VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

I. Проверка деятельности Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и администрации Сахалинской области по обеспечению защиты интересов Российской Федерации при реализации Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

4. Обеспечение прав и интересов Российской Федерации при реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      4.1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.07.97 г. № 694 "О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.97 г. № 1132, в целях усиления государственного контроля за обеспечением прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции:
      – образована Комиссия Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции (далее "Комиссия");
      – на Минтопэнерго России возложено осуществление прав и обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции месторождений углеводородного сырья и право выступать от имени Правительства Российской Федерации по всем вопросам таких соглашений.
      4.2. В соответствии с Положением "О Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции" заседания Комиссии должны проводиться ежеквартально.
      На Комиссию возложено:
      – подготовка предложений по разработке и финансированию инвестиционных проектов на условиях раздела продукции;
      – рассмотрение перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции;
      – обеспечение оперативного решения вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов на условиях раздела продукции;
      – утверждение директив комиссиям по разработке условий недропользования и подготовке проектов соглашений о разделе продукции в пределах компетенции Российской Федерации;
      – рассмотрение проектов соглашений о разделе продукции перед их внесением в Правительство Российской Федерации,
      – координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организации при осуществлении соглашений о разделе продукции;
      – выработка предложений о совершенствовании нормативно-правовой базы для реализации соглашений о разделе продукции;
      – контроль за соблюдением интересов Российской Федерации при реализации соглашений о разделе продукции;
      – рассмотрение проектов договоров о распределении государственной доли произведенной продукции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
      Председатель Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции руководит деятельностью Комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
      4.3. На заседаниях Комиссии рассматривались вопросы, относящиеся к обоим проектам, о таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции, об участии российских предприятий в подрядных работах, о возврате ранее взысканных сумм налога на добавленную стоимость и о своевременном возврате НДС оборудования, материалов и работ российских поставщиков, о бонусе на начало освоения Первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения, об участии нефтяной компании "Роснефть" и ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" в Проекте, о механизме получения технических, строительных и экологических согласовании при представлении технико-экономического обоснования строительства до завершения детальных проектно-конструкторских разработок, об освобождении от взимания налога на добавленную стоимость инвесторов, операторов, подрядчиков, поставщиков, перевозчиков при производстве работ и поставке товаров, оказании услуг при реализации Соглашений, о создании уполномоченного государственного органа (УГО) и составе совета представителей УГО по проекту "Сахалин-1".
      4.4. Планом работы Комиссии определена необходимость разработки следующих нормативных актов:
      – "О порядке декларации коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции";
      – "Об основных условиях и требованиях при проведении конкурсов (аукционов) на право осуществления подрядных работ и оказания услуг при реализации соглашений о разделе продукции",
      – "Об информационно-методическом обеспечении подготовки, согласования, экспертизы и утверждения соглашений и технических проектов разработки природных ресурсов на условиях раздела продукции";
      – "О бухгалтерском учете и отчетности при реализации соглашений о разделе продукции",
      – "О формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции";
      – "О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции ,
      – "О порядке заключения, исполнения и 'государственном контроле за реализацией соглашений о разделе продукции при пользовании недрами",
      – "О порядке проведения и условиях конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр с целью геологического изучения, поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях раздела продукции";
      – "О порядке страхования работ (услуг) при реализации соглашений о разделе продукции";
      – "Об организации, порядке разработки, согласования, государственной экспертизы и утверждения ТЭО инвестиций в освоение участков недр на условиях раздела продукции".
      4.5. Двадцать первого сентября 1999 года Комиссия под председательством Н.Е. Аксененко рассматривала вопрос о внесении существенных изменений и дополнений в утвержденные Положения:
      – "О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции" дополнительно предусматривается отнесение к возмещаемым затратам расчетных процентов, начисленных на остаток невозмещенных инвестору подлежащих возмещению на конец года затрат; отчислений в ликвидационный фонд; расходов, понесенных взаимосвязанными компаниями и компаниями-предшественниками инвестора до вступления в силу соглашения о разделе продукции, если стороны договорились об этом при подготовке соглашения;
      – "О формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции" намечается внести дополнения, предусматривающие аккумуляцию средств ликвидационного на специальном счете до окончания работ по соглашениям и их хранение в кредитном учреждении, выбранном на конкурсной основе инвестором и государством.
      4.6. В Правительство Российской Федерации внесены на рассмотрение Положения:
      – "О порядке заключения, исполнения и государственном контроле за реализацией соглашений о разделе продукции при пользовании недрами";
      – "О порядке декларации коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции";
      – "О порядке проведения и условиях конкурсов (аукционов) на право пользования участками недр с целью геологического изучения, поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях раздела продукции".
      4.7. В стадии подготовки и согласования в соответствующих министерствах и ведомствах находятся нормативные акты:
      – "О порядке страхования работ (услуг) при реализации соглашений о разделе продукции";
      – "Об основных условиях и требованиях при проведении конкурсов (аукционов) на право осуществления подрядных работ и оказания услуг при реализации соглашений о разделе продукции".
      4.8. Комиссия Правительства РФ фактически не имеет рычагов управления при реализации Соглашений по "Сахалин-1" и "Сахалин-2", так как по условиям Соглашений: "российская сторона обязана возместить любой ущерб, понесенный последней в связи с неблагоприятными изменениями в российских законах, подзаконных актах и других актах государственных органов..." (п. 24f Соглашения "Сахалин-2"). В случае возникновения каких-либо споров между государством и инвестором по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и невозможности разрешения споров путем взаимных консультаций, споры могут решаться в международном арбитражном суде.
      4.9. На момент проверки реализации Соглашений по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" Минфином России издан Приказ от 11.08.99 г. № 53н "Об утверждении Указаний по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции". Постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.07.99 г. № 740 и 08.07.99 г. № 741 утверждены Положения "О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции" и "О формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции".
      Данные Положения не применимы к Соглашениям о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Для этих Соглашений единственными правовыми актами по вопросам определения состава возмещаемых затрат, формирования и использования ликвидационного фонда являются сами утвержденные Соглашения "Сахалин-1" и "Сахалин-2" – п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.95 г. "О соглашениях о разделе продукции" в редакции от 07.01.99 г. № 19-ФЗ установлена норма, в соответствии с которой Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
      Кроме того, согласно п. 1.7 Положения "О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции" при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия определения возмещаемых затрат и затрат, вычитаемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, которые установлены указанными Соглашениями.
      4.10. Для подготовки новых нормативных актов и создания условий, обеспечивающих реализацию Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", Минтопэнерго России изданы приказы:
      – о своевременном и качественном выполнении заданий по подготовке предложений по внесению в законодательные и нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (от 13.02.96 г. № 28);
      – о поручении Российскому внешнеэкономическому объединению "Зарубежнефть" (далее – "РВО "Зарубежнефть") выполнения экспертиз, анализов и других видов работ по вопросам, связанным с подготовкой и реализацией Минтопэнерго России прав и обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении месторождений углеводородного сырья (от 09.12.97 г. № 422);
      – об образовании группы консультантов по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы разработки и реализации соглашений о разделе продукции (от 08.10.98 г. № 327);
      – о порядке взаимодействия структурных подразделений Министерства между собой и координации их деятельности в рамках указанных соглашений с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и другими организациями (от 10.03.98 г. № 81).
      4.11. Правительство Российской Федерации Распоряжением от 08.06.96 г. № 903-р функции УГО возложило на Минтопэнерго России, которое Приказом от 24.10.96 г. № 255 делегировало свои функции РВО "Зарубежнефть", которое их исполняло с октября 1996 года по ноябрь 1997 года.
      4.12. В составе Минтопэнерго России создан Департамент по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции, который руководствуется в своей деятельности "Положением о Департаменте..." (утверждено 6 марта 1998 года Минтопэнерго России).
      4.13. В соответствии со ст. IV "Управление Соглашением" по проекту "Сахалин-1" Российская Федерация должна создать на острове Сахалин специальный орган государственного управления. УГО призван осуществлять права и выполнять обязательства, взятые на себя Российской Федерацией по настоящему Соглашению, и действовать от его лица для выполнения настоящего Соглашения. УГО обязан защищать интересы Российской Федерации, осуществлять наблюдение за производством работ по освоению месторождений с целью проверки их соответствия условиям Соглашения, а при выявлении таких случаев уведомлять Консорциум для своевременного их устранения.
      4.14. Постановлением губернатора Сахалинской области от 30.03.94 г. № 95 в администрации области создан Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа, который координирует и контролирует деятельность по разработке, добыче и переработке углеводородного сырья на суше области и минерально-сырьевых ресурсов в районах континентального шельфа Российской Федерации, прилегающих к территории Сахалина и Курильских островов.
      4.15. Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области в своей работе руководствуется "Положением о Департаменте...", утвержденным Постановлениями губернатора Сахалинской области от 03.11.94 г. № 304 и от 09.12.97 г. № 586. Взаимодействуя с операторами Соглашений по вопросам, относящимся к компетенции области, Департамент координирует работы по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      4.16. РВО "Зарубежнефть", совместно с Департаментом по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области, разработало и согласовало с Минюстом России, Минфином России и Минтопэнерго России проект Положения об уполномоченном государственном органе (который до сих пор не утвержден), разработало временный технический порядок накопления и расходования бонусных средств (утвержден в марте 1997 года), проводило анализы программ работ и смет расходов инвесторов, готовило заключения по ним и согласовывало эти документы в установленном порядке, анализировало бухгалтерскую отчетность.
      Кроме этого, РВО "Зарубежнефть" готовило заключения и по другим проектам соглашений о разделе продукции на Сахалине, делало анализ состояния подготовки и условий основных соглашений о разделе продукции нефтегазовых проектов России, рассчитывало их потенциальную эффективность для экономики России, проводило работу с российскими потенциальными подрядчиками, контролировало использование российских предприятий для выполнения работ по "Сахалин-1" и "Сахалин-2", готовило и направляло инвесторам программу научно-исследовательских работ по сейсмотектоническому мониторингу акватории района разработки морских месторождений по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2"
      4.17. Годовые сметы расходов (на 1996-1999 годы) на содержание УГО утверждались Минтопэнерго России по согласованию с Минфином России и возмещались за счет средств бонуса, перечисленного оператором Соглашения "Сахалин-1" в 1996 году
      4.18. Минтопэнерго России приказом от 03.11.97 г. № 342 поручило Департаменту по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции осуществлять контроль за соблюдением интересов Российской Федерации при реализации Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" и рассматривать от имени Минтопэнерго России планы, программы работ, сметы, бюджеты и иные документы. Функции УГО с РВО "Зарубежнефть" этим приказом были сняты.
      Приказом Минтопэнерго России от 18.12.98 г. № 438 в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации Соглашений о разделе продукции был создан совет представителей УГО по Соглашению "Сахалин-1".
      4.19. От Минтопэнерго России в состав совета представителей включены заместитель Министра В.З.Гарипов, руководитель Департамента по подготовке и реализации Соглашений о разделе продукции и заместитель руководителя данного Департамента И.А.Данилова. От администрации Сахалинской области включены глава администрации Сахалинской области И.П.Фархутдинов, заместитель главы администрации Сахалинской области В.И.Шаповал и директор Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области Г.Н. Павлова.
      4.20. Работа УГО с Консорциумом до ноября 1998 года подтверждается только перепиской, в которой обсуждались проекты программ работ, смет расходов инвесторов и отчеты о выполненных работах. За весь период работы УГО имеется только один протокол его заседания от 11.12.98 г. и три протокола заседания рабочей группы УГО от 17-18 ноября 1998 года, 21 января и 28-29 апреля 1999 года.
      Как показала проверка, созданный УГО не в состоянии решать вопросы по защите интересов России, так как многие контрольные функции выходят за рамки его компетентности.
      Данный орган предоставил Консорциуму возможность представлять сметы расходов и годовые отчеты в укрупненных показателях, вести учет на английском языке и не– проводить аудиторские проверки. (В соответствии с Соглашением "Сахалин-1" право проверки отчетов Консорциума предусмотрено приложением В раздела VI п. 6.2 данного Соглашения. В тоже время согласно той же норме Соглашения "государство имеет доступ ко всем бухгалтерским документам для проведения ревизии или инспекции..." только в течение двух лет после окончания календарного года. При неиспользовании права своевременной проверки (ревизии) российской стороной возмещаемые затраты, отраженные в отчетах, считаются автоматически принятыми).
      В УГО нет представителей Минфина России, федеральных налоговых органов. Отсутствие специалистов, владеющих международной практикой в области бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности, привело к тому, что спустя три года с даты вступления Соглашения в силу, не решены проблемы определения состава возмещаемых затрат
.
      4.21. Приказом Минтопэнерго России от 31 декабря 1997 года № 459 "О наблюдательном совете по реализации Соглашения "Сахалин-2", в соответствии с условиями данного Соглашения, утвержден наблюдательный совет в составе 10 членов, по 5 человек с каждой стороны и состав рабочей группы наблюдательного совета.
      Основной обязанностью наблюдательного совета является рассмотрение и утверждение планов освоения и смет расходов на освоение, годовых программ работ и годовых смет.
      В задачи рабочей группы входят рассмотрение отчетов и результатов выполненных работ, текущего состояния работ, планов работ на следующий год, а также подготовка проектов решений для заседаний наблюдательного совета.
      Администрацию Сахалинской области в наблюдательном совете представляют губернатор (глава администрации) И.П.Фархутдинов, директор Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области Г.Н.Павлова и заместитель представителя главы администрации Сахалинской области в Москве Р.М.Тишин.
      4.22. В настоящее время наблюдательный совет функционирует в составе 12 человек, среди которых 6 человек – представители российской стороны. После наступления начальной даты наблюдательный совет должен проводить заседания не реже четырех раз в год. Фактически с момента этой даты (15.06.96 г.) было проведено лишь 9 заседаний, на которых обсуждались вопросы, входящие в его компетенцию в соответствии с Соглашением о разделе продукции. (Следует отметить, что в указанном наблюдательном совете отсутствуют представители налоговых органов).
      4.23. Согласно "Положению о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 132 Министерство природных ресурсов России осуществляет госгеолконтроль во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти по вопросам соблюдения нормативных актов по порядку и условиям взимания платежей за пользование недрами и целевому использованию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов (ВМСБ).
      В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.98 № 950) Министерство природных ресурсов РФ как государственный орган управления государственным фондом недр должен осуществлять контроль за недропользователями, в том числе и при реализации соглашений раздела продукции.
      На запрос Счетной палаты РФ от 22.09.99 г. № 04-498 о представлении материалов по Соглашениям о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" Министерство природных ресурсов России ответило письмом от 08.10.99 г. № ВМ-23/4795 (материалы по запросу Счетной палаты РФ должны были представлены до 04.10.99 г.), в котором говорится: "Министерство природных ресурсов России материалами не располагает, поскольку в реализации соглашений о разделе продукции по указанным объектам не участвует".
      Таким образом, Министерство природных ресурсов Российской Федерации не выполняет своих контрольных функций, возложенных на него Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации"
.
      4.24. В соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.07.95 г. № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" иностранные юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль.
      Налогообложению должна подлежать прибыль, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, других доходов и затратами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в Российской Федерации.
      Состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, должен определяться в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552.
      4.25. В нарушение Инструкции Госналогслужбы России от 16.07.95 г. № 34, Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552 и п. 1 приложения А к Соглашению о разделе продукции "Сахалин-2", компания "Сахалин Энерджи" включает в состав затрат все произведенные расходы, без ограничения, руководствуясь п. 4 приложения А к Соглашению, а не положениями Соглашения в части осуществления бухгалтерского учета в соответствии с законами, подзаконными актами, другими актами государственных органов.
      4.26. Согласно п. 4 приложения А "Принципы бухгалтерского учета" Соглашения "Сахалин-2" в состав затрат включаются, без ограничения, все затраты компании и родственных ей организаций и возмещаются путем выделения части углеводородов, выручки от реализации углеводородов и дополнительной выручки согласно п. 14 Соглашения при условии, что они были произведены в соответствии с утвержденными сметами или положениями Соглашения, дающими компании право производить затраты.
      4.27. При реализации Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" отсутствует не только нормативное ограничение возмещаемых затрат и согласование с инвестором перечней возмещаемых и не возмещаемых затрат, но и утверждение годовых отчетов об исполнении программ работ и смет затрат и последующий государственный контроль за их (годовых программ и смет затрат) выполнением.
      Реализованы варианты раздела продукции, ущемляющие интересы государства и снижающие поступления доходов в федеральный бюджет, что равносильно использованию в Проектах бюджетных средств, не предусмотренных Соглашениями.
      4.28. На сегодня остаются нерешенными вопросы пересмотра действующих нормативных актов природоохранных органов, пограничной, таможенной и налоговой служб с учетом особенностей Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
      Остались нерешенными проблемы, связанные с созданием благоприятных условий российским инвесторам в части финансирования их доли участия в Проектах, выдачей экспертных заключений, порядком возврата таможенных платежей и НДС.

      4.29. В настоящее время на уровне рабочих групп обеих сторон ведутся переговоры и согласование внутреннего нормативного акта, позволяющего снять имеющиеся разногласия в толковании таких понятий, как "возмещаемые затраты" при реализации Соглашений о разделе продукции, на которые не распространяется Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.99 г. № 740.
      Предполагается, что готовящийся документ будет утверждаться наблюдательным советом еще до предъявления инвестором компенсационных затрат.
      4.30. Процесс получения согласований по первому этапу освоения Пильтун-Астохского месторождения оказался достаточно сложным. На сегодняшний день компанией "Сахалин Энерджи" получено более 1100 различных согласований.
      В частности, из общего количества (182) требующихся технических паспортов 13 – касались 17-ти узлов "особо опасного" оборудования, которое компании необходимо было зарегистрировать в региональном отделении Госгортехнадзора России.
      Морской производственный добывающий комплекс "Витязь" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относится к опасным производственным объектам и включает в себя следующие модули и сооружения: морскую стационарную ледостойкую платформу "Моликпак"; трубопровод в 2,5 километра от платформы "Моликпак" до плавучего одноякорного причала; плавучий одноякорный причал; плавучее нефтехранилище "Оха".


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_14.htm
Реклама:
Hosted by uCoz