VFF-S Шельф Вниз

Сахалинский шельф.
Материалы Счетной Палаты РФ. 09.02.01.

Отчет Счетной палаты Российской Федерации

о результатах проверки платежных документов операторов Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в части определения затрат, подлежащих возмещению в соответствии с подрядными контрактами, заключенными с российскими фирмами, а также платежных документов компании "Сахалин Энерджи" на покупку платформы "Моликпак"

      Основание проверки:
      Планы работы Счетной палаты Российской Федерации на 1999 год (п. 3.69) и 2000 год (пункт 3.3.5.).

      Цель проверки: Установить затраты, произведенные в 1999 году инвесторами при реализации Соглашений о разделе продукции по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2", в том числе по контрактам с российскими фирмами.

      По результатам проверки оформлено 2 акта:
      – Акт о результатах проверки платежных документов оператора Соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" в части определения затрат, подлежащих возмещению в соответствии с подрядными контрактам заключенными с российскими фирмами.
      С результатами проверки ознакомлены вице-президент компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" Д.Л.Симерка и с замечаниями – сопредседатель Уполномоченного государственного органа (УГО) В.З.Гарипов.
      – Акт о результатах проверки платежных документов оператора Соглашении о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" в части определения затрат, подлежащих возмещению в соответствии с подрядными контрактами, заключенными с российскими фирмами, а также платежных документов компании "Сахалин Энерджи" на покупку платформы "Моликпак".
      С актом проверки ознакомлен с замечаниями сопредседатель Наблюдательного совета В.З.Гарипов.
      Первый вице-губернатор Сахалинской области В.И.Шаповал от подписи указанных актов отказался.
      Перечень изученных документов приводится в
приложении 1.
      В отчете частично использованы материалы проверки, изложенные в отчете по результатам проверки реализации Соглашений о разделе продукции проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", утвержденном на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации протокол от 25 февраля 2000 г. № 6(198).


Результаты проведенных контрольных мероприятий

Проект "Сахалин-1"

      Соглашение о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" (далее Соглашение) подписано 30.06.95 года.
      Консорциум по проекту "Сахалин-1" объявил о вступлении Соглашения в силу 10.06.96 года.
      Инвесторами данного Соглашения являются:

      российские предприятия:

      Общее управление совместными работами выполняет Рабочий комитет, состоящий из четырех человек (по представителю от инвестора). Оператор – компания "Эксон" – назначает Генерального директора проекта, который является уполномоченным представителем участников проекта и представляет Консорциум в Российской Федерации.
      Продолжительность Периода обустройства и добычи углеводородов – 20 лет, начало добычи намечено на 2004-2005 годы. Объем капитальных вложений – 15,2 млрд. долларов США.

      Проектом "Сахалин-1" определены следующие выплаты Консорциума Российской стороне:

      Кроме этого, инвестор возмещает затраты, понесенные государством на поиск и разведку Аркутун-Дагинского, Чайвинского и Одоптинского месторождений в сумме 71 млн. долларов США, а также после одобрения Российской стороной программы работ и сметы затрат на обустройство и добычу углеводородов первого рентабельного месторождения по Проекту равными долями в течение 5 лет осуществляет взносы в фонд развития Сахалина – всего 100 млн. долларов США.

      Платежи в фонд развития Сахалина и расходы по компенсации ранее понесенных государством затрат на поиск и разведку месторождений по условиям Соглашения относятся к возмещаемым затратам и подлежат возмещению за счет компенсационной продукции. На сумму этих платежей будет занижена прибыльная продукция, в том числе и доля Российской Федерации.
      В соответствии со статьей XXXII Соглашения по проекту "Сахалин-1" Консорциум выплачивает Российской стороне 15 млн. долларов США бонуса на дату вступления Соглашения в силу.
      Финансовому управлению администрации Сахалинской области перечислено всего 10 млн. долларов США, РВО "Зарубежнефть" – 5 млн. долларов США.
      Использование бонуса в размере 5 млн. долларов США, перечисленного РВО "Зарубежнефть", определено письмом Минфина России № 04-06-05 от 19.07.96 г.
      Данные средства разрешено расходовать на финансирование затрат, связанных с функционированием Уполномоченного государственного органа по реализации Соглашения "Сахалин-1". В 1998 году в соответствии с "Временным техническим порядком накопления и расходования бонусных средств" и по указаниям Минфина России и Минтопэнерго России РВО "Зарубежнефть" возместило Оператору проекта "Сахалин-1" расходы, связанные с уплатой таможенных пошлин и акцизов, в сумме 208 млн. рублей и 300 тыс. долларов США.

      Статьей 8 Соглашения о разработке технико-экономического расчета от 18 декабря 1993 года предусмотрено, что иностранная сторона выплачивает невозмещаемый бонус в размере 10 млн. долларов США администрации Сахалинской области. Выплата бонуса производится в два этапа: на первом этапе необходимо выплатить администрации Сахалинской области 5 млн. долларов США в течение 20 банковских дней после подписания Соглашения, оставшаяся часть перечисляется после вступления Соглашения в силу.
      Кроме того, Консорциумом были произведены платежи за право на геологическое изучение недр: 506,9 тыс. долларов США – администрации Сахалинской области, 184,3 тыс. долларов США – Правительству Российской Федерации.
      Соглашения по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" были заключены до вступления в силу Федерального закона от 30.12.95 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.96 г. № 903-р имеют юридическую силу и подлежат реализации по условиям Соглашений.
Статьей 2 (пункт 7) Закона "О соглашениях о разделе продукции" в редакции от 07.01.99 г. № 19-ФЗ положения указанного Федерального закона применяются к Соглашениям по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в той мере, в какой его применение не противоречит условиям Соглашений и ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами по этим Соглашениям.
      В целях управления Соглашением по проекту "Сахалин-1" государство создало специальный орган государственного управления – Уполномоченный государственный орган (УГО) в количестве 6 человек, на который возложены полномочия осуществлять права и выполнять обязательства, взятые на себя государством по настоящему Соглашению.
      Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр 25 мая 1996 года на срок действия Соглашения были выданы лицензии компании "Эксон" на геологическое изучение и добычу углеводородов трех нефтегазоконденсатных месторождений. С 1 января 1997 года начался период геологического изучения недр.

      Анализ выполнения программы работ по геологическому изучению недр за 1996-1998 годы показывает, что, начиная с даты вступления Соглашения в силу, Консорциумом была проведена доразведка месторождения с целью подтверждения его запасов и уточнения модели разработки месторождения. Выполненная программа подтвердила объемы запасов углеводородного сырья, выявленных ранее. Расходы Консорциума по программам работ и сметам расходов составили в 1994-1998 годах 338,2 млн. долларов США.
      В 1999 году, в соответствии с утвержденной УГО 11 декабря 1998 года программой работ и сметой расходов, планировалось бурение скважины "Чайво-6".
      В январе 1999 года Оператором были представлены в Госкомэкологию России проектные материалы на бурение данной скважины для проведения государственной экологической экспертизы. При этом Консорциум настаивал на проведении буровых работ на месторождении. "Чайво" в территориальном море Российской Федерации со сбросом отработанных буровых растворов и шлама в морскую среду, что противоречит российскому законодательству.
      Однако положения природоохранного и водного законодательств Российской Федерации по данному вопросу противоречивы, и природоохранные органы интерпретировали противоречивые положения как запрещающие сброс бурового раствора и шлама в морскую среду (Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилетающей зоне Российской Федерации", ст. 34 и 37).
      Для решения вопроса о возможности проведения запланированных работ на 1999 год по проекту "Сахалин-1" проведено совещание у Председателя Госкомэкологии России. В результате всестороннего обсуждения, учитывая результаты научных исследований, а также принимая во внимание несовершенство нормативно-правовой базы, рабочая группа, состоящая из представителей ряда федеральных органов, выработала заключение о возможности проведения, в порядке исключения, запланированных работ на 1999 год по бурению скважины "Чайво-6".
      Министерством природных ресурсов Российской Федерации Оператору проекта были выданы лицензия на водопользование (№ 00008 от 16.05.99 г. на срок действия до 01.01.2000 г.), которой определен регламентом сброса в морскую воду бурового раствора и шлама, а также разрешение на бурение. Однако данные документы могли вступить в силу только при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы. Госкомэкологией России 26 мая 1999 года дано отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы, исключившее возможность проведения буровых работ. В результате Оператор прекратил работы на скважине "Чайво-6" и вывез оборудование.

