VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

VII. Проверка законности, рациональности процедуры выбора юридических лиц, среди которых распределялись заказы на услуги, изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых при исполнении Соглашений о разделе продукции "Сахалин-14 и "Сахалин-2".

1. Правовая основа выбора юридических лиц, среди которых распределялись заказы на услуги, изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения добычи и первичной переработки полезных ископаемых при исполнении Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 января 1999 года № 19-ФЗ (п. 2 ст. 7) "О соглашениях о разделе продукции" предусматривает обязательства инвестора по "...предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по Соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами..., размещению заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объеме не менее чем 70 процентов общей стоимости таких заказов между российскими юридическими лицами или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Российской Федерации".
      1.2. В Соглашении о разделе продукции "Сахалин-1" не содержится количественных требований к доле участия в работах по Проекту российских организаций и предприятий. Вместе с тем в Соглашении (п. 6.1.D и п. 21.3.F) оговаривается требование, согласно которому инвестор в случае наличия равноценных предложений на выполнение подрядных работ российской и иностранной организациями обязан отдать предпочтение российскому участнику конкурса.
      1.3. В Соглашении о разделе продукции "Сахалин-2" (п. 12.d) указывается, что при распределении контрактов (подрядов) на поставку товаров и (или) оказание услуг в связи с выполнением работ компания "Сахалин Энерджи" в первую очередь привлекает к работам российские предприятия, отвечающие требованиям Проекта по цене, качеству и срокам выполнения работ. Кроме того, Соглашение обязывает инвестора принять меры к максимальному увеличению доли объема российского участия в каждом году, а также довести долю российского участия в объеме работ за весь срок реализации проекта до 70 процентов.
      1.4. Конкретные данные об участии российских подрядчиков в работах по проектам представляются в рамках специальных отчетов операторов проектов УГО (проект "Сахалин-1") ежегодно и наблюдательному совету (проект "Сахалин-2") – ежеквартально.

2. Организация подрядных работ и процедура привлечения юридических лиц к выполнению работ (услуг) при исполнении Соглашений по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      2.1. Операторы ведут учет списков потенциальных подрядчиков и поставщиков на основе собственных оценок и информации, которую им предоставляют партнеры (другие инвесторы), а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводятся работы, связанные с освоением шельфа о. Сахалин.
      Для получения права на заключение договора или участие в конкурсе потенциальный подрядчик должен быть внесен в основной список квалифицированных подрядчиков или продемонстрировать компании "Сахалин Энерджи", что он располагает соответствующими финансовыми и техническими ресурсами для поставки таких товаров и оказания таких услуг в соответствии с обоснованными требованиями к качеству, срокам и ценам (п. 2.3. Порядка организации материально-технического снабжения и подрядных работ. Проект освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка. Этап 1: Астохская площадь.).
      Список квалифицированных подрядчиков компания разрабатывает по каждому Проекту с учетом исходной информации российской стороны о квалифицированных российских подрядчиках, как предусмотрено в Соглашении о разделе продукции.
      Компания "Сахалин Энерджи" уточняет этот список при составлении каждой годовой программы работ и предоставляет российской стороне возможность предлагать компании российские предприятия для их рассмотрения на предмет включения в такой список. Претенденты, включенные в списки квалифицированных подрядчиков, получают от компании приглашение представить заявку на участие в конкурсе и анкету (опросный лист).
      2.2. Основные принципы и правила деятельности по закупкам и заключению контрактов компании "Эксон", как оператора по проекту "Сахалин-1", изложены в Исходных процедурах заключения подрядных контрактов.
      Согласно п. 4.2.1 этого документа в случае, когда предоставление подряда осуществляется на конкурсной основе, количество и тип получаемых предложений зависит от оценочной стоимости заявки. Консорциум объявляет конкурс на все контракты, стоимость которых превышает пять миллионов долларов США.
      Для того, чтобы попасть в список претендентов, от каждого поставщика или подрядчика требуется доказать достаточно убедительно для оператора, что он обладает финансовыми и техническими ресурсами, соответствующими требованиям оператора (п.п. 6.3.3 Исходных процедур заключения подрядных контрактов).
