VFF-S Шельф
Сахалин-1 Сахалин-2
Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 2005.

  1. Проект «Сахалин-2» – авантюра века?. «ДСК», 08.02.06, 15.02.06, 01.03.06, 15.03.06.
Начало темы здесь
НАВЕРХ НАВЕРХ

ПРОЕКТ «САХАЛИН-2» – АВАНТЮРА ВЕКА?

     Соглашение о разработке на севере Сахалина Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП) между Российской Федерацией в лице Правительства страны, в данном случае его представляло Министерство топлива и энергетики, а также администрацией Сахалинской области, с одной стороны и компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании ЛТД», с другой стороны было заключено 22 июня 1994 года.
     Для реализации проекта по разработке этого углеводородного сырья еще в апреле 1994 года образовали компанию «Сахалин Энерджи», зарегистрированную на Бермудских островах. Создавая ее, иностранные бизнесмены заранее знали, что богатые по своим запасам нефти и газа месторождения они получат в свои руки и, причем, на весьма выгодных условиях. Порукой тому была полнейшая анархия в России, ее внутренняя политическая и финансовая нестабильность, достигшая небывалых размахов коррупция и продажность как московских, так и региональных чиновников. Голоса отдельных политических деятелей, заявлявших, что СРП является для России авантюрой, экономической миной замедленного действия, и оно заключается на крайне невыгодных, по настоящему кабальных для нашего государства условиях, в Кремле постарались не услышать.
     Это СРП стало логическим продолжением выполнения принятого незадолго до его заключения президентского указа от 24 декабря 1993 года «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недр». Задача данного указа была такая: временно, до принятия соответствующего закона, регулировать соглашения с инвесторами. В то время в этой роли выступали лишь иностранцы. Закон, после жарких споров, поиска компромиссных решений, был принят 2 января 1996 года.
     Прозападные депутаты Госдумы, главным образом «яблочники» и из «Союза правых сил», сумели протащить в Закон положение, весьма невыгодное для России. Согласно ему, все соглашения, заключенные Российской Федерацией с инвесторами, до вступления в силу данного закона считаются соответствующими ему и не подлежат каким-либо изменениям. Тем самым, были фактически узаконены и легализованы многочисленные промахи, которые допустила российская сторона при заключении сахалинских соглашений и развязала руки зарубежным инвесторам для всякого рода бесконтрольных сомнительных действий, наносящих ущерб интересам страны и, в первую очередь, нашей области.
     Только благодаря активным действиям и настойчивости двух депутатов Госдумы – В.Савчука и сахалинца И.Ждакаева (ныне покойного) – контроль за соблюдением использования недр владельцами компании «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» поручили Счетной Палате Российской Федерации. Первую проверку главный контрольный орган страны провел в начале 2000 года. Тогда же
были выявлены многие весьма серьезные нарушения российских законов в самых различных сферах.

     В этой статье речь пойдет о последней проверке, проведенной независимым и компетентным государственным органом России – Счетной Палатой.

Наблюдательный совет в роли наблюдателя
     Целью очередной проверки являлись следующие вопросы: определение затрат при реализации СРП по проекту «Сахалин-2»; законность и обоснованность состава возмещаемых затрат и списание средств на возмещение затрат. Кроме того, проверялось, как выполняются законы, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, нормативно-методические документы, являющиеся основанием для реализации СРП в 2003 и 2004 годах.
     Объектами проверок были компании «Сахалин Энерджи» в Южно-Сахалинске; департамент нефтегазового комплекса администрации области; управление Министерства по налогам и сборам РФ по островному региону и Сахалинская таможня Дальневосточного таможенного управления.
     Установлено, что «Сахалин Энерджи» имеет филиал в Южно-Сахалинске, представительство в Москве, офис в г.Рейсверке (Нидерланды), филиал в Токио. Эта компания станет существовать до тех пор, пока будет коммерчески выгодной эксплуатация месторождений. То есть, до тех пор, пока не выкачает из подземных турбин нефть и газ. Как говорится, надели хомут на шею и не знаем, когда его снимут.
     Акционерами этой компании являются «Шелл Сахалин Холдингз Б.В.» дочерняя компания «Ростал Датч-Шелл» (Англия-Голландия) – 55% акций; «Мицуи Сахалин Холдингз Б.В.» – дочерняя компания «Мицуи энд Ко Лтд.» (Япония) – 25% акций, «Дайтоку» Гэз Сахалин Б.В.» – дочерняя компания «Мицубиси Корпорейшн» (Япония) – 20 % акций. Таким образом, шельф северного Сахалина «героически» осваивают английские, голландские и японские компании. Не прибегая к вооруженной интервенции, они получили право, без государственного участия, владеть сокровищами подземной кладовой.
     Причем, как отмечается в акте, созданная по указу Президента РФ от 8 июля 1997 года «О мерах по реализации Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции» комиссия правительства страны по координации деятельности всех органов власти, по постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2004 года, упразднена. Словом, действуй, кто во что горазд и, по существу, бесконтрольно. Из-за административной реформы все основные права и полномочия по контролю за реализацией СРП передали министерству экономического развития и торговли, но при этом забыли включить их в Положение о Министерстве. В результате, ведомство Грефа оказалось ни при чем.
     Не выполнено Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 года №86 «О мерах, по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также контролю за их реализацией»; нерешенными оказались такие важные вопросы: определение порядка использования средств, получаемых при реализации соглашений; передача инвесторами части своих прав третьим лицам; использование и распоряжение государственной собственностью, приобретаемой или создаваемой при реализации соглашений.
     Фактически государство только занимается экспертизой, а также технологическим и техническим контролем. Экономический блок остался вне поля зрения. Самое удивительное: отсутствуют даже директивы министерств по реализации СРП «Сахалин-2». Во многом это произошло из-за частой смены главных координаторов проекта. В 1990-1995 годах этим занималось Минтопэнерго, в 1990 – апреле 2004 года – Минэкономразвития, с апреля 2004 г. – Минпромэнерго. Но при этом его технологии, также как и Федерального агентства по энергетике, которое тоже наделено функциями по контролю за СРП, на момент проверки даже не были определены и разграничены.
     Не выполняет свои прямые функции Наблюдательный совет, созданный еще в сентябре 1994 года. Он состоит из 12 человек: шестеро – это представители компании, а остальные – российские чиновники, трое из них – сахалинцы. Наблюдательный совет даже не имеет полного реестра созданного за эти годы имущества и его стоимости по каждой позиции. Хотя все это необходимо делать в установленном законами РФ порядке регистрации в государственных органах.
     Только одно определение подходит в этом случае – анархия, которая на руки иностранцам. Вот только один пример. «Сахалин Энерджи» без договора с ФГУП «Аэропорт Ноглики» и без государственной экспертизы проекта провела реконструкцию аэропорта в Ногликах. Его амортизация составит 19 млн. рублей, налог на имущество – 10 млн. рублей, тогда как ожидаемая прибыль этого предприятия всего 0,8-1,5 млн. рублей. Тем самым, как только аэропорт заработает, он окажется банкротом. Дорого обойдется для области подобная «самодеятельность».
     Имеющий огромное значение Наблюдательный совет даже не рассматривал в 2002 и 2003 годах годовые отчеты «Сахалин Энерджи». Тем самым он предоставил компании свободу действий. Впрочем, один из пунктов СРП «Сахалин-2» составлен так, что прямо ущемляет право российской стороны как равноправного участника соглашения в принятии решения по спорным вопросам. Если голоса разделаются поровну: шесть на шесть, то решение принимаются в пользу компании, а не отклоняются! Тем самым Россию уравняли в правах с «банановыми» республиками, так как это является нарушением прав собственника государственного фонда недр.

Иностранцы говорят, что хотят
     В отличии от российских государственных структур, иностранцы действуют хитро. Они объединили в один проект СРП два самостоятельных объекта с различными сроками освоения. В результате Россия не получает прибыль по СРП с первого уже освоенного и рентабельного работающего участка. Наша страна осталась при собственных интересах и с большим носом. Зато иностранцы с солидной прибылью. Так бездарно-преступно разбазариваются наши национальные богатства. Хотя, быть может, кто-то из «наших» с этого, как говорится, хорошо имеет. Более того, с подачи Наблюдательного совета, работы, проводимые по реализации СРП, по освоению месторождений стали делиться на этапы и участки (нефтяная оторочка на Лунском месторождении, Южно-Пильтунский участок и нижний нефтяной горизонт на Пильтун-Астохском месторождении). Это сделано вместо разработки соответствующих проектов и газовых планов (по сметам и затратам составляемых проектов).
     Учет запутали – и концы в воду, попробуй потом разберись. В целом, выполнение СРП производится по ТЭО (технико-экономическим обоснованиям этапов работ), которые не предусмотрены проектом «Сахалин-2» и годовой программой работ. И подобная вольность им сходит с рук.
     Между тем, Наблюдательный совет не принял никаких мер по выполнению условий СРП по проекту «Сахалин-2» в отношении разработки, согласно установленного порядка, Плана освоения, Проекта освоения Лунского месторождения, Проекта освоения Пильтун-Астохского месторождения, Проекта транспортировки и переработки продукции Лунского месторождения и Проекта транспортировки и переработки продукции Пильтун-Астохского месторождения.
     На момент проверки, необходимых документов и смет по каждому их них не было. Работы ведутся, а документального подтверждения, согласованного с Наблюдательным советом, в какие суммы они должны вылиться – нет. Снова – сплошная анархия, но в пользу иностранцев, в ущерб России.
     Наблюдательный совет, словно автомат, практически утверждает все затраты, которые представляет компания, и не как-то, а из фактически складывающейся договорной цены на подрядные работы. Это происходит потому, что «Сахалин Энерджи» фактически взяла на себя функции фирмы-оператора по координации выполнения работ подрядными организациями. А возмещаемые затраты складываются от договорной цены с подрядными организациями, но не из норм и предельных показателей. Сошлись два руководителя, договорились о цене за ту или иную работу, и на этом точка. Хорошая лазейка для корыстных операций, о таком нашим новым бизнесменам остается только мечтать.

     Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 года №86 проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности иностранных инвесторов СРП возложено на Министерство финансов. Это всесильное ведомство умудрилось даже не разработать механизм принятия окончательного решения по суммам корректировки возмещаемых затрат. По этой причине, на момент проверки, не были урегулированы разногласия на 382,4 тыс. долларов. Контролем исполнения утвержденных годовых программ и смет компании занимается экспертная группа департамента нефтегазового комплекса областной администрации. Но, очень часто, она подтверждает правильность понесенных расходов до получения результатов ревизий Минфина России. Непонятно – к чему такая спешка, которая хороша бывает лишь при других случаях. Финансовые чиновники, как московские, так и сахалинские, допустили и другие недостатки, на которые аудиторы Счетной палаты обратили серьезное внимание.
     27 июля 1999 года Правительство РФ приняло постановление №852 «О программе газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев». Через несколько лет, после появления на свет этого документа, оказалось, что не утверждена территориальная программа газификации Сахалина. Есть только ее концепция и то без реальных механизмов ее выполнения. В результате, на острове есть дешевое «голубое» топливо, но оно слишком мало используется.

Как «кинули» ПО «Сахалинморнефтегаз»
     Как же произошло, что разработка национальных богатств – месторождений нефти и газа на шельфе северного Сахалина, стала монопольным правом иностранных компаний? Почему российские предприятия, в частности Производственное объединение «Сахалинморнефтегаз», ныне ставшее открытым акционерным обществом, не вошли в состав операторов по освоению подземной кладовой? А очень просто: их, попросту, «кинули».
     В акте проверки есть такие любопытные данные. Оказывается, еще в бытность Союза, Миннефтегазпром СССР и Геоколком РСФСР совместным приказом от 20.05.1991г. №173/10 «Об организации конкурса предложений инофирм по созданию совместного предприятия с ПО «Сахалинморнефтегаз» для освоения месторождений нефти и газа на шельфе о.Сахалин» поручили ПО «Сахалинморнефтегаз» провести конкурс по выявлению возможных иностранных участников совместного предприятия по разведке и разработке нефтегазовых месторождений на шельфе северного Сахалина и предоставить до 20.09.91 года организационному комитету свои предложения по итогам конкурса для их утверждения. По результатам конкурса ПО «Сахалинморнефтегаз» поручалось подготовить совместно с инофирмами до 1 мая 1992 года технико-экономические обоснования и учредительные документы для создания совместного предприятия по освоению нефти и газа на шельфе северного Сахалина.
     Но в декабре рухнул Союз, образовалось суверенное Российское государство, в котором вместо социализма стали строить капитализм, а к власти пришли деятели, больше думающие о своем «светлом» настоящем и будущем, нежели о национальных интересах страны.
     Правда, тогдашние правители России не забыли, что на ее восточной окраине есть громадные запасы углеводородов, которые могут принести большие барыши. В процессе подготовки ТЭО Правительство Российской Федерации рядом распорядительных актов несколько раз меняло роль «Сахалинморнефтегаза». И, в конце концов, исключило его из состава участников освоения шельфа. Времена тогда были сродни дикому капитализму, при махровом расцвете уголовно-бюрократической системы. И это событие прошло незамеченным для широкой общественности страны. Иные из наших патриотов попытались протестовать, но их мало кто услышал. Так произошла афера, позднее получившая название «авантюра века».
     На свет появилось заключение подкомиссии Главэкспертизы Министерства экономики России от 17.03.93 года, где говорилось: «...исключительное право на разработку ТЭО предоставлено консорциуму в составе «Марафон», «МакДермотт», «Мицуи», «Мицубиси» и дочерней фирме компании «Ройял датч/Шелл» по итогам конкурса, объявленного в мае 1991 года». Но это самая настоящая ложь, так как никакого конкурса и в помине не было. Его не проводили ни федеральный орган управления государственным фондом недр, ни администрация Сахалинской области. Следовательно, решение о том, что консорциум «ММММШ» стал победителем, является самой настоящей фальсификацией.
     Но органы государственной власти «закрыли» глаза на эту уголовщину. И 16.06.94 года Правительство РФ приняло постановление №672 «О заключении Соглашения между Российской Федерацией и компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД», учрежденной консорциумом «ММММШ», о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции».
     В результате нарушения законодательства наше государство несет следующие финансовые потери: от возмещения государством инвестору затрат на строительство перерабатывающих производств и трубопроводов в размере более 4,6 миллиардов долларов; от отсутствия налогов на имущество перерабатывающих производств и трубопроводов – более 70 млн. долларов ежегодно, за 30 лет – более 2 млрд. долларов; от объединения в одном соглашении двух отдельных месторождений, имеющих самостоятельные объекты обустройства (в результате чего будет отсутствовать раздел продукции по Пильтун-Астохскому месторождению до выхода на проектную мощность Лунского месторождения), а также от разбивки на участки приведет к потерям более 130 млн. долларов ежегодно, а за три года – более 400 млн. долларов; от включения в Соглашение единого механизма по расчету прибыльной продукции, не позволяющего государству получить прибыль от раздела продукции после ввода в эксплуатацию месторождений до полного возмещения затрат по заводу и трубопроводам. Данные потери составят более 500 млн. долларов США ежегодно и ориентировочно в течение трех лет – 1,5 млрд. долларов.
     Всего только по данным позициям государству будет нанесен ущерб в размере более 8 млрд. долларов. Окончательная сумма ущерба определится после ввода в эксплуатацию месторождений, завода по производству сжиженного природного газа и трубопроводов.
     Сейчас уже никто не вспоминает, что не было никакого конкурса, не создали совместное предприятие, а ОАО «Сахалинморнефтегаз» попросту «кинули». И государство, и наша область остались с больщим носом. Зато коррумпированные высокопоставленные московские чиновники хорошо поживились от этой явно уголовной сделки.

Куда ни кинь, всюду «минус»
     Органы государственной власти Сахалинской области предприняли ряд шагов для исправления кабальных условий СРП, однако федеральные министерства ничего не сделали для устранения грубейших ошибок, наносящих огромный ущерб России. В соответствии с пунктами 7-9 СРП изучение и освоение участков должно осуществляться на основании отдельных программ и проектов. Срок геологического изучения Пильтун-Астохского месторождения установлен 24 месяца, а Лунского – 36 месяцев. Времени прошло намного больше, но до настоящего времени геологическое изучение этих месторождений в полном объеме не завершено.
     В результате отсутствия выработанных эффективных решений и должного контроля со стороны федеральных министерств и их представителей в Наблюдательном совете, даты начала раздела продукции и получения российской стороной прибыльной продукции суммарно отодвигаются ориентировочно до 10 лет, что нанесет существенный ущерб как экономике Сахалинской области, так и стране в целом. Следовательно, это можно рассматривать как упущенную выгоду для России.
     Аудиторы Счетной палаты РФ пришли еще и к такому выводу: пункт 6 СРП по «Сахалин-П» ставит нашу страну в невыгодные условия по следующим причинам: относительно российских кредитоспособных покупателей устанавливается требование о валютном обеспечении ими оплат в СКВ (свободно конвертируемой валюте), ограничивает права российских покупателей, не имеющих лицензии на работу с валютой; сложные «проценты» и «накрутки» при заложенном ограничении российской стороне произвести расчет не сразу, а только после возмещения капитальных и текущих затрат, то есть фактически сразу же заложены пени.
     «Дальнейшая реализация СРП по проекту «Сахалин-II» требует срочных внесений поправок в условия СРП, потому что с момента подготовки и реализации произошли изменения целого ряда факторов, таких как: запасы углеводородного сырья; дебит скважин; отсутствие интересов Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев в газе и нефти с объектов СРП по проекту «Сахалин-П», отсутствие экономических интересов России в заводах по сжижению природного газа и нефтепереработки, а также отсутствие территориальных программ по газификации области и краев; несоответствие «шага» изменения раздела продукции реальной экономики проекта. Фактически по проекту «Сахалин-П» государство не получает для внутренних потребностей продукцию по разделу и по всей видимости не будет ее получать (области нужен природный, а не сжиженный газ; поставки нефти в Хабаровский и Приморский края не планируется).
     В ТЭО «комплексного освоения» (2003 г.), без согласования с российской стороной, включена обязанность покупки Россией более 44,3 млрд. кубометров газа. Указанный физический объем отсутствует в тексте СРП «Сахалин-П», не определен ТЭО (утверждено Главгосэкспертизой России 23.12.2003 г.). Таким образом, необходимость покупки Россией указанного объема газа стала, по существу, обязательством России. И если государство не будет выкупать этот объем природного газа (даже по невыгодным для России ценам), то можно будет обвинить российскую сторону в невыполнении условий проекта «Сахалин-П».
     Эта длинная и сухая цитата взята без каких-либо изменений и правок из Акта Счетной палаты РФ. Читая ее, невольно приходишь к одному обидному сравнению: такие СРП заключаются победителями с побежденными. Россия, в данном случае, находится на положении побежденной, разгромленной в пух и прах державы, которой можно легко диктовать любые условия, от которых она не в состоянии отказаться.
     Руками коррумпированных чиновников страну фактически поставили на колени, и распоряжаются ее природными ресурсами так, как хочется иностранным компаниям.

     
Аудиторы выявили в ходе проверки массу самых различных нарушений, ярко свидетельствующих о том, что «Сахалин Энерджи» попросту игнорирует как СРП, так и российское законодательство.
     Например, экономически необоснованно и в ущерб российской стороне эта компания заключила договор аренды на одпоякорный причал и танкер «Оха» не с собственником, а с их арендатором. Удивительно, но факт: плата за аренду возмещается российской стороной. Учитывая длительный срок их использования, а также дополнительную возможность их использования при отработке нефтяной оторочки на Лунском месторождении, их аренда будет равноценна, а возможно далее превысит их стоимость.


     Нормы и расценки на проведение каких-либо работ, указанные в протоколе экспертизы Главгосэкспертизы России, отсутствуют в администрации области, наблюдательном совете и в сахалинском филиале «Сахалин Энерджи». Не приняты какие-либо предельные нормативы сметных расценок. В возмещаемые затраты включаются буквально все расходы, которые несет компания. В том числе даже убытки, связанные с с неэффективным освоением месторождений и штрафные санкции. «Сахалин Энерджи» созданы даже не тепличные, а просто райские условия для ее деятельности. Причем, из года в год годовые сметные расходы корректируются только в сторону увеличения. Фактически сметная, то есть затратная часть формируется без каких-либо ограничений из условий многочисленных, составляющих несколько тысяч, контрактов подрядных и субподрядных работ.
     И, тем не менее, несмотря на подобную финансовую вольность, никаких мер по исключению или ограничению затратного механизма формирования возмещаемых российской стороной инвестору расходов не принимается. Федеральные органы исполнительной власти формирование и раздел возмещаемых затрат фактически не контролируют. В результате только расходы на содержание управленческого персонала на порядок превышают установленный уровень.
     В соответствии с СРП по проекту «Сахалин-П» все права на имущество, приобретаемое и создаваемое за счет затрат на основании годовых программ и смет, являются собственностью компании или ее оператора. Стоимость платформы «Моликпак» российская сторона возместила, но перерегистрация не произведена. И эта установка находится под панамским флагом и не учитывается, как этого требует отечественное законодательство, в реестрах. Не выполняется требование СРП по переходу к России прав собственности на имущество, после того как полностью произведено возмещение затрат инвестору.
     Предложенная в нарушение п.2(а) СРП схема транспортировки добываемой продукции не способствует улучшению топливно-энергетического баланса Сахалина и Дальневосточного региона. Условия добычи на Астохском участке только одной нефти и планового вывоза за границу уменьшают темпы годовых сборов более чем в два раза; удлиняют сроки переработки залежей более чем в два раза; приведут к повторному обустройству месторождения в море; исключают разработку газоконденсатных залежей; увеличивают суммарный объем эксплуатационных расходов. Все эти перечисленные негативные факторы снижают эффективность освоения Пильтун-Астокского месторождения и расчетные доходы государства.
     С начала реализации проекта «Сахалин-II» фактическое повышение затрат по годовым отчетам, в сравнении со сметными затратами, в рамках реализации проекта по первому этапу составили: 2000 г. – 700,5 млн. долларов; 2001 г. – 1025,9 млн. долларов; 2002 г. – 1479 млн.; 2003 г. – 3150,7 млн. долларов. Возмещение сложившихся и предполагаемых затрат инвесторам, то есть компании «Сахалин Энерджи», со стороны нашего государства приведет к сокращению до минимума или же к полному отсутствию доли прибыльной продукции и налоговых отчислений инвестора.
     Компания «Сахалин Энерджи», действующая полностью бесконтрольно, ничем не ограничена при расходовании средств для реализации проекта и наращивания своих затрат. Она даже кровно заинтересована в их росте. У нее фактически развязаны руки, и она «доит» нашу страну, так как никакими обязательствами в части средств с Россией не связано. Не беспокоит инвестора и нарушение технологических процессов. Он прямо заинтересован лишь в вывозе продукции на экспорт, пусть даже в меньших количествах, но при большем объеме затрат.
     Акционеры «Сахалин Энерджи» целенаправленно проводят линию по переводу основной массы финансовых потоков, инвестируемых в экономику России, на финансирование зарубежных компаний-производителей материалов и оборудования, а также разных поставщиков услуг через родственные ей компании. Недаром были выявлены факты отправки белья для стирки в Америку. Будто там стирают лучше, чем в России. Такая политика компании наносит серьезный экономический ущерб многим отраслям отечественной промышленности, ожидавшим получить на конкурсной основе инвестиции при реализации проекта и ущемляет, в целом, интересы государства.
     И таких «косяков» – хоть пруд пруди. Как говорится: куда ни кинь, – везде, клин. Только в накладе остается наша держава, за которую обидно. И народ, который так нагло и беззастенчиво обманывают.
     Казалось бы, все идет хорошо: недра осваиваются, экономика области получила некоторое ускорение за счет интенсивных темпов развития строительной отрасли, созданы рабочие места, российские предприятия получают заказы, пополняется федеральный и областной бюджеты. И уже, кажется, недалек тот день, когда иностранные инвесторы наконец-то окупят все свои затраты и Россия начнет получать весомую прибыль от добычи своих же нефти и газа. То есть начнется тот самый «раздел продукции», на основе которого отданы с потрохами иностранным компаниям наши недра. Из отчета Счетной палаты Российской Федерации видно: страна и область, по большому счету, не получат долгожданных дивидендов. Более того, мы еще долго потом будем рассчитываться с иноземными «варягами» в счет возмещения понесенных ими затрат.

