VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

III. Проверка реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2", выполнения недропользователями условий данных Соглашений и законодательства Российской Федерации при освоении участков недр, учете добычи, сборе и перекачке нефти и газа.

2. Проверка состояния реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-2", выполнения недрополъзователями условий данного Соглашения и законодательства Российской Федерации при освоении участков недр, учете добычи, сборе и перекачке нефти и газа.

      2.1. Общая численность сотрудников персонала компании "Сахалин Энерджи" по состоянию на 1 июля 1999 года составляла 337 человек, из них 248 человек, или 74%, являются российскими гражданами, работающими на постоянной основе и подписавшими трудовой договор с компанией. Из числа российских сотрудников на технических должностях занято 104 человека, на инженерных – 79 и на руководящих – 12 человек.
      Общее количество российских специалистов, работающих на прямых договорах подряда, а также занятых у основных подрядчиков компании "Сахалин Энерджи" составило около 1000 человек, или почти 60% от общего числа, занятых в реализации Проекта.
      В соответствии с программами по подготовке и повышению квалификации кадров за период с июля 1996 года по июль 1999 года прошли курс обучения 1344 человека, в том числе в 1998 году – 689 человек и в первом полугодии 1999 года – 562 человека, на что израсходовано 664 тыс. долларов США.
      2.2. Финансирование работ по Соглашению "Сахалин-2" осуществляется акционерами компании "Сахалин Энерджи", а также за счет привлеченных иностранных кредитов.
      2.2.1. В соответствии с отчетом компании "Сахалин Энерджи" от 5 июня 1999 г. для реализации Проекта "Сахалин-2" потребуется 5,093 млрд. долларов США. Затраты на освоение Пильтун-Астохского месторождения по первому этапу инвестиций, согласно утвержденной наблюдательным советом сметы расходов, должны составить 660 млн. долларов.
      2.2.2. Для финансирования первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения Европейский Банк Реконструкции и Развития, Корпорация для частных инвестиций за рубежом (ОПИК) и Экспортно-импортный банк Японии (Джексим) согласованно предоставили компании "Сахалин Энерджи" кредит в сумме 348 млн. долларов США, что составляет 50,3% сметы расходов на освоение. Кредит был получен сроком на 10 лет по средней ставке ЛИБОР + 2,125% годовых (до завершения Проекта) и по средней ставке ЛИБОР + 3,292% годовых (по завершении Проекта). Кредитование осуществлялось под обеспечение гарантий спонсоров (до завершения проекта), а также под предоставляемое кредиторам обременение на все движимое и недвижимое имущество компании "Сахалин Энерджи", включая права по Соглашению о разделе продукции и страховые полисы.
      Наблюдательный совет был поставлен в известность только после подписания всех документов на кредит (протокол заседания наблюдательного совета от 23 апреля 1997 г.), что является прямым нарушением ст. 11(а) Соглашения.

      2.2.3. Поставщиком финансовых услуг была назначена родственная организация компания-учредитель – "Мицуи Сахалин Девелопмент Компани Лтд.".
      2.2.4. Общий объем капитальных вложений по проекту "Сахалин-2" оценивается до 10 млрд. долларов США.
      2.3. Работы по геологическому доизучению Пильтун-Астохского месторождения и реализация первого этапа его освоения по Соглашению о разделе продукции "Сахалин-2" компания "Сахалин Энерджи" начала после объявления начальной даты (15.06.96 г.) Соглашения и даты начала первого этапа освоения (31.12.97 г.) данного месторождения.
      Период доизучения по Пильтун-Астохскому лицензионному участку в соответствии с Соглашением "Сахалин-2" (п.п. 7(а) и 8(а)) установлен продолжительностью в 24 месяца и по Лунскому лицензионному участку – 36 месяцев.
      2.4. Общие планы разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений основаны на получении первой нефти Пильтун-Астохского месторождения в середине 1999 г., достижении круглогодичной добычи нефти к концу 2003 года и начале поставок газа Лунского месторождения в виде сжиженного природного газа в середине 2005 года.
      2.4.1. В программах работ по освоению Пильтун-Астохского и Лунского месторождений сформулированы основные задачи и цели и предусмотрены следующие направления деятельности:
      – по Пильтун-Астохскому месторождению – работы по оценке месторождения, работы по изучению месторождения, работы до начала освоения месторождения, первый этап освоения месторождения (Астохская площадь), полное освоение месторождения, транспортировка и переработка продукции.
      – по Лунскому месторождению – работы по оценке месторождения, работы по изучению месторождения, освоение месторождения, транспортировка и переработка продукции.
      2.4.2. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых Минприроды России и Центральная комиссия по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Минтопэнерго России признали Астохский участок месторождения подготовленным к освоению и в соответствии с Соглашением "Сахалин-2" по нему была объявлена дата начала освоения 31 декабря 1997 года. На данном участке намечается пробурить 14 скважин.
      В сентябре 1998 года на Астохском участке месторождения была установлена морская эксплуатационная ледостойкая платформа "Моликпак", с которой забиты восемь колонн 30-дюймовых направляющих труб. В 1998-1999 годах с платформы "Моликпак" проведено бурение и освоение эксплуатационных скважин ПА-101, ПА-103, ПА-105 и ПА-106.
      Ввод в эксплуатацию данного участка Пильтун-Астохского месторождения позволит по расчетам компании "Сахалин Энерджи" добыть нефти: во втором полугодии 1999 года – 1 млн. тонн; в 2000 году – 2,2 млн. тонн; в 2001 году – 2,3 млн. тонн; в 2002 году – 1,9 млн. тонн, в 2003 году – 1,6 млн. тонн.
      На Пильтунском участке программой на 1999 год предусматривается бурение скважины ПА-17 (должна была быть пробурена еще в 1998 году), что явилось одним из факторов переноса срока представления плана полного освоения Пильтун-Астохского месторождения, который резолюцией наблюдательного совета № 5В/97/05 от 25 июня 1997 года был определен 15 июня 1999 года должна возрасти и составить по двум месторождениям максимально к 2004 году 9 млн. тонн нефти и к 2010 году – 15 млрд. кубических метров газа.
      За весь период эксплуатации месторождения намечается добыть 94 млн. тонн нефти и конденсата и 310 млрд. кубометров газа.

