По проекту "Сахалин-2".
8. Проект "Сахалин-2" включает в себя площади Пильтун-Астохского и Аркутун-Дагинского месторождений углеводородов, расположенных на северо-востоке шельфа острова Сахалин. Общие планы разработки Пильтун-Астохского (первый этап) и Лунского месторождений основаны на получении первой нефти Пильтун-Астохского месторождения в середине 1999 года, достижении круглогодичной добычи нефти к концу 2003 года и начале поставок газа Лунского месторождения в виде сжиженного природного газа в середине 2005 года.
9. Оператором проекта "Сахалин-2" является компания "Сахалин Энерджи". Общий объем капитальных вложений по проекту "Сахалин-2" оценивается в 10 млрд. долларов США. Расходы Компании на период с 1992 по 1999 год составили 1199,8 млн. долларов США. Российской стороной получены 94 млн. долларов США, в том числе: бонусы в сумме 27 млн. долларов США; взносы в фонд развития Сахалина в сумме 60 млн. долларов США; 4 млн. долларов США в счет возмещения российских затрат на геологоразведочные работы; Институту геологии и разработки горючих ископаемых – 3 млн. долларов США.
10. В нарушение пунктов 5(iv) и 10(е) проекта "Сахалин-2" после утверждения программы работ и сметы расходов за 1998 и 1999 годы компания "Сахалин Энерджи" вносила в них ряд существенных изменений по видам работ и статьям затрат без рассмотрения и утверждения Наблюдательным советом.
11. Сравнительный анализ фактических расходов и сметных назначений по направлениям деятельности и видам работ за 1998 и 1999 годы показал значительный перерасход по некоторым статьям затрат первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения за счет снижения расходов и исключения отдельных видов работ по другим направлениям деятельности, утвержденным годовыми программами работ.
Проводимая компанией "Сахалин Энерджи" финансовая политика привела в конечном итоге к скрытому удорожанию работ по первому этапу освоения Пильтун-Астохского месторождения.
12. Фактически произведенные затраты первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения превысили утвержденные годовые программы работ и сметы расходов за два года на 102201,4 тыс. долларов США, в том числе:
– за 1998 год – на 62028,4 тыс. долларов США, или на 38,9%;
– за 1999 год – на 40173 тыс. долларов США, или на 39,5%.
Не выполненные по направлениям деятельности работы при разработке Пильтун-Астохского месторождения на сумму 52686,2 тыс. рублей Компанией перераспределены на покрытие перерасхода.
13. Скрытый перерасход по ряду статей годовых программ в конечном счете отразился в оценочной смете расходов по освоению первого этапа Пильтун-Астохского месторождения, утвержденной Наблюдательным советом 27.07.97 г. (резолюция SB/97/06) в сумме 644207 тыс. долларов США.
На заседание Наблюдательного совета 10.12.98 г. Компанией была представлена для рассмотрения уточненная смета расходов на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения, скорректированная под фактические затраты с перерасходом в сумме 68957 тыс. долларов США.
Причины удорожания представителям Российской стороны в Наблюдательном совете представлены на основании данных Компании. Ревизия первичных документов, подтверждающих причины удорожания, Наблюдательным советом не проводилась. Несмотря на это, на заседании Наблюдательного совета 08.06.99 г. (резолюция SB/99/04) уточненная оценочная смета расходов на освоение первого этапа, без учета расходов на вспомогательные объекты, утверждена в размере 685495 тыс. долларов США, или на 11,2% больше первоначально утвержденной сметы.
14. Соглашением по проекту "Сахалин-2" предусмотрено проведение заседаний Наблюдательного совета не менее четырех раз в год, фактически в 1998 году состоялось два заседания (19 июня и 8 декабря), в 1999 году – одно (27 июля).
В соответствии с пунктом 6(b) приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к СРП Российская сторона вправе производить ревизию учетной документации Компании один раз в год. Фактически за четыре года она была проведена только один раз – в 1997 году.
15. На заседание Наблюдательного совета 27.07.2000 г., или через полгода после завершения финансового (календарного) года, Компания представила еще одно изменение оценочной сметы расходов по первому этапу освоения с просьбой пересмотреть ее в сторону увеличения с 685495 тыс. долларов США до 737000 тыс. долларов США, или на 51504 тыс. долларов США (7,5%) больше. После 27 июля 2000 года заседания Наблюдательного совета не проводились. Протокол этого заседания Наблюдательного совета до настоящего времени не утвержден.
По разъяснению Компании, в 1998 году увеличение расходов в основном связано с выполнением крупных подрядных контрактов, которые были заключены между компанией "Сахалин Энерджи" и иностранными компаниями. Так, только по пяти контрактам с компаниями "Сендвел", "ДЭУ", "Ван Оорд", "Паркер" превышение фактических затрат над сметными составило 61519 тыс. долларов США.
16. Как показал анализ представленных документов, значительное удорожание первого этапа Пильтун-Астохского месторождения явилось следствием недостаточно глубокой первоначальной проработки Компанией технических решений и затрат на освоение Астохской площади месторождения.
По контракту № С-Е1 с компанией "ДЭУ" с мая 1997 года по октябрь 1998 года затраты составили 59241,1 тыс. долларов США, в том числе 10154,7 тыс. долларов США по изменениям к договору выплачены по 10 объектам за работы, ранее не предусмотренные контрактом, годовой программой работ и сметой расходов на 1998 год.
По контракту № С-СО с этой же фирмой, заключенному 31 января 1997 г., из общего объема выполненных работ и оказанных услуг в сумме 16199,4 тыс. долларов США за счет изменений, и дополнений к контракту выполнены работы на 4396 тыс. долларов США.
Кроме этого, в нарушение условий указанных контрактов компания "Сахалин Энерджи" приняла платформу "Моликпак" с большими недоделками. Первоначально для завершения работ по переоборудованию платформы "Моликпак" было запланировано 27420 человеко-часов, фактически на эти работы затрачено 67756 человеко-часов, или в 2,5 раза больше.
Несмотря на срыв подрядчиками сроков переоборудования платформы "Моликпак", что потребовало дополнительных непредусмотренных затрат, компания "Сахалин Энерджи" не потребовала возмещения ущерба от подрядчиков, так как дополнительные работы выполнялись из-за просчетов Компании.
17. Компания "Сахалин Энерджи" приобрела у компании "Галф Кэнада" платформу "Моликпак" в третьем квартале 1997 года. Затраты на ее покупку, по данным компании ("Сахалин Энерджи", составили 29713 тыс. долларов США. Подтверждающие первичные документы на указанные выплаты Компания не представила комиссии Счетной палаты, мотивируя отказ тем, что ревизия первичной документации по 1 января 1998 года уже проведена.
В то же время в экономическом расчете для ТЭО обустройства (приложения № 11-3 и № 11-4) "Технико-экономического обоснования Пильтун-Астохского лицензионного участка. Этап 1: "Астохская площадь" (Хьюстон, США, 1998 год) в графе "капитальные затраты" на приобретение установки "Моликпак" указана сумма 26507 тыс. долларов США.
Такое расхождение и упорное нежелание Компании представить комиссии первичные платежные документы ставят под сомнение достоверность расходов в сумме 29713 тыс. долларов США, включенных Компанией в смету затрат на освоение первого этапа Пильтун-Астохского месторождения.
18. Сроки освоения углеводородных месторождений шельфа острова Сахалин Компанией постоянно откладываются, между тем условно-постоянные расходы на управленческий персонал не снижаются.
Фактические расходы на управление составили в 1998 году 54251,5 тыс. долларов США (12,1% от общей суммы годовых расходов), в 1999 году – 51283 тыс. долларов США (19,7%).
19. В сентябре 1998 г. при установке одноякорного причала (ОЯП) произошел обрыв каната и ОЯП аварийно ушел под воду, получив серьезные повреждения и нарушив целостность нефтетрубопровода от платформы "Моликпак" до ОЯП.
За ликвидацию последствий инцидента с ОЯП компания "Сахалин Энерджи" уплатила фирме "Ван Оорд" 10151,6 тыс. долларов США, или в 10 раз больше чем предусматривалось первоначальным контрактом. Однако Наблюдательным советом причины инцидента и по чьей вине он произошел, не выяснялись и не рассматривались. По условиям контракта все аварийные работы должны выполняться подрядчиком. Поэтому 9000 тыс. долларов США, израсходованные Компанией на ликвидацию аварии, не являются возмещаемыми затратами.
20. В сентябре и октябре 1999 года на комплексе "Витязь" произошли два инцидента с канатами, соединяющими плавучее наливное хранилище "Оха" с ОЯП.
Для ликвидации последствий аварий и продолжения добычи нефти компания "Сахалин Энерджи" затратила 3,84 млн. долларов, которые должны компенсироваться страховыми компаниями и компанией "Сахалин Марин Лимитед", сдающей ПНХ в аренду компании "Сахалин Энерджи".
До настоящего времени компания "Сахалин Энерджи" компенсации не получила, хотя в соответствии с пунктом 4(n) "Ущерб и гибель имущества" приложения А "Принципы бухгалтерского учета" к СРП суммы возмещения по договорам страхования, премии по которым включаются в состав затрат, отражаются в учете как уменьшение затрат. В связи с этим сумму ущерба следует отнести к категории невозмещаемых затрат.
Предложения
1. Направить представление Правительству Российской Федерации для принятия мер по устранению выявленных проверкой недостатков, в котором также предложить:
– завершить создание необходимой нормативно-правовой базы для реализации соглашений о разделе продукции;
– обеспечить надлежащее исполнение Наблюдательным советом и УГО условий Соглашений по проектам "Сахалин– 1" и "Сахалин-2" в части защиты экономических и государственных интересов Российской Федерации, в том числе довести долю участия российских подрядчиков до 70% и выше;
– разработать программу по созданию отечественными предприятиями морских платформ по добыче углеводородов на шельфах и в территориальных водах Российской Федерации;
– установить постоянный контроль за реализацией соглашений о разделе продукции, регулярно заслушивать федеральные органы исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № 86 "О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией".
Аудитор М. И. Бесхмельницын
Отчет направлен председателю ГД Г.Н.Селезневу председателем СП РФ С.В.Степашиным 14.03.01 (№ 01-317/11).
/sh/sp/p2_30.htm