VFF-S Шельф СП-1 Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 25.02.00.

Авантюра века, или
Парадоксы сахалинского шельфа

От составителя

      24 декабря 1993 г. в нашей стране был принят Указ Президента "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" призванный временно, до принятия соответствующего закона, регулировать соглашения с инвесторами.
      Понадобилось три года весьма жарких споров и поисков компромиссов прежде чем 11 января 1996 года появился Федеральный закон "
О соглашениях о разделе продукции" (далее – СРП).
      Основная полемика по Закону шла между представителями блока "Яблоко" и депутатами от левых партий. "Яблочники" отстаивали чисто рыночный, прозападный подход к СРП, с практически полным отказом российского государства от вмешательства в дела инвесторов. Партии левого большинства в Государственной Думе второго созыва требовали введения жестких рамок для таких соглашений (установление квоты, ограничивающей разработку месторождений на условиях СРП; установление нормы, определяющей минимальный процент использования российского оборудования и т.д.).
      В Закон "О соглашениях о разделе продукции" была включена так называемая "дедушкина оговорка" (п.7 ст.2), в соответствии с которой "соглашения, заключенные Российской Федерацией с инвесторами до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются соответствующими положениям настоящего Федерального закона". Речь шла о двух проектах освоения нефтегазовых месторождений в пределах 12-мильной зоны и на шельфе Охотского моря – "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Тем самым фактически были легализованы многочисленные промахи, которые были допущены российской стороной при подписании сахалинских соглашений.
      Наличие серьезных промахов стало очевидным сразу после подписания соглашений по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", но только после вступления проектов в активную фазу в 1999 году появилась возможность для их серьезного и компетентного анализа. Поводом для такого анализа послужило обращение к Государственной Думе двух депутатов – В.С.Савчук и И.А.Ждакаева с предложением поручить Счетной палате Российской Федерации оценить соблюдение условий пользования недрами владельцами лицензий – компаниями "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лимитед" и "Эксон Нефтегаз Лимитед". 20 мая 1999 г. Государственная Дума единогласно поддержала данное предложение и приняла соответствующее Постановление № 3994-ПГД.
      С текста этого Постановления Государственной Думы начинается данный сборник документов, посвященный анализу первых шагов по внедрению соглашений о разделе продукции в нашей стране.
      Счетная палата Российской Федерации выполнила поручение и 25 февраля 2000 года приняла постановление по результатам проверки. (Читателям представляется возможность самостоятельно оценить выводы Счетной палаты).
      После изучения предложений Счетной палаты депутаты Государственной Думы И.А.Ждакаев, А.С.Золотилин и В.А.Шитуев 25 мая 2000 г. выступили с проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", в котором учитывалась часть этих предложений (Публикация этого проекта завершает сборник).
      Следует отметить, что с момента принятия Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и по настоящий день предпринимаются многочисленные попытки его модернизации. Так, с 1996 по 2000 год в Государственную Думу было внесено 20 поправок к этому Закону.
      Практика применения СРП в Российской Федерации делает первые шаги. Этот процесс сопровождается неизбежными ошибками, и только проведя их глубокий анализ, можно добиться их исправления правовыми методами и избежать повторения подобных ошибок в будущем.
      Мы надеемся, что публикация настоящего сборника поможет гражданам России, руководителям регионов, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации лучше разобраться в некоторых проблемах реализации соглашений о разделе продукции на примере проектов добычи нефти и газа в Охотском море "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Составитель сборника В.К.Горохов.

      Данное издание вышло в свет благодаря финансовой поддержке первого вице-мэра города Южно-Сахалинска Г.В.Разина и депутата Государственной Думы Федерального Собрания С.А.Золотилина


Материалы сборника здесь.

      Итак, уважаемые читатели, вы ознакомились с Отчетом Счетной палаты РФ. Что и говорить, уже многие годы промышленное производство России находится в упадке. Для оживления экономики и выхода из кризиса федеральные власти, как видим, делают ставку на разработку и экспорт минерально-сырьевых ресурсов на основе привлечения зарубежных инвестиций. Наиболее крупными проектами в этой сфере стали известные вам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", связанные с разработкой нефтегазовых месторождений на сахалинском шельфе на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). На сегодняшний день в рамках этих соглашений, как мы уже знаем, проведены большие объемы разведочного и эксплуатационного бурения. Скажем, по проекту "Сахалин-2" уже второй год идет добыча нефти с платформы "Моликпак". Всего с 1992 по 2000 годы по этим двум проектам пробурено 10 разведочных скважин и 14 эксплуатационных. В сезоне 2000 г. добыто 1,7 млн. тонн нефти. В 2001-2003 годах с платформы "Моликпак" планируется дополнительно пробурить еще 14 скважин.
      Казалось бы, все хорошо: идет освоение недр, наращивается производство, создаются рабочие места, российские предприятия получают заказы, пополняется бюджет, и вроде недалек тот день, когда инвестор наконец-то окупит свои затраты и Россия начнет получать полновесную долю от добываемой российской же нефти. То есть начнется тот самый "раздел продукции", на основе которого и отданы иностранным компаниям наши недра. Именно в таком оптимистичном ключе российская пресса пишет сегодня "о шельфе". Но мало кто, вероятно, задумывался, а на каком фактическом материале основывались столь радужные оценки? Причем оценки эти исходят не только от журналистов, но и от солидных представителей федеральных и сахалинских органов власти. Кто и как проверял, считал, оценивал, какую реальную пользу России, ее экономике и населению приносят проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"? Когда же наступит столь желанный раздел продукции и наступит ли вообще?
      И вот сегодня мы можем смело сказать, что тщательный анализ как самих СРП, так и практики их реализации со всеми плюсами и минусами имеется. Он выполнен главным аудитором страны, независимым и компетентным государственным органом – Счетной палатой Российской Федерации. Из Отчета мы видим, как внимательнейшим образом были исследованы правовые и финансовые аспекты шельфовых проектов, рассмотрены экономические вопросы. Результаты получились впечатляющими, если не сказать ошеломляющими. Теперь пусть под этими итогами подведут черту и сделают выводы те, кто по долгу службы обязан это делать. Нам бы хотелось заострить внимание вот на чем...
      При бурении нефтяных скважин и в процессе добычи нефти образуется огромное количество ядовитых отходов. Вопреки запретам российских законов токсичные отходы бурения и нефтедобычи на сахалинском шельфе сбрасываются в море, иногда даже без предварительной очистки. Таких отходов на сегодняшний день иностранными инвесторами сброшено уже более 100 тысяч тонн. В перспективе дальнейшего освоения месторождений счет пойдет на миллионы тонн. Ученые давно доказали, что буровые и нефтяные отходы губительно действуют практически на все морские организмы. А наше Охотское море богато не только нефтью, но и рыбой, крабами, креветками и другими морепродуктами. Причем, их добыча и переработка приносит доход неизмеримо большему количеству жителей Дальнего Востока, чем нефтяная промышленность. И если разумно подойти к освоению живых возобновляемых ресурсов моря, то доход от них намного превысит доходы от добычи нефти и газа. Вот простой расчет... К примеру, в 2000 году компания "Сахалинская Энергия" экспортировала 1,7 млн. тонн нефти, посчитаем ее по самой высокой цене – 30 $ за баррель. Итак, в тонне нефти чуть более 6 баррелей, умножаем их на 30 $, получаем стоимость одной тонны нефти – 180 $. 1,7 млн. тонн нефти стоит 306 млн. $.
      Теперь посчитаем сколько стоит 2,2 млн. тонн рыбы, добытых в 2000 г. нашей рыбной отраслью в Охотском море. Возьмем цену самой дешевой рыбы – минтая – 23 рубля за килограмм (оптовая цена). Получаем, что тонна рыбы стоит 23 000 руб. или 821 $. Исходя из этого, 2,2 млн. тонн рыбы стоит 1 млрд. 806,2 млн. долларов США. То есть, в 6 раз больше чем добытая в 2000г. на шельфе нефть. Но на самом деле эта разница намного больше, так как мы брали в расчет цену минтая, а ведь есть еще краб, который стоит в несколько раз дороже, горбуша, кета и т.д. И, что самое главное, – львиная доля дохода от добычи нефти уходит за рубеж, иностранным нефтяным компаниям, а доходы от промысла морских биоресурсов остаются в России, поддерживают нашу экономику – надо только разумно ими распоряжаться.
      Таким образом, рыбная отрасль имеет не меньшее, а может быть и большее значение для страны, нежели нефтяная. Весьма печально, но сохранение и защита морских биоресурсов при освоении шельфовых месторождений северо-восточного Сахалина ставятся вообще на второй план. Следовательно, одно из наиболее чистых и продуктивных морей в мире – Охотское, подвергается угрозе тотального загрязнения. Власти Сахалинской области и федеральные органы оправдывают это тем, что экономический эффект и доходы от сахалинских нефтяных проектов настолько велики, что экологической опасностью и большим вредом для рыбных ресурсов можно пренебречь.
      Но результаты проверки Счетной палаты РФ исполнения соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" говорят совсем обратное – в существующем виде эти проекты абсолютно невыгодны для России и СРП по ним были заключены с грубым нарушением наших законов. Миф о "сахалинских эмиратах" развеян при первом же внимательном и независимом исследовании. Результаты этого исследования – Отчет Счетной палаты РФ – предлагается Вашему вниманию в настоящем издании.
      Выходит, что задаром отдав нашу нефть зарубежным компаниям, мы и рыбу потеряем, и никакой прибыли от нефти не получим. Так кому выгодны эти проекты? Ответ на этот вопрос дает со всей яркостью Отчет Счетной палаты Российской Федерации.

      И.А.Ждакаев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания от Сахалинской области
      В.К.Савчук, депутат Государственной Думы 2-го созыва
      В.К.Горохов, эксперт Института эколого-правовых проблем "Экоюрис", член-корр.РАЕН


      ГУП "Редакция журнала "Московский журнал. История государства Российского"
      Лицензия на издательскую деятельность ИД № 01610 от 19 апреля 2000 г.
      Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, часть 2; 953000 – книги, брошюры
      Сдано в набор 2.02.2001 г. Подписано в печать 16.02.2001 г.
      Формат 60x90/8. Объем 19 печ. листов. Печать офсетная.
      Тираж 999 экз. Заказ №
      Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии "Железнодорожное дело".

© Сборник «Авантюра века, или Парадоксы сахалинского шельфа». Москва. 2001.
Составитель сборника В.К.Горохов.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p1_p2.htm
Реклама:
Hosted by uCoz