      2.4.3. Для уточнения глубины залегания пластов, выявления разломов, определения амплитуд сейсмических колебаний и направления русла месторождения, литологического состава пластов и петрофизических данных, испытания скважин на длительность и дебит притока нефти компанией "Сахалин Энерджи" на указанных месторождениях в 1997 году выполнена трехмерная сейсморазведка на площади 1330 квадратных километров, на Пильтун-Астохском месторождении в 1998 году пробурена разведочная скважина ПА-16, глубиной 2480 метров, при проектной глубине 3200 метров. Проведено 3 испытания испытателем пластов на бурильных трубах, получены промышленные притоки нефти. Была продолжена обработка с последующей интерпретацией данных трехмерной сейсморазведки для создания, расчетной модели месторождения.
      2.4.4. Базируясь на предварительных данных обработки и интерпретации трехмерной сейсморазведки, данных бурения и испытания разведочной скважины ПА-16, компания "Сахалин Энерджи" полагает, что геологическое строение Пильтун-Астохского месторождения более сложное, чем оценивалось ранее, геологические запасы нефти требуют своего уточнения, продуктивность скважины ПА-16, а также коллекторские свойства пласта оказались ниже, чем принималось ранее в расчетах. Все это требует проведения работ по доизучению месторождения.
      2.4.5. Компания "Сахалин Энерджи", признавая необходимость изучения невскрытых ранее глубоких горизонтов, уточнения коллекторских свойств и продуктивности пластов на Пильтунском участке по решению наблюдательного совета, переносит решение этих задач на 2000-2001 годы. В связи с этим компания предлагает концепцию пошагового освоения Пильтун-Астохского месторождения и, исходя из этой концепции, разрабатывает документацию по освоению отдельных участков, а не месторождения в целом. Это может привести к переносу срока освоения месторождения в целом на более отдаленный период, вплоть до несвоевременного вовлечения в разработку отдельных блоков на Пильтунском участке. Российская сторона данную концепцию не поддержала и на заседании наблюдательного совета 8 июня 1999 года потребовала представить план полного освоения всех участков Пильтун-Астохского месторождения в 2001 году (резолюция № 5В/99/02).
      2.4.6. Работы по Лунскому месторождению находятся в стадии подготовки плана освоения, предусматривающего начало поставок сжиженного природного газа в 2005 году. Первоначальный срок представления плана был определен 15 июня 1999 года. В течение периода изучения с начальной даты (15.06.96 г.) до даты окончания периода изучения (15 06.99 г.) компания "Сахалин Энерджи" не смогла полностью выполнить программу изучения Лунского лицензионного участка в части определения внутренних и экспортных рынков сбыта газа.
      Подготовка плана освоения ставится в зависимость от успехов в области маркетинга и организации финансирования Проекта. Компания считает, что рынок экспорта газа на сегодняшний день не сформирован из-за кризисных явлений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
      Неопределенность в решении вопросов потребителей газа не позволяет завершить подготовку плана освоения и других документов, предусмотренных Соглашением о разделе продукции "Сахалин-2", с тем, чтобы объявить согласно процедуре, установленной в Соглашении, дату начала освоения Лунского месторождения.

