VFF-S Татарский переход Вниз

Сахалинские проекты века
Татарский переход


Создание устойчивой транспортной связи Сахалин-материк

Научно-практическая конференция.
Южно-Сахалинск. 3 июля 2002 года.

  1. Рекомендации конференции.
  2. Тезисы докладов. (в другом файле)
  3. Материалы СМИ. (в другом файле)

НАВЕРХ НАВЕРХ

РЕКОМЕНДАЦИИ
научно-практической конференции
"Создание устойчивой транспортной связи
о.Сахалин-материк"

г.Южно-Сахалинск      3 июля 2002 года

      Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии и перспективах развития транспортных связей между о.Сахалин и материком, участники конференции отмечают.
      Идея установления надежного круглогодичного сообщения с о.Сахалин существовала достаточно давно и была неразрывно связана с планами освоения Дальнего Востока России в XIX веке. В конце 30-х годов прошлого столетия предпринимались попытки поиска выхода проектируемой в то время трассы БАМ на тихоокеанское побережье в районе Де-Кастри с последующей перспективой продления железнодорожной линии на о.Сахалин. Её сооружение обосновывалось в тот период не только экономической целесообразностью, но и политическими и военными соображениями. Однако, в начале 50-х годов работы были остановлены.
      Социально-экономическое развитие Сахалинской области, значительное увеличение грузопотоков вызвали необходимость налаживания устойчивого транспортного сообщения. Для связи железнодорожной сети материка с железной дорогой Сахалина в 70-х – 80-х годах была построена паромная переправа Ванино-Холмск, сыгравшая важную роль в развитии отраслей экономики области. С начала эксплуатации перевезено более 68 млн. тонн грузов и более 1,4 млн. пассажиров. При этом использовано почти 2 млн. только грузовых вагонов в обоих направлениях. Однако, за период почти тридцатилетней эксплуатации паромная переправа морально и физически устарела и в настоящее время не обеспечивает регулярную транспортную связь, всецело завися от погодных условий. Тарифы на перевозку грузов делают ее недоступной для многих грузополучателей и грузоотправителей, что негативно влияет на целые отрасли экономики области и сдерживает их рост, ставит под угрозу существование самой восточной железной дороги – Сахалинской. В этих условиях значительную часть времени года единственным пассажирским средством сообщения между Сахалином и материком является воздушный транспорт, что нельзя признать достаточным.
      Кроме того, в течение ближайших 5-9 лет будут выведены из эксплуатации 3 из 4 оставшихся морских железнодорожных паромов на переправе Ванино-Холмск, обеспечивающей 70-75% грузоперевозок. Железнодорожные подходы к морским и материковым портам и, в частности, железнодорожная линия Комсомольск – Ванино, работают на пределе своей провозной способности. Действующий флот не имеет резервов для значительного увеличения объемов перевозок без серьезных капитальных затрат на приобретение судов и реконструкцию портов, а профильные министерства не имеют возможностей для решения этих проблем.
      Серьезным препятствием для осуществления регулярных перевозок, как морским путем, так и с использованием паромной переправы, являются сложные природно-климатические условия.
      Сахалинская железная дорога по своим техническим условиям не отвечает современным требованиям и эксплуатируется с издержками в 8-10 раз превышающими среднесетевые, а действующие транспортные тарифы губительны для нее самой. Транспортные издержки на плече Комсомольск – о.Сахалин, включая паромный комплекс, превышают аналогичные на материке в 5-6 раз.
      Объемы перевозок на этом направлении снизились более чем в 5 раз при одновременном росте экспортно-импортных потоков более чем в 3 раза, что отражает серьезное ослабление экономической связи Сахалинской области с другими российскими регионами и постепенное вытеснение Сахалина из экономического пространства России. В то же время, по словам Президента РФ В.В.Путина "…Не может быть никакого другого решения, кроме как переложить часть тарифной нагрузки на МПС в целом, то есть на все другие регионы так, чтобы бизнес Дальнего Востока, экономика Дальнего Востока не были в худшем положении, чем в других регионах страны…"
      Федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и на период до 2010 года предусматривает активизацию экономического развития Сахалинской области, закрепление населения и повышение его жизненного уровня, а реализация на Сахалине ряда крупных инвестиционных проектов инициирует постоянное увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок.
      К 2040 году прогнозный объем перевозок между о.Сахалин и материком при условии экономической эффективности соответствующих транспортных коммуникаций может составить 8-12 млн. тонн.

