VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

I. Проверка деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и администрации Сахалинской области по обеспечению защиты интересов Российской Федерации при реализации Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

1. Краткая информация по Соглашению о разделе продукции "Сахалин-1".

      1.1. Двадцать восьмого января 1975 г. Министерство внешней торговли СССР и японская корпорация "Содеко" подписали "Генеральное Соглашение о сотрудничестве в области разведки, обустройства месторождений, добычи нефти и/или природного газа на шельфе острова Сахалин и о поставках этих товаров в Японию". Через 17 лет (1 октября 1992 г.) правопреемником данного Генерального соглашения было назначено Министерство топлива и энергетики РФ. Менее чем через год Распоряжением Правительства РФ от 30 августа 1993 г № 1560-р было принято решение о расширении (за счет добавления Аркутун-Дагинского месторождения) площади, на которую распространяется указанное Соглашение. Этим же Распоряжением Правительство РФ возложило на Минтопэнерго России и администрацию Сахалинской области ответственность за проведение переговоров по возможному совместному освоению расположенных на шельфе Охотского моря острова Сахалин месторождений "Чайво", "Одопту" и "Аркутун-Даги" и увеличило число участников Генерального Соглашения за счет привлечения компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" (далее "Эксон").
      1.2. Поисково-разведочные работы на шельфе острова Сахалин проводились российской компанией "Сахалинморнефтегаз" с 1958 года. Проведены сейсморазведочные работы в объеме 30 тыс. пог. км и пробурены 25 скважин общей глубиной 58836 метров. В период с 1976 по 1989 год в северо-восточной части Сахалинского шельфа открыто три нефтегазоконденсатных месторождений "Одопту", "Чайво" и "Аркутун-Даги".
      1.3. Нефтегазоконденсатное месторождение "Одопту" открыто в 1977 году, расположено в пределах северо-восточного шельфа острова Сахалин в шести километрах восточное береговой линии. Глубина моря в пределах месторождения 26-32 метра. В 1977-1983 годах пробурено три поисковых и двенадцать разведочных скважин общим метражом 31845 метров. Во вскрытом разрезе, в интервале глубин 1200-2000 метров, было выявлено пятнадцать продуктивных горизонтов (пластов), из них три нефтяных, семь нефтегазоконденсатных и пять газоконденсатных. Максимальные дебиты скважин, в процессе их испытания, составили по нефти 400 куб. метров в сутки и газа более 400 куб. метров в сутки. В соответствии с классификацией запасов месторождение по величине балансовых запасов газа и извлекаемых запасов нефти является крупным, по сложности геологического строения – сложным.
      1.4. Газонефтяное месторождение "Чайво" открыто в 1979 году, расположено в 12 километрах к востоку от береговой линии. Глубина моря в пределах месторождения 18-32 метра. В 1979-1981 годах пробурены одна поисковая и четыре разведочных скважины общим метражом 14370 метров. Во вскрытом разрезе, в интервале 1200-2900 метров, выявлено десять продуктивных пластов, из них один нефтяной, один газовый, два нефтегазоконденсатных и шесть газоконденсатных. Максимальные дебиты нефти превышают 300 куб. метров в сутки и газа 500 тыс. куб. метров в сутки. Месторождение считается подготовленным к промышленному освоению и характеризуется сложным строением продуктивных пород, невыдержанным по площади и в соответствии с классификацией запасов относится ко второй группе.
      1.5. Месторождение "Аркутун-Даги" открыто в 1989 году и находится в стадии разведки. В его пределах пробурены четыре поисковые скважины. В разрезе выделены десять продуктивных пластов, в том числе два газоконденсатных, семь нефтегазоконденсатных и один нефтяной.
      1.6. Восемнадцатого декабря 1993 г. Министерство топлива и энергетики РФ корпорации "Содеко", "Эксон" и российская компания "Сахалинморнефтегаз-Шельф" достигли соглашения об объединении своих усилий для оценки целесообразности освоения месторождений "Чайво", "Одопту" и "Аркутун-Даги", а также подготовки и проведения переговоров на условиях Соглашения о разделе продукции.
      1.7. Запасы нефти, газа и конденсата по Чайвинскому и Одоптинскому месторождениям утверждены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых СССР. Балансовые запасы месторождения "Одопту" по нефти составляют: 168,5 млн. тонн, по газу – 101,3 млрд. кубических метров, по нефти и конденсату – 171,4 млн. тонн. Балансовые запасы по месторождению "Чайво" составляют: по нефти – 88,0 млн. тонн; по газу – 147,6 млрд. кубических метров, по нефти и конденсату – 104,1 млн. тонн. Запасы по месторождению "Аркутун-Даги" в Государственную Комиссию запасов Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее ГКЗ) не представлялись.
      Ресурсная база по трем месторождениям представляется достаточно надежной. Суммарные извлекаемые запасы нефти трех месторождений составляют 323,4 млн. тонн и газа – 461,0 млрд. кубических метров.
      1.8. На момент заключения Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" законодательное урегулирование деятельности, связанной с недропользованием и касающееся данных Соглашений, осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" и Законом РСФСР от 4.07.91 г. № 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
      При наличии данных законодательных актов правовой основой для заключения Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2", вплоть до вступления в действие законов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения Соглашений подобного рода, являлся Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами".
      1.9. Правительство Российской Федерации Постановлением от 10.06.95 г. № 684 одобрило представленный Минтопэнерго России и администрацией Сахалинской области проект Соглашения о разработке Чайвинского, Аркутун-Дагинского и Одоптинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин на условиях раздела продукции (Соглашение о разделе продукции "Сахалин-1").
      1.10. Соглашение о разделе продукции "Сахалин-1" было заключено между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области, с одной стороны, и корпорациями "Эксон Нефтегаз Лимитед", "Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Компани. Лтд" (далее "Содеко"), ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" и ЗАО "Роснефть-Сахалин" – с другой. Корпорации "Эксон" и "Содеко", ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" и "Роснефть-Сахалин" в дальнейшем совместно именуются "Консорциум".
      Данное Соглашение было подписано 30 июня 1995 г. От лица Государства его подписали Министр топлива и энергетики Ю.К.Шафраник и Глава администрации Сахалинской области Е.Краснояров. Конкурс на право пользования вышеуказанными участками недр на условиях раздела продукции не проводился. 10 июня 1996 года Соглашение "Сахалин-1" вступило в силу.
      1.11. Право пользования недрами Одоптинского, Чайвинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений закреплено за компанией "Эксон" (действующей от имени Консорциума) лицензиями ШОМ 10412 НЭ ("Одопту"), ШОМ 10413 НЭ ("Чайво") и ШОМ 10411 НЭ ("Аркутун-Даги"), выданными 25 мая – 6 июня 1996 г. Комитетом по геологии и использованию недр Российской Федерации в соответствии с Соглашением "Сахалин-1". Все лицензии имеют статус горного отвода и выданы с описанием границ участка и угловыми точками. Лицензии выданы на срок действия Соглашения о разделе продукции.
      1.12. Назначение Соглашения: разведка, оценка, разработка и добыча углеводородов на договорной акватории по освоению месторождений, предусмотренных Соглашением.
      Соглашение имеет силу в течение периода геологического изучения недр и периода обустройства и добычи. Период геологического изучения недр начинается с даты вступления Соглашения в силу и продолжается в течение пяти контрактных лет, а с учетом возможного продления – более пяти лет. Продолжительность периода обустройства и добычи – двадцать лет. С учетом возможного продления – более 20 лет.
      При выполнении Консорциумом своих обязательств по Соглашению государство обязано предоставить запрошенное Консорциумом продление.
      1.13. Инвесторами Соглашения "Сахалин-1" являются: американская компания "Эксон" – 30% акций; японская компания "Содеко" – 30% акций; российские предприятия – 40% акций, в том числе: ЗАО "Роснефть-Сахалин" – 17% акций, ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" – 23% акций.
      По договору между членами Консорциума оператором проекта определена компания "Эксон". Персонал Консорциума находится в городах: Хьюстон (США), Южно-Сахалинск (Россия) и Лондон (Великобритания). Все важнейшие решения принимаются в центральном офисе в г.Хьюстон.
      Общее управление совместными работами выполняет рабочий комитет, состоящий из четырех человек (по представителю от каждого инвестора). Оператор назначает Генерального директора проекта, который является уполномоченным представителем участников проекта и представляет Консорциум в Российской Федерации.
      1.14. С целью обеспечения возможности выполнения Консорциумом своих обязательств по Соглашению, государство предоставило Консорциуму исключительные права на проведение работ по освоению месторождений и на часть углеводородов, которая причитается Консорциуму по Соглашению.
      В соответствии со ст. III Соглашения "Предоставление прав", государство обязуется своевременно завершить мероприятия, необходимые для того, чтобы обеспечить Консорциуму возможность эффективно использовать права, предоставленные Соглашением. Если государство вовремя не завершит их, в результате чего у Консорциума возникнут препятствия, задержки или невозможности выполнения своих обязательств или осуществления своих прав, то такие обстоятельства будут рассматриваться как форс-мажор.