      Смета расходов на 1999 год утверждена УГО в сумме 95667 тыс. долларов США. Фактически, из-за переноса сроков бурения скважины "Чайво-6", в 1999 году освоено лишь 53316 тыс. долларов США или 55,7% средств, предусмотренных уточненной годовой сметой, из них более 50% составили расходы на управление.

      Общие расходы Консорциума по программам работ и сметам расходов за период с 1994 по 1999 год составили 399895 тыс. долларов США, в то же время работы по геологическому изучению недр, одобренные в окончательном варианте программы геологического изучения недр, выполнены не полностью.
      He в полном объеме выполнены годовые программы 1996, 1997 и 1998 годов, не были проведены расконсервация и испытание некоторых разведочных скважин, что может отрицательно повлиять на дальнейшие планы освоения месторождения по проекту "Сахалин-1".
      Не выполнены в 1999 году работы, связанные с углублением скважины "Даги-15" до 4500 метров, вследствие чего не были своевременно оценены перспективы нефтегазоносности глубоких горизонтов месторождения Аркутун-Даги.
      Для обсуждения этих вопросов Уполномоченный государственный орган собирался лишь дважды – 1 декабря 1998 года и 9 декабря 1999 года.
      Перенос срока бурения скважины "Чайво-6" на 2000 год отодвигает период геологического изучения недр, затягивает переутверждение геологических и извлекаемых запасов по нефти и газу Государственной комиссией запасов России, сдерживает составление полной технологической схемы обустройства месторождения.

      В соответствии с Соглашением о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" (статья 21.3) Консорциум обязан отдавать предпочтение товарам и услугам, имеющимся в наличии в Российской Федерации, при условии, что такие товары и услуги находятся на уровне мировых стандартов, а также российским подрядчикам и субподрядчикам.
      В 1999 году Оператором были заключены 89 контрактов на общую сумму 15,6 млн. долларов США. Форма отчета, представляемая Консорциумом, соответствует условиям Соглашения. По каждому контракту указывается оценка доли российского участия. Общая оценочная стоимость контрактов, размещенных среди российских организаций в 1999 году, составляет 8,0 млн. долларов США, или немногим более 50% от стоимости всех размещенных контрактов.
      За весь период действия Соглашения Консорциумом было размещено контрактов на общую сумму 237,9 млн. долларов США, из которых 136,3 млн. долларов США (57%) приходится на долю российских организаций.
      В то же время, как показала проверка первичных документов, квартальная и годовая отчетность Консорциума перед УГО по оценочной стоимости контрактов не отражает действительного участия Российской стороны. Так, в 1999 году по всем контрактам, заключенным как в этом году, так и в более ранние сроки, всего российским подрядчикам было выплачено 11725 тыс. долларов США, или 146% от оценочной стоимости контрактов, заключенных в 1999 году. Если учесть все выплаты, включая зарплату, налоги, пошлины, сборы и другие платежи, то за 1999 год российская сторона получила 17463 тыс. долларов США или 46,7% от общих выплат иностранным и российским участникам проекта, а с учетом всех затрат, понесенных Консорциумом в 1999 году в сумме 53300 тыс. долларов США, реальная доля российского участия составляет 34,7 процента.

      Как установлено, оплата контрактов определяется заказчиком в зависимости от вида работ и услуг. В случае сооружения конкретного объекта устанавливается твердая его цена и дополнительные разовые выплаты премиальных за своевременное и качественное выполнение работ. В остальных случаях оплата производится в зависимости от затраченных человеко-дней и/или человеко-часов, стоимость которых определяется квалификацией работника.
      Выполненные объемы работ подтверждаются совместными документами, подписанными заказчиком и подрядчиком, с приложениями табеля участников работ, количества проработанных часов и квалификации, что является основными документами для оплаты. В ходе проверки 6-ти контрактов по первичным документам отклонений от цен и расценок, предусмотренных контрактами, не установлено.

Проект "Сахалин-2"

      Как установлено, в августе 1991 года фирмы "Марафон петролеум Сахалин. Лтд.", "МакДермотт интернешнл инвестмент Ко, инк" и "Мицуи энд Ко, Лтд." (консорциум "МММ") сделали Российской стороне совместное предложение по разведке, освоению и эксплуатации морских углеводородных запасов, расположенных на шельфе острова Сахалин, и в январе 1992 года выиграли конкурс, объявленный в мае 1991 года Министерством нефтяной и газовой промышленности СССР и Государственным Комитетом РСФСР по геологии, топливной энергетике и использованию минеральных ресурсов.
      В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 1992 года № 596-р между консорциумом "МММ", Российской Федерацией и ПО "Сахалинморнефтегаз" было заключено Соглашение "О подготовке технико-экономического обоснования" с целью определения технических, юридических, финансовых и коммерческих условий, на которых будут проводиться разведка и разработка запасов углеводородов Пильтун-Астохского и Лунского месторождений.
      В 1992 году к консорциуму "МММ" присоединились и стали сторонами Соглашения фирмы "Шелл девелопмент Б.В." (сентябрь) и "Мицубиси корпорэйшн" (декабрь), в результате был образован Консорциум "ММММШ".
      В феврале – марте 1993 года администрация Сахалинской области, Государственная экспертная комиссия Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственная экспертная комиссия Министерства экономики Российской Федерации одобрили представленное Технико-экономическое обоснование (ТЭО) освоения Лунского и Пильтун-Астохского месторождений.
      До вступления в действие законов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, законодательной основой Соглашений о разделе продукции (СРП) по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" являлся Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2285 "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами".
      В апреле 1994 года с целью заключения Соглашения на условиях раздела продукции и получения лицензий на право освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений консорциум "ММММШ" образовал компанию "Сахалин Энерджи инвестмент компани, Лтд." ("Сахалин Энерджи", Компания), которая создана в соответствии с законодательством Бермудских островов.
      Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1994 г. № 672 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией и компанией "Сахалин энерджи инвестмент компани, Лтд.", учрежденной консорциумом "ММММШ", о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции" был одобрен проект Соглашения между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области, с одной стороны, и компанией "Сахалин энерджи инвестмент компани, Лтд.", с другой стороны.
      Этим же постановлением Министерству топлива и энергетики Российской Федерации поручено подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по геологии использванию недр – выдать в установленном порядке лицензию на право разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях, предусмотренных в Соглашении после вступления его в силу.
      Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (Соглашение, Проект, проект "Сахалин-2") подписано 22 июня 1994 года.

      В настоящее время участие иностранных компаний в проекте "Сахалин-2" распределяется следующим образом:
      "Шелл девелопмент Сахалин Б.В." – 62,5%;
      "Мицуи Сахалин девелопмент Ко, Лтд." – 25,0%;
      "Мицубиси корпорэйшн" – 12,5 процента.
      Оператор Соглашения по проекту "Сахалин-2" компания "Сахалин энерджи инвестмент компани, Лтд" (далее – компания "Сахалин Энерджи", Компания) имеет представительства, расположенные в городах Хьюстоне (США), Москве и Южно-Сахалинске.
      Соглашение регулирует вопросы разведки, освоения и разработки запасов углеводородов на Пильтун-Астохском и Лунском лицензионных участках, в том числе бурения, заканчивания, испытания и использования поисково-разведочных, эксплуатационных, нагнетательных скважин, проектирования, строительства, монтажа и использования морских платформ и сооружений, установок разделения продукции, хранилищ, сборных и магистральных трубопроводов, завода сжиженного природного газа (СПГ), проведения других работ (включая административно-управленческую деятельность) на объектах, необходимых для разведки, освоения запасов, добычи, подготовки, переработки и транспортировки углеводородов до пунктов получения продукции, организации сбыта углеводородов, использования продукции, добываемой на лицензионных участках, и дополнительной выручки для покрытия расходов и издержек, а также распределения остальной такой продукции и выручки между сторонами.
      Начальный срок действия лицензий, предоставленных компании "Сахалин Энерджи" по Соглашению о разделе продукции для осуществления разработки (разведки, добычи) углеводородов по проекту "Сахалин-2", составляет 25 лет.
      Общая стоимость проекта – 10,2 млрд. долларов США.

      Проект "Сахалин-2" включает в себя площади Пильтун-Астохского и Лунского месторождений углеводородов, расположенных на северо-востоке шельфа острова Сахалин. По условиям Соглашения право собственности на запасы нефти и газа принадлежит Российской Федерации. Компания "Сахалин Энерджи" несет все расходы, связанные с освоением месторождений, должна выплатить Российской стороне (в федеральный бюджет и фонд Сахалина) бонусы в общей сумме 150 млн. долларов США, приуроченные к основным этапам реализации Проекта. Согласно Соглашению после начала добычи Российская сторона, в первую очередь, должна получать 6% от реализованной продукции в качестве платы за недра, и только после этого может производиться компенсация затрат инвестора. Оставшаяся часть доходов должна распределяться между Российской стороной и Компанией. Согласно принятой в Соглашении схеме распределения доходов. Компания должна выплачивать Российской стороне налог на прибыль в размере 32 процента.
      Применительно к положениям статьи 42 Закона Российской Федерации "О недрах" подобные платежи должны распределяться в пропорции: в пользу Правительства Российской Федерации – 40%; в пользу администрации субъекта Российской Федерации – 60 процентов.

      В 1996 году Минфин России пошел навстречу администрации Сахалинской области и поддержал предложение о передаче ей в полном объеме бонуса в сумме 15 млн. долларов США, предусмотренного пунктом 17(а) Соглашения. Указанные средства 27 июня 1996 г. были зачислены на счет финансового управления администрации Сахалинской области.
      Кроме этого, в соответствии с письмом первого заместителя Министра топлива и энергетики Российской Федерации В.И.Отта от 29.12.97 г. № ВО-9271 Компания перечислила из федеральной части бонуса начала освоения Пильтун-Астохского нефтегазового месторождения 12 млн. долларов США администрации Сахалинской области.
      В соответствии с приказом Минтопэнерго России № 86 от 18.03.98 г. государственному предприятию "Институт геологии и разработки горючих ископаемых" (ИГиРГИ) поручено выполнение экспертиз, анализа и других работ по вопросам оценки запасов, поиска, разведки и добычи углеводородного сырья при подготовке и реализации соглашений о разделе продукции, которому также перечислено 3 млн. долларов США на валютный счет ИГиРГИ в АКБ "Инкомбанк".
      29 октября 1998 г. у АКБ "Инкомбанк" была отозвана лицензия. 30 октября 1998 г. ИГиРГИ предъявил иск Инкомбанку о взыскании незаконно удерживаемых денежных средств, которые на дату рассмотрения дела составили с учетом процентов 50473902 рубля 75 копеек.
      4 ноября 1998 г. Арбитражным судом города Москвы было вынесено определение о принятии заявления о признании ОАО АКБ "Инкомбанк" банкротом и введена процедура наблюдения, которая действует по настоящее время.
      Таким образом, по состоянию на 25 сентября 1999 г. в доход федерального бюджета денежные средства бонуса по проекту "Сахалин-2" не поступали. Из выплаченных Компанией бонусов в размере 30 млн. долларов США, администрации Сахалинской области поступили 27 млн. долларов.

      В соответствии с проектом "Сахалин-2" к 31 декабря каждого финансового года, начиная с года поступления первой по времени даты начала освоения Пильтун-Астохского либо Лунского лицензионных участков включительно, Компания выплачивает 20 млн. долларов США в фонд развития Сахалина. Средства этого расходуются в соответствии с указаниями его управляющих в и зачисляются на счет, указанный в письменном виде администрацией Сахалинской области. Такие платежи относятся к категории возмещаемых затрат и подлежат возмещению в соответствии с пунктом 14 Соглашения за счет выделения части ликвидной продукции или дополнительной выручки.
      Обязательства Компании о перечислении этих платежей утрачивают силу после того, как накопленная сумма платежей достигнет 100 млн. долларов США.
      За период с даты начала освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка (31.12.97 г.) на счета администрации Сахалинской области от компании "Сахалин Энерджи" поступили 4 взноса на общую сумму 80 млн. долларов США.

      Лунское месторождение открыто в 1984 году, Пильтун-Астохское – в 1986 году. Оба месторождения открыты российскими организациями за счет средств государственного бюджета. По условиям проекта "Сахалн-2", пункт 17(d), должны производиться последовательные выплаты по возмещению затрат за понесенные ранее Российской стороной геологоразведочные работы, оцененные в 160 млн. долларов США. Их возмещение будет произведено в два этапа:
      – первый этап (80 млн. долларов США) – с первого календарного квартала после даты, с которой в течение не менее 30 дней подряд велась добыча углеводородов с предоставлением их объемов для поставки на экспорт;
      – второй этап (80 млн. долларов США) – после того, как в ходе реализации углеводородов норма рентабельности достигнет 17,5% и раздел продукции между Российской стороной и Компанией будет осуществляться в пропорции 50 на 50 процентов.
      Компания должна производить Российской стороне возмещение ранее понесенных затрат ежеквартально по 4 млн. долларов США.
      В соответствии с Договором между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области от 3 апреля 1997 года возмещаемые Компанией ранее понесенные затраты на геологоразведочные работы до даты заключения Соглашения должны распределяться следующим образом: 50% платежей в федеральный бюджет; 50% в бюджет Сахалинской области.
      Согласно письму Компании от 21.07.99 г. первый платеж в счет возмещения российских затрат на геологоразведочные работы должен быть осуществлен в октябре 1999 года. Средства в сумме 4 млн. долларов поступили 12 августа 1999 года на счет администрации Сахалинской области. За четвертый квартал 1999 года и в течение 2000 года – еще 20 млн. долларов, из них 10 млн. долларов в федеральный бюджет и 10 млн. долларов администрации Сахалинской области.

      По проекту "Сахалин-2" Компанией принята концепция поэтапного освоения Пильтун-Астохского месторождения, поддержанная Наблюдательным советом 24.07.96 г. (резолюция № SB/96/01). В состав работ первого этапа входило освоение Астохского участка при одновременном продолжении изучения Пильтунского участка.
      Общие планы разработки Пильтун-Астохского (первый этап) и Лунского месторождений основаны на получении первой нефти Пильтун-Астохского месторождения в середине 1999 года, достижении круглогодичной добычи нефти к концу 2003 года и начале поставок газа Лунского месторождения в виде сжиженного природного газа в середине 2005 года.
      В нарушение пунктов 5(iv) и 10(е) проекта "Сахалин-2" после утверждения программы работ и сметы расходов за 1998 и 1999 годы компания "Сахалин Энерджи" вносила в них ряд существенных изменений по видам работ и статьям затрат без рассмотрения и утверждения на Наблюдательном совете.
      Сравнительный анализ фактических расходов и сметных назначений по направлениям деятельности и видам работ за 1998 и 1999 годы показал значительный перерасход по некоторым статьям затрат первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения за счет снижения расходов и исключения отдельных видов работ по другим направлениям деятельности, утвержденным годовыми программами работ.
      Проводимая финансовая политика Компании привела в конечном итоге к скрытому удорожанию работ по первому этапу освоения Пильтун-Астохского месторождения. Затраты первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения предусматривали расходы на работы, связанные с платформой "Моликпак", в том числе разработку, проектно-конструкторские и исследовательские работы, материально-техническое снабжение, изготовление подставки технологического модуля, переоборудование платформы, таможенные и морские операции, бурение эксплуатационных скважин, сооружение, установку и эксплуатацию объектов обустройства.

      Фактически произведенные затраты первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения, против утвержденных годовых программ работ и смет расходов, превышен за два года на 102201,4 тыс. долларов США, в том числе:
      – за 1998 год – на 62028,4 тыс. долларов США, или на 38,9%;
      – за 1999 год – на 40173 тыс. долларов США, или на 39,5%.
      Перерасход против сметы расходов по видам работ составил:
      – на бурение эксплуатационных скважин в 1998 году – 5904,8 тыс. долларов США (24,8%), в 1999 году – 22598 тыс. долларов США (40,5%). Всего пробурено 13 скважин, из которых 12 эксплуатационных и одна – нагнетательная для закачки газа;
      – на сооружение и установку объектов обустройства в 1998 году – 33840,8 тыс. долларов США (31,6%), в 1999 году – 12253 тыс. долларов США (87%), (работы по подсоединению и пуску в эксплуатацию оборудования и систем для добычи; обучению персонала безопасному ведению работ; подключению скважин, запуску технологического процесса на платформе "Витязь");
      – на эксплуатацию объектов обустройства в 1998 году – 12153,2 тыс. долларов США (59,2%), в 1999 году – 6119 тыс. долларов США (21,1%); на получение финансирования в 1998 году – 7893,9 тыс. долларов США (852,3%).

      В то же время за 1998 и 1999 годы не выполнены отдельные виды работ при разработке Пильтун-Астохского месторождения на сумму 52686,2 тыс. долларов США. Эти средства Компания направила на покрытие перерасхода по другим статьям.
      Освоение Лунского месторождения в настоящее время поставлено в зависимость от состояния рынка СПГ и получения гарантий со стороны потенциальных покупателей
      Учитывая это, Наблюдательный совет на заседании 08.06.99 г. (резолюция SB/99) подтвердил получение отчета Компании "О выполнении программы изучения Лунского лицензионного участка" и в соответствии с пунктом 8(с) Соглашения по проекту "Сахалин-2" продлил период его изучения до 15 июня 2001 года.
      В ходе проверки выявлено, что скрытый перерасход по ряду статей годовых программ и смет расходов в конечном счете отразился на оценочной смете расходов по освоению первого этапа Пильтун-Астохского месторождения, утвержденной Наблюдательным советом 27.07.97 г. (резолюция SB/97/06) в сумме 644207 тыс. долларов США.
      В соответствии с условиями СРП (пункты 5(ii) и 9(b) Компания обязана информировать членов Наблюдательного совета о случаях превышения утвержденной сметы основных расходов более чем на 5 процентов.
      Для рассмотрения на заседании Наблюдательного совета 10.12.98 г. Компанией была представлена уточненная смета расходов на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения, скорректированная под фактические затраты. В уточненную смету включены дополнительные расходы в сумме 68957 тыс. долларов США, связанные с работами на платформе "Моликпак", и исключены проектные затраты на вспомогательные объекты по строительству Южно-Сахалинского офиса и жилого комплекса "Зима" в сумме 27669 тыс. долларов США.
      Причины удорожания сметы Российской стороне Наблюдательного совета представлены на основании данных Компании. Членами рабочей группы Наблюдательного совета проводился анализ удорожания проведенных работ только на основе разъяснений к отклонениям от годовых смет расходов, выполненных непосредственно самой Компанией. Первичные документы, подтверждающие причины удорожания, рабочей группе и Наблюдательному совету не представлялись.
      Соглашением по проекту "Сахалин-2" предусмотрено проведение заседаний Наблюдательного совета не менее четырех раз в год, фактически в 1998 году состоялось два заседания (19 июня и 8 декабря), в 1999 году – одно (27 июля).

      В соответствии с пунктом 6(b) приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к СРП Российская сторона вправе производить ревизию учетной документации Компании один раз в год. Фактически за четыре года она была проведена только один раз – в 1997 году.
      Несмотря на это, на заседании Наблюдательного совета 08.06.99 г. (резолюция SB/99/04) уточненная оценочная смета расходов на освоение первого этапа, без учета расходов на вспомогательные объекты, утверждена в размере 685495 тыс. долларов США, или на 11,2% больше первоначальной. При этом следует отметить, что финансовый отчет за 1998 год и заключение аудиторской организации по годовому отчету Компании за 1998 год представлены для рассмотрения Наблюдательному совету на полгода позже.
      Проверкой установлено, что на заседание Наблюдательного совета 27 июля 2000 г. Компания представила на утверждение еще одно изменение оценочной сметы расходов по первому этапу освоения с увеличением ее на 51504 тыс. долларов США – до 737000 тыс. долларов США, или на 7,5 процента.
      Второе изменение по смете расходов на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения Компания представила на рассмотрение Наблюдательного совета в июле 2000 года, или через полгода после завершения финансового (календарного) года.
      По существу, Компания поставила Российскую сторону перед фактом о реально произведенных ею затратах. Одновременно со сметой был представлен финансовый отчет за 1999 год, заверенный 24.04.2000 г. ЗАО "Прайсвотерхаус Куперс Аудит", в котором отражены общие затраты Компании (с 30 марта 1992 г. по 31 декабря 1999 г.) в сумме 1199805,9 тыс. долларов США.
      После 27 июля 2000 года заседания Наблюдательного совета не проводились, по состоянию на 24.11.2000 г. протокол последнего заседания Наблюдательного совета не утвержден.
      Принятое Наблюдательным советом решение изучить в рабочем порядке указанные вопросы и представить предложения ему на рассмотрение не выполнено. В конечном итоге материалы, обосновывающие причины превышения расходов по контрактам, Российской стороне Компания не представила.

      Несмотря на неудослетворительную работу Наблюдательного совета и УГО, освоение на шельфе острова Сахалин почти 2 млрд. долларов США инвестиций и стратегическое значение добычи углеводородов для Дальневосточного региона, Правительство Российской Федерации ни разу не заслушало отчет представителей государства об их работе в органах, представляющих Российскую сторону.

      Затраты на строительство офиса, жилого поселка и других вспомогательных объектов, вынесенные за пределы сметы расходов на освоение первого этапа, предусматривались годовыми программами работ и сметами расходов.
      Фактические расходы на эти объекты в 1998 году составили 66541,5 тыс. долларов США, в 1999 году – 32815 тыс. долларов США, с начала освоения проекта – 120710,6 тыс. долларов США, или в 4,3 раза больше, чем предусматривалось в первоначально утвержденной смете расходов первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения.

      Полное освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений в настоящее время откладывается из-за экономической нецелесообразности работ, между тем условно-постоянные расходы на управленческий персонал не снижаются.
      Фактические расходы на управление составили в 1998 году 54251,5 тыс. долларов США (12,1% от общей суммы годовых расходов), в 1999 году – 51283 тыс. долларов США (19,7%).

      По разъяснению Компании, в 1998 году увеличение расходов в основном связано с выполнением крупных подрядных контрактов, которые были заключены между компанией "Сахалин Энерджи" и иностранными компаниями, в том числе:
      – по проектно-конструкторским работам (компания "Сендвел") – 5995 тыс. долларов США;
      – переоборудование платформы "Моликпак" (компания "ДЭУ") – 19245 тыс. долларов;
      – морские операции (компания "Ван Оорд") – 21791 тыс. долларов США;
      – установка одноякорного причала – ОЯП (компания "Ван Оорд") – 4425 тыс. долларов США;
      – эксплуатационное бурение (компания "Паркер") – 10063 тыс. долларов США.
      Только по. указанным пяти контрактам превышение фактических затрат над сметными составило 61519 тыс. долларов США.
      В 1999 году превышение сметы расходов произошло в результате использования неоптимальных буровых растворов, из-за чего имели место случаи прихвата труб и обсадных колонн в скважинах с более значительным углом уклона, и задержки (до марта 2000 года) в получении разрешения на использование специального бурового раствора.
      В соответствии с пунктом 20(а) СРП вся учетная документация должна храниться в одном офисе на российской территории и вестись на английском и русском языках. Фактически она рассредоточена на всех представительствах Компании.

      В соответствии с официальным запросом комиссии Счетной палаты компания "Сахалин Энерджи" предоставила наиболее значимые семь контрактов и дополнения к ним по платформе "Моликпак", из которых только два оказались на русском, остальные – на английском языке.
      Устные и письменные переводы отдельных разделов контрактов, сделанные с помощью переводчиков компании "Сахалин Энерджи", потребовали дополнительное время на их изучение и анализ.
      Как показал анализ представленных документов, значительное удорожание первого этапа Пильтун-Астохского месторождения явилось следствием недостаточно глубокой первоначальной проработки Компанией технических решений и затрат на освоение Астохской площади месторождения.
      Компания "Сахалин Энерджи" основные контракты на выполнение работ по реконструкции и модернизации платформы "Моликпак" с компаниями "ДЭУ", "Ван Оорд", АО "Амурский судостроительный завод" и другими заключила в 1997 году. Разработка технико-экономического обоснования обустройства Пильтун-Астохского лицензионного участка (Этап I: Астохская площадь) была закончена лишь в мае 1998 года.
      Рабочие чертежи выдавались подрядчику по мере их готовности по отдельным объектам. Ряд объектов не включался в годовые программы и сметы расходов, и в дальнейшем в ходе реконструкции выявлялась необходимость в дополнительных работах по сооружению новых объектов и увеличению расходов.
      По существу работы проводились с высокой интенсивностью для получения первой нефти на наиболее продуктивном участке месторождения в целях компенсации уже понесенных затрат и получения дополнительного источника инвестиций для дальнейшего освоения месторождения.
      Для устранения недоделок, проведения непредусмотренных работ, привлечения дополнительных людских и материальных ресурсов затраты по первому этапу освоения Пильтун-Астохского месторождения были увеличены против смет расходов на 1998-1999 годы на 102,2 млн. долларов США.

      Модернизация платформы "Моликпак" заключается в расширении существующих буровых окон, строительстве помещения устья скважины, удлинении салазок буровой установки, переделке дверей трубохранилища, модернизации вертолетной площадки, в стыковке платформы с подставкой.
      В 1997 году компания "Сахалин Энерджи" заключила два контракта с компаниями ДЭУ "Корпорэйшн" и ДЭУ "Хеви индастридз Лтд." (далее "ДЭУ") на выполнение работ по модификации платформы и изготовлению технологического модуля.
      Первоначальной сметой расходов на модернизацию платформы "Моликпак" предусматривалось 52148 тыc. долларов США. Фактические затраты на нее составили 70528 тыс. долларов США, или на 18380 тыс. долларов США больше.
      По контракту № С-Е1 с компанией "ДЭУ" с мая 1997 года по октябрь 1998 года итоговая сумма затрат составила 59241,1 тыс. долларов США, в том числе 10154,7 тыс. долларов США было выплачено за изменения к договору на работы, ранее не предусмотренные контрактом, годовой программой работ и сметой расходов на 1998 год.
      По контракту № С-СО, заключенному Компанией с этой же фирмой 31 января 1997 года, из общего объема выполненных работ и оказанных услуг в сумме 16199,4 тыс. долларов США в соответствии с изменениями и дополнениями к контракту выполнены работы на 4396 тыс. долларов США.
      Кроме этого, в нарушение условий указанных контрактов компания "Сахалин Энерджи" приняла платформу "Моликпак" с большими недоделками и начала ее транспортирование к месту установки на Астохской площади месторождения, чтобы доставить к месту базирования в безледовый период.
      Первоначально для завершения работ по переоборудованию платформы "Моликпак" было запланировано 27420 человеко-часов, фактически на эти работы затрачено 67756 человеко-часов, в том числе 17765 – на незавершенные работы на судоверфи компании "ДЭУ", 5181 – за счет увеличения объема работ, связанных с пуском в эксплуатацию технологического модуля, 10760 человеко-часов – на изменение конструкции пяти эксплуатационных скважин и другие непредусмотренные проектом работы.
      В связи с увеличением объема работ, ранее непредусмотренных проектом, затраты на проектно-конструкторские работы выросли с 28904 тыс. долларов США в 1997 году до 36590 тыс. долларов в 1999 году, или на 7б86 тыс. долларов США.
      На приобретение необходимых для сборки технологического модуля материалов и оборудования, а также оплату услуг по доставке этого оборудования сметными ассигнованиями предполагалось 22879 тыс. долларов США. Фактически израсходовано на материально-техническое снабжение 23268 тыс. долларов США, в том числе в 1998 году – 1852 тыс. долларов США, в 1999 году – 705 тыс. долларов США.
      Соглашение между компанией "Сахалин Энерджи" и компанией "Галф Кэнада" на приобретение платформы "Моликпак" заключено в 1996 году. Затраты, по данным компании "Сахалин Энерджи", составили 29713 тыс. долларов США, в том числе в 1996 году – 1511 тыс. долларов США, в 1997 году – 28202 тыс. долларов США.
      Первичные документы, подтверждающие указанные выплаты, комиссии Счетной палаты Компания не представила, мотивируя отказ тем, что ревизия первичной документации по 1 января 1998 года уже проведена.
      В то же время в экономическом расчете для ТЭО обустройства (приложения № 11-3 и № 11-4) "Технико-экономического обоснования Пильтун-Астохского лицензионного участка. Этап 1: Астохская площадь" (Хьюстон, США, 1998 год) в графе "капитальные затраты" на приобретение установки "Моликпак" указана сумма 26507 тыс. долларов США.
      Такое расхождение и упорное нежелание Компании представить комиссии первичные платежные документы ставят под сомнение достоверность суммы расходов, включенных Компанией в смету затрат на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения в сумме 29713 тыс. долларов США.

      По уточненной смете расходов затраты на изготовление подставки для платформы "Моликпак" составили 53757 тыс. долларов США, против 53542 тыс. долларов США, предусмотренных первоначальной сметой расходов.
      После окончательной сборки подставки в г. Большой Камень (Приморский край) она была отбуксирована на верфи фирмы "ДЭУ", расположенные в городе Окпо (Корея), где осуществлялась модернизация и ремонт платформы "Моликпак".
      До начала работ по реконструкции специалистами различных ведомств была проведена инспекционная проверка технического состояния корпуса платформы, в результате которой сделан вывод о возможности ее дальнейшей эксплуатации.
      В проектах работ оплата таможенных платежей отдельной строкой не предусматривалась. Фактические расходы на оплату таможенных платежей российским таможенным органам и услуг консультантов по согласованию процедур таможенного оформления составили 1228 тыс. долларов США, в том числе: в 1998 году -1215 тыс. долларов США, в 1999 году – 13 тыс. долларов США.
      В ходе установки платформы необходимо было выполнить определенный объем морских работ, в частности: дноуглубительные работы по подготовке морского дна; заполнение песком и затем уплотнение центральной части установленной платформы, отсыпка ее по периметру скальной породой.
      На проведение указанных работ проектом предусматривалось 30435 тыс. долларов США. Фактические расходы, по данным компании "Сахалин Энерджи", составили 49326 тыс. долларов США.
      Подрядчиком по выполнению работ являлась фирма "Ван Оорд", с которой в декабре 1997 года был заключен контракт № C-G3 на услуги по буксировке платформы "Моликпак" от площадки стыковки платформы к проектной точке установки, подводному драгированию, подготовке площадки, поставке, транспортированию и размещению скальной отсыпки, материально-техническому обеспечению, изготовлению и установке трубопровода, установке одноякорного причала (ОЯП) и платформы "Моликпак". Общая стоимость контракта составляла 24475 тыс. долларов США.
      Согласно контракту (пункт 9.1) подрядчик обязан был завершить работу не позднее 1 ноября 1998 года. В октябре 1998 г. завершились взрывные работы по уплотнению ядра основания платформы, монтаж контрольно-измерительной аппаратуры, проводились ее обвязка и отсыпка, однако весь объем работ к указанному сроку не был выполнен.