      2.4.7. Наблюдательный совет на заседании 8 июня 1999 года (резолюция № 5В/99/03) с учетом состояния дел по маркетингу продлил период изучения Лунского лицензионного участка на 24 месяца (до 15 июня 2001 г.) в соответствии со ст. 8(с) Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2". При этом компания "Сахалин Энерджи" обязуется представить к указанному сроку все необходимые документы, перечисленные в Соглашении, для объявления даты начала освоения Лунского месторождения и проведения работ по подготовке месторождения к промышленному освоению. Таким образом, продление срока представления плана освоения Лунского лицензионного участка может отодвинуть начало добычи газа на месторождении до 2007 года.
      2.4.8. Для транспортировки нефти планируется использовать танкеры грузоподъемностью от 80 тыс. тонн до 100 тыс. тонн. В соответствии с п. 14 ("Использование и распределение углеводородов") Соглашения "Сахалин-2" суммарный объем углеводородов, добываемых на лицензионных участках, замеряется у фланца на выходе берегового технологического комплекса.
      В перспективе запланировано построить около 800 километров подводных и наземных нефтегазопроводов. Наземный газопровод протянется с севера на юг почти через весь остров Сахалин, что создаст базу для развития энергетической инфраструктуры острова. Кроме этого, будет построен береговой технологический комплекс для подготовки к транспортировке нефти и газа, две компрессорных станции, завод по производству сжиженного газа, нефтяной и газовый терминалы для отгрузки жидких углеводородов. Наряду с этим будут сооружаться ряд вспомогательных строительных объектов, жилой поселок в городе Южно-Сахалинске и другие объекты.
      Проведенная специализированной организацией экспертиза проектных решений позволила сделать вывод, что данные решения и применяемое оборудование соответствуют принятым в Российской Федерации нормативам к аналогичным сооружениям, что явилось основанием для Госгортехнадзора России выдать разрешение на его эксплуатацию.
      В целом компания "Сахалин Энерджи" предусматривает создать основу для полномасштабной разработки Пильтун-Астохского лицензионного участка в комплексе с разработкой Лунского лицензионного участка и месторождений других проектов.
      Рассматривается вопрос о создании основных объектов совместной инфраструктуры с участниками Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Все предыдущие обсуждения по этому вопросу пока не дали положительных результатов. Отсутствие соответствующих договоров между инвесторами приводит к параллельным исследованиям по нефтепроводам, терминалам, по морскому трубопроводу вдоль восточного побережья острова и т.д.
      В условиях Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" затраты на реализацию государственной продукции перекладываются на плечи государства. Для ее реализации необходимо будет либо выбирать по конкурсу, либо создавать специализированную коммерческую структуру, что также требует дополнительных затрат. В ряде зарубежных стран этим занимается национальная (государственная) компания.
      2.5. Наблюдательный совет рассмотрел трехлетний отчет компании "Сахалин Энерджи" о ходе выполнения работ на Пильтун-Астохском лицензионном участке. В связи с отсутствием необходимой нормативной базы, сложностями геологического изучения, резким падением цен на нефть в этот период совет счел целесообразным перенести представление удовлетворяющего стороны экономически обоснованного плана полного освоения Пильтун-Астохского месторождения на 15 июня 2001 года (резолюция № 5В/99/02 от 08.06.99 г.), что не противоречит условиям Соглашения о разделе продукции.
      2.6. Годовая программа работ и годовая смета на работы, предлагаемые компанией "Сахалин Энерджи" к выполнению Проекта, должны согласно условиям Соглашения представляться компанией наблюдательному совету не позднее 15 сентября каждого финансового года.
      Предварительная годовая программа работ и годовая смета согласно п. 10(а) Соглашения "Сахалин-2" должны составляться на основе плана освоения и сметы расходов на освоение.
      2.6.1. Программы работ и сметы расходов за период с 31.03.92 г. по 30.06.96 г. (до начальной даты) не утверждались – с момента создания наблюдательного совета (сентябрь 1994 года), первое его заседание было проведено лить 24 июля 1996 года.
      Затраты за этот период, представленные инвестором наблюдательному совету, составили 124801 тыс. долларов США, в том числе: до подписания Соглашения – 87598 тыс. долларов США и после подписания Соглашения о разделе продукции – 37203 тыс. долларов США. Согласование этих затрат с наблюдательным советом и их утверждение не проводилось.
      Программа работ на второе полугодие 1996 года утверждена на первом заседании наблюдательного совета 24.07.96 г. (резолюция № 5В/96/02) в сумме 63154,9 тыс. долларов США, тогда же (резолюция № 5В/96/01) было поддержано предложение компании "Сахалин Энерджи" по освоению Пильтун-Астохского месторождения, основанное на концепции поэтапного освоения месторождения.
      Увеличение сметы на второе полугодие 1996 года на сумму 2800 тыс. долларов, а также программа работ и смета расходов на 1997 год в сумме 130319 тыс. долларов США утверждены 20.11.96 г. (резолюции № 5В/96/05 и № 5В/96/06), или на 2 месяца позже установленного срока.
      Увеличение этой сметы расходов на 1997 год до 260986 тыс. долларов США, или в 2 раза, утверждено на заседании наблюдательного совета от 25.07.97 г. (резолюция № 5В/97/09).
      Программы работ и сметы расходов в сумме 443670,9 тыс. долларов США на 1998 год и в сумме 261286 тыс. долларов США на 1999 год утверждены также с нарушением сроков на заседаниях наблюдательного совета 11.12.97 г.; 08.12.98 г. (резолюции № 8В/97/12 и № 5В/98/06).
      Таким образом, весь объем работ, предусмотренных годовыми программами, с 30.06.96 г. по 31.12.99 г., включая период до начальной даты, составил 1156698,8 тыс. долларов США.
      2.6.2. Годовые программы работ компания "Сахалин Энерджи" представляла наблюдательному совету по направлениям деятельности и видам работ. Однако исполнение указанных программ в таком же разрезе по годам не осуществляла.
      При проверке реализации Соглашения по проекту "Сахалин-2" проанализирован отчетный период с 31.03.92 г. по 31.12.98 г.

