VFF-S Шельф
Сахалин-1 Сахалин-2
Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 31.10.03.

  1. Превышение затрат над доходами при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составило более 623 млн. долларов США. «Счетная Палата РФ». 31.10.03.
  2. Кремль угрожает западному капиталу. Ведомство Сергея Степашина раскрывает новые подробности деятельности нефтяных компаний в режиме СРП. «RBCdaily». 03.11.03.
  3. Отчет о результатах контрольного мероприятия, необходимого для подготовки и представления в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заключения Счетной палаты Российской Федерации по докладу Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в налоговых и таможенных органах, администрации Сахалинской области за 2002 год и истекший период 2003 года. «Счетная Палата РФ».
  4. Кабинет министров, кажется, хочет сказать: «Кому я должен – всем прощаю». «Советский Сахалин», 10.12.03.

НАВЕРХ НАВЕРХ

Кабинет министров, кажется, хочет сказать:
«Кому я должен – всем прощаю»

Факт и комментарий

      В начале ноября с.г. управление общественных связей Счетной палаты РФ распространило сообщение о результатах проверки хода реализации соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Эту информацию передали несколько агентств страны. Вот что сообщило, например, в Интернете агентство ABNews.ru на сайте sakh.com/новости/3.11.03:
      «СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ ВЫЯВИЛА ПРЕВЫШЕНИЕ ЗАТРАТ НАД ДОХОДАМИ ПО СРП «САХАЛИН-1» И «САХАЛИН-2» НА СУММУ БОЛЕЕ 623 МЛН. ДОЛЛАРОВ.
      31 октября коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки итогов работы по реализации соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в налоговых и таможенных органах, администрации Сахалинской области за 2002 г. и истекший период 2003 г. Проверка проведена в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2003 г. в сентябре-октябре 2003 г. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты В.Пансков.
      Как сообщает управление общественных связей палаты, в материалах, представленных на коллегию, отмечается, что от реализации этих проектов федеральный бюджет за последние 1,5 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 30 млн. долл. Возмещаемые иностранным инвесторам затраты по проектам с 1996 г. на 31 июля 2003 г. составили 4,3 млрд. долл. За счет реализации нефти российской стороной покрыто 960,4 млн. долл. Таким образом, долг российской стороны по непогашенным возмещаемым затратам превысил 3,3 млрд. долл. Сложившаяся же система возврата НДС территориальными органами федерального казначейства минфина РФ не позволяет произвести его возмещение в установленные СРП сроки, что приводит к потерям федерального бюджета, отмечается в материалах.
      По состоянию на 1 сентября 2003 г. задолженность России по возврату НДС вместе с начисленными процентами за просрочку составила 67,1 млн. долл. До конца текущего года операторами обоих проектов будет предъявлено к возмещению НДС еще около 170 млн. долл., что приведет к существенному росту начисленных процентов за несоблюдение установленных СРП сроков. С 1996 г. в бюджеты различных уровней РФ от реализации этих проектов поступило 431,9 млн. долл., затраты же, включая стоимость реализованной нефти и сумму возмещенного НДС и начисленных пени, составили более 1 млрд. долл. На момент проведения проверки затраты превысили поступления на 623,2 млн. долл.
      По итогам обсуждения коллегия приняла решение направить информационное письмо в правительство России. Материалы проверки будут использованы для подготовки и представления в палаты Федерального Собрания России заключения Счетной палаты по докладу правительства об итогах работы по реализации СРП».
      Наш корреспондент попросил прокомментировать это сообщение заместителя директора департамента нефтегазового комплекса Сахалинской области П. БУЧНЕВА.

      – Павел Петрович, каково ваше мнение об этой информации в общем?
      – Скажем так: она достаточно взвешенная, но оставляет двойственное впечатление. Цифры и цитаты из отчета Счетной палаты приведены довольно точно. А вот общий тон публикации, ее акценты и взаимосвязь аргументов, я бы сказал, не совсем адекватны тем, что фактически содержатся в материалах проверки Счетной палаты.
      Например, такие: «Затраты Российской Федерации, включая стоимость реализованной нефти, составили 1055,1 млн. долларов США». Но ведь это как раз не затраты, а доходы. Берем стоимость реализованной нефти и суммы основных бюджетных поступлений – а это еще 431,9 млн. долларов – это как раз и есть доходы, которые приводит в своем отчете палата.

      – А в сообщении ИТАР-ТАСС речь идет даже не о доходах, а о «полученной прибыли». В то время как до прибыли от шельфовых проектов еще очень и очень далеко...
      – Ну уж не так чтобы «очень и очень». Но в целом это равнозначно тому; как если бы мы построили автозавод, истратив на него несколько миллиардов долларов, и после выпуска двух-трех автомобилей начали бы возмущаться: а почему это завод до сих пор себя не окупил? Даже если хотя бы один цех такого завода был с опережением введен в эксплуатацию и начал выпускать продукцию, а остальные цеха еще только строились, то капитальные затраты всегда будут выше, чем доходы от едва начавшейся реализации продукции.
      В нашем же случае доходы от реализации нефти, приведенные в заметке ABNews.ru, – это 960,4 млн. долларов. И эти доходы принес один лишь проект «Сахалин-2», добывая нефть с одной лишь платформы «Моликпак».
      Так что никакого «негатива» в превышении затрат над доходами я не вижу. Это совершенно нормально.

      – И ведь еще в советские времена существовало такое понятие, как амортизация. То есть – возмещение стоимости основных фондов в цене продукции. И никто не возмущался, что наши «Жигули» стоили так дорого – все понимали, что надо быстрее возместить эти неслабые расходы государства на строительство того же тольяттинского автогиганта...
      – Да, и разнесены были эти расходы на много лет. У нас же, в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», предусмотрена, можно сказать, «ускоренная амортизация». Ведь это очень хорошо, что за какие-то четыре года, еще на стадии начала освоения проектов и при работе всего одной платформой по 6-7 месяцев в году, нам уже удалось возместить почти четверть всех произведенных затрат по двум проектам, хотя «Сахалин-1» еще не добыл ни тонны нефти, ни кубометра газа. Если же отнести возмещенную долю на затраты только по «Сахалину-2», то эта доля составит треть всей суммы.
      Поэтому не совсем корректна такая фраза в информации ABNews.ru: «Долг российской стороны по непогашенным возмещаемым затратам превысил 3,3 млрд. долл.».
      В отчете Счетной палаты приводится совсем иная формулировка, учитывающая 431,9 млн. долларов налоговых и прочих поступлений: «Долг российской стороны по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» превышает бюджетные поступления на сумму 2919,3 млн. долларов США».
      Это, как говорится, «две большие разницы». И это называется не долгом, а еще не возмещенными затратами. И они будут гораздо большими, когда построим основные, самые дорогостоящие объекты шельфа, а доходы от добытого сырья будут какое-то время намного меньше капитальных затрат.

      – Не озадачивает ли вас такое утверждение агентства ABNews.ru: «Федеральный бюджет в период с 1 января 2002 года по 31 июля 2003 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 30 млн. долларов США»? Можно подумать, что наши налоговики «лопухнулись» и не взыскали положенных сборов с «Сахалинской энергии» – единственной пока компании, которая что-то добывает. Свежо предание, но верится с трудом...
      – Ни о каком «недополучении» в бюджет не может быть и речи. Ведь в отчете палаты говорится об этих 30 миллионах как об упущенной возможности получить их, если бы проект «Сахалин-2» реализовывался не по СРП, а по общей налоговой схеме, согласно которой «налоговая ставка при добыче нефти составляет 340 рублей за одну тонну». Но история не терпит сослагательных наклонений.
      Неоднократно, с цифрами, доказано, что в начале 90-х годов никто реально не предлагал лучшие варианты разработки месторождений по первым двум «Сахалинам», чем разработка на условиях СРП. Никто за них не взялся на других условиях, а значит, мы бы до сих пор сидели на своем шельфе, как собаки на сене, и потихонечку деградировали.
      Посему считаю не вполне корректными и саму позицию Счетной палаты в этом вопросе, и еще более усугубивший ее «укороченный вариант» информагентства.
      Тем более что двумя абзацами ниже в отчете указываются прямые доходы бюджетов всех уровней в сумме 431,9 млн. долларов. Сравните цифры сами. По крайней мере, корреспонденты ABNews.ru могли это сделать, раз уж они имеют текст отчета.

      – Вызывают недоумение и продолжающиеся «игры» с НДС. Этот налог зачем-то взимают, а потом возвращают, но не очень охотно. Еще и пеню приходится платить...
      – Да, об этом говорится и в материалах Счетной палаты. Вы, возможно, знаете, что в СРП четко сказано: НДС с компании-оператора и ее подрядчиков и субподрядчиков не взимается или же возвращается в пятидневный срок после подачи соответствующих деклараций. А государство наше вот уже много лет берет этот налог. И, действительно, еще и теряет на пенях за просрочку его возврата.
      По данным Счетной палаты, на 1 сентября с.г. задолженность российской стороны по НДС, уплаченному, но не возмещенному операторам двух проектов, составила 50,9 млн., а суммы начисленных на этот долг процентов – 16,2 млн. долларов. И это не прихоть «хитрых капиталистов». Ведь инвесторы берут деньги не у государства, а у частных банков под годовую ставку ЛИБОР (зависящую от сумм, сроков и т.д. и составляющую от 2 до 5 проц. кредитной суммы) плюс 4 процента.
      И оператор вынужден включать эти кредитные расходы в стоимость долга. Это справедливо? Абсолютно справедливо. Вроде бы не так и велика эта пеня, но она лишает российский бюджет некоторых сумм. Нам что, эти 16 с лишним миллионов были бы лишними?

      – Ну а для Москвы это, наверное, не деньги, раз уж она с утечкой миллиардов за рубеж мирится...
      – Но дело-то не в одной Москве. Ведь, согласно СРП, возврат этого налога инвесторам может быть в виде зачета по роялти – плате за добычу полезных ископаемых. А ведь роялти частично должно пополнять нашу областную казну...

      – ...И значит, эти «взаимозачеты» ущемляют интересы сахалинцев и курильчан. Как же относится к этому ваш департамент?
      – Мы давно и на всех уровнях говорим: да, этот вопрос конфликтный, да, его надо решать, и особенно сейчас, в связи с началом основных, дорогостоящих работ по проектам. В СРП, повторюсь, прописано: не взимать НДС, а если взимаешь, то возмещай в пятидневный срок после предъявления декларации и завершения проверки ее налоговыми органами.
      Нет механизма быстрого возврата? Так разработайте его, уважаемые налоговики и казначеи. Мы свои предложения на этот счет давали, и неоднократно. Но МНС и минфин молчат.

      – Что это за предложения?
      – Правительству удобнее единый, общий для всех налогоплательщиков механизм взимания НДС, т.н. болгарский вариант. Заключается он в том, что государство открывает специальные налоговые счета, на которые перечисляется НДС, а затем, при наличии оснований и после проверки органов финансового контроля, возвращает деньги налогоплательщику. В принципе – разумно. Но для этого необходимо внести изменения в Налоговый кодекс в виде федерального закона. Как вы думаете, когда такое реально возможно?
      Мы предлагаем сделать это для наших проектов решением правительства, открыв в федеральном казначействе (а еще лучше – в его территориальном, сахалинском управлении) спецсчета под контролем МНС и других госорганов. Ведь столь крупные, уникальные инвестиционные проекты, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», – нет в России таких больше! – требуют и некоего специализированного, уникального подхода. На эти счета подрядчики и субподрядчики проектов перечисляют НДС, передавая информацию об этом операторам проектов. Затем казначейство и контролирующие органы делают сверку полученных сумм – и с этих же счетов государство, в лице казначейства, возвращает эти деньги операторам проектов. Разумеется, их нельзя проводить как доходы бюджета, ибо такое «наполнение» бюджета будет пустым.
      Интересно, что никто не задает вопросы, когда идут поступления от компаний-операторов, даже все аплодируют (профицит, еще бы!), а потом некоторые возмущаются: очень уж не хочется возвращать деньги. Мало того, проверки Счетной палаты показали, что минфин РФ даже не предусматривал выделение средств для возмещения НДС, хотя имеет прямое поручение на это от комиссии правительства РФ (протокол от 11.06.2002 г.). В итоге федеральная казна, да и областная, несут совершенно не оправданные многомиллионные убытки на пенях.

      – А не кроется ли в этих финансовых манипуляциях некой хитрости правительства: получить эти деньги, не предусмотренные ни в одной статье бюджета, заткнуть ими некоторые дыры, заодно прокрутив хорошенько через наши банки, а потом, когда-нибудь, частями, вернуть. Суммы-то очень серьезные: по прогнозам, только за этот год операторы предъявят к возмещению в общей сложности не менее 200 млн. долларов. В рублевом исчислении это же почти 6 миллиардов...
      – Задайте этот вопрос правительству. Мы, повторяю, делали это неоднократно, предлагали варианты решения проблемы. Убежден в одном: эту порочную практику пора кончать. И не дожидаться, когда будут приняты изменения в Налоговом кодексе.

      – Вопрос этот в прессе поднимался неоднократно. Его, в частности, задавали бывшему замминистра топлива и энергетики Валерию Гарипову. И он говорил: да, есть такая проблема, но правительство уже возмещает НДС, и проблема в принципе вот-вот решится. С тех пор прошло года три, а может, и четыре.
      – Да, но Гарипов ведь не сказал, когда именно решится... Тем более что, когда Валерий Зайнулович координировал управление проектами от имени правительства РФ и впервые возникла эта проблема, операторам действительно возместили первый возникший долг по НДС, и было близко общее решение.

