VFF-S
Шельф Сахалин-1 Сахалин-2
Вниз

Сахалинский шельф.
ЛАРН

  1. Начинаются российско-японские учения по сбору вылившейся в море нефти. «Sakhalin.Info», 10.05.06.
  2. На Сахалине начались российско-японские учения. «Sakhalin.Info», 10.05.06.
  3. Губернатор Сахалинской области Иван Малахов дал оценку действиям спасателей при аварии вертолета в Анивском заливе. «АСО», 12.05.06.
  4. Учения не удались. «Новые Известия», 12.05.06.
  5. Во время учений разбился вертолет. «Советский Сахалин», 12.05.06.
  6. Катастрофа вертолета в Анивском заливе глазами очевидца. «Sakhalin.Info», 12.05.06.
  7. Нештатная ситуация. «Губернские ведомости», 13.05.06.
  8. От полученных травм скончался техник. «Советский Сахалин», 13.05.06.
  9. Авиакатастрофа на воде. «АиФ. Сахалин – Курилы», 05.06.
  10. Учения по ликвидации разливов нефти внезапно обернулись реальной катастрофой. «Наши острова», 17.05.06.
  11. Почему упал вертолет. Предварительная версия ЧП. «Советский Сахалин», 24.05.06.
  •       Начало темы [1] [2] [3]
    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Почему упал вертолет

    Предварительная версия ЧП

    Загружается с сайта SI

         Причиной аварии вертолета Ми-14 ПС на проходивших 11 мая в Охотском море российско-японских учениях по оказанию помощи терпящему бедствие судну стал отказ двигателя. За этим последовало жесткое приводнение и получение пробоины в обтекателе. Такова предварительная версия чрезвычайного происшествия, во время которого вертолет после приводнения перевернулся вверх дном. Об этом сообщил вчера в Южно-Сахалинске председатель государственной комиссии по расследованию аварии С.Харин.
         В воздушной машине находились 13 человек, один из них погиб. Остальные – восемь спасателей гражданской авиации, четыре члена экипажа и один журналист – смогли выбраться из перевернувшегося вертолета, были подняты из воды российскими и японскими морскими спасателями. С.Харин сообщил, что после «получения пробоины в обтекатель вертолета поступило около 1,5 тонны забортной воды». Машина получила большой крен на носовую часть, погрузилась в море, после чего перевернулась.
         Ми-14 ПС создавался для военно-морского флота, имеет большой запас плавучести, может садиться на воду и взлетать с нее. Эти качества и не дали затонуть перевернувшейся воздушной машине. Государственная комиссия продолжает расследование аварии. Потерпевший аварию Ми-14 ПС принадлежит сахалинскому отделению Российского оборонного спортивно-технического общества.

    Л. ВИНОГРАДОВ, корр. ИТАР-ТАСС.
    © «
    Советский Сахалин», № 90(23363), 24.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Учения по ликвидации разливов нефти внезапно обернулись реальной катастрофой

    РЕПОРТАЖ С МЕСТА ТРАГЕДИИ

    КОРРЕКТИВЫ ВНЕСЛА ПОГОДА
         На российско-японские учения по ликвидации разливов нефти журналистов пригласили загодя. На предварительной встрече с и.о. начальника СахБАСУ Игорем Ждановым меня распределили на российское судно «Гипанис», на котором располагался штаб учений. Утром 11 мая журналисты и наблюдатели собрались в Корсаковском порту. Начало учений из-за плохой погоды сдвинули с 10 на 10.30, поэтому отшвартоваться мы не торопились. Около 9.30 «Гипанис» вышел, в море и направился в западную часть бухты Лососей.
         По легенде учений в море произошла авария: сухогруз «Пионер России» столкнулся с танкером. Из баков сухогруза стало вытекать топливо. На судне случился пожар, несколько человек оказались за бортом. Все находящиеся поблизости корабли должны были немедленно прибыть на место катастрофы, чтобы спасти людей и ликвидировать разлив нефтепродуктов.
         Предполагалось, что отработка спасения людей станет первым этапом учений. Но туман, дождь и ветер, царившие над Анивским заливом, помешали выполнить эти действия. Вертолеты из-за плохой, видимости не могли подняться в воздух.
         Поэтому первым этапом стал сбор нефти. Российские и японские суда спустили на воду боновые заграждения, чтобы локализовать 850-тонное пятно условно разлившегося топлива, и насосами-скиммерами стали закачивать его в специальные емкости. Из рубки «Гипаниса» по громкой связи постоянно комментировали происходящее. В первое время и журналисты, и наблюдатели с интересом следили за «сбором нефтепродуктов», но вскоре на верхней палубе практически никого не осталось – дождь и ветер согнал всех в кают-компанию завтракать. Туман поднимался, погода заметно улучшалась. Журналисты надеялись, что все-таки удастся увидеть спасение условно тонущих.
         В 12.30 в штабе учений на берегу решили, что погода позволяет задействовать вертолеты. На море прояснилось, уже были видны противоположные берега залива. Из рубки доложили, что вскоре мы сможем наблюдать операцию по спасению людей японским вертолетом, который взлетит с судна «Соя». Действительно, через несколько минут этот вертолет поднялся и стал искать сброшенный в море манекен. Чтобы поддержать «тонущего», в море спрыгнул японский спасатель, а через некоторое время еще один пловец. Их быстро подняли на борт. Вертолет сделал победный круг над головами зрителей и четко приземлился на «Сою».
         Минут через 20 к месту учений прилетел вертолет ФСБ МИ-8. Машина сделала несколько кругов – провела мониторинг участка учений. Но все с нетерпением ждали, когда прибудет уникальный вертолет-амфибия МИ-14, приписанный к аэроклубу «РОСТО». Чудо-машина должна была сесть на воду, спустить спасательный плот и поднять на борт еще двух условно тонущих людей с «Пионера России».

    ШОК НА ПАЛУБЕ
         Бело-голубой МИ-14 появился неожиданно. Он сделал круг над «Гипанисом» и соседними судами, из кабины нас приветствовали члены экипажа и спасатели. В море к тому времени уже находились два человека. Все с нетерпением ожидали момента их «спасения». Привычный голос из рубки комментировал действия экипажа...
         Я смотрела на вертолет такими же восхищенными глазами, как и все собравшиеся на штабном судне. Вот МИ-14 мягко приземлился на воду, спустил спасательный плот. Людей подняли на борт: Все вздохнули .– сейчас вертолет поднимется в воздух. И вдруг что-то пошло не так. Машина, усиленно работая лопастями, пыталась оторваться от воды. Но не получалось – нос зарывался в волны. Глупая ассоциация: как котенок тыкается в блюдце с молоком. Но все было серьезнее. Все с напряжением ждали, что будет. Женщина рядом сказала, что ей страшно. И вдруг вертолет поднялся... на высоту всего 2-3 метра – и рухнул в море! Кабина начала погружаться, лобовые стекла заливало водой. Еще мгновение – и винт обрезал хвостовую балку. Куски полетели в разные стороны. Ощущение такое, как будто вертолет взорвался – вместе со всеми, кто внутри. Крики, слезы, возгласы – общий шок. Все ринулись к корме «Гипаниса» – словно хотели быть ближе к месту крушения, прыгать в воду и спасать людей.

    СПАСАТЬ ЛЮДЕЙ ПРИШЛОСЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ
         Штаб немедленно объявил о том, что учения переходят в боевую спасательную операцию. К месту трагедии уже через несколько минут подошли спасательные шлюпки с российского «Агата» и японского «Эримо». Пока руководство координировало действия всех судов, мы ходили по палубе и не могли понять, как в полный штиль, при отличной видимости, на УЧЕНИЯХ могло случиться ТАКОЕ!
         Неподалеку, как выброшенная кем-то игрушка, плавала вверх колесами перевернутая кабина МИ-14, а рядом – люди в ярко-оранжевых спасательных жилетах. Как нам сообщили, предположительно их 13 человек. Журналисты вспомнили, что наш коллега с АСТВ Евгений Сизов тоже может быть среди пострадавших. Женя только недавно женился...
         ...И нформация поступает стремительно. Вот уже спасены 12 человек (среди них и Сизов), но судьба последнего, который еще остается в вертолете, пока неизвестна. Кабину, которую носит по волнам, пытается догнать японская шлюпка. Только минут через 20 последнего из тонущих удается поднять на борт «Эримо».
         Мы выясняем: травмированы трое. Один, предположительно Анатолий Солнышкин, самый «тяжелый» – у него перелом позвоночника. У остальных – ушибы и шоковое состояние. На палубе руководитель учений Анатолий Янчук кричит по телефону: «Ведите переговоры с японским командованием, пострадавшего нужно срочно доставить в больницу на японском вертолете с «Сои».
         Еще через двадцать минут «Соя» проходит мимо «Гипаниса». Я вижу, как в вертолете кому-то оказывают первую помощь – похоже, делают массаж сердца. Судно отходит от нас примерно на километр, и вертолет взлетает – в аэропорту областного центра его уже ждет машина «скорой».
         На борту журналисты просят дать официальный комментарий случившегося. Игорь Жданов сообщает, что предварительной причиной трагедии можно считать отказ двигателя вертолета.
         Журналисты не выпускают из рук мобильные – любая мелочь становится известна редакторам в Южно-Сахалинске. Потом мы узнали, что там все с нетерпением ждали новых сведений и надеялись, что никто не погиб...

    МИСТИЧЕСКИЕ СОВПАДЕНИЯ
         В 15.15 становится известно – только что в реанимации скончался техник «РОСТО» Анатолий Васильевич Солнышкин. Он умер, не приходя в сознание. Ему был 61 год.
         Кабину МИ-14 тросом прицепляют к пограничному кораблю «Буг». Невольно вспоминается: когда утром мы подходили к стоявшему на море танкеру «Оха», рядом с нами вдруг оказался мертвый кит. Он чем-то напомнил мне погибший вертолет. Наверное, своей беспомощностью и ненужностью.
         «Гипанис» вместе с другими судами направляется в порт.
         Внезапно дает о себе знать морская качка – голова кружится, ноги не стоят ровно. Хочется скорее на берег, снять усталость от 7-часового пребывания в море. Но нам объявляют: после прибытия в порт с «Гипаниса» никого не выпустят. Мы будем ждать транспортного прокурора. Журналистов, которые снимали трагедию на фото и видео, просят предоставить материалы для расследования.
         Нас собрали в кают-компании – первый заместитель прокурора области Андрей Углов сообщил, что по факту крушения возбуждено уголовное дело, и попросил дать показания. Потом разрешили отложить это до завтрашнего утра: ведь многим надо было торопиться в город – в редакциях нетерпеливо ждали информацию о трагедии.
         Водитель автобуса СахБАСУ подвез меня к перекрестку ул. Пограничная – Комсомольская. Идет дождь, но в то же время ярко светит солнце. Машинально читаю вывески на зданиях, и вдруг бросается в глаза – «Сахалинский аэроклуб «РОСТО». Здесь работал погибший сегодня Анатолий Солнышкин... Давно не бывала в этом районе, а сегодня – как специально здесь оказалась. Проходящая мимо женщина советует: оглянитесь! Я поворачиваюсь: радуга! А говорят, что мистики не бывает...
         Ксения СЕМЕНОВА.

         11 мая транспортная прокуратура области возбудила уголовное дело по факту крушения вертолета МИ-14. В настоящее время происшествие расследует государственная комиссия. 11 июня она озвучит окончательные результаты своей работы. На основании этого в Москве в службе безопасности полетов будет проведена техническая экспертиза, после которой можно будет сделать выводы о виновности или невиновности в случившемся членов экипажа МИ-14.
         Как рассказал следователь областной транспортной прокуратуры Александр Соломонюк, на Сахалине проводят ряд других экспертиз, среди них – анализ качества топлива вертолета, диагностика некоторых деталей двигателя, расшифровка «черных ящиков». Сама машина сейчас находится на аэродроме в пос. Сокол.

    © «Наши острова». № 20(244), 17.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Авиакатастрофа на воде

    ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ

         Сразу несколько ведомств продолжают расследовать причины крушения вертолета-амфибии Ми-14 ПС в Анивском заливе.
         Трагедия произошла 11 мая в 13 часов 46 минут. Масштабные российско-японские учения по ликвидации разлива нефти обернулись настоящим происшествием. Людей спасали уже «не понарошку».

         – В семи милях от поселка Таранай во время отработки операции по подъему людей со спасательного плота потерпел аварию вертолет-амфибия Ми-14, принадлежащий РОСТО. На борту было 5 членов экипажа, 8 спасателей региональной поисково-спасательной базы гражданской авиации Министерства транспорта РФ и корреспондент телекомпании АСТВ, – сообщает пресс-служба главного управления МЧС по Сахалинской области.
         – Мы почувствовали два толчка. После первого все, кто находился в вертолете, упали. Я сидел напротив двери, в углу, – вспоминает Евгений Сизов, журналист АСТВ. – Нам дали команду – отцепить карабин. Я поддул спасательный жилет. Спасатели спустили плот. И тогда я понял, что это не учения, а реальное ЧП. Почувствовал холод и понял, что мы не взлетим. Потом вертолет начал подниматься и вдруг накренился вперед. Все упали. (В это время вращающиеся лопасти амфибии коснулись воды и разлетелись на куски. – прим. ред.) Вода начала наполнять вертолет Центральную дверь открывать было нельзя, но кто-то открыл люк в хвостовой части. Я бросил камеру и нырнул к свету. Постарался отплыть от вертолета. От холода отнялись ноги и руки, не смог подняться даже по трапу. Поэтому медики вначале подумали, что у меня очень тяжелое состояние. Потом сказали, что все нормально.
         Пострадавшие были подняты на спасательное судно «Агат» СахБАСУ и японское спасательное судно «Соя». В 14.50 бортмеханика вертолета Анатолия Солнышкина с переломом позвоночника отправили в больницу на японском вертолете BeII-212. В четвертом часу дня 60-летний техник умер, но не от перелома позвоночника, как считалось сначала, а от заполнения легких водой, то есть утопления.
         – Через два месяца исполнилось бы 40 лет с тех пор, как он связал свою жизнь с воздушными судами. У Анатолия Васильевича остались жена и двое взрослых детей – дочь и сын, – рассказывает начальник отдела организационной и патриотической работы областного совета РОСТО ДОСААФ Андрей Фугенсиров. – Анатолий был мужественным человеком, настоящим профессионалом. За всю свою жизнь освоил практически все виды вертолетов гражданской авиации. Не раз получал награды за свою работу. Да и весь экипаж вертолета-амфибии, который участвовал в учениях 11 мая, был сформирован из асов. Этому подтверждение то, что в феврале этого года ребята сняли со льдины 68 рыбаков, терпевших бедствие. Вот и на этот раз перед учениями они совершили пять тренировочных полетов и накануне трагедии успешно провели «генеральную репетицию». Анатолий Васильевич пришел домой и хвастался жене, что все отработали на «отлично»...
         Уголовное дело по статье 263 п. 2 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека» было возбуждено сразу же после происшествия.
         – Версии озвучить мы пока не можем. Дело, наверняка, пойдет в суд, а я облегчать участь адвокатам и потенциальным жуликам не могу, – говорит следователь областной прокуратуры Александр Соломонюк. – В первую очередь сейчас оценивается поведение членов экипажа и состояние вертолета на момент аварии, ведется следствие. Для этого в соответствии с постановлением «О проведении расследования происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами» была создана специальная комиссия из представителей Москвы и Хабаровска.

    Татьяна СЕРГЕЕВА, Светлана СОЛОВЬЕВА.
    © «
    АиФ. Сахалин – Курилы», № 20(394), 05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    От полученных травм скончался техник

    Катастрофа вертолета в заливе Анива

    НАША СПРАВКА
      Ми-14 ПС является вертолетом-амфибией, способным штатно садиться и взлетать с воды, сохранять устойчивое положение при волнении 3-4 балла, глиссировать со скоростью до 60 километров в час.
      Впервые программу переоборудования бывших в употреблении вертолетов Ми-14 предложил Аэрофлот в 1981 году для эксплуатации на морских нефтеразработках.

         Как уже сообщал «Советский Сахалин» в предыдущем выпуске, в минувший четверг потерпел аварию вертолет Ми-14 ПС Сахалинского аэроклуба РОСТО. Это воздушное судно принимало участие в российско-японских учениях по ликвидации аварийного разлива нефти в акваториях залива Анива. На его борту находилось пять членов экипажа, восемь спасателей региональной поисково-спасательной базы гражданской авиации, а также оператор сахалинской телекомпании. Катастрофа вертолета, по данным пресс-службы областного управления МЧС, произошла в 13.46 сахалинского времени приблизительно в семи милях от поселка Таранай.
         То, что вертолет оборудован специальными поплавками, сыграло решающую роль в спасении его экипажа и пассажиров. Сам же инцидент случился на глазах многочисленных иностранных наблюдателей, журналистов, следивших за ходом учений с борта штабного судна «Гипиас».
         По плану учений на борт Ми-14 должны были принять людей со спасательной шлюпки. При выполнении этой операции предположительно у вертолета отказал двигатель. При попытке его завести машина поднялась на два метра от воды. Затем вертолет буквально зарылся в волну и перевернулся.

    Загружается с сайта SI

         К спасению находившихся в нем людей немедленно подключились российские и японские участники учений, которые после инцидента пошли по совершенно другому сценарию.
         Полуразрушенный вертолет в положении оверкиль благодаря «поплавкам» удерживался на плаву. Однако, чтобы эвакуировать из него часть людей, понадобилась помощь японских водолазов. Спасли всех, но во время аварии тяжелейшие травмы получил авиатехник РОСТО А.Солнышкин. На японском вертолете 61-летний пострадавший был направлен в Южно-Сахалинский аэропорт. Однако по пути в областную больницу он скончался. Травмы различной тяжести получили еще двое пострадавших, но их жизни вне опасности.
         Ближе к вечеру пограничный сторожевой корабль «Буг» отбуксировал основательно поврежденный Ми-14 в порт Корсаков. Вертолет был поднят на причал. У воздушной машины отрублена хвостовая балка, от винта осталась только одна лопасть.
         Четкого и ясного ответа на вопрос о причине авиакатастрофы на вчерашний день не было. Установить все обстоятельства аварии должна специальная комиссия, которая приступила к работе. По факту крушения Ми-14 областная прокуратура уже в четверг возбудила уголовное дело по статье 263 п. 2 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, првлекшее смерть человека». Следственную группу возглавил первый заместитель прокурора области А.Углов.
         П. ОЧЕРОВ.

    ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

         Вчера министр иностранных дел Японии Таро Асо выразил соболезнования в связи с гибелью россиянина во время российско-японских учений в заливе Анива. Письмо с соболезнованиями передано главе МИД РФ С.Лаврову по дипломатическим каналам. «Мы очень сожалеем, примите наши соболезнования», – говорится в послании. В то же время Асо подчеркнул, что Япония «высоко оценивает развитие конкретного, практического сотрудничества, прежде всего такого, как проводившиеся учения», и выразил намерение продолжать сотрудничество подобного рода с Россией.

    © «Советский Сахалин», № 82(23355), 13.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Нештатная ситуация

    «РАЗБОР ПОЛЕТОВ»

         Губернатор Сахалинской области прервал свою командировку и срочно вернулся в Южно-Сахалинск, чтобы лично разобраться с ситуацией, возникшей во время международных учений по оказанию помощи аварийному судну, экипажу и ликвидации аварийных разливов нефти в море. Вчера в малом зале областной администрации состоялось совещание, посвященное «разбору полетов».
         Во вступительном слове Иван Малахов акцентировал внимание присутствующих на том, что цели и задачи этих учений были обозначены абсолютно верно. В нашей части Тихого океана работает достаточно много флота, как торгового, так и рыболовного. Много судов занято транспортировкой нефти. Начиная с 2008 года объемы перевозки углеводородов в примыкающих к Сахалину акваториях увеличатся в несколько раз, и нужно быть готовыми к этому. Так что вопросов о целесообразности проведения этого масштабного мероприятия не возникает. Чрезвычайные ситуации на море – вынос судов на мель, отказы двигателей, пожары на борту и т. п. происходят каждый год.
         Оправданным губернатор считает и участие в учениях наших ближних соседей. Ведь, не дай Бог, случится серьезный разлив нефтепродуктов – и японские акватории не останутся в безопасности. Так что надо загодя учиться координации действий в борьбе с чрезвычайными ситуациями. Сценарий учений и их организация были достаточно грамотными, считает глава сахалинской областной администрации. В своих выступлениях участники совещания отмечали, что и выполнение поставленных перед спасателями учебных целей и задач велось достаточно профессионально, управление взаимодействием участвующих в учениях сил проходило на вполне хорошем уровне.
         Даже случившийся инцидент, когда внезапно перевернулся с людьми на борту вертолет организации, участвующей в учениях на добровольной основе, подтвердил высокий профессионализм наших и японских спасателей. Несмотря на то что внезапно возникла совершенно неожиданная ситуация, к которой люди, окружающие вертолет, попросту не могли быть готовы психологически, помощь людям, реально потерпевшим бедствие, была оказана в самый короткий срок. Моментально были спущены на воду шлюпки. Пока шли спасательные работы, людей уже ждала квалифицированная медицинская помощь. А особо тяжело пострадавшего, который после спасения оказался на японском судне, транспортировали в областной центр на японском же вертолете – ведь буквально каждая минута была дорога. За короткое время перелета в областном центре уже успели подготовиться к приему вертолета, экипаж которого не мог произнести ни слова по-русски.
         Так что оперативное управление показало высокий уровень не только в рамках учебных задач, но и в реальной, не предвиденной заранее аварийной ситуации. А в отношении непосредственно случившейся аварии какие-то выводы делать еще рано. Оценки будут даны после скрупулезного расследования. Возможно, членам экипажа вертолета, которые не являются профессиональными спасателями, попросту не хватило навыков действий в экстремальной ситуации. Если бы, приводнившись, пилот выключил винты и дал отбуксировать непотопляемый вертолет-амфибию к берегу, трагедии бы не произошло. Пусть какая-то часть сценария учений оказалась бы неисполненной. Но ведь человеческая жизнь важнее.
         Иван Малахов отметил как позитивную практику, когда в действиях сил по спасению людей принимают участие сторонние организации на добровольных началах. Но при этом, заметил губернатор, мало одного хотения. Надо уметь этим заниматься – ведь речь идет о величайшей, ни с чем не сравнимой ценности – жизни людей. Он порекомендовал в дальнейшем строго подходить к отбору добровольных участников подобного рода мероприятий в строгом соответствии с оценкой их квалификации.

    Сергей ЧИНАРОВ.
    © «
    Губернские ведомости», № 83(2560), 13.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Катастрофа вертолета в Анивском заливе глазами очевидца

         Проходившие вчера в Анивском заливе международные учения по оказанию помощи аварийному судну и ликвидации разлива нефти начинались обыденно. Рано утром журналистов и наблюдателей – канадцев, американцев, китайцев – свезли на четвертый причал Корсаковского порта.Там мы поднялись на борт теплохода «Гипанис», на котором разместили штаб учений. Сильный туман вгонял в уныние операторов телекомпаний – «не снимешь ни черта!».. Зато на море был почти полный штиль, что меня, как далеко не морского волка, очень порадовало.
         Начало учений перенесли на 10.30 – объявили по громкой связи корабля, и мы начали не торопясь отшвартовываться. По пути в западную часть бухты Лососей мы встретили танкер «Оха», стоящий на рейде, сделали экскурсионный круг вокруг него. На палубе было совсем немного людей – усиливающийся дождь и промозглый ветер загнали всех в кают-компанию и рубку.

