В 70-80-е годы потребности страны в перевозках заметно увеличились. Железнодорожный транспорт обеспечивал их полностью, хотя и с большим напряжением. В 1988 году погрузка достигла астрономической цифры – 4,1 миллиона тонн, грузооборот приблизился к 4 триллионам тонно-километров, а пассажирооборот перешагнул рубеж 400 миллиардов пассажиро-километров. Такого еще не знала мировая практика [1]. Возрастало и техническое оснащение железных дорог. В эксплуатацию поступали новые тепловозы и электровозы, большегрузные вагоны, специализированный подвижной состав.
|
Техническое перевооружение магистрали позволило сахалинским железнодорожникам справляться с непрерывно возрастающим объемом перевозок народнохозяйственных грузов. К 1975 году грузооборот Южно-Сахалинского отделения ДВЖД возрос в 7 раз по сравнению с 1946 годом; средняя масса грузового поезда за этот же период увеличилась в 3 раза; производительность труда в перевозочной работе – в 5,5 раза; скорость движения поездов – в 1,5 раза [3].
|
Разработкой актуальных научно-технических проблем, связанных с особенностями эксплуатации железных дорог острова, занимались специалисты Южно-Сахалинского отделения ДВЖД. В 1971 году после окончания Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта прибыл на Сахалин А.Б.Васильев, начавший здесь свою трудовую деятельность в должности старшего инженера лавинообвальной группы Южно-Сахалинской дистанции пути.
Таблица 2. Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования в Сахалинской области, млн. пассажиро-км*
Постоянно проводилась работа по рационализации доставки грузов, ликвидации встречных и короткопробежных перевозок, сокращению простоя вагонов, принимались меры по обеспечению своевременной выгрузки вагонов. Для увеличения объемов выгрузки дополнительно строились удлиненные подъездные пути, устанавливались новые подъемные краны, сооружались склады. |
* * *
С распадом Советского Союза каждое суверенное государство обрело свою железнодорожную сеть К этому времени железные дороги России начинают работать в сложных условиях становления рыночной экономики. Основные принципы деятельности отрасли на современном этапе определил Указ Президента России от 23 апреля 1992 года "Об особенностях управления предприятиями и объектами железнодорожного транспорта Российской Федерации". В нем устанавливалось, что железнодорожный транспорт представляет собой единую производственно-хозяйственную единицу, функционирующую при условии централизованного управления с учетом специфики взаимодействия между его предприятиями и организациями, связанными с обеспечением повышенных требований к организации и безопасности движения поездов. Практическая реализация основных положений этого Указа позволила создать по существу новую, достаточно эффективную транспортную систему управления железнодорожным транспортом, которая разумно сочетает экономическую самостоятельность железных дорог с централизованным управлением перевозочным процессом.
|
* * *
Однако кризисные явления в российской экономике, сопровождающие переход к рыночным отношениям, неизбежно коснулись и Сахалинской области, которая из-за географической изолированности оказалась в более сложном положении по сравнению с другими регионами центральной части страны, Сибири и Дальнего Востока. Высокий уровень инфляции, систематические неплатежи заказчиков, обвальный рост цен на все виды товаров, и прежде всего на энергоносители, ударили по экономике мощным спадом производства во всех отраслях экономики Сахалина и Курильских островов, снижением жизненного уровня и покупательной способности населения. Это не могло не отразиться на показателях деятельности Сахалинской железной дороги. Так, если с 1980 по 1989 год ежегодный грузооборот составлял 1958,1-2436,3 миллиона тарифных тонно-километров, то с 1990 года началось его резкое сокращение, и в 1994 году он снизился до 759,6 миллиона тонно-километров. Стабильные пассажирские перевозки, постоянно возраставшие с 1980 до 1992 года от 320,7 миллиона человек до 595,1 миллиона человек в год, с 1993 года также значительно пошли на спад.
|
* * *
История развития железнодорожного транспорта Сахалинской области за последние полвека, прошедшие после окончания Великой Отечественной войны, связана с именами многих сотен замечательных людей – высококвалифицированных инженеров, техников, рабочих, руководителей – организаторов производства, без которых невозможно представить деятельность островной магистрали. Наряду со специалистами железнодорожного профиля, в учреждениях подведомственных Сахалинской железной дороге трудятся немало медицинских и педагогических работников, строителей, обслуживающего персонала.