      Консорциум берет на себя и оплачивает все затраты и расходы по проведению работ по освоению месторождений и будет рассчитывать на углеводороды, которые ему причитаются по Соглашению, для возмещения затрат и расходов. Такие затраты и расходы будут возмещаться в соответствии со ст. XVI Соглашения. Возмещаемые затраты включают все затраты и расходы, понесенные Консорциумом в связи с освоением месторождений по данному Соглашению, за исключением только тех затрат и расходов, которые исключены из возмещаемых затрат согласно положениям параграфа 16.3 Соглашения.
      1.15. Соглашением о разделе продукции "Сахалин-1" определены следующие выплаты Консорциума российской стороне:
      – бонус на дату вступления Соглашения в силу – 15 млн. долларов США,
      – платежи за пользование договорной акваторией – по годам от 50 до 400 долларов США за один кв. километр в год;
      – платежи за право на геологическое изучение недр (ренталс) – 150-225 долларов США за один кв. километр акватории в год в течение периода геологического изучения недр;
      – бонус на начало реализации углеводородов с каждого рентабельного месторождения: Чайвинского – 15 млн. долларов США, Одоптинского – 10 млн. долларов США и Аркутун-Дагинского – 20 млн. долларов США;
      – платежи за право пользования недрами (роялти) – 8% углеводородов, добытых и доставленных на Пункт доставки и раздела продукции, или 8% стоимости этих углеводородов.
      Кроме этого, инвестор возмещает затраты, понесенные государством на поиск и разведку Аркутун-Дагинского, Чайвинского и Одоптинского месторождений в сумме 71 млн. долларов США, а также после одобрения российской стороной программы работ и сметы затрат на обустройство и добычу углеводородов первого рентабельного месторождения по Проекту равными долями в течение 5 лет осуществляет взносы в фонд развития Сахалина – 100 млн. долларов США
      Платежи в фонд развития Сахалина и расходы по компенсации ранее понесенных государством затрат на поиск и разведку месторождений по условиям Соглашения относятся к возмещаемым затратам и подлежат возмещению за счет компенсационной продукции. На сумму этих платежей будет занижена прибыльная продукция, в том числе и доля Российской Федерации.
      1.16 Концепцией первоочередного освоения месторождения "Чайво" предусматривается использовать две стационарные платформы и подводно-устьевой комплекс с охватом скважинами всей площади нефтяных оторочек.
      На первом этапе освоения месторождения, по предложению оператора, предполагается использовать бетонную буровую платформу "CIDS" постройки 1983-1984 гг., которая находится на отстое в море Бофорта (по аналогии с платформой "Моликпак" по проекту "Сахалин-2"). Закупка платформы предположительно намечена на начало 2001 года
.
      1.17. Консорциумом разработана концепция транспорта нефти по трубопроводу в поселке Де-Кастри (Хабаровский край). Пропускная способность нефтепровода составляет 12 млн. тонн в год. Круглогодичный экспорт нефти намечается осуществлять танкерами ледового класса с терминала Де-Кастри. Строительство такой схемы оценивается в 526 млн. долларов.
      1.18. Транспорт газа рассматривается по одному из двух вариантов прокладки газопровода либо на юг острова Сахалин по территории острова, либо по восточной морской трассе с выходом на Японию. Возможность экспорта газа в Китай рассматривается по трассе газопровода через Хабаровский край. Консорциум продолжает работы по обоснованию вариантов направления этих газопроводов.
      1.19. Администрацией Сахалинской области разработана "Концепция создания единой инфраструктуры при освоении месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина", что в перспективе позволит создать местные мощности по нефтепереработке и газо-химического производства, избежать Сахалинской области участи "сырьевого придатка", значительно увеличить объем собственной "островной" продукции, укрепить налогооблагаемую базу, создать десятки тысяч новых рабочих мест и снять социальную напряженность.
      Концепция заключается прежде всего в строительстве на долевых началах магистрального сухопутного трубопровода с терминалом по отгрузке нефти на юге острова, на базе крупномасштабной добычи углеводородов с целью экспорта и удовлетворения местных потребителей области и всего Дальнего Востока. Концепция имеет исключительно важное социально-экономическое значение для острова Сахалина. Программа оценивается в 1026 млн. долларов США. Окончательное решение, согласованное с недропользователями еще не принято.


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_11.htm
Реклама:
Hosted by uCoz