НАВЕРХ | НАВЕРХ |
На прошлой неделе по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Ногликах состоялась встреча с представителями общественности. Предполагалось обсудить экологические и социальные вопросы, связанные с осуществлением второго этапа проекта «Сахалин-2». Такие общественные слушания уже прошли в Лондоне и Москве. После Ноглик Банк планирует встретиться с представителями общественности Южно-Сахалинска, Корсакова и Саппоро.
В справочной информации о ЕБРР, розданной представителям общественности, особо подчеркивалось, что участие Банка не ограничивается только финансированием проекта. Среди задач Банка также поощрение частного предпринимательства, охрана окружающей среды и соблюдение демократических норм. И перед тем как приступить к финансированию второго этапа проекта, руководители Банка хотели бы удостовериться, что общественность Сахалина удовлетворена работой иностранной компании «Сахалинская энергия» на своем острове. Экспертами в этом вопросе и должны были стать участники проводимой в Ногликах встречи – жители данной территории.
– Главное – услышать ваше мнение, – сказал, открывая встречу, представитель Банка Марк Кинг. – Мнение людей, которые непосредственно сталкиваются с последствиями проекта. Ваше мнение повлияет на наше решение – будет ЕБРР финансировать в дальнейшем проект «Сахалин-2» или не будет.
«Жить нам совсем плохо»
Житель села Вал, член регионального совета уполномоченных коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Владислав Соловьев, пожаловался, что содержимое очистных сооружений лагеря СМУ-4 постоянно перетекает в нерестовую речку Вал. А два теплых озера, в которых каждое лето купалась местная ребятня, сейчас превратились в горы мусора. Его оставили работники все того же лагеря СМУ-4, «отдыхая» после трудовой смены.
Охинка, корреспондент газеты «Нивх диф» Александра Хурьюн, озабочена судьбой осетровых, которые в поисках чистой воды меняют традиционные места нерестилищ: «В прошлом и позапрошлом годах калугу ловили уже в Поронайском районе. Срочно нужно заниматься очищением водоемов и рыборазведением».
Жительница Ноглик, председатель клуба «Нивхинка» 75-летняя Надежда Яковлевна Танзина, мягко выговорила организаторам встречи: «Хорошо, что деньги выделяются вами на культуру, образование, здравоохранение. Но лучше бы построили нам по небольшому домику, пусть без удобств, лишь бы не гнилой. А то жить нам совсем плохо».
Ногликская пенсионерка Наталья Демьяновна Ворбон посетовала: «Когда компания начала у нас работать, мы обрадовались, что сможем найти работу. Месяц работаем, месяц отдыхаем. И получаем по 10-11 тысяч рублей, то есть по 5 тысяч в месяц. А если недовольны этой зарплатой, то нас увольняют. Но другой работы нет, вот мы терпим и работаем».
Жительница Охи,секретарь совета уполномоченных КМНС Зоя Роник, упрекнула в том, что, инвестировав в первый этап проекта «Сахалин-2» 116 млн. долларов, ЕБРР не поинтересовался проблемами коренных народов: «Только после проведения акций протеста вы обратили на нас внимание. На Сахалине, где пройдет ваша труба, больше сотни нерестовых рек, но подземные переходы предусмотрены только на семи из них, значит, в остальных рыба погибнет».
«Бусы» вместо нефти
Представители Банка практически на каждое выступление отвечали, но все как-то в стиле а-ля Горбачев – длинно, пафосно и ничего конкретного.
Разве что на последний вопрос Марк Кинг нечаянно проговорился: «Есть более 150 рек, которые пересекает трубопровод. И только в семи случаях будут построены подземные переходы через эти реки. Но именно в них находится около 30 процентов всех нерестилищ лососевых».
Выходит, рыбные запасы Сахалина в результате шельфовых проектов, как минимум, сократятся втрое. А нефти и газа местным жителям, по определению, не видать. Вроде как повода для ликования нет, но... «Россия – щедрая душа». Уж как благодарили представителей Банка за инвестиции в здравоохранение, образование и культуру, не передать пером. «Добрый дядя Сэм» подарил аборигенам «бусы». Теперь спокойно можно выгребать недра до донышка.
Малые Вени уже без рыбы
Главными участниками общественных слушаний в Ногликах стали представители коренной национальности. К сожалению, не было в зале не только депутатов районного Собрания (кроме Геннадия Романова, предложившего заложить в банковскую смету отдельной строкой финансирование коренных народов), но и руководителей района. Не пришли и работники многочисленных районных природоохранных ведомств. Так что кроме Дмитрия Лисицына, руководителя общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», профессионально отстаивать интересы района было некому.
– Сегодня на встрече нет жителей поселка Венское, – начал эколог-общественник, – поэтому скажу за них. На реке Малые Вени, что протекает рядом с их поселком, прошлой зимой строители трубопровода сделали мост – положили на лед бревна и засыпали землей. Весной «мост» рухнул в реку. Бревна образовали затор, который жители поселка сами разобрали, но огромный бугор земли, они его называют остров, так и остался. С тех пор в реке Малые Вени рыбы нет.
В финансируемом вами проекте на самой начальной его стадии надо было иметь программу исследования рыбы. Но она разрабатывается только сейчас, в рамках плана содействия коренным народам. Вы потребовали его разработки только после того, как в начале 2005 года коренные жители начали проводить акции протеста. Однако по вашим же собственным стандартам план содействия развитию коренных народов должен разрабатываться до начала всех проектов. А сейчас вы говорите, что трудно определить воздействие проекта на рыбу. Воздействие на рыбу уже невозможно определить, так как нет фоновых данных. И многие вещи уже поздно предотвратить, как, например, ущерб реке Малые Вени.
Стоки – в речку, а сами – на печку
– Что касается социального аспекта, – продолжил Дмитрий Лисицын, – то, например, та же семья Лидии Мувчик, что живет в поселке Венское, топит печь дровами. Они их сами заготавливают или покупают. К ним постоянно приезжают строители из подрядной организации СМУ-4, которая прокладывает трубопровод. И эти строители все время предлагают нивхам купить у них дрова. А если у тех нет денег, то строители увозят дрова обратно. На дрова идет тот лес, который вырубается на трассе трубопровода. На мой взгляд, эта ситуация со строителями не совсем соответствует высоким стандартам ЕБРР. Никогда еще строители не помогли нивхам очистить от снега подъезды к домам, сколько бы они их об этом ни просили. Хотя в Макаровском районе, например, совершенно противоположное отношение строителей к местным жителям.
– Хотел бы вернуться к очистным сооружениям городка СМУ-4, расположенным на берегу реки Вал, о чем в начале встречи говорил Влад Соловьев. Эти очистные сооружения находятся на расстоянии не более 50 метров от берега нерестовой реки, куда идут все стоки из городка строителей, в котором живет несколько сот человек. По российскому законодательству в водоохранной зоне реки никаких очистных сооружений быть не должно. У нерестовой реки Вал водоохранная зона составляет 1000 метров. Банк не соблюдает собственное правило – не финансировать проекты, которые нарушают российское законодательство.
Тут я ненадолго прерву речь Дмитрия, чтобы вставить попутно собственный комментарий. Очень хотелось бы в этом вопросе знать позицию наших представителей государственных служб охраны природы, рыбы, зверья. Почему в Ногликском районе очистные сооружения поставлены в водоохраной зоне нерестовой реки? Господа, вы не знали об этом? Или знали, но промолчали? Или если вы протестовали, то почему никто об этом не слышал?
Гаишник знает, кому по дорогам ездить
– Вы говорите, – полемизировал с банкирами руководитель «Экологической вахты Сахалина», – что во время строительных работ улучшать дорогу нет смысла, мол, закончим проект, тогда будем ремонтировать дорогу. Но ведь речь идет о дороге общего пользования, которую разбивает транспорт, задействованный по проекту «Сахалин-2». Я сам был свидетелем, когда весной прошлого года у села Ныш создался затор из сотни машин, из-за того что проехать по дороге по вашей вине было невозможно. На юге Сахалина по этой причине уже были забастовки, люди перекрывали дорогу. Все сахалинцы платят дорожный налог. На эти деньги ремонтируются дороги. А «Сахалинская энергия» налогов не платит. Но дорогу, которую не она строила, разбивает.
Традиционно во время весенней распутицы постановлением губернатора ограничивается движение большегрузного транспорта, поскольку наши грунтовые дороги очень хрупкие. Но «Сахалинская энергия» этот запрет игнорирует. В результате дорога выходит из строя, прекращается всякое движение любого вида транспорта. Мы уже три года живем по вашим проектам, которые существенно ухудшают наше существование.
Действительно, по весне у нас в магазинах пустеют прилавки – коммерсанты не в состоянии завезти товар из-за плохих дорог. Люди не могут навестить родственников в соседнем поселке. Дороги разбиты тяжелыми машинами, бесконечной чередой везущими груз с юга на север острова. И хотя есть постановление губернатора об ограничении движения большегрузного транспорта во время весенней распутицы, но на постах ГАИ запросто пропускают колонну, в головной машине которой едет представитель иностранной компании.
«Двойка» за выборы
Полгода назад мы выбрали в районное Собрание полтора десятка, казалось бы, лучших из лучших. И где эти народные избранники сейчас, когда надо отрабатывать доверие? Где те кандидаты, что претендовали на мандат депутата, но не прошли? Я уж не говорю о тех, кто нехилую зарплату получает, охраняя экологию или отвечая за социальную политику в районе. Пока единственная реальная политическая сила в нашем районе – это совет аборигенов областного и районного масштаба.
Представители стран развитой демократии, возможно, сами того не желая, приносят на нашу землю свое мировоззрение – обычай жить по законам гражданского общества. Прошедшие слушания – один из примеров этого. Как бы то ни было, но здесь хотя бы внешне было проявлено уважение к местному сообществу, мнение которого якобы интересно ЕБРР.
Скорее всего, негативные оценки в деятельности компании, осваивающей сахалинский шельф, Банком будут проигнорированы – уж больно ставки высоки. А прожорливому капиталу не до нравственных терзаний. Тем более что гражданского общества на Сахалине, пока нет, по шее никто не даст. Так что можно не стесняться. Российское правительство уже давно так делает.
Светлана КРАВЧЕНКО, наш спец. корр., пос. Ноглики.
© «Южно-Сахалинск – твоя газета!», № 13, 30.03.06.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В Ногликах, Корсакове и Южно-Сахалинске поочередно прошли консультации представителей общественности с экспертами Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по поводу реализации второго этапа нефтегазового проекта «Сахалин-2». Все вопросы, которые «евробанкиры» обсуждали с сахалинцами, можно условно поделить на два блока: экологические и социально-экономические.
Экология – это, пожалуй, единственная область, где претензии к проекту достаточно реалистичны и могут быть хоть как-то удовлетворены. Что же касается «социалки», то тут вопросы были, скорее, из области желаемого, чем действительного. Например, общественников волновали вопросы трудоустройства сахалинцев на работы, связанные с реализацией проекта «Сахалин-2».
По Соглашению о разделе продукции (СРП), в проекте должно быть задействовано 70% россиян. Однако на сегодняшний день в строительных работах участвует абсолютное большинство представителей других государств. В ответ специалист ЕБРР Ксения Монюшес несколько расплывчато парировала, что с 2000 по 2004 гг в Сахалинской области безработица уменьшилась с 20% до 7%, а также повысилась средняя зарплата сахалинцев, которая теперь выше, чем в среднем по России. Кроме того, область занимает одно из первых мест по объему инвестиций в экономику и социальную сферу.
