НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Чего не люблю – того не люблю: переобуваться и переодеваться в целях соблюдения техники безопасности. На сей раз нам предложили только лишь сменить обувь – и комфортные босоножки с сожалением остались в стороне, а на ноги водрузились длинные резиновые сапоги на свинцовом ходу. При этом, естественно, защитные очки и каска дополнили внешний облик журналиста. И уже минуты через две понимаешь: все это в самом деле не что иное, как элементарные меры безопасности. И забываешь об этом временном «прикиде» тоже уже через две минуты – высота инженерных сооружений, именуемых в дальнейшем модулями, и размеры плавдока «Зея» впечатляют так, что на некоторое время просто привораживают к себе. Не знаю как кого, а меня так просто по-детски восхищают технические творения рук человеческих – совершенные и величественные с виду, больше двадцати метров в .высоту и около 1200 тонн общим весом.
Собственно говоря, такими я их увидела еще в конце октября прошлого года. Тогда большая группа специалистов «Сахалинской энергии» и «акул пера» чартерным рейсом отправилась в Комсомольск-на-Амуре, где на судостроительном заводе были завершены работы по изготовлению модулей, предназначенных для производственно-добывающего комплекса «Витязь». В свою первую поездку мы увидели их еще в стапельном цехе. Заводчане за сходство с ракетой окрестили модуль заводнения «СС-20», что вполне понятно, как заметил один из моих коллег, завод-то долгое время работал на «оборонку». А предназначено это инженерное сооружение для вполне мирных целей: поддержания пластового давления с тем, чтобы увеличить нефтеотдачу.
Сейчас компания уже открыла свой пятый добычный сезон. В нынешнем году плановый показатель добычи нефти составит 9,7 млн. баррелей, что несколько ниже, чем в прошлые годы. И это обстоятельство связано с естественным падением давления в пластовом коллекторе. Как я уже говорила, запуск модуля заводнения решает эту проблему. К тому же на «Моликпаке» ощущается нехватка электроэнергии, и газогенераторный модуль мощностью 5,2 мегаватта здесь просто необходим. Еще одна немаловажная деталь – все это оборудование будет работать на дешевом попутном газе.
И вот сейчас, когда со стапелей модули сошли на плавдок «Зея», участникам нынешней, майской поездки в популярной форме об их дальнейшей судьбе повествует руководитель проекта Брюс Литтерман. Перед ним карты и схемы и доска, на которой он отмечает мили и дни транспортировки модулей по Амуру и дальше.
– Что касается транспортного дока «Зея», – информирует нас Брюс, – то мы считаем, что он полностью отвечает современным техническим требованиям. Построен док очень качественно, все системы исправны и сделаны грамотно, буксиры тоже в полной готовности, внешний вид дока нас вполне удовлетворяет. «Зея», конечно, выполняла и раньше сложные работы по транспортировке, так что предстоящая операция ей вполне по силам, для нее это в общем-то обычная работа. Но есть и определенные трудности, связаны они прежде всего с тем, что Амур для судоходства не так уж прост: перекаты, мели создают лишние хлопоты, но будем надеяться на то, что все пройдет хорошо, ибо мы готовились к транспортировке модулей серьезно и ответственно. Хотя уровень воды в Амуре все же вызывает озабоченность.
– У нас недавно было совещание с отделом транспорта судоходства на Амуре, где специалисты подтвердили, что воды все-таки достаточно для прохождения грузов. Капитан «Зеи» проехал на машине вниз по Амуру и посмотрел узкие места, те, где есть перекаты и уровень воды понижен, и заверил, что предмета для беспокойства нет – док пройдет. Составлена карта перекатов, все они отмечены на атласе, так что сюрпризов быть не должно.
Наблюдатель со стороны «Сахалинской энергии», как здесь все его называют, капитан Клиф (что в переводе – утес, скала) подчеркнул, что весь маршрут расписан до мелочей. Транспортный караван будет двигаться только днем. Пять дней отводится на переход в Николаевск, а уже через устье Амура суда направятся в Татарский пролив. Затем речные буксиры «Василий Блюхер» и «Нефтегаз-22» заменят на морские (на это уйдет еще один день), а потом прямым ходом на Корсаков. Мы ожидаем, что это займет 10 дней, т.е. предстоит за это время пройти 650 морских миль. И в Корсакове мы планируем быть где-то 11 июня.
Замечу, опережая события, сделано это было в очень сжатые, просто рекордные, сроки, и в Корсакове «Зея» встала на рейд раньше намеченной даты дней так эдак на восемь, как не девять. Ну а пока – скользкая палуба «Зеи» и короткие интервью тех, кто непосредственно участвует с российской стороны в международных проектах. Интересуюсь у одного из специалистов завода, насколько сейчас труден для судоходства Амур. Он подтверждает, что малая вода и узкий фарватер потребуют от судоводителей настоящего мастерства, опыта и знания дела. Правда, сама «Зея» видала на своем веку немало, на ней перемещались грузы до десяти тысяч тонн.
По секрету я узнала, хотя какой уж тут секрет, что на «Зее» доставлялись подводные лодки. Куда и откуда, наверное, промолчим, но тот факт, что Амурский судостроительный создавался на Дальнем Востоке для поддержания обороноспособности страны и обеспечения боевыми кораблями Тихоокеанского флота, известен всем. И атомные подводные лодки, в том числе дизель-электрическая, – лучшие в мире корабли своего класса. Так что заказ по строительству модулей не был для заводчан чем-то из ряда вон выходящим, но все же...
– Для нас это и престиж, и наука, – говорит мне заместитель генерального директора АСЗ по маркетингу Алексей Конкин. – На начальной стадии были проблемы и с проектированием, применялись те стандарты, которые мы раньше не использовали, но гладко ничего не бывает. Западные строители судоверфей работают не так, как наши, российские, они получают документацию в ином формате. Мы дорабатывали детали, т.к. была техническая нестыковка.
– А технические решения? Были, наверное, какие-то новшества, вами применяемые? Вы больше коммерсант, но, думаю, заказ всех втянул в свою орбиту...
– Да. Вот, допустим, диэратор – сосуд под давлением. Уже давно на Амурском заводе таких изделий не изготавливали, требования по сварке, по сборке были жесткими, «донышки» очень серьезного размера, монтаж оборудования, изоляция, материалы для нас новые, те, что приняты в нефтегазовой отрасли, приходилось все осваивать на месте. Что касается сварочных работ, то потребовались электроды, которые выдерживают температуру минус сорок, опять же это не наши привычные параметры. Пришлось использовать японские электроды. Сами понимаете, новые материалы – это новые технологии. И самое главное – мы научились работать с заказчиком.
На начальном этапе аттестовали всех своих основных рабочих. Процесс был организован так, чтобы при этом присутствовали инспектора «Сахалинской энергии», они видели, что к работам будут допущены только сертифицированные специалисты. При этом мы продемонстрировали все свои технологии, которые собирались применять при строительстве модулей, что заказчика удовлетворило. И потом в процессе изготовления инспектора принимали поэтапно каждый объем выполненных работ, подписывали документы, подтверждающие качество. И на финальной стадии, когда шли испытания всех систем и узлов, дополнительно приехали специалисты, представляющие компанию «Сахалинская энергия», и работали вместе с нами.
Между прочим заказ на энергетический модуль заводчане получили позже, чем на модуль заводнения, тогда, когда зарубежный партнер оценил технические и профессиональные возможности коллектива. Правда, коммерческое предложение АСЗ было принято после проведения тендера, оно оказалось хорошо продуманным и серьезным. Так что науку побеждать заводчане начали постигать еще тогда, когда выполнили работы по своему первому контракту с «Сахалинской энергией», изготовили ледостойкое основание под стационарную нефтедобывающую платформу «Моликпак». И перефраз «Заказ сделан. Да здравствует заказ!» стал их неписаным правилом.
– К этому дню, – говорит генеральный директор ОАО «Амурский судостроительный завод» Н.Повзык – мы шли два года. В это же время в 2001 году мы подписали со Стивом Маквеем официальный документ, в августе начали получать первые чертежи, и дальше пошла работа. Первоначально было много проблемных моментов, связанных и с проектированием, и со снабжением, и с началом строительства. Но в течение трех-четырех месяцев все было урегулировано. Результат нашего совместного труда вы сегодня видели в доке. Осталось выполнить последнее условие контракта – транспортировать модули в Корсаков. Надеюсь, что 5-6 июня они уже будут в сахалинском порту.
Прав оказался именно Н.Повзык, все так и случилось: опыт – великое дело. Впрочем, об этом я уже сообщила. Продолжим же разговор о том, что такое российское участие и с чем, как говорится, его едят.
– Возьмем то же проектирование, – вступает в беседу заместитель генерального Н.Погорелое. – С самого начала проект нам показался очень сырым. Но, как показывает западная практика, это в порядке вещей. Поэтому проект в ходе строительства корректировался, велись дополнительные работы, и в конечном итоге мы получили законченный результат.
– Очень чувствуется, что вас заботит будущее, свои услуги вы не стесняетесь предлагать.
– Вот эта работа, – отвечает на реплику генеральный директор Н.Повзык, – которую сейчас сделали, плюс основание для «Моликпака», плюс ряд заказов для Чайво, плюс еще работа для «Сахалина-1» – все это придает нам весомость и говорит о том, что мы можем, умеем и способны делать любые конструкции – не только те, что изготавливались традиционно на заводе предыдущие 65 лет. И мы надеемся, что в нынешних тендерах, в которых мы участвуем, это обстоятельство даст нам козырную карту.
Павел Бучнев, заместитель директорa департамента Сахалинской области, в успехе АСЗ уверен. Еще и потому, что сахалинцы в немалой степени ему содействуют.
– Мы постоянно лоббируем интересы Амурского завода, – подчеркнул он. – И как только поступили предложения по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по участию российских предприятий в тендерах, мы помогали АСЗ. И это не случайно. Мы хорошо знаем и видим возможности Амурского завода и постоянно рекомендуем его в качестве квалифицированного участника. Дело в том, что началось наше содружество, как сказал генеральный, еще в 1997 году, когда на заводе был размещен заказ на изготовление ледостойкого основания для «Моликпака». И завод показал свою универсальность, специалисты продемонстрировали квалификацию высокого класса, соорудив достаточно сложные инженерные конструкции.
Мы надеемся, что АСЗ будут даны контракты, скажем, для изготовления силовых элементов для будущих верхних строений, т.е. платформ (Пильтун-Астохская А и Б). Коллектив уже себя показал, это самодостаточное предприятие, просто не надо останавливаться на достигнутом. Специалисты АСЗ уже знают, как работать с западными заказчиками, проектантами. Там другая схема, но комсомольчане тоже работают по ней, и работают прекрасно. Кстати говоря, оппоненты проектов часто вопрошают: «Где высокие технологии? Где российская промышленность?». Вот она, российская промышленность, извините, уже выше некуда. Поэтому мы лоббировали и лоббируем интересы АСЗ от имени российской стороны, от имени администрации области, поскольку административные рычаги у нас в руках.
– И мы в свою очередь, – продолжает тему Н.Повзык, – не стоим на месте, пытаемся свое производство совершенствовать, технологии улучшать. В прошлом году в Советской Гавани мы создали промышленную площадку – завод «Паллада», сейчас эта площадка расширяется с тем, чтобы мы были технически готовы к строительству гораздо более сложных объектов и сооружений. Вот были уже упомянуты Пильтун-Астохское и Лунское месторождения, мы ведем там свои объемы работ и будем стремиться к тому, чтобы эти объемы не упустить.
Надо отметить, что Амурский судостроительный завод открывает у нас в областном центре свое представительство, что позволит нашим регионам действовать сообща еще более мобильно. Напомню, что между Хабаровским краем и Сахалинской областью во второй раз заключено соглашение о сотрудничестве, в том числе и в области промышленного производства, технического оснащения и др. Интеграция, как сказано в определяющих документах, – путь к успеху. Что же касается Амурского судостроительного, то здесь уже вошли во вкус работать на опережение. Сейчас здесь решаются, к примеру, вопросы модернизации корпусообрабатывающего производства, оснащения его более современным оборудованием и увеличения мощности переработки металла в два раза. Но самое главное – нужна загрузка, нужны заказы. И для этого по инициативе АСЗ создана Дальневосточная ассоциация промышленных предприятий по участию в сахалинских шельфовых проектах.
Тем временем в корсаковском порту идет подготовка к очень ответственному моменту – модули с плавдока будут перегружены на крановую японскую баржу. Впервые они будут подняты на определенную высоту, первым пойдет модуль заводнения. «Зея» будет расположена вдоль пирса, баржа пришвартуется к ней при помощи бамперов, и после того, как проверят систему якорей, она поднимет первый модуль. И лишь на следующий день крановая баржа переменит свое положение и подымет энергомодуль со стапельной палубы. Потом «Ниппонсталь» заново раскрепит модули на своей барже. И только после этой операции путешествие продолжится в район «Моликпака».
Как пошутил Брюс Литтерман: «На этом участке пути не будет уже мелководья – разве что встретим парочку крабов. Мы думаем, что к «Витязю» подойдем через неделю после выхода из порта Корсаков».
На этом закончится операция по транспортировке столь необычного груза и начнется другая – более сложная в техническом отношении: модули в определенной последовательности займут предназначенные им места на платформе «Моликпак».
Об этом наш следующий рассказ. А пока – семь футов под килем тем, кто транспортирует эти инженерные сооружения, и удачного завершения задуманного предприятия.
СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВА.
© «Губернские ведомости», № 116-117(1768-1769), 11.06.03.
Смотрите также:
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В обычный осенний понедельник 21 октября чартерным рейсом из Южно-Сахалинска в Комсомольск-на-Амуре с небольшим опозданием из-за метеоусловий отправилась группа специалистов компании «Сахалинская энергия» и журналистов.
Сам по себе факт ординарный. Но вот повод для поездки был, скажем прямо, весьма значительным. Именно в этот день Амурский судостроительный завод сообщил о завершении работ по изготовлению заказа для международного консорциума «Сахалинская энергия» – двух модулей, предназначенных для производственного добывающего комплекса «Витязь». Один из них – модуль заводнения, другой – модуль газогенераторной установки. Впрочем, обо всем по порядку.
Комсомольск встретил нас по-северному колющим ветром и холодом. Но радушие хозяев и уплотненный график поездки быстро заставили всех включиться в хороший рабочий ритм.
Вначале за «круглым столом» – презентация завода, его возможностей и перспектив. Российскую сторону представили генеральный директор АСЗ Н.Повзык, его заместители Б.Шишолин, Н.Погорелова и другие. Со стороны иностранного заказчика на презентации присутствовали менеджер по объектам Астохской площади П.Стювенвольд и менеджер по проекту модуля заводнения П.Хейз.
Надо сказать, по прежним советским меркам, Амурский судостроительный – завод-гигант. Он был создан для выполнения государственных заказов особой важности, т.е. работал на военно-промышленный комплекс. Отсюда, со стапелей АСЗ, выходили атомные и дизель-электрические подводные лодки. С момента его основания (1932 г.) на предприятии построены сотни кораблей различных классов, транспортных и промысловых судов. Несомненно, отсутствие заказов для «оборонки» поставило амурских судостроителей в весьма затруднительное положение. Многочисленный коллектив сократился почти в четыре раза, но не утратил своих «командных высот» и традиций.
Николай Григорьевич Повзык – девятый по счету генеральный директор, в прошлом почти бессменный профсоюзный лидер, получил в наследство, с одной стороны, богатейшую производственную базу, а с другой – отсутствие госзаказов, невостребованность специалистов экстракласса, простой оборудования и многое другое. Хорошее знание людей помогло все-таки генеральному директору выбрать нужное стратегическое направление.
Справедливости ради отмечу, что на презентации заказа по изготовлению других модулей для «Сахалинской энергии» специалисты АСЗ не только демонстрировали на слайдах процесс изготовления этих сложнейших конструкций, но и говорили о том, что АСЗ всегда следовал политике применения новых технологий, в частности, модульный подход превалировал в программе конверсии, которая была ориентирована на участие в работах сахалинского шельфа.
И в 1996 году лед, что называется, тронулся. АСЗ выиграл по конкурсу выгодный контракт с компанией «Сахалинская энергия» на строительство ледостойкого основания под стационарную нефтедобывающую платформу «Моликпак».
Газеты запестрели заголовками: «Мирный заказ для оборонного завода», «Большой Камень в фундаменте сахалинской экономики» и т.д. И 15 марта 1998 года в городе Большой Камень (на большекаменском заводе «Восток», филиале АСЗ) плавучее металлическое сооружение в торжественной обстановке было передано заказчику. По тем временам это было суперсобытие даже в масштабах России. Правда, с технологической точки зрения работы по строительству модулей значительно сложнее предыдущего заказа.
В чем мы смогли убедиться, побывав в стапельном цехе завода. Лучше, как известно, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Слайды слайдами, но размах строительства этих двух конструкций, конечно, впечатляет. Еще кое-где идут работы, так сказать, наводятся последние штрихи перед испытаниями: работают сварочные аппараты, идет проверка крепежа, покраска некоторых деталей и другое. Кстати, казалось бы, выбор поставщика краски и качество этой работы – дело второстепенное, но на АСЗ так не считают. Окраска проходила под строгим контролем инспекции поставщика.
Первым «на страже» оказался модуль заводнения нефтяных пластов, изготовили его в сжатые сроки. Эта высокоточная конструкция строилась по определенной технологической цепочке. Программа выбрана таким образом, что порезка металла была почти безотходной, многие детали монтировались в сборочно-сварочном цехе, собирались в секции. Было задействовано и вспомогательное производство: фланцы, крепеж, двери – все делали сами под потребности строительства.
Н.Погорелов, заместитель генерального директора, демонстрируя модуль поддержания пластового давления, рассказал, что собирали его в горизонтальном положении, а «когда эта 22-метровая конструкция заняла свое место, то все сразу же заметили ее схожесть с ракетой СС-20. Шутка пришлась всем по вкусу, особенно коллегам по перу и микрофону.
Для чего же, собственно, предназначено это 650-тонное инженерное сооружение? Конечно, для мирных целей. Согласно проекту поддержания пластового давления, он является ключевым компонентом и нужен для нагнетания морской воды в пласт, т.е. таким образом будет увеличиваться нефтеотдача.
Ну а газогенераторный модуль мощностью 5,2 мегаватта, как и его стальной собрат, будет работать на дешевом попутном газе и станет еще одним источником электроэнергии на платформе «Моликпак». Гендиректор АСЗ Н.Повзык считает его строительство «очень сильным результатом для коллектива: весной начали порезку металла, а в октябре закончили механические работы».
Что ж, настало время подводить итоги, время пресс-конференции для местных и приезжих журналистов.
И П.Стювенвольд с удовольствием отметил, что компания «Сахалинская энергия» получила свой заказ в намеченный срок, а главное – качество всех работ, особенно сварочных, очень высокое. А это значит, на «Моликпаке» будут установлены две прочные и надежные конструкции. Кроме того, не было допущено ни одного случая травматизма на строительстве этих двух модулей. Для «Сахалинской энергии» этот фактор один из главных.
Журналисты выяснили мнение гендиректора АСЗ Н.Повзыка насчет российских партнеров, их адаптированности к выполнению подобных работ. Он ответил, что здесь дело обстоит не слишком гладко, а чтобы стать конкурентоспособными в борьбе за выгодные заказы, сейчас создается консорциум предприятий Дальнего Востока. Все, кто хочет осваивать нефтегазовые проекты, – объединяйтесь. Напомню, что, согласно СРП (Соглашению о разделе продукции), доля российского участия по проекту «Сахалин-2» должна достичь 70 процентов.
– Но, – сказал г-н Стювенвольд, – это невозможно сделать без знания возможностей и мощности российской индустрии.
Вопрос о том, каковы уроки нынешнего совместного труда иностранных и российских специалистов, был адресован П.Хейзу, менеджеру по проекту модуля заводнения.
– Главный урок, – подчеркнул он, – в изменении подхода к проектированию. На Западе принято концептуальное проектирование, а затем идет доработка в процессе детализации, так сказать, все делается параллельно. Здесь, в России, требуется полная детальная проработка проекта на самой начальной стадии. У иностранного партнера есть надобность в таком исполнителе, который брал бы на себя полный диапазон работ, начиная с проектирования и заканчивая испытаниями.
И в этом смысле опыт АСЗ – другим наука. Сейчас завод подписал контракт с компанией «Эксон» на переоборудование нефтедобывающей платформы «Орлан», но здесь не теряют надежды и на продолжение взаимовыгодного сотрудничества со своим уже проверенным партнером – «Сахалинской энергией».
Время пресс-конференции ограничено, нас уже ждет самолет, и мы, прощаясь, со вздохом сожаления отказываемся от приглашения хозяев на званый обед в пользу небольшой прогулки по Комсомольску. Стоя на берегу Амура, глядя на мост, соединяющий его берега, слушаем рассказ нашего коллеги – местного журналиста, о том, как главный мостостроитель сдавал свой объект в строй действующих. Встал под мостом, дожидаясь, когда пройдет по нему первый состав. Такой у них, у мостостроителей, обычай. У амурских судостроителей тоже есть свои морские традиции. Когда строились составные части ледостойкого основания для платформы «Моликпак», по мере готовности о каждую разбивалась бутылка шампанского. Хочется посмотреть, как же отметят на «Моликпаке» установку новых конструкций. А пока – прощальный взгляд на осенний Комсомольск, его степенные трамваи, основательные дома, широкие и опрятные проспекты...
Потом уже кто-то в самолете скажет: «Сегодня вычитал в газете: по гороскопу 21 октября удачный день, хоть и понедельник».
Светлана БРУСЕНЦОВА.
© «Губернские ведомости», № 207(1608), 29.10.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В полумраке стапельного цеха Амурского судостроительного завода эта светлоокрашенная, взметнувшаяся под своды огромного здания конструкция весьма напоминала готовую к старту ракету. Вот заводские острословы и окрестили ее «СС-20»...
Этот юмор вполне вписывается в сам характер крупнейшего на Дальнем Востоке судостроительного предприятия: ведь до недавнего времени АСЗ почти целиком, всем своим многотысячным коллективом, работал на «оборонку». Причем выпускал вооружение высочайшего технологического уровня – атомные подводные лодки. Предприятие было одним из главных градообразующих Комсомольска. И потому международная разрядка, как это ни парадоксально, больно ударила по всей жизни этого 300-тысячного города. Заказы на стратегические субмарины сошли на нет, достойной «конверсионной» замены этим дорогостоящим кораблям, над сооружением которых трудились инженеры и рабочие экстра-класса, не было, и завод стал быстро «угасать». Хорошо еще, что руководство АСЗ оказалось дальновидным и сумело сохранить самое главное – костяк специалистов, золотые руки. Перебивались разными случайными заказами, даже плуги стали выпускать, сварочные электроды и... мебель. Но – выжили, дождались лучших времен.
В 1996 году АСЗ выиграл тендер на изготовление стального основания под морскую платформу «Моликпак» и выполнил эту работу в урочное время. Тогда и появился шанс у коллектива, от которого оставалось менее четверти прежнего состава, вновь подняться и идти вперед. В прошлом году завод получил новый заказ, права на который добился в еще более жесткой конкуренции – модуль заводнения нефтяных пластов. А уже в ходе работ над ним заключил еще один контракт – на изготовление генераторного модуля.
И вот оба этих внушительных сооружения, еще в окружении строительных лесов, красуются в стапельном цехе. Вокруг них снуют рабочие: кое-где подкрашивают, подваривают детали, проверяют измерительные приборы. В основном же, можно сказать, оба объекта готовы. По этому случаю компания «Сахалинская энергия» и организовала поездку группы своих специалистов и журналистов острова на это во многом уникальное для Дальнего Востока предприятие.
В числе других «акул пера и видеокамеры» была с нами и английская журналистка Люси Паркер, ныне работающая в «Сахалинской энергии». И я подумал: можно ли было еще лет десять назад предположить, что такое возможно – иностранный журналист на таком суперрежимном предприятии? Люси же ходила с нами всюду и, как и мы, задавала заводчанам самые разные вопросы. Да, времена меняются...
– Выход на шельф позволил заводу пересмотреть программу конверсии, которая теперь сориентирована в первую очередь на участие в освоении нефтегазовых месторождений, – сказал на презентации модулей первый заместитель генерального директора АСЗ Б.Шишолин. – И эти заказы стали для нас хорошей школой работы по мировым стандартам. Конструкция модулей намного более сложна, чем основание для «Моликпака»: они насыщены механизмами, потребовали очень высокой точности монтажа, квалификации рабочих и инженеров.