      – Вы, Павел Петрович, знакомы с полным отчетом палаты, можно сказать, из первых рук. Не выявила ли эта проверка еще каких-либо несуразностей законодательного или иного толка в процессе реализации шельфовых проектов?
      – Выявила. И не одну.
      Вот пример. Оказывается, в Российской Федерации отсутствует нормативная база, которая устанавливала бы «единые правила, требования и нормы для морских стационарных сооружений для предотвращения загрязнения окружающей среды». А без такой базы все споры наших неформальных (т.е. общественных) экологов с нефтяниками о серых китах и воздействии на биоресурсы вообще выглядят весьма своеобразно, несмотря на участие в этих спорах ученых мужей с обеих сторон. Они напоминают мне споры художников или поэтов: «А я так вижу!» – вот и все аргументы.
      Еще «круче» такой вывод Счетной палаты: «Российское законодательство не предусматривает возможностей для создания инвесторами совместной инфраструктуры в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Льготы по налогам и сборам, предоставляемые инвесторам при выполнении работ или поставках товаров и услуг по одному проекту, не могут распространяться на другой, что является препятствием для совместного строительства и использования объектов промышленной инфраструктуры».
      Или, скажем, такой совершенно «удивительный» факт. Еще в мае 2002 г. минэнерго утвердило акт межведомственной комиссии о приемке в эксплуатацию пункта пропуска через госграницу России нефтеналивных и прочих судов, обслуживающих производственно-добывающий комплекс «Витязь» (который, между прочим, пока что единственный действующий объект нашего шельфа). Акт подписали представители всех госорганов – пограничники, таможенники, инспекторы по безопасности мореплавания и т.д. – кроме минтранспорта. Это ведомство до сих пор не удосужилось подписать данный акт, что может привести к полной остановке добычи нефти на ПДК «Витязь», нарушению международных контрактов и к лишению России (а значит, и нашей области) хоть каких-то текущих доходов от шельфа.

      – Это и не удивительно. Побывавший на Сахалине в прошлом году первый замминистра транспорта России В.Рукша назвал «Витязь» «каким-то неопознанным объектом», который «ни одной лицензии... не получает, контроль – непонятный». Как же можно оборудовать пункт пропуска на «неопознанном объекте»?..
      – Очень грустно, что столь уважаемый и высокопоставленный чиновник ломится, так сказать, в открытую дверь. Все непонятные лично для него вопросы давно решены и узаконены всеми возможными российскими инстанциями и только для г-на Рукши они непонятны. Отсюда и в целом позиция этого ведомства – не пущать, и точка!

      – Но ведь еще 21 сентября 2000 года правительство издало распоряжение № 1317-р об установлении на ПДК «Витязь» морского грузового пункта пропуска через госграницу России. Выходит, главе морского ведомства страны распоряжение правительства не указ?
      – Выходит, что так. Однако будем надеяться, что новому кабинету министров, который сформируется после выборов президента, удастся преодолеть этот «внутренний барьер», как и многие другие, названные в отчете Счетной палаты.

      – Спасибо за комментарий.

Беседовал А.ЛАШКАЕВ.
© «Советский Сахалин», № 222(22794), 10.12.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

ОТЧЕТ
о результатах контрольного мероприятия, необходимого для подготовки и представления в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заключения Счетной палаты Российской Федерации по докладу Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в налоговых и таможенных органах, администрации Сахалинской области за 2002 год и истекший период 2003 года.

      Основание для проведения проверки.
      План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2003 год (пункт 1.5.2.2.13), утвержденный решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 42(325).

      Цель проверки.
      Подготовка информационного материала для заключения Счетной палаты Российской Федерации по докладу Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в части взаимоотношений недропользователей с федеральным бюджетом за 2002 год и истекший период 2003 года в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «
О соглашениях о разделе продукции» в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 19-ФЗ.

      Объекты проверки:
      1. Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области.
      2. Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Сахалинской области.
      3. Сахалинская таможня Дальневосточного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

      Все акты проверки подписаны без замечаний.

      Проверкой установлено.

      В настоящее время на территории Сахалинской области в рамках Федерального закона от 6 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» действуют два проекта: «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

      Соглашение о разделе продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин (далее по тексту проект «Сахалин-1») между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области с одной стороны и Консорциумом с другой стороны, заключено 30 июня 1995 года. Дата вступления в силу соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» – 10 июня 1996 года. На момент проведения настоящего контрольного мероприятия в состав Консорциума входят: Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (дочернее предприятие корпорации «ЭксонМобил», США) – 30%; Компания «Сахалин Ойл Девелопмент Кооперэйшн Компани, Лтд», Япония – 30%; ОНГК Видеш Лимитед, Индия (дочернее предприятие Нефтегазовой Государственной Корпорации (ONGС)) – 20%; ЗАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (дочернее предприятие ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз») – 11,5%; ЗАО «РН-Астра» (дочернее предприятие ОАО «Нефтяная компания «Роснефть») – 8,5 процентов.
      Оператором проекта «Сахалин-1» является Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед». Лицензии на разработку указанных месторождений выданы Консорциуму в установленном законодательством Российской Федерации порядке и сроком на 25 лет. Общие учтенные извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений оцениваются в 256 млн. тонн нефти и газового конденсата и 407 млрд. кубометров газа.

      Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее по тексту проект «Сахалин-2») между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрацией Сахалинской области с одной стороны и Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» (далее по тексту Компания «Сахалинская энергия») с другой стороны, заключено 22 июня 1994 года.
      Акционерами Компании «Сахалинская энергия» – оператора проекта, на момент проведения настоящего контрольного мероприятия являются: «Шелл Девелопмент Сахалин Б.В. «, Нидерланды (дочернее предприятие корпорации «Роял/Датч Шелл» Великобритания-Голландия) – 55%; «Мицуи Сахалин Девелопмент Ко., Лтд.», Япония (дочернее предприятие корпорации «Мицуи») – 25%; «Даймонд Гэс Сахалин Б.В.», Нидерланды (дочернее предприятие корпорации «Мицубиси», Япония) – 20 процентов.
      Дата вступления в силу Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» – 15 июня 1996 года. Компанией-оператором проекта получены лицензии на разработку указанных месторождений в установленном законодательством Российской Федерации порядке и сроком на 25 лет. Общие извлекаемые запасы разрабатываемых нефтегазовых месторождений составляют 188 млн. тонн нефти и газового конденсата и 642 млрд. кубометров газа.

      Высшим органом по контролю над реализацией проектов на условиях соглашений о разделе продукции является Комиссия Правительства Российской Федерации, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 года № 1132. Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко.
      Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 года № 86 «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации Соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» основным элементом механизма контроля за деятельностью инвесторов при реализации действующих соглашений о разделе продукции является институт управляющих комитетов. К ведению управляющих комитетов относятся рассмотрение, анализ, одобрение, согласование и утверждение планов освоения и смет расходов на освоение, годовых программ работ и смет расходов, соглашений о поставках углеводородного сырья, порядка организации материально-технического снабжения и подрядных работ, крупных контрактов, маркетинговых исследований, отчетов по вопросам охраны труда, окружающей среды и прочее.
      В состав управляющих комитетов входят представители федеральных органов власти и представители органов власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий участок недр или выполняются работы по соглашению о разделе продукции.
      Контроль над реализацией основных условий Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» возложен на Уполномоченный государственный орган (УГО), в заседаниях которого принимают участие, но не включены в состав, представители акционеров и высшее руководство компании-оператора.
      Контроль над реализацией основных условий Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» возложен на Наблюдательный совет, в состав которого входят представители акционеров и компании-оператора в количестве, равном числу представителей Российской Федерации.
      При управляющих комитетах созданы рабочие группы, основной задачей которых является анализ и проработка всех материалов и вопросов, выносимых на рассмотрение управляющих комитетов. В состав рабочих групп входят представители федеральных органов исполнительных власти, Сахалинской области и компаний-операторов по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
      Департамент нефтегазового комплекса Сахалинской области, от имени администрации Сахалинской области и совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации координирует работу по созданию совместной инфраструктуры в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
      Контроль над налогообложением участников проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в соответствии с действующим законодательством возложен на Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Сахалинской области.