А можно ответить гораздо точнее. Дело в том, что компания «Сахалинская энергия», возможно, и задействовала бы в работах по проекту «Сахалин-2» 70% местных жителей, но этому объективно препятствует уровень квалификации многих островитян. Кроме того, в иностранных кампаниях негласно считают, что россиян «портят» их постсоветские вредные «привычки», такие, как недисциплинированность, неготовность к личностному развитию и т.д. В итоге «Сахалинская энергия» вынуждена заняться образовательными проектами, чтобы подготовить кадры для себя в местных вузах и среднетехнических учебных заведениях.
Вторая основная социально-экономическая претензия – «нам мало отчисляют по СРП». Представитель инициативной группы по проведению референдума Роман Козбан открыто заявил, что «операторы шельфовых проектов нагло и цинично обманывают сахалинцев». Сахалинской области, считает он, необходим референдум для того, чтобы жители высказались «за» и «против» реализации проекта.
Правда, это – совершенно гипотетическое направление общественной мысли. Три четверти сжиженного природного газа (СПГ) проекта «Сахалин-2» уже законтрактовано. Будущий завод СПГ в Пригородном имеет настолько огромное национальное и международное значение (в России он вообще пока единственный), что, скорее всего, никто не станет всерьез рассматривать предложения о референдуме. Это подтвердило и недавнее телевизионное выступление губернатора Ивана Малахова. Глава Сахалинской области заявил, что нет смысла пытаться теперь изменить нормы Соглашения о разделе продукции, Россия и, в частности, Сахалин больше выиграют на доверии инвесторов, чем потеряют от невыгодных условий СРП, если будут неизменно следовать уже заключенным договорам с иностранными нефтегазовыми компаниями.
И еще одна интересная деталь. Во время слушаний в Южно-Сахалинске из зала задали вопрос о том, были ли случаи, когда ЕБРР не профинансировал проект такого плана по результатам общественных слушаний. Эксперт банка Марк Кинг ответил, что все некачественные проекты не получают дальнейшего развития даже на самом раннем этапе их рассмотрения. Нетрудно догадаться, что «Сахалина-2» это не касается.
Валерий ДЕМИН.
© «АиФ. Сахалин – Курилы», № 13(357), 03.06.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Сегодня в нашей области начинаются общественные слушания, которые проводит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), по поводу кредитования проекта «Сахалин-2». Казалось бы, это простые технические мероприятия. Но на самом деле они чрезвычайно важны для будущего нашего острова, поэтому стоит рассказать о сути происходящего более подробно.
Банк является международным финансовым институтом, образованным в 1991 году правительствами 60 стран, включая Россию, и пользуется репутацией самого «зеленого» банка, поскольку имеет одни из самых строгих экологических стандартов в мире; все заемщики обязаны им следовать. Решению о выдаче кредита предшествует проверка проекта на соответствие экологической политике банка, по ее результатам банк имеет право отказать проекту в финансировании.
Теперь о проекте «Сахалин-2». Уже понятно, что при его реализации компания «Сахалинская энергия» допустила серьезные ошибки в проектировании объектов, бизнес-планировании, организации строительства. Например, не были учтены все сложности природных условий Сахалина и ограниченность местной инфраструктуры. Из-за просчетов менеджмента проект «Сахалин-2» (в отличие от аналогичного «Сахалина-1») стал объектом массированного давления экологических организаций, в результате чего «Сахалинская энергия» была вынуждена пойти на уступки – изменить некоторые проектные решения (уже утвержденные и одобренные государственными органами РФ) и ввести дополнительные меры экологической защиты.
Не были предусмотрены существенное укрепление рубля по отношению к доллару и рост цен на сталь. Шел процесс искусственного завышения затрат, на что неоднократно указывала Счетная палата РФ. В результате затратная часть проекта значительно увеличилась. Бюджет его вырос с первоначальных 9,8 млрд. долларов до 20 млрд., а начало экспорта продукции было перенесено с конца 2007 года на середину 2008-го.
До настоящего времени финансирование строительства ведут сами акционеры проекта из своих собственных средств. «Сахалинская энергия» до сих пор не смогла получить ни доллара кредитов, что снижает экономическую эффективность проекта для акционеров (но не для России). В начале 2003 года «Сахалинская энергия» обратилась к ЕБРР, а также к трем экспортно-кредитным агентствам: Эксимбанку США (US Exlm), Департаменту по гарантиям экспортных кредитов Великобритании (ECGD) и к Японскому банку международной кооперации (JBIC) – с просьбой о предоставлении кредитов проектного финансирования общей суммой 5 млрд. долларов. Из них большая часть – 4,5 млрд. долларов – была запрошена у JBIC. В ЕБРР была подана заявка на кредит в размере около 300 млн. долларов.
Каждый банк также имеет свои собственные экологические требования и процедуры, однако они значительно слабее, нежели стандарты ЕБРР. Поскольку на тот момент экологическая репутация «Сахалина-2» уже была сомнительна, все четыре банка заключили соглашение, передающее лидирующую роль ЕБРР в экологической оценке, которая станет руководящей и для остальных банков.
В начале переговоров ЕБРР намеревался выдать кредит уже к концу 2003 года, однако под нажимом международных экологических организаций и прессы был вынужден отложить завершение экологической оценки и потребовать от «Сахалинской энергии» улучшить свой проект. Процесс внутренней оценки беспрецедентно затянулся и продолжался до 14 декабря 2005 года, когда экологический департамент ЕБРР под давлением президента и высшего менеджмента банка наконец согласился завершить экологическую оценку с условно-положительным решением, после чего проект был представлен на общественные консультации, срок которых истекает 21 апреля 2006 года. При этом менеджмент признал, что проект по многим направлениям не соответствует политике банка, а по некоторым уже никогда и не сможет соответствовать.
Помимо государственных банков в 2003 г. «Сахалинская энергия» также начала переговоры о получении кредитов в крупнейших мировых коммерческих банках, для чего заключила контракт об оказании услуг «финансового советника» (т.е. услуг по проведению переговоров с другими банками и формированию банковского кредитного пула) с одним из крупнейших мировых банков – Credit Suisse First Boston (CSFB). Но процесс поиска коммерческих кредитов столкнулся с неожиданным препятствием – так называемыми экваториальными принципами. Это ряд экологических и социальных обязательств коммерческих банков, включающих среди прочего прямые требования о необходимости следования экологическим стандартам ЕБРР. На сегодняшний день эти обязательства принял на себя уже 31 банк, среди которых и Credit Suisse Group.
Тем самым переговоры с коммерческими банками о кредитовании «Сахалина-2» столкнулись с той же проблемой – необходимостью дожидаться окончательного решения ЕБРР – и до сих пор находятся в подвешенном состоянии ожидания. Те есть, несмотря на свой очень небольшой размер (в сравнении с общим потенциальным проектным финансированием), кредит ЕБРР играет решающую роль спускового крючка, призванного запустить весь механизм кредитования проекта, который готовится уже несколько лет. Компания «Сахалинская энергия» и ее акционеры отчаянно нуждаются в кредите ЕБРР. Главная цель акционеров «Сахалинской энергии» в борьбе за кредит ЕБРР – это страхование политических рисков, которые для проекта «Сахалин-2» достаточно высоки. В отношении СРП в обществе, в том числе и среди крупных российских производителей, обделенных при распределении выгодных заказов, крепнет серьезное недовольство.
Счетная палата уже публично озвучила предложение разорвать СРП, компенсировать понесенные инвестором затраты из стабфонда и разрабатывать месторождения (и получать гигантские прибыли) силами российских компаний. Целый ряд проверок Счетной палаты дает все основания для такого шага.
Как уже было сказано, ЕБРР был создан на основе международного соглашения правительств 60 стран. US Exlm, ECGD и JBIC являются государственными банками трех влиятельнейших мировых держав. Становясь клиентом этих финансовых институтов, проект «Сахалин-2» не просто получает выгодные займы – он получает также надежную политическую и правовую гарантию стабильности на весь срок жизни.
Помимо политических гарантий этот кредит необходим компании и для поддержания своей репутации и нейтрализации постоянно атакующих проект экологов – факт выдачи кредита самым «зеленым» банком сыграет роль фундаментального штампа «Экологически чистый продукт» для «Сахалина-2» и станет универсальным средством отражения всех претензий на весь срок реализации проекта.
А что Россия? России в целом кредит ЕБРР невыгоден. В случае выдачи любых банковских кредитов затратная часть проекта автоматически возрастает за счет процентов, которые необходимо будет выплатить за пользование заемными средствами. В бюджет проекта будет также включена оплата страхования этих кредитов. Тем самым, если ЕБРР выдает кредит и приводит в действие всю цепочку займов, то оплачивать это проектное финансирование будет Россия за счет уменьшения своей доли нефти и газа по СРП.
В случае выдачи кредита ЕБРР Россия лишается рычагов политического давления на проект «Сахалин-2», теряя возможность контролировать его развитие и получать дополнительные выгоды от его реализации (например, заставить «Сахалинскую энергию» строить дополнительные дороги на Сахалине будет намного сложнее).
В этой ситуации вряд ли нам стоит поддерживать стремление оператора проекта получить кредит от ЕБРР. Необходимо особо отметить, что отказ ЕБРР в выдаче кредита ни в коем случае не прекратит, не приостановит и даже не замедлит реализацию проекта «Сахалин-2». Компания отлично справится с проектом и без кредитов, имея сверхдоходы от взлета цен на нефть и по той же причине имея мощный стимул как можно скорее начать поставку продукции (компания «Эксон» в параллельно развивающемся проекте «Сахалин-1» успешно демонстрирует именно такой подход).
К моменту принятия решения ЕБРР в мае уже будет выполнено около 80 процентов всех строительных работ. Останется лишь пройти пусконаладочный период. Поэтому никто палки в колеса проекта не вставляет. Речь идет о распределении выгод, которые для россиян, и в частности сахалинцев, должны быть более очевидными...
Дмитрий ЛИСИЦЫН,
руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина».
© «Южно-Сахалинск сегодня», № 22(252), 23.03.06.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
1 марта 2002 года общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" проводит общественные слушания по Второму этапу проекта "Сахалин-2". Слушания состоятся в актовом зале Дома Союзов с 14:00 и (ориентировочно) до 20:00.
Приглашаются все желающие, неравнодушные к будущему нашего острова!
В декабре 2001 г. компания "Сахалин Энерджи", подчиняясь требованиям российского законодательства, уже проводила в Южно-Сахалинске общественные слушания по очередному этапу своего проекта. Почему же возникла идея проведения слушаний еще раз? Дело в том, что слушания в декабре не дали ответов на очень многие вопросы участников. Второй этап проекта "Сахалин-2", который предполагает колоссальное воздействие на окружающую среду, невозможно обсудить за 30 минут, которые были выделены компанией на общение с сахалинцами.
Влияние выбросов ядовитых веществ в атмосферу от завода СПГ в Пригородном, опасность взрыва газа, аварийные разливы нефти с огромных танкеров и загрязнение Анивского залива, воздействие трубопроводов на нерестовые реки, ущерб морским биоресурсам при установке и эксплуатации морских платформ, компенсации местным жителям и коренным народам Севера, рабочие места, экономическая выгода проекта для простых островитян, – эти и многие другие экологические, экономические и социальные аспекты крайне волнуют жителей острова. Поэтому наша организация решила провести дополнительные общественные слушания с участием заинтересованной общественности, представителей власти, государственных органов и сахалинской науки.
Наше решение одобрили и согласились участвовать в слушаниях представители администрации г. Южно-Сахалинска, ряд депутатов областной Думы, законодательных органов Южно-Сахалинска и Корсакова, ученые и специалисты, коренные жители севера, представители рыбацких предприятий, общественных организаций, СМИ. В ходе подготовки общественных слушаний мы встречаем огромную заинтересованность простых жителей Сахалина, желающих услышать мнение не только нефтяной компании, но и ученых, специалистов, представителей областной власти.
