VFF-S Шельф
Сахалин-2 Сахалин-1 Вниз

Сахалинский шельф. Оппоненты.
Полпред Пуликовский

  1. Проверяют режим СРП. «Регион». 03.07.03.
  2. Рекомендации полпреда – не совет соседу по даче. «Регион». 24.07.03.
  3. «Для них Россия – банановая республика». «Регион», 21.08.03.
  4. Полпред о сахалинском шельфе. «Регион», 02.10.03.
  • Акт проверки практики исполнения законодательства и Соглашений о разделе продукции при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». 04.07.03. (в отдельном окне)
    НАВЕРХ НАВЕРХ

    ПРОВЕРЯЮТ РЕЖИМ СРП

          По заданию полпреда президента РФ в ДФО К.Пуликовского представительная комиссия из Хабаровска проверяет ход реализации в Сахалинской области Соглашения о разделе продукции. Прошло десять лет, как оно действует, но до сих пор не утихают споры вокруг него. Недавние слушания в Государственной Думе показали, что потенциал крупных отечественных производителей не используется.
          По мнению многих авторитетных специалистов, действующий закон «О СРП» несовершенен и он ничего существенного России не дает. Более того, наша нефть вывозится за рубеж, а Россия фактически от этого до сих пор ничего не имеет, так как в соответствии с данным законом иностранная компания, которая занимается добычей углеводородного сырья на шельфе Сахалина, начнет расплачиваться с государством лишь после возмещения всех своих затрат по разработке этого месторождения и достижения уровня рентабельности в размере 17,5%.
          Согласно другой точке зрения на закон «О СРП» он является спасательным кругом для России, потому что способствует привлечению иностранных инвестиций в страну и развитию нашей экономики.
          По словам федерального инспектора аппарата полпреда В.Толмачева, далеко не все однозначно в Соглашении о разделе продукции. Более конкретные выводы комиссия сделает после проверки, которая должна завершиться 5 июля.

    © «Регион», № 26(291), 03.07.03.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛПРЕДА – НЕ СОВЕТ СОСЕДУ ПО ДАЧЕ

    ВЛАСТЬ И МЫ

          Выступая 5 июля на итоговом совещании в администрации области, полпред президента в ДФО Константин Пуликовский перед началом обсуждения результатов комплексной проверки в Сахалинской области, проведенной сотрудниками его аппарата, сказал следующее:
          «Результаты выполнения рекомендаций, которые дали наши работники почти два года назад, – (в августе 2001 г. – В.П.) – нас не радуют. Почему? Потому, что два года назад каждое наше замечание, каждая наша рекомендация согласовывалась с вице-губернаторами, руководителями департаментов и управлений администрации области, а также федеральных органов власти, с главами муниципальных образований. И они ставили подпись под этими документами, выражая тем самым свое согласие. Никто из вас не сказал тогда: «Нет, не согласен с этим, для нашей области это не характерно, это характерно для Приморского края или Якутии». Между тем такие случаи были во время аналогичных проверок в других регионах округа.
          Нынешняя проверка – 15-я по счету в ДФО. Сахалинская область – это уже пятый регион, где проводится повторная проверка, во время которой контролируется выполнение наших предыдущих рекомендаций. Были случаи, и нам доказывали, например, в Хабаровском крае, что наши рекомендации не совсем правильны. И мы затем приходили к взаимопониманию.
          Но прошло почти два года, и оказалось, что большинство наших рекомендаций в Сахалинской области не выполнено. Это просто игнорирование, это непонятное игнорирование. Это же не ваш сосед по даче посоветовал вам, как лучше сажать картошку. Подобное отношение вызывает недоумение. Не очень радует, как вы почти два года работали над исполнением наших рекомендаций. Я очень прошу, чтобы все наши замечания были учтены».

    ШИЛА В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ

          На этом представительном совещании с отчетами о проведенных проверках выступили руководители десяти комиссий. И каждый из них доложил о целом букете нарушений, вскрытых как в администрации области, так и во многих федеральных структурах.
          В последние годы некоторые областные СМИ, в той или иной степени подконтрольные областной администрации, упорно стараются внушить сахалинцам и курильчанам миф о том, что реализация шельфовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» принесет им если не райскую жизнь, то хотя бы такую, которая мало чем отличается от жизни в Арабских Эмиратах. Ангажированные журналисты и так называемые «независимые» ученые-эксперты не перестают заверять нас об экологической безопасности разработок нефтегазовых месторождений на севере Сахалина. А если какие-нибудь негативные факты с тех мест становились достоянием широкой общественности, то авторов подобных публикаций обличали чуть ли не во всех смертных грехах.
          Но шила в мешке не утаишь, и правда об истинном положении дел на шельфе все равно получает широкую огласку.
          Причем подлинную картину дают уже не журналисты, а ни от кого не зависящие специалисты, работающие в государственных структурах, которых трудно обвинить в предвзятости и необъективности. Проверка, проведенная работниками аппарата полпреда президента РФ в ДФО по исполнению законодательства и соглашения о разделе продукции при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», выявила немало серьезных недостатков. Самое интересное, что многие областные СМИ стыдливо о них умалчивают, не решаясь бросить тень на одно из самых любимых детищ Игоря Фархутдинова.
          Но вот что «накопала» комиссия во главе с заместителем начальника управления Дальневосточной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ Валерием Рулько, который озвучил их на этом совещании. Объективности ради надо отметить, что он говорил и о некоторых положительных сторонах осуществления данных проектов, но о них «официальные» СМИ уже немало порассказали в самых радужных тонах.

          В целом реализация проекта «Сахалин-2» (2-й этап) осуществляется с отклонением по срокам выполнения строительных работ от первоначально установленных комплексным планом освоения. Переход на круглогодичную добычу нефти на платформе «Моликпак» перенесена с ноября 2005 года на июнь 2006, а первая отгрузка сжиженного газа планируется в ноябре 2007 года вместо декабря 2006 года.
          В соответствии с условиями соглашений, проекты годовых программ работ и смет затрат на следующий календарный год, в соответствии с условиями СРП, должны предоставляться на рассмотрение и утверждение управляющих комитетов по проекту «Сахалин-1» не позднее 1 ноября текущего календарного года, а по «Сахалин-2» – не позднее 15 сентября. В нарушение данных требований годовую программу работ и смету расходов по соглашению «Сахалин-1» на 2002 г. утвердили 8 февраля 2002 года, на 2003 – 10 декабря 2002 года. По соглашению «Сахалин-2» все это сделали: на 2002 год – 7 февраля 2002, а на 2003 – только 15 мая 2003 года. В основном это вызвано длительной экспертизой программ и смет российской стороной.
          В настоящее время указанные проекты находятся в начальной стадии инвестирования – основная круглогодичная добыча нефти и газа начнется в 2006-2007 годах. В результате, налоговые поступления от проектов пока незначительные. За период с 2000 года до 1 июня 2003 года от оператора проекта «Сахалин-1» поступило в бюджет 130 млн. рублей, а возмещение НДС составило 693,8 млн. рублей. По проекту «Сахалин-2» поступило 2591,3 млн. рублей, из которых 1173 млн. рублей или 45% ушло на возмещение НДС.

    БЕЗ КОНТРОЛЯ – НЕ ЖИЗНЬ, А МАЛИНА

          «Из-за законодательного неурегулирования образовалась задолженность оператора проекта «Сахалин-2» за роялти (плату за пользование недрами), которая на 1 мая 2003 года составила 899,9 млн. рублей или $30 миллионов. Компания не перечисляет платежи, ссылаясь на задолженность российской стороны по возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 236,3 млн. рублей.
          Основной причиной уклонения инвестора от уплаты роялти явилось непринятие министерством по налоговым сборам (МНС) России действенных мер по урегулированию этой проблемы, возникшей еще в 1999 году, в том числе и на законодательном уровне.
          Контроль за налогообложением участников соглашений, в соответствии с действующим законодательством, возложен на управление МНС по Сахалинской области. Вместе с тем, за весь период реализации проектов, управлением проведено лишь три выездные проверки операторов по соблюдению налогового законодательства – в 1998, 1999 и 2003 годах. В ходе их выявлены нарушения и доначислены налоговые платежи на сумму $12 миллионов, а также установлено завышение сумм НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в сумме $3,5 миллионов. Эти нарушения опротестовываются в арбитражном суде.
          По результатам проверок Счетной палаты РФ установлено, что в соответствии с российским законодательством в соглашениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2» отсутствует нормативное ограничение возмещаемых затрат. Согласно соответствующим положениям СРП по указанным проектам в состав затрат включаются затраты компаний и родственных им организаций. Затраты возмещаются путем выделения этим компаниям части углеводородов, выручки от реализации продукции и дополнительной выручки, при условии, что они были произведены в соответствии со сметами, утвержденными УГО и Наблюдательным советом,
          Ситуация не изменилась и после принятия «Положения о составе и пррядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции», утвержденного постановлением правительства РФ от 3 июля 1999 г. № 740. В нем сказано, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу ФЗ «О соглашениях и разделе продукции», применяются условия определения возмещаемых затрат, вычитаемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установленные указанными соглашениями.
          В ходе проверок КРУ Минфина РФ в Сахалинской области и ревизий учетной документации операторов проектов выявлены значительные суммы расходов, необоснованно отнесенных, по мнению КРУ Минфина, на возмещаемые затраты. За 1998, 2000 и 2001 годы эта сумма составила $72 миллиона, в том числе: по проекту «Сахалин-1» – $31,1 миллиона, «Сахалин-2» – $41,4 миллиона».
          (От автора. Вне всякого сомнения, что подобная практика иностранными инвесторами осуществлялась также и в 1999, и в 2000 годах. По всей вероятности, эти расходы составили не менее нескольких десятков миллионов долларов).
          «Затраты, не подтвержденные первичными оправдательными документами, которые не позволяют раскрыть характер расходов, и подтвердить их связь с проектами составили $33,8 миллиона».
          (От автора. Хорошо живется там, где нет контроля – не жизнь, а малина. Десятки миллионов «зеленых» потрачены неизвестно на что. И, быть может, даже на взятки кое-кому?..) А что, и такой вариант не исключается. Поди теперь проверь, документов-то никаких нет).
          «Из-за несоблюдения методики исчисления косвенных затрат, а также из-за расходования средств на управленческий и вспомогательный персонал офисов компаний, расположенных за пределами Сахалинской области, без применения ограничений, установленных Соглашением о разделе продукции по проекту «Сахалин-1», необоснованно предъявлено к возмещению $28,1 миллиона.
          Необоснованное включение в состав возмещенных затрат, не предусмотренных заключенным соглашением, составило $10,6 миллионов. Сюда вошли такие расходы: оплата судебных издержек, санкций, штрафов, пеня – $8,2 млн.; оплата обучения членов семей работников компаний – $0,2 млн.; услуги сторонних организаций, не связанных с проектом – $0,6 млн.; оплата банкетов, фуршетов, подарков, презентов (в том числе и для представителей российской стороны – $0,2 млн.; на спонсорство и благотворительную деятельность – $0,4 млн.; на приобретение жилья для пограничников и обучение сотрудников Сахалинской таможни – $0,3 миллиона.»

          (От автора. Хотелось бы знать, кому из «людей в зеленых фуражках» купили квартиры и кто из таможни обучался за счет «щедрых спонсоров»),
          «В соответствии с постановлением правительства РФ № 86 от 2 февраля 2001 года, проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно, контроль за устранением выявленных нарушений, возложены на Минфин России. Но до настоящего времени Минфин не направил в адрес управляющих проектами комитетов соответствующих заключений и предложений по своим же актам».
          (От автора. Проверили ревизоры и на этом тишина. Дерзайте, ребята, и дальше).
          «Вместе с тем и управляющие комитеты во главе с сопредседателями (замминистром Минэкономразвития и губернатором Сахалинской области) не проявляют должной настойчивости в рассмотрении материалов ревизий на заседаниях УГО и Наблюдательного совета».
          (От автора. А может, и не хотят! Оно им надо? Не их же личные деньги расходуются как Бог на душу положит, так зачем же прыть проявлять).
          «Реализация проекта «Сахалин-2» вызывает ряд существенных замечаний. Вместо применения передовых природоохранных технологий, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды, компания-оператор добилась временного снижения рыбохозяйственной категории участка шельфа северо-восточного Сахалина в зоне нефтедобычи. Не обеспечивается своевременное и беспрепятственное посещение платформы инспекторами «Сахалинрыбвода».

          Комиссия считает, что реализация проектов «Сахалин– 1» и «Сахалин-2» оказывает определенное влияние на экономическое развитие области, способствует развитию инфраструктуры. Вместе с тем, контроль за соблюдением всех условий соглашений осуществляется недостаточно как со стороны федеральных органов власти, так и администрации области».

    Валерий ПЛОТНИКОВ, г.Южно-Сахалинск.
    © «
    Регион», № 29(294), 24.07.03.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    «ДЛЯ НИХ РОССИЯ – БАНАНОВАЯ РЕСПУБЛИКА»

    ШЕЛЬФ

          В июне этого года комиссия из аппарата полпреда президента РФ в ДФО проверила, как в нашей области выполняются федеральные законы и соглашение о разделе продукции при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Большое внимание «ревизоры» из Хабаровска уделили также соблюдению иностранными компаниями, работающими на шельфе северного Сахалина, требований водного и экологического законодательства Российской Федерации. В своей работе они тесно сотрудничали с областными природоохранными организациями, осуществляющими контроль за деятельностью этих зарубежных фирм. И эта проверка выявила немало серьезных недостатков и примеров самого откровенного игнорирования российских законов.

    ЩЕДРЫ НА ПОСУЛЫ, ДА СКУПЫ НА ДЕЛА

          В «Обзоре деятельности компании «Сахалин Энерджи» за 2002 год его составители весьма претензионно заявили следующее: «В реализации проекта (имеется в виду «Сахалин-2») компания прилагает все усилия к соблюдению или превышению российских и международных стандартов в области управления вопросами охраны труда и окружающей среды». Громко сказано, но чего только не сделаешь ради, как говорят японцы, «сохранения своего лица».
          Реализация проекта «Сахалин-2» началась еще в 1988 году и практически с самого начала у компании возникли разногласия с самыми различными контролирующими организациями. Она всяческими путями и методами пытается снизить планку того ущерба, который разрешено наносить окружающей среде.
          Технико-экономическое обоснование первого этапа проекта, получившее положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусматривало проведение компенсационных мероприятий на сумму $1,8 миллионов. Но компания, используя формулировку в заключении госэкспертизы о возможности корректировки, отказалась от расчета, выполненного ТИНРО-центром на основе многолетних научных наблюдений, и поменяла подрядчика. Новый исполнитель, действуя по принципу: «Чего изволите?», произвел расчет прогнозируемого ущерба рыбным запасам в том районе, основываясь лишь на результатах научных наблюдений, сделанных во время всего одного рейса научно-исследовательского судна «Д.Песков». По логике вещей, такие «научные» данные, именуемые в народе «среднепотолочными», ни в коем разе нельзя принимать всерьез. Но у иностранцев своя «метода», на основании которой они, взяв за основу итоги разовых «исследований», одним росчерком пера уменьшили сумму предполагаемого ущерба рыбным запасам аж в 6 раз! И что самое поразительное – эта манипуляция с цифрами компании удалась.
          Между тем загрязнение моря в том районе идет весьма интенсивно.
          Это убедительно подтверждают результаты проверки, проведенной 15 июня 2000 года, в ходе которой установили следующее: происходит постоянное превышение норм сброса, установленных лицензией на водопользование для компонентов буровых растворов. Вместо того чтобы вывозить данные компоненты в емкостях на берег или закачивать глубоко под воду в пласт, их «сплавляют» за борт, видимо в качестве «подкормки» для морских обитателей. Данный пример – не плод фантазии журналиста, он взят из справки, подготовленной для комиссии специалистами ФГУ «Сахалинрыбвод».
          И уже ни в какие рамки не укладывается тот факт, что на платформе «Моликпак» на водозаборе вообще «забыли» установить рыбозащитное устройство. А это уже является грубейшим нарушением условий согласования и заключения государственной экспертизы.