      2.3. Процесс информирования о конкурсе (п. 6.4 Исходных процедур заключения подрядных контрактов) осуществляется путем письменной информационной справки, которая обеспечивает получение всей информации, необходимой для составления договора.
      2.4. Оператор до вскрытия заявок разрабатывает план рассмотрения заявок и организует для их изучения "Бригаду рассмотрения заявок".
      2.5. План рассмотрения заявок разбит на работы, выполняемые после получения и вскрытия заявок с целью выявления наиболее привлекательной. Этот план предусматривает изучение всех аспектов заявки, представляющих интерес, включая технические возможности, коммерческие вопросы, организационную компетентность, финансовое состояние, мобилизационную готовность и общие оцененные затраты.
      2.6. Из факторов, рассматриваемых при оценке заявок, основными являются:
      – затратные факторы, включая стоимость денег, связанных с предлагаемым графиком платежей;
      – техническое соответствие спецификациям;
      – требования Соглашения о разделе продукции в отношении предпочтения российской стороне и предпочтительных поставщиков;
      – мероприятия и программы по технике безопасности и защите окружающей среды;
      – возможности технического обслуживания и ремонта, а также послепродажного обслуживания (п.п. 6.7.2 Исходных процедур заключения подрядных контрактов).
      2.7. Процесс рассмотрения заявок должен быть задокументирован для картотеки и включен в пакет рекомендации. Как правило, документами рассмотрения заявок являются документ технической оценки и документ анализа коммерческой заявки.
      2.8. После завершения рассмотрения заявок или процесса переговоров результаты оформляются в виде рекомендаций, утверждаемых генеральным директором или назначенным им представителем.
      В случае, если стоимость контрактов составляет:
      – более 2 млн. долларов США для поисково-разведочного периода;
      – более 5 млн. долларов США для периода разработки, а также в случае наличия контрактов, содержащих отклонения от Исходных процедур заключения подрядных контрактов, контрактов по неполной заявке на сумму более 2 млн. долларов США или на сумму более 500 тыс. долларов США с любым филиалом оператора или любым неоператором, генеральный директор утверждает рекомендации по предоставлению подряда рабочим комитетом.
      2.9. Окончательный выбор подрядчика проводится с применением процедур, которые устанавливают операторы.
      Эти процедуры включают многие факторы, различающиеся в зависимости от размера проекта (контракта, заказа), его конкретных требований, важности и объема работ. Ключевыми установлены:
      1). Качество – подрядчик должен доказать свою способность выполнить работы (оказать услуги) в соответствии со стандартами качества и безопасности, принятыми в нефтегазовой промышленности и включающими выполнение требований, связанных с безопасностью персонала и экологией.
      2). Сроки – при реализации таких масштабных проектов с учетом высокой степени взаимозависимости этапов и графиков даже внутри одного объекта, а также с учетом непродолжительного календарного периода благоприятной погоды (навигационного периода) – выполнение работ (услуг) и поставки товаров в установленные контрактом сроки являются крайне важной характеристикой.
      3). Стоимость работ (услуг) – предлагаемые цены должны быть конкурентоспособными с учетом конъюнктуры рынка на выполнение определенного вида работ (услуг). Предпочтение должно отдаваться тем подрядчикам, которые смогут не только выполнить задание в срок, с высоким качеством, но и финансировать эти работы самостоятельно до их полного завершения либо завершения определенных этапов. И только после приемки объемов получить оплату от оператора на условиях, оговоренных в контракте.
      4). Условия страхования – подрядчик за свой счет должен обеспечить страхование персонала (включая персонал субподрядчика), машин, оборудования, материалов. Размер страховых ставок и сумм заранее оговаривается условиями контракта.