Однако, за несколько дней до начала слушаний компания "Сахалин Энерджи" категорически отказалась участвовать в столь важном для жителей Сахалина мероприятии. Менеджер компании по связям с общественностью Елена Успенская объяснила это неправильной, по ее мнению, подготовкой слушаний, и, кроме того, подчеркнула, что компания не видит никакой необходимости в подобном мероприятии.
Такое игнорирование компанией "Сахалин Энерджи" местного населения, представителей местной власти и государственных органов, крайне обеспокоенных воздействием работ по проекту на природу Сахалина, его социальной и экономической пользой для области, не только удивляет, но и настораживает. Что будет дальше, если уже в начале своего пути иностранная компания не хочет считаться с общественностью и выслушать мнение населения?
Несмотря на отсутствие главного докладчика, общественные слушания состоятся, как и планировалось, при этом скорее всего многие вопросы останутся без ответов. В слушаниях будут принимать участие специалисты, хорошо знакомые с различными сторонами проекта "Сахалин-2", поэтому значительная часть вопросов может быть освещена без компании "Сахалин Энерджи".
По итогам слушаний будет составлен протокол, который организаторы направят как компании "Сахалин Энерджи", так и другим заинтересованным сторонам, включая ответственные ведомства Правительства и прессу.
Если компания боится услышать острые вопросы по проекту напрямую, то, может быть, через средства массовой информации она ответит на все, что волнует жителей острова.
Дополнительную информацию можно получить в общественной организации "Экологическая вахта Сахалина".
Наталия Баранникова, Дмитрий Лисицын.
тел. (4242) 42-41-53 e-mail: watch@dsc.ru
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Как уже сообщалось, общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" планирует провести слушания 1 марта. Главным докладчиком на них должны были выступить представители "Сахалин Энерджи".
Однако за несколько дней до начала слушаний компания отказалась участвовать в столь важном для сахалинцев мероприятии. Менеджер по связям с общественностью Елена Успенская объяснила это неправильной, по ее мнению, подготовкой слушаний и, кроме того, подчеркнула, что компания не видит никакой необходимости в подобном мероприятии.
Тем не менее общественные слушания состоятся. Организаторы намерены направить протокол всем заинтересованным сторонам, в том числе и "Сахалин Энерджи", и услышать ответы на вопросы хотя бы в средствах массовой информации.
© «Южно-Сахалинск», № 32-33(500-501), 27.02.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
В прошлом номере "ЮС" была опубликована заметка "Сахалинская энергия" категорически отказалась участвовать в общественных слушаниях". Речь шла о слушаниях, организованных общественной организацией "Экологическая вахта Сахалина", которые назначены на 1 марта.
Чем же мотивировала свой отказ "Сахалинская энергия"?
Как пояснили "ЮС" в компании, в декабре прошлого года "Сахалинская энергия" провела серию общественных слушаний по той же самой теме, которую предлагает обсудить "Экологическая вахта Сахалина". Они состоялись в 15 районах Сахалинской области, включая Южно-Сахалинск. Время, место и тема слушаний широко освещались в средствах массовой информации. К участию приглашались и общественные организации, и население.
Все желающие могли подготовить и задать свои вопросы. Объехать практически все районы области, встретиться с жителями, квалифицированно ответить на вопросы - все это требует времени и сил большого числа специалистов. Кроме того, каждая мэрия, каждая районная и областная библиотеки располагают разделом технико-экономического обоснования проекта "Сахалин-2" "Оценка воздействия на окружающую среду". Доступ к этой информации открыт для всех.
Кроме того, "Экологическая вахта Сахалина" запланировала слушания на 1 марта и назначила главным докладчиком представителей "Сахалинской энергии", не согласовав это с ними, а только поставив их в известность за две недели до начала мероприятия, пояснила директор по связям с общественностью компании Елена Успенская. Однако, уточнила она, у каждого предприятия свои срочные и долгосрочные планы.
Учитывая то, что совсем недавно завершилась программа масштабных консультаций и слушаний, на которых присутствовали и представители "Экологической вахты", "Сахалинская энергия" не видит необходимости своего участия в новых слушаниях, но готова реагировать на общественное мнение и отвечать на любые интересующие общественность вопросы.
Надежда АНТОНОВА.
© «Южно-Сахалинск», № 34(502), 01.03.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Защитников природы беспокоит состояние окружающей среды в местах разработки шельфа. Депутаты и зеленые активисты называют проект экологической бомбой. В декабре прошлого года компания "Сахалинская энергия" уже проводила общественные слушания по проекту "Сахалин-2" во всех районах области.
Сегодня экологи решили организовать свой форум. Они считают, что за 30 минут невозможно обсудить все вопросы. Поэтому на слушания отвели целых 5 часов. Приглашения разослали во все общественные организации и депутатам областной думы.
Руководители "Сахалинской энергии" в письменной форме корректно отказались участвовать в обсуждении.
Экологи предлагают реформировать проект.
Особенно озабочены проблемами в Сахалинском Энергетическом обществе. Его председатель Николай Жермаль предлагает сахалинцам подписаться под обращением к иностранным компаниям. В пунктах документа указываются причины беспокойства. По мнению, активистов организации добыча углеводородов с Пильтун-Астохского месторождения выполняется по программе "Быстрой нефти" с недопустимыми разливами и нарушением экологическим норм.
Депутаты областной думы не менее обеспокоены ситуацией. Сергей Пономарев говорит, что во время подписания договора по проекту "Сахалин-2" в 97 году, еще губернатор Краснояров допустил экономическую ошибку. Размер роэлти был определен слишком маленький. По нему область имеет право лишь на 6 процентов собственного газа. Остальное сахалинцы должны приобретать по мировым ценам – 95-100 $ за кубометр.
Сегодня депутаты сожалеют и о том, что в девяностые освободили от уплаты налогов на прибыль на территории области компании, задействованных в проекте "Сахалин-2".
Резкой критике подверглась сегодня идея строительства завода по СПГ. Анатолий Черный уверен, что области такой завод не нужен.
Участники слушаний составили протокол, который передадут в компанию "Сахалинская Энергия", в средства массовой информации и правительство. В нем инвесторам предлагают ответить на вопросы через прессу.
АСТВ-Информ.
© «АСТВ», 01.03.2002 19:05.
Общественные слушания по второму этапу шельфового проекта «Сахалин-2» прошли в Южно-Сахалинске.
Повышенное внимание к этим разработкам объяснимо – такого крупного освоения нефтегазовых месторождений область еще не знала, а нефтедобыча сама по себе является производством с повышенным риском.
Организовавшая мероприятие общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» отмечает, что не на все возникающие вопросы были получены ответы от оператора проекта – компании «Сахалинская энергия». Жаль, что ее представители посчитали свои обязательства перед общественностью выполненными и не пришли на слушания в Дом союзов.
Собравшиеся в его актовом зале члены общественных организаций, специалисты природоохранных ведомств и просто заинтересованные граждане высказали немало соображений и критических замечаний по экономическим, экологическим и прочим аспектам добычи сырья на шельфе, ведущейся на условиях соглашений о разделе продукции.
Итог слушаний можно выразить следующими словами: сахалинцы за освоение шельфа, но – честное экономически и безопасное в экологическом плане.
Курьер. 01.03.02.
© «Советский Сахалин», № 40(22371), 05.03.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Первый день весны в Южно-Сахалинске был отмечен важным событием – по инициативе «Экологической вахты Сахалина» состоялись общественные слушания по нефтегазовому проекту «Сахалин-2».
В необходимости этого мероприятия сомневаться не приходится, и то, что оно произошло не по указке «сверху», а было организовано общественностью, говорите многом. Как подчеркнул обратившийся с приветственным словом к участникам слушаний депутат Сахалинской областной Думы С.Пономарев, это свидетельствует о нарастающей силе гражданского общества в России, все большем понимании простыми гражданами, небезразличными к судьбе своей большой и малой родины, личной причастности к тому, что происходит вокруг, и ответственности за происходящее.
Общество должно получать максимально объективную информацию относительно шельфовых проектов не только со стороны их операторов и органов государственной власти, структуры которых заинтересованы лишь в положительном освещении вопроса.
К сожалению, представители «Сахалинской энергии» на слушания не явились, мотивировав свой отказ тем, что компанией была проведена серия подобных слушаний в декабре прошлого года и добавить к этому что-либо новое она не может. Подобный подход удивляет и настораживает. Хотелось бы обратить внимание на разницу между слушаниями, организованными компанией, сделавшей все, чтобы представить на них свою деятельность в максимально выгодном для себя свете, и слушаниями, созванными по инициативе общественности.
Вольно или невольно, но «цивилизованная» западная компания «Сахалинская энергия» продемонстрировала свое явное неуважение к российскому общественному мнению и тому самому гражданскому обществу, ценностям и возможностям которого нас так любят учить представители западной цивилизации. Слова и дела, как видим, сходятся далеко не всегда.
На наш взгляд, реальной причиной отказа «Сахалинской энергии» от участия в слушаниях стал круг обсуждаемых на них вопросов, многие из которых были нелицеприятны и требовали ясных и конкретных ответов, к которым компания, по-видимому, не готова.
Огромный интерес присутствующих вызвало выступление депутата областной Думы А.Черного.
Кратко познакомив собравшихся с историей проекта «Сахалин-2», он подчеркнул, что используемый при реализации проекта принцип раздела продукции применяется только в самых отсталых странах. А.Черный считает, что истинная цель компаний, участвующих в проекте, – заработать не на стадии добычи нефти, а на стадии проектирования и поставок оборудования и материалов.. Наглядный пример тому – уход из проекта таких компаний, как «Макдермот» и «Марафон».
При этом ими используется метод искусственного завышения затрат для доказательства якобы нерентабельности проекта и соответственно невозможности получения прибыли российской стороной (которая, в соответствии с имеющимися договоренностями должна поступать при достижении рентабельности 17,5 процента).
По поводу возможности переориентации проекта «Сахалин-2» на производство диметилэфира, о чем часто пишут СМИ в последнее время, А.Черный заметил, что борьба вокруг этого только начинается. Компания «Шелл», главный учредитель «Сахалинской энергии», крайне заинтересована, чтобы «впихнуть» сахалинцам свою устаревшую технологию производства СПГ.
Хотя в настоящее время ясной информации пока нет, здесь может работать следующая схема. В какой-то части земного шара у «Шелла» есть выработанное месторождение газа и есть завод СПГ. У компании имеется огромное желание не консервировать его, а продать третьей стороне, наложив на комплектующие части три слоя краски, выдав за «ноу-хау» и при этом прилично заработать. А.Черный убежден, что в случае, если это произойдет на Сахалине, «Шелл» очень скоро выйдет из проекта, как это сделали ее предшественники. Мы же получим устаревшую технологию, как это уже вышло с платформой «Моликпак», а вместе с ней новые и очень серьезные экологические проблемы.
А.Черный предложил денонсировать договор «Сахалин-2» в части Лунского газового месторождения и строительства завода СПГ в Пригородном. В случае дальнейшего нежелания оператора проекта учитывать наши национальные интересы необходимо ставить вопрос об отзыве лицензии на разработку месторождения и искать более рачительного хозяина.
По мнению А.Черного, таким хозяином могло бы стать сахалинское народное акционерное предприятие, которое поставило бы проект на службу интересам всех жителей области.
О проблемах СП Г и перспек-тивах перехода к использованию нового экономичного и экологически чистого топлива диметилэфира рассказал доктор химических наук, профессор Ян Юн Бин. Он подчеркнул, что вопреки утверждениям ряда официальных лиц сахалинской областной администрации, с упорством отстаивающих устаревшую технологию СПГ, уже сейчас в мире существует несколько заводов по промышленному производству ДМЭ – в Голландии, Японии, Украине и др.
Преимущества диметилэфира очевидны, а сфера применения чрезвычайно разнообразна. Для нас наибольший интерес представляет его использование на электростанциях. Сейчас весь мир понимает важность и необходимость перехода на этот вид альтернативного топлива. Нет понимания только со стороны компании «Шелл» и администрации Сахалинской области. Здесь имеется прямо-таки какая-то «глухая стена». Пробить ее – прямая задача сахалинской общественности.
Немало интересных фактов прозвучало в выступлениях и других докладчиков.
Важную и пока слабо освещаемую тему возможности катастрофических сейсмических явлений при добыче газа на шельфе северо-восточного Сахалина поднял кандидат геолого-минералогических наук С.Сапрыгин.
Экологические проблемы и влияние проекта на состояние морских биологических ресурсов были освещены в выступлениях члена совета Российского экологического союза Н.Шугаипова, зав. лабораторией прикладной экологии СахНИРО А.Саматова и профессора кафедры биологии СахГУ С.Сафронова.
Присутствующие поддержали предложение депутата Сахалинской областной Думы С.Ивановой о необходимости скорейшего принятия областного закона об экологической безопасности и были единодушны в том, что решение вопроса о будущем проекта «Сахалин-2» в пользу сахалинцев возможно только тогда, когда эта тема как можно больше станет достоян нем широкой гласности.
К. ТРУНОВ.
© «Регион», № 9(223), 08.03.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Заместитель директора неправительственного Тихоокеанского центра окружающей среды Дэвид Гордон, присутствовавший в качестве гостя на слушаниях по второму этапу проекта "Сахалин-2", дал комментарий по этому поводу корреспонденту ТИА "Острова". Он отметил как положительный момент присутствие на слушаниях большого количества людей, которым небезразличны взаимосвязанные между собой социально-экономические, экологические аспекты проекта Сахалин-2".
По мнению Д.Гордона, недостатком слушаний является то, что в них не приняли участия представители компании "Сахалинская энергия", которым были адресованы замечания и предложения, высказанные жителями Сахалина. На вопрос корреспондента ТИА "Острова", насколько вероятна в Америке ситуация, когда общественность проводит слушания по проекту без участия компании, заинтересованной в его развитии, Д.Гордон не исключил такой возможности, но привести конкретный пример не смог.
По его мнению, каждая компания, планирующая проведение определенных работ, должна понимать, что уход от диалога - сигнал для политиков и общественности о неблагополучии компании. Д.Гордон считает, что "Сахалинской энергией" не были учтены замечания и предложения, высказанные на слушаниях в 2001 г., поэтому компания оказалась не готова к конструктивному диалогу в марте 2002 г.
Американский защитник окружающей среды Тихоокеанского региона, побывав на слушаниях, сделал вывод, что жители области не выступают против деятельности компании "Сахалинская энергия", но хотят, чтобы их мнение по социально-экономическим и экологическим вопросам было учтено.
В отделе по связям с общественностью компании "Сахалинская Энергия" на вопрос ТИА "Острова" о причинах отказа компании участвовать в общественных слушаниях по второму этапу проекта "Сахалин-2", организованных "Экологической вахтой Сахалина", ответили следующее. Решение о проведении встреч, предполагающих презентацию материалов компанией "Сахалинская энергия", принято без предварительного обращения по этому поводу к компании.
По мнению "Сахалинской энергии", планирование такого мероприятия должно включать в качестве одной из основных организационных мер обсуждение необходимости и содержания слушаний с компанией, являющейся оператором проекта. В "Экологической вахте Сахалина" осведомлены о серии общественных консультаций по экологическим и прочим аспектам реализации проекта, которые проводились в декабре прошлого года. Тем не менее решение принято без учета мнения "Сахалинской энергии". В результате представители компании не смогли принять участие в слушаниях ввиду занятости.
В "Сахалинской энергии" также изучили вопросы, предложенные для обсуждения на слушаниях, и отметили, что они относятся исключительно к экономическим аспектам проекта, имеющим мало общего с вопросами экологического характера, которыми обычно занимаются организации, подобные "Экологической вахте Сахалина".
Тем не менее в компании понимают обеспокоенность экологов, поэтому предложили организовать встречу для подробного рассмотрения экологических проблем в удобное для обеих сторон время.
ТИА "Острова".
© «Южно-Сахалинск», № 38(506), 09.03.02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Мы, представители СЭО и простые граждане СО – участники настоящих общественных слушаний, озабоченные экономическими и экологическими проблемами в СО, публично обсудили вопросы, связанные с освоением Проекта "Сахалин-2" осуществляемого международным консорциумом "Сахалинская Энергия" ("СЭ"), и на основе своих конституционных пряв приняли Решение подписать и пригласить к подписанию других людей следующее Обращение к гражданам СО:
1. Проект "Сахалин-2", осуществляемый в соответствии с Соглашением о Разделе Продукции (СоРП) от 22 июня 1994 г. между Правительством РФ и консорциумом "СЭ" по разработке Пильтун-Астохского месторождения нефти и Луньского месторождения газа нарушает конституционные права граждан СО, отнимает у них ценные энергетические ресурсы и нормальную экологическую среду как основу их человеческой жизнедеятельности на территории СО, при этом для сведения необходимо сказать, что указанные месторождения нефти и газа со стоимостью энергетических ресурсов порядка 150 млрд Долларов США фактически проданы московскими чиновниками консорциуму "СЭ" за, ориентировочно, 10 млрд Долларов США, не спрашивая об этом жителей СО.
2. Реализация Проекта "Сахалин-2" в части добычи нефти с Пильтун-Астохского месторождения выполняется по программе "быстрой нефти" с недопустимыми разливами нефти и грубым нарушением экологических норм, отчего причиняется существенный вред флоре и фауне в районе добычи, в частности, привело к вымиранию уникальной популяции серых китов в заливе Пильтун Охотского моря.
