VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

II. Проверка деятельности территориальных органов государственной власти Российской Федерации по Сахалинской области и Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области в сфере регулирования отношений недропользования при исполнении Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

1. Проверка деятельности территориальных органов государственной власти Российской Федерации по Сахалинской области в сфере регулирования отношений недропользования при исполнении Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      1.1. Комитет природных ресурсов по Сахалинской области (территориальное подразделение Министерства природных ресурсов Российской Федерации) в пределах своей компетенции должен выполнять функции территориального органа управления государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда Сахалинской области и прилегающего шельфа и в рамках проведения государственного геологического контроля обязан проверять соблюдение установленного порядка, норм и правил недропользования, методику и способы измерения добываемых объемов углеводородного сырья, в том числе и по Соглашениям о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      Совместным письмом от 21 мая 1998 г. № ВЗ-6-04/295 и № АН-61/2158 "О взаимодействии государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации и территориальных (региональных) органов – МНР России" Госналогслужба России и Министерство природных ресурсов Российской Федерации предложили обеспечить максимально возможное согласование планов работы, обмен информацией между налоговыми органами и органами госгеолконтроля.
      Однако Комитетом до настоящего времени совместные с налоговыми органами проверки выполнения условий Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не проводились.
      1.2. Взаимодействие Комитета природных ресурсов по Сахалинской области и администрации Сахалинской области при исполнении Соглашений осуществляется только в рамках деятельности рабочей группы наблюдательного совета по Соглашению о разделе продукции "Сахалин-2", в состав которой входит председатель Комитета.
      1.3. За период с 1996 по 1999 год территориальным геологическим фондом по Сахалинской области зарегистрирован перечень из 14 работ в рамках реализации проекта "Сахалин-2", включающих бурение скважин, сейсморазведку, инженерно-геологические и эколого-гидрометрологические изыскания.
      В территориальный геологический фонд за этот период поступил предварительный отчёт о результатах строительства оценочной скважины ПА-16, результаты каротажа в аналоговой форме по скважинам ПА-101, ПА-105, ПА-106.

2. Проверка деятельности Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области в сфере регулирования отношений недропользования при исполнении Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2".

      2.1. В 1998 году Департаментом по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области была получена информация о ряде контрактов, заключенных компанией "Сахалинская Энергия" с подрядчиками в ценах, значительно превышающих действующие рыночные цены на территории Сахалинской области:
      2.1.1. Компанией были заключены договоры на аренду трех квартир сроком на 3 года в г. Южно-Сахалинске площадью 285 кв. метров и 325 кв. метров по цене 6 тысяч долларов США в месяц и площадью 283 кв. метра по цене 7 тысяч долларов в месяц. При этом рыночная цена аренды 3-4 комнатной квартиры улучшенной планировки в г. Южно-Сахалинске составляет от 250 до 500 долларов в месяц, а индивидуального коттеджа от 850 до 1150 долларов в месяц.
      2.1.2. Компания "Сахалин Энерджи" арендовала сроком на 1 год 3-комнатную квартиру в поселке Смирных по цене 767 долларов США, что превысило рыночную стоимость аренды такого жилья в поселке Смирных в 15 раз.
      2.1.3. Имели место аналогичные факты и по отдельным контрактам на поставку нефтепродуктов для нужд компании. Так с ООО "Сахтрансбункер" заключен контракт на поставку 2500 тонн зимнего дизельного топлива для платформы "Моликпак" по цене 185 долларов США за тонну, у других поставщиков аналогичное топливо можно было приобрести за 150 долларов за тонну. Кроме того, с этой же организацией был заключен контракт на поставку судового газойля в объеме 3530 тонн по цене 300 долларов США для "Береговой базы снабжения в г. Холмске", у других поставщиков аналогичное топливо можно было приобрести за 210 долларов за тонну.
      2.1.4. Компания "Сахалин Энерджи" подписала контракт с ОАО "Сахалинцентр девелопмент компани, Лтд." на прекращение права аренды и других земельных прав ОАО на земельный участок площадью 0.56 га под строительство офиса компании на сумму 500 тыс. долларов США. Аналогичный контракт подписан с СП "Сфера Айока" на отказ СП от земельных прав на участок под строительство жилого поселка "Зима" на сумму 150 тысяч долларов США.
      2.2. Все перечисленные в п. 2.1 затраты считаются возмещаемыми. В связи с этим Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области предложил компании "Сахалин Энерджи":
      – разработать внутреннее положение и инструкцию, конкретизирующие принципы бухгалтерского учета, в том числе регламентирующие возмещаемые затраты, устанавливающие их нижние и верхние пределы;
      – дать пояснения и обоснование цены и исключить из перечня возмещаемых затрат суммы, составляющие разницу между ценой контрактов (по аренде жилья и приобретению нефтепродуктов) и среднерыночной ценой, действующей в Сахалинской области;
      – исключить полностью из возмещаемых затрат суммы на прекращение прав аренды на земельные участки под строительство офиса компании и жилого поселка "Зима" до представления компанией соответствующих экономических и юридических обоснований.
      По ряду затронутых проблем компанией "Сахалин Энерджи" дано разъяснение о том, что большинство иностранных сотрудников компании прикомандированы к ней со стороны компаний-акционеров. У каждой компании-акционера имеется собственный набор компенсационных выплат своим зарубежным сотрудникам на регулярной основе. Это касается вопросов выплаты персоналу, аренды жилья, площадь которого и соответствующая его оплата дифференцируются в зависимости от занимаемой должности и состава семьи, командировочных расходов и других льгот и услуг, предоставляемых иностранным сотрудникам и российским специалистам, командируемым за рубеж.
      2.3. Со стороны Департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области учет и контроль за добычей и реализацией продукции (нефти и газа) практически сводится лишь к ежедневному получению сводок от компании "Сахалинская Энергия", в которых отражены объемы добычи нефти, газа, воды, результаты тестирования скважин, а также ежемесячных отчетов о добыче углеводородов и прогнозе по добыче и распределению углеводородов на очередной квартал текущего года.
      2.4. В ходе проверки обеспечения взаимодействия работы с федеральными органами государственного управления было установлено, что с момента начала реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" Департаментом по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области не выработано с налоговыми органами Сахалинской области ни одного совместного документа по вопросам правильности и полноты определения налогооблагаемой базы при исполнении Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      2.5. В соответствии с поручением Минтопэнерго России Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области проработал материалы проверки, проведенной фирмой "Финансовые и бухгалтерские консультанты". Указанный Департамент обратил внимание руководства "Сахалин Энерджи" на то, что система бухгалтерского учета в целом и отнесение расходов по видам работ и элементам затрат ведется с нарушениями российского законодательства по бухгалтерскому учету, с отсутствием ряда первичных документов, а также с превышением принципа "достаточной целесообразности", что приводит к увеличению возмещаемых затрат.
      2.6. С октября 1998 года администрация Сахалинской области ставила перед компанией "Сахалин Энерджи" вопросы о выработке взаимоприемлемого документа по толкованию п. ст. 4 "Затраты" приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к Соглашению о разделе продукции "Сахалин-2", который способствовал бы достоверному отражению годовых смет расходов, проведению их ревизии и определению возмещаемых затрат.


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_20.htm
Реклама:
Hosted by uCoz