      5). Гарантии – подрядчик должен гарантировать выполнение объемов работ (услуг) в соответствии с требованиями контракта. В случае невыполнения гарантийных обязательств со стороны подрядчика, к нему могут применяться штрафные санкции на сумму причиненных оператору (Проекту) убытков, связанных с задержкой выполнения работ по выпуску изделия, сдаче объекта, оказания других услуг.
      2.10. При условии соответствия предложений участников конкурса требованиям п.п. 1) -5), изложенных в п. 2.9 настоящего раздела, операторы Соглашений, при подведении итогов конкурсов должны отдавать предпочтение (при прочих равных условиях) предприятиям и организациям из числа российских подрядчиков. (Предприятие считается российским, если прямое или косвенное долевое участие в нем российских юридических или физических лиц, включая государственные органы, составляет 50% и более).
      Контроль за соблюдением интересов российских подрядчиков должен осуществлять УГО (проект "Сахалин-1") и наблюдательный совет (проект "Сахалин-2"). С претендентом, выигравшим конкурс, на выполнение работ или оказание услуг заключается контракт.
      2.11. Основные принципы и правила деятельности по закупкам и заключению контрактов на выполнение работ (услуг) По проекту "Сахалин-2" изложены в "Порядке организации материально-технического снабжения и подрядных работ. Проект освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка. Этап 1: Астохская площадь".
      Согласно п. 2.2 Порядка организации материально-технического снабжения и подрядных работ компания "Сахалин Энерджи" должна стремиться к конкурсному распределению всех контрактов и заказов на поставку, за исключением случаев, когда цена контракта минимальна или имеется только один квалифицированный подрядчик. Дополнительно все договоры о поставке товаров (услуг) на общую сумму свыше 15 млн. долларов США должны распределяться компанией на конкурсной основе среди потенциальных подрядчиков, отвечающих установленным условиям, за исключением случаев принятия наблюдательным советом иных решений. В случае наличия только одного квалифицированного подрядчика компания "Сахалин Энерджи" проводит переговоры по заключению договора с ним.
      2.12. Последующие этапы по заключению контрактов по проекту "Сахалин-2" в целом аналогичны этапам, изложенным в Исходных процедурах заключения подрядных контрактов (Проект "Сахалин-1").
      2.13. Наличие Исходных процедур заключения подрядных контрактов (Проект "Сахалин-1") и Порядка организации материально-технического снабжения и подрядных работ (Проект "Сахалин-2") не дают российской стороне гарантий того, что договоры на подрядные работы будут заключаться исключительно на конкурсной основе.
      На заседании наблюдательного совета (Протокол от 11.12.97 № 6, п.п 6,7, 13) отмечалось, что за III квартал 1997 года из 35 заключенных договоров 23 были заключены без конкурса, причем большинство из них – с иностранными подрядчиками. Некоторые потенциальные подрядчики не были уведомлены о предполагаемых к заключению договорах, хотя, как показывают материалы проверки, Порядок организации материально-технического снабжения и подрядных работ к этому времени уже вступил в силу.
      2.14. Отсутствие требований к тому, чтобы конкурс на поставщиков, контракты и заказы проводился по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях, либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы (с весовыми коэффициентами по каждому переменному параметру), сводящей переменные конкурсные параметры к скаляру, создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса.

3. О работе по привлечению российских предприятий и организаций к выполнению Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      3.1. Оператор Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2" должен обеспечить 70-и процентную долю российского участия в Проекте при производстве необходимых товаров и услуг.
      При этом компания "Сахалин Энерджи" не обеспечивает гарантии 70-и процентного уровня российского участия в ежеквартальном или ежегодном исчислении или за весь прошедший период, мотивируя это тем, что величина в 70% является целью, к которой следует стремиться на протяжении всего срока действия Проекта. (Протокол от 23.04.97 г. № 4 п.п. 3-4 заседания наблюдательного совета).
      Учитывая бессрочный характер данного Соглашения, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что достижение 70-и процентного объема российского участия в Соглашении – обязательство, которое может не исполняться.
      3.2. Администрацией Сахалинской области совместно с Комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Минтопэнерго России и администрациями ряда других областей и краев России в ноябре-декабре 1994 года проведена работа по первоначальному изучению потенциальных российских подрядчиков по проекту "Сахалин-2".
