VFF-S Шельф
Сахалин-2 Сахалин-1 Вниз

Сахалинский шельф. Оппоненты.
Экологическая вахта Сахалина

  1. Нефтяники толпой устремляются на российский остров с хрупкой экологией. «WSJ». 04.09.02.
  2. Сахалинские шельфовые проекты под прицелом западной прессы. «Свободный Сахалин». 24.10.02.
  3. Мойте руки перед трубой. Экономить на «чистоте» и безопасности
    нефтедобычи иностранные нефтяные компании научились у нас. «Новая газета». 14.05.03.

НАВЕРХ НАВЕРХ

МОЙТЕ РУКИ ПЕРЕД ТРУБОЙ

Экономить на "чистоте" и безопасности
нефтедобычи иностранные нефтяные компании научились у нас

      Россияне страсть как любят ругать свою страну. И не терпят этого от иноземцев. Но это касается только слов. На деле – все иначе.
      Возьмем, например, экологию. В Советском Союзе это слово произносить было не принято. Зачем ждать милостей от природы? Взять их – наша задача. И вот долгие десятилетия только и брали. Допотопными, варварскими методами. Нужен был Чернобыль, чтобы слово "экология" произнесли всерьез. Произнесли – и успокоились. И продолжили брать. Все теми же способами.
      Мы даже природоохранное ведомство – Госкомэкологии – упразднили. Чтобы не мешало хозяйствовать. А функции его шутки ради передали именно тем, кто хозяйствует, а вернее, хозяйничает, – Министерству природных ресурсов. Пусть само за собой и следит. У него получается. Тому месторождение даст, у того отнимет, здесь заповедник упразднит, здесь экологическую катастрофу не заметит (хотя лучше всего у этого министерства получается делить и отнимать, когда его очень сильно об этом попросят).
      При подобном отношении к своим природным богатствам как-то даже нелепо ждать иного от иностранцев, которых мы все-таки допустили до своих недр.

      Кажется, еще немного – и слово "Сахалин" не будет ассоциироваться у простого человека ни с сопками, ни с Чеховым, ни с рыбой и икрой, а только с нефтедобывающими платформами под одноименными с островом названиями – столько вокруг них шума. И экономику страны они подрывают, и природу губят: пришли, мол, зарубежные нефтяные монстры и относятся к нам как к стране третьего мира.
      Но почему-то никто не обращает внимания на тот факт, что 20% акций проекта "Сахалин-1" принадлежит двум государственным российским компаниям: "Роснефти" и ее "дочке" – "Роснефть-Сахалинморнефтегаз". Последняя помимо долевого участия в морском проекте самостоятельно работает на суше. Появилась эта компания на острове задолго до иностранцев и многое успела натворить. Нынешнее поведение иностранных компаний "Эксон" и "Сахалин Энерджи" можно назвать лишь воспроизведением методов работы российских первопроходцев, и, кстати, в несколько смягченном варианте.
      Как говорят очевидцы, нефтяные разработки Северного Сахалина выглядят ужасно. Оборудование совсем обветшало. После дождей нефтеловушки переполняются – и нефть попадает в реки. Очисткой загрязненной почвы и воды, естественно, никто не занимается. Озерца из нефти для северной части острова – не редкость.

Озера из нефти – достопримечательность Сахалина (Фото Владимира Филонова, WWF России). Загружается с сайта «НоГа».

      Местные комитеты экологии всего этого в упор не замечают. Им не до того. После упразднения Госкомэкологии их подчинили Министерству природных ресурсов, а охрана окружающей среды в интересы последнего не входит.
      Местные жители тоже не протестуют: для них нефтепромысел – единственный источник заработка. Один прецедент, правда, был. На всю страну прогремел. Но тут уж человеку некуда было деваться. Работал он в ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", вышел на пенсию, а "благодарная" компания стала качать нефть чуть ли не у него в огороде. В общем, его барак попал в зону нефтепромысла. И пенсионер Выскребенцев добился того, чтобы его с родственниками переселили из этой зоны в нормальную зону проживания, "отвечающую санитарно-техническим нормам". Для этого понадобилось всего ничего. Более пяти лет судебных разбирательств, многочисленные публикации в СМИ, совместная экспедиция на место событий, организованная общественной организацией "Экологическая вахта Сахалина", в которую были приглашены представители "Роснефти-Сахалинморнефтегаза" и съемочная группа НТВ. Только после всего этого нефтяники согласились урегулировать жилищную проблему пенсионера.

      Дурной пример – заразителен. Глядя на вольности своих российских коллег, зарубежные нефтяники перестали пускать на свои танкеры наших инспекторов.
      Правда, у "Сахалин Энерджи", как и у компании "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", судебный прецедент тоже был. По масштабам, конечно, не сравнимый с пятилетней тяжбой пенсионера Выскребенцева. Просто не пустили однажды на платформу рыбинспекцию, вот заместитель начальника сахалинского рыбвода и подал на них в суд. И выиграл. "Сахалин Энерджи" вынуждена была заплатить символический штраф.
      Теперь перед нефтяниками, работающими на сахалинском шельфе, стоит задача перекачки нефти туда, где ее круглый год смогут забирать танкеры, не опасаясь льдов. Для этого "Эксон" (главный акционер проекта "Сахалин-1") решила строить нефтепровод с месторождения Чайво поперек северной части Сахалина и Татарского пролива на материк – в порт Де-Кастри, а "Сахалин Энерджи" (главный акционер проекта "Сахалин-2") будет прокладывать две трубы с севера на юг острова. При этом на севере и та, и другая трассы пройдут по территории с сейсмичностью 9-10 баллов. Будет ли сделано все необходимое для защиты трубопроводов от разрывов при подвижках земной коры?
      Если не будет, то сахалинцы знают, чем это может закончиться: они еще не забыли страшную трагедию Нефтегорска 1995 года. Это было самое сильное землетрясение на территории России. В эпицентре сила толчков достигала 9-11 баллов. В Нефтегорске, которого теперь уже нет на карте, погибли более двух тысяч человек. Кроме того, нефтью были залиты огромные пространства Северного Сахалина. В трубопроводах компании "Сахалинморнефтегаз" было около 200 прорывов.
      Гибель людей предотвратить было почти невозможно, а вот огромный и невосполнимый ущерб природе – прямая вина нефтяников: трубопроводы были просто закопаны в грунт и не рассчитаны на сейсмические потрясения.
      Согласно технико-экономическому обоснованию очередных проектов, не будут на это рассчитаны и новые нефтепроводы.
      Иностранные нефтяники берут пример с наших – минимизировать свои затраты за счет местной природы и безопасности. Не зря же на строительство сахалинских трубопроводов отводится на порядок меньше денег, чем на их западные аналоги. Причем объем нефти, перекачиваемой через северные сейсмоопасные районы, за счет новых трубопроводов увеличится примерно в 13 раз. И ущерб, соответственно, при неминуемой катастрофе тоже увеличится на порядок. Это мало кого беспокоит: основные подрядчики – "Эксон" и "Сахалин Энерджи" зарегистрированы в офшорах, поэтому возмещать ущерб, нанесенный природе, им не придется. Кроме того, от "экологических" платежей их надежно защищает соглашение о разделе продукции (СРП), по которому они работают в России.
      Хотя и СРП, и офшоры можно рассматривать как почти бесполезную подстраховку. Все равно в России не принято возмещать ущерб, нанесенный окружающей среде.
      Компания "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", например, не зарегистрирована в офшоре и не имеет никакого отношения к СРП, однако последствия ее деятельности если где-то и ликвидировались, то не за ее счет, а за счет бюджета. Иначе "Роснефть" давно бы разорилась. А она, наоборот, живет, процветает, обзаводится новыми "дочками", берет кредиты у ЕБРР, строит новые трубопроводы, бурит новые скважины и продолжает загрязнять окружающую среду.
      Единственное, что сделала компания "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" после нефтегорского землетрясения, – выпустила книгу памяти "Нефтегорск: трагедия и боль Сахалина" и открыла новую церковь преподобного Сергия Радонежского, построенную на средства "Роснефти" в память о жертвах трагедии. Что же касается загубленной природы, то за восемь прошедших с тех пор лет не было сделано ровным счетом ничего.
      "Никакого отчета о ликвидации последствий нефтяных разливов на Сахалине не было, – говорит координатор морской программы Российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) Василий Спиридонов. – А в России если не было отчета, значит, не было и ликвидации. Тем более тогда, в 95-м, это вообще никого не волновало. Да и кто будет этим заниматься? "Роснефть"? По собственной инициативе? Чтобы заставить "Роснефть" ликвидировать последствия аварий, нужно было как минимум судебное решение. Естественно, никто на них иск не подавал".
      Это не единичный случай полного ухода компании от ответственности за причиненный ущерб окружающей среде. Для государственной "Роснефти" это – система. Значит ли это, что загрязнение окружающей среды России, несмотря на все заявления, – элемент государственной политики?
      Вот еще один пример методов "Роснефти".
      На границе Ставрополья и Дагестана вели разработку месторождения две ее "дочки" – "Роснефть-Ставропольнефтегаз" и "Роснефть-Дагнефть". Месторождение это не очень богатое, поэтому нефтепровод от него к магистральной трубе вести не стали. Нефть возили от месторождения до Буденновска по железной дороге. Несколько лет назад железнодорожники и нефтяники повздорили – не сошлись в цене за перевозки. В итоге Северо-Кавказская железная дорога прекратила подачу цистерн на месторождение. Добычу нефти пришлось прекратить. Но нужно было куда-то деть уже добытое. "Роснефть", долго не думая, слила "добро" в расположенные поблизости котлованы и покинула злополучный регион, оставив после себя нефтяные озера и бастующих работников нефтепромыслов.

      Что же остается России ждать от иностранных нефтяных компаний?
      Как считает Василий Спиридонов, "иностранные компании ведут себя здесь так именно потому, что российские компании так делают. Прежде всего на нарушения природоохранного законодательства должно реагировать МПР – по каждому случаю они должны писать представления в прокуратуру. Но они этого не делают. Точнее, делают, но весьма избирательно. Ведь претензии можно предъявить к любой нефтедобывающей компании. Но МПР предъявляет не всем. Это связано с не понятной нам игрой. Причем на очень высоком уровне".

Екатерина ИГНАТОВА.
© «
Новая газета», 14.05.03.


Смотрите также:
  • Сахалинский синдром: мертвое море вместо оазиса. В. Федоров, «Кворум», 05.03.
    НАВЕРХ НАВЕРХ

    САХАЛИНСКИЕ ШЕЛЬФОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПОД ПРИЦЕЛОМ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ

    Скандал

          4 сентября в одном из самых авторитетных периодических изданий Запада - «Уолл-стрит Джорнэл» был опубликован четырехстраничный материал Джима Карлтона «Нефтяники толпой устремились на российский остров с хрупкой экологией». В статье достаточно жестко критиковалась деятельность международных консорциумов, занимающихся разработкой нефти на шельфе Сахалина.
          На публикацию откликнулись как сторонники проектов, так и их критики. Завязалась жесткая дискуссия, в которую были вовлечены и другие ведущие западные издания.
          Мы посчитали целесообразным познакомить читателей с мнением, которое сложилось за океаном о нашем регионе и о событиях, происходящих здесь.
          В связи с ограниченностью газетной площади публикуем наиболее яркие материалы.

    ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ ДЖИМА КАРЛТОНА

          «Мы были разочарованы тем, в каком виде была показана компания «Эксон Мобил» в России. Мы верим, что проект «Сахалин 1» - единственный крупнейший проект по иностранным инвестициям и он жизненно необходим для развития и процветания демократической России. Президент Путин говорил о важности этого проекта для России, для ее людей и для отношений с США.
          Как оператор проекта «Сахалин 1» мы вносим ресурсы и технические возможности и все необходимые средства для управления всем комплексом, связанным с добычей в данном месте. «Эксон Мобил» подходит очень серьезно к своим обязательствам.
          Что касается сейсмических исследований, приведенных в вышеуказанной статье, то там представлено ошибочное описание воздушных устройств для генерации звука.
          Более того, мы знаем, что меры, предпринятые нашей компанией, способствовали защите китов во время сейсмических испытаний летом 2001 года и были самыми жесткими в этом плане, чем где-либо в мире. В результате киты продолжают кормиться все нынешнее лето. Сейсмические данные в свою очередь помогают окружающей среде, благодаря получаемой информации удается в значительной мере уменьшить зону буровых работ.
          Скважины, расположенные на берегу, будут пробурены в морском дне за много миль, чтобы достичь пластов с нефтью и газом. Эти передовые технологии, кстати, привезенные «ЭМ», дадут большую выгоду проекту. Реальный успех будет оценен прибылью, которая прольется на всех участников проекта «Сахалин 1», а также выразится в заботе о безопасности людей, окружающей среды и проблемах общества.
          Рабочие «ЭМ» готовы ко всем изменениям, так как мы стремимся добывать этот очень необходимый источник энергии, используя все необходимые меры для защиты.

    Р.ТИЛЛЕРСОН.
    Вице-президент «Эксон Мобил». Техас.


          Дорогой мистер НОРЛЕН!
          Пишу от имени «Сахалинской энергии» в связи с вашим письмом, опубликованным в сегодняшнем номере «Уолл-стрит Джорнэл». Мне хочется откорректировать некоторые факты и предположения, приведенные вами, тем более, что некоторые погрешности вызвали у нас удивление.
          Мы согласны, что статья в «Уолл-стрит Джорнэл» представляет тревожную картину, связанную с проведением буровых работ на шельфе Сахалина. Но мы и не оспариваем, что эти работы связаны с риском, тем не менее не согласны с утверждением, что нефтяные компании, и «Шелл» в том числе, используют более слабые стандарты по защите окружающей среды, чем те, которые применяются в международных договорах и в США.

    СТАНДАРТЫ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

          Русские стандарты защиты окружающей среды фактически более строгие, чем те, которые используются в мировой нефтяной промышленности, например, в Северном море. И вам это должно быть хорошо известно. Позвольте также заметить, что «Сахалинская энергия» выполняет все требования России, и у нас есть запись проверки (включая независимую проверку), чтобы доказать это. Если вы хотите увидеть эти записи сами, дайте мне знать, и мы назначим встречу во время следующего вашего визита на Сахалин (я допускаю, что вы в курсе дел и знаете реальное положение дел на Сахалине). Для сравнения стандартов Сахалина и Аляски, пожалуйста, материал Дениса Серстона из US MMS, подколотый к этому письму.
          Более того, «Сахалинская энергия» как оператор данного проекта, а не «Шелл», работает со всемирным банком окружающей среды по пунктам, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА

          Мнение счетной палаты России по поводу прибыли от проекта «Сахалин 2», которое вы приводите, интересное, но, к сожалению, неправильное. Вот факты. Прибыль, уже полученная российской стороной от проекта «Сахалин 2» (на конец 2001 года), включает:
          45 миллионов долларов - роялти (плата за ресурсы),
          100 миллионов долларов - фонду развития Сахалина,
          30 миллионов долларов - бонусы,
          36 миллионов долларов - оплата исследований, проведенных ранее,
          21 миллион долларов - налоги (в том числе налог на зарплату),
          1 миллион долларов - дотации на общественные программы,
          0,8 миллиона долларов - гранты на геофизические исследования.

          Для вашей информации, если взять за базовую цену 20 долларов за баррель нефти, прямой доход российской стороны (плата за ресурсы, налоги и т.д.) в ходе второй фазы нашего проекта составит 49 миллиардов долларов.
          Я не буду заострять внимание на «до сего времени оживленных рыбных промыслах», разве только напомню, что нет никакой связи между выбросами нефтяной промышленности на шельфе и спадом в рыболовной промышленности. «Сахалинская энергия», кстати, имеет хорошие связи с местными рыбаками, мы регулярно встречаемся, и любое их беспокойство находит свое место в нашем проекте.
          Поскольку общественное мнение по проекту обеспокоено, «Сахалинская энергия» реализует исчерпывающую программу общественных консультаций, в ходе которых подробно рассказывает о своей деятельности. Эта программа будет значительно расширена во второй фазе проекта. Мы знаем, что некоторые люди выражают беспокойство о состоянии окружающей среды, и общественное мнение по этому вопросу очень важно, поэтому заверяем, что на любое негативное воздействие будет найдено решение. Мы верим, что проект окажет позитивное влияние на регион, будет увеличена занятость населения, причем как непосредственно в проекте, так и косвенно.
          Во время общественных слушаний мы почувствовали повышенный интерес к проекту. Сахалинское общество отчаянно желает развития, социальных и экономических выгод. Сахалинцы не против прогресса, они поддерживают его и хотят быть его частью. Поэтому мы продолжаем делать все для того, чтобы местное население получило максимальную прибыль от проекта.
          Ваши (возможно) риторические вопросы о качестве финансирования проектов лучше направить в заинтересованные инстанции. И все же мне бы хотелось увидеть доказательства ваших утверждений о том, что проект противоречит международным стандартам защиты окружающей среды, что он «вреден», «сомнителен» и что это «катастрофа». На наш взгляд, такие бездоказательные утверждения вредны не только для компании, ее акционеров и кредиторов, но русским специалистам, которые наблюдают за нашим проектом и за нашими действиями по защите окружающей среды. Более того, такие утверждения наносят вред жителям Сахалина, чьи интересы вы вызвались представлять, но чьих интересов в глубине души не имеете. В этой связи интересно узнать, насколько легитимно калифорнийская неправительственная организация может представлять интересы Сахалина перед третьей стороной.
          В конце замечу: дискуссия, вызванная статьей Джима Карлтона в «Уолл-стрит Джорнэл», привлекла внимание самых разных людей. Надеюсь, что вы не будете против широкой публикации нашего письма, в котором мы постарались исправить некоторые погрешности.

    С уважением,
    Джейн АППЕРТОН,
    менеджер отдела внешних связей компании «Сахалинская энергия» (Фаза 2).


    УГРОЖАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УЯЗВИМОМУ РОССИЙСКОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ

    «Нью-Йорк Таймc». Колонка редактора.

          Некогда место ссылки царских заключенных и мрачного вдохновения Чехова - остров Сахалин - на российском Дальнем Востоке позднее прославился своими чистыми прибрежными водами, богатыми крабом, сельдью и навагой. Сегодня он оказался в центре борьбы, развернувшейся вокруг проектов многонациональных компаний, собирающихся вести добычу нефти и газа у побережий, столь же экологически уязвимых, как и берега Аляски. В недавнем расследовании, проведенном «Уолл Стрит Джорнал», показано, что международные нефтегазовые консорциумы - включая «Эксон Мобил» и группу «Ройял Датч Шелл» - подошли к Сахалину без тех необходимых природоохранных предосторожностей, которые потребовались бы от них в Америке. Но если в проведении поисково-разведочных работ и добычи нефти на российских побережьях позволен двойной стандарт, то это послужит плохую службу России, биосфере да и самой нефтегазовой промышленности.
          Природа России все еще страдает от советской политики индустриализма, разграбившей и истощившей природные ресурсы способами, уже давно не использующимися на Западе. В России есть люди, пытающиеся мобилизовать силы для защиты таких уникальных районов, как северная часть Сахалина. Но западные нефтяные компании обещают деньги, современные технологии и рабочие места. Как подробно рассказывается в расследовании, компании производят свои взрывные работы слишком близко к местам нагула исчезающей охотско-корейской популяции серых китов, а, кроме того, планируют транспортировать нефть в зимний период ледостава в проливе, то есть тогда, когда возможный разлив нефти будет сложнее всего сдержать и ликвидировать. Одной из компаний, кроме того, разрешено сбрасывать буровые отходы в океанические мелководья, а не закачивать их обратно под землю, как требуется на большей части аляскинских побережий.
          Компании отрицают обвинения журнала, заявляя, что Аляска и Сахалин имеют разные типы берегов, и в связи с этим возникают разные проблемы. Они также настаивают на том, что собираются следовать самым высоким экологическим стандартам, принятым в мировой практике. Их операции определенно чище, чем на российских нефтяных вышках, однако международные компании и природоохранные организации все еще осторожно кружат вокруг друг друга, надеясь прийти к соглашению, которое бы содействовало оптимальному и экологически неистощимому освоению ресурсов. Если западные нефтяные компании, остановленные на Аляске, считают Россию «дешевой женщиной», они должны быть осторожны и не портить это удаленное место. Потому что это может вызвать нарушения среды далеко за пределами Сахалина.


    КОМПАНИЯ «САХАЛИНСКАЯ ЭНЕРГИЯ» НАМЕРЕНА СОБЛЮДАТЬ СТАНДАРТЫ

    В «Уолл Стрит Джорнел».

          Компания «Сахалинская энергия» и ее акционеры ведут дела далеко не таким образом, как это указано в вашей статье о развитии проекта «Сахалин 2» в России, опубликованной 4 сентября.
          «Сахалинская энергия» имеет перед собой обязательства обеспечить весь комплекс работ по проекту, включая проектирование и эксплуатацию, в соответствии с самыми высокими стандартами и свести до минимума любое отрицательное воздействие на окружающую среду. При выполнении работ этапа I проекта «Сахалин 2» мы обеспечили строгое соответствие стандартам и будем улучшать достижения в ходе этапа II.
          Вопреки заявлениям, приведенным в статье, российские экологические стандарты входят в разряд самых строгих в мире, а «Сахалинская энергия» стремится обеспечить показатели, соответствующие данным стандартам или превышающие их.
          В отношении сбросов в морскую среду замечу, что буровые растворы и шлам закачиваются в пласт всегда, когда это является возможным. Не существует никаких доказательств того, что деятельность компании имела вредное воздействие на рыбные ресурсы или другие морские организмы, включая серых китов. Мы не согласны с заявлениями о том, что наши планы ликвидации нефтеразливов не отвечают требованиям, а соответствующее оборудование не может быть своевременно мобилизовано. В маловероятном случае нефтеразлива данное оборудование может быть в кратчайшие сроки доставлено на вертолете. В течение сезона добычи в районе морских сооружений «Сахалинской энергии» на постоянной основе дежурит специальное судно для ликвидации нефтеразливов.
          Согласно расчетам, прямая прибыль от проекта «Сахалин 2» для Российской Федерации составит более 49 миллиардов долларов, кроме того, проект предоставит многие другие выгоды для жителей Сахалина и России. Важное значение имеет то, что данные выгоды будут обеспечиваться при соблюдении самых высоких международных стандартов.

    Стив МАКВЕЙ.
    Главный исполнительный директор компании «Сахалинская энергия».
    Южно-Сахалинск. Россия.

    © «Свободный Сахалин», № 43(773), 24.10.02.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    НЕФТЯНИКИ ТОЛПОЙ УСТРЕМЛЯЮТСЯ НА РОССИЙСКИЙ ОСТРОВ С ХРУПКОЙ ЭКОЛОГИЕЙ

    Встречая на Аляске сопротивление,
    нефтяные компании находят, что российские законы не столь строги

          Остров Сахалин давно славился в России своими лососевыми реками и морскими мелководьями, полными трески, крабов и сельди – щедрый подарок для рыбаков и серых китов, популяция которых находится на грани исчезновения.
          Теперь он, похоже, становится более известным из-за своей нефти.

          Два многонациональных консорциума ведут разведочное бурение и возводят нефтяные вышки у побережья о.Сахалин, осуществляя первые проекты такого рода, получившие одобрение Москвы. Разрабатываются планы строительства нефте- и газопроводов протяженностью в сотни миль. Так как защитники окружающей среды заблокировали план президента США Джорджа Буша-младшего начать добычу нефти на Аляске, на территории Арктического национального заповедника, этот лежащий по другую сторону Тихого океана остров стал тем более ценным для нефтяников, которые пытаются удовлетворить мировые потребности в энергоресурсах.
          Природные ресурсы о.Сахалин не защищены такими же строгими правилами в отношении охраны окружающей среды, какие действуют применительно к бурению скважин в США. В этом заключается глобальная сделка: как только защитники окружающей среды намереваются защитить от нефтедобычи один уголок планеты, буровые вышки внезапно вырастают на другом экологически чувствительном месте.
          На Сахалине консорциумы, которые возглавляют корпорация «Эксон Мобил» и группа «Ройял Датч/Шелл», начали работы по оцениваемому в 22 млрд. долл. США проекту строительства объектов для добычи нефти и природного газа, который соперничает с некоторыми из крупнейших проектов подобного рода, осуществляемых в Северной Америке. Поскольку нынешней весной конгресс США запретил бурение в заповеднике на Аляске, консорциум во главе с акционерной компанией «Бритиш Петролеум» (BP) со штаб-квартирой в Лондоне тоже получил лицензию на геологоразведку, чтобы присоединиться к первым двум консорциумам, начавшим работы на Сахалине. Все три проекта обещают стать крупнейшими для местной и общенациональной российской экономики, суля огромную прибыль и следование высочайшим экологическим стандартам.
          По оценкам нефтяных компаний, под шельфовыми водами Сахалина лежит до 13 миллиардов баррелей нефти. Это сравнимо со всеми нефтяными запасами США, составляющими около 22 миллиарда баррелей.

          Проекты уже начаты, и заметно, что компании уже не следуют многим из тех природоохранных мер, которые являются нормами в США.
          Например, консорциум, возглавляемый компанией «Эксон Мобил», разрешил проведение сейсмоакустической съемки на 2,5-мильном участке обитания охотско-корейской (западно-тихоокеанской) популяции исчезающих серых китов, хотя на Аляске вдоль миграционных путей и мест нагула китов обычно устанавливается 12-мильная буферная зона. Консорциум планирует круглогодичную добычу и транспортировку нефти через Татарский пролив, который характеризуется сложной ледовой обстановкой. На Аляске, в отличие от этого, в период осложнения ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане операции по транспортировке нефти сокращаются, потому что нефтяная индустрия не сумела пройти тест на очистку разлившейся нефти в ледовых условиях.
          Консорциум во главе с «Шелл» сбрасывал токсичные буровые отходы в мелководный океан рядом с Сахалином после того, как профинансированное нефтяной отраслью исследование убедило российское правительство изменить свои правила, чтобы сделать эти сбросы законными. На значительной части Аляски подобные сбросы запрещены в интересах защиты морских обитателей.

          Что касается своевременного реагирования на разливы нефти, то ближайшее оборудование по очистке нефти и рабочая сила у компании «Шелл» находятся примерно в 50 милях от нефтяных месторождений – слишком далеко, чтобы соответствовать требованиям большинства развитых стран.
          Система реагирования на разливы компании «Эксон Мобил» базируется на такой же неудобной схеме. Ни одна из групп до сих пор не представила никаких планов по охране лососевых ресурсов от утечек нефти с нефтепроводов, как это требовалось бы в США.
          Даже глава сахалинского департамента, отвечающего за развитие нефтегазовой отрасли, Галина Павлова, говорит, что ее заботит, что остров не готов к возможным катастрофическим разливам нефти. Хотя она и некоторые другие местные чиновники высказывают некоторые возражения, им не удалось оспорить решение властей в Москве относительно расширения масштабов добычи нефти и газа на Сахалине. «Я думаю, что этот проект неизбежно будет реализован», – говорит г-жа Павлова.
          Первый этап проекта консорциума во главе с «Шелл» уже осуществляется с разрешения властей. С 1999 года действует нефтедобывающая платформа на месторождении, которое, согласно оценке, содержит до 1 млрд. баррелей нефти. Компания «Эксон Мобил» получила свое первое важное разрешение от Москвы в июле.

          В качестве доказательств того, что они способны сохранить субарктические экосистемы от нарушений, нефтяные компании ссылаются на опыт работ своей отрасли в Аляске и на Северном море. Они отказываются участвовать в любой полемике по поводу того, что на Сахалине или где-либо еще они следуют более низким стандартам.
          Представитель компании «Шелл» Майк Мак-Гэрри говорит, что группа собирается свято выполнять российские или международные стандарты, выбирая «те, что строже», и называет российские правила «одними из самых строгих и сложных в мире». «Шелл» заявляет, что их предприятие ведет операции по таким технологиям, которые значительно совершеннее тех, что используются на практике российскими нефтедобывающими компаниями.

    Тома отчетов

          Чиновники из «Эксон Мобил» говорят, что составили 9 томов отчетов, посвященных тому воздействию, какое потенциально окажет на Сахалин их проект. Эти отчеты подготовлены как часть Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), требующейся по российскому законодательству. «Дело здесь заключается в том, что правительство хочет вести освоение этих ресурсов ответственно, – заявил Гари Вейдман, регуляторный менеджер «Эксон Мобил» на Сахалине. – Мы обещаем делать именно это». Однако критики утверждают, что в отчетах нет необходимых подробностей о том, как именно будут защищены рыбные запасы и какие меры будут приняты для предотвращения разлива нефти. Компания заявляет, что эти подробности будут ею представлены в свое время.
          Представители «Шелл» добавляют, что некоторые сравнения с Аляской несправедливы. Они заявляют, например, что любой разлив на шельфе в Охотском море скорее всего не затронет Сахалин, так как нефть будет уноситься течениями. Это даст очистным бригадам больше времени, чем в закрытых лагунах и бухтах – таких как аляскинский залив Принца Уильяма. При этом они приводят ссылки на катастрофический разлив 1989 года из танкера «Эксон Валдиз», приведший к ужесточению нефтяного законодательства в США.
          Чиновники из Москвы, ответственные за надзор над сахалинскими нефтяными проектами, отказались прокомментировать замечания к ОВОС, несмотря на неоднократные к ним обращения.

    Шанс для повышения стандартов

          Экологи смотрят на Сахалинские проекты как на пример, с помощью которого можно Заставить многонациональные энергетические компании следовать более строгим природоохранным стандартам даже в развивающихся странах.
          Например, компания «Freeport-McMoRan Copper & Gold Inc.» в Индонезии продолжает сбрасывать отходы своего огромного медно-золотого рудника в долину реки ниже по течению. Такая практика, вероятно, не была бы разрешена в США, хотя компания утверждает, что сообщения об ущербе преувеличены.
          Другой пример – с корпорацией «Шеврон-Тексако», которая критикуется активистами за то, что она нарушила свое обещание очистить сотни открытых шахт с нефтяными отходами, оставшихся в Эквадоре после добычи, проведенной группой партнерских компаний, включавшей и «Тексако». «Шеврон-Тексако» утверждает, что «Тексако» провел очистных работ на 40 миллионов долларов, снимая все экологические проблемы, оставленные в Эквадоре, и что местное правительство приняло и одобрило эти работы.

          Россия как неарабская нефтедобывающая страна с разведанными запасами 49 млрд. баррелей стала популярной альтернативой главным ближневосточным источникам снабжения Америки нефтью, особенно после 11 сентября. Президент Буш-младший в своей национальной энергетической политике назвал российскую нефть «стратегически важной» для Соединенных Штатов. Он и российский президент Владимир Путин на своем саммите в Москве в мае одобрили предложенный проект «Сахалин-1» стоимостью 12 млрд. долл. США как модель экономического сотрудничества.
          Проект «Сахалин-1», начатый в 1996 году группой «Эксон Мобил», состоит из освоения трех главных месторождений на шельфе 589-мильного северо-восточного побережья острова. После окончательного утверждения, его нефть потечет на запад по трубопроводу в терминал, расположенный на российском материке примерно в 50 милях от месторождений, в терминале же она будет грузиться в танкеры и затем перевозиться на рынки сбыта.
          Следующий проект – «Сахалин-2», стоимостью 10 миллиардов долларов, – был запущен в 1994 году (до проекта «Сахалин-1») консорциумом, теперь возглавляемым компанией «Шелл». Планируются два 400-мильных транс-сахалинских трубопровода, которые будут перекачивать нефть и газ с месторождений к перерабатывающим заводам на юге оконечности острова, где проживает большая часть 700-тысячного населения Сахалина.

    Ликующие островитяне

          Когда десятилетие назад московские чиновники объявили, что Россия предложит иностранным компаниям лицензии на бурение нефтегазовых скважин в шельфовой зоне Сахалина, жители этого острова возликовали. Их средний годовой доход был равен примерно 200 долл. США.
          «Эксон Мобил» и «Шелл» говорят, что их предприятия выделили в совокупности 1,7 млрд. долл. США на контракты с российскими компаниями; значительная часть этих контрактов уже осуществляется, а каждый из них обеспечивает работой тысячи местных жителей. «Эксон Мобил» также обещает увеличить поступления в казну от налогов с 250 млн. до 1 млрд. долл. США в год. Консорциум во главе с «Шелл» проектирует, что за полувековой срок существования своего проекта выплатит налогов на сумму примерно 50 млрд. долл. США.
          Путь нефтяным компаниям уже был расчищен и облегчен Москвой и ее представителями на Сахалине. В 2001 году Госкомитет по рыболовству РФ после проведения исследования (профинансированного нефтяными компаниями и доказавшего, что богатые нефтью районы не так ценны в рыболовном отношении, как ранее считалось), аннулировал свои правила по охране рыбных запасов в зонах проведения буровых работ на шельфе северо-восточного побережья Сахалина.
          Понизив рыбохозяйственную значимость района, СахНИРО, проводивший исследования, открыл путь нефтяным компаниям для сброса буровых отходов в местные воды. Ранее такая практика в этих водах считалась незаконной, так как такие отходы содержат шлам с загрязняющими веществами, ядовитыми для рыб. Такая охрана существует на большей части аляскинского побережья, где от нефтедобывающих компаний требуют проводить обратную закачку отходов в подземные пласты, что весьма дорогостояще.
          Чиновники Государственного комитета по природным ресурсам на Сахалине говорят, что согласились с результатами данного исследования, потому что никаких других исследований не проводилось. «Этот значило, что данную работу невозможно было не одобрить», – говорит Наталья Онищенко, глава департамента по охране окружающей среды в сахалинской столице Южно-Сахалинск.
          Однако работа получила критические замечания от других российских ученых и представителей государственных служб, заявивших, что результаты не отражают всей реальной картины. Например, проведенное исследование затрагивало только сам район буровых работ. Популяции же лососей, проходящие через тот же район при своих миграциях и столь же ценные в экономическом отношении, были исключены из исследования. Кроме того, анализу были подвергнуты только те рыбные запасы, что находятся непосредственно над месторождениями, а оставшаяся часть прибрежных экосистем была проигнорирована.

    Объективное мнение?

          «Я не верю, что мы можем получить объективное мнение от ученых, финансово зависящих от компаний», – сказал Сергей Бутырин, руководитель инспекции рыбоохраны на северном Сахалине, хотя его ведомство все равно утвердило изменения. Исследовательский же институт, отстаивающий свои результаты, оправдывается тем, что деньги для исследований есть только у нефтяных компаний.
          Верховный суд в Москве, выступающий от имени организации «Экологическая вахта Сахалина», признал, что сбросы буровых отходов могут нанести ущерб жизни моря и оказаться пагубными для его обитателей, и запретил сброс буровых отходов компанией «Эксон Мобил» по проекту «Сахалин-1». Однако это решение суда не затронуло аналогичные сбросы компании «Шелл» по «Сахалину-2», как сообщил Дмитрий Лисицын, руководитель «Экологической вахты Сахалина», потому что «Шелл» заключило перед этим соглашение с правительством.
          Компания «Шелл» заявила, что ее отходы содержат слишком мало токсических веществ, чтобы оказывать на жизнь моря какое-то воздействие, и в любом случае закачиваются где это возможно обратно в пласт, дабы избежать сброса в море.
          Многие ученые и сахалинские рыбаки утверждают, что «Шелл» недооценивает опасность. В 1999 году, в первый год коммерческой нефтедобычи, на местные пляжи, по свидетельству рыбаков, тысячами выбрасывало мертвую сельдь, а запасы наваги резко сократились. Представители нефтяных компаний заявили, что сокращение этих популяций возможно было вызвано перепромыслом, а катастрофа с сельдью могла быть вызвана и другими факторами, например, болезнью.

          Активисты не смогли остановить «Эксон Мобил» от проведения сейсмоакустической съемки в районе нагула охотско-корейской популяции серых китов, даже после того, как добились от Москвы согласия принять меры.
          Американские и российские ученые отметили, что многие из особей в этой популяции китов, насчитывающей менее 100 голов, после начала буровых работ в 1999 году стали необычно худыми, истощенными. Акватория у северо-восточного сахалинского побережья – это главные места нагула этого вида, поэтому ученые выдвигают среди гипотез и ту, что потеря веса могла быть вызвана шумом с буровых платформ, заставившего китов уйти с нагульных пастбищ.
          Прошлым летом Международная китобойная комиссия просила консорциум отложить взрывы до начала зимней миграции китов в Южно-Китайское море. Российское Министерство природных ресурсов в телеграмме своим представителям на Сахалине приказало остановить проведение взрывных работ. Но те предпочли не выполнить приказа Москвы и отказались отзывать лицензию «Эксон Мобил» на производство сейсморабот.