      В сентябре 1998 г. при установке одноякорного причала произошел обрыв каната и ОЯП аварийно ушел под воду, получив серьезные повреждения и нарушив целостность нефтетрубопровода от платформы "Моликпак" до ОЯП.
      На выполнение работ по подъему и ремонту ОЯП, восстановление нефтетрубопровода и другие работы 18 декабря 1998 г. между компанией "Сахалин Энерджи" и компанией "Ван Оорд" заключен меморандум о взаимопонимании, 24 февраля 1999 г. – дополнение к нему, которым перенесен срок выполнения работ на 17 нюня 1999 г., а 22 сентября 1999 г. – соглашение по окончательным расчетам. Указанные работы продолжались до 30 ноября 1999 года, или на целый год дольше.
      Как установлено проверкой по первичным документам, за ликвидацию последствий инцидента с ОЯП Компания уплатила 10151,6 тыс. долларов США, или в 10 раз больше, чем предусматривалось первоначальным контрактом. Однако Наблюдательным советом причины инцидента и по чьей вине он произошел, не выяснялись и не рассматривались. По условиям контракта все аварийные работы должны выполняться подрядчиком. Поэтому 9000 тыс. долларов США, израсходованные Компанией на ликвидацию аварии не являются возмещаемыми затратами.

      В сезон добычи 1999 года на комплексе "Витязь" произошли два инцидента с канатами, соединяющими плавучее наливное нефтехранилище ПНХ) "Оха" с ОЯП.
      ПНХ "Оха" крепится к ОЯП двумя параллельными канатами. В первом случае (28 сентября 1999 г.) произошел их разрыв, в результате чего в море вылилось от 1 до 3 баррелей нефти из соединительного трубопровода. Во втором случае (31 октября 1999 г.) имел место не разрыв, а лишь частичное разрушение и растяжение параллельных швартовых канатов, что позволило произвести регулируемое отсоединение от ОЯП и предотвратить разлив нефти.
      После первого инцидента было начато расследование его причин, в котором приняли участие компания "Марлоу Роулс" (изготовитель швартовых), компания "СБМ" (разработчик ОЯП) и компания "Сахалин Энерджи". Российские специалисты для расследования причин аварий не были приглашены.
      По результатам расследования было сделано заключение, что в обоих случаях причинами обрыва и разрушения швартовых канатов стали неудачное конструктивное решение их крепления, допускавшего контакт между киповой планкой ОЯП и проходящими через нее канатами, а также более низкая прочность канатов с параллельными жилами, используемых для крепления плавучего наливного нефтехранилища с одноякорным причалом, по сравнению с плетеными.
      Для ликвидации последствий аварий и продолжения добычи нефти компания "Сахалин Энерджи" затратила 3,84 млн. долларов, которые должны компенсироваться страховыми компаниями и компанией "Сахалин Марин Лимитед", сдающей ПНХ в аренду компании "Сахалин Энерджи".
      До настоящего времени компания "Сахалин Энерджи" компенсации не получила, хотя в соответствии с пунктом 4(n) "Ущерб и гибель имущества" приложения А "Принципы бухгалтерского учета" суммы возмещения в качестве страховых выплат по договорам страхования, премии по которым включаются в состав затрат, отражаются в учете как уменьшение затрат.

      На производственно-добычном комплексе "Витязь" вся система учета добываемой нефти и газа автоматизирована, показатели замеров всех измерительных приборов сведены к оператору на компьютер.
      В настоящее время на платформе "Моликпак" в работе находится 13 скважин, из которых 12 добывающих и одна газонагнетательная. На каждой отдельно взятой скважине счетчики не установлены, так как сырая нефть поступает из скважины совместно с попутным газом. Показатели установленных на платформе "Моликпак" турбинных, ультразвуковых и диафрагменных счетчиков не являются официальными по объемам добытой нефти и газа.
      Замеры дебита скважин производятся после отделения газа от нефти в тестовом (испытательном) сепараторе, на котором установлены турбинные счетчики "Solartron" для замера нефти и воды, и счетчик "Smart" для замера газа (на основе диафрагменного расходомера "Daniel". Данные замеров дебита скважин являются оперативными и задаются в компьютерную систему регулирования отбора сырой нефти, поддержания пластового давления и других параметров по отработке месторождения.
      Через систему сепараторов из нефти извлекается газ, который направляется в общую газовую систему, а нефть – в общую магистраль. На каждом сепараторе установлен счетчик "Smart". По сумме показаний четырех счетчиков (тестовый и три технологических) устанавливается общий объем добытого газа. Далее газ из общей системы поступает для использования на собственные нужды платформы "Моликпак", а также для закачивания обратно в нефтяной пласт. Газ, используемый на собственные нужды и закачиваемый в пласт, замеряется диафрагменными расходомерами. Оставшаяся часть газа из-за отсутствия транспортной системы, сжигается на факеле. После отделения газа нефть поступает в общую магистраль, где после замера на выходном ультразвуковом счетчике "Controlatron" поступает по двухкилометровому трубопроводу на ОЯП и далее в ПНХ.

      Плавучее наливное нефтехранилище представляет собой переоборудованный танкер вместимостью 136,8 тыс. тонн, разделенный перегородками на 12 отсеков (танков). Каждый танк оборудован двумя замерными устройствами: радарным прибором "SAAB", определяющим объем заполнения танка, и электронной замерной лентой UTI, измеряющей высоту заполнения танка нефтью и автоматически рассчитывающей ее объем.
      Указанные два метода замера являются дублирующими и взаимно контролируются. В сентябре-октябре 1999 года разница по показателям этих методов составляла 0,2 процента. Эти данные также являются оперативными и сопоставляются с показателями счетчика на платформе "Моликпак". Замеры радарными счетчиками проводятся каждый час и тоже сравниваются с показателями счетчика, установленного на платформе "Моликпак". Почасовые расхождения в замерах составляют 1,5-3 процента.
      Замеры в танках по электронным лентам проводятся один раз в сутки. Этим прибором определяются объемы нефти и воды, полученные данные заносятся в компьютерную систему, но являются оперативными.
      Так, за сентябрь 2000 года показания счетчика на платформе "Моликпак" бы ли больше чем в ПНХ на 1,9 процента.
      Официальными объемами нефти для взаиморасчетов являются показания фискального узла учета "FMC Smith", расположенного на выходном фланце ПНХ и состоящего из системы приборов, счетчиков жидкости, включая калибрующие. Отклонения по показаниям счетчиков в ПНХ и на узле учета отгрузки нефти, по сумме 4 отгрузок нефти, в сентябре 2000 г. составили 0,09 процента.
      Все перечисленные измерительные приборы по учету добычи нефти и газа имеют сертификаты соответствия Госстандарта России и разрешения Госгортехнадзора России на их использование.

      Загрузка танкеров через концевой фланец производится в присутствии пограничного и таможенного нарядов России. Показания узла учета снимаются этими службами и регистрируются в журнале. На время отгрузок нефти пограничный и таможенный наряды пломбируют отводные линии, что не позволяет провести отгрузку из ПНХ в транспортные танкеры мимо узла учета. После загрузки танкера и снятия показаний узла учета таможенной службой оформляется коносамент. Право на вывоз нефти за пределы России дает таможенная декларация со штампом "Выпуск разрешен" и акт таможенного досмотра. Окончательный, официальный объем добытой нефти определяется после завершения навигационного сезона и складывается из объемов отгруженной нефти, вывезенной за пределы России, и ее остатка в танках ПНХ, который в конце сезона используется как экспортный и увозится на зимний период в незамерзающий порт. Исходя из этого объема корректируются данные добычи по скважинам и другие показатели на платформе "Моликпак", а показания по оперативным данным теряют свою силу.

      В соответствии с пунктом 12(е) Соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2" Компания представляет Наблюдательному совету отчет об участии предприятий российской промышленности в работах по каждому проекту. В дополнение к общему отчету о ходе работ Компания должна указать количество и цену (в долларах США) всех контрактов, заключенных за отчетный период, а также количество и сумму контрактов, заключенных с российскими предприятиями за этот же период.
      В 1999 году компанией "Сахалин Энерджи" было заключено 1862 контрактов и заказов на товары и услуги на общую сумму 53,0 млн. долларов США. Общая стоимость работ, выполняемых российскими предприятиями по этим контрактам, составляет 27,8 млн. долларов США, или 52,5 процента.
      При заключении 167 контрактов на конкурсной основе общей стоимостью 4,2 млн. долларов США, ни одно российское предприятие не было квалифицировано как обладающее необходимыми ресурсами для соответствия конкурсным требованиям, оговоренным "Порядком организации материально-технического снабжения и подрядных работ". Компания уведомляла Российскую сторону о проведении таких конкурсов в соответствии с установленными процедурами.
      Из остальных 1695 контрактов общей стоимостью 48,8 млн. долларов США 717 контрактов на сумму 27,2 млн. долларов были переданы российским компаниям.
      Однако, как установлено, существующая форма отчетности не отражает фактическую сторону участия российских подрядчиков в реализации проекта "Сахалин-2". Например, в 1999 году российскими компаниями заключено контрактов на 27,2 млн. долларов США, а оплачено только по 22 контрактам стоимостью свыше 1 млн. рублей, заключенным в 1997-1999 годах, 54,8 млн. рублей или в 2 раза больше. Однако эти цифры несопоставимы, так как поступления идут частично от контрактов, заключенных на срок от 1 года до 30 лет. Учеты оплат контрактов российских и иностранных подрядчиков не ведется.

      За 1999 год расходы на персонал компании "Сахалин Энерджи" составили 38145 тыс. долларов США, в том числе зарплата и налоги иностранных сотрудников – 21993 тыс. долларов США, зарплата и налоги российского персонала – 7066 тыс. долларов США, затраты по переезду сотрудников – 740 тыс. долларов США, расходы и льготы на поддержку сотрудников – 8537 тыс. долларов США, в том числе российских – 550 тыс. долларов США.
      Среднесписочная численность сотрудников компании "Сахалин Энерджи" составила 335 человек, из них российских граждан – 253 человека, или 75,5%, что соответствует условиям СРП. Среднегодовые расходы на российских граждан составили 30,1 тыс. долларов США, среднемесячная зарплата с учетом налогов российского персонала – около 2500 долларов, иностранных сотрудников – 17000 долларов, а с учетом льгот – 25000 долларов США.
      Заработная плата российским работникам подрядных организаций выплачивается в соответствии с российскими нормативными документами. По состоянию на 1 января 2000 года, в реализации проекта "Сахалин-2" участвовало 1250 работников.


Выводы

По проекту "Сахалин-1"

      1. Соглашение о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" подписано 30.06.95 г. от лица государства: Правительством Российской Федерации (Минтопэнерго России) и администрацией Сахалинской области, компаниями: "Эксон Нефтегаз Лимитед" ("Эксон" – 30% акций), "Сахалин Ойл Девелопмент Кооперейшн Компани, Лтд" ("Содеко" – 30% акций), ЗАО: "Сахалинморнефтегаз-Шельф" – 17% акций и "Роснефть-Сахалин" – 23% акций.

      2. Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр 25 мая 1996 года на срок действия Соглашения Оператору проекта "Сахалин-1" – консорциуму "Эксон Нефтегаз Лимитед" выданы лицензии на геологическое изучение и добычу углеводородов нефтегазоконденсатных месторождений Аркутун-Даги, Одопту и Чайво.

      3. Общий объем инвестиций по проекту "Сахалин-1" оценивается в 15,2 млрд. долларов США. Расходы консорциума за период с 1994 по 1999 год составили 399,9 млн. долларов США. По проекту "Сахалин-1" Российской стороной, получены платежи в сумме 15,7 млн. долларов США: бонус на дату вступления Соглашения в силу – 15 млн. долларов, ренталс (платежи за право на геологическое изучение недр) – 184,3 тыс. долларов уплачен в федеральный бюджет и 506,9 тыс. долларов США – в бюджет Сахалинской области.

      4. Работы по геологическому изучению недр, одобренные в окончательном варианте программы геологического изучения недр, выполнены не полностью. Не в полном объеме выполнены годовые программы работ за 1996, 1997 и 1998 годы, не были проведены расконсервация и испытание некоторых разведочных скважин, не выполнены также в 1999 году работы, связанные с углублением скважины Даги-15 до 4500 метров.

      5. Смета расходов на 1999 год утверждена в объеме 95667 тыс. долларов США. Фактически, из-за переноса сроков бурения скважины "Чайво-6", в 1999 году освоено лишь 53316 тыс. долларов США или 55,7% средств, предусмотренных уточненной годовой сметой, из них более 50% составили расходы на управление.

      6. Общая оценочная стоимость контрактов, размещенных среди российских организаций в 1999 году, составляет 8,0 млн. долларов США, или немногим более 50% от стоимости всех размещенных контрактов.

      7. Отчетность Консорциума по оценочной стоимости контрактов не отражает действительного участия Российской стороны по их фактической оплате. Так, в 1999 году по всем контрактам российским подрядчикам было выплачено 11725 тысяч долларов США, или 146% от оценочной стоимости контрактов, заключенных в 1999 году. Если учесть все выплаты, включая зарплату, налоги, пошлины, сборы и другие платежи, то за 1999 год Российская сторона получила 17463 тыс. долларов США, или 46,7% от общих выплат всем участникам проекта, а с учетом всех затрат, понесенных Консорциумом в 1999 году в сумме 53300 тыс. долларов США, реальная доля российского участия составляет 34,7 процента.

По проекту "Сахалин-2".

      8. Проект "Сахалин-2" включает в себя площади Пильтун-Астохского и Аркутун-Дагинского месторождений углеводородов, расположенных на северо-востоке шельфа острова Сахалин. Общие планы разработки Пильтун-Астохского (первый этап) и Лунского месторождений основаны на получении первой нефти Пильтун-Астохского месторождения в середине 1999 года, достижении круглогодичной добычи нефти к концу 2003 года и начале поставок газа Лунского месторождения в виде сжиженного природного газа в середине 2005 года.

      9. Оператором проекта "Сахалин-2" является компания "Сахалин Энерджи". Общий объем капитальных вложений по проекту "Сахалин-2" оценивается в 10 млрд. долларов США. Расходы Компании на период с 1992 по 1999 год составили 1199,8 млн. долларов США. Российской стороной получены 94 млн. долларов США, в том числе: бонусы в сумме 27 млн. долларов США; взносы в фонд развития Сахалина в сумме 60 млн. долларов США; 4 млн. долларов США в счет возмещения российских затрат на геологоразведочные работы; Институту геологии и разработки горючих ископаемых – 3 млн. долларов США.

      10. В нарушение пунктов 5(iv) и 10(е) проекта "Сахалин-2" после утверждения программы работ и сметы расходов за 1998 и 1999 годы компания "Сахалин Энерджи" вносила в них ряд существенных изменений по видам работ и статьям затрат без рассмотрения и утверждения Наблюдательным советом.

      11. Сравнительный анализ фактических расходов и сметных назначений по направлениям деятельности и видам работ за 1998 и 1999 годы показал значительный перерасход по некоторым статьям затрат первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения за счет снижения расходов и исключения отдельных видов работ по другим направлениям деятельности, утвержденным годовыми программами работ.
      Проводимая компанией "Сахалин Энерджи" финансовая политика привела в конечном итоге к скрытому удорожанию работ по первому этапу освоения Пильтун-Астохского месторождения.

      12. Фактически произведенные затраты первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения превысили утвержденные годовые программы работ и сметы расходов за два года на 102201,4 тыс. долларов США, в том числе:
      – за 1998 год – на 62028,4 тыс. долларов США, или на 38,9%;
      – за 1999 год – на 40173 тыс. долларов США, или на 39,5%.
      Не выполненные по направлениям деятельности работы при разработке Пильтун-Астохского месторождения на сумму 52686,2 тыс. рублей Компанией перераспределены на покрытие перерасхода.