    ПОДДЕРЖКА «УЧЕНЫХ» МУЖЕЙ

          Расхождения между обязательствами компании по «соблюдению» и даже «превышению» российских и международных стандартов и тем, что она творит на самом деле – просто огромные.
          Вместо применения передовых природоохранных технологий для предотвращения ущерба, наносимого окружающей среде, она добилась временного и локального снижения категорий участка шельфа северовосточного Сахалина в зоне добычи нефти. И благодаря этому получила возможность не соблюдать ряд положений природоохранного законодательства России. Например, требований по ведению хозяйственной деятельности в пределах водных объектов высшей рыбохозяйственной категории.
          Определение рыбохозяйственной ценности водоемов имеет огромное значение для их защиты от неблагоприятного воздействия со стороны человека, способствует сохранению и приумножению водно-биологических ресурсов. Наивысшую степень охраны от загрязнения имеют водные объекты, получившие статус высшей рыбохозяйственной деятельности. Российское законодательство полностью запрещает сброс в них любых отходов и сточных вод, в том числе даже очищенных. В водные объекты первой и второй категории их сброс разрешен.
          25 июня 2001 года на свет появился приказ № 190 Государственного Комитета по рыболовству РФ под названием «Об определении рыбохозяйственной ценности Охотского моря в районе участков нефтегазоносных месторождений «Сахалин– 1», «Сахалин-2» на северо-востоке острова Сахалин». В нем, в частности, сказано, что «на основании решения расширенного Ученого совета ВНИРО (протокол № 7 от 29 марта 2001 года) установить в Охотском море в районе лицензиционных участков нефтегазоносных месторождений «Сахалин-1» и «Сахалин-2», временно, до 31 декабря 2003 года первую рыбохомйственную категорию».
          Данный приказ, позволяющий по существу игнорировать необходимость проведения различных природоохранных мероприятий, дал возможность «Сахалин Энерджи» получить «добро» от Государственной экологической экспертизы на реализацию программы второго этапа бурения с платформы «Моликпак» (проект поддержания пластового давления), и на сброс в море значительной части вредных отходов. Почему «ученые» мужи дали свое согласие на нанесение непоправимого ущерба морской фауне и флоре – об этом можно только догадываться. В погоне за сверхприбылями иностранные компании в России не жалеют средств и пускают в ход самые различные способы для получения желаемого результата.
          Этот район был отнесен к высшей рыбохозяйственной категории на веских основаниях: там находятся пути миграции лососевых. И только одна организация – ФГУ «Сахалинрыбвод» – продолжает настойчиво добиваться отмены этого пресловутого приказа, не поддается мощному нажиму пришлых нефтяников и их «сторонников».

