1. Соглашениями о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не предусмотрено использование федеральной собственности. Вместе с тем, в прямой или косвенной форме, использование федеральной собственности при реализации данных Соглашений фактически имеет место.
1.1. Упомянутый в п. 2.2.2 (раздел III) кредит в сумме 348 млн. долларов США представлен под обеспечение гарантий спонсоров (до завершения проекта), а также под предоставление кредиторам обременение на все движимое и недвижимое имущество компании "Сахалин Энерджи", включая права на недропользование по Соглашению о разделе продукции и страховые полисы.
1.2. В Соглашении о разделе продукции "Сахалин-2" не определен порядок компенсации затрат за пользование кредитом и предоставление финансовых услуг по нему. Это позволило компании "Сахалин Энерджи" без согласования с наблюдательным советом выплатить своему учредителю (фирме "Мицуи Сахалин Девелопмент Компани Лтд"), т.е. аффилированному лицу 870 тыс. долларов США, представляющих, по заключению аудиторской компании "Прайс Уотерхаус Купере", косвенный гонорар за предоставление определенного набора знаний и услуг. Подобный же косвенный гонорар за предоставление определенного набора знаний и услуг, связанных со строительством завода по переработке жидкого газа, в сумме 10 млн, долларов США выплачен другому учредителю – фирме "Шелл Сахалин холдинг Б.В."
Оплачиваться проценты по кредиту, "услуги" перечисленных аффилированных лиц по условиям Соглашения будут компенсационной продукцией, то есть за счет сокращения доли прибыльной продукции, что повлечет за собой сокращение доходов федерального бюджета Российской Федерации. Условия кредита (в сумме 348,0 млн. долларов США), согласованно предоставленного Европейским Банком Реконструкции и Развития, Корпорацией для частных инвестиций за рубежом (ОПИК) и Экспортно-импортным банком Японии (Джексим), предполагают использование в скрытой, завуалированной форме не предусмотренных Соглашением бюджетных средств и собственности в виде прав на недра.
2. В рамках выполнения работ по Соглашению "Сахалин-2" российская сторона приобретала основные средства за счет средств федерального бюджета, получаемых в виде разовых платежей (бонусов) в интересах реализации Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Так, сметой расходов на 1999 г., утвержденной 1 февраля 1999 г. заместителем Министра финансов Российской Федерации М.А.Моториным и заместителем Министра топлива и энергетики В.З.Гариповым, предусмотрено приобретение основных фондов на общую сумму 882,6 тыс. рублей.
Поскольку целевое назначение основных фондов, приобретаемых за счет средств федерального бюджета, – обеспечение деятельности российской стороны, комиссий по разработке условий пользования недрами, УГО и наблюдательного совета, то их можно отнести к косвенной форме использования федеральной собственности по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2", не оговоренной в Соглашениях.
3. В соответствии со ст. 128 "Виды объектов гражданских прав" Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относится информация.
3.1. Применительно к информации, полученной в результате изучения недр, Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ " О соглашениях о разделе продукции" в п. 2 ст. 11 ("Право собственности на имущество и информацию") конкретизирует это положение и прямо закрепляет право собственности на данную информацию за государством: "Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежит на праве собственности государству".
3.2. В Соглашениях не упоминается как объект имущественных прав первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашениям.
Кроме того, если в соответствии со ст. XXXI Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" стороны "могут свободно использовать информацию для своих целей, необходимых для выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению, включая раскрытие информации родственным организациям и ее использование ими для этих целей", а также раскрывать информацию другим лицам в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей Соглашения, то в Соглашении "Сахалин-2" этот вопрос вообще не урегулирован.
3.3. Установленные федеральным законодательством права государства на первичную геологическую, геофизическую, геохимическую и иную информацию, полученную инвестором в результате выполнения работ по Соглашениям не затрагивает и не ухудшает коммерческие результаты деятельности инвестора, соответственно не нарушает требования п. 28.5 Соглашения "Сахалин-1" и п. 24 (Г) Соглашения "Сахалин-2". Таким образом, использование инвестором полученной им в процессе выполнения работ по Проектам геологической, геофизической, геохимической и иной информации есть использование федеральной собственности.
3.4. Проверка материалов работы УГО и наблюдательного совета показала, что вопросам информации, как особого вида федеральной собственности, должного внимания не уделялось.
© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.
/sh/sp/p1_80.htm
НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
Реклама: