VFF-S Дума
Законы Программы Вниз

Закон Сахалинской области

О Государственном фонде поколений Сахалинской области

(в редации Закона Сахлинской области от 25.09.01 № 281)

Принят Сахалинской областной Думой 7 сентября 2000 года

      Государственный фонд поколений Сахалинской области (далее - Фонд) создается в целях обеспечения социально-экономического развития области, гарантий высокого уровня жизни и занятости населения области.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1
      Фонд есть государственное учреждение, основной задачей которого является капитализация финансовых средств и имущества, полученных по основаниям, установленным настоящим Законом.
      От имени Сахалинской области учредителем Фонда выступает Комитет администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом.

Статья 2

      Источниками формирования средств Фонда являются:
      1) ежеквартальные отчисления из доходов областного бюджета в размере 25% от регулярных платежей за пользование недрами при реализации соглашений о разделе продукции (роялти);
      2) добровольные взносы от юридических и физических лиц;
      (пункт 3 исключен Законом Сахалинской области от 25.09.01 № 281);
      4) поступления из иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 3

      Администрация Сахалинской области обеспечивает зачисление указанных в пункте 1) статьи 2 настоящего Закона финансовых средств на счет Фонда не позднее 20 дней, следующих за истечением квартала. (в ред. Закона Сахалинской области от 25.09.01 № 281)
      Финансовые средства Фонда являются целевыми, учитываются в бюджете Сахалинской области как инвестиционные средства на социально-экономическое развитие области.

Статья 4

      Фонд является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, в том числе валютные. Фонд имеет печать, штампы, бланки с указанием своего наименования.
      Имущество Фонда, в том числе и денежные средства, находится в государственной собственности Сахалинской области.

Статья 5

      Финансовые средства, а также доходы, полученные в результате деятельности Фонда, распределяются следующим образом: 50% финансовых средств зачисляются на счета граждан РФ, постоянно проживающих на территории Сахалинской области, в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, оставшаяся часть средств направляется на:
      1) размещение в банках и иных кредитных учреждениях на условиях депозитного договора и иных договоров;
      2) приобретение государственных долговых обязательств;
      3) приобретение драгоценных металлов и недвижимости;
      4) приобретение инвестиционных и высоколиквидных ценных бумаг;
      5) на иные цели, утвержденные Попечительским советом Фонда.
      Нормы распределения активов Фонда по направлениям финансово-инвестиционной деятельности ежегодно утверждаются Сахалинской областной Думой.

Статья 6

      Правом на получение денежных средств Фонда, предусмотренных абзацем 1 статьи 5 настоящего Закона, обладают все граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Сахалинской области, независимо от национальности, возраста, пола, образования и имущественного положения.
      Для получения денежных средств гражданин (законный представитель) письменно сообщает дирекции Фонда номер счета в кредитной организации Сахалинской области.
      Лицевые счета детей до 14 лет являются накопительными, ведутся непосредственно в дирекции Фонда и открываются в соответствующей кредитной организации Сахалинской области не позднее двух месяцев после исполнения ребенку 14 лет.
      Порядок зачисления денежных средств на счета граждан утверждается губернатором Сахалинской области.

II. ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА

Статья 7
      Попечительский совет Фонда (далее - Попечительский совет) - коллегиальный орган, уполномоченный осуществлять руководство и контроль за деятельностью Фонда в соответствии с настоящим Законом.

Статья 8

      Попечительский совет состоит из 9 членов.
      В состав Попечительского совета входят: губернатор Сахалинской области, председатель Сахалинской областной Думы, три представителя, назначенные Сахалинской областной Думой, три представителя, назначенные губернатором Сахалинской области, представитель областного Совета профсоюзов.
      Председателем Попечительского совета является губернатор Сахалинской области.
      Попечительский совет действует на основании Положения, утвержденного губернатором Сахалинской области.

Статья 9

      Попечительский совет:
      1) рассматривает программы и годовые планы Фонда;
      2) осуществляет контроль за деятельностью дирекции Фонда;
      3) рассматривает результаты ревизии финансовой деятельности Фонда;
      4) заслушивает отчеты директора Фонда о деятельности дирекции Фонда;
      5) представляет Сахалинской областной Думе ежегодную информацию о деятельности Фонда и обеспечивает освещение результатов работы Фонда в средствах массовой информации;
      6) утверждает аудиторов Фонда;
      7) утверждает организации, которым доверяется право оперативного управления частью активов Фонда;
      8) утверждает смету расходов на содержание дирекции Фонда;
      9) представляет кандидатуру для назначения директором Фонда;
      10) получает от дирекции Фонда документы и информацию, необходимую для осуществления своих функций;
      11) назначает независимую экономическую (финансовую) экспертизу по предлагаемым дирекцией Фонда финансово-инвестиционным программам и программам перспективного развития;
      12) временно приостанавливает реализацию полномочий директора Фонда.