Действовавшая в течение десятилетий советской истории система стимулирования труда отдавала явное предпочтение моральным факторам, игравшим немаловажную роль в поддержании престижа и общественного авторитета работников железнодорожного транспорта. Достаточно сказать, что с 1980 по 1995 год за отличный и многолетний труд, инициативу и большой вклад в развитие производства свыше двух тысяч сахалинских железнодорожников награждены орденами и медалями Союза ССР и России. Среди них бригадир Поронайской дистанции пути М.С.Денисова, удостоенная орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Орденами Трудовой Славы двух степеней награждены клепальщик Южно-Сахалинского ТВРЗ А.Ф.Козлов, бригадир строительно-монтажного поезда № 368 Н.Г.Козуб, мостовой мастер Холмской дистанции пути М.Н.Рогачев, монтер пути Поронайской дистанции пути Г.И.Сечко. Многим работникам дороги присвоено звание "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации". В их числе дорожный мастер Южно-Сахалинской дистанции пути В.М.Лысенко, составитель поездов станции Холмск В.С.Хинич, машинист тепловоза депо Южно-Сахалинск М.П.Копанов, модельщик ТВРЗ А.Г.Новиков, электромеханик Южно-Сахалинской дистанции сигнализации и связи В.Г.Гейленко, ремонтник Южно-Сахалинского вагонного участка М.И.Белоусов, старший мастер по ремонту тепловозов депо Южно-Сахалинск И.И.Слуцкий, начальник отдела вагонного хозяйства отделения дороги Н.П.Хохлов, дежурная по станции Макаров В.Ф.Бех, механик-бригадир Южно-Сахалинского вагонного участка В.А.Карпенко, директор Южно-Сахалинского ТВРЗ Е.Г.Федотов и другие. За этот же период более 50 человек, многие из которых проработали на сахалинских линиях по 40 лет и более, отмечены высшей отраслевой наградой – знаком "Почетному железнодорожнику". Среди них В.Г.Панов, Е.М.Кучкин, В.И.Бутузов, Н.Е.Жежеренко, Г.Б.Ревазов, М.Т.Казанцев, А.С.Дуденков, В.Г.Жамский, Е.С.Антишин, Н.Г.Мищерин, С.Н.Вальсам, А.В.Ветров, И.А.Никитин, Н.В.Смирнов, В.Е.Цыганов, П.И.Пода и другие. Свыше 80 человек награждены именными часами министра путей сообщения СССР. Большая группа работников дороги отмечена почетными грамотами, дипломами, ценными подарками и другими поощрениями МПС. Наряду с техническим перевооружением хозяйства, управление Сахалинской железной дороги проводило и проводит большую работу по улучшению культурного и материального уровня жизни работников. Прежде всего это жилищное и социально-бытовое строительство, например в 1946 – 1975 годах для сахалинских железнодорожников было построено и сдано 402 тысячи квадратных метров жилья. Из них только в девятой пятилетке (1971-1975 гг.) – 65,7 тысяч квадратных метров. В середине 70-х годов на балансе Южно-Сахалинского отделения ДВЖД было 6 домов культуры и клубов, 22 детских дошкольных учреждения, 5 больниц и поликлиник, пионерский лагерь "Юный ленинец" на 750 мест с плавательным бассейном и другие объекты производственно-вспомогательной сферы [14]. Это был результат целенаправленной деятельности по формированию работоспособного и высокопрофессионального коллектива, сокращению текучести кадров. Среди самодеятельных театральных коллективов хорошо знаком сахалинцам народный театр при Доме культуры железнодорожников. Каждая новая его работа неизменно привлекает внимание зрителей, и нередко в дни премьерных спектаклей перед входом в Дом культуры можно услышать: "Нет ли лишнего билета?..." Чем объясняется такая популярность народного театра? Биография коллектива довольна типична. Как это часто случается, своим рождением театр обязан энтузиастам, людям страстно влюбленным в искусство. Их было двое – директор ДК железнодорожников Валерий Савченко и журналист Андрей Губер. Оба дипломированные режиссеры народных театров. Осенью 1973 года был проведен набор самодеятельных актеров. В марте 1974 года после премьеры спектакля "Оля и Саша" пришел первый успех. Особенно восторженно оценили зрители работу постановщика А.Губера и художника спектакля В.Савченко, нашедших интересное оформительское решение, отвечающее идее и духу спектакля. В ноябре того же года театр ДК железнодорожников впервые показал за пределами Сахалина на фестивале самодеятельного театрального искусства, проходившем в Хабаровске, спектакль "Один без ангелов". Жюри единодушно оценило талантливую режиссуру и игру артистов молодого театрального коллектива, отметив их дипломом 1-й степени. Осенью 1975 года самодеятельный коллектив ДК железнодорожников получил звание "народного театра". Популярность его возросла, и во многом этому способствовали новые постановки: "Валентин и Валентина" (режиссер В.Савченко) и "Прощание в июне" (режиссер А.Губер). С февраля 1976 года началась новая страница истории народного театра. Спектаклем "А зори здесь тихие..." по повести Б.Васильева коллектив убедительно заявил о своей профессиональной зрелости. Благодаря оригинальному сценографическому решению, интересному музыкальному и световому оформлению, спектакль прошел с большим успехом, глубоко взволновав зрителей запоминающимися образами защитников Родины. Показ этого спектакля на первом Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества принес народному театру почетное звание лауреата. Специальный приз за лучшую режиссуру получил его постановщик А.Губер. Приза за лучшее исполнение мужской роли удостоен Е.Бельжицкий. Лауреатами фестиваля стали все участники спектакля. Традиционно актерский состав народного театра складывается из рабочих и служащих Сахалинской железной дороги, учреждений и предприятий Южно-Сахалинска. Среди тех, кто особенно полюбились зрителю, В.Воронин, Е.Бельжицкий, И.Мальков, Т.Фидлер, Г.Еремина, Г.Мадышева, Ю.Андросенко и другие [15]. Отметив недавно двадцатилетний юбилей своего существования, коллектив театра вступил в пору творческой зрелости. |
* * *
В последние годы дестабилизация социально-экономической ситуации в России, в том числе и на Дальнем Востоке, неблагоприятно отразилась на положении с кадрами во многих отраслях экономики и социальной сферы области. К сожалению, не избежала этого и Сахалинская железная дорога. С 1992 по 1995 год общая численность работников дороги, занятых основной и вспомогательной деятельностью, сократилась на 12,5% и составила 9179 человек. Сокращение коснулось в основном работников производственно-вспомогательной сферы, а также рабочих и служащих закрытых железнодорожных станций и участков движения.
Конечно, вынужденное сокращение численности работников – процесс весьма болезненный. Избежать при этом крайностей и ошибок помогает продуманная система обеспечения занятости, активная роль профсоюзных комитетов и дорпрофсожа Сахалинской железной дороги по выполнению действующих коллективных договоров. К тому же, как гласит народная мудрость, – не бывает худа без добра. Возникшая в ходе рыночных реформ напряженность на рынке труда имеет и некоторые положительные стороны. Работники больше дорожат своим рабочим местом, растут их самодисциплина и ответственность. В свою очередь это положительно сказывается на состоянии трудовой дисциплины и производственных показателях. Так, в 1995 году число прогулов среди работников дороги сократилось по сравнению с предыдущем годом на 35,4%, а общее число случаев брака – на 37,0% [16]. Сохранению и улучшению кадрового потенциала способствует серьезная работа по подбору и расстановке кадров, а также сложившаяся в предыдущие годы система обучения и повышения квалификации. Одно из старейших учебных заведений области – Южно-Сахалинское профессиональное училище № 3 готовит специалистов на базе средней школы по специальностям: помощник машиниста тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава (локомотивов и вагонов), дежурные по станциям IV и V классов, проводник пассажирских вагонов, электромонтер СЦБ и связи. Расположенная в Южно-Сахалинске дорожно-техническая школа готовит машинистов локомотивов, а также осуществляет обучение смежным профессиям, ведет переподготовку и повышение квалификации по ведущим специальностям. В последние годы дортехшколу возглавляет заслуженный работник транспорта РСФСР В.Г.Пономаренко. Свой богатый профессиональный опыт и знания Виктор Григорьевич успешно передает нынешнему поколению сахалинских железнодорожников. В 1993 году на базе Южно-Сахалинского учебно-консультативного центра ХабИИЖТа, преобразованного в Дальневосточную академию путей сообщения (ДВГАПС), создан транспортный колледж с двухгодичным сроком обучения. После окончания колледжа студенты могут продолжить обучение на последующих курсах ДВГАПС по избранной специальности. |
* * *
Успешно развивается международное сотрудничество сахалинских железнодорожников с коллегами из стран азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего из Японии и Республики Корея.
|
Наверх | Почта | Подписка – Главная |
Реклама: аренда офиса в бизнес центре класса А |