      13. Скрытый перерасход по ряду статей годовых программ в конечном счете отразился в оценочной смете расходов по освоению первого этапа Пильтун-Астохского месторождения, утвержденной Наблюдательным советом 27.07.97 г. (резолюция SB/97/06) в сумме 644207 тыс. долларов США.
      На заседание Наблюдательного совета 10.12.98 г. Компанией была представлена для рассмотрения уточненная смета расходов на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения, скорректированная под фактические затраты с перерасходом в сумме 68957 тыс. долларов США.
      Причины удорожания представителям Российской стороны в Наблюдательном совете представлены на основании данных Компании. Ревизия первичных документов, подтверждающих причины удорожания, Наблюдательным советом не проводилась. Несмотря на это, на заседании Наблюдательного совета 08.06.99 г. (резолюция SB/99/04) уточненная оценочная смета расходов на освоение первого этапа, без учета расходов на вспомогательные объекты, утверждена в размере 685495 тыс. долларов США, или на 11,2% больше первоначально утвержденной сметы.

      14. Соглашением по проекту "Сахалин-2" предусмотрено проведение заседаний Наблюдательного совета не менее четырех раз в год, фактически в 1998 году состоялось два заседания (19 июня и 8 декабря), в 1999 году – одно (27 июля).
      В соответствии с пунктом 6(b) приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к СРП Российская сторона вправе производить ревизию учетной документации Компании один раз в год. Фактически за четыре года она была проведена только один раз – в 1997 году.

      15. На заседание Наблюдательного совета 27.07.2000 г., или через полгода после завершения финансового (календарного) года, Компания представила еще одно изменение оценочной сметы расходов по первому этапу освоения с просьбой пересмотреть ее в сторону увеличения с 685495 тыс. долларов США до 737000 тыс. долларов США, или на 51504 тыс. долларов США (7,5%) больше. После 27 июля 2000 года заседания Наблюдательного совета не проводились. Протокол этого заседания Наблюдательного совета до настоящего времени не утвержден.
      По разъяснению Компании, в 1998 году увеличение расходов в основном связано с выполнением крупных подрядных контрактов, которые были заключены между компанией "Сахалин Энерджи" и иностранными компаниями. Так, только по пяти контрактам с компаниями "Сендвел", "ДЭУ", "Ван Оорд", "Паркер" превышение фактических затрат над сметными составило 61519 тыс. долларов США.

      16. Как показал анализ представленных документов, значительное удорожание первого этапа Пильтун-Астохского месторождения явилось следствием недостаточно глубокой первоначальной проработки Компанией технических решений и затрат на освоение Астохской площади месторождения.
      По контракту № С-Е1 с компанией "ДЭУ" с мая 1997 года по октябрь 1998 года затраты составили 59241,1 тыс. долларов США, в том числе 10154,7 тыс. долларов США по изменениям к договору выплачены по 10 объектам за работы, ранее не предусмотренные контрактом, годовой программой работ и сметой расходов на 1998 год.
      По контракту № С-СО с этой же фирмой, заключенному 31 января 1997 г., из общего объема выполненных работ и оказанных услуг в сумме 16199,4 тыс. долларов США за счет изменений, и дополнений к контракту выполнены работы на 4396 тыс. долларов США.
      Кроме этого, в нарушение условий указанных контрактов компания "Сахалин Энерджи" приняла платформу "Моликпак" с большими недоделками. Первоначально для завершения работ по переоборудованию платформы "Моликпак" было запланировано 27420 человеко-часов, фактически на эти работы затрачено 67756 человеко-часов, или в 2,5 раза больше.
      Несмотря на срыв подрядчиками сроков переоборудования платформы "Моликпак", что потребовало дополнительных непредусмотренных затрат, компания "Сахалин Энерджи" не потребовала возмещения ущерба от подрядчиков, так как дополнительные работы выполнялись из-за просчетов Компании.

      
17. Компания "Сахалин Энерджи" приобрела у компании "Галф Кэнада" платформу "Моликпак" в третьем квартале 1997 года. Затраты на ее покупку, по данным компании ("Сахалин Энерджи", составили 29713 тыс. долларов США. Подтверждающие первичные документы на указанные выплаты Компания не представила комиссии Счетной палаты, мотивируя отказ тем, что ревизия первичной документации по 1 января 1998 года уже проведена.
      В то же время в экономическом расчете для ТЭО обустройства (приложения № 11-3 и № 11-4) "Технико-экономического обоснования Пильтун-Астохского лицензионного участка. Этап 1: "Астохская площадь" (Хьюстон, США, 1998 год) в графе "капитальные затраты" на приобретение установки "Моликпак" указана сумма 26507 тыс. долларов США.
      Такое расхождение и упорное нежелание Компании представить комиссии первичные платежные документы ставят под сомнение достоверность расходов в сумме 29713 тыс. долларов США, включенных Компанией в смету затрат на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения.

      18. Сроки освоения углеводородных месторождений шельфа острова Сахалин Компанией постоянно откладываются, между тем условно-постоянные расходы на управленческий персонал не снижаются.
      Фактические расходы на управление составили в 1998 году 54251,5 тыс. долларов США (12,1% от общей суммы годовых расходов), в 1999 году – 51283 тыс. долларов США (19,7%).

      19. В сентябре 1998 г. при установке одноякорного причала (ОЯП) произошел обрыв каната и ОЯП аварийно ушел под воду, получив серьезные повреждения и нарушив целостность нефтетрубопровода от платформы "Моликпак" до ОЯП.
      За ликвидацию последствий инцидента с ОЯП компания "Сахалин Энерджи" уплатила фирме "Ван Оорд" 10151,6 тыс. долларов США, или в 10 раз больше чем предусматривалось первоначальным контрактом. Однако Наблюдательным советом причины инцидента и по чьей вине он произошел, не выяснялись и не рассматривались. По условиям контракта все аварийные работы должны выполняться подрядчиком. Поэтому 9000 тыс. долларов США, израсходованные Компанией на ликвидацию аварии, не являются возмещаемыми затратами.

      20. В сентябре и октябре 1999 года на комплексе "Витязь" произошли два инцидента с канатами, соединяющими плавучее наливное хранилище "Оха" с ОЯП.
      Для ликвидации последствий аварий и продолжения добычи нефти компания "Сахалин Энерджи" затратила 3,84 млн. долларов, которые должны компенсироваться страховыми компаниями и компанией "Сахалин Марин Лимитед", сдающей ПНХ в аренду компании "Сахалин Энерджи".
      До настоящего времени компания "Сахалин Энерджи" компенсации не получила, хотя в соответствии с пунктом 4(n) "Ущерб и гибель имущества" приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к СРП суммы возмещения по договорам страхования, премии по которым включаются в состав затрат, отражаются в учете как уменьшение затрат. В связи с этим сумму ущерба следует отнести к категории невозмещаемых затрат.


Предложения

      1. Направить представление Правительству Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных проверкой недостатков, в котором также предложить:
      – завершить создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации соглашений о разделе продукции;
      – обеспечить надлежащее исполнение Наблюдательным советом и УГО условий Соглашений по проектам "Сахалин– 1" и "Сахалин-2" в части защиты экономических и государственных интересов Российской Федерации, в том числе довести долю участия российских подрядчиков до 70% и выше;
      – разработать программу по созданию отечественными предприятиями морских платформ по добыче углеводородов на шельфах и в территориальных водах Российской Федерации;
      – установить постоянный контроль за реализацией соглашений о разделе продукции, регулярно заслушивать федеральные органы исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 86 "О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией".


Аудитор М. И. Бесхмельницын
Отчет направлен председателю ГД Г.Н.Селезневу председателем СП РФ С.В.Степашиным 14.03.01 (№ 01-317/11).


НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
/sh/sp/p2_00.htm
Реклама:
Hosted by uCoz