Обещать – не значит жениться
     Одним из основных экономических результатов от реализации СРП, который должна была получить наша страна, являлось участие в подрядных работах по проектам освоения месторождений углеводородов российских предприятий и организаций, а также максимальное использование отечественного оборудования, работ и услуг. Это, кстати, закреплено в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» № 19 от 07.01.1999 года. Он предусматривает обязательства инвестора по «... предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами..., размещению заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объеме не менее чем 70 процентов общей стоимости таких заказов между российскими или иностранными юридическими силами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Российской Федерации».
     Но как показала проверка, «Сахалин Энерджи» не заключила ни одного контракта с нашими предприятиями на создание и поставки высокотехнологического оборудования, точных измерительных приборов и высококачественных материалов. То есть всего того, что используется в проекте. Российское участие ограничивается в основном поставками горюче-смазочных материалов, оказанием консультативных и таможенных услуг, согласованию различной документации по экологическим исследованиям, выполнению строительных работ (складских помещений и ремонт дорог), аренде технических средств, производственных сооружений, судов, жилья и др.
     Это произошло потому, что «Сахалин Энерджи» приняла проектные решения, заведомо направленные на использование материалов, оборудования и технических средств иностранного происхождения. Организационная структура этой компании предусматривает активное вовлечение в качестве инвесторов своих же акционеров, которые являются сторонами-участницами. Так, компания «Марафон», обладавшая до 2001 года 37,5 процентами акций «Сахалин Энерджи», была техническим консультантом отдела разведки и добычи углеводородов. Компания «Шелл» являлась техническим консультантом по вопросам сжижения природного газа. Компании «Даймонд Газ Сахалин» и «Мицуи» оказывают маркетинговые услуги.
     Согласно отчетам «Сахалин Энерджи», начиная с 1996 и по первую половину 2004 года, доля контрактов, заключенных с российскими предприятиями, составила всего 20,2 процента, а в стоимостном выражении – 26,1 процента. И подобное происходит, несмотря на то, что российская сторона рекомендовала компании 270 отечественных потенциальных подрядчиков, это в 2,1 раза больше, чем фактически работает. Но руководство «Сахалин Энерджи» проигнорировало и рекомендации, и закон, и предварительные обещания. Не зря же в России есть поговорка: обещать – не значит жениться. В другой цивилизованной стране за подобные грубейшие нарушения законодательства такую фирму привлекли бы к строгой ответственности, но только не в России.
     Также нагло действует компания в сторону увеличения финансовых затрат. За 2002 год сумма увеличения стоимости контрактов со своими же «родственными» компаниями составила 612 миллионов долларов, а за 2003 год – 754.

Тихая дискриминация
     Также вызывающе нагло действует «Сахалин Энерджи» по отношению к российским специалистам, занятым на самых различных работах. Их жалованье в десятки раз меньше того, что получают иностранцы. Вознаграждение одного зарубежного специалиста в среднем составляет от 17 тысяч долларов в месяц, а с учетом предоставления всех льгот, в отдельных случаях, доходит и до 50 тысяч долларов.
     В 2003 году в кампании работало 676 российских специалистов, они получали за год 327 миллионов рублей. Иностранцев трудилось всего 68 человек, им выплачено 240,6 миллиона рублей! Улавливаете разницу? За 9 месяцев 2004 года на 700 российских специалистов начислили 324.2 миллиона рублей, а на 87 иностранных – 320.6 миллиона рублей. Почти сравнялись.
     Ведущая роль в обеспечении порядка производства пуско-наладочных работ отведена иностранному персоналу. И не потому, что они превосходят российских по квалификации, опыту или знаниям, а оттого, что компания заботится о своих работниках. Группа руководства проекта укомплектована, в основном, из специалистов компаний-акционеров и размещена в голландском городе Рейсверк. Отчеты о фактическом исполнении программ использования и подготовки российских кадров на территории России Наблюдательному совету предоставляются регулярно на каждое заседание. Но резолюции по этим вопросам отсутствуют, что свидетельствует о том, что они даже не рассматриваются. Комментарии, как говорится, излишни. Тихая дискриминация российских специалистов на своей же земле в оплате труда продолжается годами, но на это никак не реагируют отечественные контролирующие и проверяющие органы.
     Пользуясь бездействием российских властей и не имея ограничений по максимальному возмещению затрат, «Сахалин Энерджи» не заинтересована в вводе объектов в установленные сроки и экономии затрат. Зачем им это. Россия богатая страна и возместит все, что эта компания потребует. На 31.12.2003 года из общей суммы затрат, подлежащих возмещению российской стороной инвестору, уже компенсированы расходы на 1224,1 миллиона долларов. Остаток не возмещенных затрат на эту дату составил 2659,8 миллиона долларов.
     Как отмечается в акте, хозяйственная деятельность «Сахалин Энерджи» проводится с постоянным ростом производственных и управленческих расходов, при одновременном отставании добычи нефти и газа против ранее запланированных объемов. Из-за уменьшения выручки от продажи продукции, происходит увеличение остатков не возмещенных компании затрат. В результате ущемляются интересы России.