III. ДИРЕКЦИЯ ФОНДА

Статья 10
      Дирекция Фонда является постоянным исполнительным органом Фонда, структура и штаты которой утверждаются Попечительским советом.
      Дирекция Фонда в своих действиях руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области и Уставом Фонда.

Статья 11

      Основными задачами дирекции Фонда являются:
      1) аккумуляция платежей, поступающих на счета Фонда;
      2) обеспечение приращения аккумулированных финансовых средств и средств, полученных в результате деятельности Фонда;
      3) учет, распределение и контроль за своевременным зачислением финансовых средств на счета лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона.

Статья 12

      Дирекция Фонда вправе:
      а) от имени Фонда распоряжаться финансовой деятельностью, средствами и имуществом Фонда или имущественными правами, возникающими на основании настоящего Закона и Устава Фонда;
      б) использовать для осуществления своих функций специализированные финансовые институты по управлению имущественными и денежными активами, имеющих право в соответствии с Законом заниматься соответствующей деятельностью на основе заключаемых с ними договоров;
      в) производить иные юридические действия, не противоречащие законодательству.

Статья 13

      Дирекция Фонда не имеет права:
      1) выпускать облигации, акции и иные денежные обязательства;
      2) вкладывать более 5 процентов активов в ценные бумаги одного эмитента;
      3) выпускать долговые обязательства, являться гарантом исполнения обязательств;
      4) приобретать ценные бумаги, принадлежащие независимым аудиторам Фонда, специализированным организациям по управлению активами Фонда;
      5) вкладывать средства в долговые обязательства, за исключением государственных ценных бумаг;
      6) совершать залоговые сделки в отношении имущества и активов, распорядителем которых является;
      7) приобретать и иметь в своих активах 15 и более процентов всех облигаций или долговых обязательств одного субъекта гражданских отношений.

Статья 14

      Руководство дирекцией Фонда осуществляет директор Фонда, назначаемый на должность сроком на 5 лет.
      Директор Фонда назначается и освобождается от должности губернатором Сахалинской области по представлению Попечительского совета и по согласованию с Сахалинской областной Думой.
      Директор Фонда подотчетен Попечительскому совету.

Статья 15

      Директор Фонда:
      1) без доверенности осуществляет от имени Фонда все юридические действия;
      2) разрабатывает предложения о структуре и штатах дирекции Фонда;
      3) готовит и вносит на утверждение Попечительского совета годовую инвестиционную декларацию Фонда;
      4) определяет должностные обязанности работников Фонда;
      5) принимает на должность и освобождает от должности работников Фонда;
      6) издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Фонда;
      7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 16

      Директор Фонда, его заместители, работники дирекции Фонда не могут занимать должности в коммерческих организациях и вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.
      Указанные должностные лица и их близкие родственники не имеют права непосредственно или через других лиц приобретать права на имущество, средства и ценные бумаги, находящиеся в ведении Фонда или реализуемые им, в том числе и его представителями (посредниками). Данные ограничения действуют в течение всего срока работы этих лиц в дирекции Фонда и в течение одного года после оставления ими занимаемых должностей.

IV. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ФОНДА

Статья 17
      Бухгалтерский учет и отчетность Фонда ведутся в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
      Финансовый год устанавливается с 1 января по 31 декабря.
      Итоги годовой финансовой деятельности Фонда отражаются в годовом отчете и балансе.
      Смета доходов и расходов, отчет об исполнении сметы, с заключениями независимого аудитора, рассматриваются Попечительским советом, утверждаются Сахалинской областной Думой и публикуются в средствах массовой информации.

V. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДА

Статья 18
      Ликвидация и реорганизация Фонда осуществляется на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. (в ред. Закона Сахалинской области от 25.09.01 № 281)

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19
      Настоящий Закон вступает в силу с 1января 2001 года.
      Зачисление средств на счета лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, осуществляется с 1 января 2003 года.

Губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов
г. Южно-Сахалинск. 12 сентября 2000 года. № 205.

Газета «Губернские ведомости», № 182(1084), 19.09.00; № 184(1337), 29.09.01.


Постановление
губернатора Сахалинской области

Об утверждении Положения "О Попечительском совете государственного фонда поколений Сахалинской области"

      В соответствии с Законом Сахалинской области от 12.09.2000 № 205 "О государственном фонде поколений Сахалинской области" постановляю:
      1. Утвердить Положение "О Попечительском совете государственного фонда поколений Сахалинской области" (
прилагается).
      2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Губернатор области И.П.Фархутдинов
г. Южно-Сахалинск. 29 ноября 2000 г. № 486.

Положение
О Попечительском совете
государственного фонда поколений Сахалинской области

      Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Сахалинской области "О государственном фонде поколений Сахалинской области".
      Положение определяет статус, компетенцию, порядок работы, права и обязанности членов Попечительского совета и порядок взаимодействия с другими органами государственного фонда поколений Сахалинской области, (далее - Фонд), а также государственными органами законодательной и исполнительной власти, населением Сахалинской области.

      1. Статус и компетенция

      1.1. Попечительский совет Фонда - коллегиальный орган, в функции которого входит руководство и контроль за деятельностью Фонда.
      1.1.1. Руководство деятельностью Фонда заключается в управлении инвестициями активов Фонда.
      Управляя инвестициями активов Фонда, Попечительский совет, руководствуясь принципами обеспеченности, ликвидности и доходности инвестиций, утверждает основные направления инвестиций активов Фонда с целью их сохранения и увеличения.
      1.1.2. Контроль за деятельностью Фонда заключается в проверке соблюдения Фондом реализации своей основной задачи - капитализации финансовых средств и имущества.
      Проверяя реализацию Фондом своей основной задачи, Попечительский совет следит за соблюдением Фондом интересов всех поколений населения Сахалинской области.

      1.2. Попечительский совет Фонда в целях надлежащего исполнения своих функций имеет право:
      1.2.1. получать от исполнительных органов управления Фонда, его структурных подразделений и служб, филиалов и представительств, должностных лиц все документы, материалы и разъяснения, необходимые для его работы, содержание которых относится к компетенции Попечительского совета;
      1.2.2. участвовать в проведении экспертиз проектов и программ Фонда;
      1.2.3. давать предложения по улучшению финансово - хозяйственной деятельности Фонда.

      1.3. Попечительский совет:
      1.3.1. рассматривает программы и годовые планы Фонда;
      1.3.2. осуществляет контроль за деятельностью дирекции Фонда;
      1.3.3. рассматривает результаты ревизии финансовой деятельности Фонда;
      1.3.4. заслушивает отчеты директора Фонда о деятельности дирекции Фонда;
      1.3.5. представляет Сахалинской областной Думе ежегодную информацию о деятельности Фонда и обеспечивает освещение результатов работы Фонда в средствах массовой информации;
      1.3.6. утверждает аудиторов Фонда;
      1.3.7. утверждает организации, которым доверяется право оперативного управления частью активов Фонда;
      1.3.8. утверждает смету расходов на содержание дирекции Фонда;
      1.3.9. представляет кандидатов для назначения директором Фонда;
      1.3.10. назначает независимую экономическую (финансовую) экспертизу по предлагаемым дирекцией Фонда финансово - инвестиционным программам и программам перспективного развития;
      1.3.11. временно приостанавливает реализацию полномочий директора Фонда.

      1.4. Попечительский совет представляет и отстаивает законные интересы Фонда в законодательных и исполнительных государственных органах, в средствах массовой информации, в политических и общественных структурах.
      1.5. Осуществление членами Попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.

      2. Состав и порядок работы

      2.1. Попечительский совет состоит из 9 членов.
      В состав Попечительского совета входят: губернатор Сахалинской области, председатель Сахалинской областной Думы, три представителя, назначенные губернатором Сахалинской области, три представителя, назначенные Сахалинской областной Думой, представитель областного Совета профсоюзов.
      2.2. Председателем Попечительского совета является губернатор Сахалинской области.
      Председатель Попечительского совета организует его работу, созывает заседания Попечительского совета и председательствует на них, организует на них ведение протокола.
      В случае отсутствия председателя Попечительского совета, его функции осуществляет заместитель председателя, а в случае отсутствия и заместителя председателя, функции председателя выполняет один из членов Попечительского совета по решению совета.
      2.3. Члены Попечительского совета при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей должны действовать добросовестно и разумно, в интересах Фонда.
      Члены Попечительского совета обязаны:
      - принимать активное участие в работе Попечительского совета;
      - своевременно доводить до сведения Попечительского совета любую полученную ими информацию, представляющую интерес с точки зрения функций и задач Попечительского совета;
      - максимально использовать собственные возможности, способствующие деятельности Попечительского совета и Фонда.
      2.4. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
      2.4.1. Заседание Попечительского совета Фонда созывается председателем совета по его собственной инициативе, а также по требованию члена Попечительского совета, директора Фонда, Ревизионной комиссии Фонда, аудитора Фонда.
      2.4.2. Члены Попечительского совета письменно извещаются о назначенном заседании совета не менее чем за 10 дней до даты его проведения. Извещение осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм.
      В извещении должно быть указано:
      - время и место проведения заседания;
      - вопросы, выносимые на обсуждение.
      К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные с вопросами повестки дня.
      К письменному извещению приравнивается ознакомление под расписку с решением председателя Попечительского совета о назначении заседания.
      В случаях, не терпящих отлагательства, заседание Попечительского совета может быть созвано немедленно без письменного извещения членов Попечительского совета.
      2.4.3. Заседание Попечительского совета считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Попечительского совета.
      2.4.4. Решения на заседании Попечительского совета принимаются большинством голосов присутствующих. При решении вопросов на заседании Попечительского совета каждый член обладает одним голосом. Передача голоса одним членом Попечительского совета другому запрещается.
      Председатель Попечительского совета обладает правом решающего голоса при принятии решений на заседаниях в случае равенства голосов членов совета.
      2.4.5. На заседании Попечительского совета Фонда ведется протокол.
      Ведение протоколов осуществляет секретарь Попечительского совета.
      В протоколе заседания указываются: место и время его проведения; лица, присутствующие на заседании; повестка дня заседания; вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним; принятые решения. Протокол заседания Попечительского совета подписывается всеми членами Попечительского совета.

