно, в ноябре и декабре объем промышленного производства сократился на 0,3 и 0,8% соответственно. Дальнейшее повышение тарифов может и вовсе привести к спаду. Об этом шла речь на заседании правительства. Открытым остается вопрос, как же повлияет на уровень потребительских цен будущий рост тарифов.
На фоне этих споров неожиданную уступку правительства МПС можно считать маленькой победой железнодорожников в их заочном соревновании с энергетиками и газовщиками по повышению тарифов. Думается, что уверенный вид Фадеева был вызван именно этой победой. Собственно, победил даже не лично Фадеев, а курс на усиление государственного регулирования экономики, за который он ратовал еще пять лет назад, в ельцинские времена, и который, похоже, все больше утверждается как стратегическое направление и правительства, и президента. Это предположение, впрочем, прямо подтвердил и сам руководитель МПС. "Государство будет контролировать монополии", - с удовлетворением подчеркнул он. На вопрос "Времени МН", чувствует ли сегодня министр поддержку Касьянова, Фадеев ответил: "Да".
Александр Желенин.
© «Время МН», 25.01.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Кабинет министров утвердил наконец инвестиционную программу Министерства путей сообщения. Вчера правительство определило общий объем инвестиций для МПС в размере 114,7 млрд рублей, из которых 94 млрд собственные средства железнодорожников и 20,7 привлеченные, включая займы ЕБРР. Новый министр Геннадий Фадеев был доволен решением и особо подчеркнул, что "вся инвестиционная программа ориентирована на собственные нужды МПС".
Как рассказывают участники заседания правительства, г-н Фадеев выступал довольно эмоционально, заострив внимание слушателей на непрофильных объектах, которые ранее финансировало его ведомство. Министр заметил, что ему пришлось сильно почистить инвестиционный план. Вычеркнуто огромное количество проектов, которые не имели технико-экономического обоснования, сметы, в которых непонятно было, кто владелец объектов и т.п. В качестве главного примера г-н Фадеев привел строительство подъездного пути к Эльгинскому месторождению. По его словам, первоначально эти работы оценивались в 31 млрд рублей, затем сумма была увеличена в 4 раза. Министр также сообщил, что его ведомство очень быстро построило 60 км дорог по равнинному участку за 10 млрд рублей, после чего поставило кабинет министров перед фактом: мол, необходимо еще 100 млрд, чтобы проложить тоннели и путь через сопки. В итоге сегодня строительство законсервировано.
Тем не менее премьер-министр предложил вице-премьеру Илье Клебанову и соответствующей правительственной комиссии в течение месяца рассмотреть проблему финансирования непрофильных объектов МПС и затем вынести вопрос на заседание кабинета министров.
Г-н Фадеев не удержался и высказал на сей счет однозначную позицию уже сегодня: "Финансирование МПС этих объектов неправильное".
Вера КУЗНЕЦОВА.
© «Время новостей», 25.01.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В четверг правительство утвердило инвестиционную программу МПС в размере 114,7 миллиарда рублей и увеличило тариф - считается, что это два взаимосвязанных вопроса, - на грузовые перевозки с 15 февраля на 16%. В результате в бюджете МПС возник, как деликатно выразился министр путей сообщения Геннадий Фадеев, дисбаланс в доходах и расходах. Иными словами, возник дефицит размером в 60 миллиардов рублей.
Решение о повышении тарифов не вполне устроило Министерство путей сообщения. "Я бы слукавил, если бы сказал, что это меня вполне устраивает, - заметил Геннадий Фадеев. - Такой подход усложняет работу отрасли, но МПС будет искать выход". Ранее предполагалось, что тариф будет повышен на 26%.
Теперь же в бюджете МПС образовалась дыра в размере 60 млрд руб. Заткнуть ее министерство попытается за счет увеличения объемов перевозок, однако пока тенденции к их росту не наблюдается - в декабре и январе они, напротив, падали.