     Вывод аудиторов таков. За период с 2002-2003 годы и первое полугодие 2004 года сумма экономического ущерба, нанесенного нашей стране, составила 2 миллиарда долларов!
     Что самое интересное, в Фонд развития Сахалина перечислено 120 миллионов долларов, но 100 миллионов из них относится к возмещаемым затратам, то есть их придется вернуть.
     Другая, не менее любопытная деталь: оказывается платежи за загрязнение окружающей среды составляют всего 358,3 млн. рублей или 11,3 млн. долларов. В том числе, за загрязнение атмосферы – 12.7 млн. рублей, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод – 7,2 млн. рублей, за размещение отходов – 338,4 млн. рублей. Но компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» за проверенный период ни разу не перечисляла средства за загрязнение окружающей среды. Несмотря на то, что в Соглашении четко и ясно указано: деятельность консорциума подчиняется законам, нормативным актам, стандартам и правилам Российской Федерации, он отказывается от выплат за природопользование, водопользование, землепользование, включая платежи за потери сельскохозяйственной продукции и перевод земель из сельскохозяйственного значения в несельскохозяйственные, за лесопользование, включая перевод лесных земель в нелесные. Остаются не урегулированными вопросы обращения с отходами бурения при освоении месторождений углеводородов на континентальном шельфе.

Предложения аудиторов
     Проверяющие, на основе проделанной ревизии, внесли свои предложения для устранения нарушений российского законодательства, а также по изменению ситуации. По их мнению, требуется разработать новые нормативно-правовые акты, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также внести изменения и дополнения в Соглашению по проекту «Сахалин-2» по таким вопросам: механизм возврата «Сахалин Энерджи» налога на добавленную стоимость; выводу объектов из эксплуатации, консервации и их ликвидации после завершения нефтегазодобычи, созданию ликвидационного фонда и его формирования за счет возмещаемых затрат. Пока же государству придется производить ликвидационные работы за свой счет по объектам, продукция которых будет полностью вывезена за границу.
     Позднее, 25 октября 2005 года аудитор Александр Беляков, работавший над заключением счетной палаты РФ заявил: «Соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», заключенное еще в 90-е годы между правительством и заказными инвесторами, для России было и есть не просто невыгодным, оно для нас изначально ущербно. Необходима срочная ревизия Соглашения. Мы практически подарили иностранным инвесторам месторождение, с которого России достается максимум 10 процентов добываемой нефти».
     По его словам: «Подобную ситуацию нельзя назвать результатом непродуманности подписанного сторонами соглашения. Ошибка, совершаемая специально – это продуманное действие. Вклад российских чиновников в нынешнюю ситуацию здесь очевиден на сто процентов. По моему мнению, мы имеем дело с хорошо спланированной моделью получения личной выгоды. Очень хотелось что-нибудь поделить. И поделили...».
     Он также отметил: «Правительству следует начать переговорный процесй с инвесторами. Я не представляю себе страны, которая позволила бы реализовать проект, приносящий ей страшный экономический урон. Почему Россия должна быть исключением?»
     Действительно, почему?

Екатерина ИВАНОВА.
© «
ДСК», № 5(177), 08.02.06; № 6(178), 15.02.06; № 7-8(179-180), 01.03.06; № 10(182), 15.03.06.


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p5_0a.htm
Реклама:
Hosted by uCoz