Газета «Губернские ведомости», № 239(1141), 08.12.00.


РАСПОРЯЖЕНИЕ
губернатора Сахалинской области

Об открытии лицевых счетов "Фонд поколений"

      В целях выполнения Закона Сахалинской области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны":
      1. Присвоить лицевым счетам наименование "Фонд поколений".
      2. Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области:
      - составить списки граждан, имеющих право на открытие лицевых счетов в Сбербанке РФ по Сахалинской области;
      - передать в Сбербанк РФ по Сахалинской области списки граждан, имеющих право на открытие лицевых счетов.
      3. Выделить из резервных фондов департаменту социальной защиты населения Сахалинской области 10972 тыс. рублей на выплату денежных средств, перечисляемых на лицевые счета "Фонд поколений", за 2001 год.
      4. Сахалинскому областному фонду социальной поддержки населения заключить договоры целевого использования средств с отделениями Сбербанка РФ по Сахалинской области о выплате денежных средств, перечисляемых на лицевые счета.

Губернатор области И.П.Фархутдинов
г. Южно-Сахалинск. 24 декабря 2001 г. № 374-р.


Материалы СМИ:
НАВЕРХ НАВЕРХ

ГОТОВИЛИ ВСЕРЬЕЗ, ПОЛУЧИЛИ КУРЬЕЗ

      12 сентября 2000 года, перед выборами губернатора, сахалинские избиратели получили щедрый подарок от депутатов областной Думы – закон «О государственном фонде поколений Сахалинской области». Разработчики закона преподнесли его жителям как единственную возможность не остаться у разбитого корыта при освоении минерально-сырьевых ресурсов островного шельфа.
      В ту пору их аргументы выглядели вполне солидно и убедительно – абсолютно справедливо, если богатствами подземных кладовых Сахалина будут пользоваться не только иностранные компании, но и жители области. Тем более что во многих странах, где имеются ликвидные запасы природных ресурсов, гражданам гарантируют право на определенный процент от прибыли, получаемой нефтедобывающими компаниями.
      И все же у закона сразу нашлись оппоненты. Они подозревали, что затея с фондом поколений – не более чем пиаровский ход, рассчитанный на доверчивых простаков-избирателей. Кандидаты в губернаторы (И.Фархутдинов и В.Рукавец), умело пользуясь случаем, скопировали идею у американских соседей – штата Аляска, где действительно существует и успешно работает фонд поколений. Правда, и нефть гам добывают на других условиях, и источники наполнения фонда средствами другие. У нас картина не такая благополучная – формировать фонд поколений практически не из чего.
      По Соглашению о разделе продукции (СРП) крупнейшие месторождения нефти и газа на шельфе Сахалина отданы в 100-процентное владение иностранным компаниям сроком на 25 лет. В СРП есть пункт, позволяющий, скажем, оператору проекта «Сахалин-2» оставлять открытым перечень возмещаемых расходов, – а это значит, что все свои затраты, вплоть до миссионерской деятельности, инвестору позволено компенсировать нашей нефтью. Выгодно ли ему экономить в такой ситуации? Конечно, нет! Поэтому формировать фонд поколений, как это предусмотрено в соответствующем законе, не из прибыли компаний, а из 6 процентов доходов от добытой нефти, которые инвесторы перечисляют в областной бюджет в качестве платы за пользование недрами, оппоненты считали делом несерьезным.
      Ставка роялти в размере 6 процентов -это, конечно, мизер. К примеру, выкачают иностранцы нефти на 300 миллионов долларов – а заплатят России из них лишь 18 миллионов. В областном бюджете от этой суммы останется 60 процентов (со следующего года планируется вообще 20), что составит 10 млн. долларов. В соответствии с законом о фонде поколений на его счета поступит 25 процентов этих платежей, то есть в нашем примере – 2,5 миллиона долларов, и здесь они поровну распределятся между накопительным и накопительно-распределительным счетами. Последний как раз и предназначен для ежегодных выплат сахалинцам.
      И что мы получаем в итоге? Очень скромный результат: на именной счет граждан пойдет по 2 доллара в год! Стоило ли ради этого огород городить?

      Сегодня, два года спустя, споров вокруг фонда поколений поубавилось. Да и о самом фонде давненько ничего неслышно, почти перестали о нем писать газеты. Известно лишь, что в соответствии с распоряжением губернатора в текущем году были открыты лицевые счета ветеранам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Ежеквартально эти граждане получают по 250 рублей в качестве дивидендов от разработки шельфовых месторождений. А как же все остальные? Когда и они начнут «отщипывать» крошки от богатого шельфового пирога? Узнать об этом мы и попытались, начав с поиска дирекции фонда поколений, упоминание о котором имеется в положении о попечительском совете фонда, утвержденном постановлением губернатора от 29.11.2000г.
      Приложив для этого немало усилий, в конце концов выяснили, что никакой дирекции в природе до сих пор не существует. Но зато есть консультант губернатора по вопросам о фонде поколений – Юрий Пашенцев, бывший депутат областной Думы, которая приняла знаменитый закон.
      По признанию Юрия Николаевича, информации у него о фонде накопилось много, аж 50 папок. Работа на месте не стоит, подчеркнул он. Однако поподробнее рассказать о ней консультант губернатора категорически отказался, объяснив, что лицо он не самостоятельное, подневольное и не имеет полномочий на распространение информации в СМИ по вопросам «бурной» деятельности фонда поколений. Информировать он обязан только губернатора, что и делает регулярно.
      Тем не менее Ю.Пашенцев не стал скрывать, что в настоящее время задача перед ним стоит вполне конкретная: с максимальным успехом и эффективностью приложить теорию к практике. То есть подготовить соответствующий механизм, позволяющий оптимально распоряжаться средствами фонда, в том числе с минимальными затратами воплотить в жизнь один из главных пунктов закона – открыть именные счета сахалинцам и курильчанам. На бумаге, посетовал Юрий Николаевич, все выглядит просто и ясно – а как практически открыть эти самые счета? Сколько человек должны данной работой заниматься? В органах социальной защиты, которые обслуживают малообеспеченных, – и то наберется порядка тысячи работников, привел пример консультант губернатора. А здесь нужно охватить, предположительно, 480 тысяч человек! Вот и сиди, думай.
      Как рассказал Ю.Пашенцев, он изучил опыт почти всех стран, где существуют схожие фонды, через которые компании делятся с населением частью прибылей от природных богатств. Посмотрел, как решают эту задачу в наших родных российских регионах. Интересным показался подход в Ханты-Мансийском автономном округе – там деньги, поступающие в бюджет от разработки природных ресурсов, вкладываются в социальную сферу. Сахалинский же фонд поколений на фоне других выглядит уникальным – у нас предусмотрены лицевые счета. И это сильно осложняет дело!
      Сделать вывод из «несекретной» информации, которой поделился консультант губернатора, оказалось несложно. До реального открытия счетов гражданам области еще очень далеко. Проблема, так сказать, «зависла», оставаясь на первоначальной стадии. Но из-за чего тормозится ее решение-непонятно.
      Примечателен факт, что, будучи депутатом областной Думы, Ю.Пашенцев-единственный из своих коллег! – стойко голосовал против закона о фонде поколений. Уж не потому ли именно его кандидатуру сочли самой подходящей для воплощения закона в жизнь?
      Другим подтверждением того, что и в будущем году сахалинцам личных дивидендов от шельфа пока не светит, является отсутствие в проекте областного бюджета на 2003 год соответствующей строчки в статьях расходов. На фонд поколений там не предусмотрено пока ни копейки.

      Видимо, правы были оппоненты, когда предупреждали сахалинцев, что закон о фонде поколений принимать нет смысла. Прошло два года, а он так и не заработал. Но почему-то это не особенно тревожит парламентариев, да и администрация области не торопится начать раздачу дивидендов простым гражданам.
      И что удивительно, пока не реагирует на эту ситуацию областная прокуратура, которая обязана надзирать за исполнением принятых законов.
      Честное слово, лучше бы этих «дармовых» денег нам и не обещали – не было бы так обидно, особенно пожилым людям, поверившим два года назад в «единственную возможность не остаться у разбитого корыта».

Надежда КОВАЛЕВА.
© «
Регион», № 42(256), 25.10.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Фонды поколений. Мировой опыт

Из истории

      В течение последних 40 лет в ряде стран, богатых природными ресурсами, приступили к созданию накопительных фондов, аккумулирующих часть доходов от их использования. По утверждению специалистов Института экономики переходного периода, существуют три типа таких фондов: стабилизационные, сберегательные (фонды будущих поколений) и бюджетные резервные фонды. Целью настоящего исследования являются фонды будущих поколений, создаваемые для использования их накоплений в будущем, когда источники природных ресурсов иссякнут.
      В настоящее время накопительные фонды действуют в 15 странах мира: Бразилии (доходы от кофе), Чили (от медной руды), Азербайджане, Британии, Венесуэле, Иране, Казахстане, Канаде, Кувейте, Ливии, Норвегии, Омане, России, Саудовской Аравии и США (от нефти и газа).
      В большинстве стран фонды были образованы как государственные, но Постоянный фонд штата Аляска (США), Трастовый фонд спасения наследия (провинция Альберта, Канада), Региональный государственный фонд поколений Ханты-Мансийского национального округа и Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия) являются региональными.