    РОССИЙСКИЕ ЗАКОНЫ НЕ ДЛЯ НИХ

          Специалисты ФГУ «Сахалинрыбвод» обязаны не менее одного раза в год проводить проверку деятельности «Сахалин Энерджи», а по тревожным сигналам немедленно выезжать на место для разбирательства. Но компания, в нарушение п. 6 ст. 14 «Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и территориальном море РФ» (кстати, утвержденного постановлением Правительства РФ № 44 от 19 января 2000 г.), всячески препятствует своевременному посещению инспекторами платформы «Моликпак». За это в 2000 году ее оштрафовали. Но что для такой компании штраф, тем более что ее владельцы оплатили его не из своего кармана, а из так называемых «возмещаемых затрат», которые используются ими бесконтрольно, как Бог на душу положит.
          После этого зарубежные нефтяники изменили тактику поведения. В ход пошли более изощренные способы. Компания стала систематически препятствовать работе инспекторов «Сахалинрыбвода» под различными предлогами: отсутствие транспорта для их доставки с берега на платформу; нехватка свободных мест на ней; короткий, якобы, срок, за который ее уведомили о предстоящей проверке; предоставления дополнительных разрешений на проведение плановых проверок; и даже выражала свое неудовольствие составом комиссии. В общем, вела себя так, словно она здесь полноправный хозяин. Российские законы ей не указ.
          При рассмотрении ТЭО второго этапа комплексного освоения Пилътун-Астохского и Лунского лицензионных участков оказалось, что компания даже не разработала конкретные мероприятия по компенсации ущерба, который она нанесет рыбному хозяйству. Более того, сведения о технологических и строительных решениях, а также объемах предстоящих работ она представила недостаточные и, к тому же, противоречивые.
          Практически до последнего времени «Сахалин Энерджи» не вела работы по уточнению состава и проектированию компенсационных мероприятий, поэтому начать их в опережающие сроки практически невозможно.
          А это уже является грубейшим нарушением ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

    ВМЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

          Оценка состояния окружающей среды в районе НДК «Витязь» определяется на основании отчетов о ежегодном экспедиционном мониторинге (комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды), который, на основании Водного кодекса и других федеральных законов, компания обязана делать и своевременно представлять отчетные данные в «Сахалинрыбвод». Но, как выяснилось, отчеты за 1998 и 1999 годы «Сахалин Энерджи» представила только в 2000 году, при этом полученные материалы не содержали первичной информации. «Сахалинрыбвод» дважды запрашивал ее, но получил отказ. Поэтому по данному, просто вопиющему, факту был составлен протокол об административном правонарушении и наложен штраф. И удивительное дело, компания посчитала себя незаслуженно обиженной и трижды пыталась обжаловать это решение в судах различной инстанции, но бесполезно.
          Необходимость проведения экологического мониторинга, как системы регулярных наблюдений за гидрологическими и гидрохимическими показателями, состоянием водных объектов, морской среды и донных отложений, за распространением, численностью и физическим состоянием объектов животного мира, оговорена в законах РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», в Водном кодексе. Но вопреки этому в июне 2002 года компания заявила о том, что решила отказаться от проведения локального мониторинга. И только после того, как в сентябре того же года «Сахалинрыбвод» выдал ей предписание, она предоставила программу судового экологического мониторинга в районе платформы «Моликпак» на 2002 год.
          После знакомства с ней оказалось, что это самая настоящая филькина грамота, к тому же не утвержденная руководителями «Сахалин Энерджи». В нее, без всякого на то научного и юридического обоснования, «новаторы» из компании внесли изменения по сужению схемы расположения станций и сокращению объема работ. Естественно, «Сахалинрыбвод» вернул программу на доработку. Но и это не остановило руководителей компании. Безнаказанность порождает вседозволенность. В прошлом году, например, компания провела судовой мониторинг по своей программе, не согласовав ее с «Сахалинрыбводом» и не получив специального разрешения на проведение научно-исследовательских работ.
          Несмотря на неоднократные запросы «Сахалинрыбвода», отчет о результатах исследований компания так и не представила. По этому факту было вынесено предписание, а затем 22 мая 2003 года составлен протокол о неисполнении предписания должностным лицом. Сейчас эти материалы рассматриваются в суде.