      2.6.3. Программы работ компании "Сахалин Энерджи" по направлениям деятельности и их исполнение за 1996-1998 годы, включая период до начальной даты, выглядят следующим образом:

      Таблица 2 (тыс. долларов США)

      Анализ данных программ показывает, что освоение инвестиций по направлениям деятельности компанией "Сахалин Энерджи" осуществлялось крайне неравномерно, в результате чего инвестиции, предусмотренные в программах на одни направления деятельности, фактически использованы на другие направления:
      – по Пильтун-Астохскому месторождению освоено инвестиций всего на 105,8%, из них только по первому этапу, Астохская площадь – 138,9%,
      – по Лунскому месторождению освоено всего лишь на 54,2%;
      – на управленческий персонал за весь период деятельности использовано – 107,3%, при этом только в 1998 году – 141%, против предусмотренной сметы;
      – на строительство офиса и жилого поселка освоено – 100,7%;
      – общие расходы на исследования для двух месторождений составили – 75,9%.
      Смета расходов по первому этапу Пильтун-Астохского месторождения была превышена на 68957 тыс. долларов США, или на 11,2%. Увеличение расходов компании "Сахалин Энерджи" в основном связано с выполнением крупных подрядных контрактов по платформе "Моликпак", которые были заключены с зарубежными фирмами, в том числе с отраженными в таблице:

      Таблица № 3
Вид работКомпанияСумма
(тыс. долларов США)
1.Проектно-конструкторские работыФирма "Сендвел"5995
2.Переоборудование платформы "Моликпак"Фирма ДЭУ19245
3.Морские операцииФирма "Ван ОРД"21791
4.Установка ОЯП"Ван ОРД"4425
5.Эксплуатационное бурениеФирма "Паркер"10063
Итого:61519

      Только по указанным пяти контрактам превышение фактических затрат над сметными составило 61519 тыс. долларов США.
      2.6.4. Общие расходы компании "Сахалин Энерджи" составили всего 957,3 млн. долларов США (106,9% от сметных назначений), за счет платежей, не относимых к возмещаемым затратам, они превысили сметные расходы на 43,9 млн. долларов США, в том числе:
      – бонусы согласно условиям Соглашения на начальную дату и на дату начала освоения Пильтун-Астохского месторождения – 30 млн. долларов США;
      – проценты за предоставленный кредит – 11,9 млн. долларов США;
      – "замороженные" в Инкомбанке в результате его банкротства – 2 млн. долларов США. Произведенные затраты по месторождениям распределены следующим образом:
      – по Пильтун-Астохскому – 637 млн. долларов США, или 66,5% от общих расходов, в том числе по первому этапу освоения этого месторождения – 519,6 млн. долларов США (54,3%),
      – по Лунскому – 80,3 млн. долларов США (8,4% от общих расходов);
      – расходы, относящиеся к двум месторождениям (бонусы, платежи в фонд развития Сахалина, расходы на строительство офиса и жилого поселка и нераспределенные по месторождениям расходы до начальной даты), – 240 млн. долларов США (25,1%).
      2.7. В соответствии с п. 3 приложения А к Соглашению компания "Сахалин Энерджи" ведет регистры бухгалтерского учета и учетные документы в долларах США. Затраты и поступления в рублях пересчитываются в доллары США. Все остальные затраты и поступления в валюте, отличной от долларов США, пересчитываются в доллары США по среднему курсу покупки и продажи, указываемому в нью-йоркском издании газеты "Уолл стрит джорнал" в последний рабочий день месяца, предшествующего тому, в котором учитываются эти затраты и поступления.
      2.8. При проверке компании "Сахалин Энерджи" за период с 31.06.96 г. по 31.12.98 г., включая период до начальной даты, проведен сопоставительный анализ:
      – расходов по элементам затрат, предусмотренных годовыми сметами расходов:
      – затрат, представленных в годовых отчетах компании "Сахалин Энерджи".
      – фактических расходов компании "Сахалин Энерджи" по записям в бухгалтерских регистрах.
      2.9. Проверкой установлено, что расходы по статьям затрат, предусмотренным утвержденными сметами расходов, и фактически произведенные расходы по ним, с разбивкой по годам и в целом за весь период, составили:

      Таблица № 4 (тыс. долларов США)

      1). Из выплат, произведенных до начальной даты (период с июля 1992 г. по 1 июля 1996 г.), расходы на подготовку технико-экономического обоснования составили 60190 тыс. долларов, на бонус после утверждения подготовке ТЭО от 30.03.92 г. – 15000 тыс. долларов, на инженерно-технические изыскания – 12408 тыс. долларов, на офисы в городах Москве и Южно-Сахалинске – 20889 тыс. долларов, на проекты и исследования – 16314 тыс. долларов.
      2). Из выплат персоналу расходы на российский персонал составили 9248 тыс. долларов США, или 22.4%, на иностранный – 28511 тыс. долларов, или 69,2% (при этом численность российского персонала составляет 74% от общей численности персонала, занятого в проекте, а иностранного – 26,4%), на переезд, компенсации иностранному персоналу разницы в стоимости жизни, оплату жилья и другие общепринятые льготы и выплаты персоналу и членам их семей – 3451,5 тыс. долларов США, или 8,4%.
      3). Из выплат на командировочные расходы и на связь, а также на деловые расходы затраты на проведение заседаний наблюдательного совета составили 588.3 тыс. долларов, или 2,25% из общих расходов по этой статье.
      4). Затраты, необходимые для ремонта или восстановления имущества при его повреждении или гибели в результате пожара, наводнения, бури, ледового воздействия, кражи, аварии или иной причины, отличной от преднамеренных неправомерных действий компании "Сахалин Энерджи", родственных ей организаций и ее субподрядчиков сметами расходов не предусматривались и не производились.
      2.9.1. Сметой расходов на 1996 год предусматривались бонусы на начальную дату в сумме 15 млн. долларов США (см. раздел V.IV настоящего отчета), которые не должны включаться в возмещаемые затраты. Фактически эта сумма выплачена российской стороне и в сметные затраты не включена.
      2.9.2. Предусматриваемые по условиям Соглашения и подлежащие возмещению выплаты в фонд развития Сахалина 40 млн. долларов США компанией "Сахалин Энерджи" были произведены, но в сметы расходов они не включались.
      2.9.3. Проведенный анализ показал, что:
      1). Смета расходов за 1998 год компанией "Сахалин Энерджи" была представлена с нарушением п. 4 "Затраты" приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к Соглашению в части отнесения расходов по элементам затрат.
      2). В 1996 году было предусмотрено 17 статей по элементам затрат, в 1997 году – 12, то в 1998 году – только 6 статей.
      3). В утвержденных в 1998 году шести статьях не были предусмотрены затраты по оплате платежей подрядчикам, услуг советникам и консультантам, юридической помощи, платежей на содержание офиса, арендных платежей и страховых взносов, на персонал родственных организаций. Вместо них введены укрупненные статьи затрат по оплате услуг третьих лиц, на персонал поставщика услуг, прямые издержки поставщика и так далее, причем из этих статей практически производились почти все расходы, предусмотренные Соглашением, в результате чего статьи, утвержденные сметой расходов, в дальнейшем перераспределены по другим, указанным ниже статьям.


      Таблица 5 (тыс. долларов)

      2.10. В соответствии с п. 16(с) Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2" компания "Сахалин Энерджи" обязана ежегодно (в апреле) представлять наблюдательному совету годовой отчет за истекший финансовый год, проверенный аудиторской фирмой. В качестве независимой аудиторской организации наблюдательным советом назначена фирма "Прайс Уотерхаус" для проведения на паритетной основе с российской фирмой "Росэкспертиза" ежегодного аудита бухгалтерской отчетности компании "Сахалин Энерджи" (резолюции № SB/97/03 и № SB/97/14).
      Указанными фирмами проведены проверки использования и распределения углеводородов, выручки от продажи углеводородов и дополнительной выручки за 1996, 1997 и 1998 годы.
      2.11. В соответствии с п. 1 ("Определения; толкование") Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции понятие годовая смета применительно к годовой программе работ означает сметные затраты на выполнение такой программы; годовой отчет означает отчет, отражающий затраты и использование углеводородов, выручки от их реализации и дополнительную выручку в данном финансовом году. Предусмотренные п. 16(с) "Затраты" означают любые затраты, перечисленные в п. 4 приложения А "Принципы бухгалтерского учета".
      2.11.1. Годовой отчет за период с 30 марта 1992 года по 31 декабря 1998 года по проекту "Сахалин-2" представлен в следующем виде:

      Таблица № 6 (тыс. долларов США)

      2.11.2. Компания "Сахалин Энерджи" представила российской стороне годовые отчеты за 1996, 1997 и 1998 годы без детальной расшифровки.
      2.11.3. В заключении аудиторских фирм по годовым отчетам вместо подробного анализа затрат, понесенных компанией "Сахалин Энерджи" при выполнении соответствующих статей программы работ, дано описание основных подходов к составлению годового отчета и основные положения учетной политики с кратким определением затрат, произведенных компанией "Сахалин Энерджи" в связи с осуществлением проекта "Сахалин-2", дословно переписанные из приложения А к Соглашению.
      В разделе "Общий подход к составлению годового отчета" отмечается, что "компания подготовила годовой отчет в соответствии с требованиями приложения о принципах бухгалтерского учета к Соглашению о разделе продукции".
      С выводами независимых аудиторов о соответствии годового отчета требованиям приложения А к Соглашению о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" "Принципы бухгалтерского учета" трудно согласиться. Как установлено проверкой, годовые отчеты, представленные компанией "Сахалин Энерджи" российской стороне, составляются с отклонениями от указанных Принципов бухгалтерского учета и не соответствуют условиям, предусмотренным Проектом "Сахалин-2".

      2.11.4. В годовом отчете компании "Сахалин Энерджи" отсутствуют сопоставления затрат с данными по годовым сметам расходов, что не дает достоверной и полной информации о фактически произведенных затратах по каждому элементу затрат.
      Проверкой установлено, что статьи затрат, показанные в годовых отчетах компании "Сахалин Энерджи", составлены с отклонениями от статей фактически произведенных затрат и статей, утвержденных сметами расходов. При составлении годовых отчетов компания "Сахалин Энерджи" объединила в одно понятие фактические расходы по некоторым постатейным затратам, утвержденным в сметах расходов отдельными строками, в результате чего статьи затрат годового отчета стали несопоставимыми со статьями затрат по сметам расходов. Так:
      1). В "Затраты на приобретение основных средств и услуги подрядчиков" в сумме 553996 тыс. долларов США включены расходы по следующим статьям:
      – основные активы – 82742,6 тыс. долларов;
      – услуги третьих лиц в части расходов по незавершенному строительству объектов производственного и непроизводственного назначения – 288648 тыс. долларов;
      – платежи подрядчикам – 126982,5 тыс. долларов;
      – прямые издержки или оплата услуг компании "Сахалин Энерджи" родственных ей и сторонних организаций по расходам на инфраструктуру офиса и жилого поселка – 8235,9 тыс. долларов;
      – на персонал поставщика услуг – 21346 тыс. долларов;
      – плата за оборудование и материалы – 24876 тыс. долларов;
      – прочие расходы в части расходов на инфраструктуру офиса и жилья – 465 тыс. долларов;
      – затраты на приобретение земельных прав – 650 тыс. долларов.
      2). В "Затраты по услугам, оказанным компании "Сахалин Энерджи" родственными ей и сторонними организациями" в сумме 65627 тыс. долларов США, включены затраты персоналу этих организаций на оплату труда и командировочные расходы по следующим статьям:
      – на персонал родственных организаций вне России – 10382 тыс. долларов США,
      – прямые издержки поставщика услуг в части расходов на персонал родственных организаций – 23955 тыс. долларов США,
      – на персонал поставщика услуг в части расходов на персонал родственных организаций – 20420 тыс. долларов США,
      – на персонал поставщика финансовых, маркетинговых услуг и других консультаций -10870 тыс. долларов США.
      3). В "Затраты на услуги советников, и консультантов" в сумме 30321 тыс. долларов США включены следующие расходы:
      – оплата услуг советников и консультантов – 10268 тыс. долларов США;
      – судебные издержки и оплата юридической помощи – 1807 тыс. долларов США;
      – услуги третьих лиц в части оплаты расходов на советников и консультантов – 15024 тыс. долларов США, а также судебных издержек и юридической помощи – 2304 тыс. долларов США;
      – услуги родственных организаций в части оплаты расходов на советников и консультантов – 440 тыс. долларов США;
      – косвенные издержки поставщика услуг, в части оказания консультационной помощи – 478 тыс. долларов США
      4). В "Затраты на командировочные расходы" в сумме 25805 тыс. долларов США включены командировочные расходы и расходы на связь – 1818 тыс. долларов США, а также деловые расходы – 23987 тыс. долларов США.
      5). В "Затраты на содержание офиса" в сумме 28345 тыс. долларов США включены:
      – затраты на содержание и эксплуатацию офисов, поселков, объектов, систем связи и транспортные расходы – 4544 тыс. долларов США, арендные платежи – 702 тыс. долларов США, страхование – 1104 тыс. долларов США;
      – услуги третьих лиц в части оплаты за офис – 15786 тыс. долларов США, арендные платежи – 4137 тыс. долларов США, страхование – 2072 тыс. долларов США.
      6). В "Затраты на подготовку кадров" в сумме 664 тыс. долларов США включены деловые расходы – 301 тыс. долларов США, подготовка кадров – 348,3 тыс. долларов США, услуги, оказанные компании "Сахалин Энерджи" родственными организациями, в части платы за обучение – 14,4 тыс. долларов США.
      7). В "Затраты по обмену валюты" в сумме 331 тыс. долларов включены расходы по обмену валюты, произведенные из прочих расходов.
      Проверкой установлено, что в годовых отчетах компании "Сахалин Энерджи" не отражены отдельными строками, как это предусмотрено сметами расходов, а перераспределены по другим статьям расходы по арендным платежам, страхованию, судебным издержкам и оплате юридической помощи, на персонал поставщика услуг, косвенные издержки и прямые издержки поставщика услуг.
      2.11.5. Годовые отчеты за 1997 и 1998 годы в нарушение п. 5(viii) Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2" на заседании наблюдательного совета не рассматривались.
      Руководство Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области неоднократно обращалось к президенту компании "Сахалин Энерджи" по вопросам, относящимся к годовому отчету. Несмотря на это, в представленных материалах отсутствует отчет об исполнении сметы расходов, в котором приводилось бы сравнение фактически произведенных расходов (по годам и нарастающим итогом с начала работ по Проекту) с разбивкой по направлениям деятельности, видам работ и элементам затрат, как это предусмотрено сметами расходов к утвержденным программам работ.
      По настоянию российской стороны компания "Сахалин Энерджи" представила рабочей группе наблюдательного совета в августе 1999 года бухгалтерский баланс за 1998 год, разделение затрат по проектам освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с начала проведения работ и отчет об исполнении сметы расходов за 1998 год.
      2.12. Проведенный в ходе настоящей проверки анализ статей затрат, предусмотренных сметами расходов, исполнения сметы расходов по утвержденным статьям затрат, а также фактически произведенных расходов по элементам затрат и затрат, отраженных в годовых отчетах компании "Сахалин Энерджи", показал:

      Таблица 7 (тыс. долларов США)

      2.13. Бухгалтерский учет согласно п.п. 20(а) и 24(а) Соглашения "Сахалин-2" компания "Сахалин Энерджи" должна осуществлять в соответствии с "Принципами бухгалтерского учета" (приложение А к Соглашению), а также в соответствии с законами, подзаконными актами, другими актами государственных органов, действующими на территории Российской Федерации, которые официально введены в действие и общедоступны. В то же время п. 1 приложения А "Принципы бухгалтерского учета" предусматривает, что в случае расхождений между указанным приложением и положениями Соглашения, приложение, к которому оно составляет, определяющими являются положения Соглашения.
      На дату подписания Соглашения "Сахалин-2" действовало Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 20.03.92 г. № 10, а затем – от 26.09.94 г. № 170 (с дополнениями и изменениями), которым установлены единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации только для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
      Указанное Положение утратило силу с введением в действие Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н и разработанного на основании Закона "О бухгалтерском учете". Данное Положение (п. 2) предусматривает, что филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
      2.14. Согласно п. 3(а) приложения А Соглашения бухгалтерский учет должен осуществляться по кассовому методу. Затраты должны регистрироваться, исходя из фактически уплаченной общей суммы, включая налоги, транспортные сборы и другие связанные с этим расходы, за вычетом всех фактически полученных при этом скидок и вычетов, и относиться к категории капитальных затрат, либо текущих затрат.
      Компания "Сахалин Энерджи" осуществляла учет по методу начисления затрат (по GAAP США – Общепринятые принципы бухгалтерского учета). При формировании годового отчета из общей суммы всех начисленных затрат для приведения учета к кассовому методу вычтены начисленные, но неоплаченные затраты. Для этих целей компания "Сахалин Энерджи" ввела в годовой отчет статью "поправка при пересчете по кассовому методу", которая за весь период составила 100231 тыс. долларов США. Следует отметить, что сумма по этой статье уменьшает общую сумму произведенных расходов без ее распределения по элементам затрат. Это упрощает бухгалтерский учет компании, но не дает реальной возможности провести достоверный анализ фактически произведенных компанией затрат по каждой статье расходов.
      Затраты, отраженные в годовом отчете после внесения поправок при пересчете по кассовому методу, подлежащие возмещению компании "Сахалин Энерджи", по состоянию на 31 декабря 1998 года, составили 813127 тыс. долларов США, или 90,8% от сметных назначений2.

      2В ходе настоящей проверки не был проанализирован ключевой вопрос: какова (на основании платежных документов) доля затрат недропользователя, подлежащих возмещению в соответствии с подрядными контрактами недропользователя с российскими фирмами. Исследование данного вопроса необходимо продолжить в ходе ближайших контрольных мероприятий.
      2.15. В октябре 1997 года по инициативе члена Консорциума компании "Содеко" инвесторы проверили совместный счет и бухгалтерские документы оператора за 1996 год. Проверка проводилась в центральном офисе в городе Хьюстон, в проверке приняли участие главные бухгалтеры ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" и "Роснефть-Сахалин". Проверка проводилась с целью сверки фактических расходов с расходами, утвержденными на 1996 год. Сверка осуществлялась путем сравнения этих расходов с записями в бухгалтерской книге. Расхождений в записях проверка не установила.
      2.16. В 1998 году российская сторона провела ревизию учетной документации за 1996-1997 годы по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Инициатором проверки был Минтопэнерго России. Ревизия проводилась ООО "Финансовые и бухгалтерские консультанты" (далее ФБК), выигравшей тендер среди российских аудиторско-консультационных фирм.
      ФБК в компании "Сахалин Энерджи" и Консорциуме выявило нарушения в части ведения учета, хранения документации и отнесения затрат к возмещаемым затратам.
      По результатам ревизии учетной документации компании "Сахалин Энерджи", проведенной фирмой ФБК в 1998 году, затраты, не подлежащие включению в состав возмещаемых, за период с 1995 по 1997 год составили 4768,5 тыс. долларов США.
      Было отмечено, что годовые отчеты Консорциума не подвергались аудиторским проверкам, нарушались положения Соглашения о порядке ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, а также ведения записей на русском языке. Сметы расходов представлены в укрупненных показателях, что затруднило работу с ними.
      2.17. Модели Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" весьма усложнены включением в возмещаемые затраты налогов и уплаченных инвесторами расходов государства на разведку месторождений и других затрат, из-за чего общие доходы государства снижаются.
      При реализации данных Соглашений возник ряд проблем, связанных с определением стоимости Проектов, отнесением затрат к возмещаемым, принятием решений по вопросам ревизии, проведенной ООО "Финансовые и бухгалтерские консультанты".
      Выводы, сделанные специалистами ФБК, были оспорены операторами Соглашения. Разногласия по замечаниям ФБК операторы направили в адрес Минтопэнерго России.
      Прошел почти год, а возникшие разногласия между компаниями ("Сахалин Энерджи" и "Эксон") и проверяющей стороной не решены. Не выработаны единые подходы в толковании экономических и бухгалтерских понятий Соглашений.
      2.18. В июле 1998 года получено заключение лаборатории экономики разработки нефтегазовых месторождений и программных средств ОАО "ВНИИОЭНГ". В заключении рассматривается каждое замечание ФБК по результатам ревизии бухгалтерских документов по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      Отмечается, что данные Соглашения подписаны до принятия Федерального закона "О разделе продукции", "О бухгалтерском учете" и ряда других законов, подзаконных и нормативных актов, в связи с чем на них распространяется оговорка, предусмотренная п. 5 ст. 2 Закона "О разделе продукции", с приоритетом положений, зафиксированных в этих Соглашениях, над положениями законов, подзаконных и нормативных актов, принятых после подписания их.
      Для исключения неоднозначного восприятия этого приоритета рекомендовано разработать нормативные акты (инструкции различных министерств и ведомств), в соответствии с которыми положения каждого из указанных Соглашений были бы доведены до налоговых инспекторов, таможенников и других заинтересованных организаций
.


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_32.htm
Реклама:
Hosted by uCoz