А руководитель проекта модуля заводнения Н.Погорелов рассказал о том, как создавались эти уникальные сооружения и что на всех этапах технологической цепочки установлен жесткий контроль качества. Даже окраска изделий очень важна: стоит сделать ее небрежно, и огромная работа десятков людей будет сведена на нет: металл начнет ржаветь и в конструкции могут появиться свищи.
Но, как подчеркнул менеджер «Сахалинской энергии» П.Стейвенвольд, «качество ваших работ – очень высокое, а сварка и электропроводка выполнены лучше, чем где-либо еще». Он отметил также, что завод выполнил обещание по срокам и по безопасности труда: при выполнении этих заказов не произошло ни одного случая травм.
– И все это – хорошая заявка на будущие подряды, – добавил менеджер по проекту модуля заводнения П.Хейз.
По словам Н.Повзыка, гендиректора АСЗ, изготовление этих сооружений очень обогатило завод в технологическом плане: «Мы научились работать по чертежам заказчика, обеспечивать поставки оборудования из-за рубежа, сотрудничать с вашими специалистами».
– Интересна для нас эта работа и в профессиональном плане, – заметил Н.Погорелов. – Во-первых, на модулях мы отработали технологии и стандарты, которые пригодятся и на других заказах. Во-вторых, на них работой были охвачены очень многие специалисты: электромонтажники, слесари-сборщики, трубообработчики и трубомонтажники, изолировщики, маляры, станочники – практически вся номенклатура рабочих профессий, которая есть на заводе.
Модуль заводнения пластов нужен для того, чтобы поддерживать давление в пласте и увеличить нефтеотдачу за годы эксплуатации более чем на 30 млн. тонн. Две мощные насосные трехступенчатые установки, приводимые в движение газовыми турбинами, способны создавать давление в 320 атмосфер. Газогенераторный модуль мощностью 5,2 мегаватта необходим, поскольку уже сейчас на «Моликпаке» ощущается нехватка электроэнергии. Оба модуля будут работать на дешевом попутном газе.
После серии испытаний на заводе модули общим весом около 1200 тонн будут на зиму законсервированы, а по весне их погрузят на плавдок «Зея» и доставят к платформе. А амурские корабелы тем временем будут осваивать новый заказ – полную модернизацию платформы «Орлан» для проекта «Сахалин-1». Так что, может, и впрямь восстановит еще былую славу и приумножит ее Амурский судостроительный, а вместе с ним – и город, который нынче отметил свое 70-летие.
А. ЛАШКАЕВ, наш спец. корр.
© «Советский Сахалин», № 196(22527), 23.10.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Среди предприятий, претендующих на роль постоянных подрядчиков работ по проекту «Сахалин-2», все увереннее заявляет о себе коллектив Амурского судостроительного завода (АСЗ). Это, по сути, первая из российских компаний, выполнивших для «Сахалина-2» такой крупный и ответственный объект, как стальное основание для платформы «Моликпак». А 15 мая, как мы уже сообщали, АСЗ подписал контракт с «Сахалинской энергией» на изготовление и доставку к платформе модуля заводнения, предназначенного для закачки морской воды и отходов бурения в пласт.
Сразу после подписания контракта наш корреспондент встретился с директором ОАО «Амурский судостроительный завод» Н. ПОВЗЫКОМ и попросил рассказать, как удалось предприятию одержать победу в тендере. Туг же к нам поспешили журналисты из других СМИ – Николай Григорьевич в тот вечер был «нарасхват» и с благосклонностью именинника (вернее – победителя) дал нашей братии «потерзать» себя вопросами. В итоге и родилось это коллективное блиц-интервью.
– Николай Григорьевич, ваша победа в тендере одержана над известными машиностроительными компаниями. Да и сумма заказа солидная – 6 миллионов долларов. Для вас это крупнейший проект?
– Я бы так не сказал. Как вы, возможно, помните, первый наш контракт с «Сахалинской энергией» – на изготовление основания под «Моликпак» – был куда денежнее: около 35 млн. долларов. Однако поймите меня чисто по-человечески. Гендиректором я работаю всего полтора года. Конечно, приятно опередить в конкурсе именитых соперников из Японии, США, Канады и Кореи. И присуждение контракта нам я расцениваю как очень высокую оценку АСЗ со стороны «Сахалинской энергии».