3. Добыча нефти на Пильтун-Астохском месторождении консорциум "СЭ" ведёт с середины 1999 г., однако налогов с прибылей от продажи нефти в бюджет СО не платит, кроме этого консорциум "СЭ" необоснованно освобождён от уплаты налогов и сборов местного значения, причём, характерно, что руководители консорциума "СЭ" по надуманным уловкам официально отказались от участия в настоящих общественных слушаниях, оно и понятно: сказать им по существу дела – нечего, а опровергнуть объективные факты – невозможно.
4. Запланированные по Проекту "Сахалин-2" сооружение газопровода с Луньского месторождения и строительство завода по Сжижению Природного Газа (СПГ) в п.Пригородное на юге Сахалина являются абсолютно экономически нерентабельными, не отвечают экологической безопасности, служат только для отмывания финансовых средств и по своей сути представляют собой выкачивание энергетических ресурсов из СО в компактном виде, при этом до настоящего времени сахалинский СПГ не имеет спроса в Азиатско-Тихоокеанском Регионе Земли (АТР) ввиду его дороговизны и появления на энергетических рынках новых альтернативных видов топлива.
5. Последние достижения научно-технического прогресса в каталитической химии углеводородов позволяют сравнительно дёшево и в больших количествах получать из природного газа (метана) новое эффективное и экологически чистое топливо – ДиМетиловый Эфир (ДМЭ), крайне необходимый продукт, главным образом, для повышения в 1,6-2 раза КПД и существенного снижения вредных выбросов в окружающую среду Двигателей Внутреннего Сгорания (ДВС) транспортных средств, спрос на который в АТР бурно растёт, отчего выпуск ДМЭ на Сахалине вместе с дополнительными и вспомогательными сопутствующими производствами позволит предоставить рабочие места десяткам и сотням тысяч сахалинцев.
6. По нашему мнению, действующее СоРП от 22 июня 1994 г, в СО определяет хищнический способ освоения нефтегазовых месторождений, в основу которого положен затратный метод производства, исключающий коммерческий риск, с возмещением затрат добытыми и проданными нефтью и газом, с закрытым и тайным размещением средств, отчего на самом деле всё это представляет собой Соглашение о Легализации Коррупции (СоЛК), поскольку на его основе инвестор "СЭ" по своему усмотрению может без ограничения скрывать и как угодно распределять свои доходы и прибыли.
7. Участники настоящих общественных слушаний от СЭО считают, что СоРП от 22 июня 1994 г. и именуемая Проект "Сахалин-2" – это афёра или авантюра конца XX века, инвестирующая самих инвесторов и разоряющая территорию СО вместе с проживающими на ней жителями, должно быть денонсировано Органами Государствениой Власти РФ, причём возобновление добычи и реализации нефти и газа с Пильтун-Астохского и Луньского месторождений нефти и газа в дальнейшем должно быть основано на конкурсных рыночных условиях открытого коммерческого риска, принятых повсеместно в цивилизованном мире.
В соответствии со Статьёй 9 Конституции РФ граждане СО - истинные владельцы углеводородных энергетических ресурсов Сахалина, а поэтому они сами должны решать, как бережно и экономично их добывать, перерабатывать и продавать на рынках сбыта.
РУКОВОДИТЕЛЬ САХАЛИНСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Н.Э. ЖЕРМАЛЬ.
г. Южно-Сахалинск. 1 марта 2002 г. № 9-П/02.
НАВЕРХ | НАВЕРХ |
Мы, граждане России – представители органов государственной власти и местного самоуправления городов Южно-Сахалинска и Корсакова, государственных контролирующих органов, рыбопромышленных компаний, коренных малочисленных народов Севера Сахалина, общественных организаций, научных учреждений и простые жители городов Южно-Сахалинска и Корсакова Сахалинской области
- заслушав ходе Общественных слушаний ряд докладов и выступлений по экологическим, экономическим и социальным аспектам проекта «Сахалин-2»,
- подчеркнув отсутствие полной и точной информации по оценке воздействия проекта на окружающую среду, по вопросам практической пользы проекта для бюджетов всех уровней и населения области,
- отметив обеспокоенность общественности, жителей области значительным количеством проблем, опасностей и нерешенных вопросов, связанных с проектом «Сахалин-2»,
признаем отказ компании «Сахалин Энерджи» принять участие в Общественных слушаниях и ответить на вопросы общественности проявлением неуважения к мнению сахалинцев,
считаем неготовность компании к открытому диалогу с населением подтверждением того, что значительная часть проблем, опасностей и вопросов, поднятых на слушаниях, действительно имеют место в проекте «Сахалин-2»
и требуем от компании «Сахалин Энерджи» подробных, обоснованных и аргументированных ответов на все высказанные в ходе Общественных слушаний вопросы, замечания, предложения и беспокойства граждан России – жителей Сахалина, а также учета мнения населения при дальнейшем планировании и реализации проекта «Сахалин-2».
Подробный протокол Общественных слушаний будет приложен к данному обращению.
Предлагаем опубликовать ответы в средствах массовой информации области, а также разместить их полный вариант в библиотеках городов Южно-Сахалинска и Корсакова для свободного доступа всех желающих.
Выражаем уверенность, что такой шаг со стороны «Сахалин Энерджи» поможет улучшить взаимопонимание между компанией и населением Сахалина, сделает проект «Сахалин-2» более безопасным для природы, открытым и полезным для жителей острова, к чему мы все и стремимся.
Участники Общественных слушаний по Второму этапу проекта «Сахалин-2», жители Сахалинской области, подписавшие обращение:
(Обращение подписано 44 участниками слушаний).
НАВЕРХ | I — КАРТА САЙТА — II | ПОДПИСКА | ПОЧТА | КНИГА |
Реклама: |