      В группу иностранных участников входили представители компаний "Сахалин Энерджи", "Мицуи" и "Даймонд ГЭС Б.В.".
      Были проведены совещания и встречи в городах Южно-Сахалинске, Корсакове, Совгавани, Комсомольске-на-Амуре, Ноглики, Хабаровске, Владивостоке, Москве, в которых приняли участие представители 90 российских предприятий и организаций из таких отраслей, как изыскания, проектирование, строительство, транспорт, связь. Состоялось посещение 17 предприятий.
      3.3. Разработка и реализация программы подготовки и участия российских предприятий в реализации нефтегазовых проектов освоения континентального шельфа проводится в Сахалинской области в соответствии с распоряжениями губернатора Сахалинской области (от 22.12.95 г. № 562-р, от 26.07.96 г. № 207-р и др.).
      Заключено Соглашение между администрациями Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев от 30 июня 1997 года "О развитии экономического сотрудничества", предметом которого (п. 1.5.1) является "взаимодействие сторон в вопросах максимального использования производственных мощностей промышленных, научных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, а также техники, оборудования и материалов Сахалинской области. Хабаровского и Приморского краев при выполнении подрядных работ и услуг, связанных с разведкой, добычей, транспортировкой и использованием нефти и газа, строительством объектов производственной и специальной инфраструктуры в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      3.4. В рамках выполнения Соглашений разработаны и переданы операторам Проектов перечни потенциальных подрядчиков Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев, включающие 365 организаций и предприятий.
      Минтопэнерго России проведена работа по предоставлению операторам Проектов предложений по составу российских потенциальных подрядчиков, хотя на начальных этапах работы она была недостаточна (протоколы наблюдательного совета от 20.11.96 г. и 22.01.97 г.).
      3.5. В 1999 году Минтопэнерго России совместно с Минэкономики России, РКА и ОАО "Компомаш" завершено издание "Композит-Каталога оборудования, материалов и услуг для нефтегазовой промышленности", в котором приведены необходимые для операторов проектов данные о более чем 260 предприятиях и организациях российской промышленности, выпускающих нефтегазовое оборудование (по 240 укрупненным номенклатурам изделий и услуг). Указанный Каталог в мае 1999 года передан в рабочем порядке представителю компании "Сахалин Энерджи".
      3.6. В настоящее время Минтопэнерго России проводит работу по разработке электронной базы данных по оборудованию для проекта "Сахалин-2".
      Минтопэнерго России проводятся также консультации и совещания с представителями российских предприятий по вопросам их участия в реализации проектов освоения шельфа, конференции и выставки по указанным вопросам.
      Работы по подбору, изучению и предварительной квалификации российских предприятий и организаций операторами Проектов ведутся с использованием собственной базы данных, а также информации, поступающей от Минтопэнерго России, администрации Сахалинской области и других источников.
      3.7. Операторы, путем телефонных и письменных запросов, проводят предварительную квалификацию российских подрядчиков относительно возможностей изготовления требуемой продукции, использования специальных коммерческих и технических вопросников, проведения встреч с представителями предприятий и организаций, участия в выставках, конференциях, семинарах.
      3.8. Компания "Эксон" проводит указанные работы в рамках "Стратегии привлечения российских подрядчиков".
      В 1996-1997 годах она провела изучение и предквалификационный отбор потенциальных российских подрядчиков по направлениям: оборудование (агрегаты), толстолистовые стали, сосуды под давлением и теплообменники и др. Работы проводились с 60 предприятиями и организациями России, в том числе с ведущими предприятиями оборонного комплекса ("Севмашпредприятие", "Звездочка", "Ижорские заводы", НПО "Искра", ЦКБ МТ "Рубин", ЦКБ "Коралл", Ленинградский металлический завод и др.).
      Компания "Эксон" оценила ряд предприятий как прошедшие предквалификационный отбор. Ряд предприятий не соответствуют требованиям Инвестора, которые могут быть устранены при условии последовательного выполнения соответствующих планов.
      3.9. Компания "Сахалин Энерджи" руководствуется в данной работе "Методом оценки российских подрядчиков".
      По данным, представленным в ходе проверки компанией "Сахалин Энерджи", оператором определены 54 российских поставщика, отдельные виды продукции которых либо их производство в целом сертифицированы или подготовлены к сертификации по международным стандартам (ASME, API, ISO и др.). Из 54 предприятий 18 заняты производством материалов (главным образом различные сорта стали), 4 – в производстве стальных конструкций, 32 – в изготовлении и поставках нефтегазового оборудования.
      В Дальневосточном регионе из 40 предприятий более 20 производят продукцию, которая представляет интерес для проекта "Сахалин-2". По тематике Проекта могут быть привлечены около 30 из имеющихся в регионе 75 НИИ и КБ, порядка 20 из работающих там 70 строительных организаций и 75 из 90 организаций, специализирующихся на предоставлении сервисных услуг.
      3.10. Из материалов операторов и результатов обсуждений, состоявшихся с представителями операторов в ходе проведения проверки, следует, что основными причинами несоответствия являются:
      – отсутствие опыта изготовления оборудования с требованиями, предъявляемыми к оборудованию шельфа (по климатическим, механическим, эргономическим и др. показателям),
      – отсутствие необходимого опыта ведения коммерческих операций с международными потребителями,
      – недостаточный уровень работ по технике безопасности и охране труда;
      – отсутствие в ряде случаев сертификатов качества по международным стандартам,
      – нестабильность поставок изделий;
      – слабость финансового положения и, как следствие, трудности с закупкой материалов и комплектующих изделий;
      – неэффективные технико-экономические показатели, в частности, из-за высоких тарифов на транспортные расходы;
      – невозможность в ряде случаев обеспечить комплектную поставку систем (комплексов) оборудования и их сервисное обслуживание на протяжении срока освоения месторождений (свыше 25 лет).

4. О работе управляющих органов по расширению участия российских предприятий и организаций в работах по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      4.1. С целью расширения участия в Проекте российских предприятий и организаций управляющие органы по реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2", наряду с работой, которая на постоянной основе проводится рабочими группами, совместным комитетом наблюдательного совета и Департаментом по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа администрации Сахалинской области, выполнили следующую работу:
      – ввели в действие Порядок организации материально-технического снабжения и подрядных работ для Проекта освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка;
      – утвердили "Положение о совместном комитете" и достигли договоренности об участии совместного комитета в осуществляемом компанией "Сахалин Энерджи" процессе организации подрядных работ на всех его этапах (за исключением принятия решения о победителях конкурсов и переговорах по заключению договоров);
      – регламентировали процедуру назначения поставщиков финансовых, маркетинговых, инженерно-технических и иных услуг;
      – решили методические вопросы совершенствования механизма организации подрядных работ и определения доли участия российских подрядчиков при реализации Соглашений о разделе продукции,
      – расширили работы по созданию информационной базы по потенциальным российским подрядчикам,
      – установили наличие норм величины контрактов, заключаемых на конкурентной основе,
      – пересмотрели ряд ранее принятых решений о заключении контрактов на подрядные работы в плане расширения доли участия российских организаций в реализации Соглашения о разделе продукции;
      – выполнили обоснованные требования российской стороны, касающиеся своевременного предоставления информации компанией "Сахалин Энерджи" по вопросам подрядных работ и "прозрачности" работы по объявлению конкурсов, подведению их итогов и заключению контрактов с победителями конкурса;
      – наметили меры по координации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в части создания совместной инфраструктуры и, в частности, по проектированию морских платформ силами российских институтов и их изготовлению в России с максимальным использованием российского потенциала.
      4.2. При реализации Соглашения "Сахалин-2" компания "Сахалин Энерджи" должна представлять на каждое заседание наблюдательного совета отчеты о выполнении программ использования российских кадров на территории России программы подготовки кадров. Помимо общего отчета о состоянии дел, компания должна указать: численность нанятых работников, число российских граждан в общей численности работающих, число лиц, завершивших курс обучения в соответствии с программой подготовки кадров, а также количество занятых ими инженерно-технических и руководящих должностей.
      4.3. Вместе с тем не использованы возможности Межведомственной рабочей группы по защите интересов российских предприятий в конкурсах и тендерах на осуществление подрядных работ и услуг, образованной решением вышеназванной Комиссией Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1997 года. Ни одного заседания указанной рабочей группы не было проведено.

5. Результаты работы по привлечению российских предприятий и организаций к реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

      5.1. В соответствии с отчетами по подрядным работам, предоставленным в ходе проведения проверки компанией "Эксон", и отчетами о привлечении предприятий российской промышленности, представленными компанией "Сахалин Энерджи", проанализированы данные о российском участии в реализации Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Из приведенных недропользователями данных следует:
      1). По Соглашению "Сахалин-1":
      – в 1997 и 1998 годах 56 российских организаций (в основном сахалинских) получили контракты на выполнение работ;
      – по количеству заключенных договоров доля участия российских предприятии в 1997-1998 годах составляет соответственно 55,4% и 68,8%, по сумме заключенных договоров3 за указанный период – 55,0% и 56,5%;
      3Данные показатели не сверялись с суммами, зафиксированными в платежных документах недропользователя. Проверка должна быть доведена до конца и на следующем этапе контрольных мероприятий указанные параметры должны быть подтверждены объективными данными.
      – имеет место снижение, начиная с 1998 года, как общего количества заключенных компанией "Сахалин Энерджи" договоров на проведение работ, так и количества договоров, заключенных с российскими предприятиями. В 1998 году по сравнению с
      1997 годом общее количество заключенных контрактов уменьшилось в 3 раза, с российскими предприятиями – в 2,5 раза, соответственно по суммам заключенных договоров – в 11,3 и 10,8 раза. В I квартале 1999 года указанная тенденция сохранилась.
      Из важных контрактов, реализованных в 1998 году по Соглашению "Сахалин-1", необходимо отметить работу, проведенную ОАО НК "Роснефть" совместно с восемью российскими проектными институтами (в том числе ЦКБ МТ "Рубин", ЦКБ "Коралл", СахНИПИ, ВНИПИ), по концептуальному проектированию эксплуатационной платформы.
      2). По Соглашению "Сахалин-2":
      – российскими подрядчиками и субподрядчиками на 1 июля 1999 года заключено 1103 контракта на сумму более 404 млн. долларов США, в том числе сахалинскими подрядчиками заключено контрактов на 350 млн. долларов США;
      – по количеству заключенных договоров доля участия российских предприятий составила в 1996-1998 годах соответственно 54,5%; 29,0%; 48,9%; а по сумме заключенных договоров4 – 76,9%, 50,2%; 58,3%.
      4Данные показатели не сверялись с суммами, зафиксированными в платежных документах компании "Сахалин Энерджи". В связи с этим проверка должна быть доведена до конца и на следующем этапе контрольных мероприятий указанные параметры должны быть подтверждены объективными данными.
      Контракты с российскими подрядчиками в связи с работами по Соглашению "Сахалин-2" заключались в основном для выполнения работ по переоборудованию платформы "Моликпак" с учетом добычи нефти в сложных условиях сахалинского шельфа, осуществления промысловых операций (бурение, пуско-наладочные работы), предоставления транспортных услуг, аренды технических средств, производственных сооружений и жилья, выполнения строительных работ (поселок "Зима" – 37 млн. долларов США, новый офис – 8,2 млн. долларов США, кемпинг в Ногликах – 2,8 млн. долларов США – всего 48,0 млн. долларов США), энерго– и водоснабжению, поставкам продовольствия, оказанию медицинских услуг, осуществлению проектных и научно-изыскательских работ, а также работ по обеспечению различных
      нормативно-технических и правовых решений. Практически отсутствуют контракты на создание и поставку высокотехнологического оборудования, необходимого для реализации Соглашения "Сахалин-2".
      Имели место случаи, когда российской стороной не было предложено ни одного потенциального подрядчика на выполнение работ, в связи, с чем контракты заключены с иностранными поставщиками – в первом квартале 1997 года были заключены крупные контракты без использования российских предприятий. Эти контракты включают в себя фактическую покупку платформы "Моликпак" (29 000 000 долл. США.), два контракта на ее буксировку (6 900 000 долл. США) и контракт на изготовление технологического модуля5 (12 495 000 долл. США).
      5Данные суммы необходимо уточнить, исходя из платежных документов недропользователя.
      На заседании наблюдательного совета от 23 апреля 1997 г. в г. Южно-Сахалинск низкую долю участия российских подрядчиков в работах по Проекту "Сахалин-2" представители компании "Сахалин Энерджи" мотивировали тем, что:
      – в конкурсе участвовали два российских предприятия – АО "Амурский судостроительный завод" и одно из ведущих российских пароходств. АО "АСЗ" впоследствии снял свою кандидатуру. После посещения второго предприятия, участвовавшего в конкурсе, представители компании "Сахалин Энерджи" и морские инспекторы пришли к выводу, что его суда недостаточно оборудованы для буксировки платформы;
      – по 17 менее крупным контрактам общей стоимостью от 3 млн. долларов до 5 млн. долларов США российской стороной не было предложено ни одного потенциального российского подрядчика;
      – минимальным опытом работ российских компаний;
      – 70-и процентная доля российского участия, указанная в Соглашении о разделе продукции, являются целью, поставленной для всего срока Проекта.
      В соответствии с п. 13 Соглашения о разделе продукции "Сахалин-2" компания "Сахалин Энерджи" должна обеспечить максимальное участие российских граждан в работах на территории России, связанных с Соглашением, включая как работы, выполняемые непосредственно компанией, так и работы операторов и субподрядчиков. Во исполнение этого обязательства компания "Сахалин Энерджи" должна представлять программу использования российских кадров на территории России с указанием доли российских граждан в общей численности работающих, а также программу подготовки кадров, в которую должна входить оценка объема и видов подготовки, целесообразной для решения задач, поставленных в программе использования российской рабочей силы.
      5.2. Учитывая масштабы и сложность проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также то, что их инвесторами являются дочерние компании мировых лидеров нефтегазовой промышленности, основной экономический и социальный эффект может быть достигнут за счет максимального вовлечения в реализацию проектов российских организаций, компаний и предприятий.
      5.3. В целом доля участия российских подрядчиков в реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" даже по данным недропользователей находится на уровне6 55%-58% (в стоимостном выражении) недостаточна даже для начальных этапов проведения работ по освоению шельфа острова Сахалин и требует мер по ее доведению до уровня 70% и выше.
      6Данную долю необходимо уточнять, исходя из платежных документов недропользователей.
      5.4. Возможность почти неограниченно относить расходы недропользователя на возмещаемые затраты стимулирует оператора к максимально дорогим контрактам, к закупкам максимально дорогого оборудования (услуг) у "своих" или близких фирм, при естественном стремлении зарубежных компаний действовать согласованно со своими производителями оборудования (услуг), что не обеспечивает увеличения доли российских подрядчиков в Сахалинских проектах.
      Как уже отмечалось, согласно Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2" инвестор может включать в смету любые по составу издержки. Более того, это ему выгодно, поскольку, выступая в качестве оператора работ по Соглашению, он во многих случаях может получить большую выгоду не от прибыльной продукции, а за счет доходов, приходящихся на иностранных подрядчиков, являющихся в ряде случаев его аффилированными лицами.
      На невысокий уровень участия российских подрядчиков в работах по Проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" будет и впредь оказывать влияние существующая практика проведения недропользователями конкурсов (на контракты и заказы) по множеству переменных параметров, а также отсутствие у УГО и наблюдательного совета реальных рычагов пресечения бесконкурсного заключения контрактов.