Но еще больше радует то, что минувшей ночью наблюдательный совет принял комплексный план реализации проекта «Сахалин-2». В свете этого события подписание контракта на монтаж модуля заводнения становится для нас очередной вехой, прорывом. Ведь после выполнения первого заказа «Сахалинской энергии» у нас почти 3 года был «перерыв в отношениях» по объективным причинам: просто не было подходящего субпроекта, в котором бы могло участвовать наше предприятие.
– Есть ли у вас портфель заказов? Не одни же контракты с «Сахалинской энергией» питают такой большой коллектив с мощным потенциалом.
– Разумеется, есть. Вот сегодня, например, мы встречались с руководителями компании «Моррыблизинг». Они готовы заказать у нас целую серию промысловых судов для прибрежного лова. Словом, без дела не сидим.
Однако наша стратегическая цель, если можно так сказать – это сахалинский шельф. И вот почему.
События 10-летней давности отразились на экономике всей страны, вступившей на рыночные рельсы. Но особенно болезненными они стали для оборонных предприятий. Сократились военные госзаказы, а конверсия развивалась крайне медленными и «мелкими» темпами. Мы тогда потеряли множество специалистов экстра-класса, выпускавших одну из лучших в мире военную технику, да и сама численность работающих упала почти в 5 раз!
После акционирования АСЗ искал возможности компенсировать потерю заказов «оборонки» конверсионными программами. На наше счастье, к середине 90-х годов «дозрели» и начали воплощаться проекты освоения сахалинского шельфа. Выбирая это направление, мы четко осознавали, что одними словами делу не поможешь, что надо попытаться зарекомендовать себя, убедить иностранных партнеров в высоком классе нашего предприятия. И тот первый контракт с «Сахалинской энергией» стал для нас и большим экзаменом, и основательной школой накопления опыта, изучения требований мировых стандартов, и университетом высококачественной, четко организованной и дисциплинированной работы.
Сегодняшний контракт – это не самая большая сумма доходов, но это отличная стартовая площадка для все более активного участия в шельфовых проектах, особенно в «Сахалине-2».
– Как будет обеспечено российское участие в этом контракте, с точки зрения комплектации оборудования и использования отечественных материалов и механизмов?
– Здесь подход должен быть один: соответствие параметров оборудования и материалов требованиям проекта, их надежность и приемлемая цена. И, конечно, поставки – точно в срок. Будем стараться максимально – но учитывая все эти требования – использовать поставки с российских заводов. Большая часть их будет идти именно с отечественных предприятий. Металл, например, мы покупаем у череповецкой «Северстали» и «Амурметалла», но если нужной марки стали в нашей стране не найдётся, будем приобретать ее за рубежом. Так же и с механизмами: часть насосов, например, будут российские, часть – импортные. Все зависит от того, есть ли отечественные аналоги зарубежного оборудования и совместимы ли они с импортным для достижения требуемых параметров.
– Сейчас во многих отраслях идет дробление крупных промышленных структур на мелкие, предпринимаемое вроде бы с благой целью создания конкурентной среды. Не думаете ли и вы «разукрупняться»?
– Я против бездумного дробления налаженного производства, отдельные звенья, цеха которого взаимосвязаны единой технологией. Производства, где уже есть подготовленные кадры, грамотный менеджмент. И хорошо, что в период жесточайшего кризиса мы нашли силы не «разбежаться», сохранить и материально-техническую базу предприятия, и, как это раньше называли, костяк кадров. Что и позволило коллективу выйти из стагнации. Уже с ноября 99-го начали стабильно выдавать зарплату, постепенно наращиваем производство. За прошлый год численность рабочих возросла на 1500 человек.
У нас, конечно, есть еще немалые долги, не вполне благоприятны некоторые экономические показатели. Но теперь есть еще и надежда, что такие проекты, как «Сахалин-2», помогут нам окончательно встать на ноги. И мы намерены активно участвовать в большинстве тендеров, которые будет проводить «Сахалинская энергия». Думается, мы уже нашли общий язык с этой компанией, и наше деловое партнерство будет крепнуть.
Записал П. КУРИЛОВ.
© «Советский Сахалин», № 131(22219), 20.07.01.
НАВЕРХ | I — КАРТА САЙТА — II | ПОДПИСКА | ПОЧТА | КНИГА |
Реклама: |