    Загружается с сайта SI

         Там в это время кипела работа штаба. Радиопереговоры на таинственном языке:
         – Ботик-1, Ботик-2. СПА-004 приступило к установке ограждающих бонов.
         По легенде учений сухогруз «Пионер России» попал в катастрофу. Топливо из его баков стало вытекать в море. Оперативно среагировавшие российские спасательные суда и японские корабли береговой охраны локализуют пятно боновыми заграждениями и собирают специальными насосами – скиммерами.
         Параллельно на борту «Пионера» происходит пожар, а в небо поднимают вертолеты для спасения людей с поверхности воды.
         В этой части все шло туго. Вылет машин из Южно-Сахалинска несколько раз переносился из-за погодных условий. Пожар тоже «потушили» без нас, журналисты приуныли. В это время мы подошли к месту «аварии», начали петлять вокруг разворачивавших боны судов – ярких, как игрушки, российских «Агата», «Атласа» и грязно-белых «японцев». Все они вместе с остальными стали строиться в «ордер» – порядок, когда корабли идут уступом, пирамидой для сбора нефти.
         Внимание высыпавших на палубу при вступлении «Гипаниса» в строй спасательных судов людей приковала серая масса, плывущая по левому борту. Версии от утопленника до перевернутой шлюпки уточнил один из маневров – мы подошли ближе, тушей оказался мертвый кит. Он долго плыл рядом с нами...
         Вылет вертолетов из Южно-Сахалинска пообещали по рации «минут через 45». В это время погода на море улучшилась, дождь прекратился и под пробивающимся солнцем взлетела японская «вертушка» с судна «Соя». Она сделала несколько кругов над местом «падения за борт» манекена, нашла его. Зависнув первый раз, сбросила спасателя – поддерживать тонущего – со второго захода другой японец на тросе вытащил манекен. Через несколько минут – первого пловца подняли на борт. Под восхищенные крики вертолет сделал большой круг и сел обратно на «Сою».
         Минут через тридцать поднялся в воздух и российский Ми-8. Машина пограничников делала облет территории учений – «мониторила». На ее барражирование вышли посмотреть немногие – все ждали «гвоздя программы». Вертолета Ми-14ПС. Амфибия, гордость аэроклуба РОСТО, только год назад купленный за большие деньги, чуть ли не уникальный в мире.
         Посмотреть на это чудо вышли все – «Гипанис» кружил в сотне метров от него. Сделав пару кругов, амфибия с грозным рокотом зависла над «терпящими бедствие». Сев на воду, люди открыли дверь вертолета и развернули надувную лодку. Машина взлетела на пару метров, снова села. Волнение на море было не сильным, зато зрители начали заметно нервничать. Странное предчувствие защемило где-то в груди, когда вертолет грузно плюхнулся обратно в море. Был момент, когда его винты практически остановились. Затем машина стала зарываться носом в волну. Было видно, как дворники яростно скребут стекла Ми-14.
         Вертолет вновь попытался взлететь и наступила развязка: после серии нырков винт передней частью коснулся воды, взметнулся сноп брызг, все вокруг вздохнули-застонали, и тут – резкий удар, грохот, стена брызг, а из нее летят обломки хвостовой балки...

    Загружается с сайта SI

    Загружается с сайта SI

    Загружается с сайта SI

    Загружается с сайта SI

         Вертолет почти моментально перевернулся, из воды торчат только синее днище и выступы-колеса. На палубе «Гипаниса» крики, плач. Никто не понимает, что произошло – то ли сюрприз для наблюдателей, то ли реальное ЧП. Ощущение трагедии появляется, когда на воде замелькали оранжевые точки и к ним ринулись катера с японской «Сои» и нашего «Агата». Взгляд на часы – 13.40.
         – Уважаемые гости и наблюдатели, – говорят по громкой связи судна, – произошла нештатная ситуация, Учения переходят в боевую спасательную операцию.

    Загружается с сайта SI

         Операторы носятся по палубе, ища места для съемки – штабное судно разворачивается к месту катастрофы. Среди журналистов паника: «на вертолете был Сизов!» Он корреспондент АСТВ... О его судьбе никто ничего не знает, его телефон не на связи, все лихорадочно обзванивают свои информагентства, надиктовывают тексты новости, попутно пытаясь узнать о судьбе Женьки.
         На катера подняли людей. Сколько – видно плохо, говорят «четверо», потом – «восемь»... У руководства учениями нет точной информации, сколько людей было на борту, пытаются выяснить.
         – Водолазов к вертолету, – звучат команды в рацию, – зафиксировать вертолет, чтобы не пошел на дно, быстро!!!
         В это время появляются данные о том, что в машине остался человек. Он стучит, японские водолазы, спустившиеся к вертолету, его слышат.
         Коллеги с «Агата» рассказали, что в момент крушения над палубой судна свистели обломки винта. Никто не пострадал чудом.