    Меры по смягчению воздействия нефтедобычи

          Тем временем компания согласилась потратить 2,5 миллиона долларов на проведение мер по смягчению воздействия своих работ на китов. В том числе планировалось проведение 130 разведочных полетов для обследования состояния популяции китов и сокращение планового уровня громкости шумов на 2%. Компания обещала также вести сейсморазведку как минимум в 2,5 милях от местонахождения китов.
          «Эксон Мобил» говорит, что в ходе слежения за китами с воздуха никаких отклонений в их поведении выявлено не было. Однако группа российских и американских ученых, изучающих китов путем регулярного наблюдения за ними с берегового маяка, сообщает, что они отметили 32 китов, которые бежали из района пастбища в менее шумные воды. Ученые говорят, что киты возвратились только после прекращения сейсмических взрывов.

          Согласно плану транспортировки нефти компании «Эксон Мобил», добытая нефть после того, как ее доставят по нефтепроводу на один из терминалов на континентальной части России, будет закачиваться в танкеры, а затем круглогодично переправляться через Татарский пролив в Японию и в другие пункты назначения. В марте, по требованию властей Сахалина, компания отправила пустой танкер через замерзший пролив, чтобы определить, может ли он безопасно пройти его. Судно преодолело ледовые поля почти без проблем. Официальные лица Сахалина и местные рыбаки считают, что этот опытный проход танкера не дал убедительного результата, потому что ледовая обстановка во время прохода была необычайно мягкой, и лед был вполовину меньше своей обычной толщины в зимний период. Однако официальные лица не потребовали повторения эксперимента.
          Как выяснил для себя штат Аляска, разливы нефти среди ледовых полей ликвидировать трудно, если не невозможно. Два года назад этот штат США принудил нефтяную отрасль провести серию испытаний по очистке вод от нефтяных пятен в условиях наличия битого льда. Компаниям не удалась ни одна операция по очистке. В результате нефтедобывающие компании на Северном Склоне Аляски согласились ограничить операции бурения теми сроками, когда лед не ломается. Сырая нефть с Северного Склона вместо того, чтобы доставляться танкерами через забитое льдами море, транспортируется по Трансаляскинскому нефтепроводу в незамерзающий порт.
          Система борьбы с разливами нефти, уже развернутая компанией «Шелл» в рамках проекта «Сахалин-2» – которая должна будет использоваться также в проекте «Сахалин-1» – полагается главным образом на оборудование для очистки, которое складировано в глубине острова. Это оборудование находится в поселке Ноглики, на севере острова, примерно в 50 милях от шельфовых месторождений, который отделен от побережья примерно 30 милями зачастую непроходимых грунтовых дорог. Другой склад оборудования для очистки разлившейся в море нефти находится также на острове, в городе Корсаков, в сотнях миль к югу от нефтяных месторождений. Он предназначается для борьбы с разливами, которые станут дрейфовать к югу, в направлении расположенной поблизости Японии.
          Когда по недавней просьбе экологов для совершения инспекционной поездки прибыла группа экологов из США и Великобритании, они отметили значительные упущения в схеме реагирования. Например, как рассказал один из участников Девид Гордон – сотрудник организации «Тихоокеанский центр защиты окружающей среды», базирующейся в Окланде (Калифорния) и помогающей российским экологам, рабочим в Корсакове понадобилось около 30 минут только для того, чтобы найти ключ от склада, где лежит необходимое оборудование.
          Официальные представители компании «Шелл» заявляют, что система нуждается в усовершенствовании, но называют ее достаточной. В Канаде, Норвегии и Великобритании подобные системы защиты являются куда более всеохватывающими. На Шетландских островах у побережья Шотландии, к примеру, оборудование для борьбы с разливами нефти складировано прямо на терминале, где разгружаются танкеры, доставляющие нефть из Северного моря. На Аляске чиновники штата и федеральные чиновники приказали нефтяной отрасли развернуть мощную систему борьбы с разливами нефти для использования в проливе Принца Уильяма, которая включает баржи, наполненные специальным оборудованием, и располагающиеся вдоль всего водного маршрута.

          Сахалинские власти признают, что их система не настолько тщательно продумана, как аляскинская, отчасти потому, что разработка нефтяных месторождений иностранными компаниями здесь еще является новинкой. «Но мы еще в самом начале дали им «добро» на осуществление их проекта, – вспоминает г-жа Павлова из сахалинского нефтегазового агентства, – потому что они были нам нужны».

    Джим Карлтон,
    Собственный корреспондент «
    THE WALL STREET JOURNAL»
    НОГЛИКИ (Россия).

    4 сентября 2002 года.

          Посылайте комментарии и вопросы Джиму Карлтону на jim.carlton@wsj.com

    © Бюллетень «Нефть и Море». № 35, 12.09.02.
    Экологическая вахта Сахалина, Южно-Сахалинск.


    Смотрите также:

  • О ходе судебного дела в защиту серых китов.
  • Материалы расследования по факту массовой гибели сельди тихоокеанской в заливе Пильтун в июне 1999 года.
  • Защитить родные берега.
  • Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы материалов «Проект «Сахалин-1» – Стадия 1 Обустройства и добычи. Оценка воздействия на окружающую среду» компании «Эксон Нефтегаз Лимитед".
  • Материалы общественных слушаний по проекту «Сахалин-2».
  • Комментарии и предложения общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» по реализации Второго этапа проекта «Сахалин-2», подготовленные в рамках программы консультаций с общественностью по вопросам оценки воздействия на окружающую среду комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.».
    НАВЕРХ I — КАРТА САЙТА — II ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
    /sh/w/s05.htm
    Реклама:
    Hosted by uCoz