      Обеспечение текущих и прогнозных объемов перевозок о.Сахалин-материк является, безусловно необходимой и актуальной общественной задачей. Ее решение принципиально может быть достигнуто в рамках трех основных альтернатив:
      – возрождение и развитие паромной переправы, что связано со строительством новых паромов, реконструкцией портовых мощностей и коренной реконструкцией подъездных железнодорожных линий;
      – отказ от использования паромной переправы по мере исчерпания ее технических возможностей и перевод всего грузопотока на морские суда с соответствующим увеличением их численности, наращиванием портовых мощностей и реконструкцией железнодорожных подходов;
      – обеспечение прямого железнодорожного сообщения о.Сахалин-материк путем строительства новой железнодорожной линии с мостовым (тоннельным) переходом пролива Невельского.
      Любая из имеющихся альтернатив транспортного обеспечения связей о.Сахалин-материк связана со значительными инвестициями и затратами времени. Для их минимизации и гарантированного обеспечения бесперебойного сообщения с о.Сахалин выбор наиболее перспективной альтернативы и начало соответствующих проектно-конструкторских, изыскательских и строительных работ должен быть осуществлен в самые кратчайшие сроки, для чего необходимо продолжить работу по обоснованию инвестиций и разработке ТЭО соответствующих проектов.
      Приведенное в материалах Комплексного обоснования строительства, подготовленного по заданию Министерства путей сообщения РФ группой научно-исследовательских организаций под руководством ГНИУ "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития России и Российской Академии Наук, сравнение общественной эффективности имеющихся альтернатив по минимально-необходимым совокупным затратам на их реализацию, включая капитальные затраты и текущие издержки, выявило предпочтительность создания Проекта прямого железнодорожного сообщения.
      Транспортные издержки при доставке тонны груза на сравниваемом плече о.Сахалин-материк для этого варианта оцениваются в 5-6 раз ниже, чем для варианта паромного, и в 9-10 раз ниже, чем для варианта морского сообщения.
      В качестве основных технических решений Проект предусматривает строительство новой железной дороги от станции Селихино Дальневосточной железной дороги до мыса Лазарева, переход через пролив Невельского до мыса Погиби и строительство новой железной дороги от мыса Погиби до разъезда Ныш Сахалинской железной дороги.
      Техническое решение перехода через пролив Невельского на настоящей стадии исследований проработано в трех вариантах "тоннель", "мост", "дамба". Обоснованный выбор между ними требует проведения значительного объема дополнительных полевых и лабораторных исследований, необходимая база для которых к настоящему моменту развернута.
      Расчет общественной и коммерческой эффективности проекта в целом показал, что минимальная окупаемость Проекта за расчетный период 40 лет достигается при тарифах существенно ниже существующих сегодня.
      Реализация Проекта снизит транспортную составляющую в себестоимости производимой в зоне влияния Проекта продукции и повысит ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Создание надежной и относительно дешевой транспортной связи повысит транспортную подвижность населения Сахалина и будет способствовать преодолению комплексов островного изоляционизма. Повысится уровень и улучшится качество жизни населения. Реализация Проекта, как прямо, так и косвенно, будет способствовать созданию значительного количества новых рабочих мест. В совокупности указанные факторы приведут к усилению целостности экономического и политического пространства Российской Федерации и улучшат геостратегическое положение России в АТР.
      Следует дополнительно изучить техническую возможность создания единого перехода через пролив Невельского для железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта и связанные с этим преимущества.
      В целом, представленные материалы и состоявшиеся обсуждения доказывают необходимость продолжения проектно-изыскательских и конструкторских работ по Проекту строительства железнодорожной линии о.Сахалин-материк с мостовым (тоннельным) переходом через пролив Невельского в процессе которых технические, экологические, социальные, экономические, организационно-правовые параметры, условия реализации и последствия Проекта будут уточнены.

      Участники конференции считают необходимым:

      1. Довести до сведения Президента Российской Федерации В.В.Путина, как гаранта Конституции Российской Федерации, существование увеличивающейся тенденции к экономической изоляции Сахалинской области – субъекта Российской Федерации – в связи с нынешним состоянием и неопределенностью перспективы устойчивого транспортного сообщения Сахалинской области с континентальной частью России.
      2. Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением исполнить Распоряжение Правительства РФ от 06.12.01 № 1642-р в полном объеме и принять конкретные решения об источниках, объеме и порядке финансирования исследований по созданию устойчивой транспортной связи о.Сахалин-материк в рамках программ "Модернизация транспортной системы Российской Федерации" и "Федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 г. и до 2010 года".
      3. Обратиться в Совет Безопасности Российской Федерации о необходимости рассмотрения вопроса по ситуации, складывающейся в связи с угрозой экономической изоляции Сахалинской области от территории России, из-за отсутствия перспективы устойчивого транспортного сообщения Сахалинской области с остальной территорией Российской Федерации.
      4. Предложить Федеральному Собранию Российской Федерации – Совету Федерации и Государственной Думе – рассмотреть на Парламентских слушаниях вопрос о перспективах устойчивого транспортного сообщения между Сахалинской областью и территорией России, обеспечивающего экономическую целостность Российской Федерации.
      5. Предложить Министерству путей сообщения Российской Федерации выполнить рекомендации экспертной комиссии, созданной Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации от 04 декабря 2001 года № 34, и в кратчайшие сроки профинансировать оставшийся объем работ по Комплексному обоснованию строительства и разработке ТЭО соответствующих проектов обеспечения бесперебойного сообщения с островом Сахалин, для принятия решения по окончательному варианту строительства.
      6. Обратиться в Совет межрегиональной ассоциации "Дальний Восток" и Забайкалье" с предложением обсудить на одном из заседаний вопрос об устойчивом транспортном сообщении о.Сахалин-материк.
      7. Рекомендовать Сахалинской областной Думе инициировать рассмотрение вопроса о железнодорожном сообщении о.Сахалин-материк на заседании межпарламентской ассоциации Дальнего Востока с целью возможного внесения предложений в разрабатываемый проект федерального закона "О Байкало-Амурской магистрали".
      8. Рекомендовать коллективу разработчиков комплексного обоснования строительства под руководством ГНИУ "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития России и Российской Академии Наук учесть при доработке документации предложения, высказанные участниками конференции и представленные специалистами Сахалинской области.
      9. Опубликовать рекомендации конференции в средствах массовой информации.



НаверхПочтаПодписка – Главная
/sakh/tp/p1/p11.htm
Реклама:
Hosted by uCoz