      Идея создания фонда будущих поколений впервые была воплощена в Кувейте. А произошло это так. Поначалу львиная доля поступлений от нефти попадала непосредственно в руки эмира, но начиная с 1960 года значительная часть средств стала направляться на экономическое развитие страны. Кувейтские вклады в банки Англии, США, Японии составили огромные суммы. В истории возник беспрецедентный случай, когда слаборазвитая страна вкладывала в предприятия крупнейших капиталистических государств свои капиталы, а также предоставляла займы другим развивающимся странам. В короткий срок Кувейт стал одним из международных финансово-кредитных центров. Создав в 1960 году свой общий резервный фонд, страна настолько разбогатела, что в 1976 году здесь создается Фонд накоплений для будущих поколений.
      В качестве стартового капитала в фонд была передана половина накоплений Общего резервного фонда, а в дальнейшем стали отчисляться еще 10 процентов нефтяных и прочих экспортных доходов страны. Почти все средства вложены за пределами Кувейта. В настоящее время прибыль от собственности и ценных бумаг фонда, инвестированных за рубежом, не уступает прибыли от нефти и нефтепродуктов. Рациональное использование средств позволило Кувейту создать развитую систему социального обеспечения и страхования и осуществлять множество видов социальных выплат – не только пособия по безработице, болезни, в связи с потерей кормильца, на детей, на неработающую жену, но и процентные ссуды на строительство жилья, на свадьбу и так далее. По кувейтскому законодательству подробная информация об активах фонда не подлежит публичному оглашению – в целях защиты его от политических спекуляций. Но один из главных параметров есть: 10 процентов всех накоплений фонда, включая инвестиционные доходы, отчисляются в пользу сыновей, внуков и правнуков кувейтцев.

      В памяти многих жителей штата Аляска время, когда во многих полярных поселках отсутствовали системы водоснабжения и канализации, зимой не было дороги ни по суше, ни по воздуху, а электроэнергия считалась почти роскошью. На все это не было денег. Потом в районе Норд-Слоун была обнаружена нефть и построен Трансаляскинский нефтепровод. Тогда для многих это было чем-то из разряда маловероятного, но теперь Аляска ведет процветающий образ жизни, а каждый житель ежегодно получает свой процент в качестве дивиденда от доходов Постоянного фонда штата Аляска, за создание которого его народ проголосовал в 1976 году.
      При обсуждении вопроса: «Каким должен быть фонд поколений?», законодательное собрание штата ссылалось на учрежденный Кувейтом Фонд для будущих поколений. Был изучен опыт Трастового сберегательного фонда населения, учрежденного в канадской провинции Альберта. Нефтяные прибыли, собранные в этом фонде, вкладывались почти исключительно в проекты, осуществляемые на территории самой провинции. Но случилось так, что с падением цен на нефть экономика провинции, основанная на нефтяной промышленности, пошла на спад и Трастовый сберегательный фонд населения понес большие убытки.
      Аляска учла и опыт нефтяных стран, где учреждались аналогичные фонды, но там деньги вкладывались в предложенные родственниками или политиками проекты, которые в конце концов прогорали, что приводило к потере фондов. После четырех лет обсуждений было решено создать Постоянный фонд штата Аляска в виде трастового. Активы подлежали вложению только в доходные предприятия. Фонд становился независимым от политики.
      25 процентов отходящих штату рентных доходов от добычи нефти и минеральных ресурсов, роялти и федеральных платежей по разделению дохода от минеральных ресурсов стали помещаться в фонд. В 1980 году эта ставка выросла до 50 процентов.
      Получаемый фондом доход расходуется на две цели – защиту от инфляции и выплату ежегодных дивидендов всем жителям штата. Они, кстати, выросли с 800 долларов в 1980 году до 1930 долларов в 2000 году. На сегодняшний день фонд является единственным в мире, выплачивающим дивиденды населению, а это почти половина его доходов.
      Постоянный фонд штата Аляска входит в сотню крупнейших инвестиционных фондов в мире, он является одним из мощных внутренних кредиторов правительства США.
      Важно отметить, что такого могущества фонд достиг благодаря расчетливой стратегии его создателей, которые умело увели активы от поглощения социальными и политическими нуждами штата, создали структуры, которые способствовали осуществлению политических и экономических целей и задач и сыграли решающую роль в обеспечении успеха Постоянного фонда.

      На этом фоне выделяется государственный Нефтяной фонд Норвегии, созданный государством и управляемый им. Но он ведет и активную инвестиционную деятельность, направляя свои средства в основном в надежные иностранные проекты. В 1999 году, когда цена нефти выросла, в фонд поступило 12,7 процента годового ВВП, из которых 15,4 процента были получены за счет чистых бюджетных трансфертов, а 2,3 процента – как доход от инвестиционной деятельности.
      За 10 лет работы (1990-2000 годы) Нефтяной фонд Норвегии накопил 43 миллиарда долларов. К опыту норвежцев обратились создатели Национального фонда в Казахстане.

      Учредители Детского трастового фонда в Британии поставили конкретную задачу: начиная с 2000 года начислять по семь долларов (первый взнос) каждому новорожденному британцу с тем, чтобы к совершеннолетию он смог получить 2000.

      Иначе решается молодежная проблема Региональным государственным фондом поколений Ханты-Мансийского автономного округа и Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия), которые, заботясь о будущем, решают проблему закрепления молодежи в родных местах, уже сейчас вкладывая средства в образование, спорт, культуру.

      Закон Сахалинской области «О государственном Фонде поколений Сахалинской области» определил получателями части денежных средств фонда всех сахалинцев. И уже второй год на личные счета ветеранов Великой Отечественной войны зачисляются суммы, определенные постановлением губернатора Сахалинской области по строке «Фонд поколений».

      В разных странах по-разному сложилась судьба задуманных фондов. Например, на Аляске четыре года вели расчеты, прежде чем создали его. В Норвегии парламент утвердил создание фонда летом 1990 года, а к его наполнению смогли приступить только через шесть лет; в Азербайджане после издания указа президента о создании нефтяного фонда в течение года разрабатывалось положение, регламентирующее его деятельность; в Казахстане вопрос был решен почти мгновенно.
      Кто знает, как определить качество ощущений человека, ставшего обладателем заработанных обществом благ, будь то американец с Аляски, получивший больше тысячи долларов за год, или житель Ханты-Мансийского автономного округа, удостоенный права бесплатно учиться в учебном заведении, или норвежец, обладающий частью средств фонда «в том числе», или новорожденный британец, сразу удостоенный первого взноса, или сахалинский ветеран – обладатель личного счета?
      Найдется ли тот, кто назовет чуждой или никчемной затеей уже воплощенную в жизнь идею создания фондов поколений, деятельность которых направлена на улучшение благосостояния людей?
      Вряд ли. Скорее всего, любая информация, проливающая свет на деятельность фондов поколений, и в дальнейшем будет привлекать к себе все новых исследователей из разных слоев общества, а число таких фондов в мире наверняка будет возрастать.

Юрий ПАШЕНЦЕВ.
© «
Губернские ведомости», № 218(1619), 15.11.02.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Фонд поколений – это реальность

Из почты

      Хочу сказать большое спасибо администрации области и департаменту социальной защиты за то, что заботятся о нас, престарелых. В июле из Сбербанка сообщили, что на мое имя поступили деньги. Я болела и не сразу смогла пойти за ними, и все ломала голову, откуда деньги. И хотя из объяснений сотрудников банка уловила слово «фонд» (я плохо слышу), но так толком и не поняла. А когда пришла получать деньги, то узнала, что это Фонд поколений, о котором еще губернатор Фархутдинов (светлая ему память) говорил. Эти деньги оказались очень кстати, потому что мне, чтобы поддержать свое здоровье, нужно покупать лекарство, А оно очень дорогое.
      Большое спасибо за заботу, желаю вам всем здоровья и благополучия.
      С низким поклоном,
      Мария Панкратьевна КРИВОЛУЦКАЯ. Оха.

      Как уже знают читатели, Фонд поколений начал действовать с 2001 года. Средства туда поступают от освоения шельфовых проектов Сахалина. В 2001-м участники войны и трудового фронта, жители блокадного Ленинграда, награжденные одноименным нагрудным знаком, и несовершеннолетние узники концлагерей получили единовременно по тысяче рублей. А с 2002-го получают раз в квартал по 250 рублей.
      За это время из Фонда поколений в общей сложности выплачено около 30 млн. рублей.

© «Губернские ведомости», № 215(1867), 15.10.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Природные богатства – для всех граждан на все времена

     Немногие слышали о Перманентном фонде Аляски (APF), общественном трастовом фонде штата, и дивидендах, которые он выплачивает своим гражданам, однако это очень интересная структура с нестандартным подходом к пониманию собственности на природные ресурсы. Когда маятник качнется в другую сторону, этот подход может заменить частную, конкурентную и эксплуатационную модель собственности и получения доходов.
     APF был создан в 1976 г., после того, как на Аляске была найдена нефть. В конституции штата записано, что правительство должно гарантировать, чтобы нефть Аляски 'принесла гражданам максимальную пользу'. Нефть определяется, как собственность всех граждан Аляски, а не только собственность тех, кто владел землей на тот момент, когда была открыта нефть. Ежегодно каждый гражданин штата получает чек на выплату дивиденда на сумму, рассчитанную на основании общей суммы лицензионных платежей за добычу нефти, которые нефтяные компании выплачивают в APF. Первые чеки были выписаны в 1982 г., и каждый гражданин получил за год $1000.
     Правительство Аляски направляет 25% нефтяных лицензионных платежей и налогов в APF, а остальные доходы – в статью обычных бюджетных расходов. В штате не взимается подоходный налог и налог с продаж.
     С момента образования фонда Аляска стала единственным штатом США, в котором происходит сокращение пропасти между богатыми и бедными гражданами. В штате практически нет безработицы. Дивиденды стимулируют развитие местной экономики.
     К 2000 г. годовые дивиденды, получаемые каждым гражданином Аляски, приблизились к $2000. Позже дивиденды сократились, потому что фонд начал наращивать доходы, инвестируя капитал в облигации и акции, недвижимость и прочие активы. Резкое понижение на фондовой бирже в первые годы 21-го столетия привело к снижению выплат почти на 30%. Бюджет штата оказался в дефиците почти на $400 млн.
     Из этой ситуации напрашиваются выводы, что лучше не поддаваться призывному зову фондовой биржи, а инвестировать в реальные инфраструктурные активы. Фонд мог бы использоваться для финансирования государственных активов, и правительство могло бы выплачивать фиксированный процент, вместо того, чтобы заимствовать у банков.
     Аляска ведет разумное управление своими доходами от природных ресурсов.
     Не менее рачительно распоряжается своими нефтяными доходами и Норвегия, один из ведущих экспортеров нефти, не присоединившихся к ОПЕК. Норвегия является четвертой страной мира по величине богатства. В стране не существует таких проблем, как безработица и бедность, она считается лучшей в мире страной для проживания, если судить по показателям качества жизни. В этой стране разработана самая прогрессивная в мире система налогообложения, правительство бережно относится к своему народу и своим деньгам. Как и Аляска, Норвегия инвестирует нефтяные доходы в правительственную структуру.
     Норвежский Нефтяной фонд принадлежит всем норвежцам. Он был создан для погашения государственного долга в 60-е годы, после того, как в стране была открыта нефть. С 1995 г. было принято решение не направлять средства фонда на выплату гражданам дивидендов, которые могли бы составить в настоящее время $1333 в год. Вместо этого средства норвежского фонда направляются на развитие социальной сферы – на оплату восьминедельного ежегодного отпуска, предоставляемого всем работающим гражданам, больничных листов, субсидирование превосходных по качеству и недорогих детских дошкольных учреждений, выплату государственной помощи матерям-одиночкам и финансирование бесплатного образования.
     Норвегия ограничивает количество добываемой нефти, так что этот ресурс рассматривается, как принадлежащий не только нынешнему, но и будущим поколениям.
     В Нигерии наблюдается совсем другая ситуация. Нигерия – шестая по величине нефтедобывающая страна мира, а уровень жизни населения в ней один из самых низких в мире. Нигерия зарабатывает на нефти порядка $10 млрд в год, а компании, ведущие добычу нефти в стране, – $150 млрд в год.
     Дивиденды, выплачиваемые населению, численность которого составляет 130 млн чел., могли бы достигать $115 на человека в год при 10-процентной арендной плате за разработку ресурсов. Вместо этого с ростом нефтяных доходов бедность населения только увеличивается. ВВП на душу населения только за четыре года с 1982 г. по 1986 г. сократился с $860 до $280.
     Почему это произошло? В середине 80-х годов, военный лидер Нигерии генерал Ибрагим Бабанджида последовал рекомендациям Международного валютного фонда, которые были обязательным условием реструктуризации долгов и результатом которых стало огромное сокращение инвестиций в социальную сферу, полная приватизация нефтедобывающего сектора и наращивание добычи нефти в стране. МВФ не дал никаких советов по образованию национального нефтяного фонда, подобного фонду Аляски.
     Доходы исчезли в карманах частных владельцев. По данным министерства юстиции США, в период с 1995 г. по 2002 г. компания Halliburton выплатила в виде взяток нигерийским правительственным чиновникам порядка $300 млн. В таких условиях, далеко не способствующих сохранению уменьшающегося ресурса, поскольку и правительство и нефтяные компании извлекают максимальные прибыли из наращивания добычи нефти.
     Контраст очевиден. В странах, где соблюдаются права гражданина на доходы от природных ресурсов, наблюдается снижений бедности, правительство инвестирует накопленный капитал в повышение благосостояния своего народа, местная экономика развивается, снижая безработицу, наблюдается всеобщее повышение жизненного уровня, предусмотрены меры по предотвращению злоупотреблений общественными средствами.

Джабулани Сихахане. («Business Report», ЮАР)
© «
ИноСМИ.Ru», 19.12.06.


НаверхПочтаПодписка - Главная
/sb/b5/205_1.html
Реклама:
Hosted by uCoz