    Загружается с сайта SI

         Звучит первый официальный комментарий и.о. гендиректора СахБАСУ Игоря Жданова:
         – На борту вертолета было 13 человек, все спасены, один в тяжелом состоянии отправлен в Южно-Сахалинск. Возможная причина катастрофы – отказ двигателя.
         Вообще пострадало трое. Поднятые на японское «Эримо» и «Агат» люди переохладились, у двоих – сильные ушибы, у третьего сломан позвоночник. Раненым предлагают лететь на берег уже поднятым МЧСовским Ми-8, в Таранае развернут для учений госпиталь, но люди отказываются – боятся лететь...
         Самый «тяжелый», Анатолий Солнышкин на японском вертолете с «Сои» после реанимационных действий отправлен в Южно-Сахалинск, но без сознания. Сразу после комментария Жданова я иду по правому борту и слышу разговор вице-губернатора Шередекина. Он по телефону говорит:
         – Солнышкин Анатолий Васильевич, техник РОСТО, 45-го года рождения, скончался в реанимации...
         Шок. На наших глазах фактически погиб человек...
         Вертолет цепляют к пограничному кораблю «Буг». Его тянут в порт Корсаков. Туда же идем мы и спасенные с Ми-14. Узнаем о Сизове: он не пострадал – говорят, только повязка на руке. Бегает по палубе и страшно ругается.
         По пути громкая связь несколько раз предупреждает нас:
         – Судно не покидать, фото– и видеоматериалы происшествия предоставить для разбирательства прокуратуре.
         В Корсакове долго ждем прокурорских. На «Гипанис» поднимается Андрей Углов, 1-й зам прокурора области. Нас собирают в кают-компании, просят задержаться – дать показания. Измученные стрессом и гонимые желанием поскорее выдать материал на свои каналы журналисты ропщут. Углов смягчается:
         – Можете ехать, сейчас вас запишут, утром приедете все в транспортную прокуратуру, дадите показания.
         Уголовное дело по части 2 статьи 263 уголовного кодекса – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека – возбудили, не успели мы отшвартоваться у причала.
         По последним данным, на борту Ми-14 было 14 человек. 8 спасателей аварийно-спасательного отряда обеспечения полетов гражданской авиации, 5 членов экипажа и телерепортер.
         Вертолет притащили в Корсаков уже поздно вечером. Теперь экспертам предстоит достать самописцы – «черные ящики» и расшифровать их. Только после этого комиссия сможет сказать что-то о причинах трагедии. Пока же 6 следователей допрашивают всех – кто что видел, кто что снял...
         Никогда не считал себя слабонервным. Но стоит закрыть глаза – и вертолет черпает волну, грохот и обломки...
         Возникает мысль: если такое могло случиться на распланированных учениях, при практически полном штиле, в окружении почти десятка спасательных судов и сотнях человек, координирующих операцию на берегу, то чего можно ожидать от форс-мажора? В этот раз наши и японские спасатели сработали отлично. Подняли людей почти моментально. Но: вертолет был на японском судне. Если бы на Сахалине погода была похуже – наши машины могли и не взлететь. Тогда шансы у тяжело пострадавшего, даже если бы его достаточно быстро вытащили из холодной воды, были бы очень небольшими.
         Очень хочется надеяться, что такого больше не случится...
         Редакция информагентства «Sakh.com» выражает соболезнования родным Анатолия Солнышкина.
         Автор благодарит за предоставленные фото- и видеоматериалы корпункт ОРТ-НТВ в Сахалинской области

    Дмитрий Холмогоров. ИА SAKH.COM.
    © «
    Sakhalin.Info», 12.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Во время учений разбился вертолет

    Чрезвычайное происшествие в заливе Анива

         Трагические коррективы были внесены в российско-японские учения по ликвидации разлива нефти и спасению аварийного судна, которые вчера развернулись в заливе Анива: потерпел катастрофу вертолет Ми-14 ПС.
         По сценарию, в заливе Анива условно произошло столкновение танкера с неизвестным объектом. В результате на судне произошел взрыв, начался пожар, несколько членов экипажа были выброшены за борт. Спасать моряков должны были с помощью вертолетов. В том числе и силами Ми-14 ПС, предназначенным специально для выполнения задач над морскими акваториями.
         Но пополудни во время отработки учебной операции вертолет упал в воду на глазах у представителей работающих на сахалинском шельфе компаний, журналистов, иностранных наблюдателей, следивших за ходом учений с борта штабного судна. По оперативным данным, в момент аварии в вертолете находились 13 человек – пилоты и спасатели.
         В тот же момент в заливе Анива развернулась реальная спасательная операция. Четыре человека практически сразу были подняты на борт находившегося рядом катера. Активно действовали японские моряки. На борт сторожевого корабля «Эримо» они подняли пятерых пострадавших. Буквально подвиг совершили японские водолазы, которые достали из рухнувшего вертолета еще одного россиянина. В очень тяжелом состоянии на японском вертолете он был отправлен в Южно-Сахалинск.
         До завершения операции представители Государственной морской спасательной службы РФ, МЧС, под руководством которых проводились учения, от каких-либо комментариев по поводу аварии воздержались. По поступившим с места происшествия данным, спасти удалось всех находившихся в вертолете 13 человек. Подробности ЧП в заливе Анива «Советский Сахалин» сообщит в следующем выпуске.