          Ознакомившись со справкой комиссии полпредства, невольно приходишь к неутешительному выводу: «Сахалин Энерджи» не стремится к взаимодействию с природоохранными организациями и нисколько не озабочена сохранением окружающей среды. Компания действует по принципу: собака лает, а караван идет. Бумажные войны и судебные разбирательства не стали преградой для ее активной деятельности, она упорно гнет свою линию, не получая должного отпора ни от администрации области, ни от областной Думы. Похоже, что полученные и ожидаемые инвестиции напрочь лишили многих наших руководителей слуха и зрения.
          В конце справки сказано следующее: «Принимая во внимание долгосрочность проекта «Сахалин-2» (30-40 лет) вызывает серьезную озабоченность подход СЭИК («Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, лтд.»), обладающей огромным финансовым потенциалом, нанимать различного рода подрядчиков (за счет возмещаемых затрат) не для привлечения передовых природоохранных технологий, а для обоснования возможности осуществлять свою деятельность на Сахалинском шельфе по сложившейся практике работы в режиме развивающихся стран».
          Сказано слишком мягко – дипломатично. Специалисты, не владеющие языком дипломатии, дают более прямолинейные оценки. Один из инспекторов «Сахалинрыбвода», не понаслышке знающий истинное положение дел в том районе Охотского моря, сказал так: «Для них (имеются в виду руководители «Сахалин Энерджи») Россия – та же банановая республика, где можно делать все что угодно, не опасаясь быть наказанным».
          К этим словам трудно что-либо добавить.

    Валерий ПЛОТНИКОВ, г.Южно-Сахалинск.
    © ««
    Регион», № 33(298), 21.08.03.


    НАВЕРХ НАВЕРХ

    ПОЛПРЕД О САХАЛИНСКОМ ШЕЛЬФЕ

          «Освоение нефтегазового шельфа на Сахалине идет по плану», – считает полпред президента РФ в ДФО Константин Пуликовский.
          Как известно, он по поручению Владимира Путина сейчас уделяет особое внимание работе органов власти Сахалинской области и в целом социально-экономическому положению островной территории, сообщили из пресс-службы полпредства. Ведущей отраслью региона является нефтяная, а наиболее перспективными считаются шельфовые проекты.
          По мнению К.Пуликовского, сегодня трудно говорить о пользе сахалинских нефтегазовых проектов, необходимо подождать 2006 года, когда проекты начнут окупаться и давать прибыль.
          «Сахалин вышел на 2-е место по вложению инвестиций после Москвы, а по объему подрядных работ на 1-е место по Дальнему Востоку. Около 30% населения Сахалина заняты в нефтегазовой промышленности. Но говорить, что все однозначно хорошо, – неправильно, – отметил полпред, – некоторые условия соглашения о разделе продукции кабальны, но тогда не было другого выхода. Если бы их заключали сегодня, то, видимо, все было бы иначе».
          К.Пуликовский сообщил, что в нефтегазовой отрасли Сахалина отмечено значительное увеличение объемов производства. Благодаря именно этой отрасли в область продолжают идти инвестиции.

    © ««Регион», № 39(904), 02.09.03.


    Смотрите также: (в отдельном окне)
  • Материалы Общественных слушаний по Второму этапу проекта «Сахалин-2»
  • Комментарии и предложения общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» по реализации Второго этапа проекта «Сахалин-2»
  • Впервые на Сахалине выигран суд о защите права граждан на экологическую информацию
  • Материалы расследования по факту массовой гибели сельди тихоокеанской в заливе Пильтун в июне 1999 года
  • Сахалинские шельфовые проекты под прицелом западной прессы
  • Требования общественных экологических организаций в отношении нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»
  • Хочется жить в чистом мире
  • Доклад о рыбохозяйственной ценности залива Анива
    НАВЕРХ ПОДПИСКА ПОЧТА КНИГА
    /sh/w/pp03.htm
    Реклама:
    Hosted by uCoz