      C начала реализации проектов от операторов проектов в бюджеты всех уровней поступило 3260,7 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 2268,2 млн. рублей. Динамика налоговых и других обязательных платежей выглядит следующим образом. В 1999 году в бюджет поступило 151,0 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 117,5 млн. рублей; в 2000 году – 272,2 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 226,8 млн. рублей; в 2001 году – 559,1 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 358,0 млн. рублей; в 2002 году – 1461,9 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 951,7 млн. рублей и за 8 месяцев 2003 года – 816,5 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 614,2 млн. рублей.
      За этот же период было возмещено из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 2356,3 млн. рублей, в том числе в 2000 году – 509,5 млн. рублей, 2001 году – 517,5 млн. рублей, 2002 году – 673,9 млн. рублей и за 8 месяцев 2003 года – 655,4 млн. рублей.

      В рамках проекта «Сахалин-1» период геологического изучения лицензионных участков нефтегазовых месторождений завершен в 2001 году. Уполномоченным государственным органом 2 апреля 2003 года утверждена представленная Компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед» «Программа работ и Смета расходов по обустройству и добыче». В настоящее время на рассмотрении в Главгосэкспертизе Госстроя России и Государственной экологической экспертизе Российской Федерации находятся материалы технико-экономического обоснования строительства.
      «Программа работ и Смета расходов по обустройству и добыче» в рамках проекта «Сахалин-1» предусматривает осуществить разработку нефтегазовых месторождений в 4 этапа, сроком до 2055 года. Прямые доходы Российской Федерации за весь период действия Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» должны составить 47363,0 млн. долларов США, доход инвестора – 42183,0 млн. долларов США. Капитальные вложения инвесторов в обустройство и добычу месторождений и соответствующей инфраструктуры предусмотрены в размере 20551,2 млн. долларов США. Основными статьями затрат является бурение – 39,6%, строительство береговых и морских сооружений (12,8 и 18,8% соответственно), трубопровода и терминала (21,1 процента).
      На момент проведения настоящего контрольного мероприятия в рамках проекта «Сахалин-1» завершены работы по монтажу наземной буровой установки «Ястреб», продолжается модернизация и модификация морской платформы «Орлан». Кроме того, ведутся работы по проектированию, строительству и модернизации производственной и сопутствующей инфраструктуры и реконструкцию дороги Ноглики – Оха.
      Затраты инвесторов по проекту «Сахалин-1» на момент проведения настоящего контрольного мероприятия составили 1600,0 млн. долларов США. В связи с тем, что добыча нефти по проекту «Сахалин-1» не осуществляется, возмещения затрат инвесторов на момент проведения настоящего контрольного мероприятия нет.

      В рамках Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» 14 июня 2001 года Наблюдательным советом утвержден представленный Компанией «Сахалинская энергия» «Комплексный план освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионного участков». Прямые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за весь срок действия проекта «Сахалин-2» (до 2045 года) должны составить 44729,0 млн. долларов США, доходы инвесторов – 39837,0 млн. долларов США.
      В рамках освоения Пильтун-Астохского месторождения с 1999 года оператором проекта осуществляется сезонная добыча нефти на нефтедобывающем комплексе «Витязь». В мае 2003 года Компания «Сахалинская энергия» начала освоение Лунского месторождения. Капитальные вложения инвесторов по проекту «Сахалин-2» до 2014 года должны составить 11500,0 млн. долларов США.
      В соответствии с «Комплексным планом освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионного участков», в дополнение к уже действующей морской платформе по добыче нефти «Молипак», должны быть построены и установлены еще две морские добывающие ледостойкие платформы, магистральные и внутрипромысловые нефтяные и газовые трубопроводы, морской порт, включая нефтяной и газовый терминал, а также первый в России завод по производству сжиженного природного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год. Кроме того, по проекту продолжаются работы по модернизации сопутствующей общехозяйственной инфраструктуры Сахалинской области.
      На момент проведения настоящего контрольного мероприятия затраты Компании «Сахалинская энергия» составили 2711,6 млн. долларов США. Российской стороной возмещено за счет реализации добытой нефти 960,4 млн. долларов США.
      В период с 1999 года по сентябрь 2003 года в рамках проекта «Сахалин-2» добыто 6,1 млн. тонн нефти, из них в период с 2001 по 2003 год – 4,1 млн. тонн нефти. Добытую нефть Компания «Сахалинская энергия» реализовывала в США и страны Тихоокеанского региона. В соответствии с положениями, предусмотренными Соглашением о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», доход Российской стороны (6% от цены реализации нефти – «роялти») в период с 1999 по 2003 год составил 61,1 млн. долларов США, из них в период с 2001 по 2003 год – 46,2 млн. долларов США.

      Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» российским юридическим лицам предоставляется преимущественное право на участие в работах по соглашению о разделе продукции в качестве подрядчиков, поставщиков или в ином качестве на основании договоров с инвесторами.
      По состоянию на 20 июня 2003 года в рамках проекта «Сахалин-1» Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» разместила среди российских производителей работ и услуг 475 контрактов (61% от общего количества) на общую сумму 2514,5 млн. долларов США (62,5% от общей суммы заключенных контрактов).
      По состоянию на 1 июля 2003 года Компания «Сахалинская энергия» в рамках проекта «Сахалин-2» заключила около 13 тысяч контрактов и подрядов на выполнение работ и оказание услуг на общую стоимость 6981,9 млрд. долларов США. Из них, контракты на сумму 4397,6 млн. долларов США заключены Компанией «Сахалинская энергия» во втором квартале 2003 года. Доля участия в проекте российских производителей работ и услуг составила 56,9 процента.
      Контракты на выполнение работ и оказание услуг операторы проектов заключили с российскими предприятиями и организациями, расположенными как в Дальневосточном федеральном округе, так и по всей территории Российской Федерации. Так, ООО «Старстрой», город Москва, заключило контракт на проектирование и строительство нефте– и газопроводов на сумму 1200,0 млн. долларов США, ЗАО «Амурский судостроительный завод» на сумму 175,0 млн. долларов США, Краснодарский научно-исследовательский институт «НИПИ Газпереработка» на сумму 24,9 млн. долларов США.

      Сахалинская таможня, начиная с 1997 года, производит таможенное оформление товаров, поступающих в рамках соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
      Производство документального таможенного оформления товаров, ввозимых для выполнения работ по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» через морские порты Сахалинской области осуществляется в соответствии с «Временным порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, используемых в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»». Временный порядок утвержден приказом Сахалинской таможни от 20 июня 2003 года № 248 и разработан в соответствии с указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 01-14/939 «Об особенности таможенного оформления товаров, ввозимых для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в Южно-Сахалинском таможенном посту». При этом Корсаковский, Холмский, Невельский таможенные посты производят досмотр товаров на основании поручений на досмотр, направленных Южно-Сахалинским таможенным постом.
      Товары, ввозимые инвесторами и операторами соглашений, а также подрядчиками и субподрядчиками, действующими на основе договоров (контрактов), заключенных с инвесторами в соответствии с проектной документацией, во исполнение п. 7 ст.13 Федерального закона от 30 декабря 1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и услуг, а также при вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации минерального сырья и продуктов его переработки, являющихся в соответствии с условиями соглашения собственностью инвестора. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров уплачиваются в общеустановленном порядке.
      В рамках соглашений по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» Сахалинской таможней, начиная с 1997 года и по состоянию на 1 сентября 2003 года, было оформлено груза в количестве 436,6 тыс. тонн, в том числе в 2002 году 73,5 тыс. тонн и за 8 месяцев 2003 года 105,3 тыс. тонн. Статистическая стоимость завезенных грузов составила 1407,7 млн. долларов, в том числе в 2002 году 206,4 млн. долларов и за 8 месяцев 2003 года 224,4 млн. долларов. По поставленным товарам условно начислено таможенных платежей в сумме 9861,2 млн. рублей, в том числе в 2002 году 2021,4 млн. рублей и за 8 месяцев 2003 года 2068,1 млн. рублей.
      В 2002 году по проекту «Сахалин-2» вывезено товаров в режиме экспорта, ранее ввезенных с предоставлением льгот статистической стоимостью 698,2 тыс. долларов США и за 8 месяцев 2003 года 639,6 тыс. долларов. В федеральный бюджет поступило таможенных сборов за таможенное оформление товаров соответственно 32,8 тыс. руб. и 34,0 тыс. рублей.
      Таможенное оформление углеводородов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по проекту «Сахалин-2» производится в соответствии с распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 11 августа 1999г. № 01-14/963 «Об особенностях таможенного оформления углеводородов, вывозимых в соответствии с соглашением о разделе продукции «Сахалин-2» и с Временным порядком таможенного оформления и таможенного контроля нефти и нефтепродуктов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации с применением транспорта, отличного от трубопроводного, в рамках проекта «Сахалин-2», разработанным в соответствии с вышеуказанным распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и утвержденным приказом Сахалинской таможни от 26 июня 2003 № 270.

      В 2002 году и за 8 месяцев 2003 года в соответствии с соглашением о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» с таможенной территории Российской Федерации Таможней оформлено на вывоз 2222,0 тыс. тонн нефти, в том числе в 2002 году 1652,4 тыс. тонн и за 8 месяцев 2003 года 569,6 тыс. тонн. Условно начислено таможенных платежей соответственно 1661,4 млн. руб., в том числе 1207,7 и 453,7 млн. рублей. За таможенное оформление нефти на ее вывоз с таможенной территории Российской Федерации инвестором уплачены в общеустановленном порядке таможенные сборы в сумме 20,8 млн. руб., в том числе в 2002 году 15,2 млн. руб. и за 8 месяцев 2003 года 5,6 млн. рублей.
      Вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенных товаров по соглашениям о разделе продукции, осуществляется на основании предъявляемой таможенным брокером грузовой таможенной декларации, по которой производилось при ввозе таможенное оформление вышеуказанных товаров.
      В соответствие со статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей осуществления работ и услуг по соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2», являются условно выпущенными и должны использоваться исключительно для осуществления работ и услуг по соглашениям соответственно «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

      Отделом таможенной инспекции Сахалинской таможни установлены факты списания с баланса филиала компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» товароматериальных ценностей, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей в рамках проекта «Сахалин-1», которые были утрачены в результате кражи. По результатам проверки доначисленны таможенные платежи и пени на сумму 3,3 млн. рублей. Доначисления таможенных платежей произведены Сахалинской таможней в результате выявления фактов использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях.
      Так, два автомобиля марки «Тойота Ленд Краузер» находятся в угоне с 2002 года. В период 1997 по 2002 года филиалом Компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» были проданы, либо переданы как благотворительная помощь, основные средства (компьютеры, оргтехника, мебель) на сумму 13,3 тыс. долларов США. Действующим таможенным законодательством не предусмотрено снятие с таможенного контроля товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в льготном режиме в случае их уничтожения или безвозмездной утраты вследствие непреодолимых сил, а также в случае их кражи.

      За весь период действия соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» доходы Российской Федерации составили 431,9 млн. долларов США, включая роялти – 61,1 млн. долларов США, налоговые и другие обязательные платежи – 108,7 млн. долларов США, бонусы – 262,1 млн. долларов США (Приложение 1).
      Так, в рамках проекта «Сахалин-1» Консорциумом перечислено 37,1 млн. долларов США, из них в Фонд развития Сахалина – 20,0 млн. долларов США. В рамках проекта «Сахалин-2», Компанией «Сахалинская энергия» перечислено 225,0 млн. долларов США, из которых 100,0 млн. долларов США направлены в Фонд развития Сахалина. Бонусы «при подписании соглашения о разделе продукции» и бонусы «на начало освоения месторождений» составили 65,0 млн. долларов США. Кроме того, в счет возмещения затрат на геологоразведочные работы, понесенных Российской стороной до даты заключения соглашения, Компанией «Сахалинская Энергия» перечислено 60,0 млн. долларов США. Получателем указанных средств выступали как Сахалинская область, так и Правительство Российской Федерации.

      В ходе настоящего контрольного мероприятия установлены проблемы, связанные с реализацией соглашений о разделе продукции. Основной проблемой является недостаточное развитие нормативно-правовой базы.
      Так, согласно пункту «С» параграфа 22.1 Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» предусмотрено, что каждая сторона Консорциума имеет право на возврат налога на добавленную стоимость в течение пяти рабочих дней после подачи ежемесячных налоговых деклараций в размере разницы между выплаченной и полученной суммой НДС, переведенной в доллары США. Возврат налога на добавленную стоимость осуществляется и в тех случаях, если сумма уплаченного оператором НДС превышает выплаченную, а также в случаях, когда продажа не осуществлялась и соответственно налог на добавленную стоимость не начислялся. Действующее соглашение предусматривает в случае несвоевременного возврата НДС, начисление на указанные суммы процентов по годовой ставке ЛИБОР плюс четыре процента.
      Согласно пункту 3 приложения «Е» дополнения 1 к Соглашению о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» Компания и родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, которым облагаются товары и услуги, предоставляемые нерезидентам Российской Федерации. Любые суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные Компанией, родственными организациями, их иностранными подрядчиками или субподрядчиками сверх выставленными ими к уплате сумм налога на добавленную стоимость, подлежат возврату этому плательщику в течение 5 дней с момента подачи месячной декларации, отражающей такие платежи.
      Управление федерального казначейства Минфина России по Сахалинской области производит возврат налога на основании заключений налоговых органов исходя из сумм ежедневных доходов федерального бюджета на территории области. Вместе с тем, ввиду недостаточности однодневных поступлений доходов, Управление федерального казначейства Минфина России по Сахалинской области производит частичное исполнение заключений. При этом нарушаются сроки возмещения налога на добавленную стоимость (5 дней), установленные соглашениями о разделе продукции.
      Такое положение вещей привело к тому, что по состоянию на 1 сентября 2003 года сумма невозмещенного налога на добавленную стоимость составила 50,9 млн. долларов США, в том числе по проекту «Сахалин-1» – 895,4 млн. рублей (30,3 млн. долларов США), по проекту «Сахалин-2» – 546,7 млн. рублей (20,6 млн. долларов США).
      Проблемы, связанные с возмещением налога на добавленную стоимость обострились с активизацией работ по проектам и началом строительства завода по сжижению природного газа. Так, если за 2002 год было предъявлено к возмещению 11,7 млн. долларов США, то только за 8 месяцев 2003 года операторами предъявлено – 58,9 млн. долларов США. При этом по сообщению Департамента нефтегазового комплекса Сахалинской области до конца 2003 года операторами будет дополнительно предъявлено к возмещению около 170,0 млн. долларов США.
      Следует отметить, что согласно Протоколу заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции (протокол от 11 июня 2002 года) Минфину России дано поручение предусматривать в утверждаемых Правительством Российской Федерации месячных объемах финансирования расходов федерального бюджета, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость и процентов, начисляемых на невозмещенные суммы данного налога по условиям соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», в суммах подтвержденных МНС России.
      Настоящая проверка показала, что средства для возмещения налога на добавленную стоимость, выделение которых предусмотрено вышеназванным протоколом, Минфином России не предусматривались и соответственно не выделялись.
      В результате того, что не были приняты меры, обеспечивающие возмещение в течение 5 дней налога на добавленную стоимость, по состоянию на 1 сентября 2003 года сумма начисленных процентов на невозмещенные суммы налога на добавленную стоимость, по данным операторов проектов составляет 16,2 млн. долларов США, в том числе по проекту «Сахалин-1» – 8,9 млн. долларов США, по проекту «Сахалин-2» – 7,3 млн. долларов США.

      В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативная база, которая устанавливает единые правила, требования и нормы для морских стационарных сооружений для предотвращения загрязнения окружающей среды. Российское законодательство не предусматривает возможностей для создания инвесторами совместной инфраструктуры в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Льготы по налогам и сборам, предоставляемые инвесторам при выполнении работ или поставках товаров и услуг по одному проекту, не могут распространяться на другой, что является препятствием для совместного строительства и использования объектов промышленной инфраструктуры. Нормативное урегулирование возможностей инвесторов различных проектов создавать совместную инфраструктуру, приведет к уменьшению объема «возмещаемых затрат» за счет уменьшения капитальных затрат по каждому из проектов.
      Статьей 2 п.7 Федерального закона от 6 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» законодательно установлено, что соглашения, заключенные до вступления в силу указанного федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. В результате применения данной статьи федерального закона, не применяется статья 338 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая ставка при добыче нефти из газоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну, с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Таким образом, федеральный бюджет в период с 1 января 2002 года по 31 июля 2003 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 900 млн. рублей.

      В ходе настоящего контрольного мероприятия установлены случаи несогласованных действий между различными федеральными органами исполнительной власти. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года № 1317-р на производственном добывающем комплексе «Витязь» в рамках проекта «Сахалин-2» установлен морской грузовой пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. В мае 2002 года Министерством энергетики Российской Федерации утвержден Акт межведомственной комиссии о приемке в эксплуатацию пункта пропуска, подтверждающий, что на производственном добывающем комплексе «Витязь» созданы все условия для работы представителей государственных органов власти, а именно: Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, инспекции государственного надзора за безопасностью мореплавания Министерства транспорта Российской Федерации и других. Однако, в связи с тем, что Министерством транспорта Российской Федерации не принят ведомственный нормативный документ (приказ) об открытии пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на производственном добывающем комплексе «Витязь», акт межведомственной комиссии до настоящего времени не согласован. В результате, действия Министерства транспорта Российской Федерации могут привести к остановке добычи нефти на производственном добывающем комплексе «Витязь» и, как следствие, к нарушению графиков отгрузки нефти покупателям.
      Кроме того, для согласования проектной документации при реализации проектов в рамках соглашений о разделе продукции требуется выполнение большого количества дорогостоящих процедур согласования и экспертиз в самых различных органах, зачастую дублирующих друг друга. Для их получения инвесторы вынуждены нанимать в том числе и частные организации, что влечет за собой увеличение расходов, а значит, рост стоимости возмещаемых российской стороной затрат по проектам.
      При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации с целью реализации проектов, также имеются вопросы требующие решения со стороны Правительства Российской Федерации и ГТК России.
      Так, в текстах соглашений предусмотрено освобождение товаров, перемещаемых для работ по проектам, от лицензирования, квотирования (лицензии при вывозе информации о недрах, сертификации ввозимых товаров и т.д.) и других ограничений на весь период действия Соглашений. В то же время в связи с тем, что данные соглашения не имеют статуса международных договоров (ст. 6 Таможенного Кодекса Российской Федерации), таможенные органы не могут напрямую выполнять условия, определяемые в соглашениях. Согласно действующему российскому законодательству, в отношении товаров, перемещаемых в соответствии с проектами «Сахалин-1» и «Сахалин-2» действует общий порядок в части мер нетарифного регулирования, за исключением вывоза минерального сырья, являющегося собственностью инвестора.
      В соответствии с Соглашением о разделе продукции (Приложение Е) по проекту «Сахалин-2» при таможенном оформлении физическими иностранными лицами, осуществляющими деятельность по реализации проектов, предметов и вещей домашнего обихода, личных вещей, в том числе автомашин, для целей использования самим работником и членами его семьи, не должны взиматься какие-либо таможенные пошлины, налоги или лицензионные платежи и не должны применяться какие-либо требования по квотированию или лицензированию. В настоящее время указанные льготы не предусмотрены действующим законодательством (отсутствуют нормативные акты).
      При отнесении товаров и услуг к предназначенным для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции, возникают вопросы по определению перечня товаров, необходимых для выполнения работ по шельфу, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. С принятием Федерального закона от 10 февраля 1999 № 32-ФЗ «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» противоречия по взиманию таможенных платежей были устранены, но до настоящего времени не реализована ст. 4 указанного закона о том, что Порядок отнесения товаров и услуг к предназначенным для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.
      В соответствии со ст. 29 Таможенного кодекса Российской Федерации условно выпущенные товары, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа, при условии оплаты таможенных платежей. Поэтому ввозимые товары, предназначенные для совместного использования по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», попадают под обложение таможенными платежами в общеустановленном порядке. Данный фактор повлияет на увеличение состава затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции.
      В соответствии с приказом ГТК России от 12 октября 1999 № 694 «Об определении мест доставки и таможенного оформления легковых автомобилей» таможенное оформление указанных автомобилей производится с помещением на склады временного хранения, которые являются местом их доставки. Согласно письму ГТК России от 08 января 2002 № 01-16/478 «О местах доставки и таможенного оформления легковых автомобилей» в Дальневосточном регионе такой склад временного хранения расположен в порту Восточном пос. Врангель Приморского края (регион деятельности Находкинской таможни). При этом после таможенного оформления новых легковых автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с проектной документацией по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» операторы, а также другие юридические лица (подрядчики, субподрядчики и др.), участвующие в выполнении работ по соглашениям, несут дополнительные транспортные расходы по доставке автомобилей из поселка Восточный в порты Сахалина. Указанные расходы будут компенсироваться за счет российской доли, определенной соглашениями о разделе продукции.

      Выводы:

      1. Соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» заключены до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ и, следовательно, подлежат исполнению в соответствии с определенными в этих соглашениях условиями (пункт 7 статьи 2 вышеуказанного закона). В результате применения данной статьи федерального закона не применяется статья 338 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая ставка при добыче нефти из газоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну, с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. Таким образом, федеральный бюджет в период с 1 января 2002 года по 31 июля 2003 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 30 млн. долларов США.

      2. Сложившаяся система возврата налога на добавленную стоимость территориальными органами федерального казначейства Минфина России при реализации соглашений о разделе продукции не позволяет в установленные в соглашениях сроки произвести возмещение НДС, что привело к потерям федерального бюджета.
      Задолженность российской стороны по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 1 сентября 2003 года составила 50,9 млн. долларов США, в том числе по проекту «Сахалин-1» – 30,3 млн. долларов США, по проекту «Сахалин-2» – 20,6 млн. долларов США. Кроме того, суммы начисленных процентов на невозмещенные суммы налога на добавленную стоимость на указанную дату составили 16,2 млн. долларов США, в том числе по проекту «Сахалин-1» – 8,9 млн. долларов США, по проекту «Сахалин-2» – 7,3 млн. долларов США.
      Кроме того, до конца года операторами проектов будет дополнительно предъявлено к возмещению около 170,0 млн. долларов США, что при сложившейся практике возмещения налога на добавленную стоимость приведет к значительному росту начисленных процентов за несвоевременное возмещение налога на добавленную стоимость.
      В то же время российской стороной от реализации проектов в рамках соглашений о разделе продукции в бюджеты всех уровней поступило 431,9 млн. долларов США, в том числе, роялти – 61,1 млн. долларов США, бонусы – 262,1 млн. долларов США, налоговые и другие обязательные платежи – 108,7 млн. долларов США.
      Возмещаемые затраты за весь период действия соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по состоянию на 31 июля 2003 года составили 4311,6 млн. долл. США долл. США. Возмещено российской стороной за счет реализации 6,1 млн. тонн добытой нефти 960,4 млн. долларов США.
      Таким образом, на момент проведения настоящего контрольного мероприятия долг российской стороны по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» превышает бюджетные поступления на сумму 2919,3 млн. долларов США.

      3. Российское законодательство не предусматривает возможностей для создания инвесторами совместной инфраструктуры в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Льготы по налогам и сборам, предоставляемые инвесторам при выполнении работ или поставках товаров и услуг по одному проекту, не могут распространяться на другой, что является препятствием для совместного строительства и использования объектов промышленной инфраструктуры. Нормативное урегулирование возможностей инвесторов различных проектов создавать совместную инфраструктуру, приведет к уменьшению объема «возмещаемых затрат» за счет уменьшения капитальных затрат по каждому из проектов.

      4. В связи с тем, что Министерством транспорта Российской Федерации не принят ведомственный нормативный документ (приказ) об открытии пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на производственном добывающем комплексе «Витязь», акт межведомственной комиссии до настоящего времени не согласован. Такое положение дел может привести к нарушению графиков отгрузки нефти покупателям и, как следствие, к уменьшению налоговых поступлений.

      5. До настоящего времени не реализована ст. 4 Федерального закона от 10 февраля 1999 № 32-ФЗ «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» в части разработки Порядка отнесения товаров и услуг к предназначенным для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции.

      Предложения:

      1. Направить письмо Председателю Правительства Российской Федерации с предложениями принять меры по устранению недостатков, выявленных проведенным контрольным мероприятием.
      2. Использовать материал проверки для подготовки и представления в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заключения Счетной палаты Российской Федерации по докладу Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» в редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ за 2002 год и истекший период 2003 года.

Аудитор В.Г.Пансков

      Приложение 1.

Основные финансово-экономические показатели проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», выполняемые в рамках соглашений о разделе продукции по состоянию на 1 сентября 2003 года.
 
Наименованиемлн. долларов США.
Сахалин-1Сахалин-2ВСЕГО
Возмещаемые затраты1600,02711,64311,6
Возмещено российской стороной-960,4960,4
Начислено роялти-61,161,1
Бонусы, полученные от реализации проектов225,037,1262,1
Поступило налоговых и других обязательных платежей  108,7
Возмещено НДС, затраченного инвесторами при приобретении товаров (работ, услуг) у российских производителей  78,5
Пени, начисленный российской стороне на сумму невозмещенного НДС  16,2

      Таким образом, доход Российской Федерации за весь период действия проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» составили 431,9 млн. долларов США. Затраты Российской Федерации, включая стоимость реализованной нефти составили 1055,1 млн. долларов США.

Документ предоставлен «Экологической вахтой Сахалина» 14.11.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Кремль угрожает западному капиталу

Загружается с сайта RBCdaily

Ведомство Сергея Степашина раскрывает новые подробности деятельности нефтяных компаний в режиме СРП.
Государство теряет слишком много