    Патронатное воспитание.
    © «
    Советский Сахалин», № 81(23354), 12.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Учения не удались

         В четверг в акватории залива Анива, что в семи милях от побережья Сахалина, аварийно сел на воду и перевернулся российский поисково-спасательный вертолет МИ-14. На его борту находились 13 человек – 8 спасателей и 5 членов экипажа. 45-летний техник Российского спортивно-технического общества Анатолий Солнышкин скончался от полученных травм в реанимационном отделении областной больницы Южно-Сахалинска. Еще два человека получили ранения, остальные отделались лишь испугом. Инцидент произошел во время российско-японских учений по ликвидации разлива нефти. В сахалинский порт Корсаков прибыли японский корабль управления безопасности на море и два нефтесборщика. Вместе с российскими спасательными судами они должны были спасти якобы аварийный танкер и ликвидировать разлив нефти.
         По сценарию учений, танкер столкнулся с неизвестным объектом, на борту судна произошел взрыв, разгорелся пожар, и несколько человек оказались в воде.
         Однако в первоначальную задумку вмешались непредвиденные обстоятельства. Внезапно у вертолета забарахлил двигатель. Пытаясь его завести, пилот поднял машину примерно на два метра, но винт все же зацепил воду, вертолет накренился и перевернулся.
         Как сообщила «Новым Известиям» руководитель Дальневосточного регионального центра МЧС Мария Киселева, «большого числа жертв удалось избежать лишь благодаря тому, что МИ-14 предназначен именно для поисково-спасательных работ и потому оснащен специальной системой, позволяющей ему держаться на воде». Сразу после инцидента учения пришлось свернуть.

    Алексей ОЛЬШАНСКИЙ.
    © «
    Новые Известия», 12.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Губернатор Сахалинской области Иван Малахов дал оценку действиям спасателей при аварии вертолета в Анивском заливе

    Сегодня губернатор Сахалинской области Иван Малахов, срочно вернувшийся на Сахалин из командировки, провел совещание по итогам Международных комплексных учений по оказанию помощи аварийному судну и ликвидации разлива нефти на море. Учения проводились в рамках участия Российской Федерации в Плане действий по защите, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды Северо-Западной части Тихого океана.
         Выслушав всех участников совещания, Иван Малахов отметил, что учения были организованы на достаточно высоком уровне. Он также подчеркнул, что необходимо провести их тщательный разбор.
         – Я не хочу сейчас давать окончательных оценок, но возникшая в ходе учений ситуация с вертолетом МИ-14, на мой взгляд, показала, как квалифицированные действия спасателей на борту вертолета позволили спастись практически всем людям, – сказал губернатор. – Их действия можно оценить высоко, в противном случае было бы гораздо больше жертв. Люди в экстремальной ситуации не растерялись и действовали грамотно.
         Губернатор Иван Малахов обратил внимание, что организация РОСТО, которой принадлежал попавший в аварию вертолет, участвовала в учениях на добровольной основе.
         – Спасательные работы в России и во всем мире должны проводить подготовленные профессионалы, – подчеркнул глава области. – И авария вертолета – это еще один урок, который говорит: необходимо более тщательно подходить к отбору людей, принимающих участие, как в учениях, так и в спасательных операциях. Добровольность должна быть подкреплена квалификацией, необходимой для выполнения поставленных задач. У нас в Сахалинской области пилотов, имеющих опыт посадок на воду, очень мало и мы должны обучать таких людей работе в различных погодных условиях.

    Пресс-центр.
    © «
    АСО», 12.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    На Сахалине начались российско-японские учения

         В четверг в акватории залива Анива на юге острова Сахалин пройдут российско-японские учения по ликвидации разлива нефти и спасения аварийного судна.
         Для участия в них в порт Корсаков прибыли корабль управления безопасности на море Японии «Соя» и два японских нефтесборщика.
         Руководить учениями, в которых примут участие все работающие на Сахалине нефтяные компании, будет начальник Государственной морской спасательной службы РФ Анатолий Янчук.
         По сценарию учений, в заливе Анива произошло столкновение танкера с неизвестным объектом. В результате на судне произошел взрыв, затем пожар, и несколько человек были выброшены в море. Спасать людей будут с помощью вертолетов. Пять судов очистят морскую акваторию от нефтяного загрязнения, также будут развернуты береговые защитные комплексы.

    РИА «Новости».
    © «
    Sakhalin.Info», 11.05.06.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    Начинаются российско-японские учения по сбору вылившейся в море нефти

         На Сахалине в среду начнутся третьи совместные российско-японские учения, участники которых будут отрабатывать сбор вылившейся в море нефти и нефтепродуктов.
         Как сообщил представитель 1-го управления японской береговой охраны, учения связаны с расширением нефте– и газодобычи на шельфе Сахалина, в которых участвуют в том числе и японские компании, и необходимостью предотвращения разливов нефтепродуктов из танкеров.
         На этот раз число участников с японской стороны будет рекордным – 120 человек. На место прибудут два корабля японской береговой охраны и одно специализированное судно министерства земли, инфраструктуры и транспорта по очистке водной поверхности.
         По сценарию учений, в сахалинской бухте Анива столкнутся танкер и обычный корабль, возникнет пожар, а около 800 тонн топлива выльется в море. Спасатели будут эвакуировать терпящих бедствие, локализовать и устранять образовавшееся на поверхности моря нефтяное пятно, сообщил представитель японской береговой охраны.
         Андрей Фесюн.

    РИА «Новости».
    © «
    Sakhalin.Info», 10.05.06.


    НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
    /sh/s2/p08c.htm
    Реклама:
    Hosted by uCoz