Зато правительство утвердило инвестпрограмму министерства в чуть большем объеме, чем планировалось ранее. Это решение, вероятно, получит полную поддержку со стороны грузоотправителей: накануне заседания правительства заместитель руководителя департамента РСПП по реформе на транспорте Валерий Гераскин выражал опасения в том, что инвестиций в 93 млрд руб. (цифра, согласованная с комиссией под руководством вице-премьера Ильи Клебанова) в 2002 году может и не хватить для обеспечения бесперебойной работы железных дорог.
Инвестиционная программа МПС на 2002 год одобрена в объеме 114,7 млрд руб., из которых 94 млрд являются собственными средствами ведомства. Оставшиеся средства будут получены из разных источников. В частности, от продажи подвижного состава - 9 млрд руб., от сдачи в аренду созданной на средства МПС оптоволоконной сети - 4 млрд руб.
В среду Михаил Касьянов говорил о том, что главной задачей МПС должно стать решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности движения и удовлетворением спроса на перевозки. В результате из инвестпрограммы министерства окончательно исключена реализация крупных непрофильных проектов.
Речь идет, в частности, о разработке документации по строительству моста на Сахалин, строительству ширококолейной дороги в Европу и терминала в чешском городе Богумин, веток к Эльгинскому угольному месторождению, Чинейскому рудному месторождению и финансированию строительства Бурейской ГЭС.
Впрочем, проекты не похоронены окончательно.
По словам главы МПС, принято решение поручить вице-премьеру Илье Клебанову совместно с заинтересованными ведомствами в течение месяца разработать варианты финансирования этих проектов, чтобы затем вынести их на обсуждение правительства.
В ходе заседания кабинета было отмечено, что такие проекты не должны финансироваться МПС.
Игорь ИВАНОВ.
© «Известия.ru», 17:42 24.01.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В начавшемся году Сахалинская железная дорога по согласованию с МПС впервые за последние годы запланировала крупный объем капвложений на общую сумму 1 миллиард 540 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на реконструкцию вокзалов, перронов, мостов, водопропускных труб, укладку железобетонных шпал, приобретение вагонов и локомотивов, электроснабжение, объекты социального назначения.
Руководство дороги планирует провести в 2002 году основательную реконструкцию и перепланировку вокзала в Южно-Сахалинске. В 2002 году будет внедрена автоматическая система продажи билетов в любую точку России, стран СНГ и Балтии на вокзалах станций Ноглики, Тымовск, Поронайск и Холмск.
Сахалинская железная дорога практически полностью обеспечила потребности области в грузовых и пассажирских перевозках, хотя в сравнении с 2000 г. эти показатели несколько снизились.
- Снижение грузовых перевозок в 2001 году произошло в первую очередь из-за введения указом МПС предоплаты на транспортировку грузов, - сказал начальник Сахалинской железной дороги Владимир Черничкин. - В то же время довольно существенное количество грузов топливно-энергетического комплекса (прежде всего каменный уголь) перевозилось по Сахалину в 2001 году автотранспортом.
Заместитель начальника областного управления транспорта и связи Юрий Шаповалов считает, что Сахалинская железная дорога может оказаться не готова к резкому увеличению потока грузов в рамках полномасштабной реализации нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". По его мнению, запланированных на 2002 год даже таких крупных инвестиционных средств для существенного обновления основных фондов и увеличения грузового состава недостаточно. Только для перевозки грузов по "Сахалину-2" требуется приобрести 10 современных локомотивов. Для решения этих задач необходимы разработка отдельной инвестиционной программы и дополнительное финансирование.
- Локомотивный парк в 2001 году сознательно не обновлялся, так как МПС собиралось реализовывать проект строительства тоннельно-мостового перехода между Сахалином и материком и менять ширину колеи Сахалинской железной дороги, - считает Владимир Черничкин. - Но с приходом нового министра путей сообщения МПС пересмотрело свою инвестиционную программу и отказалось финансировать данный проект исключительно из собственных средств. Однако имеющийся сегодня локомотивный и подвижной состав Сахалинской железной дороги без особых проблем справится с новыми объемами перевозок "шельфовых" грузов.
Елена ТРЕТЬЯКОВА.
© «Наши острова», № 4(20), 24.01.02.
/sakh/tp/p1/p07.htm
Наверх Почта Подписка – Главная
Реклама: