VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах комплексной проверки использования государственной собственности, предоставленной на основе права пользования недрами субъектам предпринимательской деятельности на возмездной основе, в части уплаты налогов, сборов и иных платежей в федеральный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и выполнения представлений Счетной палаты, принятых на Коллегии Счетной палаты РФ 17 апреля 1998 г. по результатам тематической проверки организации взимания налогов и платежей в бюджет при исполнении Соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" на предприятиях и организациях Сахалинской области

VI. Выводы:

1. В части соответствия федеральному законодательству порядка заключения и положений Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2":

      Правительство Российской Федерации заключило Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" с нарушениями норм статей 13 и 17 действующего при их подписании Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах".
      В нарушение ст. 13 указанного закона конкурсы на право пользования недрами на условиях Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не проводились. Таким образом, подписание Минтопэнерго России (в качестве представителя государства) Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах" является неправомочным действием органа государственной власти.
      Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации "О недрах" и ст. 40 Закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР", действующих на момент заключения данных Соглашений, фактически являются бессрочными.
      В соответствии с положениями Соглашения "Сахалин-2" таможенные органы Российской Федерации, а также государственные органы, на которые возложен контроль за охраной окружающей природной среды, должны руководствоваться не нормами законодательства Российской Федерации, а положениями данного Соглашения.
      Предусмотренное Соглашениями о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" исключение из общей суммы платежей в бюджеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды за период добычи предполагаемого в соответствии с условиями Соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн. долларов США, а за весь период – на 61692 млн, долларов США, в том числе в федеральный бюджет – 51766,7 млн. долларов США.
      Тем не менее в соответствии с нормой
ст. 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" Соглашения "Сахалин-1" и "Сахалин-2" введены в действие и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.

2. В части обеспечения прав и интересов Российской Федерации:

      2.1. В Соглашениях не предусматривается утверждение годового отчета об исполнении программ работ и смет затрат, отсутствуют реальные ограничения на состав и объем затрат, возмещаемых российским сырьем.
      В Соглашении "Сахалин-1" отсутствует требование о проведении ежегодного аудита, не определена номенклатура возмещаемых затрат.
      2.2. В Соглашениях "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в недостаточной мере учтены интересы государства по вопросам экологии, недропользования, обеспечения поступления средств в бюджеты, а также государственного контроля.
      2.3. Вопреки Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 588 и от 13 августа 1998 г. № 950, Министерство природных ресурсов Российской Федерации как государственный орган управления государственным фондом недр не осуществляет контроль за недропользователями при реализации Соглашений раздела продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      2.4. Правительством Российской Федерации не решены вопросы пересмотра действующих нормативных актов природоохранных органов, пограничной, таможенной и налоговой служб с учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
      2.5. Со стороны Правительства Российской Федерации отсутствует контроль за выполнением условий Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" и за учетом добытого углеводородного сырья по объемам.
      2.6. Не решаются в полной мере задачи, поставленные перед Комиссией Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции (определение и решение вопросов по упорядочиванию различных согласовании, разрешений, одобрений и заключений, включая вопросы Госэкспертизы по техническим, экономическим и экологическим проблемам). Указанной Комиссией не решены проблемы, связанные с порядком возврата таможенных платежей и НДС.
      2.8. Совет представителей уполномоченного государственного органа (Соглашение "Сахалин-1") и наблюдательный совет (Соглашение "Сахалин-2") не осуществляют в полном объеме функции по защите интересов Российской Федерации, предусмотренные данными Соглашениями:
      – уполномоченный государственный орган до ноября 1998 года не провел ни одного заседания, а согласование ежегодных смет расходов и программ работ производилось только путем переписки, а также не обеспечил выполнение требований к оператору проекта по ведению бухгалтерского учета на русском языке, наличию первичных документов в офисе города Южно-Сахалинска, не настоял на проведении ежегодных аудиторских проверок;
      – в состав уполномоченного государственного органа не включены представители Минфина России, федеральных налоговых органов, а также специалисты, владеющие международной практикой в области бухгалтерского учета и финансово-экономической деятельности;
      – наблюдательный совет не обеспечил предоставление оператором Соглашения "Сахалин-2" отчетов о финансовой деятельности в соответствии с условиями Соглашения и российским законодательством.
      2.9. Не было проведено ни одного заседания Межведомственной рабочей группы по защите интересов российских предприятий в конкурсах и тендерах на осуществление подрядных работ и услуг, образованной 29 декабря 1997 года решением Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции.
      2.10. Минтопэнерго России недостаточно эффективно проводит работу по созданию информационной базы потенциальных российских подрядчиков. Информация создается не по всей номенклатуре продукции и услуг, использование которых возможно при реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
      2.11. Сторонами Соглашений не обеспечивается безусловная конкурсность при определении подрядчиков по Соглашениям "Сахалин-1" и "Сахалин-2" (приобретение оборудования и услуг). Исходные процедуры заключения подрядных контрактов (проект "Сахалин-1") и Порядок организации материально-технического снабжения и подрядных работ (проект "Сахалин-2") содержат требования, в соответствии с которыми договоры на подрядные работы должны заключаться исключительно на конкурсной основе.
      В то же время за III квартал 1997 года из 35 заключенных компанией "Сахалин Энерджи" договоров 23 были заключены без конкурса, причем большинство из них – с иностранными подрядчиками.
      2.12. Требования к процедуре конкурса (на поставщиков, контракты и заказы) и его победителя определяет инвестор. Выбор подрядчика проводится при отсутствии требований к тому, чтобы конкурс проводился по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях, либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы (с весовыми коэффициентами по каждому переменному параметру), сводящей переменные конкурсные параметры к скаляру. Подобный подход создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса.
      2.13. Операторы Соглашений не обеспечивают 70-процентный уровень участия российских производителей товаров и услуг. Оператор Соглашения "Сахалин-2" рассматривает это требование лишь применительно ко всему сроку реализации проекта, что при фактической бессрочности проекта освобождает оператора от выполнения данного обязательства.

3. В части реализации Соглашения "Сахалин-1":

      3.1. Суммарные извлекаемые запасы нефти по месторождениям, право пользования которыми предоставлено на условиях Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1", составляют 323,4 млн. тонн и газа – 461,0 млрд. куб. метров.
      До 2004 года российские участники должны инвестировать в проект 1316 млн. долларов США. Стратегия финансирования доли российских участников на период геологоразведочных работ и на период обустройства была построена на привлечении долгосрочных крупномасштабных иностранных кредитов и выпуске ценных бумах на европейском рынке.
      Для российских участников проекта (все они фактически являются государственными организациями: 80% акций ЗАО "Роснефть-Сахалин" принадлежит государственной компании "Роснефть", 100% акций ЗАО "Сахалинморнефтегаз-Шельф" принадлежит государственной компании ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", являющейся дочерней компанией "Роснефти") не созданы условия, гарантирующие реализацию ими своих финансовых обязательств по Соглашению "Сахалин-1". Они вынуждены осуществлять финансирование доли своего участия в проекте в основном за счет привлечения краткосрочных кредитов.
      При этом в соответствии с условиями данного Соглашения участник, не выполняющий свои финансовые обязательства, теряет права на участие в проекте в полном объеме. При потере российской стороной доли участия в проекте государство теряет возможность "внутреннего" контроля за реализацией Соглашения, а также потенциальные доходы.
      Кроме того, отсутствие в проекте "Сахалин-1" российских участников может негативно сказаться на количестве привлекаемых к реализации проекта российских подрядчиков, что отразится на занятости населения и экономическом развитии Сахалинской области.
      3.2. Затраты по проекту с 1994 по 1998 год включительно составили объем средств в сумме 346,6 млн. долларов США. Сумма возмещаемых затрат на 1 января 1999 года составила 346,7 млн. долл. США.
      3.3. Утвержденные уполномоченным государственным органом сметы расходов ежегодно не осваиваются, что отдаляет начало освоения месторождений.
      3.4. Невыполнение программы работ по бурению скважины "Чайво-6" показывает, что дефекты Соглашения создали ситуацию, когда на оператора не распространяются вновь вводимые экологические требования, и он вправе затянуть период геологического изучения недр, сдвинуть начало освоения участка недр, увеличить затраты на реализацию проекта, в том числе непроизводительные возмещаемые затраты.
      3.5. Финансово-хозяйственная деятельность оператора проекта исключает возможность ее объективной оценки:
      – отчет об исполнении смет расходов недропользователь предоставляет уполномоченному государственному органу по укрупненным показателям. Информация по отдельным видам затрат отсутствует, что исключает возможность детального, постатейного анализа исполнения смет расходов;
      – калькулирование оператором всех расходов осуществляется с нарушением порядка формирования финансовых результатов и требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552;
      – часть расходов проходит через счета, открытые в зарубежных банках, исключая таким образом, возможность контроля за их достоверностью в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.
      3.6. Численность персонала, занятого в проекте, по годам (по данным недропользователя колеблется от 123 до 154 человек. По состоянию на июль 1999 г. числилось 126 человек, из них российских граждан – 57 человек.
      Данные о расходах на зарплату российскому и иностранному персоналу в ходе проверки получены и изучены не были.

4. В части реализации Соглашения "Сахалин-2":

      4.1. Оперативная оценка геологических запасов Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, право пользования которыми предоставлено на условиях Соглашения "Сахалин-2", составляет по нефти – 590 млн. тонн, по газу – 636 млрд. куб. метров.
      Для финансирования первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения Европейский Банк Реконструкции и Развития, Корпорация для частных инвестиций за рубежом (ОПИК) и Экспортно-импортный банк Японии (Джексим) согласованно предоставили компании "Сахалин Энерджи" кредит в сумме 348 млн. долларов США, что составляет 50,3% сметы расходов на освоение. Кредит был предоставлен сроком на 10 лет по средней ставке ЛИБОР + 2,125% годовых (до завершения проекта) и по средней ставке ЛИБОР + 3,292% годовых (по завершении проекта). Кредитование осуществлялось под обеспечение гарантий спонсоров (до завершения проекта), а также под предоставляемое кредиторам обременение на все движимое и недвижимое имущество компании, включая права по соглашению о разделе продукции и страховые полисы.
      4.2. В Соглашении о разделе продукции "Сахалин-2" не определены условия кредитования (максимальный уровень процентной ставки по кредиту), что предоставляет инвестору возможность привлекать кредиты на любых, ничем не ограниченных условиях, при этом расходы на обслуживание кредита возмещаются российским сырьем.
      4.3. В соответствии с отчетом компании "Сахалин Энерджи" от 5 июня 1999 г. для реализации Соглашения "Сахалин-2" потребуется 5,093 млрд. долларов США.
      В целом по состоянию на 31 декабря 1998 г. в проект инвестировано 957,3 млн. долларов США.
      Затраты, подлежащие возмещению компании "Сахалин Энерджи", по состоянию на 31 декабря 1998 г. составили 813,127 млн. долларов США, или 85% от вложенных инвестиций.
      4.4. Освоение Пильтун-Астохского месторождения в целом и работы по Лунскому месторождению оператором проекта искусственно сдерживаются:
      – компания "Сахалин Энерджи" предлагает концепцию пошагового освоения Пильтун-Астохского месторождения и исходя из этой концепции разрабатывает документацию по освоению отдельных участков, а не месторождения в целом. Это может привести к переносу срока освоения месторождения в целом;
      – работы по Лунскому месторождению находятся в стадии подготовки плана освоения, которая ставится в зависимость от факторов, не позволяющих завершить подготовку плана освоения и других документов, предусмотренных Соглашением "Сахалин-2", с тем, чтобы в соответствии с процедурой, установленной в Соглашении, объявить до начала освоения Лунского месторождения.
      4.5. Финансово-хозяйственная деятельность компании "Сахалин Энерджи" исключает возможность ее объективной оценки:
      – в нарушение п. 4 приложения А к Соглашению "Сахалин-2" "Принципы бухгалтерского учета" компанией в 1998 была представлена смета расходов, не соответствующая принципам бухгалтерского учета в части отнесения расходов по элементам затрат, при этом количество постатейных затрат сократилось с 17 в 1996 году до 6 – в 1998 году; в смете расходов утверждены укрупненные статьи затрат, из которых в последующем производились расходы по различным элементам затрат, не предусмотренным в смете;
      – годовые отчеты составляются компанией с отклонениями от указанных принципов бухгалтерского учета и не соответствуют условиям Соглашения. Статьи затрат перераспределены, отсутствует сопоставление произведенных затрат со сметными назначениями, что не дает достоверной и полной информации о фактически произведенных затратах по каждому элементу затрат;
      – бухгалтерский учет компания осуществляла по методу начисления затрат, а не по кассовому методу, как предусмотрено Соглашением;
      – калькулирование всех расходов и порядок определения возмещаемых затрат не соответствует положениям Соглашения "Сахалин-2" в части осуществления бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;
      – часть расходов проходит через счета, открытые в зарубежных банках, что, как и в случае с Соглашением "Сахалин-1", делает практически невозможным контроль за их достоверностью в связи со сложностью получения находящихся за пределами Российской Федерации первичных документов, подтверждающих оплату произведенных расходов.
      4.6. По состоянию на 1 июля 1999 года общая численность сотрудников персонала компании "Сахалин Энерджи", по данным недропользователя, составляла 337 человек, из них 248 человек, или 74%, являлись российскими гражданами.
      За период с 1996 г. по 1998 год при реализации проекта по Соглашению "Сахалин-2" из выплат персоналу расходы на российский персонал, по данным недропользователя, составили 9248 тыс. долларов США, или 22,4% от общих расходов на персонал, на иностранный – 28511 тыс. долларов, или 69,2%; на переезд, компенсации иностранному персоналу разницы в стоимости жизни, оплату жилья и другие общепринятые льготы и выплаты персоналу и членам их семей – 3451,5 тыс. долларов США, или 8,4% от указанных общих расходов.

5. В части поступления российской стороне бонусов и других платежей при реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2":

      5.1. Согласно п. 2 Договора от 7 апреля 1997 года между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области о распределении российской доли доходов при реализации Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" федеральная часть каждого бонуса составляет 40 процентов от его суммы. Такое распределение противоречит ст. 42 Закона "О недрах" – оно соответствует платежам за пользование недрами территориального моря, в то время как 30-40% территории Пильтун-Астохского месторождения принадлежит континентальному шельфу Российской Федерации, а платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации полностью поступают в федеральный бюджет.
      В соответствии со ст. 42. Закона "О недрах" платежи за пользование недрами должны представлять комбинацию платежей за пользование недрами территориального моря и платежей за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации. Заключение указанного Договора привело к снижению суммы бонусов, причитающейся федеральному бюджету за период с момента вступления в силу Соглашения "Сахалин-2" до момента освоения Пильтун-Астохского месторождения, не менее чем на 2,7 млн. долларов США.
      5.2. Минтопэнерго России с согласия и при попустительстве Минфина России нецелевым образом использовало бюджетные средства, приходящиеся на долю Российской Федерации, в том числе в интересах коммерческих банков. Проведенные перечисления платежей организациям Минтопэнерго России и частично на счета администрации Сахалинской области являются незаконным изъятием средств федерального бюджета, которые подлежат возврату. Ущерб федеральному бюджету оценивается не менее чем в 19,7 млн. долларов США.

6. В части правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2":

      образовавшаяся в 1998 году просроченная задолженность консорциума "Эксон" и компании "Сахалин Энерджи" по страховым взносам и пеням была погашена без применения отделениями государственных внебюджетных фондов дополнительных мер по взысканию долгов. В 1999 году страховые взносы уплачивались ими своевременно и полностью.

7. В части правильности и своевременности исчисления и уплаты недропользователями налогов в федеральный бюджет при исполнении ими Соглашений о разделе продукции "Са-халин-1" и "Сахалин-2":

      7.1. Контроль за правильностью исчисления недропользователями налогов в федеральный бюджет затруднен в связи с отсутствием четкого перечня возмещаемых затрат и их нормативным ограничением.
      7.2. Консорциум "Эксон" и компания "Сахалин Энерджи" предоставляют налоговые декларации с нарушением ст. 7 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", необоснованно предъявляя к возмещению из бюджета суммы НДС, не выделенные поставщиками в первичных документах и самостоятельно исчисленные расчетным путем.

8. В части использования федеральной собственности:

      В ходе заключения и реализации Соглашений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы не уделяли должного внимания вопросам, связанным с информацией о недрах, разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, как особом виде федеральной собственности.
      В Соглашениях не упоминается как объект имущественных прав первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашениям.
      Кроме того, если в соответствии со ст. XXXI Соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" стороны "могут свободно использовать информацию для своих целей, необходимых для выполнения своих обязательств по настоящему Соглашению, включая раскрытие информации родственным организациям и ее использование ими для этих целей", а также раскрывать информацию другим лицам в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей Соглашения, то в Соглашении "Сахалин-2" этот вопрос вообще не урегулирован.


© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_90.htm
Реклама:
Hosted by uCoz