      В пятницу, 31 октября, состоялось заседание коллегии Счетной палаты РФ, где были рассмотрены результаты проверки итогов работы по реализации соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в налоговых, таможенных органах и в администрации Сахалинской области за 2002 г. и истекший период 2003 г.
      Основной вывод аудиторов – государство по-прежнему является основным спонсором этих проектов, тогда как отдачи от них до сих пор нет. По данным ведомства, превышение затрат над доходами при реализации проектов составило более 623 млн долл. Целью заявлений Счетной палаты может быть негласное предупреждение нынешним операторам проектов: либо они все-таки приступят к активной добыче нефти, что будет покрывать издержки государства, либо государство приложит все усилия, чтобы изменить доли в проектах в пользу российских нефтяных компаний, дружественных Кремлю.
      В материалах, представленных на коллегию Счетной палаты, отмечается, что СРП по проектам «Сахалин-1» (разрабатывают Exxon Mobil, японский консорциум SODECO, индийская ONGC и дочерние компании «Роснефти») и «Сахалин-2» (оператор проекта - Sakhalin Energy, среди акционеров которой Shell и два японских концерна) заключены до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. На них не распространяется действие статьи Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая ставка при добыче нефти из газоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
      В итоге федеральный бюджет за последние 1,5 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 30 млн долл. Возмещаемые же по условиям соглашения иностранным инвесторам затраты по проектам с 1996 г. на 31 июля с.г. составили 4,3 млрд долл. За счет реализации нефти российской стороной покрыто 960,4 млн долл. Таким образом, долг российской стороны по непогашенным возмещаемым затратам превысил 3,3 млрд долл.
      Кроме того, сложившаяся же система возврата НДС территориальными органами Федерального казначейства Минфина не позволяет произвести его возмещение в установленные СРП сроки, что приводит к потерям федерального бюджета. На 1 сентября с.г. задолженность России по возврату НДС вместе с начисленными процентами за просрочку составила 67,1 млн долл. До конца текущего года операторами обоих проектов будет предъявлено к возмещению НДС еще около 170 млн долл., что приведет к существенному росту начисленных процентов за несоблюдение установленных СРП сроков.
      С 1996 г. в бюджеты различных уровней Российской Федерации от реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» поступило 431,9 млн долл., затраты же, включая стоимость реализованной нефти и сумму возмещенного НДС и начисленных пени, составили более 1 млрд долл. На момент проведения проверки затраты превысили поступления на 623,2 млн долл. По итогам обсуждения коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в правительство. Материалы проверки будут использованы для подготовки и представления в Совет Федерации и Госдуму заключения Счетной палаты по докладу правительства об итогах работы по реализации СРП.
      Это уже не первый «наезд» Счетной палаты на компании, разрабатывающие месторождения на условиях СРП.
      В начале лета ведомство г-на Степашина заявило о том, что участки для включения в перечень СРП представлялись в Госдуму (которая утверждает решение о внесении в список) без должного основания: уполномоченные ведомства не аргументировали отнесение ни одного из всех включенных в список СРП нефтегазовых месторождений (81) к категории участков недр, содержащих трудноизвлекаемые запасы. Тогда Счетная палата прогнозировала, что подписание СРП может нанести государству в ближайшее десятилетие ущерб в 4-6 млрд долл. ежегодно.
      Интересно, что активность Счетной палаты в направлении СРП отдельные наблюдатели связывают с ЮКОСом. «Дискредитация механизма СРП инициирована г-ном Ходорковским, - уверен собеседник RBC daily в комитете Госдумы по природопользованию. – У ЮКОСа достаточно ресурсов, которые удобны для разработки, поэтому они хотели бы, чтобы никаких альтернативных механизмов доступа к месторождениям не было». Действительно, в марте текущего года в ЮКОСе предупреждали, что если СРП станет широко применяться, то российский бюджет за пять лет потеряет 15-20 млрд долл.
      Тогда, по словам собеседника RBC daily, нефтяную компанию поддержали в МНС, которое могло утратить контроль над частью поступлений от нефтянки. «Платежи по СРП подпадали под контроль Минприроды, что не устраивало налоговиков, - отмечает он. – МНС даже подготовило некий вызывающий сомнения отчет, где сравнивались выгоды от СРП и обычного налогового режима». Тем не менее заявления Счетной палаты и материалы налоговиков убедили Михаила Касьянова, который поддержал «атаку» на СРП.
      Весной г-н Касьянов, отметив улучшение инвестиционного климата в России, указал на то, что большинство месторождений должно разрабатываться в обычном налоговом режиме. Очень быстро Госдума и Совет Федерации внесли соответствующие поправки в главу Налогового кодекса о соглашении о разделе продукции, сделав исключение для «Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинского месторождения (в проекте идет скрытая борьба между дружественной Кремлю «Роснефтью» и французской Total), а также для Приразломного, Штокмановского и месторождений Каспия.
      Текущие выводы аудиторов еще более резкие: они назвали конкретные цифры ущерба, которые терпит государство при реализации отдельных проектов СРП. Возникновение же убытков связано прежде всего с условиями, на которых подписаны соглашения, и изменить ситуацию пока не представляется возможным.
      «Это не первая проверка. Так и будет дальше с этими проектами: будут увеличиваться инвестиции, причем на бумаге, государству придется возмещать затраты инвесторов и особых поступлений ожидать не приходится в ближайшем будущем, - сказал RBC daily ведущий специалист Института финансовых исследований Григорий Выгон. - Договора так написаны, что сделать что-то невозможно: не хочет инвестор вкладывать деньги, никто его не сможет заставить сделать это, если он вкладывает непонятно куда (строит пятизвездочные отели на Сахалине), помешать этому опять же нельзя».
      Действительно, например, ежегодно с декабря по июнь добыча на сахалинских месторождениях останавливается из-за погодных условий, так как невозможно транспортировать морем добытую нефть. Полгода простоя при сохранении огромных издержек на содержание платформы, персонала очень невыгодно для государства, которое в конечном итоге и будет оплачивать эти затраты.
      Это далеко не единственный пример. «Накручивать» затраты в проекте иностранцы могут и за счет привлечения зарубежных субподрядчиков с их расценками на услуги: по проекту «Сахалин-1» ограничений на участие иностранных поставщиков нет, в проекте «Сахалин-2» заложена 70% доля российских подрядчиков, однако настолько расплывчато, что это можно легко обходить либо за счет создания российских «дочек», либо за счет выставления негласных условий на тендерах.
      Например, один из самых крупных контрактов, полученных отечественными предприятиями в процессе реализации СРП «Сахалин-2», - изготовление подставки под основание платформы «Моликпак» на Амурском судостроительном заводе стоимостью более 35,5 млн долл., но значительная часть этих средств (по некоторым оценкам, около 30 млн долл.) была потрачена заводом на приобретение японской стали.
      В условиях, когда государство усиливает свою политику в сфере недр, очередной «наезд» на конкретные проекты СРП, отмечает один из аналитиков, «выглядит как предупреждение иностранным операторам, работающим на этих месторождениях». Ведь получается, что, с одной стороны, Россия терпит фактический ущерб от реализации этих проектов, а с другой стороны – мы еще и теряем долю на нефтяном рынке Дальнего Востока, отдавая нефть зарубежным компаниям.
      В данный момент «как-то повлиять на инвесторов государство не может, тем более что любые спорные вопросы по пересмотру условий соглашений должны рассматриваться в арбитраже – не у нас, где-нибудь в Генпрокуратуре, а, например, в Стокгольме. Выиграть суд у наших чиновников нет никаких шансов», - полагает Григорий Выгон.
      Однако целью заявлений Счетной палаты может быть негласное предупреждение нынешним операторам проектов: либо они все-таки приступят к активной добыче нефти, что будет покрывать издержки государства, либо государство приложит все усилия, чтобы изменить доли в проектах в пользу российских нефтяных и сервисных компаний, дружественных Кремлю.

Михаил Смирнов. Отдел экономики.
© «RBCdaily». 03.11.03.


НАВЕРХ НАВЕРХ

Превышение затрат над доходами при реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" составило более 623 млн. долларов США

      Сегодня Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки итогов работы по реализации соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в налоговых и таможенных органах, администрации Сахалинской области за 2002 год и истекший период 2003 года. Проверка проведена в соответствии с планом работы Счетной палаты на 2003 г. в сентябре – октябре с.г. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Владимир Пансков.
      В материалах, представленных на Коллегию Счетной палаты, отмечается, что СРП по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" заключены до вступления в силу закона "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 г. и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. На них не распространяется действие статьи Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговая ставка при добыче нефти из газоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну, с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. В итоге федеральный бюджет за последние 1,5 года недополучил с объема добытой и реализованной нефти 30 млн. долларов США.
      Возмещаемые иностранным инвесторам затраты по проектам с 1996 г. на 31 июля с.г. составили 4,3 млрд. долларов США. За счет реализации нефти российской стороной покрыто 960,4 млн. долларов США. Таким образом, долг российской стороны по непогашенным возмещаемым затратам превысил 3,3 млрд. долларов США.
      Сложившаяся же система возврата НДС территориальными органами федерального казначейства Минфина не позволяет произвести его возмещение в установленные СРП сроки, что приводит к потерям федерального бюджета. На 1 сентября с.г. задолженность России по возврату НДС вместе с начисленными процентами за просрочку составила 67,1 млн. долларов США. До конца текущего года операторами обоих проектов будет предъявлено к возмещению НДС еще около 170 млн. долларов США, что приведет к существенному росту начисленных процентов за несоблюдение установленных СРП сроков.
      С 1996 г. в бюджеты различных уровней Российской Федерации от реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" поступило 431,9 млн. долларов США, затраты же, включая стоимость реализованной нефти и сумму возмещенного НДС и начисленных пени, составили более 1 млрд. долларов США.
      На момент проведения проверки затраты превысили поступления на 623,2 млн. долларов США.
      По итогам обсуждения Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в Правительство России. Материалы проверки будут использованы для подготовки и представления в палаты Федерального Собрания России заключения Счетной палаты по докладу Правительства об итогах работы по реализации СРП.

© «Управление информации и общественных связей Счетной палаты РФ»,
31 октября 2003 года.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p3_00.htm
Реклама:
Hosted by uCoz