6. О работах, связанных с платформой "Моликпак".

      В соответствии с программой работ компания "Сахалин Энерджи" выполнила большой объем работ в области коммерческой деятельности, строительства промысловых сооружений и монтажа оборудования. Морская стационарная ледостойкая платформа "Моликпак" состоит из следующих блоков, узлов и модулей: подставки под основание платформы, основания платформы, технологического модуля; бурового блока; жилого блока. Только 2 блока являются вновь изготовленными – ледостойкое дополнительное стальное основание (подставка под основание платформы) и технологический модуль. Все остальные изготовлены в период постройки платформы "Моликпак" в 1982 году и модернизированы в 1997-1998 годах.
      Изготовление подставки под основание платформы, вызванное необходимостью увеличения общей высоты платформы на 15 метров, осуществлялось на кораблестроительном заводе в городе Комсомольске-на-Амуре в виде 4-х блоков, с последующей транспортировкой и сборкой их в единое целое на заводе в городе Большой Камень.
      После окончательной сборки подставки в г. Большой Камень (Приморский край) она была отбуксирована на верфи компании ДЭУ (г. Окпо, Республика Корея), где осуществлялась модернизация и ремонт платформы "Моликпак" для последующей стыковки платформы и подставки.
      Госгортехнадзором России проведены ревизия и контроль неразрушающими методами всего оборудования бурового блока платформы "Моликпак", которое изготовлено и установлено в 1982 году при строительстве платформы.
      6.1. На изготовление, испытание и доставку стального основания (тумбы) к месту стыковки с платформой израсходовано 53607 тыс. долларов США. Непосредственно на верфях АО "Амурский судостроительный завод" (г. Комсомольск-на-Амуре) выполнено работ на сумму 35500 тыс. долларов США.
      6.2. На модернизацию верхних строений платформы "Моликпак" на верфи южнокорейской компании "ДЭУ" израсходовано 71393 тыс. долларов США, из которых 19771 тыс. долларов США составило превышение от первоначальных сметных оценок. Таким образом, объем работ, выполненных на верфях АО "Амурский судостроительный завод", в стоимостном выражении составляет 28% от затрат на изготовление, испытание и доставку стального основания (тумбы) к месту стыковки с платформой, а также на модернизацию верхних строений платформы.
      6.3. Это величина в реальности может быть много меньше, поскольку в связи с характером покупки невозможно было получить надежные и полные данные ни о ее конструкции и оборудовании, ни об их стоимости.
      6.4. Превышение первоначальных сметных оценок по модернизации верхних строений платформы объясняется тем (материалы заседания наблюдательного совета от 10.12.98 г.), что за старую платформу была уплачена лишь малая доля ее начальной стоимости (примерно 10%).
      В первоначальной смете расходов были недооценены расходы на обновление устаревших чертежей и данных, а также на замену большего, чем предполагалось, объема оборудования с целью приведения платформы в соответствие с жесткими требованиями эксплуатации в условиях Сахалинского шельфа.
      По направлениям работ превышение сметы затрат составили:
      – по системе отопления и вентиляции жилого модуля – 1500 тыс. долларов США;
      – по системе отопления и вентиляции модуля сыпучих материалов – 250 тыс. долларов США;
      – по общей системе отопления и вентиляции – 300 тыс. долларов США;
      – по промежуточным стальным основаниям платформы – 2750 тыс. долларов США;
      – по системе безопасности – 1500 тыс. долларов США;
      – по системам бурения – 1690 тыс. долларов США;
      – по поставленным материалам, установке оборудования и др. – 11781 тыс. долларов США.
      6.5. На платформе "Моликпак", по данным компании "Сахалин Энерджи", работают 133 специалиста, из которых 123 являются гражданами России. (Эти данные по ведомостям зарплаты не проверялись).
      6.6. Реализация Проекта в целом предусматривает сооружение еще двух нефтяных платформ на Пильтун-Астохском месторождении и двух газоконденсатных платформ на Лунском месторождении.


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_70.htm
Реклама:
Hosted by uCoz